Понятие и сущность социологии как науки

Содержание скрыть

Социология – наука об обществе, общественных явлениях и общественных взаимодействиях

Социология как наука возникла в середине XIX века. Основоположник – Огюст Конт.

Основными факторами возникновения социологии как науки являются:

1).

Утверждение в середине XIX столетия в странах Западной Европы, в США нового общественного строя – капитализма.

2).

Возникновению социологии способствовала внутренняя логика познавательного процесса общественной жизни.

3).

Именно к середине XIX века появились ученые, мыслители, которые осмелились изучить то реальное общество.

Непосредственными источниками возникновения в середине XIX века научной социологии были три выдающихся течения в европейской социальной мысли:

— шотландская политическая экономия (Смит, Фергюссон и другие);

— французский утопический социализм (Сен-Симон, Бабеф, энциклопедисты);

— наконец, немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Именно они стали методологической базой нового направления социального познания, освободившего себя от социальных идеологических влияний, в частности, от клерикализма.

3. Социология в системе других наук общества. Её объект и предмет.

Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется, прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. Также социология служит фундаментом для специальных общественных наук.

Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история, и социология имеют объектом изучения общество. История, как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъектно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии.

4 стр., 1689 слов

Взаимосвязь социологии с другими общественными науками

... социология общественный наука Социология -- одна из многих общественных наук, которые изучают жизнь общества, функционирование общественных институтов, поведение человека. Хотя предмет социологии отличается от предметов других общественных наук, она активно взаимодействует с ними, воздействуя на них и ...

Основная форма деятельности общества — это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производственном процессе — все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального существа. А это исследует уже социология.

Тесно связана социология и с политологией. Социология изучает гражданское общество, политология — политическую жизнь общества, политические отношения. Взаимодействие двух наук — социологии и политологии породило новую отрасль науки — политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы, во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические ре жимы.

Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология — социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т. п. Если же философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология—социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи. Конечно же, социология осуществляет задачу, непосильную общей философии — непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно — это в современных условиях ока лишь реальная возможность выхода из кр и зиса, но п ока еще не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире.

общество в целом и общественные явления

Социологию как науку о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей.

микрогруппа

4. Структура и уровни социологического знания.

неоднородно и имеет

а) общетеоретическая социология

5 стр., 2236 слов

Человек и общество.Человек как социальное существо

... которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных ... человеку, а в какой они есть результат жизни человека в обществе. С точки зрения социологии, человека можно определить как общественное существо, ...

б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т. е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии;

в) микросоциология,

теоретические

5. Функции социологии и её роль в обществе.

Социология как самостоятельная от знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции, гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические; то есть познавательные и собственно социальные.

Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии – теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить, ведь не все надо менять перестраивать, и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире.

Описательная функция социологии – это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы.

Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора – сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.

13 стр., 6071 слов

Конт реферат по философии

... позитивной философии, переросшей в социологию, науку, на основании которой западный мир построил систему ценностей, приведших (и ведущих далее) в мир свободы и социальной справедливости всех членов общества, независимо ... и в 1824 г. заканчиваются разрывом. В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Лекции были прерваны из-за его тяжелого ...

6. Основные положения социологии О. Конта.

Огюст Конт

закон «трех стадий»

1) теологическая или фиктивная стадия: человеческий разум стремится к абсолютному знанию;

2) метафизическая или абстрактная стадия: человеческий разум объясняет явление не посредством сверхъестественных факторов, а посредством абстракций;

3) позитивная или научная стадия: действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Именно на этой, высшей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой – познание не фактов, а вытекающих из них законов.

Законы эти неизменны и естественны, для их познания необходимо привлекать достижения естественных наук.

Первоначально для обозначения науки Контом был применен термин «социальная физика», однако увидев, что такой подход к сущности науки может вызвать сведение ее к простой статистике, Конт применил термин «социология».

Конт в своих сочинениях постоянно подчеркивает примат общества над индивидом. Взгляд Конта на социальную реальность имеет характерную особенность: Конт не делает различия между обществом и человечеством. Человечество рассматривается как расширенное общество, как высшая форма социальной реальности.

В творчестве Конта переплетались 2 типа этики: научная и социально-практическая. С одной стороны, Конт провозгласил социологию наукой объективной и строгой. С другой – социология оказалась для Конта не просто наукой, а мировоззрением, призванным практически преобразовывать всю общественную жизнь, включая политику, мораль, религию и т.д. Конт выделяет 3 главных метода новой науки: чистое наблюдение, эксперимент; сравнительный метод (сравнение человеческих и животных обществ; сравнение различных состояний человеческого общества в оси пространства; сравнение различных состояний человеческого общества в оси времени).

С точки зрения Конта, социология делится на

  • социальную статику (социальная «анатомия», «порядок и прогресс», цель – познание законов социального порядка) и

социальную динамику

Основной фактор, обуславливающий порядок в социальной системе – солидарность. В теории Конта консенсус – основной компонент социальной статики.

Таким образом, Конт внес серьезный вклад в развитие социологии: он обосновал ее необходимость и возможность, внес вклад в формирование парадигм о социальной реальности, внес значительный вклад в профессиональную этику социологии.

7. Сущность органической теории общества Г. Спенсера.

биологией и социологией Спенсер ставит психологию

Вообще для Спенсера эволюционная теория явилась особенно ценной для изучения общества. Эволюционизм – центральное понятие всей его мировоззренческой концепции. Существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором общество «служит» составляющим его индивидам. В социологии он видел науку о «надорганическом» развитии.

Общие черты спенсеровской социологии предстают в следующем виде:

4 стр., 1791 слов

Эволюция общества и теория социальных изменений

... науки; раскрытие темы «Эволюция общества и теории социальных изменений». Прежде всего надо уяснить, в каком смысле в социологии употребляется понятие «социальные изменения», каково его социологическое ... Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от ...

1) широкое использование историко-сравнительных методов;

2) трактовка общества как организма. Спенсер приводил следующие аналогии:

  • общество, как биологический организм, увеличивается в объеме;
  • по мере роста общества усложняется его структура, как усложняется строение организма в процессе эволюции;
  • как в биологических, так и в социальных организмах прогрессивная структура сопровождается дифференциацией функций.

3) идея закономерной эволюции общественной жизни. Спенсер выступал против социальной революции и даже против социальных реформ, настаивая на поддержании естественности процесса эволюции общественных отношений.

Главный фактор развития общества Спенсер видел в разделении труда, которое ведет к высшему типу общественного устройства – индустриальному обществу. Структура всякого общества по Спенсеру включала 3 элемента: производительную, распределительную и регулятивную (государство и право) системы. Спенсер выделял 2 типа: военное и промышленное общества. Военный тип характеризуется сильным централизованным контролем со стороны государства. При таком контроле индивид оказывается в принудительном подчинении у социального целого. В промышленном обществе присутствует политическая свобода и гибкая политическая организация. Власть рассматривается как выражение воли индивидов. Очевидно, что Спенсер считал закономерным движение человечества от военных к индустриальным обществам. Его подход оказал значительное влияние на развитие последующих социологических теорий, в частности, на теорию Дюркгейма о «механической» и «органической» солидарности.

Взгляды Спенсера на взаимоотношения государства и личности основывались на идее справедливости и включали 2 положения:

1) Признание за всяким человеком права на свободную деятельность;

2) Признание известных ограничений этой свободы, необходимых, благодаря присутствию других людей, имеющих те же права.

8. Основные факторы, обусловливающие становление, функционирование и развитие общества по О. Конту и Г. Спенсеру-не нашли(Подойди к нему!)

9. Учение о социальном факте Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм – виднейший французский социолог конца 19 – начала 20 века. Дюркгейм, как Конт, как и любой представитель французской социологической школы, был убежденным реалистом, то есть подходил к социальной действительности, как к надиндивидуальному единству, системе отношений, независимой от индивидуального сознания.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, — социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие.

Отсюда можно дать определение социальным фактам – это независимая от индивидов реальность, обладающая «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система).

При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. В социальной реальности им выделены 3 уровня: уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население), уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила) и уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).

2 стр., 974 слов

Предмет и структура социологии права

... и государственные задачи и потребности общества. Изучение права, как социального института общества является вторым важным моментом в социологии права, тогда право будет пониматься как порождение социальных потребностей. Социология права и общая социология неразрывно связаны между собой. Социология права имеет свои методы: ...

Несколько позже, развивая мысль о социальных фактах, он рассматривает «социальный факт» в более широкой плоскости и выражает этот весьма специфический способ бытия термином «институт», в котором, по Дюркгейму, отражаются «все верования, все поведения, установленные группой». Отсюда он дает следующее определение социологии: «Социологию… можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».

10. Понятие аномии.

Э.Дюркгейм под аномией понимал отсутствие четкой моральной организации действий людьми. Возникает этот эффект, когда происходит конфликт между различными функциями общественных элементов. Например, социальное неравенство объясняется существованием определенной общественной организации, для капитализма его времени – это классовое общество.

Понятие аномии очень тесно связано с поведением, которое отклоняется от привычных норм. Поэтому понимание аномии, согласно Р. Мертону, надо выводить из того, что происходит игнорирование норм общественного существования. Связано это с тем, что происходит конфликт между целями и средствами достижения поставленной цели в рамках определенных культурных норм, характерных для данного общества. Таким образом, понятие аномии можно использовать для характеристики явлений, выходящих за рамки культурных установок.

Современное понимание аномии не ограничивается только характеристикой культурных норм. Оно активно применяется для характеристики любого явления, выходящего за рамки правил его протекания. Таким образом, можно говорить об аномии в экономике, политике и т.д. Применительно к социологии можно использовать оценку Р. Мертона, но социальный процесс, как и любой другой имеет свои законы, которые тоже могут нарушаться, поэтому определение Р. Мертона не стоит абсолютизировать.

11. «Идеальные типы» и «понимающая социология» М. Вебера.

антинатуралистическую тенденцию социологического учения

Предмет социологии Вебер видит не в целом (обществе), а в отдельном рационально (осмысленно) действующем индивиде, а особенно — в результате этих действий. Вторым признаком социального действия (наряду с осмысленностью) Вебер называл ориентацию на другого индивида или группу индивидов . Вебер выделял действия 4 типов: целерациональное – где критерием рациональности является успех; ценностно-рациональное – критерием рациональности является соответствие ценности какого-либо рода; аффективное (эмоции); традиционное (привычка).

Всеобщей исторической закономерностью Вебер считал движение в направлении формальной реальности. Формальная реальность- это то, что поддается количественному учету, без остатка исчерпывается количественной характеристикой. Учение о формальной реальности – это, по существу, веберовская теория капитализма.

Один из источников рационализации западных обществ заключается в культурных изменениях, порождаемых протестантской эпохой, ибо протестантизм проповедует ценность индивидуального, рационального. Таким образом, Вебер противопоставляет культурный фактор экономическому детерминизму Маркса. Новейшие исследования творчества Вебера подчеркивают его вклад в социологию культуры и его критическую позицию по отношению к капиталистической модернизации.

7 стр., 3169 слов

Социология как наука об обществе

... обществом, социальными процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой. Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социология : началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука ...

12. Феномен бюрократии по М. Веберу.

Корни бюрократии по М. Веберу более глубоки и лежат не столько в плоскости экономических отношений, а исходят из антологических потребностей человека в социальном структурировании.

М. Вебер разделял два типа бюрократии:

1. Патримониальную

2. Рациональную.

Термин патримониализм был заимствован из древнего Рима, что означало — личная казна императора. По Веберу патримониальная бюрократия классифицируется на три группы:

1. Преобладание военной силы управления.

2. Традиции.

3. Личная преданность вождю.

По мнению М. Вебера процесс рационализации истории в социальной, политической, религиозной, экономической и правовой сфере привел к снижению значимости патримониальной бюрократии и заменой её рациональной. Тем самым патримониальная бюрократия начинает рассматриваться как регрессивный и деструктивный элемент общества.

По мнению многих исследователей, концепция рациональной бюрократии М. Вебера является актуальной и в наши дни как один из элементов развития современного общества. По этой причине перечислим основные черты рациональной бюрократии:

1. Они (бюрократы) лично свободны и подчиняются безличным обязанностям.

2. Система управления организована в четко установленной иерархии должностей.

3. Каждый должен обладать строго определёнными полномочиями.

4. Чиновник занимает должность на основе добровольного соглашения.

5. Отбор кандидатов происходит из специально квалифицированных кадров.

6. Существует система продвижения в службе по старшинству или по заслугам.

7. Чиновник отделён от средств управления и не присваивает свою должность и.т.п.

Большое внимание М. Вебер уделяет противовесам бюрократии. В качестве противовесов по Веберу могут быть сильный политик и эффективный парламент.

В ХХ в. методы рассмотрения феномена бюрократии М Вебера остались основополагающими в теоретических и эмпирических исследованиях.

13. Типология социального действия (поведения) по М. Веберу.

«Социальное действие», по Максу Веберу, отличается двумя признаками, которые и делают его социальным, т.е. отличным просто от действия.

Социальное действие:

1) обладает смыслом для того, кто его совершает,

2) ориентировано на других людей.

Смысл — это определенное представление о том, для чего или почему это действие совершается, это какая-то его осознанность и направленность.

М.Вебер высказался за интроективную социологию , т.е. за социологию, изучающую сознание человека. Понять событие — значит объяснить его. Познать же действие человека — значит вывести его из сознания данного человека — его целей, мотиваций, интересов и точек зрения.

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

целерациональное

ценностнорациональное

аффективное

традиционное

14. Основные направления современной социологии.

Основы социологического знания были положены еще в период Античности такими учеными, как Аристотель и Платон. Большой вклад в становление социологии как науки внесли европейские ученые, такие как О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер и др. Однако колоссальный рывок в развитии социологии наблюдался в новейшее время и по наши дни. В XX веке выделились несколько основных направлений социологического учения.

7 стр., 3469 слов

Право как социальный институт. социология. направление подготовки ...

... право как социальный институт. Приступим к рассмотрению указанных вопросов. Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) было заимствовано социологией ... общества, понимая его как систему социальных отношений и социальных институтов. Причем последние трактуются как особым образом организованные «узлы», «связки» социальных отношений. В общей теории действия социальные институты ...

символический интеракционизм

функционализм

структурализм

Наконец, четвертое направление современной социологии – марксизм . Современные представители марксизма (Альтюссер ), естественно, так или иначе аппелируют к работам К. Маркса, но предлагают множество интерпретаций его идей , адаптированных к современным отношениям. Для современной школы марксистской социологии характерен устойчивый интерес.

15. Метод социологии и его специфика.

структурно-функциональный метод. С

  • в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры;
  • структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система;
  • функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры;
  • динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» — принципа сохранения социального равновесия.

сравнительный метод

16. Взаимосвязь социологии и права.

Появление социологии было обусловлено наличием общественных потребностей, интерпретации и разрешении проблем, возникающих в соц. системе, а также определенным уровнем теоретико-методологических предпосылок, обеспечивающих определенный уровень научного анализа. Под воздействием этих же факторов происходит и развитие социологии как науки. С углублением уровня научного анализа с усложнением общественных отношений возникла необходимость появления самостоятельных и взаимосвязанных отраслей социологической науки, одна из таких отраслей — социология права — изучает взаимосвязь социологии и права.

Социология права

Помимо этого можно выделить следующие формы взаимодействия социологии и права, изучаемые социологией права:

— право относится к системе социальных норм, которые в совокупности определяют поведение личности в обществе и формируют структур) общественных отношений. Социология права изучает воздействие права на общественные отношения во взаимодействии с другими социальными регуляторами: обычаями, моралью и Т.д. Этот раздел социологии также рассматривает проблему о соотношении права и морали, права и традиций и т.п.

  • социология изучает нормы права в их соответствии с функциями государства и его целями, которые оно ставило, придавая данным нормам юридическую силу. То есть социология права дает возможность оценить эффективность правоприменения.
  • социология права как часть социологии рассматривает правовую область как одну из социальных подсистем, изучаемую сквозь призму социального действия и взаимодействия.

Социологический подход противостоит крайнему формализму в исследовании права и правовых явлений: он опирается на системный и функциональный методы и нацелен на широкоформатное изучение таких проблем, как нормотворчество, эффективность законодательства, неформальный механизм правосудия, мнение населения о праве и законодательстве, проблема формирования правосознания, правовая социализация и т.д.

3 стр., 1495 слов

Социальные факторы развития личности

... Темой моего реферата является процесс развития человеческой личности, а непосредственно влиянием социальных факторов на развитие личности. Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности. Главная задача: определить влияние на развитие личности человека социальных факторов и ...

Междисциплинарный хар-р социологии позволяет заниматься исследованием ее проблематики как юристам, так и социологам.

17. Сущность идеалистического и материалистического понимания исторического процесса.

исторического процесса —

сторический материализм (материалистическое понимание истории)

18. Общество как система. Основные сферы общественной жизни.

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.

Социальная система

В качестве социальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, т. е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий.

Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции

Общество обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом, идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социальной системы.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

19. Теория классовой борьбы, её истоки, генезис и современность-тоже спроси у него на консультации!

20. Основные элементы социальной структуры общества.

Общество –

1) Социальные статусы

статусом

2) Социальные роли

Роль — это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом

ролевой системой

3) Группы

Статусы и роли — это составные элементы более сложных социальных структур, включая группы. Группа — 2 или более индивида, которые имеют общие взгляды и связанны друг с другом относительно устойчивыми моделями социального взаимодействия . Группу образуют индивиды с соответственными ролями, если они взаимодействуют устойчиво в течение долгого времени.

4) Институты

Социальный институт

5) Общества

Общество

21. Сущность и последствия социальной мобильности.

социальной мобильности

межпоколенная

Межпоколенная мобильность

Внутрипоколенная мобильность

Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Так, например, различают:

индивидуальную мобильность,

групповую мобильность,

Социальная мобильность в открытом обществе порождает ряд явлений., Статусная нестабильность., Напряжение при принятии новых социальных ролей.

Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение статуса потому, что при занятии новой должности возникают добавочная напряженность и новые обязанности, увеличивающие неудовлетворенность. Кроме того, напряжение возникает из-за необходимости обучения образцам новой для индивида субкультуры: новым манерам, этикету, типам взаимоотношений.

Разрыв связей в первичных группах.

Нисходящая мобильность также сможет вызывать крайне неприятные последствия для индивидов. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, ставить барьеры между отцами и детьми.

Многие первичные группы распадаются по причине социальной мобильности.

22. Понятие социальной стратификации. Виды стратификации.

«социальная стратификация».

Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

В теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства — неравенства. При этом под равенством понимают: равенство личностное; равенство возможностей достичь желаемых целей (равенство шансов), равенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д.); равенство результатов.

закрытые общества, а

Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую официально никак не ограничены.

Рабство

Кастовый строй

Кастой

Сословия

Сословие

Класс понимают в двух смыслах — широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

В узком значении класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.

23. Феномен «среднего класса» в современном обществе.

Средний класс

Старые средние слои — мелкие предприниматели, торговцы, ремесленники, представители свободных профессий, мелкое и среднее крестьянство, мелкие собственники товарного производства – подвержены разорению. Стремительный рост технологии и науки, всплеск сферы услуг, а также всеохватывающая деятельность современного государства способствовали появлению на современной арене армии служащих, техников, интеллигенции, не владеющих средствами производства и живущих за счет продажи собственной рабочей силы.

Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55-60%.

Средние классы выражают тенденцию к уменьшению противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни, являются проводниками ценностей традиционной семьи, что сочетается с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношении. Эти классы представляют собой оплот ценностей современного общества, они — основные носители традиций, норм и знаний. Для средних слоев характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционное общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества.

В современном российском обществе средний класс находится в зародышевом состоянии. Продолжает развиваться социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых.

24. Социальный статус: понятие и содержание.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус — это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности . Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.).

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины; детство, юность, зрелость, старость и т.д.).

Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе . Таким образом, можно отметить, что социальные статусы — структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. С этой точки зрения, социальная организация общества может быть представлена в виде сложной взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами государства.

Соотношение между социальными статусами, предписываемыми обществом индивиду вне зависимости от усилий и заслуг (предписанные позиции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), — существенная характеристика социальной организации общества. Предписанными социальными статусами являются по преимуществу те, замещение которых происходит автоматически в силу рождения человека и в связи с такими его характеристиками, как пол, возраст, отношения родства, раса, каста и т. д.

Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых социальных статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической власти, есть вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам соответствующую структуру социального статуса. Личные качества индивидов, отдельные примеры социального выдвижения в целом не меняют этого кардинального положения.

25. Социальные группы, малые и большие, их признаки.

Социальная группа

Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа – это ещё и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы.

Все многообразие социальных групп можноклассифицировать в зависимости от:

  • размеров группы;
  • социально-значимых критериев;
  • типа идентификации с группой.

Номинальные группы., Социальные категории, Реальные группы.

  • пол;
  • доход;
  • национальность;
  • возраст;
  • родство и брак;
  • профессия;
  • место жительства.

главными:

стратификационные –

этнические –

территориальные –

Агрегаты –, Социальная организация –

Здесь пролегает граница между вторичными и первичными группами в социологии. К первичным относят только малые группы, а все другие – к вторичным.

Малые группы

26. Социальные институты: определение, содержание понятия.

Социальные институты

Социология интересуется, в первую очередь, деятельностью главных социальных институтов, связанных с реализацией основополагающих потребностей общества (институты семьи и образования), обеспечения материальной жизнедеятельности (институт экономики), интеграцией социальных групп и коллективов (политические и государственно-правовые институты), поддержанием и сохранением духовных ценностей (институты культуры) и др. Понятию «социальный институт» отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений, оно подразумевает возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее существенных типов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого – индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех всего лишь 5, но ровно 5 и основных социальных институтов:

  • потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
  • потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
  • потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
  • потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, включая науку и культуру);
  • потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

    26.

Классификация социальных институтов.

В зависимости от осуществляемых ими функций в различных сферах и отраслях общественной жизни. «Главные» социальные институты: экономические, политические, воспитательные или культурные, социальные или общественные в узком значении этого слова и религиозные. В зависимости от сфер и отраслей общественной жизни, в рамках которых данные социальные институты функционируют. С социологической точки зрения следует выделить четыре основные группы социальных институтов: социальные институты сфер материального и духовного производства, политической и бытовой сфер.

По типу потребностей:

1. Экономические – связанные с производством, распределением, потребителем (собственность, рынок и т.д.)

2. Политические институты – связанные с борьбой за власть, её осуществлением (государство, армия, партия и т.д.)

3. Институты культуры и социализации – семья, образование, наука и т.д.

Институты стратификации – закрепление социальных различий (титулы, награды, ритуалы, посвящения и т.д.)

27. Функции социальных институтов.

Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу . Стало быть, слово «функционирование» означает очень простую вещь — «приносить обществу пользу».

дисфункцией.

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. К явным функциям школы относятся следующие: приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества.

1. забота, выхаживание и воспитание детей (семейно-брачные)

2. добывание пищи, одежды, жилья (экономические)

3. поддержание законов, правил и стандартов (политические)

4. содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры (религиозные)

5. социализация людей приобщение к базисным ценностям и практикам (образование)

Можно убедиться, что функции и дисфункции относительны, а не абсолютны. Каждая из них имеет два вида — явный и латентный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией. К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим – завязать знакомства.

28. Институализация как форма организации социальной жизни.

Институализация

Социальные отношения, превратившиеся в упорядоченную систему социальных связей, норм и ролей, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества, называются социальными институтами. Социальные институты являются необходимыми предпосылками социальной стабильности и устойчивости общественного развития.

Становление социальных институтов – сложный и многоплановый процесс, называемый в социологии процессом институализации. Не все социальные явления в своем развитии превращаются в социальные институты. Общественная практика отбирает и закрепляет лишь те отношения между индивидами и социальными группами, которые становятся жизненно важными для функционирования общества как сложной социальной системы. Кроме того, процесс институализации отражает исторический процесс: в различные периоды истории на первый план могут выходить разные общественные потребности, что непосредственно отражается особенно на содержательной части социальных институтов. В процессе институализации происходит упорядочение хаотических социальных отношений, придание им смысла, содержания и определенной социальной направленности на выполнение необходимых и значимых для общества социальных функций.

Необходимо отметить, что процесс институализации – есть процесс возникновения нового согласно исторически сложившимся потребностям общества.

Формализуя процесс институализации, ученые выделяют несколько этапов, внутренне присущих становлению социальных институтов:

1.) Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2.) Формирование общих целей;

3.) Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4.) Появление процедур, связанными с нормами и правилами;

5.) Институализация норм и правил, процедур, т.е. принятие, практическое применение;

6.) Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7.) Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итогом процесса институализации принято считать установление четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Институционализация – это также и процесс поиска компромиссов и достижения согласия между различными социальными группами.

29. Семья как социальный институт.

Семья – малая социальная группа.

Семья — основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Cемья является основой всех социальных институтов. В большинстве примитивных обществ семья — это единственный реально существующий институт.

Выделяют два типа семейной структуры:

Нуклеарная, Расширенная

Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции.

Репродуктивная, Воспитательная, Рекреационная, Экономическая

30. Социальные организации: их характеристика и виды.

Термин «организация» (от фр. organisation, позднелат. organise — сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:

1) как элемент социальной структуры общества;

2) как вид деятельности какой-либо группы;

3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

элемент социальной структуры.

социальная организация

Группа людей в форме социальной организации получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда. Например, организация предприятия включает представителей рабочих, инженерно-технических работников разных профессий и возрастов. Она выполняет интегративную функцию со стороны социальной системы.

В принципе организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Но применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в трех смыслах.

1. Организацией может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. В таком значении словом «организация» можно назвать, например, предприятие, орган власти, добровольный союз и т.д.

2. Термин «организация» может обозначать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

3. Под «организацией» может мыслиться характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта – это свойство, атрибут последнего. С таким содержанием термин употребляется, например, когда речь идет об организованных или неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т.д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация.

Типология социальных организаций.

формальные и неформальные

Традиционный подход к типологии:

  • Первый – 1. предприятия и фирмы;2. учреждения;
  • 3. общественные организации.

Второй – деление на экономические, социальные, культурные, управленческие.

Третий – административные (промышленно-хозяйственные, финансовые, научные и исследовательские организации, культурные) и общественные (добровольные общественные организации, творческие союзы и ассоциации)

Четвертый: 1. добровольные, 2. принудительные, 3. утилитарные – для достижения общих и индивидуальных целей.

Структура: иерархическая упорядоченность соц. позиций -> возникает лестница должностных зависимостей, социальный контроль (позитивные и негативные санкции), возможность карьерного роста, налаживание системы коммуникаций.

31. Основные факторы, влияющие на развитие личности.

Человек

В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременными условиями этого развития являются:

1) биологические, генетически заданные предпосылки;

2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, — еще не человек в собственном смысле этого слова.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом:

  • с точки зрения ее структуры;
  • с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реального носителя. Конечно же, личность, с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:

1) изучение личности как элемента социальной системы;

2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания);

3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

32. Социализация личности.

Социализация – процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы раскрывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном.

Первичная социализация – непосредственное воздействие людей на личность

Вторичная – исходящее давление и воздействие на личность социальных институтов

Теория зеркального я (Кули) – 3 стадии построения – 1. наше восприятие другого; 2. наше восприятие его мнения о нас; 3. наши чувства по этому поводу. Рассматривал процесс формирования человеческого я как результат социального взаимодействия, отводя социальной группе решающую роль в социализации индивида. Но не учитывается личный опыт.

Теория обобщенного другого (Мид) – решающее значение – социальному взаимодействию, пытался раскрыть роль символов и жестов в процессе социализации.

Богословская теория, 3 стадии: человек связан с природой – уровень тела; душа и психика – пограничный; дух — самый глубокий.

33. Статусное и ролевое поведение личности.

Статус, особенно высокий, накладывает на его носителя определенные обязательства – совокупность ограничений, которые касаются прежде всего поведения.

Иногда именно поведение становится наиболее ярким признаком проявления того или иного статуса, его отличительной чертой. Одежда, знаки, привилегии, имущество – все это можно передать от одного человека к другому, но изысканные манеры нельзя снять или надеть. Они воспитываются всю жизнь и характеризуют внутренне благородство человека. Даже скромно одетый, но изысканный в манерах человек обладает более высоким статусом, чем богатый и грубый. Чем выше статус, тем более жесткие ограничения накладываются на поведение человека.

Статусное поведение проявляется в трех сферах:

  • приобретение статуса;
  • поведение в статусном положении;
  • потеря статуса.

Приобретение и потеря статуса действует на людей по-разному. Вновь достигнутый статус требует от человека более жесткого соответствия, чем статус давно приобретенный.

Присвоение социального статуса в традиционном и современном обществе происходит по-разному. В вождестве статусы присваивались на основании принципа старшинства.

Ролевое поведение — поведение индивида в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих. Необходимыми условиями ролевого поведения являются ясность и приемлемость роли.

Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с другими людьми.

Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, поскольку поведение в соответствии с данной ролью будет приносить ему определенное удовлетворение.

34. Причины и проявления девиантного поведения личности.

Девиантное поведение определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков социальным нормам и ожиданиям.

однозначный

По мнению Э. Дюркгейма , девиацию вызывает социальная аномuя – состояние общества, которое характеризуется разложением системы ценностей, кризисом всего общества, его социальных институтов. В этой ситуации люди не могут понять, как следует и как не следует себя вести. Уровень отклоняющегося поведения существенно возрастает (во время войн, революций и иных социальных катаклизмов).

Р. Мертон, Э. Сазерленд, Конфликтологический подход К. Маркса, Э. Лемерта

любым человеческим сообществам

Виды девиаций:

1. деструктивное поведение – вред только самой личности (накопительство, мазохизм)

2. асоциальное поведение – вред личности и социальным общностям (алкоголизм, наркомания и т.д.)

3. делинквентное поведение – нарушение правовых норм (грабеж, убийство)

Девиантное поведение может выражаться в форме поступка (ударить), деятельности (проституция, вымогательство), образа жизни ( образ жизни грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков)

девианты.

первичным

Вторичным

35. Социальные действия, связи и взаимодействия.

Социальное действие

Социальным, по Веберу, действие становится лишь при двух условиях: 1) если это сознательное действие и оно обладает той или иной степенью рациональной осмысленности, и 2) если оно ориентировано на поведение других людей. Главное здесь — сознательная ориентация действующего индивида на реакцию других людей, на взаимодействие с которыми он рассчитывает.

Социальные связи

Социальное взаимодействие —

36. Социальные изменения и процессы: определение, виды и их взаимосвязь.

Социальное изменение

Социальные изменения могут вызываться самыми разными факторами, которые очень часто сочетаются. Важнейшими факторами изменений могут быть демографические, политические, экономические, технологические, культурные, религиозные и др. Факторы изменений связаны с неограниченной возможностью человека к созиданию и обучаемости, в возможности воспринимать или создавать новшества, наследовать и постоянно наращивать общий багаж знаний, мастерства, стратегий и технологий.

изменений

По характеру социальные процессы бывают эволюционными и революционными.

По содержанию — экономическими, политическими, духовными, информационными и иными.

По направленности – прогрессивными и регрессивными.

По отношению к качественному состоянию различают социальные процессы функционирования (имеет место воспроизводство качественного состояния) и развития (имеет место переход к новому качеству).

По эффективности социальные процессы характеризуются как эффективные, недостаточно эффективные и неэффективные.

Еще можно выделить социальные процессы стихийные и организованные.

Любой социальный процесс противоречив, ибо означает движение, изменение, имеющие источником противоречия, столкновения противоположных сторон. Высшей формой противоречий в социальных процессах является социальный конфликт.

37. Социальные конфликты: характеристика и уровни конфликтов.

Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта и последствия конфликта. Рассматривая эти характеристики, можно определить сходства и различия в конфликтах и особенности их протекания.

Причины конфликта:

1.) Объективные:

  • социальное неравенство;
  • социальная дезорганизация;
  • социальная депривация (расхождение интересов).

2.) Субъективные:

  • особенности мировоззрения человека;
  • несовпадение интересов и целей индивидов;
  • несовпадение ценностей.

Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.

Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Другими словами, острота конфликта, обусловлена главным образом внутренними психологическими причинами (например, нетерпение, ярость, ненависть), и в то же время каждая из сторон стремится пополнять свои ресурсы извне.

Очевидно, что острый конфликт бывает гораздо более кратковременным, чем конфликт с менее сильными столкновениями и с большими перерывами между ними. Однако острый конфликт безусловно более разрушителен, он наносит значительный урон ресурсам противников, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями. Это понятно: ведь в таком случае противники постоянно видят друг друга. Острыми являются также конфликты, которые подогреваются прежними непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести, кровавых инцидентах.

Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности (проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения).

Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка между начальником и подчиненным, а может быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. Прежде всего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях. Кроме того, в длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии и повышается вероятность возникновения нового конфликта из-за накопленных обид, неотомщенных действий, а также из-за разбалансировки социальных систем, отсутствия равновесия в них.

Итак, вопрос о затягивании конфликта становится нередко жизненно важным для существования социальной группы или организации, Исследование конфликтных ситуаций показывает, что длительные, затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой – являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Так, многие считают, что общество и отдельные его составные части развиваются в результате эволюционных изменений, т.е. в ходе непрерывного совершенствования и возникновения более жизнеспособных социальных структур на базе накопления опыта, знаний, культурных образцов и развития производства, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный и деструктивный характер.

Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалектического метода. Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности. По мнению сторонников этой точки зрения, любой конечный объект социального мира с момента своего зарождения несет в себе собственное отрицание, или собственную гибель. По достижении определенной границы, или меры, в результате количественного роста противоречие, несущее отрицание, вступает в конфликт с существенными характеристиками данного объекта, в связи с чем образуется новая качественная определенность.

Таким образом, налицо два типа последствий конфликтов:

Дезинтегративные последствия конфликтов

Интегративные последствия конфликтов

усиливают ожесточение;

  • ведут к разрушениям и кровопролитию;
  • ведут к внутригрупповому напряжению;
  • разрушают нормальные каналы кооперации;
  • отвлекают внимание членов группы от насущных проблем.

определяют выход из сложных ситуаций;

  • приводят к разрешению проблем;
  • усиливают групповую сплоченность;
  • ведут к заключению союзов с другими группами;

приводят группу к пониманию интересов ее членов

Типология и уровни конфликтов

В современной социологической науке принято выделять классификацию социальных конфликтов на уровни по нескольким признакам.

сферам проявления конфликта:

  • экономический;
  • идеологический;
  • социально-бытовой;

семейно-бытовой

субъектам конфликтного взаимодействия

личностный конфликт

межличностный конфликт

межгрупповой конфликт

конфликт принадлежности

конфликт с внешней средой

социальным последствиям

конструктивные

деструктивные

внутреннему содержанию

рациональными

эмоциональными

формам выражения

конфронтация

соперничество

конкуренция

предметам спора

Политическими;

  • Экономическими;
  • Культурными и религиозными;
  • Профессиональными;
  • Этническими.

    38.

Теоретическое и эмпирическое в методологии социального исследования-?!Не знаю…,не учила!

39. Методика эмпирического социологического исследования.

Метод социологии

На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, включающие: выборочные опросы, вторичный анализ данных, эксперимент, полевое наблюдение. Все эти методы подчинены единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. На теоретическом уровне социологи пытаются осмыслить социальную реальность как единое целое.

Соотношение теоретического и эмпирического в социологии отображается следующей схемой. В социологии, как ни в одной науке, большое значение имеет эмпирическая основа, то есть факты , которые могут быть зафиксированы человеческими чувствами. Интуиция и логика в данном случае подчинены эмпирическим наблюдениям. Эмпирическое наблюдение дает знание о так называемых переменных . Переменной величиной может быть что угодно, в зависимости от объекта наблюдения. Взаимосвязь между независимой (например, возраст) и зависимой (например, болезни) называется гипотезой (например, чем старше человек, тем больше он болеет).

Совокупность взаимосвязанных гипотез формирует теорию . Теория, таким образом, выступает продуктом обобщения наблюдаемых явлений, выявления общих закономерностей (периодически повторяющихся тенденций).

Значение закономерностей велико, так как конечная цель социологии, как и любой науки, — прогнозирование, выработка информации, полезной для практического применения.

С одной стороны, извлекаемые из теории предположения могут быть преобразованы в исследовательские гипотезы, таким образом, теория направляет исследование. С другой, — в результате исследования формируются теоретические обобщения.

Методология эмпирического социологического исследования , как уже говорилось, включает выборочные опросы, вторичный анализ, эксперимент и полевое наблюдение. Рассмотрим каждый из этих методов.

выборочного опроса

  • единицы наблюдения – индивиды, семьи, города и т.д.;
  • генеральная совокупность населения – совокупность всех единиц наблюдения;
  • выборка – часть генеральной совокупности, которая является репрезентативной, то есть отражает особенности в целом всех единиц наблюдения.

Вероятностная выборка существует нескольких видов:

случайная выборка

систематическая выборка

стратифицированная выборка

кластерная выборка

многоступенчатая выборка

Целевая выборка имеет место тогда, когда исследователь выбирает людей для опроса по собственному усмотрению.

вторичный анализ данных

Эксперимент

полевого эксперимента

Все описанные выше методы – частнонаучные, присущие одной социологии. К общенаучным методам относят теоретические методы социологии : в первую очередь это структурно-функциональный и сравнительный методы.

структурно-функционального

  • в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры;
  • структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система;
  • функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры;
  • динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» — принципа сохранения социального равновесия.

сравнительный метод

40. Этапы конкретного социологического исследования.

Социологическое исследование

Всякое исследование начинается с исследовательской проблемы. Иногда это может быть незнание каких-либо фактов, но чаще всего, эти проблемы представляют собой головоломки, когда в нашем понимании какого-либо явления существует пробел. С возникновением потребности в социологическом исследовании начинается разработка стратегии исследования — обдумывание целей, программы, определение средств, сроков, методов исследования и т.д. Вырабатывается определенная гипотеза, которую предполагается доказать как теорию.

Первым шагом в процессе исследования является обзор информации, имеющейся по этой теме. Эта стадия предполагает вторичный анализ данных опросов, статистики, в целом – всех предыдущих исследований, которые имеют отношение к данной теме.

Следующий и основной этап – проведение непосредственного исследования: выборочный опрос, эксперимент, полевое наблюдение. Этот же этап включает обработку собранной информации на ЭВМ.

И, наконец, заключительный этап — интерпретация результатов, то есть собранный материал проанализирован и приведен в соответствие с изучаемой проблемой. Публикуется отчет (статья, книга) о результатах проделанной работы. Этот отчет представляет собой объяснение природы исследования и содержит обоснование сделанных выводов.

Стадии конфликта:

8.) Предконфликтная:

  • перегруппировка и мобилизация сил;
  • объективная оценка своих возможностей и перспектив в контексте этого конфликта;
  • привлечение союзников;
  • разработка стратегии и тактики борьбы.

2.) Стадия начавшегося конфликта.

3.) Стадия разрешения конфликта.

41. Характеристика программы социологического исследования.

Программа социологического исследованияпредставляет собой изложение общей концепции, методологических подходов, гипотез, правил процедуры социологического исследования. Первоначально социолог составляет общий эскиз программы, где фиксируются тема, цель и основные задачи предполагаемого исследования в соответствии с выдвинутой проблемной ситуацией. Затем программа исследования включается в план научно-исследовательской работы учреждения, где работает ее создатель, либо утверждается заказчиком данного исследования.

Методологический раздел программы, или стратегический документ исследования, имеет следующие части: формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных используемых понятий, гипотезы исследования.

Методический раздел программы, или документ, отражающий тактику исследования, включает изложение методов сбора первичной социологической информации. Все социологические исследования, в том числе и теоретические, имеют прикладное значение, они содержат информацию, рекомендации для практической деятельности, для подготовки и принятия управленческих решений. В целом социологические исследования направлены на выявление резервов социального развития, имеющихся во всех общественных явлениях.

После составления программы социологического исследования на основе ее методологического раздела (стратегии) и в соответствии с методическим разделом (тактикой) начинается организация полевого исследования, экмперимента или выборочного опроса, т.е. сбор первичной информации.

42. Основные требования к социологическому исследованию.

Любая программа социологического исследования должна удовлетворять следующим основным требованиям:

  • теоретико-методологической обоснованности;
  • структурной полноте, т.

е. наличию ней всех структурных элементов; логичности и последовательности ее частей и фрагментов;

  • гибкости (она не должна сковывать творческие возможности социолога);
  • ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов.

Отсутствие или неполная разработанность программы отличает спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению корректной и полной в научном плане программы существенно сказывается на качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость социологического исследования и его результатов.

43. Социологический подход к нормотворчеству.

Понятие нормотворчество тождественно понятию правотворчество, так как «творить» нормы морали, традиции нельзя. Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Таким образом, право – это регулятор общественных отношений, который, наряду с другими соц. регуляторами, одновременно и вытекает и регламентирует структуру общественных отношений. Как видно, право и общество – неотъемлемые понятия. Следовательно, нельзя игнорировать, более того, необходимо признать определяющим социологический подход к нормотворчеству, который целесообразно рассматривать поэтапно вслед за жизненным циклом нормы права.

Социологические аспекты правотворчества проявляются на следующих этапах законотворческого процесса:

  • создания концепции нового акта;
  • подготовки текста законопроекта;
  • обсуждения проекта;
  • внесения проекта на рассмотрение законодательного органа;
  • собственно обсуждения в законодательном органе;
  • вступления закона в силу.

На первом этапе выявляются объективные (социальные, политические, экономические, психологические) причины, обуславливающие необходимость создания новой правовой нормы; различаются интересы социальных групп, заинтересованных в данном акте;

— рассматривается возможность применения данной нормы в конкретных социальных условиях. Наиболее важной функцией социологии права является выявление соответствия данной нормы и фактически существующей социальной реальности. Осуществляя эту функцию, на данной стадии делается вывод о целесообразности или неадекватности введения нормы права в конкретных исторических условиях.

На второй стадии исследуются механизмы влияния на проект закона социальных факторов: интересов, мнений и традиций, свойственных для различных социальных групп. На уровне обсуждения законопроекта конкретные исследования создают возможности выявления степени активности граждан, слоев и групп, участвующих в обсуждении законопроекта, их замечания и дополнения, а также предполагаемые последствия в случае их отклонений.

Исследование социальной стороны этапа внесения проекта на рассмотрение законодательного органа предусматривает определение степени изменения первоначального варианта проекта и отражение в самом тексте интересов различных государственных органов и организаций, социальных групп, прогнозы его применения. Помимо этого осуществляется анализ общественного мнения о ходе и результатах обсуждения законопроекта и внесенных в него поправках.

На заключительной стадии нормотворчества требуют рассмотрения отношение тех лиц, которые будут применять новый акт, к его содержанию и юридической форме, а также перспективы его действия и предполагаемая эффективность.

44. Правовое поведение личности.

Согласно В. Н. Кудрявцеву и В. П. Казимирчуку основным признаком правового поведения является его социальная значимость, т.е., когда поведение личности сказывается на состоянии и развитии экономических, политических, идеологических отношений, на социальном статусе личности. Вторым признаком правового поведения является его психологическая обусловленность. Оно зависит от психического состояния личности, степени эффективности сознательного контроля (является ли личность вменяемой или невменяемой).

Третий признак правового поведения состоит в его юридической регламентированности, которая осуществляется в рамках, заданных правом. Четвертый признак — правовое поведение подконтрольно государству в лице его правоохранительных органов. Пятый признак вытекает из предыдущего и касается юридических последствий правового поведения, его влияния на систему правовых отношений.

Исходя из этих признаков правовое поведение можно определить как социально значимое поведение индивидов или социальных, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия.

45. Социальная обусловленность права., Социология права

— право относится к системе социальных норм, которые в совокупности определяют поведение личности в обществе и формируют структуру общественных отношений. Социология права изучает воздействие права на общественные отношения во взаимодействии с другими социальными регуляторами: обычаями, моралью и т.д. Этот раздел социологии также рассматривает проблему о соотношении права и морали, права и традиций и т.п.

  • социология права как часть социологии рассматривает правовую область как одну из социальных подсистем, изучаемую сквозь призму социального действия и взаимодействия.

Итак, проблематика социальной обусловленности правовых норм и порожденных ими правоотношений включает в первую очередь вопросы адекватности существующего права фактической социальной реальности, соответствия законодательства реальным тенденциям развития общественных отношений.

Исследование социальной обусловленности права предусматривает анализ социальных факторов, имеющих в первую очередь неправовой характер и оказывающих воздействие на процесс формирования и права социального обеспечения">развития права.

Рассмотрение права как социальной системы вызвало необходимость исследовать взаимовлияние совокупности социальных факторов, воздействующих на право и обратное действие права на социальную практику.

Правовые нормы функционируют в сфере фактических общественных отношений, регулируют их и одновременно соответствуют их содержанию.

Правовое оформление тех или иных общественных отношений происходит в условиях, когда еще не сложились устойчивые принципы социального взаимодействия. Зачастую сама законодательная практика выступает инициатором создания совершенно новых отношений, призванных решать актуальные задачи удовлетворения социальных потребностей и обеспечения наиболее важных направлений в общественном развитии.

Конкретные социологические исследования социальной обусловленности права направлены на выявление таких видов общественных отношений, которые не охваченны действием права или же конкурируют с законом.

Социальная обусловленность права означает также и выполнение правом социальных функций. Основной социальной функцией права является интегративная – функция сплочения социальных образований. Правовая система направлена на достижение основной цели – социального согласия, консенсуса.

К дополнительным социальным функциям права можно отнести:

регулятивную,

коммуникативную,

охранительную,

46. Значение социологии для повышения эффективности правовой практики.

Тут про влияние социологии на право, почитай в учебнике!