Диоген Синопский и школа киников

ВВЕДЕНИЕ

Диоген Синопский родился в 400г. до н. э. в городе Синопе (Понт).

Время жизни Диогена, как философа относится к досократовской философии. Школа киников, к которой относился и Диоген, представляла собой течение в греческой философии исповедывающее отрицание всего материально – ценного в жизни т.е.: богатства, удовольствий, моральных канонов и т.д. Диоген был самым ярым сторонником такого стиля жизни из всех участников данного течения. Даже его учитель Антисфен, основоположник течения был более мягок в крайностях. Благодаря своему уму и поступкам киника, Диоген прославился и оставил свой след в истории, но они же часто приводили Диогена в противоборство с моралью общества, в котором Диоген часто проигрывал.

1 Диоген Синопский и школа киников

Когда Диоген был изгнан из своей родины, он пришел в Афи­ны. Там он застал немало слушателей Сократа — Платона, Аристиппа, Эсхина, Антисфена и Эвклида Мегарянина. Диоген вскоре проникся презрением ко всем им, кроме Антисфена, основателя школы киников (Кинизм — название, связанное с поименованием гимназии Киносарг («Белая собака»), или cynicos (киники) от суоn «собака», а не от Cynosarges) с ним он общался охотно, но хвалил, впрочем, не столько его самого, сколько его учение, полагая, что только оно раскрывает истину и может принести пользу людям.

Сравнивая же самого Антисфена с его учением, он нередко уп­рекал его в недостаточной твердости и, порицая, называл его боевой трубой — шума от нее много, но сама она себя не слу­шает; Антисфен терпеливо выслушивал его упреки, так как он восхищался характером Диогена.

  • С того времени, как Антисфен освободил меня, я перестал быть рабом. Как же это произошло? Он научил меня различать, что являет­ся моим и что мне чужое. Богатство, имущество — не мои;
  • родные, близкие, друзья, слава, привычные ценности, общение с другими — все это — чужое. Что же принадлежит тебе? — Твои представления. Они, учил Антисфен, абсолютно свобод­ны, никому не подвластны, никто не может им ни помешать, ни заставить воспользоваться иначе, чем я этого хочу.

Узнав, что, по Платону, человек определяется как двуногое жи­вотное, лишенное перьев, Диоген ощипал петуха и, принеся его в Академию, объявил: «Вот человек Платона».

/После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями»./

Когда Платон распространялся о своих идеях и говорил о «стольности» и «чашности», Диоген заметил: «Что касается меня, Платон, то стол и чашу я вижу, а вот «стольности» и «чашнос­ти» нет». На что Платон ему якобы ответил, что для чаши и стола у Ди­огена есть глаза, а для «чашности» и «стольности» у него нет разума.

7 стр., 3219 слов

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни

... организованный ум, который можно эффективно использовать и в работе, и в жизни. 1. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни Философия внутренне связана с неспециализированным, обыденным знанием. ... был великим Александром, я бы хотел быть Диогеном». Так вот однажды к Диогену обратился философ-софист Антисфен и сказал: «Послушай, Диоген! Если ты мудрейший из нас, то ...

Любовь проходит с голодом, а если ты не в силах голодать, пет­лю на шею — и конец.

Однажды Диоген закричал: «Эй, люди!» Сбежался народ, он за­махнулся палкой: «Я звал людей, а не дерьмо». Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

Однажды он рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он принялся верещать по-птичьему; собрались люди, и он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбега­ются, а ради важных вещей не пошевелятся. Он удивлялся, что грамматики изучают бедствия Одиссея, но не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире, а не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами… Когда кто-то привел его в роскошное жилище и не позволил плевать, он, откашлявшись, сплюнул в лицо спутнику, заявив, что не нашел места хуже.

Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчик превзошел меня про­стотой жизни».

Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неис­писанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужай­тесь, други: виден берег!»

Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, он ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь». Рукоблудствуя на глазах у всех, он приговаривал: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!» Кто-то корил Диогена за его изгнание. «Несчастный, — ответил он. — Ведь благодаря изгнанию я стал философом». Он просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, Диоген сказал: «Чтобы приучить себя к отказам».

На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: «Потому что они знают: хромыми и сле­пыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами — никогда».

Он просил милостыню у скряги, тот колебался. «Почтенный, — сказал Диоген, — я же у тебя прошу на хлеб, а не на склеп!»

На вопрос, что дала ему философия, он ответил: «По крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы».

Человеку, сказавшему «Мне дела нет до философии!», он воз­разил: «Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хоро­шо жить?»

О влюбленных говорил он, что они мыкают горе себе на ра­дость.

Нет ничего дурного в том, чтобы украсть что-нибудь из храма или отведать мяса любого животного: даже питаться человечес­ким мясом не будет преступно, как явствует из обычаев других народов. В самом деле, ведь все существует во всем и через все: в хлебе содержится мясо, в овощах — хлеб, и вообще все тела как бы парообразно проникают друг в друга мельчайшими ча­стицами через незримые поры.

Когда Филипп, царь Македонии, отец Александра Македонско­го, объявил, что идет войной на Коринф, и все бросились гото­виться против него, Диоген принялся катать туда и сюда свою собственную бочку. Его спросили: «Зачем это, Диоген?» Он от­ветил: «У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо бездель­ничать; а бочку я катаю, потому что ничего другого у меня нет».

Однажды Диоген плыл на корабле в Афины. Все было хорошо, как вдруг у о. Крит на судно напали морские пираты. В итоге Диоген в качестве раба попал на невольничий рынок. Последующая сценка, написанная на основании древних сви­детельств и легенд, рисует незаурядный облик этого необычного человека.

21 стр., 10328 слов

Концепция человека в философии Сократа

... хочется сказать: Святой Сократ, моли Бога о нас”. В центре сократовской мысли тема - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. И ... того, чтобы объяснять бытие Вселенной, он всегда жаждал света, который бы осветил ему в этой Вселенной лишь его собственную стезю. (Дж.Г.Льюис) Сам Сократ ничего не писал, ...

«Хотя Диоген изнывал от зноя, он весело улыбался. Потом без разрешения хозяина уселся на песок.

  • Куда! — зарычал на него торговец в персидском халате и белой чалме. — Кто тебя, сидячего, здесь увидит?!
  • Почему же? — возразил Диоген. — Рыба лежит, а своего по­купателя находит!

Работорговец удивленно захохотал и дозволил рабу сесть на песок. Тут Диоген, приободряя заморенных жарой невольников, зак­ричал на весь базар:

— Эй, люди! Вы что же носы повесили?.. Уж не потому ли, что не в силах дольше слушать голодное урчанье собственного чре­ва? Ничего, это дело поправимое! — И, обращаясь к работор­говцам, продолжал: — Граждане наши хозяева! Послушайтесь голоса разума! Ведь овец и поросят вы откармливаете на со­весть, как и подобает делать рачительным владельцам, не так ли? Так не глупо ли тогда человека, самого дорогого из живот­ных, морить на продаже голодом?!

В толпе послышался смех рабов и их хозяев, потому что шутку любят все. И подобревшие работорговцы сказали: «А ведь, по­жалуй, их и в самом деле не мешает покормить!» И потянулись к невольникам руки с ломтями хлеба, с сушеной рыбой, гроз­дьями винограда и даже бурдюки с водой. Утолив слегка голод и жажду, повеселевшие рабы со всех сторон благодарили си­дящего Диогена улыбками. Тогда его хозяин, снисходя к тако­му необычному рабу, спросил:

  • А что ты умеешь делать, старик?
  • Я? — переспросил Диоген, отправляя в рот остатки подан­ных ему оливок. — Властвовать людьми! Торговец захохотал:
  • Ты, конечно, шутишь?
  • Нисколько.
  • Да кто же купит раба, который корчит из себя господина?
  • Как раз такого-то купят всех быстрей, — ответил Диоген.

— Ведь обычный раб не в диковинку. Впрочем, ты можешь сам в этом убедиться, стоит только тебе объявить обо мне.

  • Нет уж! Если хочешь, сам о себе объявляй. А я погляжу, что из этого выйдет!

Диоген поднялся и громко закричал, покачиваясь из стороны в сторону:

  • Граждане! Кто хочет купить себе хозяина?! Кто хочет купить хозяина, спешите сюда!

Все вокруг потешались, но тут к Диогену приблизился какой-то пожилой человек в голубом хитоне и, смеясь, спросил:

  • Уж не ты ли и есть хозяин, продающий себя?
  • Представь себе, это я! — гордо ответил Диоген.
  • А я, — вмешался здесь работорговец, — хозяин этого «хо­зяина»! Беру за него три мины!

Покупатель в сомнении покачал головой, собираясь отойти, но Диоген задержал его:

  • Это совсем недорого, клянусь богами! Ведь три мины — сто­имость рабочей лошади, а я умом скакун!

И, улыбнувшись, покупатель сказал:

  • Прекрасно! И куда же скачет твой ум?
  • В просторы философии, милейший!
  • Ты изучаешь явления космоса?
  • Диалектика мертвой материи меня не занимает. Диалекти­ка души — вот предмет моих занятий!
  • Что ж, в таком случае ты сгодишься моим сыновьям как вос­питатель. Согласен?
  • Согласен, — сказал Диоген, — но с одним условием…

Вокруг рассмеялись, а хозяин Диогена насмешливо сказал:

5 стр., 2237 слов

Личность хозяина в русском мировидении XIX – начало XX вв

... капитализма. Другое проявление развития капитализма в России – начало промышленного переворота, состоявшего в переходе от мануфактуры, основанной преимущественно ... за 1804-1863 годы почти в пять раз. В 40-х гг. XIX в. началось вытеснение из крупной ... Русский дизель» и др. В 1830-1850-е гг. были построены машиностроительные заводы в Москве, Екатеринбурге, Риге, в 1849 г. – Сормовский завод в ...

  • Этот тип еще смеет условия ставить!
  • Да, ставлю условие, — упрямо кивнул Диоген.
  • Какое? — спросил покупатель.
  • Следовать за мной и делать только то, что я тебе скажу…

И снова в толпе рассмеялись, а покупатель, желая намекнуть на пословицу, что яйца не учат курицу, насмешливо продекла­мировал:

  • Вспять потекли источники рек!
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/diogen-i-kinikipo-filosofii/

— Ты прекрасно знаешь Еврипида, господин хороший, — уга­дав, чей это стих, сказал Диоген. — Но позволь тебя спросить, если ты нанял, к примеру, врача, а он предупредил тебя, что нужно следовать его советам, ведь ты не стал бы упрекать его изречениями Еврипида? И, пристально вглядевшись в Диогена, покупатель сказал:

  • Я беру этого человека! — И, отсчитав положенную сумму торговцу, добавил: — А вот тебе еще одна мина к запрошен­ным! Когда работорговец ушел, Диоген спросил нового хозяина: