Эмоции, творчество, работоспособность

Контрольная работа

Понятие эмоций

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Виды эмоциональных процессов

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

12 стр., 5884 слов

Изучение переживания чувства вины человека

... переживания вины человека. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в практической деятельности психологов и специалистов близких профессий при решении задач индивидуального и семейного консультирования; ... развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость -- исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, ...

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Впервые эмоционально-выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

10 стр., 4813 слов

Понятие об эмоциях и чувствах

... с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. 1. Понятие об эмоциях и чувствах Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства -- положительное или негативное отношение к ...

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели.

Теории эмоций

Хотя наличие потребности представляет обязательное условие возникновения эмоции, оно вряд ли является единственным и достаточным. Это положение явилось отправной точкой для построения П. В. Симоновым информационной теории эмоций. Согласно Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.

П.В.Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой:

Э = П (Н — С).

Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности — если система вполне информирована; 2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).

Джеймс и независимо от него Ланге предложили «периферическую» теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим».

В данном аспекте представляет интерес концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил: «Мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

21 стр., 10077 слов

Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного ...

... Наиболее содержательным показателем уровня развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста является степень овладения такими перцептивными действиями, как отнесение к эталону и перцептивное моделирование. Восприятие, являясь познавательным процессом, характеризуется рядом закономерностей, основными ...

Далибор Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично-видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации — только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве «эмоционального процесса», постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений — ощущения, восприятия, мотивации и т.п. Она не является также «промежуточной переменной», связывающей отдельные компоненты поведенческой реакции в целостный акт.

Биндра выдвигает собственную концепцию «центрального мотивационного состояния» — комплекса нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа. Развитие «центрального мотивационного состояния» создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично-видовых действий.

Понятие творчества

Творчество — это результат особого дара и исключительности человека, озарения свыше, иррациональной интуиции, экстрасенсорного восприятия, богатого, развитого воображения или логического мышления.

Конечно, анахронизмом является объяснение творчества «осенением свыше», однако, и другие, изложенные выше толкования, в силу своей односторонности и абсолютизации лишь отдельных сторон творчества не могут раскрыть его сущности. Единственно правильное объяснение сущности творческого процесса можно дать лишь с позиций диалектического материализма. Творчество как процесс создания нового выражает созидательный, преобразующий труд человека, неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, являющейся отражением объективного мира в сознании человека. Процесс отражения не является зеркальным отображением действительности, а его процесс анализа и синтеза новых форм и образов в мозгу человека. В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений. В этой связи творчество следует рассматривать как процесс сложных объективно-субъективных отношений между творцами и объектами творчества, как единство познания и преобразования. Объективный характер творческого процесса проявляется в отражении реальных явлений, задач, общественных потребностей; субъективная сторона выражается в различных мотивах и результатах преобразующей деятельности человека. Например, имея перед собой одну и ту же техническую задачу, один человек решит ее на уровне изобретения, другой — на уровне рационализаторского предложения, третий получит тривиальное, давно известное решение. В литературе можно встретить различные определения понятия творчества. Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и др. Все они имеют свои специфические черты, общность и различия.

9 стр., 4043 слов

Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность

... и жизненный потенциал человека. лечение запахами-запахи могут вызывать разные эмоции : навеять грусть и радость, поднять настроение что повышает работоспособность. Существует и много ... легкими ионами, фитонцидами и кислородом, тысячелетиями стимулировали обменные процессы человека. Благотворное воздействие природы на здоровье человека хорошо было известно крестьянам, которые широко пользовались ...

Творчество и культура творчества

Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство — творчество культуры. Созидание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей.

В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее — это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе. А творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно, является источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуре существует и прогрессивное, и реакционные тенденции. Развитие культуры — противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надо бороться. Такова концепция культуры, получившая разработку в советско-философской литературе.

Понятие работоспособности

Работоспособность и здоровье человека рассматривается как медико-биологическая или психофизиологическая основа и предпосылка труда. Окружающая производственная среда в зависимости от ее состояния может оказать благоприятное или отрицательное воздействие на человека и его труд.

Способы увеличения работоспособности

От работоспособности зависит настрой на работу. Существует множество способов повысить работоспособность, причем большинство этих способов зависят от руководителей.

Самым распространенным способом является внедрение перерывов. Перерывы состоят из перерывов обусловленных технологией и организацией производства, перерывов на отдых и личные надобности. Время перерывов обусловленных технологией и организацией производства время, необходимость которого вызывается спецификой производственного процесса или организации производства. Время на отдых и личные надобности время, предоставляемое работнику в течение рабочего дня на отдых, для поддержания его работоспособности и предотвращения утомления, а также время на личную гигиену и естественные надобности работника.

Следующий способ увеличения работоспособности — это улучшение условий труда, то есть оснащение рабочего места современной техникой, оснащение достаточной звуко-, виброизоляцией (в соответствии с ГОСТом), оснащение рабочего места достаточным количеством света, соблюдение норм охраны труда и т.д.

8 стр., 3636 слов

Человек в мире культуры

... культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок, или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в ... разным смыслом и значением в различных культурах. Культура учит нас что, когда и как следует есть. Социализация – врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс ...

Одним из самых важных способов увеличения работоспособности является избежание конфликтов. В большинстве случаев после конфликта люди не хотят работать друг с другом, и если им приходится это делать, то работают они без инициативы, пытаясь насолить друг другу.

Подобные документы

  • Понятие и значение эмоций в жизни человека, разновидности и характеристика эмоциональных процессов и состояний. Теории эмоций в современной психологии. Творчество как процесс создания чего-то нового, описание главных факторов, провоцирующих его.

    реферат [48,3 K], добавлен 01.08.2010

  • Сущность и понятие человека, как социального существа. Соотношение человека и медицины, факторы, определяющие здоровье человека. Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности. Естественнонаучные данные о мозге человека, его интеллекте.

    курсовая работа [41,8 K], добавлен 07.10.2009

  • Составляющие эмоции и ее функции. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций. Виды эмоциональных состояний. Характеристики и уровни эмоционального реагирования. Роль художественного творчества и воображения. Особенности творческого мышления.

    контрольная работа [47,2 K], добавлен 27.05.2009

  • Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций по силе длительности и качественным параметрам. Теории эмоций и их содержание. Самооценка эмоциональных состояний. Положительные и отрицательные эмоции. Составляющие компоненты эмоций человека.

    презентация [4,3 M], добавлен 23.12.2013

  • Теории изучения эмоциональных процессов и состояний, их классификация. Настроение, собственно эмоции и чувства. Аффект как разновидность эмоций. Причины возникновения и этапы стресса. Электромиографические методы диагностики эмоций по выражению лица.

    курсовая работа [44,5 K], добавлен 08.05.2011

  • Виды и роль эмоций в жизни человека. Формирование в восприятии аффективных комплексов. Психологические теории эмоций. Телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний. Интенсивность эмоциональных переживаний человека.

    реферат [29,8 K], добавлен 19.04.2012

  • Уровни способности человека выполнять заданную работу. Понятие работоспособности человека и его организма. Внешние и внутренние факторы, определяющие специфику работы. Оценка работоспособности по двум группам показателей. Фазы работоспособности.

    реферат [17,4 K], добавлен 22.03.2009