ВВЕДЕНИЕ, Актуальность исследования:
Проблема особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях требует к себе пристального внимания из-за недостаточной ее изученности. Но противоречия, лежащие, в ее основе связаны с тем, что в настоящее время реализуется Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена указом президента РФ от 1 июня 2012 г.).
Стратегия, в частности, направлена на сокращение числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей, за счет их устройства в приемные семьи. Данная задача обусловлена, с одной стороны, необходимостью сокращения бюджетных затрат на содержание и материальное обеспечение учреждений государственного воспитания, с другой стороны, фактом более эффективной социализации и благополучного эмоционального состояния детей, находящихся на воспитании в приемных семьях. Согласно статистическим данным за 2016 год принято детей на воспитание в приемную семью 22744 ребенка, возвращено приемных детей в детские дома в 2016 году 2266 (9,96%), в 2017- 2160 [56].
Это свидетельствует об остроте проблемы изучения детско-родительских отношений в приемных семьях и существовании социального запроса на психолого-педагогическую помощь и сопровождение приемных семей. Исследование особенностей эмоциональной системы семей с приемным ребенком поможет уточнить задачи работы психолога, социального педагога с приемными семьями не только на уровне непосредственно детско-родительских отношений, но и на уровне всей семьи в целом.
Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования
- Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования детско-родительских отношений.
- Разработать программу исследования особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях.
- Организовать и провести исследование особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях, проанализировать и интерпретировать результаты.
- Разработать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми.
На защиту выносятся положение:
Со стороны ребенка старшего дошкольного возраста отношение к приемной семье характеризуется проявлениями внешнего подчинения требований родителей; низкой дифференциации членов семьи; наличием проявлений тревожности, агрессии и конфликтности по отношению к членам семьи.
Методы исследования:
Эмпирические методы исследования: тестирование, наблюдение, анализ случая;
Родительское отношение к ребенку
... исследований, в которых доказывается принципиальная роль родительского, прежде всего, материнского отношения в личностном, когнитивном и социальном развитии ребенка. Психологическое благополучие ребенка, его отношение к себе и людям во многом определяются отношением к ребенку родителей. Родительское отношение ...
- Методы обработки данных: количественная и качественная обработка результатов исследования.
База эмпирического исследования:, Практическая значимость исследования:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Содержание и сущность понятия «детско-родительские отношения»
Содержание и сущность понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку — родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений Н.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская, Т.В. Якимова и др.
В зарубежной психологии специфика детско-родительских отношений традиционно исследуется в рамках психоаналитического З. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Винникот, Э. Берн и др., бихевиористского Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др. и гуманистического Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др. направлений.
В классическом психоанализе 3. Фрейда отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Согласно З. Фрейду, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой — как первый законодатель и «контролер». З. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежным для его социального благополучия. Негативный детский опыт, чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей и предъявление требований на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению 3. Фрейда, к явно выраженным своеобразным отклонениям в личностном развитии (инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности) [47].
Американский психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти. Исходя первоначально из психоаналитических посылок, он пришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости для каждого индивида решать психосоциальные конфликты, преодолевать жизненные трудности. При этом в ранние годы человек испытывает существенное влияние со стороны семьи, находясь в зоне родительского взаимодействия, а позже — со стороны более широкого социального окружения: соседей, одноклассников, школы и других социальных институтов, культурных и исторических условий. В концепции Э. Эриксона подчеркивается, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой — предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой [55].
Методы и приемы коррекции детско-родительских отношений
... со стороны родителя - эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка - привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является ... когда выбор того или иного способа организации проведения семейной психокоррекции зависит в основном от индивидуальных особенностей семьи, а не ...
Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Э. Фромм, рассматривая родительское отношение как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку.
Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям:
1) условность — безусловность,
2) контролируемость — неконтролируемость.
Материнская любовь безусловна — мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет).
Отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. При этом Э. Фромм отмечает, что «речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца» [48].
Одним из подходов в понимании семейного воспитания в гуманистическом направлении является подход А. Адлера. По А.Адлеру, человек — существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений. Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь (прежде всего матери) способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса. А. Адлер рассматривает воспитание не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребенка, но и как деятельность родителей, ощутимо влияющую на состояние общества в целом [1].
Основными понятиями семейного воспитания, по Адлеру, являются: равенство (но не тождественность между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности) и сотрудничество.
К. Роджерс, представитель гуманистического направления и автор феноменологической теории личности, утверждал, что человеку свойственны потребность позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих, и потребность самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой потребности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между Я идеальным (представление о том, как тебя любят) и Я реальным (действительным уровнем любви).
То есть, и в гуманистической психологии так же рассматривается противопоставление условной и безусловной любви. К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка[38].
Ловинджер Л. (1960) считает, основой того или иного родительского отношения показатель API (авторитарная семейная идеология).
Этот показатель отражает когнитивный аспект «Я» — осознание своей внутренней жизни и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития «Я». API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса — подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни родителя, приводит, прежде всего, к подавлению внутренней жизни и ребенка. В данном случае, клинико-психологические особенности родителя так же влияют и на специфику родительского отношения [22].
Реферат зачатие ребенка
... В зависимости oт xapaктера взаимодействия генов, потомок может походить на одного родителя больше, чем на другого, но оба родителя вносят одинаковый вклад в его наследственность. Знаете ли вы? ... поэтому и шансы оплодотворения значительно ниже. Тем не менее, если в момент полового акта имеется готовая к оплодотворению яйцеклетка, вероятность зачатия довольно высока. Ежемесячный цикл вызревания ...
Личностные особенности родителей оказывают существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это положение, является концепция шизофреногенной матери Э. Фромм – Ф. Райхманн (1948).
Шизофреногенная мать — деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка из-за сильной потребности контролировать чужие жизни. Она стремиться быть безупречной в своих поступках и требует того же от других. Муж такой женщины, изолируется от семьи и позволяет своей жене окружить ребенка всеобъемлющей опекой. В результате ребенок уступает позиции и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает всемогущая, противоборствующая мать, прячущая собственную ненависть и обиду за демонстрируемую заботу.
В отечественной психологии уделялось огромное внимания понятию детско-родительских отношений. «Семья, являясь первичной социальной микросредой»,- пишет в своих исследованиях В.Н. Дружинин, «в которой человек живет, как в коконе, первую четверть (если повезет) жизни», оказывает огромное влияние на развитие человека. Значение семьи в целом велико, и на личность ребенка и, соответственно, на его построение жизненного пути, оказывает большое влияние стиль его взаимоотношений с родителями. При рассмотрении детско-родительских отношений используется не только такое направление анализа как стиль, но и родительское отношение, родительские позиции и установки, типы и модели семейного воспитания [14].
«Родительское отношение»- пишет А.С. Спиваковская — «это реальная направленность, позволяющая описывать широкий фон отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми, а также позволяющая представить структуру в целом и изучить, каким образом те или иные, сознательные и бессознательные, мотивы структуры личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формах поведения и взаимопонимания с детьми» [43].
Аналогичное определение родительского отношения дают А.Я. Варга и В.В. Столин. По их определению родительское отношение – это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Это определение позволяет анализировать отношение к ребенку в следующих направлениях:
- реальное взаимодействие родителей с ребенком (родительская позиция);
- отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним;
- отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя (родительские установки).
Различные родительские позиции оказывают непосредственное влияние на формирование социальной активности и личностные особенности ребенка.
А.С. Спиваковская понимает родительскую позицию как реальную направленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания, как совокупность трех факторов: представления родителя о ребенке, отношения к нему и характера обращения с ним
В отечественной литературе существуют классификации, в которых в основу описания родительского отношения положена степень выраженности эмоциональной стороны общения и значимости характера эмоциональных связей в семье.
Чему дети могут научить родителей
... что я чувствую, играет определенную роль». Со временем эти мысли могут стать кирпичиками правильного выбора. 5. Уделяйте время совместным занятиям Исследования показывают: участие родителей в процессе обучения ребенка ... домашних заданий целиком ложиться на плечи ребенка. Такое отношение не должно становиться нормой, ведь чем больше вы занимаетесь с ребенком, тем эффективнее будет процесс обучения. ...
Одной из значимых является классификация родительского отношения, предлагаемая А.Я. Варгой и Столиным В.В, которые дали описание обобщенных типов родительского отношения в ходе многолетней консультационной работы:
- принятие – отвержение (отражает эмоциональное отношение к ребенку);
- кооперация (отражает социально желаемый результат);
- симбиоз (отражает межличностную дистанцию в общении);
- авторитарная гиперсоциализация (отражает форму и направление контроля за поведением ребенка);
- маленький неудачник (отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем).
К понятиям «родительское отношение», «родительская позиция», отражающим воспитательное воздействие родителей на ребенка, относятся понятия, обозначаемые терминами «типы воспитания», «стили воспитания».
Каждый родитель обладает своим уникальным воспитательным стилем, а именно: определенным образом выражает свою привязанность к ребенку, откликается на его потребности, предъявляет ему свои требования, контролирует их выполнение и санкционирует их выполнение.
В трудах отечественных исследователей Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, детско-родительские отношения можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения, собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом.
Таким образом, анализ работ специалистов позволяет выявить следующие характеристики детско-родительских отношений: относительная непрерывность и длительность во времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях (баланс полярных позиций); изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке; принятие родителями на себя ответственности за ребёнка.
Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:
- его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
- возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
- темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
- религиозность;
- национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
- социальное положение;
- профессиональная принадлежность;
- уровень общей и педагогической культуры.
Под родительскими отношениями понимают систему или совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. С другой стороны под родительскими установками подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. В качестве наиболее значимых черт родительского отношения выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты А.А. Бодалева, [9].
Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей
... о взыскании алиментов с трудоспособных совершеннолетних детей, уклоняющихся от выполнения своих обязанностей по содержанию родителей. При рассмотрении данного иска юридическое значение ... детей в отношении каждого из родителей. Но алиментные обязательства, вытекающие из такого соглашения, не являются солидарными. Следует заметить, что по соглашению содержание может предоставляться родителям ...
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие родителя и ребенка является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям А.Я. Варга, [11 ].
Таким образом, можно видеть, что детско-родительские отношения разными психологами описываются весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой — родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.
Таким образом, под детско-родительскими отношениями мы понимаем межличностное отношение дуального характера (отношения со стороны родителя и со стороны ребенка).
Наиболее значимыми аспектами являются эмоциональное принятие ребенка, отношение к его потребностям в разных сферах жизнедеятельности, восприятие и понимание. Со стороны ребенка наиболее значимыми являются эмоциональное принятие родителя, осознание своей роли и места в семье, состояние эмоционального благополучия. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
Теперь остановимся на особенностях отношений детей и родителей в приемных семьях.
1.2. Особенности отношений детей и родителей в приемных семьях
Воспитывая приемного ребенка, довольно часто, семьи сталкиваются с большим рядом проблем и нуждаются в помощи психолога, для помощи не только в индивидуальных особенностях приемного ребенка, но и во взаимоотношении самой приемной семьи в целом. Разлука с матерью очень сильно влияет на психологическое развитие ребенка и формирования его личностных особенностей.
Межличностные отношения в семье
... брак является межличностным отношением, позволяющим удовлетворить потребность в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продолжении рода, ... и родительский союз мужчины и женщины. Причем значение супружества не в том, что лишь в его ... знать позже, и тогда возможен разлад в отношениях. Отсутствие детей и неудовлетворенность детородных и воспитательных функций, ...
Особенности детско-родительских отношений, складывающиеся в процессе жизнедеятельности приемных детей привносят свои аспекты и в дальнейшей жизни этих детей. В зависимости от удовлетворения личностных потребностей ребенка, структуры, динамики и нарушений семейных отношений формируются и представления о взаимоотношениях со сверстниками, учителями в школе, воспитателями в детском саду, с окружающими взрослыми и т.д.
Детско-родительские отношения — один из видов человеческих отношений. Но эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой — научить его заботиться о себе самому [41].
Ослон В.Н., изучая такие семьи, пришла к выводу, что замещающие профессиональные семьи, являются благоприятным решением проблемы внедрения детей-сирот в общество, так как данная профессиональная забота, то есть, усыновление, связанна с экономическими трудностями. Следует заметить, что подобные семьи имеют ряд особых недостатков, связанных с тем, что ребенку, может быть довольно трудно, воспринять новую семью своей, так как люди, которых он называет «матерью», «отцом», получают за его воспитание зарплату. [32].
Как предполагают сторонники теории объективных отношений М. Малер, Д. Винникот и др. для нормального психологического развития ребенка, является установление доверительных отношений с ближайшим окружением, а не удовлетворение базовых влечений и инстинктов. Они считают, что долгая разлука с матерью в раннем возрасте, может негативно сказываться на личностном развитии в более позднем возрасте. Так же, были введены предположение о том, что дети, которым не доставалось материнской любви в младенчестве, могут стать довольно нормальными взрослыми людьми, при условии, что при более поздних этапах своего взросления будут установлены благоприятные и стабильные отношения [12, 23].
Мотивация родителей, обуславливается потребностью в детях. Такая потребность многозначна, так как в ней имеют место ряд потребностей разного плана:
- Самореализация
- Поиск смысла жизни
- Достижение в полноценности.
Таким образом, мотивация родителей может быть совершенно разного характера, быть как адекватной, так и не адекватной.
Детско-родительские отношения в приемной семье, в значительной степени, могут определяться следующими мотивами:
- Удовлетворение потребностей в продолжение рода.
- Мотив смысла жизни.
- Преодоления одиночества.
- Альтруистическая мотивация.
- Компенсация потери собственного ребенка.
- Стабилизация супружеских отношений.
Мотивация усыновления позволяет определить успешность адаптации, как родителей, так и приемных детей, корректировать, в случае необходимости детско-родительские взаимодействия, а так же психологическую готовность супругов к усыновлению.
Педагогическая психология : Роль семьи в воспитании детей Стиль ...
... российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов — отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью очень ... современной семьи Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Теперь трудно выделить, кто кого «главнее» и в семье. Изменяется сам тип зависимости в семье ...
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее благоприятный прогноз функционирования семейной системы, является тот случай, при котором родители берут ребенка, потому что хотят дарить ему тепло и любовь, заботиться о нем, подготовить его к взрослой жизни. В других случаях, нужно сверять свой мотив со способностью любить ребенка, к готовности сделать его счастливым, а так же чтобы ребенок рос в благополучных условиях, при этом не чувствуя себя жертвой обстоятельств.
Приемные семьи, имеют ряд трудностей из-за возможности наличия тайны усыновления ребенка, которая в свою очередь раскрывается только под давлением чрезвычайных обстоятельств. Л.С. Печникова [15], провела исследование в детских психиатрических клиниках, на детях, воспитывающихся в приемных семьях. Ей стало известно, что у детей, воспитывающихся в приемных семьях, наблюдаются нарушения, близкие тем, что наблюдаются у детей из детских домов. Полученные ей данные, опровергают мнения о том, что усыновление ребенка всегда лучше, чем жизнь в приюте. Так же, на формирование приемного ребенка, оказывает большое влияние общая семейная ситуация, в которой он живет.
Особенности взаимоотношений в приемных семьях, можно определить тремя факторами:
- Гибкостью-ригидностью семейной системы
- Мотивами усыновления
- Наличием или отсутствием тайны усыновления.
Процесс формирования гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями очень сложный и долговременный. И на протяжении всего этого процесса семья сталкивается с большим количеством проблем и трудностей.
Рассмотрим наиболее сложные проблемы, с которыми сталкивается замещающая семья, по блокам:
- трудности периода адаптации;
- возрастные кризисы развития детей;
- проблемы с учебной деятельностью;
- эмоциональные трудности взаимоотношений членов замещающей семьи;
- проблемы несоответствия ожиданий реальности.
Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и всем членам семьи – к изменившимся условиям. Как показывает практика, адаптация друг к другу может происходить тяжело и болезненно.
Также существует такой блок проблем как несоответствие ожиданий реальности. Приемные родители не всегда оказываются готовы принять детей такими, какие они есть на самом деле, предъявляют завышенные, неадекватные требования к приемному ребенку, не принимая во внимание его предыдущие переживания. В результате возникают кризисные ситуации: противоречия, недоверие, неудовлетворенность друг другом. К сожалению, в кризисных ситуациях некоторые приемные родители не справляются с проблемами, и единственным выходом для них становится возвращение ребенка обратно в интернатное учреждение.
У детей, воспитывавшихся в интернатных учреждениях, формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание мамы с папой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, совместных игр. Взрослые же, занятые повседневными проблемами, порой не находят для ребенка времени, оставляют его наедине с собой, считая его большим и вполне самостоятельным, способным найти себе занятие. Иногда, наоборот, они чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг. Все это усложняет процесс вхождения ребенка в новую для него социальную среду и появление эмоциональной привязанности к приемным родителям.
Психология семьи и семейных отношений
... особенностей супружеских отношений; изучение психологических особенностей детско-родительских отношений; изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных возрастных стадиях; изучение ненормативных кризисов семьи и выработку стратегий их преодоления. Изучение семейных отношений, их изменений, ...
Такое несоответствие между ожиданиями и реальностью с обеих сторон приводит к торможению или невозможности формирования гармоничных детско-родительских отношений.
Проанализируем мотивы усыновления, могут привести к определённым осложнениям в воспитании детей, взятых под опеку. Взаимоотношения в семьях с приемными детьми, в зависимости от мотивов, могут образовываться следующим образом:
- В семье была потеря родного ребенка, после чего родители решают взять опеку над сиротой, для замены умершего чада. В такой ситуации, взрослые не смотрят на индивидуальные особенности ребенка, возлагая на него определенные ожидания. Ребенок испытывает недостаток родительского внимания, у него падает самооценка. Вся жизнь такой семьи, состоит из определённых правил, возникают конфликты между супругами, возможны жестокие внешние границы и размытые внутренние.
- Гиперопека часто встречается в семьях, которые по каким-либо медицинским причинам не могут иметь детей и решают взять ребенка из детского дома. Такие родители имеют огромное количество ожиданий касательно ребенка. В основном в семье высокая сплочённость, мать с ребенком практически всегда объединяются, отец же существует поодаль. Если в семье нет детей, то ребенка чаще всего выбирают по половому признаку, что добавляет еще больше ожиданий и фантазий в ходе воспитания и на момент усыновления.
- Третьим мотивом является желание сделать доброе дело, усыновить ребенка, помочь ему и заботиться о нем. В таких семьях, детско-родительские отношения строятся на необходимости для родителей видеть постоянную благодарность на их поступок, так же может выделяться нехватка любви у родителей, это может быть связанно с недостатком любви в супружеских отношениях.
- Реализация педагогических способностей у родителей. Желание сделать из «трудного» ребенка, успешного и достойного с помощью хорошего воспитания. Такие родители, очень бояться проявления дурного генофонда, они не доверяют своим способностям родителя. В таких семьях, часто просматриваются два варианта воспитания детей:
Первое: главным в их жизни является воспитание ребенка. Они самоотверженно изучают литературу, бояться оказаться плохим родителем, постоянно показывают себя, доказывая свою любовь и заботу, посещают сообщества, в которых обсуждаются вопросы воспитания приемных детей.
Второе: родители, часто обращаются за помощью, к специалистам, врачам или же психологам, бывают такие случаи, когда ребенок оказывается в лечебном заведении.
В данном мотиве представлен пример одинокой женщины, которая не имеет собственную семью, берет приемного ребенка. Мать, делает ребенка обязанным сделать ее счастливой, так как именно по этой причине его и усыновили. В такой семье рамки взаимоотношений размыты, ребенок должен исполнять роль мужа. Во многих случаях, приемные дети таких семей имеют трудности в подростковом возрасте, ибо он нагружен должностями супруга, то есть всегда должен быть с матерью и являться для нее поддержкой.
Семейные взаимоотношения, после появления в семье приемного ребенка, очень сильно меняются, от них зависит, легко ли семья приспосабливается к изменениям внутрисемейной ситуации и среде.
Существуют три правила, которые могут определить негативные отношения в приемной семье:
- Семья с твердостью в семейных правилах. Появление ребенка в семье, ведет за собой изменение правил или привычек, в большинстве случаев, семьи к этому мало готовы. Для ребенка, в таких семьях характерно негативное отношение к самому себе, недостаток эмоционального общения с родителями, так же в таких семьях, отношения отличаются разочарованием в ребенке, холодностью к его персоне.
- Семья жестоких семейных ролей. Это семья, в которой, детско-родительские отношения, часто сопровождаются неуверенностью в ребенке, постоянные разочарования в нем, недопонимание. Когда система принимает ребенка, любое изменение ситуации может привести к расшатыванию этой системы.
- Необходимость в приемном ребенке. В семье происходят изменения, ребенок служит решением данных задач, в период какого-либо времени, могут возникнуть проблемы во взаимоотношении родителей и ребенка. В детско-родительских отношениях возникают конфликты по отношению к ребенку, проявляется недостаток эмоционально-личностного общения, негативное, агрессивное изменение семейных ситуаций и членов семьи.
Таким образом, в процессе формирования детско-родительских отношений приемная семья сталкивается с рядом проблем: трудностью адаптации к новой жизни приемной семьи, прохождению возрастных кризисов, проблемы, связанные с учебной деятельностью и эмоциональными трудностями взаимоотношений приемного ребенка, а также проблемы, касающиеся несбывшихся ожиданий приемных родителей и детей.
Все это свидетельствует о важности подготовки родителей к жизни в приемной семье приемного ребенка, а также о необходимости профессионального социально-педагогического и психологического сопровождения приемной семьи.
Выводы по главе 1
В первой главе нами были рассмотрены теоретико-методологические основы детско-родительских отношений и особенности отношений приемных детей с приемными родителями в приемных семьях.
Научная психология и педагогика очень сильно отстают от практики, но, не смотря на то, что значимость данных отношений, привлекает внимание обширного количества школ и направлений.
Детско-родительские отношения в отечественной психологии рассматривается как процесс влияния на формирование полноценной личности ребенка, предполагает родительское отношение, родительские позиции, типы и модели семейного воспитания, формы поведения и взаимопонимание с детьми. Семья сегодня несет не только удовлетворение потребностей детей (одеть, накормить, отправить в детский сад), а также воспитание и развитие личности ребенка в развитии которого, решающую роль играет отношение с родителем, через уважение и эмоциональное принятие каждого ребенка происходит формирование его личности, имеющей свою собственную психоэмоциональную траекторию. Отношение родителей к детям напрямую зависит от наличия особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков и атмосферы (микроклимата) в семье в целом, принятия и непринятия ребенка таким, какой он есть.
Под детско-родительскими отношениями в приемных семьях мы понимаем степень выраженности эмоциональной стороны общения и значимости характера эмоциональных связей в семье. Различные родительские позиции оказывают непосредственное влияние на формирование социальной активности и личностные особенности приемного ребенка.
Результативность детско-родительских отношений в приемных семьях с приемными детьми обеспечивается созданием общей благоприятной семейной ситуации, получения приемными детьми эмоционального удовлетворения, понимания интересов и чувств. Для налаживания благоприятных и стабильных (оптимальных) детско-родительских отношений, их гармоничного развития и социальной адаптации, необходимо оказание ранней психолого-педагогической помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для них методов и способов общения.
Роль приемной семьи и ее потенциала в детско-родительских отношениях с приемными детьми в развитии гармоничных отношений между ними заключается в создании благоприятных условий, способствующих эмоциональному благополучию детско-родительских отношений получению определенного эмоционального уровня, а также социальному развитию приемных детей.
(Эффективность) успешность детско-родительских отношений в приемной семье связана с социально-психологической, а также физиологической готовностью к началу проживания в приемной семье приемных детей и приемных родителей.
В силу имеющихся индивидуальных особенностей психического развития приемные дети имеют особые потребности в детско-родительских отношениях, и требуют повышенного внимания и комплекса психолого-педагогической поддержки.
Для приемных детей характерны следующие особенности социального и личностного развития, которые могут влиять на эффективность детско-родительских отношений в приемной семье:
- трудности периода адаптации;
- возрастные кризисы развития детей;
- проблемы с учебной деятельностью;
- эмоциональные трудности взаимоотношений членов замещающей семьи;
- проблемы несоответствие ожиданий реальности.
Детско-родительские отношения приемных родителей в приемной семье, в значительной степени, могут определяться следующими мотивами:
- Удовлетворение потребностей в продолжение рода.
- Мотив смысла жизни.
- Преодоления одиночества.
- Альтруистическая мотивация.
- Компенсация потери собственного ребенка.
- Стабилизация супружеских отношений.
Мотивация усыновления позволяет определить успешность адаптации, эмоциональное благополучие в детско-родительских отношениях в приемной семье.
Изучив особенности детско-родительских отношений в приемной семье можно утверждать, что она сталкивается с рядом проблем и способна стать средством для создания эмоциональных комфортных детско-родительских отношений, при помощи подготовки родителей к жизни в приемной семье приемного ребенка, но необходимо профессиональное социально-педагогическое и психологическое сопровождение приемной семьи.
1