Эссе
Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности, Технология воспитательной деятельности, Стратегия воспитания, Тактика воспитания, Техника воспитания, Воспитательный прием, Средства и приемы составляют основу методов воспитания, Средства воспитания, Приемы воспитания
Критерии эффективности воспитательной деятельности:
- достижение воспитательных целей, связанных с целостным формированием работников, сплочением коллектива, которые проявляются в морально-психологическом состоянии и результатах труда;
- соответствие воспитательной работы объективным законам воспитания, правовым нормам, решаемым задачам и потребностям людей;
- оптимальность системы воспитательной деятельности и действенность воспитательных мероприятий, то есть соответствие ее продуктивной модели, алгоритму и технологии;
- уровень мастерства и искусства руководителя в воспитательной деятельности, его личная роль в организации целостного деятельностно-воспитательного процесса, в решении практических задач и конкретных проблем.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и практики осуществления воспитательных функций успешно работающими педагогами позволяет выявить характерные черты, из которых может складываться образ (модель) эффективной деятельности классного руководителя. К таким чертам целесообразно отнести следующее:
1) стратегическую устремленность и долгосрочную перспективу планирования процесса воспитания;
2) направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей;
3) системность осуществления воспитательного взаимодействия;
4) ориентацию воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;
5) технологичность работы педагога-воспитателя;
6) диагностическую оснащенность деятельности классного руководителя.
Что же отличает в данном аспекте деятельность успешно работающих педагогов?
Во-первых,, Во-вторых,, В-третьих,, В-четвертых,
В-пятых, особое внимание в ходе анализа состояния и эффективности воспитательного процесса, при составлении психолого-педагогической характеристики класса уделяется результатам развития детей, изменениям параметров личностного развития каждого отдельного ребенка и классного сообщества в целом.
Особенности эстетического воспитания младших школьников в процессе ...
... эстетического воспитания младших школьников посредством творчества? Объект исследования - творческая деятельность младших школьников, направленная на их эстетическое воспитание. Предмет исследования - теоретические и практические основы использования средств творчества в процессе эстетического воспитания младших школьников. Гипотеза исследования - предположение о том, что эстетическое воспитание ...
Успешно работающие педагоги убедительно доказали, что системный подход целесообразно применять не только в масштабе всего учреждения образования, но и в рамках классного сообщества. Благодаря их усилиям создаются уникальные и эффективные воспитательные системы.
Во-первых,, Во-вторых,
Очевидно, что и в настоящее время целесообразно использовать комплексные формы как системоинтегрирующие факторы процесса воспитания. Под комплексной формой понимается совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, которые связаны концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладают благодаря их интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей.
Каждую разрабатываемую комплексную форму можно представить в виде цепочки последовательно проводимых совместных и индивидуальных дел. Разумеется, эти дела разные для детей младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Но существует схожая логика последовательности звеньев в разных комплексных формах.
Например, первым звеном этой цепочки чаще всего является дело, которое символизирует старт комплексной формы. В ходе него решаются три задачи:
1) доходчиво разъяснить детям замысел комплексной формы;
2) вызвать интерес детей к участию в ней;
3) принять индивидуальные или комплексные задания самому себе или самим себе.
Следующим шагом в развертывании комплексной формы может стать проведение дел, направленных на определение и утверждение правил совместной жизнедеятельности (похода, клуба и т.п.), поиск объектов для приложения своих сил, распределение индивидуальных или групповых поручений.
Третье звено – этап конкретных дел.
Затем следует «привал» (финиш как завершающий этап) – это место и время для анализа и оценки проведенных дел и их результатов.
Апробация комплексных форм позволила определить условия их использования в процессе воспитания детей. Они следующие:
- наличие привлекательного для детей сюжетного замысла и способов его воплощения (включение элементов сюжетно-ролевых игр, моментов таинственности, загадочности, романтики);
- социально ценная и личностно значимая направленность совместной деятельной и индивидуальной деятельности, ориентация ее содержания, приемов и методов организации на формирование у воспитанников знаний и умений самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации и саморефлексии;
- учет возрастных особенностей в определении сроков, содержания и способов осуществления комплексной формы;
- выделение этапов в организации совместной деятельности;
- предоставление детям свободы выбора в проявлении своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности сообщества;
- существование правил, памяток, инструкций как подсказок-ориентиров для детей, «погруженных» в длительный цикл деятельности»;
- обеспечение наглядности отражения процесса и результатов участия детей в комплексной форме (карты, схемы, стенные газеты, уголки, и т.п.)
Четвертая черта – ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей.
Технология воспитания
... взаимодействия. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, ... детей международной технологии «шаг за шагом». Изучением и разработкой педагогических технологий воспитания ... деятельности, организуемой на уроке. ( 21, 88 ) А.С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин “педагогическая техника” и использовал понятие “педагогическая технология”. В деле воспитания, ...
Именно целостный, а не усеченный взгляд на индивидуальность способствует тому, что успешно работающие классные руководители избирают ее в качестве ведущего целевого ориентира в воспитательной деятельности.
Пятая черта деятельности успешного воспитателя – это технологичность работы педагога-воспитателя.
Поэтому надо стремиться к тому, чтобы педагоги использовали в практике воспитания такие технологии, как:
- технология КТД;
- технология моделирования воспитательной системы;
- технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности;
- технология подготовки и проведения личностно ориентированного;
- игровые и коммуникативные технологии;
- технология анкетирования, тестирования и применения других методов психолого-педагогической диагностики.
Наконец, шестая черта – диагностическая оснащенность деятельности воспитателя.
Как правило, в процессе воспитания детей выделяют два объекта диагностики:
1) состояние (ход) воспитательного процесса;
2) его результативность (эффективность).
Советы педагогу- воспитателю:
Не будь ханжой в острых и трудных вопросах детской жизни.
Научись все видеть и слышать, а кое-что не замечать.
Главное достоинство — это чувство справедливости.
Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.
Всегда найди то, за что можно похвалить ребенка.
Если увидел что-то, плохо сделанное детьми, подумай, в чем твоя ошибка
Не делай ничего за ребенка, а делай вместе с ним.
Жалок воспитатель, лишенный чувства юмора.
Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче понять ребенка.
Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются.
К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это — эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д.
Материальные условия, включающие обстановку, наличие современного оборудования, вряд ли можно отнести к определяющим, но в успешности воспитательной технологии и они играют не последнюю роль. Характер воспитательной технологии зависит от отношения к ребенку. Им определяется тип технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарная или личностно — ориентированная.