Античный атомизм Левкиппа, Демокрита и Эпикура

Контрольная работа

Окружающий мир поражает наше воображение своим многообразием. Вокруг так много разнообразных предметов, отношений, процессов и свойств. Рядом с нами расположены моря, леса, реки, горы. Мы можем наблюдать полет комет, северное сияние. Мир такой разнообразный и это разнообразие не поддается счету. Человек должен обладать большим воображением и силой мысли для того, чтобы за всем этим многообразием явлений мира увидеть их единство и общность.

В данное время практически каждый человек представляет себе атом. Это что-то невероятно маленькое и то, что представляет собой основу окружающего мира. Атомы имеют общую природу и соотносятся с категорий, которая характеризует основу всего сущего, — материей. Атомы предоставляют нам крайне удобную систему научного мировоззрения. Обычно 20 век преподносят как век атомной эпохи, но чтобы найти истоки атомизма нам нужно обратить внимание на древнюю Грецию.

Философы-атомисты сумели оригинально разрешить проблемы движения и небытия. Их идеи в дальнейшем вдохновляли Резерфорда, Эйнштейна, Томсона, Оппенгеймера. Их идеи ознаменовали вершину развития научной натурфилософии. До сих пор они являются актуальными и вызывают множественные споры.

1. Атомизм Левкиппа

По данным разных источников, Левкипп происходил либо из Элей, либо из Абдера, либо из Милета. Эпикур, который был сторонником атомистического учения, отрицает существование философа с таким именем. Существовала догадка, что имя Левкипп являлось псевдонимом молодого философа Демокрита. Однако, благодаря исследованиям, которые происходили в прошлом столетии, существование Левкиппа было подтверждено. Также, более вероятным является то, что Левкипп был родом из Милета.

Левкипп был сторонником рабовладельческой демократии и после переворота, который совершила аристократия в 449 году до н.э., он был вынужден покинуть родной город. По некоторым данным, Левкипп после этого отправляется в Элею, где становится учеником Ксенофана и Парменида. Также есть сведения, что он учился у Зенона.

Из работ Левкиппа практически ничего не сохранилось. Однако, Г. Дильс утверждает, что Левкиппу принадлежит написание, как минимум, двух книг. Их названия «Великий диакосмос» и «Об уме».

После пребывания в Элее, Левкипп уходит в Абдеры, где, вероятнее всего, становится учителем Демокрита и, возможно, Протагора.

Основные принципы атомистической философии были выдвинуты Левкиппом. Он признавал то, что существуют бесчисленные, движущиеся элементы — атомы, которые имеют множество форм. Признавал он это, потому что видел, как вещи постоянно возникают и изменяются. Его учение заключалось в том, что сущее равно несущему и оба они равноправно являются причиной возникновения вещей. Сущим для него были атомы, которые обладали полнотой и плотностью и двигались в пустоте. Пустота же была несущим, но являлась не меньшим, чем сущее.

3 стр., 1306 слов

Отражение проблем долга и ответственности в этических учениях античных философов

... человека. Таким образом, в античном мире философские подходы к опреде­лению содержания долга и ответственности разнообразны. Но при всем разнообразии подходов к определению места и роли долга и ответственности в жизнедеятельности человека и общества можно ...

Атомы обладают величиной, формой, порядком и положением. Они же являются причиной возникновения вещей и их гибели, в ходе соединения и разъединения.

Качественно новым элементом в античном материализме выступает понятие атома. Но при этом, атомы характеризуются полнотой, как это было в предшествующих философских направлениях. Однако Левкипп допускает существование пустоты, в которой эти атомы движутся.

Существование пустоты решает проблему движения, которая существовала в предшествующей философии. Она делает возможным движение атома.

Левкипп является автором основополагающей концепции. В дальнейшем, Демокрит развивает атомическое учение в систему, которая логически последовательна.

2. Атомизм Демокрита

Демокрит происходит их знатного семейства, которое проживало в Абдерах. Он унаследовал большое имение и смог посвятить себя науке.

Существуют предания, что Демокрит учился у халдейских магов, что остались в Абдерах благодаря персидскому царю Ксерксу.

Также Демокрит был учеником Левкиппа и учился у Анаксагора.

Демокрит много путешествовал. Он преследовал цель — знакомство с идеями мыслителей других стран. Источники утверждают, что он посетил Египет, Персию, Вавилон и некоторые области вокруг Красного моря. За время этих путешествий у Демокрита углубились знания по астрономии, математике, естествознанию.

Труды Демокрита представляют собой как некое энциклопедическое познание того времени. Диоген Лаэртский приводит более 70 работ Демокрита по этике, математике, физике, риторике, музыке, астрономии и др.

Демокрит разделял учение Левкиппа об атомах и пустоте. К характеристикам атомов Демокрит добавил еще величину.

Демокрит утверждал, что атомы бесконечны, если речь идет об их числе и величине и формах. Также он утверждал, что и материя бесконечна.

Качественно новым в античном мышлении являлось понимание Демокритом бесконечности, несотворенности и неуничтожимости вселенной, а также убежденность в существовании множества миров, которые возникают и гибнут. Демокрит говорил, что нет различий между нашим миром и другими мирами, кроме того, что наш мир находится в расцвете.

У Демокрита, как и других атомистов, речь идет о механическом движении. Движение является основным способом существования атомов.

Понимание мира у Демокрита связано с принципами его учения о бытии и его пониманием отношений между явлениями. Все в сущности определено механическим движением атомов. Поэтому в системе Демокрита нет для существования каких-либо «случайностей». Они объясняются незнанием причин определенного явления. В системе Демокрита все возникает по необходимости. Эту необходимость он называл вихрем. Демокрит переводил все то, что использует природа, к необходимости.

Остаются проблемными воззрения Демокрита по поводу познания. Это случается по тому, что сведения, которые доходят до нас иногда противоречат друг другу. Однако ясно одно, Демокрит отбросил негативное отношение к чувственному познанию. Значение чувственного познания можно оценить, если рассмотреть его концепцию образов. Образы возникают между вещью и органом чувств, который ее воспринимает. Этот образ попадает, как некий оттиск, в соответствующий орган чувств.

8 стр., 3691 слов

Античная философия. Демокрит

... на его пренебрежение к материалистической философии, уважение к Демокриту из Абдер. Учение Демокрита нашло много последователей. Младший софист ... прежде всего, сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры. Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ... тело, без физических свойств. Он вечен. Считал, что материя состоит из атомов, но отрицал делимость материи. Атом ...

Демокрит и Левкипп придавали большое значение чувственному познанию, видели в нем основную предпосылку для дальнейшего познания.

Однако, Демокрит раскрыл также значение и функции рационального познания. Демокрит считал, знание, которое получено при помощи рассуждения является подлинным, достоверным, а знание, которое было получено при помощи чувственных восприятий, он называл темным и непостоянным. Следуя из этого, можно сказать, что Демокрит выделял несколько ступеней познаний, первой ступенью являлось чувственное познание, которое давало нам информацию об окружающем мире, а второй ступенью являлось рациональное познание, которое позволяло подойти к познанию истины.

Роль, отводимая разуму Демокритом, не противоречит его материалистической ориентации. Также разум является частью души. Душа является совокупностью самых легких атомов, которые имеют шаровидную форму.

Такие суждения привели Демокрита к атеизму. Он дает материалистическое объяснение возникновения богов. Оно заключается в том, что когда люди не могли объяснить какие-либо явления, они полагали, что боги являются сутью этих явлений.

Помимо этого, Демокрит занимался физикой, математикой, риторикой, этикой, астрономией.

3. Атомизм Эпикура

Эпикур родился на острове Самосе и жил в 342-270 гг. до н.э. Был создателем одной из самых известных философских школ. Учителем Эпикура был Навсифан.

Эпикур к свойствам атомов, которые были описаны Демокритом, добавил еще и вес атома. Под действием своего веса атома образую различные дела, следовательно, вес тела связан с весом атома. Такое дополнение не противоречило той логике, которая была предложена Левкиппом и Демокритом.

Дальше Эпикур преследовал цель более глубокого обоснования атомистической концепции. Он старался описать внутреннюю логику этой концепции, в отличие от Демокрита, учение которого в большой мере были направлены к натурфилософии. Эпикур пытался выяснить для чего понадобился атомизм.

Эпикур рассуждал, что вселенная состоит из пространства и тел. О существовании тел свидетельствуют ощущения людей. Если бы не было пустоты, то тела не имели бы того, через что они осуществляют движение. Одни тела являются сутью соединения, другие же тела являются материалом для соединения. Последние тела неизменяемы и неделимы. Необходимо, чтобы первоначала были неделимыми телесными природами.

Другой идеей Эпикура являлось то, что полные и неделимые тела имеют множество форм, потому что множество различий в предметах не могло образоваться из ограниченных по числу форм. В каждой форме атомы безграничны по числу, а различие форм безграничным не является, а только необъятным.

Также безграничны миры, которые похожи на наш мир и которые не похожи. Атомы, из которых создаются и образуются миры, не могут быть все израсходованы на создание миров, которые похожи на наш мир и которые на него не похожи. Следовательно, нет ничего препятствующего признанию того, что существует безграничное количество миров.

20 стр., 9726 слов

Античная философия

... нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной , тот и не может по настоящему ... знать и ее современного состояния . Изучение истории философии говорит ... рассматриваемого мыслителя. Дофилософские формы сознания : проблема источников философии. В исторической философии достаточно твердо установлено, что исходной формой общественного ...

Эпикуру также принадлежала идея о свойствах тел. Он утверждал, что все, что касаемо постоянных свойств тела, которые присуще всем телам и познаются через чувственное восприятие, нельзя представлять как сущность; нельзя отрицать их существование; нельзя считать, что они являются частью тела. Однако нужно понимать то, что тело обязано своим существованием этим свойствам, не в том смысле, что тело сложилось из этих свойств, а в том смысле, что они обеспечивают постоянное его существование. Эти свойства имеют специальные возможности, с помощью которых могут быть познаваемыми и различаемыми.

Это размышление о свойствах тела очень важно и здесь углубляется спор с теми, кто провозглашал эти свойства самостоятельными материями. Эпикур утверждал, что свойства тел существуют, но между телом и его свойством существует разница. Свойства присущи телу, но тело не является лишь совокупностью свойств.

Эпикур развивал учение Демокрита о чувственном восприятии и осмысливал его концепцию идолов. Эпикуру было ясно, что истечения, которые исходят от тела, увидеть нельзя, но они являются телесными. Он утверждает, что существуют различные отпечатки, оттиски, которые похожи на тела, но по тонкости с предметами несравнимы. Такие истечения проникают сквозь воздух. Образы обладают тонкостью и быстротой. Возникновение образа приравнивается к быстроте возникновения мысли.

Еще одно дополнение атомистической теории состояло в допущении большей свободы в движении атомов. Атому должна быть присуща определенная свобода в движении, случайность. Атомы движутся в различных направлениях, а не в каком-то одном. Происходит беспорядочное, свободное движение атомов и поэтому сочетания, которые получаются в ходе этого движения, не лишены элементов случайности, происходит отклонение от жесткого порядка. Здесь необходимость содействует со случайностью.

атомистический левкиппа демокрит эпикур

В античной культуре впервые появились и стали развиваться категории научного мышления. Большой вклад мыслителей античности в развитие математики, астрономии, этики, политологии и др. наук. Поэтому античная наука и философия сыграли важную роль в развитии науки и техники в дальнейшем. Культура античности послужила основой для развития мировой культуры в целом.

У истоков концепции атомизма стоял Левкипп. Долгое время он считался мифической личностью, но последние исследования говорят об обратном. По теории Левкиппа мир состоит из атомов, которые вечно движутся, однородны по качеству, но имеют бесконечное разнообразие форм и неделимы и пустоты, где они двигаются. Левкипп установил принцип причинности и закон достаточного основания, согласно которым все имеет причину и только в силу определенной необходимости.

Учеником его был Демокрит, который родом был из Абдеры и являлся величайшим греческим натурфилософом. Демокриту принадлежит разработка начального этапа античной атомистики. Согласно Демокриту, все тела состоят из атомов — мельчайших, неделимых частиц. Атомы имеют различный объем, форму и расположение. Они не обладают свойствами макровеществ, которые образованы из них. Мы воспринимаем эти макровещества с помощью наших органов чувств, благодаря действию истекающих из тел «идолов» или «образов». Чувственное восприятие дает нам лишь поверхностное знание. Над чувственным восприятием стоит «светлое» знание, которое идет из темноты. Движение, возникновение и разрушение макротел является результатом движения атомов, но для того, чтобы атомы могли передвигаться, им необходима пустота.

14 стр., 6953 слов

Развитие философских школ и учений Античной Греции

... рассматриваемого мыслителя. 1. Зарождение и развитие философии эпохи античности. Философские школы античности 1.1 Этапы развития и основные черты античной философии Несмотря на наличие в предфилософские времена ... знаний, древнегреческая наука возникает одновременно с философией. Однако античная традиция единодушна в том, что первые античные философы прошли предварительное обучение в Египте ...

Развитием представлений Левкиппа и Демокрита занялся Эпикур. Им г концепцию атомистики было положено три принципа:

  • Ничто не рожается из ничего. Это является формулировкой закона сохранения материи.

.Происходит постоянное превращение веществ, происходят процессы возникновения и разрушения. Следовательно, основное свойство материи — ее движение.

.Для движения атома необходима пустота.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/atomisticheskoe-uchenie-demokrita-i-levkippa/

1.Асмус В.Ф. Античная философия / Асмус В. Ф. — М.: Высшая школа, 1976, 544 С.

.Богомолов А.С. Античная философия: Учебник, 2-е издание / Богомолов А. С. — М.: Высшая школа, 2006, 390 С.

.Бучило Н.Ф. Философия в двух частях. Часть 1: История философии / Бучило Н. Ф. — М.: Юристъ, 2007 , 435 С.

.Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой / Гайденко П. П. — М.: Наука, 1980.

.Дынник Н.А. Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / Дынник Н. А. — М.: Политическая литература, 1955, 237 С.

.Иовчук М.Т. Краткий очерк истории философии. Изд. 3-е / Иовчук М. Т. — М.: Мысль, 1975.

.Канке В.А. Философия / Канке В. А. — М.: Логос, 2003, 272 С.

.Лосев А.Ф. Античная философия / Лосев А. Ф. — М.: ЧеРо, 1998.

.Малышевский А. Ф История философии / Малышевский А. Ф. — М.: Просвещение, 2006, 362 С.

.Переверзенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии / Перезвенцв С. В. — М., 2011, 480 с.

.. Спиркин А.Г. Философия: Учебник / Спиркин А. Г. — М.: Гардарика, 1998, 287 С.

.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / Чанышев А. Н. — М.: Высшая школа, 2003, 278 С.

14 стр., 6986 слов

Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья

... поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта не дала ... Греция. Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, ...