Самообразования Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности

« Как только учитель перестаёт учиться, в нёмумирает учитель!» (К.Д.Ушинский), именно эти слова были ориентиром при выборе темы для написания моей дипломной работы.

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Повышение квалификации – условие жизни в современном мире.

В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Самообразование во все времена было основным источникомчеловеческого знания. Основной объем знаний и умений каждый добываетсам.

«Кто дорожит жизнью мысли, — писал Д. И. Писарев, — тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий».

Эту тему я считаю очень актуальной, так как профессиональное развитие педагога напрямую связано с качеством преподаваемого предмета.

Цель работы : доказать, что учитель должен не только учить, но и учиться сам. Задачи: 1)Изучить историю вопроса. 2)Подбор диагностического материала для планирования работы ШМО по направлению «Самообразование педагогов»

16 стр., 7942 слов

Особенности социальной работы, как сфера профессиональной деятельности

... исследования: Процессы и явления. Предмет исследования: особенности социальной работы, как сфера профессиональной деятельности. В диссертационной работе ставится цель выявить особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа», и обосновать условия ее результативности. ...

3)Составить перспективный и годовой план саморазвития.

Основная часть

Методологические основы педагогического самообразования.

Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности. Мысль о том, что настоящий учитель и сам должен постоянно учиться, высказывали многие педагоги и мыслители. Широко известен афоризм древнеримского мыслителя Сенеки «Уча других, мы учимся сами». «Учитель немецких учителей» А. Дистервег советовал учителю никогда не останавливаться в собственном образовании, так как образование постоянно развивается.

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле – как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком – как «создание себя», «самостроительство»).

Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.

Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно меняющемуся миру, он всегда добудет в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в «недвижимость». Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал.

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.

18 стр., 8707 слов

Cодержание деятельности социального педагога

... глав, заключения и списка литературы. ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 1.1. История становления социально - педагогической деятельности в России Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь ...

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагог является самообразование, под которым мы понимаем « целенаправленную осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса. Самообразование — основа роста учителя как специалиста.

Самообразование является составной частью непрерывного образования педагогических работников МБОУ «Большетарховская ОСШ»

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

От педагогической квалификации, профессиональной культуры, творческого подхода учителя к обучению и воспитанию учащихся зависит качество подготовки учащихся к ГИА, а, следовательно, выбору их дальнейшей профессии. Повышение квалификации педагогических работников — составная часть государственной кадровой политики.

Педагогические работники нуждаются в постоянном обновлении знаний, повышении профессиональной квалификации. Профессионально-педагогический потенциал учителя включает в себя мировоззрение педагога, понимание целей своей работы и представление о средствах их достижения: поиск нестандартных решений в обучении и воспитании учащихся; высокий уровень компетентности в области учебной дисциплины.

Самообразование — это прежде всего повышение квалификации непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Проанализируем наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

10 стр., 4559 слов

«Самообразование как условие профессионального роста педагога»

... и профессиональной квалификации. План составляется исходя из индивидуальных интересов и возможностей конкретного преподавателя или мастера производственного обучения. План самообразования педагога должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок ...

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

эпизодичность прохождения курсов; время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения.

2. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе; документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации. качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

3. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

4. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

11 стр., 5294 слов

Содержание психолого-педагогического сопровождения обучения младших ...

... работ посвященных данной теме недостаточно. Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между социальной востребованностью семейного обучения и разработанностью содержания процесса психолого-педагогического сопровождения ... на современном этапе. М.К. Цебрикова подчеркивала «что семья — ведущий фактор воспитания и развития личности ребенка, от ...

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками; методическая помощь является персональной и адресной; попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Примеры сетевых сообществ.

Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме. Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог. Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий. Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов. Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования. Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок .

18 стр., 8824 слов

Анализ самообразования преподавателя психологии

... работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе ...

Основные методы самообразования :

самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций; участие во всех формах методической работы училища; изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования; взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков; анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в профессиональном учебном заведении научными организациями; разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции я т. д.

Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники самообразования :

телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации; путешествия.

Как бы ни был высок уровень способностей преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагогические работники, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

Самообразование всем своим содержанием должно способствовать достижению конечных результатов практической деятельности:

44 стр., 21626 слов

Диплом «Повышение профессиональной компетентности педагогов ...

... ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАБОТУ ДОУ Профессионализм и профессиональная компетентность педагогов ДОУ Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в ... перегрузками в работе. Такая ситуация делает проблематичным для воспитателя стремление к самосовершенствованию, самообразованию, повышению ...

успешный поиск и внедрение наиболее эффективных путей совершенствования учебно-воспитательного процесса и воспитания учащихся на основе широкого применения н учебном процессе новых методов обучения, современных технических средств; организацию планирования учебно-воспитательного процесса в соответствии с его педагогической логикой и дидактическими принципами; разработку мер по активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности и повышению качества получаемой ими профессиональной подготовки; активное участие всех педагогических работников в методической работе; совершенствование содержания учебных планов и программ и работу на этой основе конкретных мер по реализации современного содержания обучения с учетом специфики изучаемого предмета, новой техники и технологии; установление и осуществление эффективных связей между преподаванием общеобразовательных, общетехнических, специальных дисциплин, производственным обучением и внеклассной воспитательной работой.

Таким образом, самообразовательная работа педагогических работников направлена, прежде всего, на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного и производственного процессов, повышения их методического мастерства

Организация процесса самообразования.

Важное значениев организации самообразования, имеет планирование самостоятельной работы педагогических работников учебного заведения.Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (продуктов), которые необходимо достичь за определенный срок. Этими продуктами самообразования педагога на определённом этапе могут быть:

повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; создание комплектов педагогических разработок; проведение тренингов, семинаров, конференции, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный . Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) училища; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий . Этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.

3 этап – практический . Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, на городских МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный . Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. Может быть разработана программа самообразования педагога.

Личный творческий план самообразования не является обязательным документом и не подлежит утверждению и контролированию администрацией, но такой план особенно необходим практическим работникам и, в первую очередь, — начинающим педагогам. В личных творческих планах учитываются особенности каждого педагога, уровень его педагогической и профессиональной квалификации.

План составляется исходя из индивидуальных интересов и возможностей конкретного преподавателя. План самообразования педагога должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета.

1. 2. — новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.

3. — осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию: 1. Ежедневная работа с информацией. 2. Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие. 3. Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека. 4. Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему учителю». Никто не хочет быть плохим учителем!

5.Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности.
  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии;
  • программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Практика показывает, что имеются типичные недостатки в организации и осуществлении самообразовательной деятельности педагогов:

отсутствует системный подход к самообразованию;

неактуальность выбранной или предложенной темы по самообразованию;

формальное ведение дополнительной отчетной документации;

несоблюдение этапов работы;

нет глубокого анализа результатов и апробирования их на практике;

не ведется отчетность.

Причины выявленных недостатков следующие:

1.Невысокий уровень анализа своей деятельности участниками образовательного процесса, а именно преобладают констатирующие факты, отсутствуют проблемные стороны и коррекция (изучение деятельности, самоанализ урока, самоанализ работы учебного кабинета, самоанализ работы по самообразованию и т.д.).

2.Ослаблено руководство самообразовательной деятельностью.

3.Ценностью данного процесса продолжают оставаться обезличенные знания, умения и навыки, а не развитие и саморазвитие личности, востребованное современной ситуацией.

4.Преобладающей остается «просвещенческая» модель образования взрослых, основанное на передаче и воспроизводстве информации, в то время как условиями общества востребованная модель, «запускающая» процессы самоорганизации, саморазвития.

5.Отсутствуют единые требования к организации методического дня.

Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию

Самообразование каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения образования. Учителю предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства.

Заключение

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные

Итак, самообразование педагога это наиважнейшая часть его профессионального роста. От того, насколько активна позиция педагога в профессиональной деятельности, от способностей и уровня развития творческого потенциала личности учителя, самообразование будет носить более творческий характер, тем шире и разнообразнее будут становиться потребности и интересы педагога, а значит и успехи наших детей. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима.

Уровень образования современных школьников в прямо пропорциональной зависимости от уровня самообразования учителя. Ведь чем больше знает и может учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик. Актуальность самообразования для учителя обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, учитель сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих учеников. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих учеников. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/samoobrazovanie-kak-uslovie-professionalnogo-rosta-pedagoga/

1. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. — Ростов-на-Дону, 1997.

2. Педагогика: Учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.

3. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994

Электронные ресурсы

  • https://kopilkaurokov.ru/
  • https://nsportal.ru/shkola/
  • http://открытыйурок.рф
  • https://infourok.ru

Приложение № 1

Алгоритм работы учителя по самообразованию может быть следующим:

Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям Разработка плана по самообразованию Определение источников информации Изучение теоретических источников Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий) Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов Подготовка отчета по теме самообразования Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности

Приложение № 2

Оценка уровня готовности педагога к развитию

(методика В.И.Зверевой, Н.В.Немовой)

Анкета № 1

Цель: выявить способности учителя к саморазвитию.

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

Я стремлюсь изучить себя.

Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.

Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

Я анализирую свои чувства и опыт.

Я много читаю.

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

Я верю в свои возможности.

Я стремлюсь быть более открытым человеком.

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

Я получаю удовольствие от освоения нового.

Возрастающая ответственность не пугает меня.

Я положительно отнесся бы к продвижению по службе.

Анкета № 2

Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе.

Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – да (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее да, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее нет;

1 – нет.

Препятствующие факторы:

Собственная инерция.

Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.

Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в Вас перемены и стремление к новому.

Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством, т.е. отсутствие объективной информации о себе.

Состояние здоровья.

Недостаток времени.

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

Методическая работа.

Обучение на курсах.

Пример и влияние коллег.

Пример и влияние руководителей.

Организация труда в школе.

Внимание к этой проблеме руководителей.

Доверие.

Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования

Занятия самообразованием.

Интерес к работе.

Возрастающая ответственность.

Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет

Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете. Если у вас набралось 55 и более баллов , вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Набрав от 36 до 54 баллов , вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

Набрав от 15 до 35 баллов , вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.

Данные заносятся в таблицу.

Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.

Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:

К = К (фактическое) : К (максимальное)

Где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,

К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.

Занесите данные в таблицу:

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

№ п/п

Способность педагогов к самообразованию

Ф.И.О.

педагога

Стимулирующие

факторы

Препятствующие факторы

Система

мер

1

Активное развитие

2

Не сложившееся развитие

3

Остановившееся развитие

Приложение № 3

ДИАГНОСТИКА

ЗАТРУДНЕНИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ

Название диагностируемой позиции

да

отчасти

нет

І. Испытываю проблемы

1. Моделирование

а)

«целеполагания»:

— цели и задач мероприятия;

— путей мотивации учащихся.

б)

«содержания»:

— «порций» подачи материала;

— структуры содержания;

— формы подачи содержания.

в)

«организации»:

— адекватно цели, задач и содержанию;

— позитивной коммуникативной с участниками образовательного процесса.

г)

«методики»:

— методов (наблюдение, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый, исследовательский, проектов и др.);

— средств (наглядных, технических и др.);

— приёмов:

активизации познавательной деятельности;

активизация мыслительной деятельности;

активизация творческой деятельности.

2. Реализация:

а)

«целеполагания»:

— определение места предъявления целей и задач (начало – конец) мероприятия;

— определение способа предъявления целей и задач (педагог – обучаемый) мероприятия;

— «увязывание» целей и задач мероприятия с потребностями обучаемых на основе использования результатов социально-педагогической диагностики

б)

в предъявлении содержания:

— с использованием технологий (элементов):

проектной;

игры;

развивающего обучения;

развития критического мышления;

другие.

в)

в проведении занятий:

— знакомство с новым содержанием;

— отработка умений и навыков;

— коррекционных;

— итоговых;

— комбинированных;

— других.

г)

в организации работы:

— парной;

— групповой;

— по само- и взаимоконтролю;

— по оценке и самооценке;

— другое.

д)

в применении на занятии:

— технических средств обучения;

— электронно-вычислительной техники;

— изготовление и применение наглядных средств;

— другое.

3. Рефлексия

а)

в выборе:

— оснований для самоанализа;

— критериев для анализа деятельности обучающихся;

— показателей для анализа результатов деятельности обучающихся.

б)

в проведении:

— анализа и самоанализа.

в)

в определении эффективности мероприятия в т.ч.:

— степени влияния на личностное развитие обучаемых;

-содержания мероприятия;

— организации и формы его проведения;

ІІ.Есть затруднения:

— знание концепций, образовательных стандартов по предмету, норм оценки результатов учебной деятельности учащихся, нормативной базы;

— подготовка учащихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам;

— подготовка учащихся к продолжению образования;

— знание психолого-возрастных особенностей учащихся;

— знание эффективных методик и технологий взаимодействия с учащимися;

— умение использовать ЭВТ, ТСО, НСО.

ІІІ. Хотелось бы:

— послушать:

— изучить:

— обсудить:

— увидеть:

— попробовать:

IV.Могу предложить:

Приложение № 4

План работы школьного методического объединения предметов естественно – научных дисциплин МБОУ «Большетарховской ОСШ»

по направлению: «Саморазвитие и самообразование»

ФИО учителя

Максимова И.А

Мазго С.Т

Коржова Е.А

категория

высшая

первая

Соответствие с занимаемой должностью

Предмет

Математика 6 кл

Алгебра, геометрия 7-8 класс

Алгебра, геометрия 9-11 класс

Математика

5 класс

Курсовая подготовка

2018 г

«Эффективный учитель: оцениваем метапредметные результаты»,

«Мониторинг качества образовательного процесса»

2018 г

«Эффективный учитель: оцениваем метапредметные результаты»

«Решу ЕГЭ. Математика»

2018 г

«Актуальные проблемы преподавания математики»

«Эффективный учитель: оцениваем метапредметные результаты»

Темы самообразования

Приемы системно-деятельностного подхода в преподавании математики.

Формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся

Использование медиаресурсовдляповышение качества образования по математике.

Срок реализации

2017-2020

2016-2019

2018-2021

Формы представления

Выступление на ШМО

Выступление на РМО

Выступление на педагогическом совете 2019 год.

Участие в инновационной деятельности школы

+

+

+

Приложение № 5

Стадии личностно-профессионального роста педагога

Приложение №6

Маршрутная карта самообразования учителя математики МБОУ «Большетарховская ОСШ» Максимовой И.А

Год рождения : 1974

Домашний адрес : ХМАО-ЮГРА, Нижневартовский район , село Большетархово.

Место работы: МБОУ «Большетарховская ОСШ»

1. Образование : Высшее, Нижнетагильский государственный педагогический институт

2. Предмет : химия, биология

3. Педагогический стаж : 23 года

Общий стаж трудовой деятельности: 23 года

Работа учителем математики: 1 год

4. Разряд, категория Высшая квалификационная категория.

5. Курсы повышения квалификации: 2018 г, АУ «Институт развития образования» г Ханты- Мансийск, тема «Эффективный учитель: оцениваем метапредметные результаты»

6. Программа, по которой работает учитель : общеобразовательная

7. Внеклассная работа : планирование, подготовка и проведение внеклассных общешкольных мероприятий, олимпиад, участие в районных конкурсах, предметных недель

8. Общественно-педагогическая деятельность: эксперт муниципального этапа предметной комиссии по проверке ВОШ (биология)

9. Творческие замыслы: участие в районном МО, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, составление презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям

Тема школы : «Средовой подход как фактор эффективного

формирования компетенций обучающихся»

Тема самообразования: Приемы системно-деятельностного

подхода в преподавании химии и биологии.

Цель:

Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося

в различных видах деятельности сообразно с его способностями, интересами,

возможностями.

Задачи :

воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре

и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

использование приемом системно- деятельностного подхода

деятельности с целью формирования УУД, академических знаний,

умений, навыков;

внедрение интерактивных форм организации учебного процесса

с целью формирования ключевых компетентностей и повышения

мотивации учащихся.

повышение качества проведения учебных занятий на основе

внедрения новых технологий;

разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

изучение психолого-педагогической литературы; разработка программно – методического обеспечения

учебно-воспитательного процесса;

проектная и исследовательская деятельность; анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся; продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей; планомерное и систематическое совершенствование методов

учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

разработка рабочих программ по классам в соответствии с ФГОС формирование у учащегося внутренней позиции школьника на уровне

положительного отношения к школе, понимание необходимости учения,

способности к самооценке, умения планировать,

контролировать свои действия, формулировать собственное мнение,

сотрудничать с любым партнёром,

осуществлять поиск необходимой информации;

повышение качества преподаваемых предметов; участие в педсоветах, семинарах, вебинарах,

в работе школьного и городского МО учителей начальных классов;

умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях

ШМО и педсовете, участие в конкурсах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Этапы работы:

1.Диагностический.

Сроки : 2017-2018 г .

Цель: Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

1.Курсы повышения квалификации учителей.

2.Изучение ФГОС начального общего образования.

3.Изучение психолого – педагогической литературы:

«Как проектировать УУД в основной школе по химии и биологии»

«Примерная основная образовательная программа образовательных предметов»

2.Прогностический .

Сроки: 2018-2019 г

Цель : Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

Участие в РМО и семинарах для учителей математики.

Работа в группе учителей – экспериментаторов по теме

«Реализация технологии проектной деятельности в средней школе,

как средство формирования УУД в рамках ФГОС»,

работа по инновационной теме школы

3.Практический.

Сроки: 2019-2020 г

Цель: внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС ООО.

Выступление на педсовете « Проектная деятельность, как средство

формирования УУД».

Выступления на заседаниях ШМО «Приемы системно-деятельностного

подхода в преподавании математики.» (из опыта работы),

«Требования к современному уроку».

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Публикация в сборнике методических рекомендаций ,

размещение материала на сайтах

4 . Обобщающий

Цель : подведение итогов.

Оформление результатов работы

5 . Внедренческий

Цель : Распространение опыта работы