Э. Фромм «Человек для себя»

Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личности человека, в его природе заложены экзистенциальные потребности, являющиеся важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творческом созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рациональном взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).

Смысл существования человека Э. Фромм видит в различных способах решения основной проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью.

Перечисленные характерологические типы являются непродуктивными решениями проблемы человеческого существования. Кроме них, как я уже сказал, существует продуктивное решение — творческий труд, познание, любовь (всё вместе — неразрывно, а не либо то, либо другое, либо третье).

Любовь не надо путать с симбиотической зависимостью, которая зачастую оказывается садомазохистским вариантом. Подлинная любовь к отдельному человеку является следствием любви ко всему миру, ко всем людям; невозможно любить одного человека, ненавидя при этом всех остальных. Продуктивно решивший проблему человеческого бытия любит этот мир; даже если он, например, революционер, ему не нравится этот мир, он хочет его сделать лучше, он это делает из любви к миру, а не из ненависти. Продуктивная личность может ненавидеть отдельных сволочей, отдельные явления, но в целом в его мировосприятии преобладает любовь.

Теперь о творческом труде. Например, литератор, который пишет халтуру ради продажи, — это не творческая, не продуктивная личность, это обычный торгаш. А творческая личность не обязательно должна быть литератором или, например, художником. Она может вообще ничего такого осязаемого не производить, а просто творчески смотреть на мир. Такого человека за душу берёт то, что солнышко светит, он получает огромное удовольствие от произведения искусства, он может получить радость от изящно решённой математической задачи, или от того, что мимо прошла красивая девушка.

Особое место в философии Э. Фромма и, в особенности, в данной анализируемой книге занимает теория формирования этических ценностей, основанную на традициях гуманистической мысли. Отвергая этический релятивизм, Фромм исходил из возможности найти объективно правильные нормы этики. Его тщательному анализу подверглись две возможные этические системы: авторитарная этика и гуманистическая этика.

5 стр., 2441 слов

Гуманистическая теория личности Э. Фромма

... Гуманистический подход Э. Фромма Основы гуманистического подхода к человеку были заложены Эрихом Фроммом (1900-1980). Он показал, что у человека ... навыков. Базовая любовь человека к себе -- необходимый элемент здоровой личности: если человек себя не ... любовь. А отсутствие любви к Богу, по Фромму, приводит к человеконенавистничеству. 2. Классификация социальных характеров по теории Э. Фромма Э. Фромм ...

Авторитарная этика означает признание авторитета. Авторитет может быть рациональным, когда его основу составляет компетентность, вызывающая уважение, и иррациональным, основанным на страхе неподчинения власти. Авторитарная этика отрицает способность человека знать, что хорошо, а что плохо, поскольку норму устанавливает авторитет. Она находит своё проявление: у ребёнка — в процессе формирования им ценностных оценок, у взрослых — в виде нерефлексивных ценностных суждений.

Гуманистическая этика основывается на принципе: только сам человек, может определить критерии добра и зла. При этом «добро» — это то, что хорошо для человека, а «зло» — то, что вредит ему. Иначе говоря, гуманистическая этика — это прикладная наука «искусства жить», базирующаяся на науке о человеке.

Вот как Э. Фромм выстраивает свою систему гуманистической этики:

  • Исходные положения теории: 1) правильные этические нормы может выработать только разум человека;
  • 2) для того, чтобы знать, что хорошо для человека, надо знать его природу.

Актуализация потенциальных сил — это врожденное свойство всех организмов. Поэтому раскрытие потенциалов человека согласно законам его природы следует рассматривать как цель человеческой жизни.

Благо для человека — это утверждение жизни, раскрытие и развитие им своих потенциалов, а добродетель — ответственность за свое существование. Поскольку зло отбирает у человека силу, то порок — это безответственное отношение к самому себе (29, «https:// «).

Человек — единственное животное, для которого собственное существование является проблемой, требующей обязательного разрешения и которой невозможно избежать.

В стремлении дать ответ на поиски смысла своему существованию человек приходит к той или иной системе ориентации и поклонения (одна из самых массовых — система поклонения успеху и престижу).

Зрелая, плодотворная личность с достаточным уровнем разума отдаст предпочтение той системе, которая позволит ей быть разумной и полноценной.

Авторитарная совесть — это голос интериоризованного внешнего авторитета. При этом (парадокс!) авторитарная виновная совесть является результатом проявления силы, независимости, гордости и плодотворности, а авторитарная чистая совесть — следствием проявления покорности и зависимости. Т. е. человек может оказаться не только покорным рабом, но и жестоким надсмотрщиком, относящимся к себе как к своему рабу.

Гуманистическая совесть — это наша реакция на самих себя, этого голос нашего истинного Я, который требует от нас плодотворной жизни. Ее можно назвать голосом любовной заботы о самом себе.

Радость — это достижение. Она предполагает внутреннее усилие, усилие плодотворной активности. Счастье — это не божий дар, а достижение человека, ставшее возможным в результате его плодотворности.

Отвергая или исправляя попытки раскрытия тайны человека, осуществленные Л. Фейербахом, К. Марксом, З. Фрейдом, философ разработал целостное учение о человеке как чувствующем, страдающем и мыслящем существе. Человек, его сущность, социальная обусловленность — суть основополагающих принципов миропонимания Фромма. Индивид в «нездоровом», «больном» обществе — это и исследуемая реальность, в которую «заброшена» личность, и объект социальной критики Фромма. Наконец, предназначение его исследований — поиски путей к «обновлению», «возрождению», «самовыявлению» и «самореализации» человека.

16 стр., 7943 слов

Философские взгляды Э.Фромма

... бытия, предложенную Эрихом Фроммом, его биографию и влияние последней на его творчество, а также образ человека, отношение к ... выходит первая книга Фромма "Бегство от свободы". Появившаяся в 1950 году книга Теодора Адорно "Авторитарная личность", также основана ... совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения ...

Разумеется, определить Фромма как специалиста в области философской антропологии — задача слишком общая. Персоналистская традиция в европейской философии чрезвычайно многолика. Нашим исследователям, надолго отлучённым от антрополого-экзистенциальной линии в философии, не всегда очевидна её сложность и неоднородность. Многообразие подходов к человеку порою ускользает от нас. Мы толкуем персоналистское течение как нечто нерасчленённое.

Э.Фромм. Здоровое общество. В кн.: Психоанализ и культура. — М.: Юристъ, 2006 г., 554 стр.

Э.Фромм. Человек для себя. — М., 2003 г., 352 стр.

Э.Фромм. Человек для себя. — М., 2003 г., стр. 40

Фромм Э. Здоровое общество. В кн.: Психоанализ и культура. — М.: Юристъ, 2006 г., стр. 312

Фромм Э. Здоровое общество. В кн.: Психоанализ и культура. — М.: Юристъ, 2006 г., стр. 320

Э.Фромм. Человек для себя. — М., 2003 г., стр. 92

Э.Фромм. Человек для себя. — М., 2003 г., стр. 101−103

Э.Фромм. Человек для себя. — М., 2003 г., стр. 106

Э.Фромм. Человек для себя. — М., 2003 г., стр. 268−271