Дошкольное детство — наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия человека с природой, когда его ум и чувства развиваются соответственно характеру отношений с окружающим миром. Многие педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Революционеры-демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах.
Живая природа — это сложный и многогранный мир, где особое место отведено животным. Они составляют 2% от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. Животный мир служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения. Животный мир используется также в научных, культурно-просветительских целях. Поэтому человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний. Первые представления о животных человек получает в детстве. В дошкольных учреждениях формирование у дошкольников представлений о многообразии мира животных регулируется целенаправленной педагогической работой, определённой программой. Созданы программы двух типов — комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, например, экологическое. К числу комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие». Парциальные экологические программы — «Семицветик», «Юный эколог». В программе «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой,. 3. А. Михайловой и Л. М. Гурович в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы», отмечается, что дошкольник проявляет значительный и глубокий интерес к животным.
Возникающие вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Важным для дошкольников является выделение как предметов познания живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность детей позволяет активно формировать опыт общения с животными, стимулировать и поощрять гуманные проявления поведения и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. Достоинством программы считаю то, что в ней подробно указывается объем и уровень знаний, которые должны быть у дошкольников. Первый блок знаний — представления о животных как живых организмах, их признаках и свойствах. Это конкретные признаки отдельных животных: цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.).
Природа как субъект всестороннего развития личности
... природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. 1. Значимость природы в жизни человека природа личность развитие дети ...
Конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных представителей животных: ест — что, чем, как; двигается — как, при помощи чего. Конкретные представления об основных потребностях знакомых детям животных в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способах удовлетворения этих потребностей животными уголка природы, живущими дома, на даче. Представления о труде человека по созданию условий и уходу за живыми существами, об отношении к ним. Дифференцированные представления о состоянии (хорошем, плохом) животных, за которыми ухаживают дети, о причинах такого состояния. Второй блок знаний — связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой. Представление о существовании разных сред обитания, об основных их компонентах, свойствах и качествах, доступных сенсорному анализу. Например, знания о том, что домашние животные не приспособлены самостоятельно удовлетворять свои потребности, им помогает в этом человек. Представления о труде взрослых по уходу за домашними животными (кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фруктов, цветов.).
Знания об изменениях сред обитания по сезонам, некоторых сезонных явлениях природы, приспособлении животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом. Третий блок знаний — понятие о существенных признаках живых организмов: рост, развитие и размножение. Четвертый блок знаний — понятия о сообществах растений и животных в природе.
В программе «Детство» перечисляются познавательные и речевые умения:
- различать объекты и явления природы по их признакам, вычленять совокупность сенсорных признаков, уметь пользоваться всеми способами сенсорного анализа, уметь сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам, постепенно научиться самостоятельно выделять основания для сравнения;
- уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи, например: структурно-функциональные между строением органа и его назначением;
- связи между способом поведения животного и удовлетворением его потребностей;
- между состоянием живого существа и условиями среды обитания;
- составлять описательный рассказ о животных, хорошо знакомых детям, отражать в речи результаты наблюдений, обследования, сравнений;
- использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака, установленные связи, усвоенные обобщения.
Отношение к природе. Интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни животных, выражение сочувствия; сопереживание живому организму при нарушении его целостности. Доброжелательность и осторожность в играх и поведении в природе. Интерес к труду человека по уходу за животными, желание самому оказать помощь взрослому, самостоятельно выполнить поручения.
Роль экологической сказки в познании детьми природы
... у детей интерес и бережное отношение к родной природе; расширить представление детей об охране природы, воспитывать заботливое, бережное отношение к растениям и животным; продолжать ... для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научит критически воспринимать окружающее…». Сказки называют «Экологическими сказками», ...
Уровни освоения представлений и умений. Низкий. Объем представлений о животных незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных. Наблюдает за ними только по предложению взрослого. Представления о признаках живого неустойчивы. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции слабо выражены.
Средний. Ребенок узнает и называет несколько отдельных представителей животных, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми животных, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Проявления интереса и желание ухаживать за животными неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними редки.
Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к животным осознанно, умеет определить их состояние.
Более подробно о том, как формировать представления о мире животных, находим в книге «Знакомим дошкольников с миром животных» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Информация о животном мире делится на три группы:
- Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения).
- Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.
- Приносимая польза.
Детей знакомят с представителями 4-х классов животного мира: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые. С млекопитающими детей знакомят с 1-й младшей группы. Цель — воспитывать интерес и бережное отношение к живым существам, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными. Во 2-й младшей группе у детей развивают интерес и воспитывают бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними. Учат различать основные части тела животного. В средней группе детей знакомят со строением и поведением животных — обитателей живого уголка природы. Учат выделять части тела, покров, характерные особенности поведения: как едят, передвигают и отдыхают. В старшей группе расширяются представления детей о внешнем облике и поведении животных, обитающих в уголке природы. Учат замечать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их функции во время передвижения, питания, отдыха. Формировать представление о том, что условия жизни животных в неволе должны быть похожи на природные. В подготовительной группе расширяются знания, учат детей связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных своего края, а также распространенных в других климатических зонах нашей страны (верблюд, осёл, олень и др.).
«Организация жизнедеятельности детей в разновозрастной группе» материал
... основы работы в разновозрастной группе в ДОУ. Задачи рассмотреть основные аспекты организации жизнедеятельности детей в разновозрастной группе: - предметно развивающая среда; - режим дня в разновозрастной группе; - особенности организации ... этим в группы дошкольников часто ... Ребенок прекращает демонстрировать понимание этого содержания, как только исчезает ситуация обучения. Например, 5-летний ребенок ...
Знакомят с некоторыми особенностями приспособления животных (линька, спячка), условиями, необходимыми для их жизни — природными и создаваемыми человеком (кормление, выгон скота).
Приступая к формированию представлений о животных надо выяснить, что дети уже знают в ходе индивидуальных бесед в утреннее время (по картинке или словесно) или на прогулке. Ребёнок называет животное, которое узнал (задание для малыша), рассказывает какое оно (задание для ребёнка среднего возраста), классифицирует по принципу «домашние и дикие животные», «кто плавает, ползает, бегает» (задание для детей старшего дошкольного возраста).
В качестве контрольных заданий — игры «Кто лишний», «Кого не хватает». Проверочная беседа показывает, какие представления необходимо уточнить, дополнить.
Интересна программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Выделены три направления формирования понятий о природе. 1. Связь организма со средой обитания. 2. Рост и развитие живых организмов. 3. Их многообразие. Рассматриваются обитатели уголка природы, домашние и дикие животные, перелётные и зимующие птицы. Автор отмечает, что должны знать дети о животных (знания), какое должно сформироваться отношение к ним. Интересны диагностические методики, которые осуществляются в форме естественного эксперимента. Это методика «Добровольные помощники» и методика «Кончился корм», которые можно использовать в средней, старшей и подготовительных группах. Можно провести диагностику проявления интереса к природе, характера и окрашенности этого интереса (положительный — отрицательный), когда дети свободно общаются с животными. Если выявляется ребенок, который проявляет негативное отношение к объектам природы (страх, агрессию), то проводят работу по коррекции поведения. Затем начинается работа по программе. В конце обучения дети проходят диагностику по двум параметрам: наличие познавательного интереса к природе и наличие потребности общения с ней.
В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой выделено содержание представлений детей о многообразии животного мира. В 1-й младшей группе детей знакомят с домашними животными — кошкой, собакой, коровой; учить узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака со щенками и т.д.).
Знакомить детей с характерными особенностями животных, учить различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, ноги).
Во 2-й младшей группе знакомят детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учат узнавать по внешнему виду. Знакомят с основными потребностями животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища).
В средней группе учат узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (ящерица и черепаха), показывают особенности среды обитания животных в природе (звери — на земле, червяки — в земле и т.д.), закрепляют представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формируют желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними. В старшей группе знакомят с некоторыми особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учат детей сравнивать насекомых по способу передвижения. В подготовительной к школе группе углубляют и систематизируют представления детей об условиях жизни животных, знакомят с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся; учат различать по внешнему виду и правильно называть бабочек, развивают у детей умение отличать и называть представителей животного мира по строению и условиям обитания.
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
... быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций для формирования у детей 6-7 лет представлений о культуре мордовского народа. Также апробированные содержание и методы работы применимы в условиях семейного воспитания. Экспериментальная ...
Таким образом, разработаны программы в ходе которых формируются представления о многообразии животного мира. Поясняется необходимость проводить диагностику знаний о животном мире у детей дошкольного возраста. Рассмотрим экологические понятия, знание которых важно для формирования представлений о многообразии мира животных.
. Экологические понятия (живые организмы, среда обитания, морфофункциональная приспособляемость организма к среде обитания)
Дошкольникам важно объяснить, что понятие «среда обитания» — это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любой живой организм адаптирован к вполне определённым параметрам окружающей среды. Изменение этих параметров может вызвать укрепление жизнедеятельности или гибель организма. Дети должны знать о том, что приспособления у животных к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Так, например, форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания. Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Защита от поедания свойственна многим животным. Они защищают себя сами. Поведенческие адаптации — это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма. Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания называются физиологическими адаптациями: например, накопление жира пустынными животными.
Важно знать, что адаптации организмов соответствуют лишь определенным условиям среды. При изменении условий они становятся бесполезными, а иногда и вредными. Примеры: заяц-беляк, незаметный на снегу, в лесу, становится видным на фоне стволов, выбежав на опушку леса; где выпал снег, а заяц ещё не сменил окраску меха. Либо зеленая окраска кузнечика спасает его от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защищены. Можно говорить об отдельных адаптациях — это постоянно возникающие в процессе развития жизни, изменяющиеся, самосовершенствующиеся, иногда исчезающие, эволюционно обусловленные приспособления к конкретным факторам среды. В результате выработки адаптации достигается состояние адаптированности, или соответствия морфологии, физиологии, поведения организмов занимаемым ими экологическим нишам. Под экологической нишей понимают всю совокупность условий среды и образа жизни данного организма. Процесс выработки адаптации происходит постоянно. В него вовлечены многие признаки организма.
Дошкольникам важно узнать о 2 типах адаптации животных — структурная и поведенческая, т.к. они имеют четкое внешнее выражение. К внешним морфологическим признакам приспособления относят строение тела, строение органов передвижения и другие конкретные формы передвижения, которые можно наблюдать вместе с детьми у разных животных. Животные, которые обитают в разных средах обитания, имеют специфические органы движения.
Важную защитную функцию выполняет покровы тела животных и окраска. Защитная окраска как форма адаптации животного не доступны для понимания и наблюдения детей. Защитная окраска эффектна в том случае, если она сочетается с определенной формой поведения. Защитная структура покрова — панцирь, рога, иглы доступны для наблюдения детьми. Поведенческие адаптации шире, чем морфологические. Раскрывая понятие о многообразии животного мира необходимо показать группы животных, которые имеют сходства в строении и которое обусловлено сходствами взаимоотношений со средой обитания. Для детей доступно такое деление животных на классы, в основу которого положена система питания, способа передвижения и среды обитания. Таким образом, знание дошкольниками определённых экологических понятий способствует формированию представлений о многообразии животного мира.
У детей дошкольного возраста должны сформироваться представления о следующих домашних животных: кошка, собака, корова, овца, лошадь, свинья, коза, северный олень, верблюд и др. Дети должны знать их характерные особенности, а также особенности приспособления к среде обитания, уметь заботится о них. Начинать работу следует с уточнения с детьми признаков домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных — создает им все необходимые условия жизни. Например, воспитатель просит назвать домашних животных. Выставляет картины с изображением свиньи, уточняет особенности ее жизни. Затем также беседует о корове. Делает обобщение: перечисляет признаки, по которым корова и свинья относятся к домашним животным. Воспитатель предлагает выяснить, чем дикие животные отличаются от домашних. Показывает картину с изображением кабана и рассказывает, как он живет в лесу круглый год. Затем предлагает детям сказать, что будет со свиньей, если она окажется в лесу: Сможет ли она выжить? Обобщает ответы детей: Свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая (не может быстро бегать), потому что она светлой окраски (ее хорошо видно в лесу и летом, и зимой на нее легко могут напасть волки), она погибнет от холода и голода, так как не сможет сама круглый год добывать корм и построить убежище, она привыкла к заботе человека о ней. Свинья — домашнее животное, а не дикое. Аналогично проводится сравнение лося и коровы. Сделать обобщение, что домашние животные отличаются от диких — они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от врагов. Таким образом, знакомство детей с домашними животными должно проходить занимательно и интересно. Для этого используются различные средства. Рассмотрим их более подробно.
Воспитатель, формируя представления детей о домашних животных, используют разнообразные пути: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но чаще всего при непосредственном общении с природой — наблюдения. На основе наблюдения рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдение характеризуется следующими особенностями:
- его можно организовать в обстановке, естественной для животного;
- наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного;
- способствует непосредственному общению с животным.
Наблюдения за домашними животными проводятся как на занятиях (рассматривание котёнка, щенка, кролика), так и в естественной обстановке (экскурсия на ферму, наблюдение на прогулке за лошадью, коровой).
Если в младшей группе при наблюдении за домашними животными задаются конкретные, чёткие вопросы, то с детьми среднего возраста надо повторить наблюдение за теми животными, изменив характер вопросов, усложнив задания. В старшей и подготовительной к школе группе воспитатель углубляет интерес к домашним животным на основе повторных наблюдений, применяет больше косвенных вопросов, чтобы дети могли порассуждать, подумать. Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов позволяет уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие. Средствами формирования представлений у дошкольников являются:
- Рассказы воспитателя, которые дополняют, конкретизируют имеющиеся в детей представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии. К рассказу предъявляются требования: содержание должно быть достоверным, научными и соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном;
- материал излагать доступно для детей разного возраста;
- в рассказ включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособлении к условиям жизни. Рассказ должен быть эмоционален. Может сопровождаться показом картинки. Чаще всего воспитатель рассказывает об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Со слов взрослого дети узнают, например, что северный олень быстро бегает и этим спасается от врагов.
— Беседа. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Беседа — диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива. Беседу целесообразно соединять с чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала, демонстрацией фильма.
- Чтение художественной литературы (рассказ Н. Сладкова «Лосёнок и лосиха», рассказ И. Соколова — Микитова «Лоси», Л. Толстого «Котёнок» и др.).
- Составление рассказа по картинкам.
- Рассказ — объяснение, сопровождающий показ картин или иллюстрацией. Используется рассказ — объяснение, если нет сопроводительного текста к картинам или он труден для детей.
-Рисунки и рассказы детей о животных. Например, после нескольких наблюдений за собакой воспитатель предложил вспомнить прошедшую экскурсию и сделать рисунки на тему «Что мы видели на экскурсии». Рисование закрепило имеющиеся представления о животном, повысило интерес к собакам.
-Занимательные игровые упражнения. Например, ребятам показывают две картинки — «Дом» и «Лес» и предлагают дополнить сюжет силуэтами животных, живущих в доме и в лесу. Задание можно усложнить. Дети делятся на две команды: каждая рисует картинку, программируя ошибки. А затем команды обмениваются рисунками. Выигрывает та команда, которая найдёт наибольшее количество ошибок.
- Придумывание загадок о животном.
- Дидактические игры предметами — «Чудесный мешочек», настольно-печатные — «Зоологическое лото» и словесные — «Кто бегает, летает, прыгает».
- Подвижные игры связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни «Мши и кот», «Волки и овцы».
- Творческие игры.
Таким образом, формирования представлений о домашних животных у детей дошкольного возраста в ДОУ происходит с помощью наблюдения, при помощи книг, картин, фильмов. При этом используются разнообразные средства, где одним из важных можно назвать рассказ воспитателя.
экологический домашний животное обитание
Исследование проводилось с апреля по май 2010 г. на базе детского сада №261 г. Новокузнецка. В исследовании принимали участие 6 детей старшего дошкольного возраста (2 мальчика и 4 девочек).
Возраст детей: 5-6 лет.
Таблица 1. Список детей старшей группы
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
Пол |
1 |
Белькович Виктория |
Ж |
2 |
Веклич Софья |
Ж |
3 |
Вязов Максим |
М |
4 |
Герасимова Анастасия |
Ж |
5 |
Денисова Полина |
М |
6 |
Животиков Евгений |
Ж |
Цель: выяснить уровень знаний детей о диких и домашних животных.
Уровни освоения представлений взяли из программы «Детство». Низкий. Объем представлений о животных незначителен. Наблюдает за ними только по предложению взрослого. Эмоциональные реакции в общении с животными слабо выражены. Средний. Ребенок узнает и называет несколько отдельных представителей животных, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми животных, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Проявления интереса и желание ухаживать за животными неустойчивы, избирательны. Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни. Отношение к животным осознанно.
В ходе беседы выяснили, что все детей видели кошку и ежа. При этом 66,6% детей вспомнили конкретную жизненную ситуацию. 33,3% детей видели ежа только на картинке. Все дети знают, что кошка — домашнее животное. Отвечая на вопрос «Кошка и еж похожи?» дети прежде всего указывали на различия в покрове тела, на различные формы тела и головы, отмечали разную окраску тела ежа и кошки. Данный вопрос выявил ошибки, неточности в детских представлениях. Многие дети не знали точно, где живёт еж. Не всегда ответы детей имели правильную речевую форму. Например, говорили «котёночки, кошечки». См. таблицу 2. Высокий уровень освоения представлений и умений у 2 чел. (33%).
Средний уровень освоения представлений и умений у 3 чел. (50%).
Низкий уровень освоения представлений и умений -1 чел. (17%).
Вышесказанное представлено графически на рис. 1.
Рис. 1. Уровни сформированности представлений в старшей группе
Таблица 2. Результаты беседы
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
Вопросы |
Уровень освоения представлений и умений. |
|||||
Видели ли вы кошку и ежа? |
Расскажите, что вы знаете о кошке? |