Содержание понятия ‘социальные отношения’. Основные формы социальных деформаций

Проблема социальных отношений и социальных изменений, которые существуют и происходят в обществе, актуальна в наше время. Это объясняется тем, что социальные отношения определяют социальную структуру общества, его качественную определенность. Кроме того, общество представляет собой не статичную субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов, так и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные процессы. Как правило, результатом таких однонаправленных взаимосвязанных изменений, определяющихся мотивами и ориентациями людей, является смена состояния социальной системы, а значит и изменение ее структуры, элементов и отношений.

Процессы реформирования проходят в нашей стране в сложных экономических и политических условиях, выявляя резкое обострение социальных противоречий между идеями гуманизма, демократизации и тенденциями, связанными с усилением социального расслоения, кризисными явлениями экономической, социальной и духовной сферах жизни общества, ростом преступности и бездуховности детства, обнищанием семей, политической нестабильностью. Обострились и другие противоречия, например, между потребностью в работе и ее представлением; между требованием своевременной и достойной оплаты за труд и ее реальным получением; между потребностью в нормальном функционировании семьи, исполнением ею своих функций и материальными возможностями семьи; между потребностью пожилых и старых людей иметь достойную и обеспеченную старость и реальной возможностью государства и общества предоставить такие условия и др.

Вследствие этого нарушается нормальное функционирование социальных отношений, которое изменяет образ жизни и нормы поведения людей, ведет к различным социальным откликам и реакциям. В обществе нарастает вал социальных проблем.

Итак, современный этап развития общества и формирования социальных отношений неразрывно связан с деформацией социальных отношений, обусловленной в свою очередь политическими, экономическими, социальными и культурными особенностями общественного развития.

  • Содержание понятия «социальные отношения»

Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности. Более того, одно лишь знание о присутствии где-то других людей может весьма существенно изменить поведение индивида. Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, постоянно или спорадически, активно или пассивно. Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество разных оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов, вступающих во взаимосвязь. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. По мере усложнения эти взаимосвязи укрепляются, и индивиду все труднее становится избегать их.

3 стр., 1314 слов

Роль среднего класса в социальной структуре общества

... социальной системы, так как те люди, которые находятся на нижних ступенях иерархической лестницы, стремятся достичь более высокого положения в обществе, тем самым развивая эту социальную систему и общество в целом. Главная роль среднего класса в обществе ...

Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни, например, политических партий и т.д.).

Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Под социальными отношениями понимается определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения объективны по своей природе, преломляются через внутреннее содержание или состояние человека и выражаются в его деятельности как его личное отношение к окружающей действительности.

Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни социальные отношения. Индивиды выступают во взаимодействие друг с другом не как чистые «Я», а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития производительных сил и потребностей.

В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебного процесса. Постепенно, через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений, любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обязательств, презрение и т.д.

Каждый из членов социальной группы после ряда взаимодействий вступает с другими членами группы в определенные отношения, которые крайне разнообразны по форме и содержанию.

Совокупность социальных отношений представляет собой структуру общества. Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов, базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности.

4 стр., 1994 слов

Большие социальные группы

... работы – изучить особенности управления большими социальными группами. Задачи: раскрыть понятие и сущность больших социальных групп; охарактеризовать виды больших социальных групп; определить факторы, влияющие на большие социальные группы. Объектом и базой исследования является – ООО «Автотрейд. Предметом исследования является – особенности управления большими социальными группами. Группа – это ...

Социальные нормы — это средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. Социальные нормы обеспечивают стабильность общества, его воспроизводство, защиту его от внешних и внутренних разрушительных воздействий. Важным моментом природы социальных отношений является необходимость социализации каждого поколения, обучение социальным нормам.

Социальная группа — совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Социальные группы как элементы социальной структуры в каждый данный момент развития общества имеются в определенном и обозримом количестве, но бесконечно множество их связей, взаимоотношений.

Любой человек занимает много позиций в обществе. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, — есть «статус». Со «статусом» человека связано ожидаемое от него другими людьми поведение, т.е. «роль». Ещё на заре истории люди обнаружили, что разделение функций и труда увеличивает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом все члены общества распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли.

Поэтому основой разделения людей на группы послужило разделение труда, на которое влияли первоначально только такие характеристики как возраст, пол, состояние здоровья, а впоследствии — социальное происхождение, жизненный опыт, образование и т.д.

Различные группы приобретали признаки, отличающие их от других групп людей в данном обществе, в первую очередь уровень благосостояния и размер полномочий. Поэтому любое общество более или менее сложно структурировано, оно состоит из различных групп (каст, классов, слоев и т.п.).

Социальная роль — это социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных и межличностных отношений. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску».

7 стр., 3056 слов

Этнос как социальная общность. Межэтнические отношения в обществе. ...

... наций, содействовать их развитию. Межэтнические отношения в обществе Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие ... четкая организационная структура общества, развитые политические формы. Такие этнические общности, как народность существуют ... д.) Исторически первыми социальными обществами людей были род, клан. Род - форма общности людей, основанная на ...

Понятие социального института охватывает крупные группировки социальных ролей. Выполнение индивидами своих социальных ролей является необходимым условием деятельности социального института.

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания неравенства между группами (общностями) людей применяется понятие социальной стратификации.

Сам термин «социальная стратификация» был заимствован из геологии, где означает последовательную смену пластов горных пород разного возраста.Но первые идеи о социальной стратификации встречаются у Платона (выделяеттри класса: философы, стражи, земледельцы и ремесленники) и Аристотеля(также три класса: «очень зажиточные», «крайне неимущие», «средний слой»).

Окончательно идеи теории социальной стратификации оформились в конце XVIII в. благодаря появлению метода социологического анализа. «Социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества».

В рамках этого подхода существует более узкое понятие «социальных отношений». Под социальными отношениями понимается отношения сходства и различия, равенства и неравенства, господства и подчинения между индивидами и социальными группами.

Существует множество критериев, по которым осуществляется стратификация. Это — власть, собственность, этническая, классовая, сословная принадлежность, престиж профессии, образ жизни, отношение к умственному и физическому труду и т.д. С социальной стратификацией связано понятие «социальной мобильности».

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. Высокая интенсивность вертикальной мобильности есть степень демократичности общества. В демократических структурах социальное положение индивида, по крайней мере, теоретически, не определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет их занять; в них нет юридических, расовых, религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице. В тоже время, социальная мобильность является формой латентного процесса, образующего сердцевину преобразований в социальных системах. За мобильностью скрыты структурные изменения в обществе.

4 стр., 1610 слов

Нации и межнациональные отношения в современном обществе

... значительного кризиса не избежала очень специфичная область духовной жизни нашего общества как межэтнические межнациональные отношения. Этническая принадлежность и национальность –это самое уязвимое место в разжигании ... В действительности же этнос и нация - явления, относящиеся к разным социальным сферам. Сущность этнической общности наиболее ярко проявляется в этнических процессах: этнической ...

Социальная структура есть качественная определенность общества, поэтому ее изменение выражает коренной качественный сдвиг в обществе. Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных элементов, позволяющую накапливать количественные изменения вплоть до момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе.

Целостные социальные системы динамичны, что означает, что в них протекают процессы, т.е. имеет место изменение структурных элементов и связей между ними, которое постепенно переводит систему из одного состояния в другое. Целое представляет собой процесс, а поэтому структура является организацией его во времени.

Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга сдвигов в обществе. Относительный консерватизм социальной структуры выступает как момент динамизма общественных процессов в целом.

.Основные формы социальных деформаций

К числу главных критериев, характеризующих нормальное состояние социальных отношений, можно отнести, прежде всего, их соответствие мировым стандартам в области международного права. Они должны основываться на гарантиях свободы совести, слова, на праве собственности, передвижения, тайны переписки, телефонных переговоров, на нормах нравственности и культуры. Именно эти фундаментальные ценности лежат в основе нормальных, цивилизованных отношений. Отклонение от них приводит к деформации социальных отношений, что означает их несоответствие общепринятым правовым, экономическим, нравственным и культурным нормам, регулирующим отношения в сфере государства, экономики и общества.

Говоря о деформации социальных отношений, важно учитывать восприятие и отношение различных групп к этому явлению. Одни воспринимают деформацию как отклонение, другие — как норму или как нечто естественное.

Признаками деформации являются нарушения в сфере правовых, нравственных, культурных, психологических отношений: отсутствие свободы слова, выбора, необоснованные ограничения в области передвижения, тотальный контроль, экономическая зависимость и др.

Деформация социальных отношений приводит к деформации личности и общностей, т.е. социальной патологии, что особенно остро проявляется в период ломки социальных институтов. Именно синдромом потрясений вызван интерес психиатров к общественной жизни в конце XIX в.

Социальная патология находит свое выражение в искажении шкалы ценностей, приоритетов, «Я-образа», самооценки, в утрате самоуважения, достоинства, в возникновении самоунижения, «комплекса неполноценности». Она характеризуется дегуманизацией, утратой культуры, нравственности, беспрецедентным снижением психологического здоровья нации, ростом проституции, наркомании, пьянства, умышленных убийств и самоубийств. Э. Дюркгейм, первым обративший на это внимание, назвал данный феномен аномией. Он считал, что все это является следствием дезорганизации общества. Социальная патология может приобретать черты средневековой психологии и проявляться в нетерпимости к представителям других религий, наций. Для социальной патологии характерны также массовое умопомрачение, слепая вера, экстатичность или, напротив, депрессия.

13 стр., 6448 слов

Социальная природа духовной жизни общества

... общества - его деформация под воздействием мифов, утопий, догм, социальных прожектов. 2. Содержание духовной жизни общества Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание. Элементами духовной жизни общества принято считать также: духовные потребности; духовная деятельность и производство; духовные ...

Всесилье мифов, стандартов, стереотипов, и в том числе одобряемых властью псевдонорм, поддерживается, как правило, за счет страха и тотальной слежки, доносительства.

Одним из проявлений социальной деформации и патологии является «гулаговская психология», которой свойственна следующая симптоматика:

насилие как идеология, как картина мира, как образ жизни;

милитаризация общественного мнения;

наличие всевозможных комплексов и синдромов, главными из которых выступают раболепие по отношению к начальству и психология «хозяина» по отношению к нижестоящим;

патология в области стереотипизации, выражающаяся в социальной шизофрении: подозрительности, поиске врагов;

изменения в области эмоциональной сферы (имеются в виду страхи);

наличие в сфере локуса контроля внешней стратегии поведения (объяснение неудач за счет внешних помех);

формирование одномерного человека (массового человека, автоматически конформной личности), для которого характерны некритичность, отсутствие индивидуальности;

лишение человека субъективности и превращение его в объект воздействия, что проявляется в снижении активности, опоры на внутренний мир, в ослаблении способности к изменениям, в ограничении видения перспективы, многомерности существования;

возникновение мутантов типа «шариковых» и «швондеров», доминирующей чертой которых является воинствующее бескультурье;

преобладание силовых, нецивилизованных способов урегулирования конфликтов;

повышенная внушаемость и психологическая защита, вынуждающая жить во лжи (легко принимать ложь со стороны, лгать себе, другим), т.е. разделять стандарты, основанные на неправде.Это создает базу для формирования мифов, более того, мифологизации общественного мнения, установок, стереотипов, шкалы ценностей.

В переходное время социальной патологии также присущи массовая мистификация (масштабное увлечение колдовством, шаманством), мифологизация, милитаризация общественного мнения, этноцентризм и другие подобного рода явления. Однако они носят не фатальный, а временный, преходящий характер.

Основной деформацией социальных отношений и общения является этатизм — абсолютизация роли государства по отношению к жизни общества и экономики. Сложились следующие виды деформации социальных отношений:

8 стр., 3926 слов

Личность и общество

... Этим определяется актуальность рассматриваемой нами темы. В настоящей работе была поставлена цель изучить понятие личности и общества, а также рассмотреть социальные роли, как важный инструмент взаимодействия личности и общества. Еще в дореволюционной России ...

изоляционная: «железный занавес» в 30-е годы, затем полузакрытое общество; «крепостное право» внутри страны (паспортизация, прописка) и т. п.;

жестконормативная: монополизм партийно-государственной власти, зацентрализованность экономики, распределение дефицита, превращение личности в «винтик»;

хаотичная: характерна для так называемой перестройки, начавшейся в середине 80-х годов;

искусственно конфликтная;

нравственная: дегуманизация отношений, обесценивание человеческой жизни;

криминальная: засилье преступного мира, сращивание власти с мафией и т. п.

Рассмотрим более подробно первые два вида деформации социальных отношений.

Изоляционная деформация социальных отношений в тоталитарном государстве возникает в результате установления «железного занавеса», что значительно затрудняет процесс социализации личности и способствует отрыву от цивилизации. Делается это для того, чтобы люди не знали правды и не могли разрушить лживые мифы и стереотипы путем сравнения с мировыми стандартами жизни.

Изоляционная деформация социальных отношений обусловливается и наличием своеобразного «крепостного права»: прописки, паспортизации. Данные факты не что иное, как нарушение прав человека.

Одной из причин изоляционной деформации социальных отношений являются действия националистических сил.

Вместе с тем деформации социальных отношений способствует и так называемый эффект краудинга (скученности).

Проживание в условиях общежития приводит к эмоциональной напряженности людей, к казарменной психологии.

Изоляционная деформация социальных отношений возникает также в результате ограничений в области:

свободы слова (запрет публикаций художественных и научных работ диссидентского толка; цензура периодики, теле- и радиопередач, служебной и личной переписки; перлюстрация корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров);

доступа к информационным банкам, обмена информацией невозможность получения газет, журналов, книг, издаваемых за рубежом, просмотра телепередач иностранных телекомпаний).

Иными словами, изоляционная деформация социальных отношений проявляется в нарушении циркуляции потоков информации, корреспонденции, человеческих контактов, оторванности т мировой культуры и цивилизации, т.е. социальной депривации.

Основой жестко нормативной деформации социальных отношений является абсолютизация роли государства по отношению к экономике и обществу. Дело в том, что условием нормальных социальных отношений выступает разграничение функций государства, экономики и гражданского общества. В результате этатизма возникает монополия государства в сфере:

политики (вместо многопартийности устанавливается режим одной партии, которая превращается в элемент государственной структуры);

13 стр., 6193 слов

Личность и общество

Исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Личность непрерывно связано с обществом. В социологической трактовке личности отражается мера социального в человеке, мера его включенности в социальные отношения. Личность — существо общественное. Это понятие позволяет выделить ...

экономики (взамен многоукладной экономики возникает абсолютно централизованная экономика, отличительными признаками которой выступают фондирование, распределение, дефицит, создание адаптивной системы в виде черного рынка, другими словами, установление свободных, либеральных, рыночных отношений и замена их планово-распределительными, лишение личности возможности выбора, субъективности);

общества, в котором все отношения унифицируются в соответствии с идеологией, и возникает казарменная психология, эффект «гребенки», одинаковости.

Жестко нормативная деформация социальных отношений проявляется также в искаженности стратификации общества. Классообразующим признаком в условиях отсутствия рынка выступает доступ к распределению фондов, что влечет за собой реальную власть. В зависимости от близости к дефициту возникли такие страты, как номенклатура, работники торговли и пр. В этом случае стратификация строится с учетом ведомственного, а также территориального признаков, так как столичный житель по сравнению с провинциалом оказывается в более привилегированном положении.

Говоря о жестко нормативной деформации, следует иметь в виду следующее. Конечно, государство без нормативной базы отношений, конформизма — не государство, а аномия, хаос, «беспредел». Но государство, сводящее нормо-типическое поведение к казарменной психологии и не допускающее плюрализма, диссидентства, травмирует «Я», «сплющивает» его, не дает раскрыться, самоактуализироваться, заставляет быть как все, чтобы не выглядеть «гадким утенком», «белой вороной». Здесь возникает идеологический конфликт между Эго (Я) и Супер-Эго, который приводит к комплексу неполноценности.

При жестко нормативной деформации социальных отношений поведение личности становится жестко ролевым. Подобный факт нельзя объяснить только с позиции индивидуально-личностного подхода, направленного на выявление роли индивидуальных особенностей в поведении.

В такой ситуации складывается адаптивная система отношений, направленная на избежание последствий ограничений. Эта система, позволяющая компенсировать дефицит питания и товаров путем образования круговой поруки и блата в сфере распределения материальных благ, формируется и функционирует на основе жестких норм.

Последние образуют ожидания, которым должно соответствовать поведение личности. От степени соответствия зависит ее статус и роль. Чтобы занять определенный статус, нужно обладать непросто комплексом определенных свойств. Главное, чтобы образ соответствовал нормам определенного страта.

В условиях жестко нормативной деформации социальных отношений срабатывают механизмы психологической защиты личности:

ролевая защита заставляет быть как все, приспосабливаться, идентифицировать себя с окружающими людьми, унифицировать свое поведение;

открытая ролевая защита — запугивание других путем создания ореола «ни перед чем не остановлюсь»;

адаптивная защита — снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате адаптации к условиям изоляции и среды путем агрессии, обесценивания, формирования комплекса неполноценности, заниженной самооценки;

6 стр., 2602 слов

Роль информации в жизни личности, общества и государства

... познание. 2. Роль информации в жизни личности, общества и государства 2.1 Информация в истории развития цивилизации Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного ...

произвольный отказ от защиты — появление значащих переживаний, чувства вины, раскаяния, стыда, совести, внутриличностного конфликта, переоценки шкалы ценностей, пересмотра стереотипов.

Государство, присвоившее себе право диктовать (распределять, контролировать и т.п.), обеспечивает собственную безопасность и сохраняет такую структуру социальных отношений, которая с классовых позиций является верной, но с точки зрения цивилизации, мировых стандартов выглядит безнравственной. При этом человек остается только объектом социальных отношений, а отнюдь не их субъектом.

С правовой точки зрения социальные отношения могут быть нормальными в том случае, если имеют место:

принятие конституции, в которой провозглашены основные права и свободы, заложен механизм их реального обеспечения;

разделение полномочий между ветвями власти;

профессиональный парламент, избранный на многопартийной основе;

сильная исполнительная власть, основанная и функционирующая на основе примата закона и обеспечения национальной безопасности;

многопартийность;

многоукладная экономика, основанная на конкурентных, нравственно здоровых отношениях;

гражданское общество, в основе которого лежат общечеловеческие ценности, приоритеты и права личности, принципы самоуправления.

Данные факторы должны соответствовать культурным, социально-психологическим характеристикам общества, т.е. тому, что называется менталитетом. В противном случае нравственная деформация социальных отношений проявляется в виде соответствующих стереотипов, привнося в общение такие черты, как страх, раболепие, доносительство.

Из-за сложившихся стереотипов для асоциализированной личности не существует нравственного конфликта мотивов, каких- либо запретов, понятия «нельзя», моральной «цены» удовлетворения потребностей. Для нее приемлемы и оправданны все средства достижения целей, в том числе и насилие. При этом источники и способы приобретения всяческих благ перестают быть незаконными и безнравственными. Труд теряет социальную ценность, перестает быть единственным источником достижения благосостояния и критерием оценки личности. Нравственная деформация социальных отношений порождает фрустрационные ситуации, вызывающие компенсаторные явления (пьянство, наркоманию), которые, в свою очередь, приводят к расстройству психической деятельности.

Нравственная деформация социальных отношений проявляется и на уровне неформальных малых групп, для которых характерно наличие специфической структуры. Групповые стереотипы и нормы поощряют насилие, с помощью которого личность самоутверждается, не найдя возможности проявить свое «Я» позитивным путем. Деформация процесса социализации, выражающаяся в нарушениях семейных отношений, воспитании ребенка вне семьи, приводит к образованию у личности ряда специфических свойств, влияющих на ее агрессивность, деформирующих нормальное общение.

Интериоризация нравственно деформированных социальных отношений обусловливает формирование ущербной личности, что проявляется в возникновении стереотипов, оправдывающих любые источники и способы «доставания» вещей и предметов (опрос показал, что спекуляция,«фарцовка», проституция являются вполне одобряемыми молодежью средствами достижения целей); «зацикленности» на материальных ценностях, на приобретении дефицитных вещей, обретающих в силу трудностей их доставания свойства сверхпрестижности (личность, превращая эти вещи в культ и фетиш, становится их рабом); обеднении интересов, так как все силы и способности человека и его время уходят на приобретение вещей и предметов, на установление связей, поиск «левого» заработка; невыгодности соблюдения нравственных принципов, быть честным и принципиальным; приобретении аморального и преступного опыта. Подобный тип личности вступает в конфликт с социальными нормами, что приводит к совершению противоправных действий.

социальный отношение деформация

Заключение

Под социальными отношениями понимается определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения объективны по своей природе, преломляются через внутреннее содержание или состояние человека и выражаются в его деятельности как его личное отношение к окружающей действительности.

Совокупность социальных отношений представляет собой структуру общества. Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов, базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. В обществе непрерывно происходят различные социальные процессы, которые могут приводить к возникновению новых элементов и исчезновению ранее существовавших элементов и отношений между ними. В этом случае мы говорим, что система подвергается изменению. Проблемы социальных изменений находились в центре внимания ученых с момента возникновения социологии как самостоятельной науки.

Современный этап развития общества и формирования социальных отношений неразрывно связан с деформацией социальных отношений, обусловленной в свою очередь политическими, экономическими, социальными и культурными особенностями общественного развития.

Деформация социальных отношений — это их искажение. Каждому типу политического режима соответствует определенный вид деформации социальных отношений, институтов и общности.

Общество должно рассматриваться не как статичное, стабильное состояние, а как процесс, постоянно длящийся, бесконечный поток событий.

Общество может быть определено как существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него что-то происходит, предпринимаются какие-либо действия, протекают какие-то процессы, что-то меняется, общество не может существовать в неизменном состоянии.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/deformatsiya-sotsialnyih-otnosheniy-i-obscheniya/

1.Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков, П.И. Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 390 с.

.Сухов, А.Н. Социальная психология / А.Н. Сухов, А.А. Деркач. — М.: Вече, 2001. — 390 с.

.Осадчая, Г.И. Социальная сфера общества: Теория и методология социологического анализа / Г.И. Осадчая. — М.: Академия,1996. — 160 с.

.Радаев, В.В. Социальная стратификация / В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. — М.: Академия, 1995. — 220 с.

.Заславская Т.Н. Стратификация современного российского общества: Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения //Информационный бюллетень. -№1.-1996.

.Сорокин, П.А. Человек, цивилизация, общество / П.А. Сорокин. — М.: Просвещение, 2002. — 190 с.