Основные категории психологии

Введение

Данная тема раскрывает аспект познания человеком окружающей действительности. Познание как система психических процессов включает в себя чувственное познание (сенсорно-перцептивные процессы) и рациональное (мышление).

В систему познавательных процессов входят внимание как условие и необходимая предпосылка познания и память как его инструмент.

1. Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение

Сенсорно-перцептивные процессы сопровождают чувственное познание — непосредственное отражение (воспроизведение, переживание) в чувственных образах фрагментов внешнего мира и внутренних состояний человека. Они протекают в форме ощущений, восприятий, представлений и, отчасти, воображений.

Ощущения и восприятия — результат психического отражения непосредственного воздействия объекта на органы чувств.

Представление и воображение ими опосредованы и создаются по памяти.

мышление внимание восприятие воображение

1.1 Ощущение

мышление внимание восприятие воображение

Ощущения делятся на две группы:

1. интероцептивные — ощущения, отражающие внутреннее состояние организма;

2. экстероцептивные — ощущения, отражающие элементы внешнего мира.

Интероцептивные ощущения:

1. органические — ощущение голода, жажды, сытости, удушья. Самочувствие суть интегральный результат органических ощущений личности;

2. двигательные (кинестезические) — ощущения движения, положения тела, равновесия;

3. болевые ощущения есть сигнал о неблагополучии организма. Боль — это «страх здоровья».

Экстероцептивные ощущения делятся на дистантные и контактные.

Дистантные ощущения:

1 ) зрительные — ощущения света, цвета, протяженности, движения, объема, формы. 80 — 90% информации о внешнем мире психика человека получает от зрительных ощущений;

2) слуховые — ощущения звуковых колебаний, воспринимаемых слуховым аппаратом человека в пределах 16 — 20 тысяч колебаний в секунду. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные, шумы;

3) обонятельные ощущения, отражающие свойства пахучих веществ.

19 стр., 9442 слов

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

... те стороны развития дошкольника, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Для детей младшего дошкольного возраста таковым является сенсорное воспитание. В период младшего дошкольного возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир. (2)С восприятия предметов и ...

Контактные ощущения:

1) вкусовые — ощущения, отражающие специфические свойства объекта с помощью вкусовых анализаторов. Они серьезно зависят от общего состояния организма (например, если человек болен или встревожен, он не ощущает всей вкусовой гаммы продуктов);

2) осязательные тактильные (ощущения прикосновения), температурные (ощущения холода и тепла) и болевые (ощущение интенсивного воздействия на кожу);

  • Общие свойства ощущений: адекватность, интенсивность, длительность.

Адекватность — это степень соответствия ощущения (образа) отражаемому объекту. Она зависит от состояния нервной системы и условий отражения. Так, дальтоник не воспринимает некоторые цвета или воспринимает их искаженно. В условиях шума нельзя воспринимать адекватно музыку.

Интенсивность — это степень яркости отражения. Она зависит от силы и длительности воздействия объекта на органы чувств.

Длительность ощущений — это временной отрезок, в течение которого образ свойства объекта сохраняется. Она может быть большей или меньшей степени воздействия объекта на органы чувств.

На общие свойства ощущений влияет такое качество органов чувств и нервной системы как чувствительность.

Чувствительность — важнейшее свойство сенсорно-перцептивной системы, определяющее меру интенсивности внешнего воздействия, в границах которой сохраняется ощущение. Имеются интервалы чувствительности, называемые ее порогами.

Низший порог чувствительности тот, при котором возникает едва заметное ощущение.

Верхний порог чувствительности — это предел ее силы, за которой исчезает ощущение.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к раздражителям называется адаптацией ощущений (зрительная адаптация, тактильная и др.).

Развитие ощущений связано с практикой человека. Факторами, стимулирующими развитие ощущений, являются: условия жизни, упражнения, профессиональная деятельность (например, школьник различает 2 — 4 оттенка черного цвета, опытная ткачиха до 40 — 60 оттенков).

1.2 Восприятие (перцепция) — это чувственное отражение целостности предмета, действующего непосредственно на органы чувств человека

Основные свойства восприятия:

1. целостность — свойство синтеза ощущений, продуцирующего совокупный образ объекта (например, следователь по собранным уликам восстанавливает общую картину преступления);

2. структурность — свойство данности образа объекта в совокупности его элементов (например, при разговоре по телефону некоторые звуки мы слышим нечетко, но понимаем смысл разговора);

3. предметность — свойство зависимости содержания восприятия от предметного мира, отраженного в нем (например, встреча с незнакомым предметом в первую очередь вызывает у нас желание узнать, что это; назвать — значит опредметить);

4. константность (постоянство) — свойство относительной устойчивости воспри-ятий, как образа объекта (например, несколько лет не общаясь с человеком, мы его узнаем);

5. избирательность — преимущественное деление одних объектов по сравнению с другими (важное, значимое — центр, все остальное — фон восприятия);

4 стр., 1806 слов

Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста ...

... особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Объект: зрительное восприятие у детей дошкольного возраста. Предмет: особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Гипотеза: в связи со структурой дефекта у детей дошкольного возраста с нарушением зрения наблюдаются следующие особенности ...

6. осмысленность — восприятие всегда осмысленно, т.е. представлено в сфере рационального познания (схема: смотрю и думаю; смотрю — рассматриваю, изучаю).

Основными факторами, определяющими форму и содержание восприятия являются: апперцепция, особенности среды восприятия , состояние нервной системы.

Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта. Восприятие всегда есть отражение на опыте прошлого (например, обжегся на молоке — дуешь и на воду).

Фактор среды восприятия — это условия восприятия, способствующие или затрудняющие его (например, восприятия внешности человека разнятся, когда это происходит в официальной обстановке и в быту).

Состояние нервной системы ( и соответствующее ей психическое состояние) оказывают самое существенное влияние на содержание восприятия. Ошибки восприятия можно объяснить влиянием названных выше факторов, которые вкупе и формируют законы самого восприятия. Примером могут служить иллюзии (неправильное, искаженное восприятие, обусловленное закономерностями самого восприятия) и галлюцинации (ошибки восприятия при болезни или патологии нервной системы).

Итак, ощущение и восприятие являются базовыми психическими процессами в психологии познания. Они наиболее разработаны в экспериментальном и теоретическом плане. Именно с них начинается процесс познания человеком себя и окружающей действительности.

1.3 Представление

Представление — это психологический процесс отражения объекта, воспроизводимого в сознании в чувственных образах и в отсутствие самого объекта, по памяти. Отличие представления от ощущений и восприятий:

1. представление, будучи чувственным образом, не отражается сознанием непосредственно, а воспроизводится по сенсорной памяти;

2. оно более подвижно, изменчиво и теснее связано с мышлением, отличаясь от него;

3. представление является промежуточным звеном между чувственным и рациональным познанием, т.е. между восприятием и мышлением.

Еще ближе к мышлению стоит воображение, без которого существование самого мышления представляется проблематичным. Представление — это образ памяти. Воображение — это образ памяти + фантазия + свойства отвлечения и элементы обобщения (влияние мышления).

Иными словами, воображение — это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей.

Воображение, более чем какая-либо иная форма чувственного познания, способно в фантазии отвлечься от любых признаков объекта или же наделить его чуждыми ему свойствами. Эта способность и роднит воображение с мышлением. То, что психологи не всегда уверенно относят его к чувственному познанию, связано с его промежуточным положением между чувственным и рациональным познанием.

В учебной литературе чаще всего выделяют следующие типы воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение — намеренное волевое усилие при формировании образа, который может стать источником творческой материализации идеи (например, создание новых архитектурных проектов).

Активное воображение, как видим, связано с продуктивным и творческим воображением.

14 стр., 6813 слов

Особенности психических познавательных процессов в норме и патологии: ...

... воображению. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Осязательная, обонятельная и вкусовая памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по ... меху). Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями (сравните, например, образ человека, ...

Пассивное воображение лишь непреднамеренно воссоздает ранее воспринятый образ, либо основывается на беспочвенных фантазиях, мечтаниях, грезах (например, сны Обломова).

Репродуктивное воображение ставит задачу (намеренно) воспроизвести образ таким, каким он был воспринят в прошлом, или воссоздать образ по описанию, чертежу, схемам (например, не выезжая за границу, человек может по литературным источникам представить сложный целостный образ Франции с той или иной долей погрешности).

В типологии воображения отчасти основаниями выступают функции. Выделим некоторые из них:

1) функция творческого формирования чувственно-наглядных образов;

2) намеренное регулирование эмоциональных состояний с целью уменьшения психического напряжения;

3) намеренное регулирование процессов познания. Созданные воображением образы могут помочь в выборе нужного направления познания;

4) формирование внутреннего плана действий в воображении — основа реальных действий (например, сделать эскиз).

Приемы воображения:

  • агглютинация — «склеивание» различных образов, не соединяемых в жизни (например, русалка = женщина + рыба;
  • аккордеон = фортепьяно + баян);
  • гиперболизации (минитюаризация) — преувеличение или преуменьшение предмета (например, стройки-гиганты, микрокалькулятор);
  • заострение — подчеркива-ние каких-либо черт (например, дружеские шаржи);
  • схематизация — конструирование образа, при котором его черты объединяются в группы, схемы (например, создание орнамента);
  • типизация — воплощение в образе существенного, повторяющегося (например, портрет героя нашего времени).

2. Память: понятие, структура, концепции, виды, индивидуальные особенности, приемы запоминания

Память — это психический процесс отражения прошлого опыта, проявляющийся в способности запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать этот опыт. Таким образом, память включает в себя четыре функциональных элемента: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Все эти элементы памяти соединены органически и зависят друг от друга. Любой психический акт не может существовать без процессов памяти и включает в себя все названные функциональные элементы. Память обеспечивает индивидуальность, единство и целостность психики личности.

В психологии тема «памяти» наиболее разработанная. Наиболее распространенными теориями являются ассоциативные. Они возникали еще в XVIII веке и интенсивно разрабатывались вплоть до XX века. Психологическим механизмом памяти признается ассоциация (от лат. associatio — соединение).

Речь идет о связи представлений об объекте, их взаимном «сцеплении» с памятью, которая ими побуждается.

Разработаны и исследованы виды ассоциаций:

1) ассоциации по смежности — это процесс воспоминания на основе пространственно-временных связей объектов (например, сказал А — скажи и Б); 2) ассоциации по сходству — это воспоминание провоцируется сходными с воспоминаемыми предметами, процессами, ситуациями и т.п. (например, руководитель преставился: «Александр Сергеевич»; мы вспомнили Пушкина); 3) ассоциация по контрасту — воспоминание провоцируется объектом, контрастным по признакам с воспоминаемым (например, восприятие качественных товаров одной фирмы порождает воспоминание о бракованных товарах другой).

4 стр., 1689 слов

Память. Виды и процессы памяти

... память, ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ Запоминание - процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в ... формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ по продолжительности сохранения ... 6олее частных, специальных задач. В одних случаях, например, ставится задача запомнить только ...

Виды памяти, индивидуальные особенности, приемы запоминания.

Существует ряд классификаций видов памяти по различным основаниям. Имеется классификация видов памяти, основанная на особенностях чувственного и рационального познаний.

Выделяют три вида памяти:

1. наглядно-образную — отличающуюся способностью запоминать и воспроизводить чувственные образы. Она присуща художественному типу личности;

2. словесно-логическую — отличающуюся способностью запоминать абстрактно-теоретический материал. Этот вид памяти присущ мыслительному типу личности;

3. гармоническую память — сочетающую преимущества всех вышеперечисленных видов памяти.

Классификация видов памяти по характеру психической активности предлагает следующие виды памяти:

1. двигательная (моторная),

2. эмоциональная,

3. образная,

4. словесно-логическая память.

Классификация по характеру чувственного отражения:

1. слуховая,

2. зрительная,

3. обонятельная,

4. осязательная,

5. вкусовая память.

Классификация по характеру целей деятельности: произвольная и непроизвольная память.

Классификация по времени хранения информации:

1. кратковременная,

2. долговременная,

3. оперативная память.

Все это многообразие видов памяти свидетельствует о многосторонней включенности процессов памяти в психическую деятельность. Очевидно, качество памяти и ее процессов (запоминание, хранение, воспроизводство) зависит от степени включенности памяти в те или иные процессы психики.

2.4 Чтобы легко и прочно запомнить информацию, необходимо использовать приемы запоминания:

1) установка на запоминание;

2) установка на длительность запоминания;

3) сопровождение процессов запоминания: деятельностью, эмоциональностью, интересом, активностью;

4) систематизация и осмысление материала;

5) сосредоточенность внимания на объекте запоминания;

6) повторение материала;

7) «эффект края»: самый важный материал при заучивании следует ставить либо первым, либо последним;

8) последовательность запоминания: ставка на контрастные и разноплановые объекты (правило: не топчите свои «следы»);

9) приобретенными знаниями надо чаще пользоваться.

Запоминанию способствует последовательность разноплановых объектов запоминания. Легко запоминаются материалы по истории и следом по физике или математике. Нельзя ставить лекции в последовательности: история — культурология, высшая математика — статистика (при запоминании важно помнить правило: не топчите свои следы).

Память каждого человека имеет индивидуальные особенности, отметим некоторые из них:

1) объем памяти — способность запоминать и хранить определенную величину запоминаемого материала;

2) точность памяти — способность адекватного воспроизведения запоминаемого материала;

12 стр., 5797 слов

Мышление основные виды мышления и мыслительные операции

... операций ориентировочно-исследова­тельского, преобразовательного и познавательного характера. Из приведенного выше достаточно сложного и разностороннего описательного определения мышления следует, что у человека имеет­ся множество разных видов мышления. ... мира. В процессе мыслительной деятельности человек использует ... отражением действительности. Мышление является объектом изучения многих ...

3) быстрота (скорость) запоминания — количество запомнившегося материала за единицу времени;

4) длительность хранения — время от запоминания до воспроизведения;

5) оперативность воспроизведения — время готовности личности к воспроизведению материала.

Итак, память является важным психическим процессом, который обеспечивает возможность целостности личности, ее развития и передачу опыта последующим поколениям.

3. Мышление: понятие, формы, виды, операции, индивидуальные особенности, проблемы развития

Мышление — это опосредованное, обобщенное отражение действительности в формах понятий суждений и умозаключений.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия нового.

Мышление относят к сложным, высшим психическим процессам. Сущностные свойства мышления (опосредованность и обобщенность) выражаются в его специфике:

1) мышление неотделимо от чувственного познания;

2) мышление — обобщенное отражение, а следовательно, абстрагированное (выходит далеко за пределы чувственного познания);

3) мышление связано с языком и речью;

4) мышление связано с действительностью через практику и опыт (собственный и прошлый);

5) общественно-историческая сущность мышления выражается в том, что содержание и уровень развития мышления определяются содержанием и уровнем развития общественного бытия.

Мышление существует в следующих формах: понятие, суждение и умозаключение. Формы мышления — это способы, какими оно существует.

Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие «человек» входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, речь. Несущественно (не включается в понятие) — внешние данные, рост и др.

Суждение — это мысленное отражение объекта в утверждающих или отрицающих признаках. В суждениях понятия разворачиваются в мысль, отражая связи и отношения объекта (это высказывание кого-то о чем-то).

Например, мы говорим: «Земля вращается вокруг солнца».

Умозаключение — это сложное мысленное отражение объекта, когда из одного или нескольких суждений выводится новое. Умозаключение — это закономерное движение мысли. Нарушение этих законов приводит к логическим ошибкам и заблуждениям.

Виды, операции, индивидуальные особенности мышления.

В типологической практике психологи выделяют виды и уровни мышления. И хотя это разделение весьма условно, воспользуемся им. Можно выделить следующие виды мышления:

теоретическое (понятийное и образное),

практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное).

Теоретическое понятийное мышление — это научное, системное, использующее абстрагирование и идеализацию мысленного отражения. Цель понятийного мышления — развитие содержания понятий.

Теоретическое образное — это, в сущности, тип художественного мышления, широко использующий воображение.

Наглядно-действенное мышление связано с мысленным освоением предметно-чувственной деятельности.

Мышление как психический процесс осуществляется в следующих операциях:

13 стр., 6180 слов

Средства развития мышления

... единичных объектов. Конкретизация— это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению. Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления. ...

1) анализ — мысленное расчленение объекта познания на части и изучение их по отдельности;

2) синтез — мысленное соединение отдельных частей объекта в целое и изучение его как единого целого. В реальном процессе познания сложно отделить синтез от анализа. Они предполагают и дополняют друг друга;

3) сравнение — мысленное сопоставление объектов или элементов внутри него с целью нахождения в них тождества и различия;

4) обобщение — мысленное объединение объектов в классы, роды, виды и образование общих или всеобщих понятий;

5) конкретизация — мысленное выделение объекта в рамках группы, класса, рода, вида и т.п. Обобщение и конкретизация — диалектически взаимосвязанные и взаимодополнительные операции мышления;

6) абстрагирование — мысленное отвлечение от несущественных признаков объекта мысли и выделение существенных. Так формируются абстрактные понятия.

Важнейшей характерологической чертой личности является индивидуальная специфика мышления (ума).

Выделяют следующие особенности мышления: широта мышления, глубина, быстрота, гибкость, подвижность, критичность, самостоятельность и др. Важно помнить, что мыслит конкретный человек, обладающий многообразными чувствами, желаниями, потребностями, способностями и др. характеристиками, от чего мышление становится своеобразным, неповторимым.

Таким образом, мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Единицей мышления является мысль, которая может проявляться в трех основных формах: понятии, суждении и умозаключении. Выделение связей и отношений с окружающим миром происходит посредством различных мыслительных операций. Мышление, являясь познавательным процессом, развивается, совершенствуется, переходя от одного вида к другому. Вершиной развития мышления является теоретическое (словесно-логическое) мышление.

4. Внимание: понятие, виды, основные свойства, закономерности развития

Внимание — это состояние психики, определяющее направленность ее на объект и сосредоточенность на нем психической деятельности. Внимание проявляется в сенсорных, мнемических, интеллектуальных и двигательных процессах: сенсорное, интеллектуальное, мнемическое внимание.

Выделяют следующие виды внимания: внешнее, внутреннее. Внешнее внимание направлено на предметы внешнего мира, а внутреннее — на внутренние переживания («ушел в себя»).

В свою очередь, они делятся на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Первое характеризуется отсутствием цели и волевого усилия, легкостью возникновения и прекращения. Второе — целенаправленностью, волевыми усилиями, организованностью. Выделяют также послепроизвольное внимание, которое характеризуется постановкой цели, но уже не требует волевого усилия для ее реализации (например, работа — вдохновение, привычка).

Так как наиболее простым видом внимания является непроизвольное, которое возникает само по себе, в силу каких-то особенностей объекта, важно знать какие раздражители вызывают данное внимание. Эти знания необходимы, чтобы управлять процессом деятельности, сочетая произвольное и непроизвольное внимание (именно оно дает человеку возможность действовать без напряжения).

Перечислим некоторые особенности раздражителей: сила воздействия, новизна, яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки…), движение, резкое прекращение действия, интересы человека, его чувства и др.

22 стр., 10757 слов

Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью

... качество обучения умственно отсталого ребенка. Предмет исследования – развитие мышления у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью. Объект исследования, Экспериментальная база исследования, Научная новизна, Практическая значимость При написании курсовой работы использованы методы ...

Основные функции внимания:

1) отбор из поступающей информации нужной, игнорирование (торможение, устранение) несущественных воздействий;

2) сосредоточение и удержание психики на выбранном объекте до тех пор, пока не будет достигнута намеченная цель;

3) регуляция и контроль протекания деятельности.

Функции внимания определяют его свойства:

1) объем внимания — свойство, выраженное в способности психики воспринимать одновременно определенное количество объектов; 2) интенсивность внимания — свойство, выраженное в способности психики к напряженному вниманию;

3) устойчивость внимания — способность психики личности сохранять длительное время сосредоточенность на объекте внимания;

4) переключение внимания — свойство внимания переходить с объекта на объект;

5) распределенность внимания — способность психики сосредоточить внимание на нескольких объектах или видах деятельности.

Путь развития внимания у человека: от примитивного, непроизвольного, рефлекторного, ситуативно-кратковременного к сложному, устойчивому, социальнопроизвольному вниманию.

Вывод

Таким образом, познавательные процессы — это особая форма психики, направленная на отражение, изучение и преобразование окружающей действительности. Познавательные процессы делятся на элементарные и высшие, заслуга последних — беспредельно раздвигать границы человеческого познания. Каждый познавательный процесс может работать самостоятельно, проявляя своеобразие познавательной активности, и в совокупности всех психических процессов. Память скрепляет все уровни познавательных процессов между собой в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека. Полученные данные в результате познания человека нуждаются в проверке и подтверждении на практике.