1.1 Понятие прав человека
Понятие прав человека многоаспектно и принадлежит не только сфере позитивного права. Достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что сама правовая, законодательная формулировка прав человека получила широкое распространение лишь после Второй мировой войны, то есть во второй половине двадцатого века. Отдельные ценностные ориентиры, которые мы называем сейчас правами человека, конечно же, имели место и ранее, например в Великой хартии вольностей 1215 года, во французской Декларации прав человека и гражданина, в Конституции США 1787 года. Однако они, не имея подчас четкого механизма реализации и защиты, отражали не собственно правовую природу, а природу политического характера. Философская, идеологическая, религиозная нагрузка прав человека, безусловно, значительна, и в настоящий момент, однако, на первый план выходит необходимость уточнения правового понимания прав человека.
Рассмотрение прав человека через призму правового регулирования нельзя рассматривать как сугубо позитивистский подход. В самой правовой науке нет единого мнения по поводу того, что является субстанцией (основополагающим элементом) права, на основании которого можно построить его онтологию и познать истину о праве. Существующие типы правопонимания отдают приоритет тому или иному компоненту правовой сферы.
Для естественников центральным элементом правовой системы является некая «идея права», которая наполняется тем или иным содержанием. Абсолютной ценностью выступает человек, субъективное начало, автономность личности. Она понимается в качестве индивидуалистически истолкованной справедливости (субъектом права является и имеет права каждый. Сама идея прав человека появилась впервые в работах основоположников теории естественного права и их последователей.
Представители школы позитивного права рассматривают в качестве первоосновы (субстанции) правовых норм конкретные правила поведения, определенные в нормативном акте. Здесь на первое место выходит объективный момент правовой системы, не зависящий в своем существовании от индивидуальной воли. Категории субъективного права становятся производными от норм объективного права.
Для представителей социологического направления в понимании права центральным моментом стала цель правового регулирования, то есть те конкретные жизненные интересы и потребности людей, которые реализуются с помощью правовых средств. Таким образом, общим местом социологических концепций стало понимание права не как системы норм позитивного права или требований справедливости, а как системы реально складывающихся правоотношений, направленных на достижение целей взаимодействующих субъектов.
По римскому праву : «Правовое положение физических лиц по римскому праву»
... В праве Юстиниановской эпохи ограничения правоспособности и дееспособности женщины были ослаблены, но равноправия полов все-таки не было и тогда. В качестве обстоятельства, отражавшегося на правовом положении римского ... Римское право не знало соответствующих категорий, однако в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями. ^ Дееспособность человека ...
Отталкиваясь от вопросов правопонимания, можно прийти к выводу о необходимости изучения прав человека в совокупности различных аспектов: идеального права, позитивного права и конкретного правоотношения. Это позволяет нам выделять в структуре прав человека идеологическую основу, или содержание, состоящую из философских положений о сущности человека, его личности, утверждающую субъективное начало правового регулирования через признание самоценности личности. В этой же структуре находится позитивно-правовая форма объективирования и юридизации первого компонента в единстве общих и частных положений в нормах позитивного права. Наконец, нельзя игнорировать процесс реализации нормативных положений о правах человека в правоприменительных актах и совокупности правоотношений, складывающихся в социальном пространстве.
Права человека, как определенные нормативные положения, регулирующие поведение человека, социальных и иных групп, общества в целом, государства, его органов и должностных лиц, имеют не только позитивно-правовые аспекты. В этом смысле они выступают основополагающими идеями, так как, несомненно, не только оказывают непосредственное воздействие на поведение субъектов социальных отношений, но и являются ориентиром для дальнейшего развития общественных отношений в определенном направлении. Закрепление прав человека в нормативных актах, фиксация философских и идеологических воззрений в праве является одновременно итогом и направлением для дальнейшего развития общества и государства, так как любое явление связано с прошлым, определяющим его, и будущим, определяемым им. Кроме того, здесь мы видим не только развитие в масштабе времени, механизм которого определяется схемой «прошлое — настоящее — будущее». Очевидно развитие, выражающееся в качественном переходе из сферы философии и идеологии в сферу нормативно-правовых положений о правах человека.
С точки зрения права, значение прав человека далеко выходит за рамки обычных, «текущих» норм права, которые, по выражению Аристотеля, «могут быть такими или иными, вся нормативность, обязательность и сила которых заключается лишь в возможности их осуществления принудительной силой государства». Права человека имеют свои корни значительно глубже уровня позитивного права.
Для выделения заявленной выше философской, идеологической основы прав человека необходимо сравнение собственно правовой сферы и сферы этики, то есть системы философских взглядов, осмысленных и переработанных для применения в практической деятельности, а также сферы морали, представляющей собой систему обоснованных этикой и принятых в обществе норм поведения. Приведем несколько наиболее общих положений.
Этика и мораль должны рассматриваться одновременно в двух аспектах: во-первых, как система норм, регулирующих наряду с правом общественные отношения, и, во-вторых, как способ духовно-практического освоения действительности отдельным человеком. Именно в сфере морали индивидуальное сознание становится личностным, а сам индивид, которому адресуются моральные нормативы, — личностью. Таким образом, правовые нормы, закрепляющие права человека, переводят категорию личности из морали и этики в право, законодательно устанавливают ее ценность.
Человек и социум: мораль, право, справедливость
... и оформляется в соответствии со складывающимися в обществе нормами и правилами жизни. Все естественные физиологические процессы, с которыми связано существование человека - дыхание и питание, рождение и ... в целом. У людей есть свои права: кто-то их выполняет, а кто нет, но за невыполнение несет определенное наказание, которое установил всеобщий закон. "Мораль - это важничанье человека ... по интеллекту и ...
Конечной целью любой регулятивной системы является упорядочение поведения индивидов, исключение из их поведения отрицательно оцениваемых действий и, наоборот, стимуляция общественно полезных. Эффективность того или иного способа регулирования (правового, морального) определяется в зависимости от того, насколько эта цель достигается. Из данного положения следует сделать вывод о том, что в конечном итоге общество заинтересовано в правомерном и нравственном поведении индивида. При этом имеет значение преломление сознания человека в поведении. Наиболее эффективно воздействовать на поведение индивида возможно через осознание им и принятие в качестве должного общественных норм и ценностей, этот путь предпочтительнее также и в этическом смысле. Следует также согласиться с тем, что в ситуациях, связанных с ограничением прав и свобод человека и возложением мер ответственности, право и мораль (этика как теория и философия морали) взаимодействуют наиболее тесным образом.
Кроме того, нравственные нормы в отличие от правовых всегда императивны. Эту особенность подметил еще Л. Петражицкий, который говорил о том, что все различия права и морали, в сущности, сводятся к одному главному — к степени императивности нравственных импульсов и соответствующих им правовых норм, имеющих императивно-атрибутивный характер. «Императивность», по Л. Петражицкому, это сознание обязанности, долга, «атрибутивность» — притязание, сознание своего права. Право человека как притязание подкрепляется моральной (этической) и правовой обязанностью соблюдать его и имеет в своей основе эту обязанность.
Право и мораль (этику) нужно рассматривать как нормативно-ценностные системы в неразрывном единстве нормативно-регулирующей и ориентирующе-ценностной частей. Нормы морали (этики) содержат в себе в неразрывном единстве императивную и ценностную компоненты, право тоже имеет определенную ценностную ориентацию, закрепленную в основополагающих принципах права, которые, в свою очередь, имеют много общего с существующими в обществе моральными, этическими ценностями и приоритетами. Положения о правах человека — область, в которой наиболее тесно взаимодействуют право и мораль, что указывает на «общность ценностных приоритетов права и морали, существующую на самом «верхнем» уровне ценностной иерархии».
Формой любого субъективного права и прав человека как особого случая субъективного права являются нормы права объективного. Так, под нормой права понимается «общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленных на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников». Естественно, что и нормам о правах человека присущи все эти свойства, тем не менее, эти нормы имеют свою специфику.
Специфика прав человека состоит в том, что, будучи нормами учредительного характера, они имеют в себе элементы регулятивной функции (например, ст. 18 Конституции РФ в части того, что права человека являются непосредственно действующими, определяют смысл и назначение деятельности государственных органов всех ветвей власти); охранительной функции (создается правовая основа для охраны прав и свобод); на основе норм о правах человека и во исполнение их появляются в системе права нормы обеспечительные, определяющие гарантии осуществления прав человека.
Имущественные права несовершеннолетних и их охрана в гражданском праве
... включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Имущество, используемое в жизни несовершеннолетнего человека в качестве повседневных потребительских вещей, весьма разнохарактерно ( ... пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие этих детей с регистрационного учета по ...
Права человека закреплены в Конституции и являются нормами конституционного права, что связано со спецификой самого предмета правового регулирования, той группы общественных отношений, которые регулируются нормами конституционного права, и способа такого регулирования, который можно сформулировать следующим образом: «Она (конституция) интегрирует общественные отношения и одновременно «укрупняет» права и обязанности, трансформируя их в обобщенные оценки поведения применительно к отдельным видам субъектов». Кроме того, «конституционные нормы как бы переводят социальное в юридическое, социальные свободы в государственно-нормированные, государственно-защищенные возможности субъектов».
Определив нормы о правах человека как нормы конституционного права, следует отметить их значительную ориентирующую, целеполагающую нагрузку. Как верно замечено, «эти нормы не являются простым воспроизведением соответствующих общественных отношений… это также видение этих отношений». Таким образом, нормам конституционного права в первую очередь свойственна функция социально-нормативной ориентации.
Указанная выше особенность предопределяет также и то, что нормы Конституции по преимуществу приобретают действенность лишь через посредство норм специализированных отраслей права. По существу, нормы Конституции, и в частности нормы о правах человека, являются «правоположениями, которые лишь через посредство других правовых норм и лишь в сочетании с ними определяют поведение участников общественных отношений. Иными словами — это квазинормы, так как лишены самостоятельного регулятивного характера».
Центральным элементом любой регулятивной системы, обязательным компонентом любого социального отношения является субъект, то есть лицо, которое своими действиями оказывает непосредственное воздействие на возникновение и дальнейшее развитие общественных отношений. В сфере права субъект определяется как лицо, обладающее правами и исполняющее юридические обязанности. В сферу действия норм права включаются и такие субъекты, поведение которых ранее нормами права не регулировалось, которые находились «над» либо «вне» права. Речь идет прежде всего о государстве, его органах и должностных лицах. Это качество современной системы позитивного права отражается в концепции прав человека, важнейшим компонентом которой является защита личности от злоупотреблений государственной власти. Предпосылкой данного качества является глубокая философская, этическая детерминация прав человека, заключенная в сущности человеческой личности.
Человек является особым, специфическим субъектом права. Здесь присутствует сложная диалектика взаимоотношения юридической конструкции субъекта права (и прав человека как ее атрибута) и реального человека, личности. Это противопоставление является частным случаем, проявлением общего отношения между реально складывающимися общественными отношениями и нормами права, которые одновременно оказываются и определяемыми, и определяющими эти отношения. «Отношение между определяющими общественными отношениями и определяемыми нормами права нельзя понимать как простое отношение причинной связи или как функционально-логическое отношение. Опосредующим звеном между ними выступает воля, которая служит юридическим мотивом, трансформирующим действительность в право, объективно отраженное — в субъективное отражение. Последовательное развитие этой мысли приводит к выводу о том, что субъект права является феноменом в какой-то мере «искусственным» (в смысле приведенного выше отрывка — «субъективным»).
Понятие нормы права
... независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете ... правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права. Норма права отражает наиболее важные свойства общественных отношений, она приобретает способность быть их регулятором. Следовательно, норма права – это общеобязательное, формально определенное ...
Следовательно, его противоположностью в определенном смысле является человек, личность — явление «естественное», приобретающее в праве свое отражение в виде «человека как особого субъекта права», основой правового статуса являются права человека. Это положение является частным моментом диалектического противоречия философской (этической) основы прав человека, основанной на определенном понимании сущности человека, и норм позитивного права, оформляющих права человека.
По мысли современной гуманистической концепции государства и права «свободные индивиды — «материал», носители, суть и смысл права». В этом смысле «история права — это вместе с тем и история формирования и эволюции представлений о правах человека».
Необходимо отметить также, что в праве (и при определении правового статуса человека в частности) речь всегда идет лишь о некоем «абстрактном» человеке, «человеке вообще» или, выражаясь языком Г.В.Ф. Гегеля, «понятии человека», существо которого составляет «быть свободным». По мысли все того же Гегеля «в праве, как таковом, я получаю признание как данное лицо, само по себе взятое. Все пользуются таким признанием, и я пользуюсь признанием лишь потому, что все пользуются признанием, иначе говоря, я пользуюсь признанием лишь в качестве всеобщего, но содержанием этого всеобщего служит фиксированная единичность».
Такое рассмотрение права с точки зрения его субъективности порождает необходимость рассмотреть вопрос о том, что такое право с точки зрения того или иного субъекта, им обладающего.
Так называемое субъективное право — это изначально притязание. Притязание на признание этого права со стороны окружающих, на соответствующее признанию этого притязания поведение, на охрану своего притязания и на обеспечение его исполнения с помощью авторитета и силы государства. Любое право предполагает именно эти моменты — признание этого права со стороны окружающих, соответствующее этому праву поведение, то есть прежде всего соблюдение этого права, регулирование своего поведения с целью ненарушения права любого другого человека и, наконец, охрана права правомочным субъектом путем воздействия на всех остальных субъектов авторитетом или силой. Такое воздействие осуществляется с целью внешнего регулирования их поведения в соответствии с признанным правом. Право реализуется в том числе путем возложения на лицо, виновное в нарушении права, предусмотренных законом мер ответственности (комплексное воздействие на сознание и поведение субъектов права предполагает воздействие как в сфере «идеальной» — признание права, так и в сфере «реальной» — регулирование поведения с помощью механизмов перспективной (позитивной) и ретроспективной (негативной) ответственности).
«Правовое» признание притязания каждого человека на обладание правами оформляется последовательно в ходе, во-первых, правотворчества и, во-вторых, в ходе реализации права, в том числе его применения. То есть здесь мы говорим о собственно правовых формах существования прав человека. Иными словами, то притязание каждого, которое было обосновано философией и этикой, получает свое закрепление в правовой форме и в этой же форме реализуется.
Защита прав и свобод граждан
... курсовой работы являются отношения, возникающие в сфере владения и распоряжения правами и свободами граждан в РФ. Задачами данной работы является рассмотрение и изучение прав и свобод человека и гражданина, а так же их конституционное регулирование. Целью представленной курсовой работы послужил анализ прав и свобод, ...
Для определения понятия «субъективное право» необходимо рассмотреть вопрос о том, чем отличается собственно «правовое» притязание от «неправового», от притязания в сфере морали, политики и т.п. Основное отличие здесь заключается в том, что субъективное право имеет в своей основе норму права, то есть предписание всем остальным субъектам права соблюдать субъективное право, которым наделен тот или иной субъект. Таким образом, «признание права» закрепляется нормой права, издаваемой от имени государства, реализация права также происходит на основе норм объективного права, регламентирующих деятельность того или иного субъекта права. При этом происходит не только наделение субъективными правами, но определяются основания и пределы их приобретения и осуществления. Основой прав становится норма закона, а не произвол того или иного лица.
Противоположностью субъективного права является обязанность, то есть предписание норм права тому или иному субъекту регулировать свое поведение в соответствии с правами других лиц и нормами объективного права. Право и обязанность, будучи противоположными по содержанию, но одинаковыми по форме, находятся в неразрывном единстве, так как поодиночке они лишаются своего самого главного свойства — возможности реализации. Право, не обусловленное обязанностью другого лица либо не имеющее действенного и действующего механизма своей реализации, «повисает в воздухе», то же самое происходит и с обязанностью.
Теперь от вопроса определения того, что же такое право в смысле права субъективного, перейдем к рассмотрению «способов существования» такого права в форме позитивного права. На наш взгляд, можно выделить три таких формы:
1.Право как норма объективного права, закрепленная в том или ином источнике права, то есть право безотносительно конкретного субъекта. Эту стадию можно определить как объективную абстрактность субъективного права, которое содержится в потенции в норме объективного права.
2.Право конкретного субъекта как основа возникновения правоотношений, как характеристика правового статуса и правоспособности индивида. Эту стадию можно обозначить как субъективную абстрактность права субъекта, поскольку здесь имеется конкретный субъект, однако имеющееся право еще не обладает конкретным содержанием, заключающимся в предписаниях совершения определенных действий. Такое состояние характеризуется как абсолютное право (например, право собственности) и является предпосылкой возникновения конкретного правоотношения с четко определенным субъектным составом.
3.Субъективное право, являющееся содержанием данного, конкретного правоотношения. Это стадия самой высокой степени конкретности субъективного права, когда оно непосредственно вступает в действие и регулирует поведение участников правоотношения.
Изначальное право человека постепенно приобретает свою конкретизацию и в конечном итоге актуализируется в непосредственно складывающиеся общественные отношения. При этом несомненно, что первоначальное основное право накладывает определенный отпечаток как на регламентацию, так и на исполнение предписанных требований. Этот процесс можно назвать методологией правового регулирования, основанной на правах человека.
Классификация основных прав, свобод и обязанностей личности
... прав, свобод и обязанностей личности. Методологическая основа исследования:, Структура курсовой работы 1.1 Понятие и критерии классификации прав и свобод личности Центральное положение в конституционном праве занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Правовое положение человека и гражданина ...
Таким образом, права человека выступают в качестве основополагающих принципов правового регулирования общественных отношений, в которые вступает индивид, присутствуя идеально во всех стадиях процесса правового регулирования: от правотворчества до правоприменения. Это обстоятельство связано с методологической ролью философии, составной частью которой является учение о человеке и его неотчуждаемых правах. Выделение «идеи» прав человека, не выраженной непосредственно в объективированной форме писаных источников права, является основанием методологии правового регулирования, ориентированного на признание и защиту прав человека.
Права человека отражаются в нормах права, имеющих по сравнению с другими правовыми нормами ряд особенностей. Они в качестве целостного правового института входят в состав отрасли конституционного права и отвечают признакам конституционно-правовых норм. Одной из сущностных черт является их «квазинормативность», а именно то, что свое непосредственное действие такие нормы приобретают лишь с помощью норм специальных отраслей права, призванных на основе методологических положений о правах человека и норм конституционного права решать конкретные социально значимые задачи.
В основе правового статуса человека как особого субъекта права лежат права человека, закрепленные нормами конституционного права. Во многом благодаря обладанию такими правами, человек приобретает специфику своего правового статуса, однако необходимо помнить, что наделение человека правами является лишь следствием его (человека) особого положения в системе самых разнообразных социальных отношений. Таким образом, права человека, определяя и закладывая основы правового статуса особого субъекта права — человека, «незримо» присутствуют в каждом правоотношении, в которое вступает индивид.
Следовательно, концепция прав человека действенна не только на уровне законодательного регулирования общественных отношений, но и на уровне непосредственной реализации требований норм права в социальной практике. Причем не менее важно, чтобы правовая деятельность соответствовала общим положениям норм конституции и идее прав человека.
1.2 Права человека в российском законодательстве
Права человека и гражданина — важнейший институт современного конституционного права, необходимый элемент конституционного строя, призванный обеспечить достойную и безопасную жизнь человека, условия его самореализации во всех сферах общественной жизни.
Впервые права человека и гражданина были провозглашены Декларацией прав человека и гражданина, принятой во Франции Учредительным Собранием 26 августа 1789 года. В Декларации были четко сформулированы не только основные права и свободы человека и гражданина, но и фундаментальные условия их защиты и реализации. В последующем были приняты и признаны международным сообществом такие основополагающие документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки 1975 года, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года и другие документы, закрепляющие единый международный стандарт прав и свобод человека и гражданина и гарантии их обеспечения и соблюдения. К моменту принятия Кодекса 1996 г. в уголовном законодательстве России сложилась следующая система норм об охране политических, трудовых и иных прав и свобод граждан. 1) Преступления против политических прав граждан: ст. 132, ст. 133, ст. 134, ст. 137; 2) Преступления против трудовых прав граждан: ст. 138, ст. 139, ст. 139.1 (включена в Кодекс в 1985 г. [2]), ст. 140, ст. 140.1 (включена в Кодекс в 1991 г.); ст. 141. Редакция ст. 138, 140, 141 УК менялась в 1982 г.; 3) Преступления против личных прав и свобод граждан (как уже отмечалось, гл. IV УК 1960 г. называлась «Преступления против политических и трудовых прав граждан»).
Ограничение прав человека и гражданина в Российской Федерации
... которых субъекты могут использовать свои права и свободы. Ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.е. определение пределов свободы личности в обществе и государстве, - это, безусловно, один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства. Итак, следуя ст. 29 ...
Личные права и свободы граждан в заголовке указаны не были. Однако в доктрине уголовного права посягательства на личные права и свободы выделялись в качестве самостоятельной классификационной группы. Основанием для этого являлось наличие в рассматриваемой главе статей о преступлениях, выходящих за пределы политических и трудовых прав граждан. В некоторых работах эта группа именовалась «иные преступления, посягающие на основные права и свободы граждан». Это статьи: ст. 135, ст. 126, ст. 142 (исключенная из Кодекса в 1991 г.), ст. 143, ст. 143.1 (включена в УК в 1993 г.).
Конституция Российской Федерации исходит из того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2).
В соответствии с частью 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Одной из таких гарантий является защита прав и свобод человека и гражданина в уголовно-правовом порядке, предусмотренная ст. 136 УК РФ, которая закрепляет ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от перечисленных признаков. В связи с тем, что рассматриваемый состав находится в главе Уголовного кодекса «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», видовым объектом данного преступления являются общественные отношения, направленные на обеспечение закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь, непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие равенство указанных прав и свобод.
Нарушение равноправия гражданина может иметь место в различных областях жизни — политической, экономической, социальной. Поэтому представляется не совсем точным отнесение некоторыми авторами этого преступления к группе преступлений против социальных прав и свобод. То обстоятельство, что нарушения равноправия зачастую совершаются в сфере трудовых отношений, не предопределяет тем самым объекта этого преступления, но значительно суживает его. Статья 19 Конституции РФ провозглашает равенство граждан не только в сфере социально-экономических отношений, но и в любой сфере жизни, в том числе и политической.
Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации
... социального страхования являются: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав ...
Права и свободы человека и гражданина провозглашены не только Конституцией Российской Федерации, но и на более высоком уровне — Международным пактом о гражданских и политических правах, вступившим в силу в СССР 23 марта 1976 г, (далее — Пакт).
Статья 26 Пакта закрепляет, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
Кроме того, в соответствии с Пактом, каждое участвующее в нем государство, в том числе Российская Федерация, обязуется: а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве; б) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты; в) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.
В случае, если нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина повлекло нанесение существенного ущерба, факультативным объектом данного преступления могут быть общественные отношения по обеспечению здоровья, неприкосновенности личности и ее свободы. Необходимо отметить, что ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека, но только Федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С субъективной стороны нарушение равенства нрав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям — преступление всегда умышленное. При этом умысел может быть как прямым, так и косвенным.
При прямом умысле виновный осознает, что он нарушает равноправие граждан и что его действие (бездействие) является общественно опасным, предвидит причинение вследствие этого вреда, их правам и законным интересам и желает этого. При косвенном умысле виновный осознает общественную опасность нарушения равенства прав и свобод человека своим действием (бездействием), предвидит причинение вреда правам и свободам человека, однако сознательно допускает причинение такого вреда либо относится к этому безразлично.
Для наиболее полного представления о составе нарушения прав и свобод человека и гражданина необходимо рассмотреть мотивы и цели этого преступления, которые в данном случае могут быть различными. «Мотив — побуждение нарушить равноправие гражданина из-за недоброжелательного отношения к его полу, расе, национальности, языку». Как правило, мотивами при совершении указанного преступления являются неприязнь к другой расе, национальности и убеждениям лица, шовинистические или националистические мотивы, а также зависть, месть, корысть. При косвенном умысле специальный мотив зачастую отсутствует. Следует заметить, что мотив или цель не входят в состав преступления в качестве обязательных признаков, следовательно, их наличие не влияет на квалификацию, но должно учитываться при назначении наказания судом.
Субъектом преступления — нарушения прав и свобод человека и гражданина — может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, от которого в той или иной степени зависит решение вопроса осуществления человеком своих прав и свобод.
Законом от 8 декабря 2003 г. ст. 136 УК РФ приведена в новой редакции: «1. Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким- либо социальным группам, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет».
Частью 2 ст. 136 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав рассматриваемого преступления — нарушение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Защита прав и свобод человека и гражданина законом — необходимое условие функционирования и развития правового государства, которое, в свою очередь, выступает их надежным гарантом.
1.3 Права человека как ценность образовательного процесса
Несомненно, отправным, основополагающим документом для деятельности по образованию в области прав человека явилась Конституция России принятая в 1993 г. Современная правовая доктрина и Конституция России базируется на либерально-демократической концепции естественного права и равенства в прирожденных правах всех людей. Конституционные положения о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, являются мировоззренческим обоснованием всего процесса реформ, экономических свобод, политического плюрализма, правового государства, гражданского общества. Закрепленные в Конституции России права и свободы соответствуют общепризнанным стандартам. Президентом РФ Б.Ельциным был принят ряд Указов, содержащих косвенные положения о повышении правовой культуры, о распространении правовой информации и знаний о правах человека:
- Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1994 г. № 2131 «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях»;
- Указ Президента Российской Федерации 28 февраля 1995 г. № 228 «О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 6 июля 1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 9 апреля 1997 г. № 315 «О Годе прав человека в Российской Федерации» и др.
В 90-е годы формируются национальные институты по правам человека. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 ноября 1993 г. № 1798 была образована Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации в качестве совещательного и консультативного органа. Председателем Комиссии был утвержден известный правозащитник С.А.Ковалев. В 1996 г. Председателем был назначен д-р юрид. н. В.А.Карташкин. В 2002 г. его сменила Э.А.Памфилова. В 1996 г. Комиссией был подготовлен проект «Федеральной программы действий в области прав человека» (раб. группа С.А.Ковалева и В.И.Бахмина), а в 1999 г. проект «Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека» (раб. группа В.А.Карташкина).
Хотя оба документа не были приняты и не имеют легального статуса, однако они определили основные направления действий, в том числе и по образованию и просвещению в области прав человека. В 2004 г. Комиссия была преобразована в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
На основе Федерального конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Государственной Думой в 1998 г. был назначен первый омбудсман России О.О.Миронов. Средствами, указанными в законе, Уполномоченный способствует правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
В последующие годы своего пребывания в должности Уполномоченного по правам человека в РФ О.Миронов пытался в инициативном порядке подготовить проект федеральной целевой программы по правовому просвещению в области прав и свобод человека и затем представить на рассмотрение Правительства России. Однако разработка доктора философских наук Ю.И.Боканя, руководителя Московского центра глобальных мирокультурных стратегий, оказалась методологически несостоятельной и нереальной по многим параметрам.
Пришедший на смену О.Миронову в 2004 г. В.Лукин новую разработку проекта федеральной целевой программы, подготовленную Секцией просвещения в области прав человека Экспертного совета при Уполномоченном, даже не обсуждал и не рассматривал. Впоследствии инициативная группа разработчиков во главе с руководителем Санкт- Петербургского гуманитарно-политологического Центр «Стратегия» А.Ю.Сунгуровым, дополняя и совершенствуя проект, «перекочевала» под эгиду Комитета Государственной Думы по образованию и науке (А.В.Шишлов), а затем, после смены состава Госдумы в 2004 г., под патронаж Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (Э.А.Памфилова).
В ходе доработок вся проблематика прав человека была включена в более широкий проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2010 годы». Проект программы был представлен Президенту России В.В.Путину, который направил его в Правительство РФ. Итоговое заключение вынесло Минобразования России. Зам. министра А.Г.Свинаренко письмом № АС-457/03 от 4 мая 2006 г., возражая против программы «Гражданское образование.», отвечал: «Мероприятия в рамках предложенной программы отвечают основным положениям государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и практически являются воспитательной составляющей гражданского образования граждан России. В частности, разделом программы Минобрнауки России по деятельности органов государственной власти по использованию государственных символов России в патриотическом воспитании предусмотрен целый комплекс мероприятий по организации выпуска информационных методических сборников, проведению научно-практической конференции, конкурсов на знание государственной символики России и другое.
Исходя из вышеизложенного, Минобрнауки России считает, что основные положения проекта федеральной целевой программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2010 годы» будут реализованы в результате продолжения работы по указанным выше направлениям».
Таким образом, Минобрнауки России всю многообразную и широкую деятельность по гражданскому образованию и образованию в области прав человека свело к государственной символике и патриотическому воспитанию, которое, в свою очередь фактически является не патриотическим, а военно-патриотическим воспитанием. Так безрезультатно закончились все попытки гражданского общества побудить власть принять государственную программу образования в области прав человека в России.
Современное законодательство России в той или иной форме закрепляет принципы уважения прав человека, и во всех нормативных актах, касающихся различных прав и свобод человека, предусматривает знание участниками правоотношений этих прав. Так, например, ряд законов, регулирующих государственную службу, устанавливает, что государственная служба основана на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Эти законы предполагают, что государственный служащий знает права человека, обучен им.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ч. 1 ст. 9 устанавливает, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка», тем самым возлагая на участников этих правоотношений в первую очередь обязанность знать права ребенка и, во-вторых, не нарушать, не ущемлять эти права. Таким же образом построены и многие другие нормативные акты.
Современное национальное законодательство России признает приоритет норм международного права: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Это положение касается также универсальных и региональных договоров в области прав человека. Эти договоры являются в свою очередь правовой основой деятельности по информированию, просвещению и обучению правам человека.
Определенное отношение к образованию в области прав человека имела Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2004 г. № 665 реализация программы была досрочно прекращена в связи с ее низкой эффективностью.
Основные положения государственной политики в целом в области образования и воспитания определяются несколькими стратегическими документами, принятыми за последние пятнадцать лет:
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125- ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751;
- Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. (протокол № 47);
- Приоритетный национальный проект «Образование», запущенный Президентом России В.Путиным 5 сентября 2005 г.
Эти документы, ориентированные в первую очередь на решение организационных, институциональных, финансовых и других задач системы образования, касаются также и целей, содержания образования. Так Закон «Об образовании» устанавливает, что государственная политика в области образования основывается на таких принципах как «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» фиксирует, что система образования призвана обеспечить «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, формирование культуры мира и межличностных отношений…».
Некоторые федеральные ведомства и субъекты РФ реализовали ряд проектов имеющих косвенное отношение к образованию в области прав человека. В рамках Международного Года Культуры Мира Российская Комиссия по делам ЮНЕСКО и Бюро ЮНЕСКО в Москве реализовали проект «Культура мира в России — год 2000». Правительство Москвы реализовало в 2000 — 2004 гг. Программы «Москва на пути к культуре мира», «Москва многонациональная: формирование атмосферы межэтнической солидарности, культуры мира и ненасилия в столичном мегаполисе (2005-2007 гг.)». В Чувашской Республике реализована программа «Формирование установок толерантного сознания (2002-2005 годы)», в Татарстане — городская программа «Казань — город культуры мира». Программа «Толерантность» на 2006-2010 годы принята в Санкт-Петербурге. В Приморском крае (г. Владивосток) реализована краевая целевая программа «Правовое просвещение и образование в области прав человека на 2009-2011 годы», в Оренбургской области — Программа национальной политики на 2006-2010 годы. Программа развития политической культуры и гражданского образования населения на 2007-2011 годы принята в Пермском крае и другие.
В целом основные нормативные акты России в сфере образования, несомненно, создают все необходимые предпосылки для организации работы по образованию в области прав человека. И, более того, соответствуют общепризнанным положениям: «Всемирная конференция по правам человека подтверждает, что государства обязаны обеспечивать, чтобы система образования была направлена на укрепление уважения к правам человекам и основным свободам и что это должно быть отражено в политике в области образования как на национальном, так и международном уровнях.
Вместе с тем, для реализации провозглашенных норм, перевода высоких целей и задач в конкретные образовательные стандарты, программы, планы, учебно-методические материалы, учебные часы делается немного. Несоответствие между нормативными декларациями и фактическим положением дел с образованием в области прав человека — основное противоречие во всей системе формального образования.
В этом контексте внедрение проблем прав человека в систему образования представляется не просто набором организационных мероприятий и «продавливанием» пары подзаконных нормативных актов, а скрытой формой борьбы мировоззрений, ценностей, противостоянием социальных групп с различной ментальностью, что неизбежно уже выходит в плоскость осуществления власти, в сферу большой политики.
2.1 Анализ преподавания прав человека в общеобразовательной школе
Началом преподавания прав человека в российской школе следует считать 1989-90 гг., когда общая атмосфера демократического обновления в обществе побудила отдельных учителей начать по собственной инициативе занятия по правам человека (в основном в старших классах школы), не ожидая рекомендаций сверху. Сегодня российский школьник на разных ступенях обучения, в различных дисциплинах (в первую очередь в различных курсах обществознания), в том или ином объеме получает необходимые знания в области прав человека и прав ребенка. По опросу, проведенному Московской школой прав человека, 95,2% учащихся ответили, что в их школе изучаются права человека, права ребенка (опрошено 1200 человек).
Подобные документы
-
Права человека и гражданина. Гражданство в Древних Афинах. История создания Всеобщей декларации прав человека, ее значение. Развитие компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации гражданской позиции.
разработка урока [31,7 K], добавлен 31.03.2013
-
Проблема целостного изучения человека и его духовности как системообразующего элемента. Исследование психических закономерностей развития человека как целостности. Принцип персонификации образовательного процесса. Развитие метакогниции в учебном процессе.
реферат [24,6 K], добавлен 18.09.2009
-
Значение специальных знаний при освоении физической культуры. Организация преподавания физической культуры в высших учебных заведениях. Самовоспитание и самосовершенствование обучающихся физической культуре. Роль физической культуры в жизни человека.
дипломная работа [99,9 K], добавлен 07.07.2015
-
Обоснование сущности профессиональной социальной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. Анализ и комментарии к закреплению прав учащихся в нормативных документах. Профилактическая работа школы по защите прав ребенка.
курсовая работа [1,1 M], добавлен 28.11.2010
-
Формирование общих принципов к обучению информатике. Основные функции информатики и показатели качества образовательного процесса. Классификация форм и способов преподавания. Внедрение индивидуальных образовательных программ в Амангельдинской СШ №30.
дипломная работа [4,3 M], добавлен 16.06.2015
-
Влияние развития информационных и коммуникационных технологий на образовательный процесс. Тенденции развития технологий электронных коммуникаций. Новые возможности совершенствования процесса обучения в высших учебных заведениях Российской Федерации.
дипломная работа [621,9 K], добавлен 31.05.2016
-
Анализ и оценка экономического образования на современном этапе в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях. Связь экономической науки и образования, проблемы экономического образования в России и пути реформирования системы преподавания.
курсовая работа [78,7 K], добавлен 28.09.2009