«Психологический портрет ребенка дошкольного возраста»

Эссе

Эссе по теме: «Психологический портрет ребёнка дошкольного возраста. Выполнила:Шмелева А В

Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка, и, особенно важно, в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка.

Дошкольный возраст – это период становления всех психологических процессов и физических состояний ребёнка. Именно в данный возрастной период происходит интенсивное развитие личности дошкольника. Это связано с тем, что личность развивается и формируется непосредственно в деятельности, а важной ведущей деятельностью ребёнка дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит воплощение дошкольника в проигрываемый образ той ситуации, которая на самом деле волнует ребёнка именно сейчас. Так, например, играя в «дом», дошкольник усваивает социальный опыт, который формируется именно в его семье. Происходит своеобразное проецирование, то есть, то, что дошкольник видит в семье, естественным образом перекладывается на игровую деятельность, что в итоге и определяет развитие его личности.

В картине развития личности ребёнка дошкольника формируются основные индивидуально-типологические и индивидуально-психологические особенности. Так, основной индивидуально-психологической особенностью дошкольника является темперамент – возможность индивидуального психического реагирования в различных жизненных ситуациях. Темперамент закладывается изначально на момент рождения ребёнка и постепенно формируется по мере его психического становления и развития. Особенности темперамента определяют тип психического реагирования дошкольника: один ребёнок очень медлительный, с трудом выполняет поставленные воспитателем задачи в детском саду, а другой, напротив, имеет быстрые движения, речь, психические поведенческие реакции.

Характер дошкольника тоже имеет свои особенности. Это связано с тем, что какие-то черты закладываются изначально на момент рождения, а какие-то формируются уже в процессе его жизни. Например, если дошкольник сталкивается с агрессией в семье или в детском саду, то он для себя может понять, что это хорошие поступки, что обижать более лсабого – это нормально. Если на данную особенность не обратить должного внимания, то она закрепляется и формируется патохарактерологическая личностная реакция.

9 стр., 4063 слов

ДЕТИ И ДЕНЬГИ: ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

... экономических представлений детей и подростков. Помимо общих социальнодемографических условий, огромную роль в формировании экономического поведения и установок по отношению к деньгам играют следующие особенности: семейные ценности и установки, транслируемые детям ... экономической социализации взрослых и детей ... и развивают способность приспосабливаться к любой ситуации. В результате у детей формируется ...

Самооценка и уровень Я-концепции ребёнка дошкольника имеет эпизодический характер своего развития. Это выражается в том, что самооценка – это оценка себя, своей деятельности, а у дошкольников оценивание себя, как личности самостоятельно ещё не происходит. Для этого необходимо общение с близкими людьми (с родителем), а также с воспитателем на занятиях, необходимо установление контакта с взрослым и наличие похвалы: «Ты у меня молодец, умница, я тобой горжусь». В подобной ситуации дошкольник понимает, что он хороший. Однако, если его спросить о том, как он думает, хороший он или плохой, дошкольник может не ответить на данный вопрос, поскольку понятия «хорошо-плохо» находятся на стадии формирования в период дошкольного возраста. В связи с этим, можно отметить, что самооценка в дошкольном возрасте имеет эпизодически сформированный характер. Ребёнок ещё не знает и не представляет себя, поэтому многое зависит от его социального окружения в плане формирования самооценки.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

То есть социальные изменения привели к изменениям психологическим.

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги дошкольных учреждений «нарисовали» портретсовременного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.

Дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.

С одной стороны, но есть и другая сторона социального изменения –

У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит, но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Известный психолог Е. О. Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей.

11 стр., 5058 слов

Древний город помпеи реферат для детей

... Плиния Младшего[6]. Оно привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. В ... Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться. 1. Инкрустационный или ... колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого. Раскопки ...

Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых «середнячков». Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения.

Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами.

У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.

Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское «дворовое»сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребёнка искажена.

Серьёзную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат — снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.

Не смотря на то, что период дошкольного возраста имеет массу положительных особенностей, таких, как совершенствование психических познавательных процессов, особенностей эмоционального развития, можно отметить, что у современного дошкольника существует масса проблем в психическом развитии, препятствующих последующей адаптации в школьной ситуации и усвоению учебного материла. Это связано с тем, что у дошкольников страдают развитие речи, матерного развития: он не владеет ручкой, карандашом, он не может оперировать мелкими предметами, что в итоге приводит к трудностям уже непосредственно в учебном плане.

6 стр., 2624 слов

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста ...

... работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение ... практические, так и теоретические знания по изобразительному искусству; занятия будут включать задания по развитию мышления, воображения, памяти, речи ребенка, мелкой моторики руки, глазомера, умения ...

Таким образом. можно сделать вывод о том, что особенности психического развития ребёнка дошкольника отличаются значительной неоднозначностью в плане своего актуального уровня развития. В настоящее время дошкольники очень остро нуждаются в психологической помощи, направленной на развитие личности и психических познавательных процессов.