«К вершинам педагогического мастерства»

«Ученик не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь»

(Адольф Дистервег)

Мой путь в педагогике: какой он? Не могу сказать о том, что я с детства мечтала стать учителем. В детстве я серьёзно увлеклась спортом, тренировалась, добивалась хороших результатов, даже стала кандидатом в мастера спорта по лыжным гонкам. Когда пришло время выбирать профессию, я поступила в педагогический институт, мне посоветовал тренер, так как это был единственный вуз в нашем городе. Став студенткой, я увлеклась педагогикой, оказалось, это очень интересно: заходить в класс и видеть перед собой множество пар глаз, которые смотрят на тебя с любопытством и верой в то, что я стану их другом. Так и случилось: вот уже 36 лет я – учитель, сею разумное, доброе, вечное.

Я – учитель, и не просто учитель. Я — первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе. Какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками или будут сторонними наблюдателями.

Внешне моя работа кажется будничной: бесконечные тетради, журнал, программы, уроки. А по сути своей она радостна и даёт большую отдачу, потому что мы растим людей и должны сделать их счастливыми, а значит, и себя тоже. Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие, понимающие глаза учеников на уроке, их доброе отношение к людям. Я всегда нахожу время, чтобы каждого их них выслушать и понять. Каждый день в школе не похож на другой. Можно ли жить в школе спокойно, не ожидая от своих учеников каверзных вопросов и неразрешимых, на первый взгляд проблем. Нельзя, да и не стоит, если имя тебе – учитель!

Каждый учитель начальной школы возлагает на себя огромную ответственность: помочь маленькому ребенку построить фундамент для обучения, роста и развития. Крепость фундамента — это залог успешности ребенка в жизни как творческой личности, индивидуальности.

Ребенок — это уникальный, неповторимый мир детства. И я убедилась, что учитель, особенно учитель начальных классов, не должен быть только учителем, преподающим учебные предметы. Он должен быть охранителем детства, помощником ребенка в становлении его возможностей, способностей. И в этом смысле учитель начальных классов — прежде всего Человек. Убеждена, что очень многое светлое и радостное за период учебы в начальной школе останется у ребят на всю жизнь. Каким трепетом и гордостью светятся глаза первоклашек, когда они идут в школу. И как важно всем нам, педагогам и родителям, поддерживать этот огонь все годы обучения ребенка. Мы должны помнить, что ребенок самоценен, он уже личность, несмотря на то, что он младший школьник. И ребенок должен чувствовать на каждом уроке, при каждом соприкосновении с педагогом, что он «центр педагогического мироздания!».

4 стр., 1962 слов

Готовность к школе ребенка-аутиста

... к школе ребенка с аутистическими проявлениями имеет ряд отличий от готовности к школе ребенка в норме. Тема исследования: готовность к школе ребенка-аутиста. Цель исследования: изучение готовности к школе ... быть готов к школьному обучению. Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физической, педагогической и психологической подготовки. У ребёнка, поступающего в школу, должен быть ...

«Сердце отдаю детям», — так мудро сказал В.Сухомлинский. Именно в отдаче себя ребенку учитель должен находить истоки своего подвижничества, соучастия, сопереживания. С учениками нельзя быть не искренними, дети очень тонко чувствуют фальшь, их нельзя обмануть. Поэтому учитель должен быть кристально честным и чистым перед ребёнком, перед собой!

Считаю, что учитель просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества. Очень важен аспект развития творческих способностей учителя, так как только собственный опыт творчества, позволяет ему воспитывать творческую личность ребёнка. Педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль, удивлять.

Школа- это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, которыми должен обладать педагог. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперёд.

Я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. Наверное, потому и осталась учителем, несмотря, на то, что есть профессии более «денежные» и менее «ответственные». Осталась, и счастлива, что иду по жизненному пути с порядочными и неравнодушными людьми – своими коллегами и, конечно же, с детьми – искренними и чистыми душами.

Сегодняшние дети отличаются от тех учеников, которых мы учили вчера. Да, наши «новые» дети сегодня другие, и нужно это понимать, их следует по-другому учить, иначе воспитывать, серьезнее относиться к их здоровью. Современные дети перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры, они меньше общаются.

Можно было бы назвать и другие отличия, но именно эти качества нынешних детей учителю необходимо учитывать в современном процессе образования, необходимо переосмысление многих привычных постулатов образования и переход к другой системе психолого-педагогических принципов.

Очень хорошо, что учителю в этом помогает государство, которое заботится о благосостоянии страны в будущем. Благодарна за то, что мы сейчас работаем по новому закону «Об образовании», что введён Федеральный государственный образовательный стандарт и другие документы. Именно эти документы помогают учителю в работе по становлению инициативной, творческой личности, способной находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, быть готовой к самообразованию в течение всей жизни.

10 стр., 4998 слов

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя

... самоконтроль на каждом этапе деятельности. Целью курсовой работы является изучение самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя. В процессе изучения ставятся следующие задачи: ... учитель сам должен обла­дать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. В этой связи значимыми звеньями содержания педагоги­ческого профессионализма являются самооценка и самоанализ ...

Моя работа, мой путь – это постоянное творческое восхождение на профессиональную вершину, которая, как мираж: вот она, кажется совсем рядом, – протяни руку, и она покорена. Но посмотришь вперед, а она снова недосягаема, манит своей безукоризненной простотой и неизведанностью. И я снова и снова поднимаюсь к своей вершине, ошибаясь, натыкаясь на преграды, но только – вверх!

Моя профессиональная цель — увлекать и вести за собой детей, научить их разбираться в сложном мире, в котором они окажутся завтра. Мой долг – учить детей добру, ответственности, справедливости.

Пофилософствовав, прихожу к выводу, что я счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая работа…. И завтра я снова иду в школу, где я нужна и где меня очень ждут мои любимые ученики и коллеги. Жизнь продолжается…

Учитель начальных классов – Людмила Максимовна Оплетаева, январь 2017г