Куклотерапия как метод психологической коррекции

Содержание скрыть

Куклотерапия — это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.

Раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы.

Среди известных методов предупреждения и преодоления детских страхов в последние годы куклотерапия начинает приобретать достаточно большое значение.

  1. История куклотерапии

Человека так давно окружают куклы, что, незаметно для себя, он приноровился решать с их помощью самые разнообразные проблемы: от психологических до сексуальных.

На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. А «сугубо детский» кукольный театр, или «театр Петрушки», до начала XX века вообще показывал исключительно спектакли «для взрослых». Так что неудивительно, что весьма серьезные дяди и тети поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентурой являются как дети, так и взрослые.

Автора термина «куклотерапия» уже не сыскать, но, известно, что сама практика лечения куклами существует довольно давно. Сама практика лечения куклами существует довольно давно. Например, невропатолог Малколм Райт из Уэльса еще в 1926 году использовал кукол и кукольный театр для снятия неврозов, связанных с прививкой, у детей.

16 стр., 7932 слов

Использование куклотерапии в работе с заикающимися детьми старшего ...

... куклотерапия. По мнению Якоб Леви Морено: куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний. Кукла ... более 85% заикающихся – дошкольников стали заикаться в ... детей. Ведущим нарушением при заикании, часто считают моторный дефект, выражающийся, в частности, в судорогоподобном напряжении лицевой мускулатуры в момент речи. Следует добавить, что в существующих ...

Истоки куклотерапии можно найти в психодраме Морено. В 1940 году Якоб Леви Морено основал в США Институт социометрии и психодрамы. Он решил воспроизводить в условиях клиники те самые ситуации, которые наиболее травмировали его пациентов, и для этого создал специальный лечебный театр, который назвал психодрамой. Врачи вместе с больными и их родственниками писали достаточно простые сценарии и совместными усилиями ставили спектакль. Зрительный зал тоже состоял из больных, родственников и лечебного персонала.

Ф. Зимбардо,

  1. Куклотерапия в веках

Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными возможностями. Куклы-обереги на Руси использовались для семейных и общественных обрядов, на Ближнем Востоке шаманы лечили переломы с помощью кукол. Для этого изготавливалась кукла с переломанной конечностью, над ней читали заклинание и выпрямляли или наращивали конечность, потом куклу дарили пациенту, и конечность быстро срасталась.

В Африканских племенах шаманы делали кукол из глины и воска, и лечили сначала куклу, ведь считалось, что при лечении шаманы открывают дверь в иной мир и духи, привлеченные слабостью больного, таким образом, не могли ему навредить.

В Восточной Европе применялся оригинальный способ лечения больных: для этого делали куклу без лица из соломы или тряпок и внутрь зашивали уголь или осиновую чурочку. После этого куклу клали в постель больного, а как только болезнь переходила на куклу, ей рисовали лицо и торжественно сжигали.

В Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет.

Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть, и начал выздоравливать.

  1. Описание метода куклотерапии

Цель куклотерапии, Функции куклотерапии

  • коммуникативная — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационная – снятие эмоционального напряжения;
  • воспитательная – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
  • развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
  • обучающуая– обогащение информацией об окружающем мире.

Методика и этапы работы кукольного театра

1 . Диагностика. Отбор детей с повышенным уровнем тревожности для участия в спектакле куклотерапии.

12 стр., 5764 слов

Психотерапевтические методы работы с детьми: игротерапия, драматерапия, ...

... куклотерапии Описать метод песочной терапии В структуру курсовой работы входят 3 главы, после каждой из них есть выводы. 1. История создания психотерапии для детей. ... взаимоотношение ребенка с окружающей средой. В детской психотерапии существует множество различных подходов. Однако выделяются 2 ориентации в психотерапии детей: Работа психотерапевта непосредственно с ребенком; Работа психотерапевта ...

2. Подготовка к спектаклю:

  • отбор репертуара для детского кукольного театра (выбор сценария будущего спектакля, внесение “ситуаций повышенной тревожности”), эмоциональная подзарядка детей, психологическая поддержка детей в момент выхода к зрителям; изготовление облегченных кукол для детей, привлечение детей-актеров к созданию образа куклы;
  • начало вживания в образ куклы;
  • изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка.

3.Рассказ и беседа по сценарию спектакля:

  • альтернативный выбор: “Кто бы кого хотел сыграть?”; распределение ролей с учетом изученных особенностей ребенка;
  • внутреннее самоопределение, анализ внутренних резервов самим ребенком, “примерка” к роли; “Я очень хочу сыграть”, “Я сделаю все, чтобы сыграть”.

4. Встреча с родителями детей. Выработка правильного стиля взаимодействия с ребенком в семье.

5. Репетиции по отдельным сценкам.

6. Использование анализа детей.

7. Видеосъемка отдельных сцен спектакля и просмотр с обсуждением.

8. Проигрывание отдельных сценок в театральных уголках.

Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов

Игра с куклой, Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол.

2. Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

В куклотерапии используются такие варианты кукол:

  • куклы-марионетки,
  • пальчиковые куклы,
  • теневые куклы,
  • веревочные куклы,
  • плоскостные куклы,
  • перчаточные куклы,
  • куклы-костюмы

Куклы-марионетки.

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

9 стр., 4347 слов

«роль речи и родного языка в развитии ребенка дошкольного возраста»

... и речи в развитии детей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть роль родного языка и речи в личностном развитии ребенка, Рассмотреть развитие теории и практики обучения детей родному языку и речи. 1. Роль родного ...

Пальчиковые куклы., Теневые куклы.

Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.

В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол., Веревочные куклы., Плоскостные куклы., Перчаточные куклы., Объемные куклы.

Типы вождения кукол

Снаружи — ребенок управляет стоящими куклами, объемными куклами.