Бихевиоризм: истоки и развитие

Введение

Бихевиоризм — это направление в психологии, изучающее человеческое поведение.

Её сторонники выдвинули новую для того времени теорию, а именно, что предметом психологии должно являться не сознание, а поведение человека. И хотя бихевиоризм впоследствии не смог ответить на многие вопросы, которые возникали в процессе исследований, и перестал быть ведущим направлением в психологии во многих странах (например, в Америке) он до сих пор популярен.

Поэтому актуально исследовать эту тему и выяснить, в чём же положительные и отрицательные стороны бихевиоризма, и каков вклад этого направления в психологию.

1. Истоки бихевиоризма

Бихевиоризм (от английского behavior — поведение) отвергал «как сознательное, так и бессознательное в качестве предмета психологии».

Истоки этого направления следует искать в исследованиях психики животных.

Бихевиоризм как научное течение опирается на работы Э. Торндайка (1874 — 1949), который, основываясь на изучении поведения кошек, сформулировал два основных «закона научения»: закон упражнения и закон эффекта.

Закон упражнения гласит, что чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль «наград» и «наказаний» в создании или разрушении тех или иных форм поведения. При этом Торндайк считал, что «награды» являются более эффективными регуляторами поведения, чем «наказания».

На бихевиоризм оказали влияние и другие научные теории (учение И.В. Павлова об условном рефлексе, теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева).

Однако основателем бихевиоризма считают Дж. Уотсона (1878 — 1958), который в 1913 году выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Мир глазами бихевиориста».

В этой работе Уотсон говорил о том, что психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением.

Он привёл неоспоримые доводы в пользу своей теории.

Самый главный из них заключался в том, что он предлагал ввести в психологию так называемый объективный метод.

Именно из-за несостоятельности метода психологии сознания (интроспекции или самонаблюдения) бихевиоризмом отвергалась идея изучения сознания вообще. Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т.е. факты поведения. В то же время факты сознания доступны только самому переживающему и доказать их достоверность невозможно.

Однако нельзя сказать, что Дж. Уотсон полностью отрицал явление сознания, вот что он сам говорит о нём: «Бихевиорист… ни в чём не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющегося потока поведения».

6 стр., 2835 слов

Психология стихийного массового поведения

... всплеском интереса ученых, политиков и военных к проблематике политической психологии вообще и к стихийному массовому поведению в особенности. За прошедшие десятилетия наука ушла далеко вперед, ... духа и необходимость разумного управления «доисторическими» или просто «отсталыми» народами. 1. Стихийное массовое поведение: понятие, социальный феномен и предмет исследования В России конца XIX - начала ...

Чем же объясняется отрицание Уотсоном сознания, ведь по его же словам Джемс «убедительно описал» поток сознания? Ответ на этот вопрос можно сформулировать так:

Уотсон отрицал существование сознания как представитель научной психологии. Он утверждал, что сознание не существует для психологии. То, чем она должна заниматься, требует доказательств, а такие доказательства можно получить только с помощью того, что доступно внешнему наблюдению.

2. Сущность бихевиоризма

В чём же заключалась теоретическая программа бихевиоризма?

Начнём с научного определения поведения, которое дал сам Дж. Уотсон: «Поведение — это система реакций». Таким образом, он выделяет очень важное понятие — реакция.

Дело в том, что естественнонаучная материалистическая, которую бихевиоризм вводил в психологию, требовала причинных объяснений.

Для Уотсона это означало найти внешнее воздействие, из-за которого человек совершает то или иное действие.

Нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего Уотсон использует понятие стимула и предлагает следующую формулу: S — R (стимул — реакция).

«…Бихевиорист ни на одну минуту не может допустить, чтобы какая-нибудь из человеческих реакций не могла быть описана в этих терминах».

Затем Уотсон объявляет соотношение S — R единицей поведения и ставит перед психологией следующие первостепенные задачи:

  • Выявить и описать типы реакций.
  • Исследовать процесс их образования.
  • Изучить законы их комбинаций, т.е.

образования сложного поведения.

В качестве общих окончательных задач психологии он выделяет две:

  • Прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию).

  • И, наоборот, по реакции, заключить о вызвавшем её стимуле.

То есть по S предсказывать R, а по R заключать об S.

Здесь важно отметить, что по представлениям классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона — научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.

Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. По Уотсону законы научения (т.е. формирования реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами, распространимы и на человеческое поведение.

Надо сказать, что бихевиористы экспериментировали в основном на животных. И не потому, что их интересовали животные сами по себе, а потому, что животные, с их точки зрения, обладают неоспоримым преимуществом: они — «чистые» объекты, так как к их поведению не примешивается сознание. Получаемые данные они смело переносили на человека.

5 стр., 2376 слов

Бихевиоризм Дж.Б. Уотсона

... и физико-химическая проблемы. Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получает возможность предсказывать эти явления и руководить (овладеть) ими — два ... психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение, отрицая пользу и достоверность ...

Далее следует рассмотреть, как же реализовалась программа в её теоретической части.

Уотсон начинал с описания типов реакций и выделял, прежде всего, врождённые и приобретенные реакции. Обращаясь к изучению новорожденных детей, он составляет список врождённых реакций (чихание, моргание, плач, улыбка и т.д.).

Дальше Уотсон пробует выяснить, как же расширяется круг активности, по каким законам приобретаются новые, неврождённые рефлексы. Здесь Уотсон опирается на работы И.П. Павлова и Б.М. Бехтерева, где содержалось описание механизма условных рефлексов. Он принимает концепцию условных рефлексов, в качестве естественнонаучной базы психологической теории и говорит, что все новые реакции приобретаются путём обусловливания.

Это значит следующее: безусловный стимул вызывает безусловную реакцию. Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула, то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным: безусловную реакцию начинает вызывать условный стимул.

Пример: мать гладит ребёнка, и у него на лице появляется улыбка. Прикосновение к коже — безусловный стимул, улыбка на прикосновение — безусловная реакция. Каждый раз перед прикосновением появляется лицо матери. Теперь достаточно одного вида матери, чтобы последовала улыбка ребёнка.

А как же образуются сложные реакции? По Уотсону — путём образования комплексов безусловных реакции.

Пример: первый безусловный стимул вызвал первую безусловную реакцию, второй — вторую, третий — третью и т.д., а потом все безусловные стимулы заменили на один условный. В результате условный стимул вызывает комплекс сложных реакций.

Однако, забегая вперёд, скажем, что из этой схеме совершенно непонятно, как возникают новые реакции. Безусловной реакцией на свет может быть мигание, на звук — вздрагивание и т.д. Но никакой комплекс таких реакций не даст хождения на задних лапах.

А сейчас следует рассмотреть экспериментальную программу бихевиоризма.

Один из вопросов, интересовавших Уотсона, был следующим: какие эмоциональные реакции у человека являются врождёнными, а какие нет?

Чтобы ответить на этот вопрос, он проводит следующие опыты:

Ребёнок лежит на матрасике, а Уотсон неожиданно выдёргивает матрасик из-под него. Ребёнок начинает плакать. Итак, вывод: потеря опоры — первый стимул, который вызывает безусловную реакцию страха.

Так же Уотсон проводил другой эксперимент:

Вначале он показывает ребёнку разных животных (собаку, которая в несколько раз его больше, змею, кролика) на всех них ребёнок реагирует с любопытством и очень дружелюбно. Тогда Уотсон предпринимает следующий шаг: сзади ребёнка помещается стальной брусок. В это время он спокойно играет. К ребёнку подносят кролика. Он начинает к нему тянуться, и в этот момент Уотсон ударяет молотком по бруску. Ребёнок вздрагивает и начинает плакать. Кролика убирают, дают ребёнку игрушки. и он успокаивается. В следующий раз, когда ребёнку показывают кролика, он снова тянется к нему, но уже с некоторой опаской, и когда он дотрагивается до него, Уотсон снова бьёт по бруску. Снова ребёнок плачет, и снова его успокаивают. Когда ребёнку показывают кролика в третий раз, он приходит в беспокойство от одного его вида и отползает от него. По мнению Уотсона появилась условная реакция страха.

3 стр., 1097 слов

Болезнь и ребенок реакция ребенка и его семьи на госпитализацию

... болезнью ребенка и предстоящей разлукой с ним, мать в таких случаях начинает волноваться, отвечает односложно на задаваемые ей вопросы. Тревога матери передается ребенку. Все это может усилить негативную реакцию ... поведенческих реакций ребенка при госпитализации, на первое место следует поставить возраст и воспитание в семье (число детей в семье), а затем – частоту госпитализации и пребывание ...

Он проводит также и обратный опыт:

  • Сажает за стол голодного ребёнка, который уже боится кролика, и как только тот начинает есть, показывает ему кролика;
  • вначале издалека, через открытую дверь другой комнаты, ребёнок продолжает есть. Потом всё ближе и ближе, через несколько дней ребёнок уже ест с кроликом на коленях.

Необихевиоризм.

Довольно скоро стало понятно, что формула S — R не может объяснить всё многообразие поведения. Как правило, стимул и реакция находятся в таких сложных и многообразных отношениях, что проследить между ними непосредственную связь практически невозможно. Зависимость реакции от стимула не подвергалось сомнению; однако встал вопрос о том, что есть нечто, определяющее реакцию, помимо стимула, точнее — во взаимодействии с ним. Исследователи, развивавшие идеи Уотсона, предложили ввести в рассуждение еще одну инстанцию, обозначаемую обычно понятием «промежуточные переменные», имея в виду некоторые события в организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом смысле реакцией (т.к. их нельзя объективно зафиксировать) также определяют ответную реакцию. (Схема S-O-R).

В логике бихевиоризма Уотсона об этих переменных нельзя рассуждать в традиционной психологической терминологии; тем не менее, необихевиористы., по сути, нарушили этот запрет, обсуждая проблемы цели, образа и т.п. Так, Э.Толмен (1886-1959) экспериментально показал, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, не получая поощрения, в дальнейшем быстрее учатся проходить его при условии поощрения, нежели крысы, не имевшие предварительного «опыта бегания»; это означает, что у крыс первой группы сформировался образ лабиринта, позволяющий ориентироваться в нем (Толмен назвал это «когнитивными картами»).

Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер, предположивший, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободы поведения (хотя в рамках его подхода и обсуждается проблема «самопрограммирования» человека); в общем случае имеется в виду, что , имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом.

Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (т.е. положительно подкрепляя) определенные способы поведения, делая их более вероятными; на этом основана предложенная Скиннером идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага.

Социобихевиоризм.

16 стр., 7519 слов

Исследование влияние среды на личность и поведение человека в организации

... установления взаимодействия человека и организационного поведения; выявление факторов, обуславливающих трудовое поведение персонала на рабочем месте под влиянием различных факторов; Объектом исследования среды организации ... людей. На научной основе организационное поведение развивалось с середины ХIХ в. в рамках следующих учений. Детерминизм, Бихевиоризм Согласно этой концепции, анализ поведения ...

Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60-е гг. прошлого века. Новым по отношению к тому, о чем мы говорили, выступает представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб». Это важное отличие предполагает, что поведение человека становится когнитивными, т. е. включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это можно проиллюстрировать экспериментом ведущего психолога этого направления канадца Альберта Бандуры (р.1925).

Испытуемым (три группы 4-летних детей) показывали фильм, герой которого избивал куклу. Начало фильма было одинаковым для всех групп, завершение же было различным: в одном случае «героя» хвалили, в другом — порицали, в третьем — реагировали нейтрально. После этого детей вводили в комнату, где среди прочих была такая же кукла, как в фильме, и наблюдали за их поведением. В группе, которой демонстрировался вариант с порицанием, проявлений агрессии в отношении этой куклы было значимо меньше, чем у представителей других групп, хотя они помнили, как вел себя «герой». Равным образом наблюдение может не только формировать новые формы поведения, но и активизировать усвоенные, но до того не проявлявшиеся.

В связи с этим Бандура своеобразно трактует проблему наказаний и запретов в воспитании. Наказывая ребенка, взрослый по существу демонстрирует ему агрессивную форму поведения, находящую положительное подкрепление — в виде успеха в принуждении, самоутверждения; это означает, что ребенок, даже послушавшись, усваивает возможную форму агрессии. Негативно Бандура относится и к средствам массовой информации, пропагандирующим насилие, в частности, к фильмам, полагая, что в развитии ребенка они играют роль «обучения агрессии».

Заключение

бихевиоризм психический поведение

Несомненно у бихевиоризма существует множество недостатков. Главные из них — это отрицание сознания, сближения психики человека и животных, надоучёт сложности психической деятельности человека. Однако его вклад в научную психологию огромен. Именно благодаря ему психология была повёрнута на естественно научный путь развития. Также бихевиоризм ввёл объективный метод, основанный на регистрации и анализе наблюдаемых процессов, событий и фактов. Благодаря этому в психологии получили бурное развитие инструментальные приёмы исследования психических процессов. Чрезвычайно расширился круг изучаемых явлений (поведение животных, новорожденных младенцев).

Были значительно продвинуты некоторые разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков.