Карл Густав Юнг «Аналитическая теория личности»

Теребень С.О.

Преподаватель:

НемковичО.В

Карл Юнг выдвинул теорию личности, в которой доминирующая роль отводится бессознательному. Для Юнга,однако, либидо было главным образом не сексуальной, а скорее психологической энергией в широком понимании, имеющей духовное начало. Юнг был убежден, что наиболее интересное личностное развитие происходит в зрелом возрасте, а не в детстве. Именно этим обьясняется его заинтересованность в будущем личности, в противоположность фрейдовской сосредоточенности на прошлом.

Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Он утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами; происхождение которых вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеций глубокие корни духовный материал, который и обьясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Воззрения Юнга на личность человека являются, возможно, наиболее сложными, неортодоксальными и наиболее полемическими в персоналогической традиции. Он создал уникальную, представляющую огромный научный интерес теорию, заметно отличающуюся от всех других подходов к изучению личности.

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимоднйствующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

ЭГО является центром сферы сознания в нем нет бессознательных моментов, оно имеет только сознательное содержа, образованное из личного опыта. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целосность, постоянство и воспринимаем себя людьми. ЭГО служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности. Ничто не может стать сознательным без прохождения через ЭГО- «сторожа сознания». ЭГО необходимо для того, чтобы почувствовать личностное тождество, без которого нас затопят ощущения, мысли, чувства и воспоминания повседневной жизни.

ЭГО также центр нашей воли. Оно дает возможность достигать сознательных целей.Для силы воли,однако, существуют пределы, связанные с ограниченностью самого сознания. Используя метафору Юнга, можно сказать, что ЭГО- часть личности, но не ее центр. Многие люди слишком тесно отождествляют себя со своим сознанием, в результате помещая его в центр личности. Вероятно, наиболее обычный способ нарушить равновесие личности, особенно в первой половине жизни,-это слишком близкое отождествление себя с сознательным опытом и намерениями. Юнг называл это эго-инфляция. В теории Юнга чрезмерная сосредоточенность на ЭГО представляется нежелательной. В сущности, рост усиливает в душе работу, направленную на раскрытие подобных отождествлений и приводящую к осознанию драматической очевидности ограничений ЭГО, таких как «сгорание» на работе или неудача в браке.

5 стр., 2371 слов

Психоанализ К. Юнга. Учение о «коллективном бессознательном»

... бессознательным. В 1907 г. Юнг встречается с человеком, оказавшим, пожалуй, наибольшее влияние на его дальнейшую судьбу - он становится учеником "отца психоанализа" ... наиболее загадочная и таинственная и Юнг, безусловно, не мог обойти ее своим вниманием. Это - древние эзотерические знания: оккультизм, магия, астрология, алхимия... В 1902 г. Юнг ... (глубинное ядро личности, наделяющее жизнь смыслом), ...

С другой стороны, но не так часто, психическая инфляция может быть результатом переоценки бессознательного. Мистические и спиритические медиумы, так же как и психотики, страдают именно от психического дисбаланса такого рода. «Лекарством» для любого типа психической инфляции является индивидуация, включающая в себя приобретение соответствующего равновесия между сознанием и бессознательным.

Личное бессознательное.

Анима или анимус и тень вместе составляют то, что Юнг называл личным бессознательным. Это бессознательное каждого индивида, развивающееся благодаря уникальному опыту человека. Тень находится ближе к сознанию, чем анима(или анимус), поэтому может и должна быть ассимилирована в сознание. Во время этого процесса человек лучше начинает осозновать личные недостатки и принимать их в себе и других- в тех, на кого они моглибы быть спроецированы. Анима или анимус лежат в личном бессознательном намного глубже, но большая их часть также может быть дифференцирована и сделана сознательной. Как только это происходит человек развивает больше андрогинных качеств.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты.В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, Юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоцианально заряженых мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованы вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

Коллективное бессознательное.

Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоцианального прошлого. Как говорил сам Юнг,»в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эмоции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

10 стр., 4607 слов

Изучение проблемы бессознательного, подходы к определению

... проблем определенного человека. Поэтому целью данной курсовой работы явилось - анализ и обобщение теоретических данных на тему проблема бессознательного. Из данной цели вытекают соответствующие задачи: ... оно связано с использованием второй сигнальной системы человека, называющей преобразующей соответствующие образы. В качестве примера образного сознания человека можно назвать искусство, литературу, ...

Юнг высказывал теорию о том,что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов. Архетипы- врожденные идеи или воспоминания, которые предраспологают людей воспринимать, переживать и реогировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предраспологающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действияв ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоцианально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации- например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

Юнг пологал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего обьекта или ситуации. Он считал, что понимание архетипических символв помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количесво архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое в теоритической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.Однако Юнг предупреждал о том , что если этот архетип преобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоцианального опыта.

Персона имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Доминирующая персона может задушить индивидуальность; те, кто отождествляют себя со своей персоной начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей и «фасада». Юнг называл также персону «архетипом конформности». Вместе с тем персона не только негативна. Она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона- прекрасное орудие коммуникации. В греческой драме актеры смело надевали маски ясно-хотя и несколько стереотипно- сообщая публике о характере и положении роли, которую играет каждый актер. Когда мы начинаем действовать определенным образом, играть определенную роль, наше Эго постепенно меняет направление.

16 стр., 7758 слов

Стареющая личность и образ жизни

... человека в пассивном или активном образе жизни. Настоящая работа посвящена процессу старения, старости и влиянию на нее образа жизни. В первой главе курсовой работы мы ответим на вопрос, что значит ... мы выясним, насколько для них важны вопросы как физического, так и психологического здоровья. 1.Стареющая личность и образ жизни 1.1 Что значит стареть? Изучение вопросов, связанных с заключительным ...

В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши сексуально неприемлимые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслсждаться здоровой и творческои жизнью.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус- внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайне мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются мужские, и женские гормоны. Этот архетип как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом.Юнг настаивал на том, что анима и анимус , как и все другие архетипы, олжны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самореализации.

Самость- наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и обледенены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целосность. Таким образом в понимании Юнга развитие самости- это главная ценль человеческой жизни.

Основным типом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности(абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка).

По Юнгу, целостность и единство <Я>, символически выражены в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях , мифах, в релегиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целосности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души- сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достич невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознаиельных. Поэтому достижение зрелого <Я> требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

В отличии от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющим для поведения человека являются только события прошлого(особенно психосексуальные конфликты).

14 стр., 6651 слов

» Психология» » Понятие о личности и пути ее развития»

... обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается и проявляет себя как личность. Цель данной курсовой работы:, Объектом исследования:, ... и своим психическим развитием . Все психические процессы протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее. Зависимость психических процессов от личности как ...

С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как <обретение самости>, являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повториться в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель- это полная реализация <Я>, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно породолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация- это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивиуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализацией. Он считал, что это конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

юнг личность бессознательный