Родительское отношение к ребенку

Структуры родительских отношений к ребенку

Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт — семья. Воспитание ребенка складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Правильное воспитание детей в семье полностью зависит от родителей. Большое значение имеет и единство требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. На характер взаимоотношений детей с родителями в семье оказывает стиль воспитания и семейные традиции.

Проблема детско-родительских отношений является весьма важной и актуальной. Существует большое количество психологических исследований, в которых доказывается принципиальная роль родительского, прежде всего, материнского отношения в личностном, когнитивном и социальном развитии ребенка. Психологическое благополучие ребенка, его отношение к себе и людям во многом определяются отношением к ребенку родителей. Родительское отношение представляет собой целый комплекс чувств, установок, поведенческих реакций, связанных с восприятием и воспитанием ребенка. Принято выделять несколько компонентов родительского отношения: когнитивный, эмоциональный, поведенческий компонент и межличностная дистанция.

Когнитивный компонент

Родительские представления остаются относительно неизменными в течение достаточно длительного периода времени, однако, по мере взросления ребенка они автоматизируются и становятся более доступными для использования.

Родители используют представления для понимания межличностных отношений в семье. Так, воспринимая конкретную ситуацию взаимодействия с ребенком, родитель интерпретирует ее, опираясь на собственные представления. Например, нарушение ребенком родительских норм может рассматриваться родителем и как непослушание, и как стремление ребенка к независимости. Родительские представления служат также для планирования действий родителей в воспитании своего ребенка.

14 стр., 6797 слов

Межличностные отношения в семье

... межличностным отношением, позволяющим удовлетворить потребность в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в ... представление о себе. В общении человек самоутверждает себя, свои жизненные позиции, представления ... родительский союз мужчины и женщины. Причем значение супружества не в том, что лишь в ... тогда возможен разлад в отношениях. Отсутствие детей и неудовлетворенность ...

Исследования показывают, что на характер установок по отношению к ребенку влияет социально-экономический статус родителей. Так, образованные и обеспеченные родители, более демократичны и предпочитают использовать убеждение в воспитании ребенка. Менее образованные и обеспеченные родители более авторитарны и требуют беспрекословного повиновения. Установки относительно воспитания также связаны с удовлетворенностью браком. Матери в счастливых браках выказывают большую теплоту по отношению к детям, поощряют их к независимости и меньше раздражаются.

Эмоциональный компонент

Эмоциональное отвержение проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка. По мнению К. Хорни, «исходная или базальная» тревога возникает у ребенка, страдающего от дефицита родительской любви, и является источником невротизации личности. Отвержение часто связано с неадекватными родительскими ожиданиями относительно ребенка. Не принимая в расчет индивидуальные особенности ребенка, родители пытаются «улучшить», «корригировать» его, согласно своему представлению об идеальном, вымышленном образе ребенка. Для одних родителей это послушный, удобный ребенок, не приносящий много хлопот, для других -активный, успешный, предприимчивый. Однако, и в том, и в другом случае, вымышленный образ не будет соответствовать реальному.

Отвержение часто сочетается с жестким контролем, с навязыванием ребенку единственно «правильного» типа поведения. Родители требуют от него «быть хорошим», «вести себя правильно», «быть послушным», однако не разъясняют сущности требуемого поведения. Наряду с жестким контролем, отвержение может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к жизни ребенка, полным попустительством.

Эмоциональное отвержение ребенка нередко сопровождается частыми наказаниями, в том числе и физическими. Причем, матери, которые отвергают своих детей, склонны наказывать их за обращение к ним за помощью, а также за стремление к общению с ними.

Хотя отсутствие заботы о ребенке и отвержение его потребности в принятии и любви являются важными предварительными условиями для развития асоциальной агрессивности, не все дети, лишенные родительской заботы, становятся агрессивными. Например, реакцией на отсутствие материнской заботы и любви может быть замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению и глубокая тревожность. Очень важным является также то, в какой мере ребенок был лишен материнской любви и заботы, а также возраст, когда это происходило. Если ребенок не был лишен материнской заботы полностью, и материнская любовь иногда проявлялась, ребенок мог научиться ожидать какой-то эмоциональной реакции от своих родителей. Если такое эмоциональное вознаграждение было условием его подчинения родительским требованиям, ребенок мог постараться сохранить привязанность родителей, избегая реакций на фрустрацию, которые в свою очередь вызвали бы неодобрение родителей. При таких условиях скорее разовьется модель с тревожным подчинением, чем с агрессивностью.

Существуют данные о том, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, с раннего детства имели негативный опыт взаимоотношений в семье. Отвержение родителя в детстве его собственными родителями может привести к такому нарушению в психике, как неразвитость родительских чувств, которая проявляется в эмоциональной холодности родителя и гиппротекции. Преждевременность появления ребенка (его непланируемость), не желанность, несоответствие его ожидаемому полу также могут приводить к отвержению ребенка.

13 стр., 6143 слов

Воспитание детей в разных типах семей

... связей в семье, а последние, в свою очередь, определяют тип воспитания и характер ребенка, которые затем являются факторами принятия или отвержения ребенком семейной ... ребенку в семье. Требования родителя к ребенку — неотъемлемая часть воспитания. Существуют: требования-обязанности - обязанности ребенка в семье, требования-запреты, предписывающие, что ребенок не должен делать в семье. ...

В основе эмоционального отвержения ребенка может лежать осознаваемое или, чаще всего, неосознаваемое отождествление его с какими-то отрицательными моментами в собственной жизни родителей.

У детей, которых игнорируют и не удовлетворяют их базовые потребности, не развивается чувство доверия к людям, они растут неуверенными в себе, в своих способностях. Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного «Я», что, в свою очередь, ведет к глобальному отвержению мира социальных отношений.

Отвержение ребенка родителями, независимо от того, выражается оно открыто или косвенно, прямыми наказаниями или общим негативным отношением к ребенку, несет в себе отрицательный эмоциональный опыт. Этот опыт, исходящий от человека, призванного давать ребенку любовь и заботу, приводит к угасанию реакций приближения к объектам, связанным с родителями, и одновременным развитием реакций избегания, или даже, так называемых, реакций «остановки мышления». Отвергаемый ребенок часто показывает снижающуюся любознательность из-за родительских запретов и равнодушия.

Нередко матери отвергают в личности ребенка те качества, которые ненавистны у супруга. Например, те папины черты, которые подмечает у него мама, становятся источником ее раздражения, злобы и непринятия в ребенке. Точно также реагирует и отец. Поэтому в целом ребенок не принимается ни одним, ни другим родителем.

Исследования, выполненные в рамках теории привязанности, показали зависимость между качеством привязанности ребенка к матери в раннем возрасте и его школьной успеваемостью и познавательными интересами. Дети с безопасной привязанностью показывают преимущество в интеллектуальном развитии в младшем школьном и подростковом возрасте. Дети с амбивалентной привязанностью обнаруживают отставание в логическом мышлении и в установления причинно-следственных связей. Некоторые авторы, полагая ют, что у детей с амбивалентной привязанностью все силы направляются на установление более прочных личностный связей с учителем, который смог бы восполнить недостаток теплых отношений с матерью. Это препятствует развития познавательной активности и исследовательского поведениям. Отверженные дети с тревожно-небезопасной привязанностью вообще избегают контактов, с учителями, прогуливают школу, крайне не уверены в себе и не имеют познавательных интересов. Чтобы преодолеть эти личностные деформации и способствовать познавательному развитию ребенка, учитель сам должен стать объектом привязанности и обеспечить ее надежное и безопасное качество, т. е. компенсировать недостаток семейного воспитания.

Межличностная дистанция между матерью и ребенком может быть как адекватной, так и чрезмерно близкой. Чрезмерно близкая дистанция называется симбиозом. Симбиоз — это единое с ребенком переживание, стремление родителя удовлетворить все потребности ребенка, оградить от всех трудностей жизни. Симбиотические связи с ребенком характерны для матерей, любовь которых к ребенку заменяется аффективно заостренным беспокойством о нем. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя и повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

4 стр., 1984 слов

Установление происхождения детей

47 СК). 1. Установление происхождения детей Семейным законодательством предусматривается обязательность установления и отцовства, и материнства. Происхождение ребенка от матери устанавливается органом загса: на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении; в случае ...

Симбиоз ведет к развитию со зависимого поведения, парализует собственную активность ребенка, что приводит к регрессии, фиксации ребенка на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей родителя с ребенком.

Для родителей, склонных к симбиозу, воспитание становится основной деятельностью, мотив которой состоит в реализации потребности смысла жизни. Ребенок становится единственным объектом для удовлетворения этой потребности, и родители бессознательно начинают вести борьбу за сохранение объекта своих потребностей.

А. Адлер описал тип тревожной матери, устанавливающей с ребенком симбиотические отношения, опекающей, защищающей его и, тем самым, парализующей активность и самостоятельность ребенка. Гиперопекающее поведение может быть также связано с повышенным чувством вины у родителя.

В случае симбиоза родительское отношение не отвечает насущным потребностям определенных и кризисных этапов личностного развития ребенка, блокирует тем самым разрешение базового мотивационного конфликта принадлежности-автономии, интериоризуясь, приводит к расщеплению и дестабилизации образа «Я», в котором теряются границы «Я». Тревогу ребенка вызывает «заражение» тревогой матери. Ребенок становится боязливым, робким, неспособным на самостоятельные решения; он опасается, что с ним может что-то случится (ведь недаром этого так боится мама).

Тревогу ребенка также вызывают любые незнакомые и новые ситуации, в которых он должен сам принять решение, а также ситуации, в которых ребенок остается без матери (детский сад, больница и т. д.).

Мать «привязывает» к себе ребенка, делая его зависимым от себя во всем и, в итоге, тревога ребенка начинает проявляться не только в отсутствии матери, но и в ее присутствии. Матери, которые демонстрируют тревожность относительно детской самостоятельности во взаимодействии с окружением, делают ребенка также тревожным, зависимым и менее способным в выполнении когнитивных заданий, таких как арифметика и ориентировка в пространстве.

Инфантилизация ребенка, игнорирование и нежелание его повзросления могут быть связаны с особенностью биографии самого родителя. Если родитель имел младшую сестру или брата, на которых в свое время переместилась любовь родителей, то свой, более старший, возраст они воспринимают как несчастье. Поэтому они и стремятся «задержать» по- взросление собственного ребенка, разрешая, таким образом, собственный детский конфликт. Как следствие, они могут снижать требования к ребенку, стимулировать развитие несамостоятельности или робости у него.

Поведенческий компонент

Родительская забота выступает в качестве ведущего фактора воспитания ребенка. Уровень заботы или протекции определяет, сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гиппротекция).

9 стр., 4325 слов

Педагогическая психология : Роль семьи в воспитании детей Стиль ...

... отказа родителей и детей от многих удовольствий и пр., такая семья испытывает на себе воздействие и ряда других факторов, многие из которых могут быть источниками стрессовых ситуаций. Гл. 2. Семейное воспитание ... мир о своем рождении, начинаются его поступки, начинается его поведение. Человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, ...

При гиперпротекции или гиперопеке родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом жизни. Гиперопека может выражаться в стремлении родителей уделить ребенку повышенное внимание, защищать его во всем, даже если в этом нет необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от воображаемых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать детей возле себя, «привязывать» к своим настроениям и чувствам, а также обязывать поступать только так, а не иначе. Как правило, гиперопека, как неестественный, повышенный уровень заботы, прежде всего, нужна не столько детям, сколько самим родителям. Гиперопека позволяет восполнить нереализованную и нередко невротически заостренную потребность родителей в привязанности и любви.

Если родители долго ждали ребенка или роды были тяжелыми, с осложнениями, или же ребенок перенес в раннем детстве тяжелое заболевание, то у родителей возникает страх потерять его. В этом случае развивается потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабым» местом у родителей является их неуверенность, преувеличенные представления о хрупкости ребенка, его болезненности и беззащитности. Страх потерять ребенка заставляет родителей прислушиваться к любому его пожеланию, мелочно его опекать.

При гиппротекции ребенок находится на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителям «не до него», за воспитание родители берутся время от времени, когда случается что-либо серьезное.

Родительский контроль может быть представлен в двухполюсной системе: автономия — контроль. В рамках дисциплинарной оси любое конкретное поведение родителей занимает место между двумя крайними точками: от предоставления полной автономии до абсолютного подчинения воле родителей.

разрешающем

Умеренный, Чрезмерный

Отсутствие контроля принимает две формы: форму гиппротекции и потворствующей гиперпротекции. Гиппротекция — как недостаток опеки и контроля, доходящий иногда до полной безнадзорности, часто сочетается с отвержением ребенка и представляет собой чрезвычайно неблагополучный для ребенка тип родительского отношения. Вторая форма отношения, при котором наблюдается недостаток контроля и требований — это потворствующая гиперпротекция, или воспитание ребенка по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание. При таком родительском отношении у ребенка формируется следующая внутренняя позиция: «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня».

В результате воспитания по типу потворствующей гиперпротекции у ребенка, с одной стороны, формируется непомерно высокий уровень притязаний, а с другой — недостаток волевой регуляции собственного поведения. Часто эти дети, сталкиваясь с реальными проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, ожидают от них такого же обожания, как и от родителей. родитель дисциплинировать семейный воспитание

родительские требования-обязанности,

Чрезмерность требований-обязанностей — требования к ребенку очень велики, не соответствуют его возможностям, что увеличивает риск психической травматизации ребенка. Чрезмерность требований-обязанностей лежит в основе типа нарушенного воспитания «повышенная моральная ответственность». От ребенка требуют не соответствующих его возрасту и реальным возможностям бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, ответственности за жизнь и благополучие близких. Родители устанавливают для ребенка высшие достижения в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении его будущего, способностей и талантов. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его соответствие созданному ими образу.

10 стр., 4589 слов

Основные правила перевозок групп детей в железнодорожном транспорте

... - Контроль готовности железнодорожных составов, назначаемых для перевозки детских организованных коллективов, осуществляют комиссии в составе представителей пассажирской службы, дирекции по обслуживанию пассажиров, органов государственного санитарного надзора на железнодорожном транспорте, а ...

Недостаточность требований-обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, и родители нередко сетуют, что ребенка трудно привлечь к какому-то делу по дому.

Требования-запреты

Чрезмерность контроля и требований отмечается в случае, так называемой, авторитарной гиперсоциализации. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ему свою волю и не желают «встать на точку зрения» ребенка. За проявление своеволия они его наказывают. Родитель пристально следит за достижениями ребенка во всех сферах жизнедеятельности. При таком стиле воспитания личность ребенка формируется по тревожному типу. Главным образом, это объясняется тем, что, культивируя послушание, родители делают его самодовлеющей ценностью для ребенка. Сделать что-то не так, как хотят родители, и, в частности мать, значит — быть плохим. Это, в свою очередь, ведет к лишению ребенка любви, а поскольку потребность в любви одна из самых важных для ребенка, то неудовлетворение этой потребности ведет к фрустрации и неврозу.

У некоторых родителей в воспитании ребенка преобладает мотив реализации потребности достижения. В этих случаях мотивация воспитания сводится к достижению определенно формулируемых целей, часто выбор этих целей не вполне осознан родителями, но отчетливо связан с достижениями в собственной жизни. Многие хотят достигнуть чего-то в жизни, но им это не удается, и они отыгрываются на детях. В таких семьях дети рано приобщаются к различным занятиям, посещают большое число кружков, причем интересы, наклонности, задатки самого ребенка не всегда учитываются. Под влиянием мотива достижения в воспитании усиливается значимость социальных требований и стандартов в ущерб эмоциональной насыщенности в отношениях с ребенком.

Родительский авторитаризм приводит к отсутствию эмпатии, формированию низкой самооценки ребенка, его ориентировании на внешние требования и стандарты. Дефицит практики самостоятельного поиска и принятия решения приводит к формированию зависимости ребенка от взрослого, а также к инфантилизации и инвалидизации ребенка.

Дети авторитарных родителей имеют тенденцию усваивать авторитарный стиль общения и воспроизводить его в собственных семьях. В дальнейшем такие дети формируют своеобразные совладеющие техники, такие, например, как установление большой социальной дистанции с людьми, формирование ролевых, а не личностных отношений с людьми.

2. Типы родительских отношений к ребенку

В настоящее время наиболее популярна классификация стилей родительского поведения Дианы Бомбринд, которой следуют многие авторы (Реан А. А., Крайг Г.).

Крайг Г. составила достаточно полную классификацию стилей родительского поведения, состоящую из 4 стилей на основе исследований Д. Бомбринд, Маккоби и Мартин. Авторы базировались на фиксации двух факторов воздействия на ребенка в семье — родительского контроля и родительской теплоты.

6 стр., 2700 слов

Роль семьи в воспитании детей. Стиль родительского поведения и воспитания детей

... роль семьи в воспитании детей как главный социальный институт формирования личности; изучить стиль родительского поведения и воспитания детей; рассмотреть влияние семейного микроклимата на воспитание ребенка. Глава 1 . Семья ... ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать, но семья – не единственный, но наиболее важный участник сложного процесса воспитания детей. Здесь ...

Понятие «родительский контроль» имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций, выражающееся в требованиях подчинения правилам, выполнения детьми своих обязанностей. Контроль — это попытка влиять на деятельность ребенка.

Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся в похвалах, поддержке ребенка или, наоборот, в какой степени они критикуют, наказывают его.

Выделяемые авторами стили поведения варьируют на основе соотношения данных параметров (степени контроля и теплоты).

родительского поведения — образ действия родителей, отличающийся твердым контролем над детьми и в тоже время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Бомринд отмечала, что дети превосходно адаптированы, уверены в себе, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный стиль

Индифферентный стиль

Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях, над поведением родителей позволили психологам составить некоторую типологию родительской любви, дать описание различных типов воспитания.

Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания — изучение воспитательных родительских установок и позиций. В самом общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции

Гибкость родительской позиции

Прогностичность родительской позиции

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают качества гибкости, становятся повышено устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.

В гармоничной семье дать описание роли трудно, потому что все отношения с ребенком гибки и изменчивы. Но в тех случаях, когда родительские позиции утрачивают качества гибкости, адекватности и прогностичности, детские роли довольно четко выявляются.

3. Функции родительских отношений к ребенку

Функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.

4 стр., 1655 слов

Правовое положение ребенка в семье

... своих родителей и других членов семьи. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, ... интересам. В соответствии с этим положением, достигший возраста 10 лет ребенок вызывается в судебное заседание и в ... ребенка, который волен контактировать с обоими родителями в равной степени. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, ...

На этапе раннего младенчества в задачи и функции родителей должны входить такие составляющие, как внимание, любовь, ласка, забота, создание повышенного комфорта, ограждение от опасности. В случае соблюдения этих функций и задач у ребёнка возникает чувство базисного доверия, отголоски которого перенесутся на последующие этапы жизни. При дефиците составляющих функций и задач родителей у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчуждённости. В дальнейшей жизни дефицит базового доверия может проявиться в психотических явлениях.

Кроме функций, формирующих благополучное базовое доверие, в функции и задачи родителей также входит организация правильного распорядка дня, развитие физических и умственных способностей.

Период «упрямого детства» — серьезное испытание для родителей и детей. Появляются новые функции и задачи: развитие речи; физических, умственных, моральных и эстетических качеств; защита от опасных предметов, связанная с повышением активности ребёнка, требующие большего внимания и ответственности со стороны взрослых; появляется функция социализации Также на этом этапе, как и на предыдущем, в функции и задачи родителей входит: создание благоприятного климата в доме; забота, тепло и любовь по отношению к ребёнку. И им, и их детям приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время — залог будущих отношений родителей с ребенком, и фундамент для них закладывают именно родители.

Возраст с 5 до 11 лет психологи считают основополагающим в закладывании характера, и становлении ребёнка как личности. В отличие от предыдущих этапов взросления ребёнка, на этом этапе малыш начинает отдалятся от родителей. В этот период родителям очень важно правильно себя повести: не препятствовать складыванию новых навыков и умений; воспитывать у ребёнка самостоятельность и ответственность, именно эти черты характера будут очень важны в дальнейшей судьбе ребёнка. Родителям также нужно учесть тот факт, что ребёнок на этом этапе развития подражает взрослым, поэтому родители должны стать положительным примером для своего ребёнка.

Также на этом этапе происходит становление самооценки ребёнка. Большую роль в этом процессе играют родители. Например, из исследований К. Смита, мы можем отметить, что показатель самооценки ребёнка зависит от того, как к нему относятся родители: у тех детей, к которым хотя бы один из родителей относился с теплом и пониманием, была выявлена более высокая самооценка, чем у тех, к кому родители относились холодно и неприязненно. Таким образом, родители, чтобы сформировать у ребёнка положительную самооценку о себе, должны относиться к своему малышу с теплом и пониманием.

Этот этап взросления ребёнка также можно охарактеризовать началом школьной жизни. У ребёнка появляются новые друзья, его сверстники, именно они становятся для ребёнка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

12 стр., 5896 слов

Уважение ребенком родителей Уважение родителей детьми

... подчинится. В результате, у детей остаются лишь воспоминания об истериках родителей, а не о проведенных счастливых детских годах в совместных играх и беседах. Уважение и все другие высшие проявления у человека проявляются ...

Что же касается функций родителей маленького школьника, то они очень просты: родителям нужно помочь ребёнку с возможным возникновением трудностей в общении, так как ребёнок вступает в новые коллектив; поддерживать стремления и начинания ребёнка своим вниманием и заинтересованностью; обсудить правила и нормы, которые ребёнок должен выполнять в школе. Выполнение родителями этих задач поможет их ребёнку быстрее привыкнуть к своей новой социальной роли.

Функции и задачи родителей на этапе подросткового периода остаются теми же, что и на предшествующих. Нужно воспитывать у подростка нравственные идеалы, развивать эстетические чувства, готовить к самостоятельной взрослой жизни, давать возможность выбора и воспитывать трудовые качества. То есть родителям нужно стремиться воспитать достойного человека, который бы, став уже совсем взрослым, оглянулся назад и не увидел бы ничего такого, о чём бы он сожалел, а был бы только благодарен за ту любовь, понимание и терпение, которые дали ему родители.

1.Ребёнок и семья. — Самара: БАХРАХ-М, 2002

2.http://xreferat.ru/77/2279-3-funkcii-i-zadachi-roditeleiy-na-raznyh-etapah-roditel-stva.html

3.http://ds214.centerstart.ru/node/367 Структура детско-родительских отношений

4.http://nsportal.ru/detskiy-sad/ Типы детско-родительских отношений. Стили семейного воспитания

5.http://www.cribs.su/semeinaya-psikhologiya/