Эсее «Нравственный облик учителя»

Эссе

на тему:

«Нравственный облик учителя»

»

Поливанова Елена Владимировна

«Те, у которых мы учимся, правильно

называются нашими учителями, но не всякий,

кто учит нас,

заслуживает это имя».

И.Гёте

Вопрос о нравственном облике учителя является предметом обсуждения с зарождения педагогической деятельности.

Время не ослабило его актуальность, и сегодня проблема нравственной культуры учителя, этика педагогической среды приобретают значение первостепенной важности в образовательной системе.

Преподаватель – носитель высокой нравственной культуры. Профессионально значимые качества личности учителя — это общительность, терпимость, самообладание, оптимизм, требовательность, но справедливость, уважение к ученикам.

Профессия педагога является одной из тех, к которой общество предъявляет повышенные моральные требования, т.к. помимо передачи знаний, преподаватель должен способствовать обогащению духовности учащихся.

Трудовая деятельность педагога, более чем какая – либо из других, не поддаётся предварительной регламентации, не умещается в рамках должностных инструкций. Она по своему существу является творческой.

Деятельность педагога очень ответственна и имеет большую ценность для общества, т.к. от неё зависит судьба и жизнь практически каждого человека.

Содержание и формы поведения преподавателя определяет профессионально – педагогическая этика, которая реализуется в таких категориях, как педагогическая справедливость, профессиональная честь, совесть, профессионально – педагогический долг. Содержательной стороной педагогической этики являются: нравственное сознание педагога, проявляющееся в его взглядах, чувствах, убеждениях; нравственные отношения педагога с обучаемыми, коллегами, родителями.

Вся профессиональная деятельность педагогического коллектива осуществляется в особых условиях, а точнее на виду у детей, поэтому педагогическая среда (взаимоотношения на различных уровнях: руководитель –подчинённый; коллеги, преподаватель – учащийся) должна отвечать повешенным этическим требованиям.

6 стр., 2766 слов

Педагогическое учение нового времени. «Что дает современному ...

... роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине. 2. "Что дает современному учителю педагогическая наука" (с привлечением результатов собственного исследования) В современной педагогической науке в последнее ... с довольно широким кругом знаний, выходящим за традиционные рамки современного педагогу образования. Я.А. Коменский предлагал включить в программу этой школы ...

Необходимо всегда помнить, что рядом с нами находится молодое подрастающее поколение с ещё не полностью сформировавшимся мировоззрением, с неустоявшимися нормами морали. Со своей стороны мы должны проявлять усиленное внимание к личности каждого ребёнка, направлять свою деятельность на формирование гражданина с высокими интеллектуальными и моральными качествами.

Решить проблему высокой нравственности, высокого гуманизма в образовании можно при условии, если учитель будет, прежде всего, не только признавать высокие нравственные принципы, но и руководствоваться ими.

Центральной характеристикой любого человека является способ его отношения к другому человеку. На состояние учебно-воспитательного процесса в учебном заведении существенное влияние оказывают взаимоотношения педагогического коллектива. В нём всегда складываются две структуры отношений, одну из которых можно назвать формальной, другую – неформальной.

Формальная или официальная устанавливается руководителем и подчиняется должностным инструкциям, приказам, действующим в системе образования. Официальные отношения складываются на основе определённых для каждого должностного лица прав и обязанностей. Они отражают деловые связи между работниками.

Неформальная структура коллектива складывается в системе личных отношений между преподавателями на основе взаимных симпатий, общности взглядов, интересов, привычек. Наилучшие условия для работы возникают тогда, когда официальная структура совпадает с неофициальной. Но такая ситуация, к сожалению, складывается достаточно редко. Следует отметить, что неофициальная структура не должна противостоять официальной и подменять её. Межличностные отношения не являются постоянными, раз и навсегда установившимися. Часто у людей изменяются привычки, происходит переоценка ценностей и вследствие этого, изменение в ориентации в отношениях с окружающими коллегами.

Значительным фактором, влияющим на формирование неофициальной структуры коллектива, является психологическая совместимость, т. е. дружба, товарищество в отношениях между преподавателями, общие интересы. Но даже если характеры людей не схожи и далеки от совершенства, коммуникативная связь может основываться на общих профессиональных интересах (преподавание одного предмета, схожий график работы, близость учебных аудиторий).

Руководителю педагогического коллектива необходимо хорошо знать сложившиеся отношения среди работников и быть очень внимательным к их развитию и изменению. Недопустимо в педагогическом коллективе обособление отдельных лиц и «группировок».

В процессе профессионально – педагогической деятельности между преподавателями происходит коммуникативное общение, т.е. активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение, которое также должно основываться на профессионально-этических нормах. Коммуникативное общение должно осуществляться в разумных пределах (не в ущерб учебным занятиям).

Следует осторожно выбирать тему для обсуждения. Существуют категории вопросов обсуждение которых просто неэтично. Среди них, например, подробности личной жизни, здоровье, взаимоотношений учащихся, своих коллег в их отсутствие. Неприемлемы также в педагогической среде (особенно) сплетни и доносы.

2 стр., 990 слов

Управление человеком и управление группой

... систем управления. Функции и роль менеджера в повышении эффективности деятельности групп. Характеристика ООО "Экспресс Авто". Анализ формирования и управления малой группой. реферат [42,2 K], добавлен 21.12.2014 Психологические аспекты управления группами. Этапы формирования коллективов. Пути ...

Необходимо в коллективе (и с коллегами и с детьми) избегать конфликтов. Хотя они имеют и положительную сторону, тем не менее, в большинстве случаев конфликты мешают нормальной работе коллектива.

Этика профессиональной среды преподавателей должна отличаться повышенной культурой и взаимоотношений, включающих корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность. В одном коллективе могут рядом оказаться люди разного уровня культуры, разного воспитания.

Мы не всегда можем разделить с ними их нравственные позиции, одобрить их поступки. В этой ситуации часто возникает вопрос: следует ли здороваться с человеком, поступки которого по отношению к вам и другим коллегам считаются неприемлемы? В жизни можно сказать о таких людях: «Я ему руку не подам». Но нормы профессиональной этики во всех случаях рекомендуют приветствовать своих коллег.

Ритуал приветствия – это демонстрация не только уважения к другому человеку, признание его права на внимание, но и элемент самоуважения: приветствуя человека, поведение которого не соответствует нашим представлениям о воспитанности или порядочности, мы тем самым не позволяем себе опуститься до его уровня невоспитанности.

Однако при этом в каждом конкретном случае мы должны выбирать соответствующую данной ситуации форму вежливости, а именно: корректную вежливость, которая позволит, не нарушая этики профессионального общения, дать понять человеку свое отношение к его поступку.

Корректность – необходимое качество в общении, тем более педагогов, и по отношению друг к другу и во взаимоотношениях со студентами. Корректность позволяет обеим сторонам сохранить чувство собственного достоинства, не унизить другого.

Следование требованию корректности позволяет достойно выходить из сложных ситуаций, помогает держать себя в рамках общепринятых приличий. Корректность позволяет руководителю «держать дистанцию», не опускаться до панибратства и в то же время сохранять уважение и доброжелательность к подчиненному (даже в случае совершения им какого – либо проступка, давая тем самым возможность, не испытывая унижения, самому разобраться в ситуации и принять меры к ее исполнению).

Вежливость в профессионально- педагогических отношениях – средство создания и сохранения в коллективе здорового морально – психологического климата, а у каждого преподавателя – чувства психологического комфорта и защищенности. Она помогает порой предупреждать возникающие недоразумения и делать общение более плодотворным.

Вежливость, или любезность, проявляется во внимательном отношении к коллегам, подчиненным, в умении войти в положение другого человека, в способности сопереживать чужой беде и радости.

Обмен информацией, особенно хорошей, духовно укрепляет коллектив. И руководителю, и всем членам педагогического коллектива следует проявлять больше сочувствия к желаниям и побуждениям своих коллег, чаще бывать в неформальной обстановке, которая сплачивает коллектив и позволяет лучше узнать друг друга.

3 стр., 1444 слов

Педагогическое руководство и самоуправление в ученическом коллективе

... и др., позволяет сформулировать следующие правила педагогического управления процессом воспитания в коллективе. [2 c.31] 1. Зависимость стиля педагогического руководства от степени развития ученического коллектива. На ... объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле ...

Вежливости всегда должна сопутствовать тактичность – то чувство меры, которое позволяет человеку точно улавливать границу между тем, что можно и чего нельзя. Она помогает предупредить ситуацию, вызывающую неловкость, а если она все – таки возникла – не заметить ее. Тактичный руководитель не станет делать замечаний подчиненному за совершенную им ошибку в присутствии посторонних лиц. Тактичный человек не станет бесцеремонно делать замечания новому или более молодому сотруднику, не позволит себе безапелляционных высказываний, увидев на лице коллеги тень озабоченности или огорчения, не будет назойливо допытываться о причинах его состояния, давать не прошенные советы, вмешиваться в личные дела и распространять информацию личного характера, полученную в конфиденциальном порядке.

Учитель просто обязан быть тактичным человеком, т.е. согласовывать свои поступки с учетом особенностей возраста, пола, статусного различия, места и обстоятельств ситуации общения, наличия или отсутствия посторонних лиц.

Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры – деликатность. Свойство действительно воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости. К такой категории людей, конечно же, относятся педагоги.

Общие требования к нравственному облику педагога могут быть выражены в специфических профессиональных правилах поведения. Существует Кодекс чести работников внутренних дел РФ, Кодекс чести таможенных работников и др. Я считаю, что в педагогическом коллективе есть также необходимость принятия Этического кодекса преподавателя.

В заключении мне хочется привести цитату У. Кокса «Даже чтобы просто начать делать что – то вместе, людям абсолютно необходимо думать друг о друге».