«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования»

Содержание скрыть

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим, поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Поскольку это понятие в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребенка, то следует проанализировать преемственность с позиции детского сада и школы.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение

требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:, Задачи исследования:

1. Изучить проблему преемственности в психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыть содержание преемственности в работе дошкольного учреждения и школы.

3. Охарактеризовать критерии готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе.

18 стр., 8613 слов

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования ...

... существующего государственного стандарта дошкольного образования. Государственный стандарт дошкольного образования включает систему требований к психолого-педагогическим основам воспитания и обучения детей в детском ... домашних условиях; вариативностью форм дошкольного образования настоятельно требующих унификации в отборе содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста, так как на ...

4. Выявить педагогические условия осуществления преемственности.

5. Разработать методические рекомендации по осуществлению преемственности на основе дидактических игр.

Методы исследования:

— теоретические (анализ, синтез и обобщения при рассмотрении теоретического материала);

— эмпирические (метод сравнения при изучении различных источников, исследовательский).

Глава I. Теоретические основы преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы

1.1. Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе

Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К.Д. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». Если говорить о данной проблеме, то уместно процитировать точку зрения ведущего деятеля педагогической науки и школы США конца XIX — начала XX века Джона Дьюи: «С точки зрения житейских интересов ребенка, большим недостатком современной школы является невозможность связать те знания, которые ребенок приобретает в жизни, с тем, что дает школа».

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Исторически постановка проблемы преемственности, которая решалась в основном с точки зрения подготовки детей к школе, совпала с моментом введения в детский сад систематического обучения в форме занятий. В 60-е годы XX века система регламентированных занятий получила широкое распространение. Ориентация шла на требования школы: быть дисциплинированным, внимательным, слушать инструкции взрослого, иметь развитую речь. 90-е годы XX века характеризуются прямо противоположной крайностью. Некоторые педагоги стали преувеличивать возможности образовательных функций игры, подчиняя ее решению дидактических задач. Принцип преемственности на современном этапе становится предметом особого психолого-педагогического анализа.

Проблема преемственности всегда была в центре внимания отечественной психолого-педагогической науки (Б.Г. Ананьев, Ш.И. Ганелин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Т. Кудрявцев, А.А. Люблинская, М.Р. Львов и др.).

Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования. Изучение состояния вопроса в теории и практике показывает, что преемственность зачастую понимается узко и больше декларируется, чем осуществляется. Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к неполной готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в классе.

9 стр., 4101 слов

Роль речи воспитателя в развитии речи детей

... и планов обучения детей в детском саду, а также организованных занятий. Важную роль сыграло появление в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника». В ней освещался опыт работы по формированию речи детей руководимого ...

А.М. Леушина отмечает, что преемственность это внутренняя органическая связь общего, физического и духовного развития на грани дошкольного и школьного детства, внутренняя подготовка при переходе от одной ступени формирования личности к другой. Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе позволяет понять особенности возможности плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.

Концептуальные основы преемственности в психологическом аспекте представил Л.С. Выготский, который выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии личности. Он подчеркивал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития.

Обосновывая это положение, Л.С. Выготский отмечал, что обучение и развитие в школе соотносятся друг с другом так, как зона ближайшего развития и уровень актуального развития. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет его за собой. Но обучить ребенка возможно только тому, чему он способен обучиться. Следовательно, обучение должно ориентироваться на уже пройденные циклы развития, на свой низший порог; однако оно опирается не столько на созревшие, сколько на созревающие функции. Оно всегда начинается с того, что у ребенка еще не созрело. Возможности обучения определяются законом его ближайшего развития».

Проблема преемственности в обучении и воспитании является комплексной, ее разрешение требует совместных усилий специалистов различных областей: медиков, психологов, педагогов, социологов и др. Поэтому ее нельзя определить лишь как взаимосвязь между отдельными элементами педагогического процесса в детском саду и начальной школе. Так, А. В. Запорожец отмечает, что под преемственностью следует понимать «…внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и начального детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени формирования личности к другой».

Принятие Государственных образовательных стандартов дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.

14 стр., 6536 слов

Методы диагностики психологической готовности ребенка к обучению к школе

... в период перехода от дошкольного возраста к школьному. 1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной ...

На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика).

Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в ГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования .

ГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

1.2. Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению

В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребенка к началу систематического школьного обучения изучалась в различных аспектах (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская и др.).

Здесь выделяется общая и специальная готовность детей к школе. К общей готовности относится личностная, интеллектуальная, физическая и социально-психологическая. К специальной готовности относится подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы (к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, счета и т.д.).

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность.

Уровень развития общения дошкольников со взрослыми определяет становление и умственных и волевых способностей детей. Таким образом, готовность к обучению можно квалифицировать как особое состояние при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связанное с системными качественными преобразованиями в сфере деятельности, психических процессах, сознании, социальных отношениях.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

6 стр., 2747 слов

Проблемы развития детей от младшего школьного возраста до юности

... подход к каждому ребенку, увлекать детей, поощрять их развитие и творчество. Одним из факторов, вызывающих возникновение неуспеваемости младших школьников, являются проблемы во взаимоотношениях детей с учителем. По ... уровня успеваемости детей с одним из факторов готовности и адаптации ребенка к школе – взаимоотношением с учителем. При проверке гипотезы о том, что успеваемость детей младшего школьного ...

В понятие “готовность к школьному обучению” или “школьная зрелость”, входят следующие параметры: развитие аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной сферы и речевое развитие ребенка. Нормально развивавшийся в дошкольном детстве ребенок приходит в школу с определенным уровнем развития этих психических сфер. На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков:

1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.

4. Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.

5. Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

В контексте коммуникативного развития ребенок должен обладать рядом навыков:

* быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми;

* уметь вступать в контакт;

* соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;

* быть дисциплинированным.

Психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность:

Психологическая готовность к школе

Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Логическое запоминание. Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации. Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности. Развитие фонематического слуха. Предполагает наличие у ребенка дифференцированного восприятия, интереса к знаниям, овладения на слух разговорной речью, способности применения символов, развитие зрительно – двигательных координаций. Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия.

3 стр., 1183 слов

Развитие мозга ребенка

... лиц предстают искусственные объекты, геометрически похожие на лица. Таким образом, в развитии мозга ребенка установлено более раннее созревание филогенетически более старых структур (подкорковых образований) ... обучающихся в школе для одаренных детей, концентрация тестостерона в слюне ниже, чем у учащихся обычных школ. Воздействие эстрадиола в раннем возрасте стимулирует развитие дендритных шипиков, ...

Личностная готовность

Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением. Объективность самооценки. Потеря «детскости», непосредственности. формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Ребенок готов к школе, если школьное обучение привлекает его не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность предполагает и развитие эмоциональной устойчивости у ребенка, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности. Определенный уровень развития мотивационной сферы.

Социально-психологическая готовность

Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия. наличие у детей коммуникативных качеств, развитие потребности в общении, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Эмоциональная устойчивость. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания.

Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения, прежде всего таких школьных учебных предметов как русский язык и математика.

В нормативных документах об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в качестве направлений готовности (психологической) к освоению программы начальной школы, выделяют:

  • развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика, которая выступает не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие важных качеств личности;

  • развитие способностей как способов самостоятельного решения умственных и других задач, как средств успешности в разных видах деятельности, в том числе обучение пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов – заместителей и т.д.;

  • формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка, обеспечиваемая использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, включением в конструирование, разные виды деятельности, детского экспериментирования;

    10 стр., 4929 слов

    Понятие ведущей деятельности дошкольного периода развития ребенка

    ... Так, именно ведущая деятельность каждого возрастного периода позволяет фиксировать особенности психического развития детей на том или ином возрастном этапе. Например, связь психического развития в дошкольном возрасте с игрой как ведущей деятельностью этого возрастного ...

  • развитие коммуникативности, умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время важнейшим направлением социально — личностного развития.

Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми, как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствами общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие

Таким образом, преемственность это связь, предполагающая с одной стороны направленность воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны, опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы. Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.

Особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую — игровую — деятельность, с другой создавать условия для элементов учебной деятельности. Его задача — в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли воспитатель понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать «созревание» всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности — физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.

Таким образом, детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психического развития ребенка, черт личности и поведения. Наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие детского сада и школы, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

Глава II .Реализация преемственности в обучении дошкольников и обучающихся начальной школы

2.1. Педагогические условия преемственности в обучении дошкольного и начального образования

Останавливаясь на механизмах обеспечения преемственности между ступенями образования, целесообразно подчеркнуть, что звено «дошкольное учреждение — начальная школа» данное понятие рассматривает несколько шире, прежде всего, с позиций соответствия обучающих, развивающих, воспитывающих программ возрасту учащихся; социальной защищенности обучающихся при «переходе» из одного учебного заведения в другое; содержательной преемственности по вертикали организации учебно-воспитательного процесса и горизонтали — в пределах конкретного возраста и класса; обеспечение связей в методах обучения, их логической взаимообусловленности.

20 стр., 9774 слов

Использование оздоровительной аэробики на утренней гимнастике ...

... деятельности ребенка. Важны также положения М. Александера о том, что у ребенка при выполнении оздоровительной аэробики на утренней гимнастике формируется осанка. И для ... развитие, а значит развить ребенка физически. Автор учебника «Утренняя гимнастика» для детей дошкольного возраста немецкий педагог Роза Деметр предусматривает, что, включая в гимнастику упражнения для детей старшего дошкольного ...

Выделим педагогические условия обеспечения преемственности в обучении детей старшего дошкольного возраста и учащихся начального образования:

— подбор интересного, информативного, развивающего учебного материала, полнее раскрывающего содержание учебных программ по предметам;

— широкое введение в учебный процесс игры как средства решения дидактических задач и снятия усталости, развития внимания;

— широкое использование практических способов деятельности детей;

— сюжетное построение урока, целого учебного дня; введение сказочного героя;

— создание проблемных ситуаций, включение развивающих задач: нарисовать какую-либо картину, используя только геометрические фигуры, назвать ряд предметов одним словом;

— в общении с детьми учитель отрицает императив, а исповедует демократический стиль, употребляя словесные конструкции типа: «Помогите мне решить», «Хочешь, я тебе помогу» и т.д.;

— снимать утомляемость детей частой сменой видов деятельности, физкультминутками, играми и т.п.;

— предоставление детям возможности свободного выбора задания, вида занятия, деятельности.

При этом большое внимание уделяется использованию сюжетно-ролевых игр. Они позволяют со значительной степенью эффективности переводить «знаемое» в «реально действующее». Например, правила безопасности поведения на улице учащиеся более основательно усвоят не в беседе о правилах дорожного движения, а в игре, когда один из детей будет выполнять роль пешехода, другие — автомобилей. Инсценировка, драматизация позволяют ребенку пережить происходящее с героем, прочувствовать, закрепить форму поведения в той или иной ситуации. С учетом того, что детям 6-7 лет свойственно наглядно-образное мышление, на занятии должны активно использоваться средства наглядности: рисунки, репродукции, костюмы и т.д.

Поскольку соответствие требований программ подготовительной группы дошкольного учреждения и I класса является одним из важнейших условий обеспечения преемственности, следует считать обязательным для педагогов дошкольных учреждений знание программы I класса, а для учителей I классов — программы образовательно-воспитательной работы дошкольного учреждения.

21 стр., 10097 слов

«Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста»

... изучена методика формирования словаря детей. В связи с этим, темой нашей курсовой работы является: «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста ». Цель ... словаря детей рассматривается в двух аспектах. Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. В дошкольной ...

Преемственность в формах организации и методах обучения:

— отказ от жестко регламентированной направленности обучения в детских учреждениях (статичных поз на занятиях, расположения столов в ряд по типу школьных, ответы по поднятой руке, пресечение инициативных высказываний в дисциплинарных целях);

— максимальное обеспечение двигательной активности детей на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы;

— использование многообразия форм обучения «неурочного типа», включающих специфически детские виды деятельности на интегративной основе, объединение по подгруппам, организация деятельности кооперативного типа;

— создание развивающей предметной среды, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности;

— широкое использование методов, активизирующих у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, то есть элементы проблемности в обучении, дивергентные задачи, задачи открытого типа, имеющие варианты «правильных решений».

2.2. Развивающая работа, способствующая формированию психологической готовности к школе

Развивающая работа с детьми для формирования психологической готовности к школе имеет целенаправленный характер. Эта работа направлена на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста, формированию личностной и социально-психологической готовности к обучению в школе. Занятия проводятся нами в игровой форме, т.к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, в процессе выполнения упражнений, развиваются его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы.

Достижение этой цели возможно при реализации следующих задач:

  1. развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в школе;

  2. развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками;

  3. формирование устойчивой учебной мотивации, устойчивой самооценки;

  4. формирование произвольной регуляции своего поведения.

Методы, используемые нами:

1. Игра – через игру у детей пробуждается познавательный интерес, развиваются психические функции. Игровая деятельность – школа произвольного поведения. Чем больше дети играют, тем больше возрастает их способность подчиняться правилу.

2. Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка.

3. Изотерапия позволяет снять напряжение.

4. Музыкотерапия как дополнительное сопровождение для усиления воздействия, повышения эффективности других методов (психогимнастика, изотерапия).

5. Сказкотерапия.

6. Драматизация.

7. Проблемные ситуации.

2.3. Методические рекомендации по преемственности в обучении дошкольников и учеников начальной школы

Новые методики разрабатываются соответственно с возрастными особенностями дошкольников, их потребностью в игре, двигательной активности. Исходя из этого, в методических рекомендациях к работе со старшими дошкольниками и учениками первых классов широко используются дидактические игры, двигательные игры, наглядное моделирование разных количественных отношений, реальные практические действия. Разработка и экспериментальная проверка методик опираются на данные о психологической диагностике динамики общего интеллектуального развития старших дошкольников, а также на результаты изучения состояния их здоровья, работоспособности и утомляемости.

Мы считаем, что для воспитателя подготовительной группы особое значение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу. Этому способствуют индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т.д.

При этом мы ориентируемся на такие показатели:

— объем знаний и умений в соответствии с программой воспитания в детском саду;

— качество знаний: осознанность, прочность, запоминание, возможность использования их в самостоятельной деятельности;

— уровень умений и навыков учебной деятельности;

— степень развития познавательных интересов и способностей;

— особенности развития речи;

— положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом;

— уровень познавательной активности.

Успешность формирования учебной деятельности связана с уровнем развития ряда психических качеств ребенка. К таким качествам относятся:

— умение слушать воспитателя,

— работать по указаниям педагога,

— возможность отделять свои действия от действий других детей,

— развитие самоконтроля и др.

В подготовке к школе большое значение имеет правильная организация и целенаправленное развитие внимания детей в процессе обучения. Следует отметить, что учебная деятельность вообще невозможна без соответствующего уровня развития внимания. У детей старшего дошкольного возраста значительное место в деятельности занимает произвольное внимание. Ребенок способен сконцентрировать внимание на выполнении конкретного действия. В этом возрасте значительно увеличиваются объем и устойчивость внимания. Мы организуем учебную деятельность ребенка, учим его понимать задания, цели и условия выполнения познавательных заданий.

Дети старшего дошкольного возраста уже умеют, хотя и не в полной мере, сдерживать свои импульсивные действия. Игровая, учебная, творческая и трудовая деятельности характеризуются свободной регуляцией. Во время учебных занятий они проявляют организованное поведение. Ребенок целенаправленно решает поставленную перед ним задачу, достигает желаемого результата. При этом заметно проявляются такие волевые качества, как настойчивость, инициативность, самостоятельность. Получая задания от нас, ребенок пытается проявить свои силы, волю. Такая познавательная активность ребенка дает ему возможность в дальнейшем легче и лучше овладевать знаниями.

Основные направления в работе по обеспечению преемственности:

  1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.

  2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.

  3. Совершенствование форм организации и методов обучения в ДОУ и начальной школе.

Методическая работа. Изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы:

  • взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;

  • рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;

  • анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;

  • участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом комиссии на базе школы;

  • участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ;

  • совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы на базе ДОУ.

Работа с детьми, которую мы проводим:

  • организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;

  • организации выставок детских работ, вернисажей;

  • посещение театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ;

  • совместные эколого-валеологические походы;

  • посещение педагогами ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.

Работа с родителями, проводимая нами:

  • встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях;

  • анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника»;

  • организация работы «педагогической гостиной» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;

  • организация «Дня открытых дверей».

В этом учебном году у нас старшая группа, и уже на данном этапе планируем и проводим работу по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования. Обмениваясь опытом с педагогами начальной школы, ведем поиск оптимальных методов, приемов и форм работы по реализации преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Осуществляем тесное сотрудничество с методическим кабинетом по данной проблеме. Проводим родительские собрания, консультации, беседы для ознакомления родителей с информацией о том, как успешно обеспечить непрерывность и преемственность образовательного процесса «детский сад – школа». Активно сотрудничаем с психологом и медицинскими работниками с целью обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования с учетом психического и физического развития детей.

Таким образом, организация образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход наших выпускников-дошкольников к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Заключение

Преемственность — это связь, предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы детского сада на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны, опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы.

В ходе исследования в рамках данной работы был изучен теоретический аспект преемственности в обучении детей. Так было установлено, что детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит, помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психического развития ребенка, черт личности и поведения. Наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие детского сада и школы, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе предусматривает усовершенствование, прежде всего, содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы в детском саду, в частности в обучении их математике. Современная школа требует от ребенка, который начинает обучение в первом классе, высокой работоспособности, сложных форм умственной деятельности, сформированных морально-волевых качеств уже в дошкольные годы. Выполнение всех этих требований способствует повышению уровня общей готовности ребенка к школьному обучению.

Гипотеза исследования данной работы на основании анализа теоретического материала подтвердилась, реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей действительно обеспечивает высокий уровень готовности при поступлении ребенка в школу.

Успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Работа по организации преемственности, проводится педагогическими коллективами совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/preemstvennost-doshkolnogo-i-shkolnogo-obrazovaniya/

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. 230 с.

  2. Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б. Проблема готовности к школьному обучению. — М.: Просвещение, 1993. – 173 c.

  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480с.

  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М.: Академический Проект, 2000.- 184 с.

  5. Ганелин Ш.И. А.К. Бушля.: Преемственность учебно-воспитательной работы. — М.: Педагогика, 1955. — 215 с.

  6. Давидчук А.Н. Обучение и игра. – М.: Мозаика-Синтез. 2006. – 160 с.

  7. Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 3 — 18.

  8. Должикова Р.А., Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. М.: Школьная Пресса, 2008. — 126с.

  9. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание. – 2000. – №2. – C. 69 – 79.

  10. Доронова Т.Н., Гербова В.В. — Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, — М.: Просвещение, — 2006. – 191 с.

  11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез. 2008. – 192 с.

  12. Конобеева Е.А. Преемственность в формировании представлений о величинах у детей дошкольного и мл. школьного возраста. М.: Новая школа- 2001 – 97с.

  13. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Познаём мир и себя. Мн.: И.В.Ц. Минфина, 2002. — 259с.

  14. Леушина А.М. О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе // «Личность, образование и общество в России в начале XXI века С-Пб: ЛОИРО. – 2001. – 45с.

  15. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия ИЦ, — 2002. – 462 с.

  16. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 409 с.

  17. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.- Подготовительная группа. — М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА.-2008.-208 с.

  18. Попова Н.Я., Стаховская В.И., Сочнева А.В. О преемственности в обучении математике. М.: Новая школа, 1998. — 97с.

  19. После трех еще не поздно! (Как развивать математические способности ребенка 3-4 лет.) Методическое пособие. Мурманск: МГПИ. — 1999. — 84с.

  20. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.сост.Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н.- ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО».-Донецк: Истоки, 2018.-208 с.

  21. Подготовка к обучению грамоте. 6-7 лет: воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Авт.-сост. Савченко М.В., Сипачева Е.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф.- ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО».- Донецк:Истоки,2018.-80 с.

Приложение 1.

Дидактические игры, используемые для формирования психологической готовности к школе

Цель: развитие и корректировка у детей всех компонентов психологической готовности к обучению в школе.

Задачи:

  • развитие речи, внимания, памяти, мышления;

  • зрительно-моторной координации, мелкой моторики,

формирование интереса и положительной мотивации к обучению;

Игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Психолог (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.

Игра «Эхо»

Цель : развивать фонематический слух.

Перед игрой взрослый объясняет детям, что такое эхо. «Вы слышали когда-нибудь про эхо? » — спрашивает он. — «Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если вы попадете в горное ущелье и скажете: «Здравствуй, Эхо!» — то оно ответит вам так же: «Здравствуй, Эхо!» — потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого рассказа детям предлагают поиграть в игру, в которой они по очереди будут исполнять роль эхо, то есть они должны будут в точности повторять любой звук, который услышат.

В качестве материала воспроизведения предлагаются отдельные звуки, звукосочетания, слова и целые фразы.

Игра «Гусеница»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива.

Психолог: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между его спиной и своим животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по…(указывает маршрут).

Игра «Птицелов», Цель: расширять кругозор и словарный запас ребенка

Играющие выбирают себе название птиц, крику которых они могут подражать. Встают в крут, в центре которого — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке.

Птички весело поют,

Аи! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.

Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Указания к проведению. До начала игры ведущий группу разучивает с детьми крики различных птиц.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в крут, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы. На слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Правила игры. Ошибающийся выбывает из игры.

Игра «Зеваки», Цель: развитие у детей произвольного внимания.

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу «Стоп!» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закончиться, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.

Игра «Не пропусти растение», Цель: развитие у детей способности к переключению внимания.

Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.

Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза…

Игра «Четыре стихии», Цель: развитие у детей внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего выполняют движение руками.

Команда = Движение руками

  • «Земля» ( Дети опускают руки вниз)

  • «Вода» ( Вытягивают руки вперед)

  • «Воздух» ( Поднимают руки вверх)

  • «Огонь»( Вращают руками в локтевых лучезапястных суставах)

Игра «Ригу-рагу»

Выбирается ведущий игры. Он стоит перед играющими. У всех пальцы сжаты в кулаки. Ведущий трясет перед собой руками, сжатыми в кулаки, и приговаривает: «Ригу-рагу, ригу-рагу…» Затем высовывает большие пальцы, изображая рога, и называет, например: «Коза с рогами» или «Дом с рогами». Если названо животное с рогами, то все должны быстро таким же образом показать рога. Если названо животное без рогов или какой-то предмет, то дети не показывают пальцами рога. За ошибку платят фант. В конце игры фанты «выкупаются».

Указания к проведению. Перед началом игры ведущий группу должен познакомить ребят с различными животными, имеющими рога, рассказать о месте их обитания, показать на картинках.

Игра «Летит- не летит»

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего предмета или же не поднимет при назывании летающего — платит фант. В конце игры фанты «выкупаются».

Указания к проведению. Перед началом игры ведущий группу разбирает с детьми, кто летает, а кто — нет. Отдельно рассказывается о летающих птицах и насекомых (с показом их на картинках), о летающих предметах, сделанных руками человека (самолет, ракета), о летающих сказочных существах (при этом читаются соответствующие сказки).

Упражнение «Найди лишнее слово», Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков.

Педагог читает серию из четырех слов. Три слова в серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Задача детей — определить слово, которое является «лишним».

Примерные серии слов:

  • старый, дряхлый, маленький, ветхий;

  • храбрый, злой, смелый, отважный;

  • яблоко, слива, огурец, груша;

  • молоко, творог, сметана, хлеб;

  • час, минута, лето, секунда;

  • ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

  • платье, свитер, шапка, рубашка;

  • мыло, метла, зубная паста, шампунь;

  • береза, дуб, сосна, земляника;

  • книга, телевизор, радио, магнитофон.

Игра «Палочки»

Цель: развитие моторики ребенка

Палочки рассыпают на столе, участники игры по очереди выбирают их, но так, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, неосторожно выбирая палочку, пошевелил соседнюю, он выходит из игры. Кто из играющих взял больше палочек, тот и выиграл.

Правила игры. Чтобы рассыпать палочки на столе, надо сначала зажать их в кулаке, а затем быстро разжать пальцы.

Поднимать палочки можно рукой или уже взятой палочкой.

Палочки делают одинаковой толщины (до 5 мм) и длины (10 — 15 см).

На каждого играющего должно быть до 10 палочек.

Упражнение «Соберем портфель!», Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях., Педагог загадывает детям загадки о школьных принадлежностях:

  1. Если ей работу дашь –

(Ответ: резинка, ластик.)

  1. До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

(Ответ: ранец.)

  1. Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Ответ: мел)

  1. Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там, глядишь, — красота! (Ответ: цветные карандаши)

  1. То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я?.. (Ответ: тетрадь)

  1. В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след. (Ответ: ручка)

  1. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Ответ: книга.)

Игра «Первоклассник»

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность.

На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как быстро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.