Анализ состояния проблемы позволяет говорить о недостаточной разработанности содержания, методов, форм и средств, а также педагогических условий для успешной социализации дошкольников средствами продуктивной деятельности. Вместе с тем в педагогической теории и практике накоплены значительные знания и созданы методологические предпосылки, образующие базу для такого исследования. Так как продуктивная деятельность имеет большие образовательные и развивающие возможности, то можно предположить, что она влияет на социальное развитие дошкольников. В этой связи осуществление продуктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях выступает как объективная возможность успешного решения поставленной проблемы.
Объект: процесс влияния продуктивных видов деятельности на развитие коммуникативных навыков дошкольников старшего дошкольного возраста.
Предмет: развитие навыков работы в коллективе в ходе продуктивных видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Цель: определение форм, методов, приемов используемых в продуктивных видах деятельности, влияющих на сферу общения детей дошкольного возраста.
Задачи:
- выявить сущность и содержание продуктивной деятельности и навыков общения ребенка-дошкольника на основе анализа основных проблем социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе и существующие в современной практике;
- выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения работать в коллективе;
- разработать систему занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием коллективной творческой деятельности;
- разработать памятку для педагогов и родителей по организации коллективной творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: благодаря коллективной творческой деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста, уровень сформированности навыков общения повысится; снизится уровень конфликтности в детском коллективе.
Методы:
- теоретический анализ педагогической, психологической, научно-методической литературы по проблеме исследования;
- изучение и обобщение педагогического опыта работы с детьми;
- методы диагностики личности дошкольника;
- наблюдение, изучение продуктов детского творчества;
- тестирование родителей;
- беседа;
- педагогический эксперимент;
- методы количественной и качественной обработки данных;
- метод моделирования и конструирования педагогических ситуаций.
Структура дипломной работы: состоит из введения, двух разделов, заключения, списка информационных источников, приложений.
Формирование сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте ...
... Матусик, В.С. Заслуженюк, О.А. Карабановой и др. Цель работы – изучить формирование сюжетно – ролевой игры как фактора развития игровых навыков детей младшего дошкольного возраста. Объектом исследования является сама сюжетно – ролевая ... игра малыша . [21] Если же взрослые (или старшие дети) мало играют с ребёнком, развитие его игровой деятельности обычно останавливается на одной из ранних стадий. А ...
Экспериментальной базой являлось МБДОУ «Детский сад «Ласточка» п. Таёжный. Экспериментом было охвачено 14 детей старшего дошкольного возраста. В анкетировании приняло участие 14 родителей.
Этапы исследования:этап — поисково-теоретический: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; определение и формулировка цели, предмета, общей гипотезы и задач исследования; анализ состояния проблемы исследования в современной практике работы ДОО: разработка и проведение тестирования; разработка специальных заданий, выявляющих уровень овладения навыков работы в коллективе в процессе продуктивной деятельности; анализ процесса и продуктов детского творчества.этап — практическое исследование: опытно экспериментальная работа, включающая в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; формулировка выводов.
1. Теоретическое изучение проблемы влияния продуктивной деятельности на умение работать в коллективе у старших дошкольников
1.1 Анализ проблемы личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе и существующие в современной практике
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей, в результате которой появляется определённый продукт.
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.
Тенденции реформирования образования все активнее подталкивают к пересмотру существующих позиций и выработке новых подходов к развитию процесса коммуникации и организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. Анализ соответствующей литературы показал: в качестве специфической деятельности, формирующей базовые характеристики личности, не случайно выделяется продуктивная деятельность. Развитию различных видов продуктивной деятельности дошкольников способствует не только их доступность и привлекательность, но и определенные возрастные особенности детей. Продуктивная деятельность рассматривается как синтетическая, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные элементы человеческой культуры.
Продуктивная деятельность способствует осмыслению понятий социальной действительности благодаря широкому использованию различных изобразительных средств, для передачи эмоционально-творческого переживания действительности.
Продуктивная деятельность имеет огромные образовательно-воспитательные возможности. Продуктивная деятельность развивает физические, умственные и нравственные способности детей (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.А. Парембская, Я.З. Неверович).
Особое значение продуктивная деятельность имеет для развития у детей ручных навыков и интеллектуальных умений. [15]
Вопросы эстетического воспитания дошкольников освещены в трудах Н.П. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Б.Т. Лихачева, Л.В Сакулиной, Л.В. Тодорова, Е.А. Флериной, В.Н. Щацкой. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблеме психологии творчества (Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, А.Ф. Лосев, А.В. Петровский, А.И. Савенков, Л.Г. Савенкова, Т.Я. Шпикалова).
Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании
... в системе «педагог-ребенок-родители» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является переход педагогов, родителей и детей с позиции субъекта ... дошкольного образования. Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании. Задачи: 1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему. 2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном ...
[13]
Продуктивная деятельность предполагает применение приемов и принципов операций творческого процесса, направленных на активизацию эмоционального отношения детей к средствам художественного конструктивного выражения. Развивающее значение продуктивной деятельности отмечено в работах в области психологии искусства, трудового обучения и художественного воспитания (А.В. Бакушинский, В.С. Кузин, Н.М. Конышева, Л.А. Парамонова, Б.П. Юсов, В.Б. Хозиев и др.).
Изучались педагогически целесообразные условия эстетического воспитания детей разнообразными средствами (Н.В. Недумова, Л.А. Малиновская, В.Т. Кудрявцев, О.А. Соломенникова).
Особенности протекания психических процессов, изменение их в связи с возрастом и внешними воздействиями, отражены в исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Ф. Каптерева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д. Б. Эльконина.
Характерные особенности социализации личности с позиции социологии и философии нашли свое отражения в трудах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой Д.А. Гаспаряна, Л.Г. Гусляковой, В.И. Добренкова, И.С. Кона, А.И. Кравченко, Г.В. Осипова, П.Д. Павленко. [3]
Социальные условия, способствующие повышению эффективности социализации, отражены в трудах таких социологов, как В. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, Ю.Е. Волков, Б.Я. Титаренко, Б.Ц. Урланис, А.Г. Харчев. Социальному воспитанию посвящены труды многих педагогов-классиков (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, и др.) и современных ученых (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, М.П. Гурьянова, И.П. Клемантович, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, В.Д. Семенов и др.).
[4]
В исследованиях А.В. Антоновой, Н.Ф. Басова, В.А. Кудинова, Р.А. Литвак, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, Д.И. Фельдштейна, И.И. Фришман и др. раскрываются теоретические основы современной проблемы социализации детей. [1]
Вместе с тем недостаточно исследована в педагогическом контексте проблема взаимосвязи и развития процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Исследования последних лет касаются отдельных аспектов данной проблемы и не всегда могут быть использованы в практических целях.
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В продуктивной деятельности развиваются способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности (принятие и реализация цели в соответствии с заданными стандартами-условиями).
В педагогических работах (А.П. Усова, Т.А.Репина и др.) придается важнейшее значение детским отношениям, складывающимся в процессе продуктивной деятельности, благодаря особой группе качеств, проявляющихся во взаимодействии детей со сверстниками. С ростом осознанности своей роли во взаимодействии более сложными становятся социальные качества дошкольников. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста имеет социализирующий характер. [8]
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте
... ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка-дошкольника По мнению А.В. Запорожца, «по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок ...
Социализация представляет собой многоаспектный процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и отношений между людьми.
По мнению современных педагогов и социологов, социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям; социализация — овладение детьми общественным опытом, и индивидуализация — приобретение самостоятельности и относительной автономии.
Опираясь на выводы ученых, можно выдвинуть следующее умозаключение: социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности, которая усиливает внутренний план деятельности ребенка и его эмоционально — образную активность, является средством саморазвития и стимулом к творческому самовыражению. Продуктивная деятельность создает условия вживания в определенный образ и поиск собственного образа «Я», связи своего внутреннего «Я» с другими «Мы» (И.С. Кон).
2 Коммуникативные навыки как важное условие нормального психологического развития ребенка, одна из основных задач подготовки ребенка к дальнейшей жизни
Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает в себя: передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой передается информация и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет нам считать эти термины эквивалентными.
М.И. Лисина, А.Г. Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин).
[9]
Коммуникация — это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия, через выработку общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный с общением, либо с обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем».
Таким образом, можно сделать вывод: развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.
3 Продуктивные виды деятельности и их влияние на развитие навыков общения
Современный социальный заказ системе дошкольного образования заключается в подготовке творческих, мыслящих и социально адаптированных людей. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит социальное развитие детей, способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование коммуникативных и социальных качеств. Поэтому поиск путей эффективности процесса коммуникации детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.
Советские психологи (В.Г. Асеев, Ф.Д. Горбов, А.И. Донцов, Н.Н. Обозов, Д.А. Ошанин, Л.И. Уманский. А.С. Чернышов) так характеризуют эти основные формы организации совместной продуктивной деятельности:
- совместно-индивидуальная — участники деятельности в начале работают индивидуально с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции;
- совместно-последовательная — предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участника;
- совместно-взаимодействующая — работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах. [12]
Так как продуктивная деятельность имеет большие образовательные и развивающие возможности, то можно предположить, что она влияет на социальное и в то же время коммуникативное развитие дошкольников. В этой связи осуществление коллективной продуктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях выступает, как объективная возможность успешной социализации детей дошкольного возраста.
Для результативного процесса развития навыков общения дошкольников в образовательном учреждении в ходе продуктивных видов деятельности, активного усвоения дошкольниками ценностей, социальных норм и правил необходимо направлять воспитательную работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигается благодаря широкому использованию педагогических средств.
Для успешного выполнения заданий могут быть применены следующие методы и приемы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:
- использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);
- формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);
- игровые проблемные ситуации (реализуя данные ситуации, педагог воздействует на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);
- ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т.д.).
[14]
Расширение представлений об особенностях процесса социализации детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности откроет новые пути оптимизации проблемы социального развития посредством продуктивной деятельности; определит условия и социально-педагогические возможности продуктивной деятельности.
Продуктивная деятельность в детском саду — это вид культурной практики, где происходит успешное формирование и реализация способностей воспитанников, и который можно организовать в форме совместной деятельности детей и взрослых.
К продуктивной деятельности относится рисование, лепка, конструирование, аппликация. От игры эти виды деятельности отличаются тем, что связаны с созданием какого-либо конечного продукта. Такие действия развивают образные формы мышления, а также целенаправленность, умение планировать и достигать результата. Кроме того, продуктивная деятельность оказывает позитивное влияние на эмоционально-личностное становление ребенка, дает возможность для творчества, воспитывает самостоятельность, формирует умение предвидеть будущий результат, развивает пространственно-образное мышление, дает толчок обогащению речи, а также повышает уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Опираясь на мнение ученых, можно сделать вывод, что развитие умения взаимодействовать друг с другом, осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности, которая усиливает внутренний план деятельности ребенка и его эмоционально образную активность, является средством саморазвития и стимулом к творческому самовыражению.
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков дошкольников в продуктивных видах деятельности
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента)
Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада МБДОУ «Детский сад «Ласточка» п. Таёжный. Экспериментом было охвачено 14 детей старшего дошкольного возраста. В анкетировании приняло участие 14 родителей.
Обобщив теоретический материал, в качестве рабочей гипотезы, было выдвинуто следующее положение: благодаря коллективной творческой деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста, уровень сформированности навыков общения повысится; снизится уровень конфликтности в детском коллективе.серия эксперимента — диагностика уровня сформированности коммуникативных умений дошкольников старшего возраста.
Наблюдение проводилось в естественных условиях; режимных моментах; на занятиях, прогулке, игровой деятельности, свободной деятельности. Для проведения исследования использовалась также методика, предложенная Чернецкой Л.В. по изучению коммуникативных умений.
Состояние развития коммуникативных умений исследовалось в направлении выявления уровня сформированности коммуникативных умений в общении со сверстниками.
- Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли при обращении вежливые слова.
- Внимателен к сверстнику;
- замечает его настроение;
- старается помочь;
- умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать;
- считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах.
- Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их различает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.
- Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные;
- скрыто негативные;
- открыто негативные;
- избирательные.
Таким образом, определив критерии коммуникативных умений, такие как внимание и интерес к другому ребенку, эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание, чувствительность ребенка к тому отношению, которое проявляет к нему партнер — мы выделили показатели коммуникативных навыков: содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; мотивы, побуждающие ребенка к нему; средства, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.
Полученные данные соотносились с интегрированной характеристикой уровней сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
Высокий уровень сформированности коммуникативных умений предполагает умение детей вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, спокойно выражать свое желание, просьбу. Ребенок всегда разговаривает спокойно, не перебивая говорящего. Внимательно относится к взрослому: проявляет заботу, внимание, сочувствие. Дошкольник приветлив со сверстниками: здоровается и прощается, называет по имени. Внимателен, старается помочь другому, считается с мнением других детей. В конфликты вступает редко. В конфликтных ситуациях умеет уступать, не кричит. Ровные и доброжелательные отношения со сверстниками.
К среднему уровню относятся те дети, которые знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются. Дошкольник употребляет вежливые слова по напоминанию взрослого или другого ребенка. Умеет разговаривать с взрослыми спокойно, но иногда перебивает говорящего. Выполняет поручения взрослого самостоятельно, но не сознательно, по просьбе. Не всегда помнит о правилах культуры общения, когда взрослый заходит в группу. Приветлив со сверстниками, но привычка здороваться и прощаться, ежедневно не сформирована. Во время выполнения деятельности иногда отвлекается. В конфликты вступает периодически. В конфликтных ситуациях часто обращается за помощью взрослого. Взаимоотношения с детьми избирательные, ровные.
Низкий уровень сформированности коммуникативных умений дошкольников характеризуется отсутствием умения здороваться и прощаться со взрослыми, называть их по имени, отчеству. Ребенок вежливые слова практически не употребляет, перебивает говорящего. Не внимателен ко взрослому, не адекватно реагирует на просьбу помочь. Со сверстниками не приветлив, вежливые слова не употребляет, грубит. Во время выполнения совместной деятельности отвлекается, мешает другим. Провоцирует конфликты. В конфликтных ситуациях дерется, обидчив. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные
Для оценки обозначенных характеристик использовались следующие баллы:
балла — показатель положительный.
балл — показатель не устойчивый.
баллов — показатель отрицательный.
После проведенного исследования по определению уровня сформированности коммуникативных умений полученные результаты, которые отражены в первичных протоколах (приложение А), в обобщенном виде представлены в таблице 1 и рисунке 1.
Таблица 1 Уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента)
Уровни в % |
|||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Группа |
7 % |
35 % |
56 % |
Рисунок 1 Уровень сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что в группе, большая часть детей 58% (9 детей) имеет низкий уровень сформированности коммуникативных умений, 35% (5 детей) имеют средний уровень и только 7% (1 ребёнок), имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений.
Дети, отнесенные к высокому уровню сформированности коммуникативных умений умеют вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, спокойно выражать свое желание, просьбу. Они разговаривают спокойно, не перебивая говорящего. Такие дети проявляет заботу, внимание, сочувствие к взрослым. Со сверстниками дошкольники всегда здороваются и прощаются, называют друг друга по имени. В конфликты вступает редко и по веским основаниям. В конфликтных ситуациях умеют уступать, не кричат. Положительные отношения со сверстниками. Но отдельные дети с высоким уровнем развития коммуникативных навыков не были готовы прийти на помощь своим ровесникам во время совместной деятельности, занятий отвлекали их, иногда мешали.
Дети со средним уровнем сформированности коммуникативных умений продемонстрировали знание норм и правил поведения, но в большинстве случаев пользовались ими по напоминанию взрослых. Дошкольники иногда перебивали говорящего, вежливые слова произносили чаще по просьбе взрослого. Дети демонстрировали отзывчивость к сверстникам, но привычка здороваться и прощаться ежедневно не сформирована. В конфликты вступали редко. В конфликтных ситуациях дети довольно часто обращались за помощью к взрослому. Взаимоотношения с детьми избирательные, не всегда стабильные.
У детей с низким уровнем сформированности коммуникативных умений не сформирована привычка здороваться и прощаться, называть собеседника по имени. Во время разговора они часто перебивали говорящего, не применяли в общении вежливые слова, принятые нормы и правила поведения. Они критически реагировали на просьбы взрослых. Со сверстниками были не приветливы, в общении преобладали грубость, агрессия. В процессе совместной деятельности они часто отвлекались, не давали работать другим детям. Провоцировали конфликты в совместной продуктивной деятельности (во время разделения карандашей, пластилина, кисточек и красок), проявляли обидчивость. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные.
Также в ходе первого этапа констатирующего эксперимента было проведено тестирование, участие в котором приняло 14 родителей детей, участвовавших в эксперименте. (Приложение Б)
После проведенного тестирования по определению уровня сформированности коммуникативных умений полученные результаты, которые отражены в первичных протоколах (Приложение В), в обобщенном виде представлены в таблице 2 и рисунке 2.
Таблица 2 Уровень сформированности коммуникативных умений (тестирование родителей)
Уровень, % |
|||||
очень высокий |
высокий |
средний |
низкий |
очень низкий |
|
Группа |
14 |
28 |
44 |
14 |
0 |
Рисунок 2 Уровень сформированности коммуникативных умений (тестирование родителей)
В итоге, можно сделать вывод, что работа по формированию коммуникативных умений непосредственно в совместной детской деятельности ведется недостаточно, а именно не учитывается уровень сформированности коммуникативных умений, используются не все возможные способы формирования коммуникативных умений в совместной детской деятельности. Также, на основании результатов проведённого эксперимента, выяснилось, что дети данной группы, из всех видов деятельности, предпочитают продуктивную.
II этап эксперимента- по методике А.М. Щетининой «Выбор в действии», целью проведения которой являлось изучение межличностных отношений в группе (Приложение Г).
[23]
Результаты данной диагностики позволили выделить детей- «звезд», предпочитаемых, пренебрегаемых и изолированных от остальных детей группы, рисунок 3 (результаты диагностики представлены в Приложении Д).
Рисунок 3 Результаты диагностики А.М. Щетининой «Выбор в действии» (констатирующий эксперимент)
По результатам данного эксперимента видно, что 28% детей получили меньшее количество выборов детей группы, это означает, что дети группы не обращают на них внимания и не выделяют их среди остальных.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста является недостаточным для осуществления общения в условиях совместной детской (партнерской) деятельности, что указывает на необходимость организации специальных условий с создание системы работы по развитию коммуникативных умений детей в ходе совместной продуктивной деятельности, как предпочитаемой.
.2 Разработка системы занятий и методических рекомендаций для педагогов и родителей по организации коллективной творческой деятельности (формирующий этап эксперимента)
Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в ходе продуктивных видов деятельности строилась на основе теоретических положений и результатов констатирующего этапа исследования .
Разработан план формирующего эксперимента, который включает два взаимосвязанных этапа:
) оптимизация общения и взаимодействия детей, имеющих низкую самооценку и не пользующихся популярностью в группе сверстников средствами продуктивной деятельности;
) формирование дружеских коллективных взаимоотношений, дальнейшее развитие сотрудничества на основе доброжелательного общения и совместного решения поставленных целей, реализуя их в ходе совместной продуктивной деятельности.
На первом этапе решались задачи по разработке методов и приемов педагогического руководства процессом формирования положительных взаимоотношений: развитие адекватной самооценки при выполнении творческих заданий; обоснование мотивации, побуждающей желание детей иметь высокий социальный статус в группе сверстников за счет личных достижений. Были расширены представления детей об оформительских технологиях в продуктивной деятельности. Содержание формирующего эксперимента отражалось в том, что дошкольники, погружаясь в мир разнообразных видов совместной продуктивной деятельности, постепенно проявляли умение сочувствовать, сопереживать, оказывать взаимопомощь сверстникам. Подчеркнутое внимание и доброжелательность детей друг к другу, общие цели при выполнении заданий помогли снять многие барьеры в общении и взаимодействии между детьми.
Во втором этапе формирующего эксперимента были апробированы следующие методы и приёмы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в совместной продуктивной деятельности:
) использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);
) формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных работ);
) игровые проблемные ситуации (реализуя данные ситуации, воздействовать на чувство сострадания, которое доступно в старшем дошкольном возрасте, побуждать детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);
) ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т.д.).
Для реализации второго этапа по формированию дружеских коллективных взаимоотношений, дальнейшему развитию сотрудничества на основе доброжелательного общения и совместного решения поставленных целей, реализуя их в ходе совместной продуктивной деятельности, был составлен и проведён цикл занятий, представленный в Приложении Е.
Коллективная работа в области изобразительной деятельности предоставляет детям возможность получить практический опыт нравственных отношений. Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь нуждающимся, подбодрить товарища и т.д. Коллективные работы приносят детям особое удовлетворение, так как они значительнее по результату, вызывают у детей особое восхищение. Коллективной работе предшествует предварительная работа, которая позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, позволяет сформировать у них яркие образы. Для этого можно использовать беседы, рассказы, экскурсии, составление рассказов, обсуждения о увиденном, прочитанном, рассматривание иллюстраций, репродукций и т.д. Подготовительный этап проводится на занятиях по развитию речи, экскурсиях на природу, в живой уголок, в библиотеку и т.д. В каждом конспекте прописывается предварительная работа, необходимая для проведения той или иной коллективной работы.
Каждый из конспектов построен в соответствии с классической структурой занятия:
1. Организационный этап. Цель: организовать детей, настроить на работу. Используются игровые моменты (приходит сказочный герой, появляется волшебный сундучок, мешочек, дети отгадывают загадки и.т.д.)
. Основной этап. Это выполнение работы, он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Цель: предоставить детям воплотить свои замыслы в композиции и создать в ходе коллективного творчества условия для творческого взаимодействия детей. В зависимости от типа занятия (повторение, комбинированный тип занятия, новый материал, применение знаний, умений и навыков на практике, контрольный тип) в основном этапе присутствуют подэтапы:
- вводная беседа (повторение ранее полученных знаний или знакомство с новым материалом);
- анализ задания;
- организация совместной деятельности и руководство ее процессом;
- составление коллективной композиции и ее анализ;
. Физическая минутка. Цель: смена деятельности.
. Заключительный этап — это взаимодействие детей с уже завершенной работой. Работу можно показать родителям, разместить на выставке. Она станет предметом для дискуссий, разговоров, игр, рождения новых замыслов. Цель: Оценка результата совместного творчества.
Для того, чтобы дети действовали активно и самостоятельно, педагог организует деятельность так, чтобы дети попадали в различные ситуации, открывали для себя что-то новое, таким образом, происходит смена деятельности, что особенно важно при работе с дошкольниками.
В каждом конспекте подробно прописаны: цель и задачи занятия, форма организации коллективной работы, предварительная работа, этапы занятия с целями каждого этапа, методы и приемы обучения, необходимый материал и оборудование.
Цель коллективных работ: формирование у детей положительных взаимоотношений со сверстниками;
Задачи:
Обучающие:
- обучить детей простейшему анализу;
- помочь овладеть последовательностью работы от элементарной к сложной;
- научить применять полученные ранее знания, умения и навыки на практике;
- научить способам создания и преобразования предметов;
- научить работать в коллективе.
Развивающие:
- способствовать развитию мелкой моторики;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать фантазию, воображение, правильное восприятие трудовых процессов;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к предметам и картинам как к результату своего труда;
- воспитывать бережное отношение к предметам и картинам как к результату своего труда;
- научить детей заботиться о близких, сопереживать им;
- воспитывать устойчивое стремление к оказанию помощи нуждающимся;
- способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками;
- помочь детям преодолеть неуверенность и страх перед незнакомым делом;
В конспектах представлена различная форма организации коллективных работ:
- совместно-индивидуальная — участники деятельности в начале работают индивидуально с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции;
- совместно-последовательная — предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и
- совместно-взаимодействующая — работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
Подытожив, можно составить небольшую памятку, по организации коллективной творческой деятельности:
. Создание проблематики обучения (кому-то нужно помочь, подарок для кого-то и проч.)Необходимо, чтобы поставленная проблема была понятна дошкольнику, нашла отклик в его внутренних переживаниях.
. Применение «Технологии мастерских» позволит детям мыслить раскованно, творчески.
. Включите ребёнка в оформление праздника, дайте почувствовать значимость его вклада в украшении.
. Использование групповой деятельности (по подргуппам).
. Разнообразьте коллективную творческую деятельность детей, исследуйте и применяйте различные, эффективные на Ваш взгляд формы организации работы.
. Используйте для работы детей только качественные материалы, чтобы готовая работала радовала не только с эстетической точки зрения, но и с точки зрения качества продукта.
. Знакомьте детей с особенностями новых, незнакомых им материалов, можно выполнить несколько упражнений по их обработке.
. Продумывайте дальнейшие шаги наперёд, чтобы в ходе выполнения работы не произошло неожиданно- неприятных ситуаций (например, не чем скрепить детали поделки).
. Расскажите историю происхождения того или иного вида творчества, таким образом Вы не только расширите кругозор ребёнка, но и разовьете интерес ребёнка к данному виду творчества.
. Перед началом работы необходимо сообщить детям, где будет использована их готовая композиция , данная информация придаст большой стимул к старательному художественному труду.
. Интерес детей к коллективному художественному творчеству зависит от заинтересованности самого педагога в выполнении таких композиций.
.3 Анализ результативности опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап эксперимента)
Заключительным этапом исследования было проведение контрольного эксперимента.
Целью контрольного этапа эксперимента являлось: определение результативности опытно-экспериментальной работы.
Проверка результативности опытно — экспериментальной работы по повышению уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в ходе продуктивных видов деятельности проходила на основе сравнительного анализа результатов сформированности коммуникативных умений участников экспериментальной и контрольной групп, до начала эксперимента и после его завершения.
На контрольном этапе были применены аналогичные методы исследования и методики тем, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента.
Контрольный этап эксперимента содержал две серии.серия эксперимента — диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста.
В результате проведенного исследования мы отметили, что 37% (5 детей) группы стали вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, спокойно выражать свое желание, просьбу. Дети разговаривали спокойно, не перебивая говорящего. Внимательно относились к взрослому: проявляли заботу, внимание, сочувствие. Дошкольники были приветливы со сверстниками: здоровались и прощались, называли по имени. Внимательны, старались помочь другому, считались с мнением других детей. В конфликты вступали редко. В конфликтных ситуациях научились уступать, не кричать. Ровные и доброжелательные отношения со сверстниками.
Средний уровень сформированности коммуникативных умений в группе показали 49% (7 детей) . Эти дети употребляют вежливые слова, но по напоминанию. Умеют разговаривать с взрослыми спокойно, но иногда перебивают говорящего. Выполняют поручения взрослого самостоятельно, но не сознательно, по просьбе. Не всегда помнят о правилах культуры общения, когда взрослый заходит в группу. Приветливы со сверстниками, но привычка здороваться и прощаться, ежедневно не сформирована. Во время выполнения деятельности иногда отвлекаются. В конфликты вступают периодически. В конфликтных ситуациях часто обращаются за помощью взрослого. Взаимоотношения с детьми избирательные, ровные.
У 14% (2 детей) экспериментальной группы отсутствует умение здороваться и прощаться с взрослыми, называть по имени, отчеству. Вежливые слова они не употребляют, перебивают говорящего. Не внимательны к взрослому, не адекватно реагируют на просьбу что-то помочь. Со сверстниками не приветливы, вежливые слова не употребляют, грубят. Во время выполнения совместной деятельности отвлекаются, мешают другим. Провоцируют конфликты. В конфликтных ситуациях дерутся, обзываются, обидчивы. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные. Этих детей мы отнесли к низкому уровню сформированности коммуникативных умений. Полученные данные занесены в протоколы.
Обобщенные результаты обследования детей отражены в таблице 3, рисунок 4.
Таблица 3 Уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста(контрольный этап эксперимента)
Уровни % |
|||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Группа |
37 % |
49 % |
14 % |
Рисунок 4 Уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
Как видно из гистограммы, результаты детей заметно изменились. Так, в группе количество детей с высоким уровнем сформированности коммуникативных умений увеличилось на 30%. Также сократилось количество детей с низким уровнем сформированности коммуникативных умений и составило 14%, что на 44% меньше, чем на констатирующем этапе эксперимента.
В контексте исследования, отмечено, что выполнение коллективных работ, обсуждение путей решения поставленных задач способствовали активизации творческого процесса и качественного выполнения заданий. Для подтверждения эффективности экспериментальной методики была прослежена динамика роста показателей уровня развития социальных качеств: самооценки, социального статуса, взаимоотношений, взаимодействия на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (Рисунок 5).
Рисунок 5 Динамика роста показателей уровня развития социальных качеств на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
II этап эксперимента- по методике А.М. Щетининой «Выбор в действии», целью проведения которой являлось изучение межличностных отношений в группе (Приложение Г).
Результаты данной методики отображены в рисунке 6.
Благодаря проведенной экспериментальной работе, количество изолированных детей уменьшилось вдвое по сравнению с констатирующим этапом эксперимента; количество пренебрегаемых детей уменьшилось на 14% (2 ребёнка); предпочитаемых детей стало больше на 14% (2 ребенка), а детей звезд стало больше на 7% (1 ребёнок).
Рисунок 6 Результаты методики А.М. Щетининой «Выбор в действии» (контрольный этап эксперимента)
Для наглядности динамики, приведём сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента в рисунке 7.
Рисунок 7 Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента по методике А.М. Щетининой «Выбор в действии»
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, можно сформулировать следующие выводы:
Формирование коммуникативных умений у детей происходит наиболее эффективно при реализации таких форм организации педагогической работы, как продуктивная деятельность.
Анализ контрольного этапа показал значительное продвижение детей экспериментальной группы как в использовании нормативных способов взаимодействия друг с другом, так и в творческом решении различных задач. Объединение детей в небольшие группы, для совместного выполнения заданий в ходе продуктивной деятельности позволило сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Изолированность отношений у детей снизилась, характер общения стал более открытым, дети, которые держались в отдалении от коллектива, были охвачены общей деятельностью.
Итоги экспериментальной работы в целом подтвердили преимущества разработанных и внедренных в воспитательно-образовательный процесс комплекса педагогических условий, способствующих повышению общего уровня коммуникативности дошкольников, и формированию умения работать в коллективе детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.
Теоретическое исследование и экспериментальная работа определили ряд условий, при которых продуктивная деятельность способствует успешной социализации детей: создание развивающей социализирующей среды, реализация научно обоснованной модели формирования социальных качеств дошкольников.
Реализация комплекса педагогических условий повысило эффективность процесса социализации детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования носят универсальный характер, что позволяет использовать их не только в деятельности дошкольных образовательных организаций, но и в системе дополнительного образования.
Данное исследование не является исчерпывающим и может служить основой для дальнейшего изучения и разработки новых подходов к проблеме социализации детей дошкольного возраста.
Заключение
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
Формирование коммуникативных умений — одна из актуальных проблем теории и практики развития умений и навыков в системе дошкольного образования, требующая серьезного теоретического переосмысления.
Анализ психолого-педагогической теории и практики работы дошкольных образовательных учреждений позволил определить сущность исследуемых умений как сложных, осознанных коммуникативных действий детей, осуществляемых на основе полученных знаний и практической подготовленности.
Таким образом, социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности, которая усиливает внутренний план деятельности ребенка и его эмоционально — образную активность, является средством саморазвития и стимулом к творческому самовыражению.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что уровень сформированности умения работать в коллективе недостаточно развит. Количество детей с низким уровнем развития социальных качеств составило 8 человек, это 56% эксперементальной группы, что требовало незамедлительного решения данной проблемы.
Для развития данного навыка была составлена и проведена система занятий, которые принесли свои результаты. В ходе реализации формирующего этапа эксперимента составлена памятка для педагогов и родителей по организации коллективной творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Динамика развития уровня сформированности коммуникативных умений наглядно представлена в сравнении результатами констатирующего и контрольного этапов эксперимента на рисунке 5. Таким образом, количество детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков уменьшилось на 6 человек, что составляет 42% детей группы. Благодаря чему, следует сделать вывод, что коллективная продуктивная деятельность является эффективным средством решения проблемы коммуникации детей старшего дошкольного возраста.
коммуникативный продуктивный коллектив дошкольник
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/produktivnaya-deyatelnost-doshkolnikov/
1. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2005. №10. с.29-31.
2. Бабаева Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольников// Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сб/ под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: Детсво-Пресс, 2007, с 3-15.
3. Бабаева Т.И., Николаева А.Г. Педагогические основы развития социальной активности старших дошкольников в пространстве современного детского сада // Инновационные процессы в дошкольном образовании (сборник научных статей).
СПб, 2012. С. 32 — 40
4. Белобородов Н.В. Социальное творчество учащихся как фактор успешной самореализации личности. Авт. дисс. . канд. пед. наук. //М, 2007.
5. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников книга.// М., 2002.
6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. — 2-е изд. // М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
7. Горбунова Г.А. Психологические факторы развития у дошкольников изобразительного творчества // Дошкольная педагогика. 2008. №1. С. 55 — 57.
. Давидович, В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: Дис…. канд. пед. наук. // М., 1994. — 166 с.
9. Каган, М.С. Общение и деятельность // Философ, науки. — 1975. — №- С. 199-202.
10. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. // М. : Изд. Центр «Академия», 2008. — 160 с.
. Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) / Под ред. A.A. Грибовской.// М.: ТЦ Сфера, 2011.
12. Коллективная изобразительная деятельность — одно из средств воспитания дружеских взаимоотношений детей 3 — 7 лет / Мирошкина Р.А.//Магнитогорск, 1982. — 35 с.
13. Коломийченко, Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования :автореф. дисс. докт. пед. наук / Л.В. Коломийченко. //Челябинск, 2008. — 46 с.
. Комарова Т.С., Савенков А.И.Коллективное творчество детей.// М., Российское педагогическое агенство, 2010.
15. Кравцова, Е, Бережковская Е Ребенок внутри общения. // Дошкольное образование. 2005, № 3.
. Кравцова, Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 11. — С. 73-78.
17. Петрова И.М. Объемная аппликация. Спб. // Детство- пресс, 2002
18. Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В.Я. Ляудис. М., 2011. С.64-73
. Терещук Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. // М.. 2008. — 21 с.
. Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. — 2005. -№2. — С. 60.
. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д.// Феникс, 2010. 15-56с.
. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. // М. Владос, 2000.
23. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка// Учебно-методическое пособие// Нижний Новгород, 2000
Приложение А
Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений дошкольников старшего возраста
№. |
Ф.И.О |
Устанавливает отношения |
Действует под руководством |
Действует самостоятельно |
Проявляет инициативу |
Контролирует поведение |
конфликтует |
Улаживает разногласия |
Признает правила |
Сочувствует |
Подчиняет свои интересы интересам другого |
Соблюдает очередь |
Баллы |
Уровень |
1 |
И.А.Н. |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
В |
2 |
Г.И.Е. |
+ |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
6 |
С |
3 |
Г.Д.Х. |
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
+ |
— |
+ |
4 |
Н |
4 |
Б.О.Н. |
+ |
+ |
— |
— |
— |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
6 |
С |
5 |
Д.Л.Л. |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
6 |
С |
6 |
Ш.Ф.Г. |
— |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
2 |
Н |
|
7 |
М.В.И. |
— |
— |
+ |
— |
— |
+ |
— |
+ |
— |
— |
+ |
4 |
Н |
8 |
И.Р.Р. |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
В |
9 |
Ф.А.С. |
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
2 |
Н |
10 |
Ф. Т.И. |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
+ |
6 |
С |
11 |
Х. Т.В. |
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
— |
4 |
Н |
12 |
С.А.И. |
+ |
— |
+ |
— |
— |
+ |
— |
— |
+ |
— |
— |
4 |
Н |
13 |
Т.Е.А. |
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
2 |
Н |
14 |
Д.Г.П. |
+ |
— |
+ |
— |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
6 |
С |
Приложение Б
Тест: «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка.
. Добрый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
. Внимательный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
. Правдивый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
. Вежливый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
. Общительный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
. Щедрый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
. Отзывчивый ли ваш ребенок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
. Справедливый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
. Жизнерадостный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
. Ответственный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Оценка результатов.
За каждый ответ типа «да» ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.
В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребенком по всем десяти коммуникативным качествам личности.
Примечание. В отдельных графах индивидуальной карты психологического развития (табл. 4, графы 29-38) проставляются средние оценки, полученные ребенком по каждому качеству личности, проявляемому в сфере межличностных отношений, а об уровне развития отношений ребенка и его коммуникативных качеств личности судят по сумме баллов, набранных ребенком по всем оцениваемым качествам личности (в качестве примера указана в графе 39 индивидуальной карты психологического развития).
Выводы об уровне развития:
баллов — очень высокий.
баллов — высокий.
баллов — средний.
балла — низкий.
балл — очень низкий.
Приложение В
Результаты тестирования родителей
Ф.И.О. ребёнка |
Номер вопроса, № |
Итог |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
И.А.Н. |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
8 |
Г.И.Е. |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
7 |
Г.Д.Х. |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Б.О.Н. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Д.Л.Л. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Ш.Ф.Г. |
0,5 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
7 |
М.В.И. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
И.Р.Р. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
9 |
Ф.А.С. |
0,5 |
0 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
7 |
Ф. Т.И. |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Х. Т.В. |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
7 |
С.А.И. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Т.Е.А. |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
8 |
Д.Г.П. |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Приложение Г
А.М. Щетинина. Методика «Выбор в действии»
Ход выполнения. Исследование проводится в форме игры. Воспитатель по одному вызывает детей в спальную комнату и предлагает каждому по 3 переводные картинки (открытки, игрушки или тому подобное).
Воспитатель говорит: «Можешь положить эти картинки под подушку любым трем своим товарищам, выигрывает тот, у кого окажется больше картинок. Но ты держи в тайне, кому положил». Когда ребенок положил картинки, он не должен встречаться с теми, кто еще не участвовал в эксперименте.
Обработка полученных данных: на основании результатов составляется матрица, куда заносится список группы, а в верхнюю строку — номера, под которыми значатся фамилии детей. В каждой строке против номера детей, выбранных ребенком, ставятся номера (1, 2 или 3).
Если дети выбрали друг друга, эти 2 выбора обводятся в кружочек (взаимный выбор).
Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Она представляет собой 4 концентрические окружности, в которые заносят номера участников эксперимента. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые социометрические звезды, которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг — предпочитаемых (имеющих среднее количество выборов), в третий — пренебрегаемых (число выборов меньше среднего), в четвертый — изолированных (не получивших ни одного выбора).
Приложение Д
Результаты диагностики «Выбор в действии». Методика А.М. Щетининой
№ |
Ф.И.О. |
Количество карточек, набранных ребенком. |
1 |
И.А.Н. |
3 |
2 |
Г.И.Е. |
2 |
3 |
Г.Д.Х. |
5 |
4 |
Б.О.Н. |
7 |
5 |
Д.Л.Л. |
1 |
6 |
Ш.Ф.Г. |
0 |
7 |
М.В.И. |
6 |
8 |
И.Р.Р. |
4 |
9 |
Ф.А.С. |
2 |
10 |
Ф. Т.И. |
4 |
11 |
Х. Т.В. |
3 |
12 |
С.А.И. |
1 |
13 |
Т.Е.А. |
0 |
14 |
Д.Г.П. |
4 |
Приложение Е
Система занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием коллективной творческой деятельности
Конспект НОД по аппликации в старшей группе » Корзина с цветами»
(коллективная аппликация)
Цель:
- Развивать умение складывать лист бумаги пополам;
- Закреплять умение пользоваться ножницами;
- Воспитывать аккуратность при работе с клеем;
- Развивать навыки работы в коллективе.
Программное содержание: Побуждать детей к созданию коллективной работы. Учить делать цветы и составлять из них композицию. Продолжать учить переплетать основу и полоски бумаги. Формировать художественный вкус. Развивать воображение и творчество. Закреплять способность понимать и анализировать содержание стихотворения.
Материал для коллективной работы. Половина листа ватмана, два больших листа цветной бумаги с разметкой для нарезания цветных полос (для корзины).
Раздаточный материал. Квадраты цветной бумаги 4×4 см (для сердцевин) и прямоугольники 20×7 см (для лепестков); ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение В. Викторова «Цветок»:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу
Сорвал,
А зачем —
Объяснить не могу
В стакане
Он день постоял и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
Спросите детей:
Что сделал мальчик? (Сорвал цветок.)
Что случилось потом с цветком? (Цветок завял.)
Предложите детям сделать корзину и наполнить ее никогда не вянущими цветами — бумажными.
Для этого нужно вырезать из квадратов цветной бумаги круги (это будет сердцевина цветка), а прямоугольники нарезать на короткие полосы и сделать из этих полос петли. Эти петли нужно приклеить в несколько рядов на сердцевину цветка — сначала по краю приготовленных кругов, затем ближе к центру, пока весь круг не окажется заполненным. Получатся объемные астры или хризантемы. По желанию дети могут сделать и другие цветы.
Корзину для цветов можно сделать заранее: первый большой лист цветной бумаги нужно сложить пополам и разрезать со стороны сгиба на полоски шириной по 2 см, не доходя 2 см до края. Второй лист цветной бумаги целиком нарезается на полоски по 2 см. Эти полоски нужно переплести с основой и скрепить клеем в нескольких местах. Из полученного ковра нужно вырезать корзину (без ручки) и наклеить ее внизу ватманского листа. Ручку корзинки можно сделать методом обрывания-мозаики.
Когда корзина будет готова, нужно расположить в ней цветы.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе » Столкновение добра и зла » (коллективное рисование)
Тема коллективной композиции: «Флот добрый и злой».
Цель занятия: учить с помощью формы корабля, символов и цветапередавать добрые и злые намерения флотов.
Задачи:
- уточнить и обобщить знания о добре и зле;
- научить через изображение и цвет передавать намерения людей, с помощью добрых и злых символов-изображений рассказать о флоте, какой он;
- развивать умение передавать отвагу, силу, мощь, зло, страх при помощи техники рисования (линия, пятно, точка, примакивание, сплошное закрашивание);
- воспитывать чувство доброты и справедливости, победы добра над злом;
- развивать умение сотрудничать в ходе коллективной деятельности;
- развивать у детей воображение, формировать композицию, передавать в рисунке при помощи символов добро и зло, учиться согласовывать свои действия с работой товарищей.
Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная.
Предварительная работа: беседы о добре и зле, чтение русских народных сказок, придумывание сказки по теме «Столкновение добра и зла» на занятиях по развитию речи.
Оборудование:
- Зрительный ряд: иллюстрации кораблей с парусами (сказки), иллюстрации сказочных царств, бой пиратов с флотом, можно использовать иллюстрации к сказке «О царе Салтане»;
- символ добра и зла.
- Литературный ряд: сказка, придуманная детьми: «Добрый и злой флот»»
- Музыкальный ряд: русская лиричная мелодия, воинственная мелодия.
- ТСО: магнитофон.
- Материалы и инструменты: бумага, ножницы, гуашь, кисть.
Основные этапы занятия:
.Орг. момент. (1 мин)
Цель: организовать ребят
форма организации познавательной деятельности: коллективная
.Повторение. (3 мин)
Цель: восстановить знания детей, подготовить их к усвоению нового материала.
метод: словесный (рассказывание), наглядный (слайды)
.Новый материал (4 мин)
Цель: учить с помощью формы корабля , символов и цвета передавать добрые и злые намерения двух флотов.
форма: коллективная.
метод : словесный (беседа, рассказывание).
.Физическая минутка. ( 2 мин)
Цель: смена деятельности.
форма: коллективная; -метод: практический (игра)
.Закрепление нового материала. (16 мин)
Цель: закрепить полученные знания
форма: коллективная деятельность (совместно- индивидуальная)
метод: практический (практическая работа)
. Заключительный этап. ( 1 мин)
Цель: подведение итогов.
форма организации познавательной деятельности: коллективная
метод: словесный (беседа), наглядный (рассматривание)
. Уборка рабочего места. ( 3 мин)
Занятие рассчитано: 30 минут.
Ход НОД.
.Орг. момент. (Дети сидят на рабочих местах. Звучит спокойная мелодия. Педагог входит с коробочкой)
Педагог:-Ребята, вы видите у меня в руках коробочку. Что же в ней лежит? (Выслушиваются ответы детей: они уже знают, что в такой коробке находится кольцо)
Педагог:- Правильно, значит сегодня в гости к нам опять придет сказка. Эту сказку придумали вы на занятии по развитию речи и называется она «Добрый флот и злой флот». Я буду показывать иллюстрации к сказке, а вы будете по очереди помогать рассказывать сказку.
Педагог: -Итак, я одеваю на палец кольцо и сказка начинается. (Педагог достает из коробки кольцо и одевает на палец. Звучит сказочная спокойная музыка. Сказка начинается: педагог показывает иллюстрацию, а дети к ней рассказывают свою сказку)
.Повторение. (Педагог показывает иллюстрацию «Сказочное царство»)
Педагог: -Что вы расскажете из своей сказки?
Дети: -В некотором царстве , в некотором государстве жил-был царь. Родился у него сын. В честь рождения сына решил царь объехать весь свет. Снарядил он свои корабли и отплыл. Ждала его жена со своим сыном, да так и не дождалась.
(Педагог показывает иллюстрацию молодого королевича)
Дети:- Вырос царевич и решил найти своего отца.
(Педагог показывает иллюстрацию «корабли у пристани»)
Дети:- Снарядил он добрый флот и поплыл. (Педагог показывает иллюстрацию «корабли в море»)
Дети:- Долго плавал царевич и вот однажды увидел вдалеке паруса.
(Педагог показывает иллюстрацию бой кораблей пиратов с флотом)
Дети: — Когда корабли подплыли поближе, все увидели, что это пираты, завязался бой.
Педагог: -Как же закончилась ваша сказка?
Дети: -Добрый флот победил, потому что добро сильней зла. На одном из кораблей царевич нашел своего отца- он долгое время был в плену. Отец рассказал, как попал в лапы к пиратам. Радости было много, много! Добрый флот возвратился домой с победой!
. Новый материал.
Педагог: -Интересная сказка. Особенно мне запомнился бой добра и зла. Что я называю добром? Злом? (Выслушиваются ответы детей)
Педагог: -Правильно: это добрый и злой флот. (Педагог еще раз показывает иллюстрацию боя)
Педагог:- А добрые корабли похожи на корабли пиратов? (Выслушиваются ответы детей)
Педагог:- Чем они отличаются? (Выслушиваются ответы детей)
Педагог:- Правильно, и формой корабля, паруса, цветом. Какой цвет у зла? А каким цветом вы покажите добрый флот? (Выслушиваются ответы детей)
. Физическая минутка. (На полу в группе лежат круги теплых и холодных тонов)
Педагог: — Сейчас мы с вами поиграем. Выходите на ковер. Посмотрите, на полу много разноцветных кругов. Одни из них теплых тонов: с помощью них мы рисуем все теплое, доброе. Другие круги холодных тонов. С помощью них мы рисуем что-то холодное, мрачное, и, может быть, даже злое.
Когда я скажу: «Добро» — вы встанете на какие круги? (Выслушиваются ответы детей)
Когда я скажу: «Зло» — вы встанете на какие круги? (Выслушиваются ответы детей) (Педагог начинает играть)
Педагог: — Ребята, но одного цвета не достаточно, чтобы показать зло. Сможем ли мы нарисовать цветок на парусе злого флота? (Выслушиваются ответы детей)
Педагог: -Ребята, у меня в руках есть символы добра и зла. ( Педагог держит в руках несколько символов добра и зла)
Помогите мне разобраться, где добро, а где зло. (Педагог включает музыку и дети раскладывают символы на две части)
. Закрепление нового материала. (Дети садятся на свои места)
Педагог: А теперь впереди у нас сложная работа: нам предстоит нарисовать бой добра и зла, доброго и злого флота. Посмотрите, море есть, а чего не хватает для боя? (Выслушиваются ответы детей)
Конечно, кораблей! Справитесь? С чего начнем работу? (Выслушиваются ответы детей)
Педагог: — Правильно, с помощью простого карандаша нарисуем корабль. Потом его вырежем. (На столах у детей лежат по два листа А5, простой карандаш, ножницы, гуашь, банка с водой и кисть)
Педагог: — Помним, что корабль должен быть крупным, во весь лист, не забудьте про парус. А вот кто будет рисовать добрый корабль, а кто злой, рассудить поможет обычай пиратов: черная метка. (Педагог проходит с мешком, в котором поровну черных и белых меток)
Педагог: — Итак, мы распределили, кто какой корабль будет рисовать, Приступаем к работе. (Педагог включает музыку, дети приступают к работе, в процессе работы педагог советует детям индивидуально, как лучше выполнить рисунок)
. Итог занятия. ( По окончанию индивидуальной работы, педагог вместе с детьми создает композицию « Добрый и злой флот» на большом тонированном листе)
Педагог: — Посмотрите, что у нас получилось! Настоящий бой добра и зла.
Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы бьемся, все, победа!
О славный час! О славный миг!
Еще напор — и враг бежит!
О чем же надо помнить, чтобы нарисовать добрый корабль? Злой? (Выслушиваются ответы детей)
Педагог: — Правильно, нам помогает цвет, форма и символы. Все потрудились на славу! А занятие я хочу закончить словами: «Чего не сделает один — сделаем все вместе!»
. Уборка рабочего места.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Украсим кукольную мебель городецким узором» (коллективное рисование)
Предварительная работа: повторение знаний о городецкой росписи.
Программное содержание
Образовательные задачи:
- Учить детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на предшествующих занятиях, для украшения городецким узором новых изделий
- Учить согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора
- Учить соблюдать симметрию и пропорции;
Развивающие задачи:
- Развивать образное мышление, воображения, инициативу, творчество;
- Развивать коллективное творчество.
Воспитательные задачи:
- Побуждать к поисковой деятельности детей, самостоятельности;
- Воспитывать трудолюбие.
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.
Материал.
У воспитателя картонная ширма в виде одной-двух комнат и две-три небольшие куклы, картонная мебель: стулья, кресла, столы, диван, кровати и др., с прикрепленными к ним бумажными частями, которые дети будут расписывать узорами; схемы узоров, в которых цветочные элементы изображены черными кругами, а листья серыми овалами. У детей краски гуашь и фломастеры для рисования мелких деталей.
Ход занятия.
Занятие проводится в игровой форме. Воспитатель подзывает детей к столу, на котором находится ширма-комната, посередине в беспорядке стоит мебель, возле нее куклы. Обращается к детям: «Куклы Маша, Даша и Катюша получили новую квартиру. Поздравляю вас, куклы, с новосельем! Но почему вы не расставляете мебель в своей новой квартире?»
Кукла. Мы мечтали, чтобы в нашей квартире была красивая мебель, расписанная городецкими узорами. Но в мебельном магазине продавалась только такая.
Воспитатель. Не огорчайтесь. Мы можем вам помочь. Я директор мастерской по росписи мебели. А это мастера-художники (указывает на детей).
Как бы вы хотели украсить свою мебель?
Воспитатель ставит одну куклу возле стола.
Кукла. Мы хотели, чтобы была украшена узором крышка у стола.
Педагог снимает крышку и откладывает в сторону.
Другие куклы высказывают такие пожелания: украсить спинку и сиденье стульев, спинку и боковые стороны кресел и дивана, спинки кроватей.
Все названные части нужно снять с мебели и отложить.
Воспитатель обращается к детям: «Мастера-художники! Идите в мастерскую и занимайте свои рабочие места. Сейчас я доставлю вам части мебели, а вы сами решите, кто какую часть будет украшать городецким узором». После того как дети распределят между собой работу, обращает их внимание на схемы: «Перед вами лежат разные по форме и величине части мебели. Значит, узоры на них должны быть разными по форме. К одним частям подойдут прямые симметричные гирлянды, к другим — изогнутые, а на третьих будут хороши асимметричные цветочные гирлянды. Эти схемы помогут вам выбрать подходящий узор. На них цветки и бутоны обозначены черными кружками, а листья — серыми. Рассмотрите, мастера, эти схемы и приступайте к рисованию. Мелкие детали и части можно рисовать фломастерами».
В процессе занятия надо напомнить, что дети делают общее дело — расписывают комплект мебели, поэтому каждый художник должен стараться хорошо выполнить свою часть работы. Поощрять взаимопомощь детей в виде советов друг другу и через показ изображения тех или иных элементов или их частей. Просьбы и вопросы детей к воспитателю переадресовывать к членам своей подгруппы.
В конце занятия по мере завершения работы прикреплять украшенные части к мебели и собирать ее на столе возле кукольной квартиры.
В заключение воспитатель говорит куклам: «Ваш заказ выполнен, дорогие новоселы! Можете расставлять мебель в новой квартире». Куклы благодарят мастеров за их искусство и просят помочь расставить мебель. Воспитатель обсуждает с детьми, как лучше это сделать. Довольные новоселы вселяются в квартиру. Игровой материал оставляется для сюжетных игр детей.
Конспект НОД по конструированию в старшей группе»Мой поселок» (коллективное
Предварительная работа: конструирование жилых, общественных зданий; беседы о родном городе; экскурсии по посёлку.
Программное содержание
Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей об архитектуре родного города;
- Продолжать учить конструировать по чертежам;
- Учить соблюдать симметрию и пропорции;
- Учить анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер, расположение деталей;
- Учить устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке.
Развивающие задачи:
- Развивать образное мышление, воображения, инициативу, творчество;
- Развивать коллективное творчество.
Воспитательные задачи:
- Побуждать к поисковой деятельности детей, самостоятельности;
- Воспитывать трудолюбие.
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.
Оборудование и материалы: фотографии, слайды, наборы мелкого строительного материала, конструктор типа «Лего», конструктор готовых форм, бросовой материал, схемы построек, мелкие игрушки, машинки.
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, объяснение, рассматривание, демонстрация, анализ, игра.
ТСО: проектор, слайды.
Место проведения: группа.
Посадка детей: столы сдвинуты вместе, дети сидят вокруг столов.
Ход НОД
Оргмомент.
Появление Кота Ученого. Кот вспоминает вместе с детьми, какие архитектурные сооружения они уже строили ранее. И предлагает им
Основная часть.
Педагог предлагает детям рассмотреть слайды с изображением улиц городов.
Проводится беседа о посёлке.
Какие здания вы видите на фотографии? (жилые дома, магазин, аптека, кинотеатр. Есть высокие, многоэтажные дома, с колоннами, детский сад — двухэтажное здание).
Как расположены здания и сооружения? (между зданиями есть проходы, чтобы могли пройти люди, проехать машины) .
Какие должны быть здания в городе, чтобы жителям там комфортно жилось? (магазин, аптека, почта, дома, детский сад) .
Кто проектирует и строит дома? (архитектор проектирует дома, а строители их строят) .
Какие должны быть архитектурные сооружения? (красивые, прочные, устойчивые).
Давайте и мы сегодня станем строителями и построим наш город, красивые здания по чертежу из деталей строительного материала.
Строить здания вы будете вдвоем. Объединитесь в пары (в коробке лежат палочки кюизенера, дети берут по одной палочке, находят, у кого точно такая же, таким образом, узнают, кто с кем будет работать в паре) .
Подойдите к столу, выберите чертеж и обсудите свою постройку. Рассмотрите и расскажите о своей постройке, что лежит в основании постройки, сколько деталей и каких.
Дети, рассмотрев схему, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку, обговаривают в паре, кто, что будет строить.
А теперь подберите строительный материал к этому чертежу и начинайте постройку.
Физкультминутка
Люблю по городу шагать,
Дети шагают на месте
Люблю смотреть, люблю читать.
Площадь — раз,
На каждое название загибают по одному пальцу
Почта — два,
Три — фонтан-красавец,
А четыре — наш Дворец.
Пять — по парку я гуляю
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть — на стадион хожу,
Там с ребятами дружу.
Семь — конечно наш детсад,
Каждый побывать в нем рад!
Восемь — детская площадка —
Здесь качели и лошадка.
Девять — новый магазин,
Много ярких в нем витрин.
Десять — из-за поворота
Вижу школьные ворота.
Очень любим мы наш город,
Дети останавливаются и разжимают кулачки
Он красив и вечно молод.
В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции).. Итог
Рассматривание законченных построек.
В.: Построили город? Нравятся вам постройки? Сколько зданий у вас построено? Какие здания построили? Сколько этажей и перекрытий в жилом доме? Совпадают постройки с чертежами? Правильно ли подобраны детали строительного материала? Все конструкции устойчивые, симметричные? Поощряет детей за дружную, слаженную работу.
Воспитатель предлагает обыграть постройки. Дети берут мелкие игрушки и машинки, разворачивают игру «Город».
Конспект НОД по лепке в старшей группе » Подводный мир» (коллективная лепка)
Программное содержание
Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей об обитателях подводных глубин;
- Учить соблюдать симметрию и пропорции;
- Закреплять умение выполнять коллективную работу;
- Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения;
Развивающие задачи:
- Развивать образное мышление, воображение, инициативу, творчество;
- Развивать коллективное творчество;
- Развивать в детях способность создавать и воплощать образ, используя знакомые приемы лепки;
Воспитательные задачи:
- Побуждать к поисковой деятельности детей, самостоятельности;
- Воспитывать трудолюбие.
Раздаточный материал: по одной крышке от обувной коробки, внутренняя часть которой обклеена голубой бумагой, на группу из 5-6 детей; пластилин, стеки, дощечки для лепки.
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение С. Маршака «Синяя
А эта страница — морская,
На ней не увидишь земли.
Крутую волну рассекая,
Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают, как тени,
Блуждает морская звезда,
И листья подводных растений
Качает, как ветер, вода.
На дне этой синей страницы
Темно, как в глубинах морей.
Здесь рыбы умеют светиться
Во мраке, где нет фонарей…
Спросите детей:
Какие морские жители встречаются в этом стихотворении? (Дельфины, морские звезды, рыбы.)
Кого еще можно увидеть в море? (Медуз, осьминогов, крабов, китов, акул и т. д.)
Разделите детей на группы по 5-6 человек. Покажите детям море (крышки от коробок) и предложите наполнить его вылепленными из пластилина морскими жителями. Когда морские звезды, ракушки, медузы, различные рыбы, киты и дельфины будут готовы, их нужно расположить на дне крышек.