Личность и реформы Александра II

Контрольная работа

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Когда говорят о реформаторской деятельности Александра II, то, как правило, прежде всего имеют ввиду законодательные акты, приведенные в жизнь императором: крепостного права для развития сельского хозяйства и промышленности России">отмена крепостного права, отмена телесных наказаний, учреждение земского самоуправления, городского самоуправления, гласного и мирового суда и переустройство армии. Эти реформы совершенно заново построили жизнь русского народа, создали новые отношения между общественными классами, внесли новые представления о взаимоотношениях между обществом и государством. Отношения эти строились на началах свободы и демократизма и выделили царствование императора Александра II, как новую эпоху в русской жизни.

Василий Ключевский отмечал, что в продолжение столетий, предшествовавших 19 февраля 1861-го, у нас не было более важного акта, который бы до такой степени определил собой направления самых разнообразных сфер нашей жизни. Очевидно, что этих преобразований тогда ждала вся страна. За эти преобразования ратовали лучшие умы России, и они были поддержаны и проведены императором Александром II, которого совершенно справедливо называют «Освободителем». Великие реформы были, безусловно, для него величайшим испытанием и исключительно смелым поступком.

2. Личность Александра II

«Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности…».

Александр II

АЛЕКСАНДР II Николаевич Романов — Государь император и самодержец Всероссийский в 1855 — 1881 гг. Сын императора Николая 1 и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве 17 апреля 1818 г.

Император Александр II во многом составлял противоположность своему отцу. Отец отличался суровым и непреклонным характером, сын был мягок и доступен влияниям. Отец не получил в свою пору хорошего образования, сын же был тщательно воспитан и подготовлен к предстоящему высокому делу правления государством.

9 стр., 4346 слов

Личность Александра I

... состояла заслуга и в чем причины неудач Александра 1? ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА 1 (1801—1805) 1.1 Формирование личности Александра 1 александр император личность политика А. А. Самборский 10 мая 1793 ... воспитывать умы. Наконец, ряд войн и внутренних реформ, изменяя вместе с внешним, международным положением государства и внутренний, социальный склад общества, колебал государственное ...

Александр вступал на престол 36-ти лет от роду, зрелым человеком, достаточно опытным в делах. Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего «наставника» — известного поэта В. А. Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный «план учения» цесаревича, утвержденный императором Николаем. По этому плану целью всего учения было сделать будущего императора человеком просвещенным и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому удалось осуществить свой план. Цесаревич много учился. Домашние занятия дополнялись поездками. Из них особенно памятно было путешествие по России и Западной Сибири (в 1837 г.).

Двадцати трех лет цесаревич вступил в брак с Марией Александровною, принцессою Гессен — Дармштадтской, с которою он познакомился во время большого заграничного путешествия. С этого времени началась служебная деятельность Александра Николаевича. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы, император Николай нежно относился к сыну; он говорил ему перед самой своею кончиною: «Мне хотелось, приняв на себя все трудное, все тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое… провидение судило иначе». Император Александр II вступал во власть в очень тяжкое время.

С 1834 Александр II сенатор, с 1835 член Святейшего Синода, с 1841 член Государственного совета, с 1842 — Комитета министров. В 1837 путешествовал по России (29 губерний Европейской части, Закавказье, Зап. Сибирь), в 1838-39 — по Европе. Генерал-майор (1836), с 1844 полный генерал, командовал гвардейской пехотой, с 1849 начальник военно-учебных заведений, председатель Секретных комитетов по крестьянскому делу 1846 и 1848. Во время Крымской войны 1853-56 с объявлением Петербургской губернии на военном положении Александр II начальствовал над всеми войсками столицы.

3. Причины реформ Александра II

Император Александр вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России. Действительно, политическое и военное положение России в эту пору было близко к катастрофическому. Общество недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая I, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские восстания. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не вынудить нового собственника Зимнего дворца задуматься о курсе своей внутренней политики.

Новому государю досталось тяжелое наследство — неоконченная война с союзниками (Турция, Англия, Франция), которая велась в основном крайне для нас неудачно. Армия едва держалась в Крыму, обороняя Севастополь, практически отрезанный от остальных областей. Черноморский флот был уничтожен, вооружение армии оказалось много хуже, чем у противника. Денежные средства были совершенно истощены, отсутствие кредита за границей вызвало усиленный выпуск бумажных денег и падение курса. Истощенной России с ее 85-миллионным населением и с едва 1 млрд. годового дохода приходилось бороться с союзниками, которые располагали 108 млн. населения и тремя миллиардами дохода. Сложилась ситуация, при которой могло создаться впечатление, что против России сплотилась чуть ли не вся Европа. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

8 стр., 3783 слов

Становление педагогики в России

... в России на рубеже XX в. представлено реформаторской педагогикой. В ее активе обоснование и развитие новых направлений психолого-педагогических наук: возрастной психологии, эксперименталь­ной педагогики и педологии, новых моделей школ, содержания и технологий обучения в ... совре­менного европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский харак­тер. С ...

К тому же предательское поведение австрийского императора вынуждало Россию торопиться с заключением мира на невыгодных условиях, что и было сделано.

Крымская война обнажила все внутренние язвы нашего отечества. В обществе поднималось недовольство от растущего понимания отсталости Российского государства от более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящая часть дворянства и формирующаяся из разночинцев интеллигенция, но и представители вышей администрации, даже императоры Александр II, а в свое время Николай I и Екатерина II ощущали необходимость перемен.

Предпосылками реформ стала постоянная угроза крестьянских бунтов, политический и экономический кризис. Поражение в Крымской войне не только снизило до предела международный авторитет России, но и показало необходимость реформ в финансовой, военной, медицинской, образовательной сферах. Еще одной предпосылкой стало недовольство общества полицейским николаевским режимом и постоянная угроза социальных выступлений.

Накопилось множество объективных предпосылок для проведения коренной аграрной реформы. Во-первых, помещичье хозяйство, основанное на внеэкономическом принуждении крестьян к труду, все заметнее переживало кризисное состояние, эффективность хозяйств снижалась, остро стоял вопрос о переходе от натурального к рыночному хозяйству. Во-вторых, быстрое развитие промышленности входило в противоречие с феодальными отношениями в сельском хозяйстве. Для промышленности явно не хватало рынка сбыта своих товаров вследствие низкой покупательской способности подавляющей части населения-крестьян. Промышленность испытывала острую нехватку свободной рабочей силы, поскольку крепостные крестьяне, составляющие большую часть населения, не обладали правом на свободное перемещение из деревни в город, на промышленные предприятия. В- третьих, в стране фиксировалось все большее количество крестьянских антифеодальных выступлений, что не могло не волновать.

30 марта 1856 года, выступая перед московским губернским и уездными предводителями дворянства, Александр произнес знаменитые слова : “…гораздо лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу…”.Именно этот день принято считать днем начала Великих реформ.

В стране сложилась благоприятная для реформ ситуация — императора поддержали сторонники реформ (П. Валуев, великий князь Константин Николаевич, Д. Милютин ( приложение 2)и др.)

4. Реформы Александра II

В манифесте по поводу заключения мира впервые дано было понять, в каком направлении и в каком духе думает вести Россию новый государь: «При помощи небесного Промысла, всегда благодеющего России, да утверждается и совершенствуется ее внутреннее благоустройство; правда и милость да царствуют в судах ее; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности, и каждый, под сению законов, для всех равно справедливых, всем равно покровительствующих, да наслаждается в мире плодами трудов невинных».

13 стр., 6172 слов

Социальные реформы в России: история, современность, перспективы

... проводимые социальные реформы в России - история и перспективы. Цель курсовой работы - изучить историю социальных реформ в России, современные социальные реформы, а также перспективы их проведения. Задачи: 1) раскрыть историю социальных реформ в РФ; 2) рассмотреть современные проводимые социальные реформы; ...

5. Отмена крепостного права

«Я слишком убеждён в правоте возбуждённого нами святого дела, чтобы кто-либо смог меня остановить».

Для императора было ясно, что ключевым вопросом является отмена крепостного права, о необходимости которой он заявил уже в 1856 году. Труднее было приступить к решению этой проблемы.

Освободить Россию от несправедливого, архаичного и бесчеловечного порядка суждено было именно Александру II. Как любого человека, который берётся за осуществление кардинальных преобразований, его, естественно, отговаривали — отговаривали много, отговаривали по разным поводам. Утверждали то, что утверждают всегда: что страна распадётся, что наступит хаос; что особенно примечательно, обычно говорят, что народ к свободе не готов, он её не любит и не примет и вообще ему эта свобода просто не нужна.

В обществе много говорилось об изменении положения крестьян, но готовности к практическим действиям оно не выражало. Следовательно, отменить крепостничество одним росчерком пера не представлялось возможным. По мере того как осуществлялась практическая подготовка отмены крепостного права, становилось ясно, что она повлечёт за собой многие другие проблемы. Многовековое закабаление общества привело к тому, что все государственные институты, сословная структура, российское право основывались на крепостничестве. Необходимо было не только освободить крестьян, но и провести перемены практически во всех областях жизни. Россия была самодержавным государством, и поэтому выбор пути реформ ложился тяжёлым грузом ответственности на плечи императора.

Даже в самой крестьянской среде носилось смутное предчувствие близкой воли…

«Я хочу остаться наедине со своей совестью». Император попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю — Закон об освобождении крестьян. Его ждали долгие годы, за него сражались лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России — крепостное право, но и давал надежду на торжество добра и справедливости. Подобный шаг для монарха — трудное испытание, к которому он готовился всю жизнь, из года в год, с самого детства…

Крестьямнская рефомрма в Россими (известная также как отмена крепостного права)— реформа, проведенная в 1861 году, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из реформ императора Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19февраля (3 марта) 1861 года.

По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать, где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.

11 стр., 5404 слов

История.Бычкова. Значение отмены крепостного права для развития ...

... Сельское хозяйство после отмены крепостного права 2.1 Первое двадцатилетие после реформы Россия начала увеличивать количество зерна на экспорт в первые 20 лет после отмены крепостничества. ... развитии из-за крепостного права, в экономической сфере торговые отношения все больше набирали обороты, появляется всероссийский рынок 1 . Хозяйства помещиков, которое было основано на подневольных крестьянах, ...

Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина, и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т. е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении, которого временнообязанные крестьяне должны были быть, переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет, правда, к 1881 году их оставалось уже не более 15%.

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.

Обретение личной свободы дало им возможность стать полноценными подданными Российской империи, по возможности проявлять свою инициативу и выражать собственное мнение.

Конечно, не следует идеализировать ситуацию, которая сложилась сразу же после проведения реформ, но смысл был именно в этом: оно способствовало социальной мобильности, способствовало увеличению городского населения, стимулировало переход к капиталистическим формам хозяйствования и, в конечном счёте, открыло путь России к экономическому прогрессу, к развитию внутреннего рынка, к развитию промышленности.

5.1 Отмена телесных наказаний

Освобождение крестьян логически повело к уничтожению телесных наказаний за уголовные преступления. Прежнее законодательство отличалось большой жестокостью. При ссылке в каторжную работу или на поселение в Сибирь преступника предварительно публично наказывали плетьми (до 100 ударов); при отдаче в арестантские роты секли розгами; особенно бесчеловечно было наказание провинившихся солдат, матросов и ссыльнокаторжных: их прогоняли сквозь строй и били шпицрутенами (иногда давали по несколько сотен и даже тысяч ударов).

Плеть и прогнание сквозь строй нередко кончались смертью истязуемого. Помимо того, каторжников клеймили, вытравляя на лбу и щеках три буквы: К. А. Т. («каторжник»).

Эти жестокие наказания вытекали не только из жестокости нравов и недостатка уважения к человеческой личности, но также из самого взгляда на наказание, в котором видели средство не исправления, а устрашения и возмездия. Теперь, после манифеста 19 февраля, который саму отмену крепостной зависимости объяснял «уважением к достоинству человека и христианской любовью к ближним», телесным наказаниям — этому надруганию над свободной личностью не могло быть более места, и указом 17 апреля 1863 г. (в день рождения государя) они были отменены. Правда « в ходу» всё же остались розги, чтобы совсем жизнь прекрасной не казалась.

11 стр., 5447 слов

Особенности исторического развития России

... исторического развития России» базируется на знаниях, полученных студентами в рамках курса «Отечественная история». 2. Цели и задачи. Дать представление о природно-климатических, геополитических, религиозных факторах, ... различие. История реформаторства в России. Типы реформ: общее и особенное. Модернизация общества Петра I . «Великие реформы» 60-70-х годов XIX в. Реформы и контрреформы. Роль ...

5.2 Судебная реформа

Серьёзные преобразования произошли и в судопроизводстве. В России впервые за её уже тогда тысячелетнюю историю появился состязательный процесс, суд присяжных, мировой суд, адвокатура. Реформирование народного просвещения открыло тогда доступ к образованию этих всех сословий. Университеты в тот период также получили определённую независимость, но только определённую, конечно. Были до определённых границ также ослаблены и тиски цензуры, которая до того времени была одной из самых жесточайших в Европе.

5.3 Земская реформа

«Положением о земских учреждениях» (1864, 1 янв.) имелось ввиду заменить господствовавшую до тех пор в областных учреждениях систему бюрократического управления, в царствование имп. Николая I получившую особенно широкое применение. Опыт показал полную непригодность руководства областной жизнью по директивам из центра (из столицы).

Потребности местной жизни чрезвычайно разнообразны и, сравнительно, мелочны, у каждой местности эти потребности, а равно и средства для их удовлетворения зачастую столь отличны от потребностей и средств других областей, что разобраться в них могут только местные люди, близко знакомые с ними. Русская империя разбросалась на необъятном пространстве, включила в свои пределы десятки губерний и областей с разнообразным климатом, населением, и с большого расстояния эти местные особенности стушевывались; из министерского окошка, очень от них удаленного, зачастую их совсем даже не было видно, и потому распоряжения, посылавшиеся оттуда, при всем добром желании исполнительных органов, сплошь и рядом оказывались непрактичными или ошибочными, несоответствующими ни целям, ни средствам, а кроме того еще и запоздалыми. Условия местной жизни могут хорошо знать только постоянные жители края; между тем чиновник, посылаемый в провинцию (губернатор, исправник), в лучшем случае только временный гость, несвободный в своих действиях, заинтересованный, прежде всего, в точном исполнении отданных ему предписаний; ему, наконец, прямо не усмотреть за всем. Вот почему новое Положение было построено на том, чтобы выделить дела исключительно областного характера, земские, от государственных, и передать их в ведение местных людей: лучше с ними знакомые, непосредственно заинтересованные в благополучии своего края, они, предполагалось, легче найдут средства и изыщут способы для удовлетворения его нужд.

Центральные государственные учреждения (сенат, государственный совет, министерства) дают общие директивы, указывают направление, по какому должна идти жизнь государства во всем его целом; они дают, так сказать, политический камертон народной жизни; поэтому меры, принимаемые центральным правительством, всегда будут мерами общими, одинаковыми для всех частей государства.

5.4 Городская реформа

Городская реформа аналогична реформе земской: как та создавала самоуправление для населения области, уезда, так «Городовое положение» (1870, 16 июня) дало населению городов местное самоуправление, с правом ведать свое городское хозяйство и содействовать развитию просвещения у себя в городах. Городская дума из выборных гласных соответствовала уездному земскому собранию, городская управа (выбранная из среды гласных) — земской управе. Предоставляя городам устраивать свою жизнь собственными силами и средствами, правительство оставило за собой лишь право надзора, следя за тем, чтобы действия думы и управы не выходили из рамок предоставленных им прав («губернские по городским делам присутствия»).

14 стр., 6518 слов

Александр II как человек и государственный деятель

... России, внесла в духовную, политическую и экономическую жизнь российского общества новые веяния, повлияла на эволюцию социальной структуры. 1. Личность Александра II 19 февраля 1855 года ... свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотела бы обратить на него ... Поэтому в историю он вошёл как царь «Освободитель». 1.2. Личная жизнь Александра II Александр II всегда был окружен ...

5.5 Военная реформа

По громадному воспитательному и политическому значению, какое имела в русской жизни всеобщая воинская повинность, ее следует поставить наряду с великими реформами крестьянской, земской, городской и судебной. Прежняя система рекрутских наборов в самой основе своей была крайне несправедлива, так как ложилась тяжелым бременем почти исключительно на одни низшие, притом беднейшие классы населения. После того как дворянству удалось освободить себя от этой повинности, она всецело легла на плечи податных сословий (крестьянство, купеческий класс, мещане-ремесленники, разночинцы), причем люди состоятельные могли откупаться от рекрутчины, внося за себя денежный выкуп или выставляя за себя «охотника», который продавался за деньги, чаще всего с тем, чтобы поддержать бедствующую родню. Эта система выкупа привела к тому, что из 25 миллионов, подлежащих рекрутчине, 5 млн. освобождались от нее, — тем поэтому труднее приходилось остальным двадцати. Рекрут служил солдатом почти пожизненно (25 лет), во всяком случае отдавал военной службе лучшие свои годы и силы. Суровая дисциплина в войсках, жестокие наказания, полная безответственность перед начальством, зачастую грубым, малообразованным и несправедливым, превратила военную службу в настоящую «каторгу», тяжелое наказание. Рекрутчина отрывала человека от семьи, от общества и возвращала обратно в родную ему среду по большей части уже хилым, с надломленными силами, настоящим инвалидом и бесполезным членом общества. Высокое звание солдата, воина, защитника Родины было настолько принижено, что выражение «отдать в солдаты» стало равносильным другому выражению: «наказать, как тяжкого преступника». В самом законе об уголовных преступлениях отдача в солдаты была приравнена к ссылке в Сибирь или заключению в арестантские роты.

Гуманный дух, каким был проникнут акт 19 февраля, не мог не отразиться на устарелых началах несения рекрутской повинности; освобождая крестьянина от личной зависимости, превращая его в равноправного гражданина, нельзя было оставлять его на прежнем положении обездоленной парии. Сама повинность военная из сословной должна была стать всеобщей, одинаковой для всех классов населения. Наряду с бессословным земством, с бессословным судом, и армии надлежало превратиться в бессословную — это и было достигнуто реформой 1874 года (манифест 1 января).

Срок действительной службы (в строю) сразу понизился с 25 до 6 лет!; денежный выкуп или наем за себя охотника стал теперь более невозможен, равно и отдача в солдаты за преступления. Тяжелый труд выработки нового закона и проведение его в жизнь выпали на долю военного министра Дм. Ал. Милютина, одного из наиболее светлых сотрудников имп. Александра II. Военная реформа растянулась на полтора десятка лет (1862—1874).

В процессе ее проведения страна была поделена на военные округа, качественно улучшен и обновлен офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии.

10 стр., 4871 слов

Реформы в социальной сфере в СССР в переходный период ( )

... для понимания процессов, происходящих в современной истории России. Цель данной работы - проанализировать социальные реформы 1980-1990-х гг. в СССР. К середине 80-х годов социализм, как общественно-экономическая система ... привело к социальной апатии в обществе [5, c. 334]. Горбачев осознал необходимость реформ. В течение практически всего 1986-го и первой половины 1987 года эти попытки ...

Не оставило правительство без внимания и народное образование. В духе времени и в согласии с общим направлением, какого оно держалось в своих мероприятиях, оно придало ему такой же просветительный и освободительный характер, хотя далеко не с надлежащей полнотой и последовательностью.

Была сделана попытка просветить и темную массу: безграмотного или полуграмотного простолюдина, которому уже не под силу было проходить систематическую школу наравне с малолетними, и который мог только урывками, в свободные от работы часы, «засесть за книжку» и тем не менее нуждался в расширении своего умственного горизонта. С этой целью в 1860 г. возникли в Петербурге и в других городах так называемые воскресные школы для взрослых ремесленников, мастеровых, вообще для рабочего класса.

Большой шаг вперед в царствование имп. Александра II сделало женское образование. Раньше оно было доступно для девушки лишь в институтах, в закрытых заведениях, обыкновенно с сословным подразделением на отделения «дворянское» и «мещанское». С 1858 года стали открываться женские гимназии, для всех сословий, и исключительно для приходящих.

6. Убийство императора

Император Александр II, вызвавший восхищение и удивление просвещенных людей целого мира, натолкнулся и на недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд посягательств на жизнь государя, составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался страдальческой смертью от злодейской руки, кинувшей разрывной снаряд. Трагическая смерть царя-освободителя круто изменила ход российской, европейской и мировой истории. В стране на целую четверть века были прекращены либеральные, демократические реформы и восторжествовала реакция.

На месте его гибели был поставлен храм-памятник Воскресения Христова или Спаса на Крови, представляющий собой шедевр русского национального искусства.

Свобода впервые, может быть, за всю тысячелетнюю историю России стала ценностью, это самое важное. А тот, кто её принёс, отдал за неё свою жизнь.

Заключение

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы — освобождение крестьян от крепостного гнета. Реформы, проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I.

«Крестьянская реформа, несмотря на все ее несовершенства, была колоссальным шагом вперед; она являлась и крупнейшей заслугой самого Александра, в годы ее разработки выдержавшего с честью натиск крепостнических и реакционных стремлений и обнаружившего при этом такую твердость, на которую лица, его окружавшие, по-видимому, не рассчитывали» (Корнилов).

Императору Александру II по справедливости присвоено «звание» Царя-Освободителя: он освободил не только крестьян, но вообще личность русского человека, поставил ее в условия самостоятельного существования и развития.

Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности данной эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты мудрого беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные (1855—1861) годы своего царствования. Он твердо выдержал свой пост на «корме родного корабля» в эти трудные годы его плавания, по праву заслужив приобщение к своему имени завидного эпитета Освободителя»

7 стр., 3170 слов

По истории «Роль личности в истории России»

... в истории России Задачи. Найти и проанализировать разные мнения об исторических событиях. Методология. Роль Ивана Грозного в истории России может подразумеваться на две разные вещи. Первое – роль эпохи его правления. Второе – роль личности ... император Александр-II решительно продвинул Россию в сторону прогрессивного развития. Его реформы касались всех областей жизни общества и вошли в историю под ...

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/aleksandr-lichnost-i-reformyi/

император александр реформа крепостной

1. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14943

2.http://www.slaviza.ru/v-pravitelstve-rf/prezident-rf/368

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

4.

5. Зуев М.Н. История России / учебник для вузов.- М.: изд-во «Приор»,

1998.- 688с.

6. Мунчаев Ш.М. История России / Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов; учебник для вузов.- М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА, 1998.- 592с.

7. http://www.biografii.ru/biogr_dop/aleksandr2/aleksandr2.php

Приложение 1

Алексамндр II Николамевич Освободитель (17(29) апреля 1818, Москва — 1(13) марта 1881, Санкт-Петербург) — император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии — Освободимтель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года).

Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля».

Приложение 2

Дмимтрий Алексемевич Милюмтин (1816—1912)— российский военный и государственный деятель; граф (30 августа 1878), генерал-адъютант, генерал-фельдмаршал (16 августа 1898; последнее присвоение звания подданному Российской империи); один из ближайших сотрудников императора Александра II. Занимал пост военного министра Российской империи (1861—1881).

Почётный президент академий генерального штаба и военно-юридической, почётный член Академии наук и академий артиллерийской, инженерной и медико-хирургической, университетов Московского и Харьковского, общества попечения о больных и раненых воинах, географического общества. Императорский Санкт-Петербургский университет в 1866 году поднёс ему учёное звание доктора русской истории.