Ислам как культурное явление

Введение, ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА

Исламская культура не была мусульманской в буквальном смысле этого термина, поэтому нельзя ставить знак равенства между этими понятиями. Во-первых, по своим историческим истокам культура Халифата выросла на почве домусульманских культур и цивилизаций Востока (египетской, вавилонской, сирийской, иранской и индийской) и Запада (эллинистической).

Во-вторых, в ее создании принимали участие не только приверженцы ислама, большой вклад внесли также зороастрийцы, христиане, иудеи и буддисты. В-третьих, идеологическое господство ислама не носило тотального характера, и мусульманство не сумело в полной мере подчинить себе ряд компонентов и измерений традиционной культуры народов, вошедших в состав Халифата.

Ее характеристика как мусульманской классической культуры Халифата, распространяемая не только на форму, но и на содержание; не только на культуру в целом, но и на все ее составляющие в отдельности (от философии и музыки до живописи и архитектуры) несостоятельна. Несостоятельны и попытки панисламистов выдавать специфически-мусульманские традиции за традиции культурные, свойственные якобы всем народам, исповедующим ислам. Он, конечно, наложил существенный отпечаток на общий облик культуры значительной части территорий Азии и Африки. Этому способствовало, прежде всего, широкое распространение в этих регионах арабского языка и арабской письменности, господство определенных стереотипов, выработанных в лоне мусульманской идеологии, а также санкционирование и регламентация шариатом различных сторон общественной жизни мусульман. Вместе с тем, местные культурные традиции не прекратили своего существования, развиваясь зачастую в новых, исламских по форме направлениях, и нередко воспринимаются как исконно мусульманские. Тем не менее, исламская культура неотделима от единобожия (монотеизма).

В соответствии с главным догматом ислама (Аллах — единый и единственный Бог) должна быть приведена вся жизнь мусульманина, что предполагает единство ее духовных и материальных аспектов, единство религиозного и мирского.

1. Личность Мухаммеда и возникновение ислама

Мухаммед (570-632 гг.) — арабский религиозный и политический деятель, основатель ислама и первой общины мусульман. Согласно мусульманским представлениям, Мухаммед — пророк и посланник Аллаха, «печать пророков», через него людям был передан текст священной книги — Корана. Подробности жизни Мухаммеда, хронология которой реконструируется настолько произвольной, что до сих пор спорной остается даже дата его кончины — 632 г., неизвестны. Основными источниками остаются Коран, чаще всего содержащий лишь смутные сведения, предания о жизни пророка (Сунна, Хадис) и агиография (Сира).

7 стр., 3080 слов

Христианство как составная часть мировой культуры. Принятие христианства на Руси

... христианства — Нового Завета. Поэтому история христианской культуры (в контрастном отличии от культуры ислама) ... синагогальной жизни после 70, завершившееся составлением формальных проклятий против христиан как ... традицией. В России, важнейшей православной стране после гибели Византии в 1453, присущая византийскому христианству ... США) в целом обгоняет по темпам индустриализации католический Юг, ...

Считается, что Мухаммед родился в Мекке около 572 г. и был сыном купца Абдаллаха, происходившего из знатного рода Бану Хашим (могущественного племени курайшитов).

Отец Абдаллах скончался незадолго до его рождения (по другим версиям — вскоре после рождения сына), и мать, Амина (из рода Зухра), оказалась в крайней нужде. Мальчика отдали вскармливать в племя бедуинов, где он находился до шестилетнего возраста и воспитывался дедом Абдалмутталибом (мать умерла вскоре после его возвращения).

Поэтому Мухаммед воспитывался сначала дедом по отцу, а после его смерти — дядей Абдманафом (больше известного как Абу Талиб), богатым торговцем из Мекки, сын которого (Али ибн Абу Талиб) стал верным другом будущего пророка. Когда Мухаммед вырос и возмужал, он попросил Абу Талиба выдать за него свою дочь Фахиту, но получил отказ, а дочь выдали замуж в другой род. На упреки племянника дядя ответил: «Да, мы породнились с ним — благородный достоин благородного». Только около 595 г. по совету дяди Мухаммед нанялся в качестве приказчика сопровождать в сирийском караване товары богатой вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, поскольку к этому времени, согласно преданию, пользовался уважением за набожность, честность, справедливость и рассудительность. Плата была небольшая, но Мухаммед понравился Хадидже, он посватался к ней, получил согласие и стал ее мужем. Несмотря на разницу в возрасте, их брак был счастливым, и у них было шестеро детей. Однако все мальчики умерли во младенчестве, а дочь Фатима позже вышла замуж за Али и сыграла важную роль в последующей истории ислама. Хадиджа была умная и энергичная женщина, она уже дважды была замужем, имела от последнего брака малолетнего сына. После женитьбы Мухаммед занялся торговлей кожами. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением, Мухаммед не брал себе других жен, пока была жива Хадиджа.

Когда разорился его дядя Абу Талиб, он взял себе на воспитание его младшего сына Али. Вот, собственно, и все, ничего особенного в его биографии не было, что располагало бы к великой миссии. Но его жизнь полна всевозможных легенд. Они гласят о том, что Мухаммед был склонен к уединенным размышлениям и молитвам, поэтому регулярно удалялся в пещеру на горе Хира недалеко от Мекки (по обычаю курайшитов).

После месячного уединения он ходил к Каабе и совершал ее обход не менее 7 раз. Здесь, на горе Хира, когда ему было около 40 лет, Мухаммеду впервые стали являться видения в образе архангела Джибрила (Гавриила), а потом речения извне, представлявшиеся ему прямой речью Аллаха. Иногда Мухаммед слышал эти слова, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись, когда он пребывал в заботах о делах повседневной жизни, отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран _ основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

7 стр., 3066 слов

Жизнь и деятельность пророка Мухаммеда

... жизни и учению пророка Мухаммеда. 1. Жизнь и деятельность пророка Мухаммеда Пророк Мухамед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году ... 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю ... времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с ...

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда _ Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран («чтение»).

Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Коран разделен на 114 глав (сур).

Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие _ к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

Другая часть религиозной литературы мусульман _ это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами _ Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.

Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса).

Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.

Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами _ Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родо- племенная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.

12 стр., 5969 слов

Педагогика : Педагогика ислама

... богобоязненность (таква)*. Раб господний осведомлен о своих личных вертикальных отношениях с Аллахом (хаблун мин Аллах) и горизонтальных социальных отношениях с остальными людьми (хаблун мин аль-нас). ... как медицина, математика, естественные, прикладные и социальные науки. Итак, Ислам обеспечивает каждому человеку привязанность к своей вере и в то же время возможность открывать для себя ...

Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склонятся к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда _ строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово «ислам» означает покорность.

«Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроте него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом _ ислам…».

Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н. э., считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра).

В земледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение.

В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.

2. Вероучение ислама

Основными положениями мусульманского вероучения являются: вера в Аллаха _ Творца и Правителя Вселенной, в ангелов, в Священные Писания _ книги Аллаха (пророков), в посланников Аллаха, в Судный день, в божественное предопределение.

Вера в Аллаха. Каждый мусульманин убежден, что существует единый и единственный Бог _ Аллах, Творец всего сущего. Он вечен, всемогущ и всезнающ, бессмертен, «не родил и не был рожден». Он воздает людям как за их добрые, так и греховные поступки. Вместе с тем по отношению к людям Аллах милостив, милосерден и всепрощающ, совершенен и лишен любых недостатков.

8 стр., 3881 слов

Реферат психология ислама

... соотечественников; * организовал арабское общество как исламскую общину мусульман, то есть преданных Аллаху * создал войско с жесткой дисциплиной, и в ... сего дня в некоторых мусульманских государствах: в Саудовской Аравии, Иране, Пакистане, Нигерии и др. Таким образом, ислам относится ... верили, что над всеми этими божествами есть некий творец – Аллах (Бог). У них было множество святилищ. Одно из них ...

Вера в ангелов. В исламе ангелы _ бестелесные существа, созданные из света, которые беспрекословно выполняют поручения Аллаха. Их общее количество известно только Богу.

Мусульмане признают также существование демонов (ангелов, вышедших из подчинения Аллаху) и их главы Шайтана (Иблиса) _ дьявола, низвергнутого с небес за непослушание Аллаху и искушающего людей. Мусульманские молитвы часто начинаются заклинанием против Шайтана.

Вера в Священные Писания. Мусульмане верят, что Аллах через посланников дал людям божественные книги, в которых разъяснены повеления и запреты. Откровения Аллаха запечатлены в ста свитках и четырех книгах: Тора (ат-Таура), которая была ниспослана Мусе (Моисею), Псалтирь (аз-Забур) _ Дауду (Давиду), Евангелие (аль-Инжиль) _ Исе (Иисусу) и Коран _ Мухаммеду. Ислам учит, что Коран _ книга _ нерукотворная, существующая вечно. Ее оригинал, записанный на «Хранимой Скрижали», находится на небесах.

Вера в посланников Аллаха (пророков).

Пророки _ это люди, через которых вещает Аллах. Согласно учению ислама, они были посланы людям для проповедей, разъяснений, увещеваний и предостережений.

Точное число пророков, посланных человечеству, неизвестно. По одной из версий изречения пророка Мухаммеда, их было около 124 тыс. Имена 25 из них упомянуты в Коране (варианты написания имен могут незначительно различаться в соответствии с особенностями арабского произношения): Адам, Идрис, Нух (библейский Ной), Худ, Салих, Ибрахим (Авраам), Луг (Лот), Исмаил, Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Айюуб (Иов), Шуайб, Муса (Моисей), Харун (Аарон), Зуль-Кйфль, Дауд (Давид), Сулей-ман (Соломон), Ильяс (Илия), Аль-Ясаа (Елисей), Йунус (Иона), Закарийя (Захария), Яхъя (Иоанн Креститель), Иса (Иисус) и Мухаммед.

В исламе Мухаммад считается «Печатью Пророков», то есть последним пророком, обратившимся с проповедью к человечеству. Пророки Адам, Нух, Ибрагим, Муса, Иса и Мухаммад провозгласили народу повеления Бога, новые законы и изменения в вере. Для правоверного мусульманина все предыдущие монотеистические вероучения являются лишь ступенями на пути человечества к учению ислама.

Вера в Судный день. Согласно вероучению ислама, в определенное Аллахом время наступит Судный день: тогда все люди предстанут перед Всевышним, который начнет спрашивать у них обо всем совершенном при жизни. Каждый пойдет по мосту Сират, протянутому над адом в рай. Мост этот широк для праведников, а для грешников острее лезвия меча, тоньше волоска и горячее пламени. Нечестивые упадут с него в ад, а рая достигнут лишь праведные.

Вера в предопределение. Это один из важнейших принципов ислама, согласно которому не существует ничего, что не зависит от воли Аллаха. Как добро, так и зло обусловлены волей Всевышнего. Однако в Коране имеются аяты, провозглашающие ответственность человека за свои действия. Согласно учению ислама, Аллах посылает людям испытания, словно предлагая им выбрать тот или иной поступок.

«Пять столпов» ислама. Основой мусульманского культа являются «пять столпов веры» _ важнейшие обязанности мусульман: исповедание единобожия (шахада), обязательная ежедневная пятикратная молитва (салят, намаз), религиозный налог (закят), пост (саум, ураза) и паломничество в Мекку (хадж).

4 стр., 1803 слов

Традиции воспитания христиан и мусульман

... новой, красочно оформленной порции “хлеба и зрелищ”. Цель реферата - рассмотреть традиции воспитания христиан и мусульман. 1. Воспитательные традиции христианских народов Идеал педагогики -- любовь. Вера и благочестие -- основание ... -- все это имеет для ребенка большое значение”. 2. Воспитательные традиции мусульман В мусульманской семье воспитание детей является одной из главных ее составляющих. Оно ...

Первый столп _ исповедание единобожия. Преданность исламу подтверждается произнесением краткой формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад _ Посланник Божий», которая звучит по-арабски: «Ля илаха илля Аллах; Мухаммад расу л Аллах» (или «Ля илаха илля л-Лаху ва Мухам -мадун расулу л-Лахи»).

Троекратное произнесение шахады при свидетелях является главной частью ритуала принятия ислама взрослым человеком (не мусульманином от рождения).

Вторым столпом ислама является обязательная ежедневная пятикратная молитва. Мусульмане должны молиться утром, около полудня, во второй половине дня, после захода солнца и перед сном.

Мусульмане всегда должны молиться, повернувшись лицом в сторону Каабы _ главной святыни мусульман. Можно молиться индивидуально и коллективно, дома или в мечети, однако присутствие на пятничной молитве в мечети для взрослых мужчин-мусульман обязательно.

Третий столп ислама _ религиозный налог _ занят, обязательное религиозное пожертвование.

Четвертый столп ислама _ соблюдение поста в Рамадан, девятый месяц по мусульманскому лунному календарю. Пост длится 29_30 дней, на протяжении которых от рассвета до захода солнца мусульманам запрещено есть и пить. Они должны также удерживаться от удовольствий, развлечений и всего порицаемого. Те, кто не в состоянии соблюдать пост, например, по состоянию здоровья, могут предварительно раздать нуждающимся милостыню.

Пятым столпом ислама является хадж _ паломничество в Мекку (в наши дни _ на территории Саудовской Аравии).

Для мусульман наряду с «пятью столпами» веры имеют немалое значение и некоторые обряды. Один из них _ обряд обрезания крайней плоти (суннат), который совершается над мальчиками 7-15 лет, а также над взрослыми мужчинами, принимающими ислам. Несмотря на то что о суннате ничего не говорится в Коране, в шариате он узаконен.

Много внимания в исламе уделяется брачно-семейным отношениям. В мусульманских странах брак считается по-настоящему действительным, когда он освящен именем Аллаха. Религиозный свадебный обряд называется никах. Коран разрешает мужчине иметь не больше четырех законных жен, к которым он обязан относиться справедливо и выделять каждой при заключении брака особое имущество _ махр.

У мусульман есть свой обряд погребения, который совершается в день смерти или на следующий день. В различных регионах мусульманские обряды имеют свои особенности, связанные с традициями и обычаями местного населения.

Течения в исламе. В исламе существует два основных течения: сунниты и шииты _ некогда разделившиеся во взглядах на то, кто должен считаться первым халифом _ преемником пророка Мухаммеда. По убеждению суннитов, имамат, то есть неразделяемая духовная и светская власть, которой обладал пророк, должна передаваться путем избрания всей мусульманской общиной. Шииты же считали, что правом на власть в мусульманской общине обладают только те, кто состоит в кровном родстве с Мухаммедом. В настоящее время сунниты составляют 80 % всех мусульман и расходятся с шиитами во взглядах на многие вопросы, помимо разногласий о преемнике Мухаммеда, например, в том, что следует считать Писанием. Сунниты подчеркивают авторитет не только Корана, но и Сунны (отсюда название «сунниты»).

4 стр., 1813 слов

Ислам и философия Востока

... Начала ислам философия монотеистический истина Мусульманские философы рассуждали по поводу Начала постоянно связывали с основным исламским догматом - таухид, утверждавшим единобожие, зафиксированное в коранической (Коран - священная книга мусульман) формуле ... что Бог восседает на троне или что Его можно увидеть в Судный день. Мутазилиты единодушно заявляли, что Бог не имеет «ни тела, ни духа, ...

Кроме того, они руководствуются принципами, совместно разработанными в течение нескольких столетий старейшинами, или богословами (улёмами), которые основывали свои решения на Коране, Сунне и более поздних источниках.

Суфизм _ это мистическое течение ислама. Его последователям были свойственны равнодушие к богатству и лишениям, отказ от социальной активности. Конечной целью суфии считали прямое соединение с божественной Истиной (хакк).

Кроме того, существует еще несколько мусульманских групп, появившихся позже в разных странах.

Мусульманский календарь. Календарь, которым пользуются народы, исповедующие ислам, _ лунный. Началом летоисчисления считается год хиджры, соответствующий 622 г. н. э. Он состоит из 12 месяцев:

1 _ мухаррам; 2 _ сафар; 3 _ раби I; 4 _ раби II; 5 _ джумада I; 6 _ джумада II; 7 _ раджаб; 8 _ шаабан; 9 _ Рамадан (Рамазан); 10 _ шавваль; 11 _ зу-ль-каада; 12 _ зу-ль-хиджа.

Начало мусульманского года, как и другие даты мусульманского календаря, приходится на разные дни солнечного года и передвигается по различным датам юлианского и григорианского календарей вне зависимости от сезона. Мусульманский календарь официально принят в Саудовской Аравии и ряде других стран исламского мира.

Памятные даты мусульманского года. Главными памятными датами мусульманского года являются (в хронологическом порядке): Новый год (День Хиджры; 1 мухаррама), Ашура (10 мухаррама) этот день имеет очень большое значение для мусульман-шиитов, Рождение пророка Мухаммада (12 раби I), Вознесение пророка Мухаммада на седьмое небо (в ночь на 27 раджаба), Ночь прощения (Ночь середины месяца шаабан), Ночь могущества (в ночь на 27 Рамадана), Праздник разговения (1 шавваля) и Праздник жертвоприношения (10 зу-ль-хиджа).

Праздники разговения и жертвоприношения _ самые главные в исламе.

Различные мусульманские направления и толки также имеют особые торжества. Кроме того, у мусульманских народов имеются национальные традиции и праздники, связанные с солнечным календарем. Самым крупным из них является Навруз, иранский Новый год, совпадающий с началом весны 21 марта. Навруз празднуют азербайджанцы, турки, персы, среднеазиатские и другие народы, традиционно исповедующие ислам.

Из дней недели самым благословенным считается пятница (аль-джум’а, «день собрания»).

Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммад, совершавший в этот день коллективную молитву. Предание гласит также, что день Страшного суда придется на пятницу, что Мухаммад и его зять Али родились в пятницу и что «свет ислама» начал распространяться именно в пятницу. Этот день считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно, как у иудеев суббота, а у христиан _ воскресенье. Во многих мусульманских странах пятница _ официальный выходной день, а также день посещения мечети для совершения коллективной праздничной молитвы, перед которой произносится проповедь (хутба).

3. Ислам в современном мире

Современный ислам — вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным подсчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около 90% из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20% населения этой части планеты, почти 30% _ в Африке (49% населения континента).

12 стр., 5501 слов

Воспитание в мусульманской семье

... между детьми в том, что касается поцелуев, подчеркивается в исламе и подтверждается его высокими наставлениями. Проявление симпатий только по отношению к одному ребенку или только к мальчикам в отличии ... последователей ислама. Поэтому родители и пытаются дать воспитание своим детям более современное. Объектом моего исследования является воспитание ребенка в религиозной семье, а именно в исламской ...

Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения _ свыше 80% населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигерии, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей ислама насчитывается от половины до 80%жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии _ почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.).

Наиболее крупные по абсолютной численности мусульманские общины в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Австралии, на островах Фиджи.

В 28 афро-азиатских государствах ислам признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово «исламский» включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Во многих странах распространения ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.

В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например «Братья-мусульмане», Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х _ начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях.

В конце 70-х _ начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них _ Организация исламской конференции (Муназзамат ал- мутамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.).

3 стр., 1173 слов

Отношение к болезням в разных религиях мира

... тех, кто в чистоте себя содержит» Религия Ислам придает большое значение медицине. Пророк Мухаммад, мир Ему, лечился от болезней и советовал другим лечиться в соответствии с возможностями данного времени. В Исламе известны ... -то остается о нем в неведении». Вот, что пишет по этому поводу мусульманский ученый Ибн Кайим: «Слова Пророка (мир ему): «от каждой болезни есть лекарство» представляют собой ...

Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма и сионизма, с другой _ звучат антикоммунистические призывы. Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.

Заключение

По словам праведного халифа Али ибн Абу Талиба — «Нет большего богатства, чем мудрость, и большей нищеты, чем невежество». Ученые в Исламе играют важную роль и занимают почетное место. Их мудрость, знания и опыт помогают праведным мусульманам понять основы религии и Священного писания. Истинные ученые — наследники Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) призывают к богобоязненности, покорности и поклонению нашему единственному Господу.

Священный Коран выступает за развитие научного знания, призывая людей задуматься о природных явлениях и заниматься их изучением. Для верующих мусульман научная деятельность — это действие религиозного порядка и обязанность во благо мусульманской общины.

Ислам дарит миру блестящих государственных деятелей, музыкантов, поэтов, философов и архитекторов, достижения которых вносят огромный вклад в современное состояние науки и культуры.

Ислам в современном мире проповедует терпимость и готовность к компромиссам. Это религия золотой середины, которой чужды крайности, экстремизм и сепаратизм. Одно из основных достоинств мусульманина — умение сдерживать гнев. Пророк Мухаммад сказал: «Если гнев подступает к твоему сердцу, а ты стоишь — сядь; если сидишь — то ложись; если и это тебя не успокаивает, соверши омовение холодной водой и помолись Господу, тогда гнев не прокрадется в твое сердце». Не Ислам является причиной сегодняшних проблем и жестоких столкновений во многих мусульманских регионах. Все дело в бессмысленной агрессии, максимализме и политических провокациях со стороны некоторых западных держав. Ислам же, напротив, является религией сострадания, мира и созидания. Он несет в себе только терпимость и понимание. При этом он не делит людей на белых и черных, богатых и бедных. Все равны перед Господом.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/islam-kak-mirovaya-kulturapo-filosofii/

1. Ланд, П. Ислам /Пол Ланд. -[Ред. Е. А. Варшавская]. — [Пер. с англ. И. А. Бочкова]. — М. :Астрель; АСТ, 2003. — 192 с.

2. Максаковский, В.П. Географическая картина мира. В 2-х книгах. /В.П. Максаковский В.П.-[ 4-е изд., испр. и доп.]. — М.: Дрофа, Кн.1 — 2008. — 495с.; Кн.2 — 2009. — 480с.

3. Мирзахмедов, А. Феномен ислама /А. Мирзахмедов. — Социологические исследования. — № 3. — 2003. — С.93 — 96.