Педагогические идеи прошлого, не утратившие актуальность в современной педагогике учебно-методический материал

Педагогические идеи прошлого, не утратившие актуальность в современной педагогике

1. На сегодняшний день, педагогическое наследие А.С.Макаренко удивительно современно. В статьях и выступлениях последних лет жизни (1937—1939 гг.) А.С.Макаренко дал много ценных советов педагогам по вопросам трудового воспитания.

А.С.Макаренко разработал педагогическую систему , методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку» . Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания . Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива . Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

Рассмотрим основы педагогики А.С. Макаренко.

1. Воспитание детей в коллективе

2. Дисциплина и режим.

3. Наказание и поощрение.

4. Трудовое воспитание.

5. Проблема семейного воспитания.

Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники.

6 стр., 2928 слов

Теория воспитания А. С. Макаренко

... через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее. Сторонники “свободного воспитания возражали против ...

Рассмотрим теперь коллективизм в понятии А. С. Макаренко

«В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом» (А. С. Макаренко).

Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность через коллектив. Он впервые научно разработал методику воспитания в детском коллективе.

Личность и коллектив, коллектив и личность… Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений — стояли в центре новой педагогической системы . Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.

Одной из черт демократического воспитательного процесса А. С. Макаренко считал самоуправление , без которого не мыслил развитие детского коллектива, детского управления.

Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими питомцами : добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности — в поле, у станка, в классе.

Воспитатель — это, прежде всего член коллектива, а потом уже наставник, старший товарищ .

Основой воспитания личности гражданина Макаренко считал раннее включение детей в производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу и самой личности.

В формировании подрастающего поколения также надо учитывать влияния семьи, поэтому Макаренко А.С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — все это влияет на детей, формирует их личность. Таковы основные положения теории воспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире.

Огромное значение Макаренко придавал формированию педагогического коллектива . Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. «Единство педагогического коллектива, — считал он, — совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее». А. С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе .

12 стр., 5632 слов

Макаренко о коллективе

... и практика коллективного воспитания А. С. Макаренко 2.1. Этапы формирования коллектива А.С.Макаренко стал самым известным теоретиком, разработавшим модель «воспитательного коллектива» (наряду с Н.К.Крупской, П.П.Блонским, С.Т.Шацким, В.А.Сухомлинским, Ф.Г.Мелиховым, И.П.Ивановым и др.) В теории А.С.Макаренко учение о коллективе ...

Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика , считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём , который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно , без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

2. С.Т.Шацкий (1878-1943) – активный строитель трудовой школы, организатор первых детских клубов в России, создатель воспитательных учреждений новаторского типа. Сегодня наблюдается поляризация общества, растет число «трудных» подростков, детей, воспитывающихся в неполных, конфликтных семьях и детей из «группы риска», и поэтому изучение педагогического наследия великого педагога – актуальная социально-значимая задача для всех участников образовательного процесса.

С.Т.Шацкий всегда был своим человеком среди воспитанников. Он лично принимал участие в театральных постановках.

«Дайте детям детство», — такова была его главная цель. Главными принципами работы ребята выдвинули самоуправление и самообслуживание , т.е. ребята делами все сами . Они себе готовили, пекли хлеб. Много работали. Облагораживали окружающую вокруг их действительность: прокладывали дороги, для этого выкорчевывали пни; разбили фруктово-плодовый сад, посадили огородные культуры – жизнь постепенно налаживалась.

С.Т.Шацкий подходил к работе с детьми, основываясь на принципах уважения к личности ребенка и воспитывал ребят в духе коллективизма . Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понимал психологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны педагогов.

Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и другие выступали за воплощение идеи С.Т.Шацкого. «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд… Организует жизнь и делает ее более легкой – деловое самоуправление. Укрепляет жизнь и питает эстетическое чувство – искусство. Повторяет и приспосабливает к жизни – игра… Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования – работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки.» С.Т. Шацкий

Ранее методика воспитания детей носила авторитарный характер. Когда говорили, что нужно подавлять дикую резвость детей в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия, применять различные замечания, внушения, указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, то методика С.Т.Шацкого являлась гуманной .

30 стр., 14941 слов

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ

... работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (включает 30 наименований), приложений (8 приложений), 11 таблиц и 11 диаграмм. Глава 1.Теоретические основы воспитания патриотизма у детей ... которых Цицерон считал долг и защиту отечества. Древний философ и мыслитель Конфуций, учение которого оказало глубочайшее влияние на жизнь Китая, считал, что важнейшими ...

«Посильный для детей физический труд, — считал Шацкий, — это ядро в дисциплинирующей и развивающей деятельности».

Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,— писал он,— это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества» . Педагог считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. «Если мы нигде не имеем ребенка самого по себе. Если нам трудно разобраться в том, где кончается ребенок и начинается среда, то, не разобравшись в этих вопросах, невозможно и продуктивно работать с детьми».

Сам Шацкий понимал воспитание , как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни . Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знаниями более осмысленным. Предлагал разработать по каждому учебному предмету систему заданий для самостоятельной работы учащихся, развития их инициативы и энергии.

Большое значение имеет гуманистическая идея Шацкого о создании условий для развития каждого учащегося на основе гармонизации всех сфер школь​ной жизни. Осуществить эту задачу он считал возможным лишь на демократиче​ских принципах организации школы. По мысли Шацкого, переход от норматив​ной педагогики к демократической, строящейся на сотрудничестве учителя и уче​ника, позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания подрастающего поколения.

Будучи в душе просветителем и гуманистом, он одним из первых создавал в предреволюционной России детские колонии, где обучение соединялось с общественно-полезным трудом. Крупнейший теоретик педагогической мысли, он развивал идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением. Сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной – вот главный девиз всей педагогической деятельности С.Т.Шацкого.

3. В.А. Сухомлинский – педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей. Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли . Он пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества» . Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя .

13 стр., 6478 слов

Педагогическое наследие и творчество В.А. Сухомлинского

... теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли. Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов ... к близким, почитании старших, о значении учителя и его ответственности перед ребенком, о смысле жизни в борьбе и в преодолении трудностей, о красоте труда и нравственных ...

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью . Он пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым». Сферой развития духа является нравственное воспитание . Воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности, которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.

Современность , как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности .

Особая проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский пропагандировал правило: «Воспитание культуры желаний в большей мере определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливается в жизни человека между удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием, удовлетворением потребностей духовных».

Проблемой современной школы, образования и воспитания , по мнению Сухомлинского, является то, что человек, получивший хорошее образование не хочет участвовать в процессе материального труда . Это есть пережитки старого мира.

Образование перестало быть средством освобождения от труда . Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность – практическую и нравственную – к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь».

16 стр., 7942 слов

Воспитание и развитие личности ребенка

... обществом социальных свойств и качеств. В других же работах слово «воздействие» как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности. Однако, как ...

В.А. считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика . Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно через моменты совместного досуга формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей .

Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности» . И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял, как мы уже отмечали, нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю». При этом основным методом считал слово , но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Большинство же – школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

Новой в теории Сухомлинского была идея сближения школы и семьи , как он это называл – «содружество семьи и школы». Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья и школа должны развиваться вместе. Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей.

Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе. Это должно осуществляться исходя из правила, что подлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.

Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения.

4. Педагогические взгляды выдающегося польского педагога Януша Корчака (1878-1942) формировались в драматическом противоборстве с окружающим миром. В поисках причины угнетенного состояния ребенка в обществе Корчак приходит к противопоставлению двух миров взрослых и детей . Корчак становится, с одной стороны, защитником интересов и прав детей от деспотизма и произвола взрослых, с другой – пытается найти пути примирения и достижения взаимопонимания между ними.

Вся воспитательная система Корчака построена на его убеждении в абсолютной ценности детства . «Детский возраст, — писал он, — долгие, важные годы в жизни человека». «…Детские годы – это горы, с которых река берет начало и где определяет свое направление». По мнению Корчака, дети обладают множеством прав, которые взрослые должны безоговорочно признавать. Это право ребенка на уважение:

11 стр., 5090 слов

Физическое воспитание детей от 3 до 6 лет

... можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры. 2. Закаливание Обязательным элементом физического воспитания в семье, ... родители следят за детьми, а сами дети чувствуют себя лучше, увереннее рядом со своими родителями. Как правило, дети до 3 лет бегать трусцой ... который строится на чередовании бега с ходьбой, причем от недели к неделе процент ходьбы к общему времени ...

его незнания и труда познания;

его неудач и слез;

тайн и отклонений тяжелой работы роста;

текущего часа и сегодняшнего дня;

мистерии исправления;

усилий и доверчивости.

Не менее важно признание права ребенка быть тем, что он есть. Принцип уважения личности и прав ребенка не просто отражал гуманистические позиции польского педагога и касался проблем взаимоотношений абстрактного воспитателя с вымышленными детьми .

Позднее он более подробно характеризует воспитательную программу детского дома, основная идея которой была «добрая воля и служба ребенку» . Для этого необходимо, на его взгляд, создать детское сообщество на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей. В ходе формирования воспитательной системы Корчака волновала, прежде всего, проблема самочувствия ребенка в коллективе других детей и тесно связанная с ней проблема установления правильных взаимоотношений воспитателей и детей .

Ведущая идея педагогической концепции Корчака связана с проблемой детского самочувствия, особенно в условиях большого детского коллектива . Именно заботой об обеспечении хорошего самочувствия ребенка и была продиктована организация жизни детей на основе самоуправления. Необходимость обращения к детскому самоуправлению как ведущему методу организации жизни детей диктовалась и целью, которую Корчак и его сотрудники ставили перед собой – воспитание активной и самостоятельной личности. Создавая своеобразное ребячье общество, он начал с того, что в любом обществе является критерием действенной демократии – с суда. Корчак организовал товарищеский суд, прежде всего, с мыслью о том, чтобы обеспечить защиту каждого ребенка. Кроме того, он заботился о том, чтобы судьба ребенка не зависела от доброй или злой воли, хорошего или плохого настроения воспитателя . В основе товарищеского суда лежит принцип уважения детей и серьезного отношения к их заботам. Суд также стал органом регулирования взаимоотношений воспитателей и воспитанников, основой для формирования взаимного уважения и сотрудничества.

В данной системе взаимодействия коллектива детей и взрослых большое значение придавалось общим собраниям детского дома. Общие собрания приучали детей коллективно решать вопросы своей жизни. Кроме того, там формировалось общественное мнение, которое было ведущим методом воздействия на отдельного ребенка. Собрания в немалой степени способствовали утверждению в жизни детского дома принципа гласности, который обеспечивал нейтрализацию некоторых отрицательных явлений во внутриколлективных взаимоотношениях.

7 стр., 3063 слов

Трудовое воспитание детей

... детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой ... для развития и поддержания человеческого достоинства" К. Ушинский. Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют ...

Труд в домах сирот Корчака был существенным фактором воспитания. Корчак не только стремился прививать своим подопечным уважение к людям труда, пробуждать в них признание необходимости любой работы – умственной и физической. Он хотел выработать у них определенные практические навыки, самостоятельность и добросовестность, умение ладить с товарищами в процессе труда, научить контролировать себя и других, развивать волю и инициативу детей, т.е. развить в них качества, имеющие немаловажное значение для взрослого человека.

Цель, основополагающие принципы и гуманистическая направленность воспитательной системы Корчака определили и выбор основного метода воспитания – метода детского самоуправления . Активное детское самоуправление было в корчаковской системе той формой организации взаимодействия взрослых и детей, которая способствовала созданию единого воспитательного коллектива. Самоуправление было также и наиболее верным способом гуманизации взаимоотношений взрослых и детей, помогающим строить эти отношения на основе сотрудничества и взаимной договоренности. Такой стиль взаимоотношений давал реальный нравственный результат: дети держались с воспитателями на равных, сознавая, что несут равную со взрослыми ответственность за судьбу дома. А чувство собственного достоинства являет собой предпосылку защищенности ребенка в системе отношений.

Именно эта нравственная атмосфера детского дома, обеспечившая самочувствие защищенности каждого ребенка, является выражением эффективности и жизненности воспитательной системы Корчака, которая была исключительным явлением в педагогической жизни Европы XX века. Это новый тип воспитательного учреждения, где организация жизни и быта детей была проникнута глубоким гуманизмом, заботой о благе ребенка, о создании условий для его развития и воспитания, для обеспечения каждому ребенку гарантии защищенности.

5. Крупнейшим представителем русской педагогики XIX в. был К.Д. Ушинский (1824-1870).

Ушинский — основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности.

К.Д. Ушинский первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук. Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. Он помышлял о том, чтобы извлечь народ из «мрака нищеты и невежества», веря, что «хорошее воспитание» может избавить человечество от многих зол.

В целом воззрения Ушинского характеризуются материалистической направленностью: «Искусство же воспитания в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению в философии».

Ушинский ясно осознавал необходимость философского осмысления педагогики: «Основанием воспитания должна служить и руководить философская идея». Сущностная цель воспитания — жизненно важна для человека и потому не может не быть мировоззренческой, полагал ученый.

14 стр., 6703 слов

Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

... Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста". Проблема исследования: каковы условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования: речевой этикет детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. ...

Выводя цель и программу воспитания из общественного бытия, Ушинский считал, что педагогический успех возможен лишь при таком воспитании, которое «будет основывать свои правила на общественном мнении и вместе с ним жить и развиваться». В свою очередь воспитание должно «выводить… в жизнь новые поколения… вполне готовые к борьбе, которая их ожидает».

Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у Ушинского в принципе народности . Это стержень его педагогической концепции. При этом Ушинский поднялся над односторонностью славянофильства и западничества. Он полагал, что научное педагогическое знание, добытое в различных странах, может быть использовано русской педагогикой . В наиболее общем виде идея народности значила для Ушинского объективную потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями.

В русской школе принцип народности должен был быть реализован прежде всего через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Обучение родному языку, разъяснял Ушинский, развивает «дар слова», вводит в сокровищницу языка, формирует «миросозерцание» («родное слово — та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание»).

Не менее важное место в трактовке народности отводил Ушинский идее труда как ведущего фактора развития личности . Он видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь. Необходимо «внушить воспитаннику уважение и любовь к труду… дать ему привычку к труду».

Педагогика, по Ушинскому, должна стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук», но на особое место в числе указанных наук ставилась психология. При этом Ушинский разделял тезис о первостепенности внешнего воздействия в развитии психики и человека в целом. Овладение педагогической наукой, полагал Ушинский, — мост для превращения воспитания в искусство. В таком случае педагог из исправного, но малоэффективного исполнителя правил перерождается в творца.

Ушинский видел в обучении основное средство умственного, нравственного и физического развития личности.

Процесс обучения рассматривался как передача знаний и навыков учителем и усвоение их учениками. Это напряженный труд («учение есть труд»), который требует от школьника значительных волевых усилий.

Отделяя учение от игры и считая его непременной обязанностью школьника, Ушинский полагал, что педагогический эффект достижим лишь при учете детских потребностей и интересов.

Процесс обучения Ушинский делил на две взаимосвязанные стадии, каждая из которых должна состоять из определенных ступеней и видов работы ученика под руководством учителя.

Процесс обучения должен строиться на основополагающих дидактических принципах («условия преподавания»):

— сознательности и активности

наглядности

последовательности

— доступности,

— прочности .

Ушинский поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы, считал ее наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий. Он полагал правильным соблюдать определенную регламентацию такой системы:

стабильный состав учащихся в классе;

твердый порядок проведения занятий по времени и расписанию;

занятия преподавателя со всем классом и с отдельными учениками.

Размышляя об уроке как основе классно-урочной системы, Ушинский подчеркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач (объяснение нового материала, закрепление, выяснение знаний учащихся и пр.) В процессе урока в нужных случаях предлагалось изменять его направление.

Подготовка и проведение урока, считал Ушинский, требуют педагогического мастерства и предварительной тренировки . Основными требованиями к проведению урока были следующие: планирование, органический переход к новому знанию, гигиена занятий. Учение, построенное на прочном и сознательном усвоении предыдущего, Ушинский сравнивал с ростом здорового дерева, которое с «каждым годом приобретает новые ветви».

Непременным дополнением к классно-урочной работе Ушинский считал домашнюю учебную деятельность учеников как одну из главных форм самостоятельной работы. Навыкам такой работы детей нужно учить. Под домашним заданием понималось продолжение начатого в классе учебного процесса («домашние уроки»).

Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные. Они намного важнее, «чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями». Ушинский поддержал установку мировой педагогики Нового времени на приоритет гуманного воспитания человеческой личности: «Только человек, у которого и ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек».

Основой нравственного воспитания Ушинский считал религию, которую он понимал прежде всего как залог нравственной чистоты.

Ушинский охарактеризовал особенности нравственного воспитания в различных слоях русского общества. Общими идеалами воспитания он называл воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, правдивости, чувства прекрасного. В качестве основополагающих духовных начал для русского народа выделялась «патриархальная нравственность» — вера в правду и добро.

Раскрывая подробнее идеал воспитания, Ушинский особенно обращал внимание на патриотизм как результат осознания интересов, истории и культуры своего отечества . Детям младшего школьного возраста сведения об истории и трудовой жизни русского народа предлагалось давать прежде всего через образцы фольклора, например, пословицы. Эстетическое начало следует развивать с помощью» природы и искусства. Дидактический материал всегда содержит потенциал воспитания прекрасного: «во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник».

Школьный учитель , по Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник. Основной инструмент учителя — обучение. В нравственном развитии ребенку нельзя навязывать нравственные убеждения. Такие убеждения следует вносить в детскую душу, не совершая над ней насилия.

В основе предложенной Ушинским методики нравственного воспитания — отказ от педагогики «страха», от поддержания школьной дисциплины путем наград и наказаний. Он предлагал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности.