Особенности организации физической культуры в ДОУ

Содержание скрыть

ВВЕДЕНИЕ, Одной из главной задачей нашей страны – формирование жизнеспособного подрастающего поколения.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. В первые годы жизни физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Связи между соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослых. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Физическое воспитание как система мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций, является приоритетной для всей воспитательной работы с детьми в ДОУ. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам. Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей является включение физической культуры в специально организованный педагогический процесс, который должен осуществляться грамотными специалистами — руководителями по физическому воспитанию.

1.РОЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

    1. Формирование двигательной активности в дошкольном возрасте.

      14 стр., 6620 слов

      Пути осуществления физического воспитания в советский период

      ... идей физического воспитания в советской педагогике. Цель: Проследить развитие идеи физического воспитания в советский период. Задачи: 1) Раскрыть роль физического воспитания в формировании личности ребенка во взглядах советских педагогов; 2) Охарактеризовать средства и методы физического воспитания в советский период; 3) Выявить актуальные идеи в советский период по физическому воспитанию детей, ...

Дошкольный возраст — наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, а в старшем дошкольном возрасте обладают богатым творческим воображением. При правильном руководстве это помогает им овладеть сложным программным матери­алом по развитию движений. К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, в некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаимосвязь процесса обучения с основными видами движений и развития двигательных качеств и способностей детей.

Отличительными особенностями дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время занятий должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны предоставляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу. При проведении физкультурных занятий основное внимание уделяется формированию двигательных умений и навыков, расширению двигательного опыта детей, развитию физических качеств и способностей, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей дошкольников.

В разных программах воспитания и обучения в детском саду содержатся требования к выполнению физических упражнений с учетом возраста, дается перечень физических упражнений, но объем знаний, который позволил бы сформировать общий способ действий при использовании группы однородных движений, не определен. Основные движения относятся к прикладным двигательным действиям, они широко используются ребенком для решения двигательных задач в игровой и практической деятельности. Каждое такое движение можно выполнить различными способами, из которых лишь некоторые будут целесообразными для успешного решения двигательной задачи в конкретной ситуации. Неслучайно П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что задачи «физического образования будут состоять в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучаться с возможно меньшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично». Вызывает сомнение, что дошкольник может самостоятельно открыть способы, запечатленные в общественно-историческом опыте человечества, а путь «проб и ошибок» длителен и требует значительных затрат физических сил. Кроме того, «если ребенок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически — он не сумеет применить данный метод к частному случаю. Это положение остается справедливым как относительно умственного, так и относительно физического развития» .Следует помнить, что физкультурное занятие — форма работы, обеспечивающая передачу детям опыта целесообразного и здоровьесберегающего выполнения движений.

36 стр., 17834 слов

Импровизация как способ развития творческого потенциала у детей ...

... социального танца ("грязных танцев") и поиска новых движений, но ... детей младшего школьного возраста на занятиях по современной хореографии через импровизацию. Объект, предмет и цель обусловили задачи ... психологических наук, танцевально-двигательный терапевт, преподаватель импровизации, ... отвечают Актуальность данной работы заключается в ... имеет сценической ценности как произведение искусства. Этот ...

1.2 Задачи физкультурного занятия.

оздоровительных, воспитательных и образовательных.

Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Оздоровительные задачи, Воспитательные задачи., Образовательные задачи

1.3 Условия достижения оптимальной двигательной активности детей во время занятий по физической культуре.

Для достижения оптимальной двигательной активности детей необходимо: — запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность двигательной активности; распределять ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности, индивидуальных возможностей; — осуществлять планирование программного содержания занятий в течение всего года с учетом уровня развития двигательной активности детей;

  • поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения задач, самостоятельного выполнения упражнений;
  • при подготовке к занятию продумывать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей;
  • предусматривать достаточную площадь, рациональное размещение пособий, выполнять санитарно-гигиенические требования, выбирать одежду и обувь;
  • во вводной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четкие лаконичные указания, мать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой;
  • во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание;
  • продумывать названия упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т.д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово).

Методические приемы, необходимые для активизации двигательной деятельности детей на физкультурном занятии:

  • рациональное использование физкультурного оборудования (оборудование должно быть максимально обыграно);
  • включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный);

лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

  • активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);
  • создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;
  • использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление, а также во время хорошо знакомых детям двигательных заданий;

вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

4 стр., 1625 слов

Методические принципы физического воспитания и их реализации ...

... принцип доступности в практике физического воспитания студентов предусматривает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических ... занятии — 1—8 чел. (за исключением некоторых спортивных игр). В практике работы по физической ... упражнениях, характеризующих их физическую подготовленность: в скоростно-силовых упражнениях, в упражнениях «на выносливость» и силу основных мышечных групп. ...

Важным показателем эффективности физкультурного занятия является двигательная активность, которая может удовлетворить потребность детей в движении.

2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МДОУ.

2.1. Учебная работа – физкультурные занятия.

Основным видом учебной работы являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различно для детей раннего возраста, младшего дошкольного, среднего и старшего. Это обусловлено особенностями развития детей, степенью их физической подготовленности и самостоятельности, зависит от распределения общего бюджетного времени в режиме дня. Начиная со второй младшей группы, планируются по три занятия в неделю. Их продолжительность в младшей группе составляет не менее 15 минут, в средней группе – не менее 20 минут, в старшей группе – не менее 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. При наличии у детей спортивной одежды и отсутствии медицинских противопоказаний одно из трех физкультурных занятий в старшей и подготовительной группах следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Для регионов средней полосы в зимнее время года физкультурные занятия на участке так же, как и прогулку детей 5–7 лет, не проводят при температуре воздуха ниже –20° С и скорости ветра более 15 м/сек. В теплое время года при благоприятных погодных условиях максимальное число занятий рекомендуется проводить на открытом воздухе. Возможны разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

  • занятия по традиционной схеме;
  • занятия, состоящие из набора подвижных игр большой средней и малой интенсивности;
  • занятия – тренировки в основных видах движений;
  • ритмическая гимнастика;
  • занятия–соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
  • занятия–зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы;
  • сюжетно–игровые занятия и т.д.

2.2. Физкультурно–оздоровительная работа в режиме дня – утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка.

К физкультурно–оздоровительной работе относятся утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности.

14 стр., 6787 слов

Особенности воспитания детей игрой

... занятия с предметами-орудиями); Н. П. Волкова (раскрыла влияние образной игрушки на игры детей); В.А Гелло (определил роль игры в воспитании положительного отношения к школе); З.В. Лиштван (определил воспитание дружеских отношений в игре); ... Воспитание ребёнка Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие- через физические упражнения, интеллектуальное ...

Продолжительность утренней гимнастики в 1 младшей группе – 4–5 мин, во 2 младшей группе – 5–6 мин, в средней группе – 6–8 мин, в старшей группе – 8–10 мин, в подготовительной группе – 10–12 мин.

Оптимальное место проведения утренней гимнастики в теплое время года – игровые площадки группы, в холодное – помещение группы. В зависимости от температуры окружающего воздуха, дети занимаются в облегченной одежде или трусиках.

В оздоровительный комплекс утренней гимнастики, помимо общеразвивающих упражнений, включают дыхательную гимнастику, специальные упражнения для укрепления мышц спины и стопы, оздоровительный бег разной интенсивности в течение 3 мин. Особое внимание уделяется совершенствованию функций внешнего дыхания, для чего детей учат сочетать движение с вдохом и выдохом, включать так называемые «дыхательные упражнения» с произношением звуков и слогов, уделять внимание формированию правильного носового дыхания. На оборудованной спортивной площадке с травяным покрытием используют элементы босохождения.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

На участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту детей.

Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

подвижные игры,

В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбола, баскетбола, городки, бадминтона, настольного тенниса, футбола, хоккея. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения).

9 стр., 4285 слов

Деятельность в психологии

... пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, ... направлены и стереотипны. Как показывают исследования по психологии детства, случайный контакт раздражителя с поверхностью ладони ... (крик, моргание) являются врожденными. Двигательное развитие ребенка связано с преобразованием, безусловно, рефлекторной регуляции движений ...

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Очень подвижных детей он привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры.

Правильное сочетание различных видов ежедневных занятий физическими упражнениями и подвижными играми помогает обеспечить рациональную двигательную активность детей.

Освоение материала программы на занятиях является основой для всех физкультурно–оздоровительных мероприятий и самостоятельных упражнений и игр детей.

При планировании утренней гимнастики, физических упражнений и игр на прогулке, а также физкультурной минутки важно согласовать их содержание с учебным материалом занятий, учесть характер деятельности детей в разные отрезки дня, обеспечить вариативность выполнения упражнений в нестандартных условиях в целях совершенствования двигательных умений и навыков, развития двигательных качеств.

2.3.Активный отдых – физкультурный досуг, физкультурные праздники, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), дни здоровья.

Планирование содержания активного отдыха дошкольников опирается на следующие требования:

  • оно должно строиться на использовании достаточно усвоенного детьми материала;

-удовлетворять их интересы, способствовать поддержанию хорошего настроения, доставлять детям радость;

-давать каждому ребенку возможность проявлять свои способности и умение дружно действовать в коллективе сверстников;

  • приобщать детей к деятельности соревновательного характера;
  • побуждать к самостоятельности и творческому использованию приобретенных знаний, умений, навыков.

Активный отдых дошкольников складывается из физкультурного досуга, физкультурных праздников, пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм) и дня здоровья. Физкультурный досуг – один из видов активного отдыха – рекомендуется проводить 1–2 раза в месяц. Длительность физкультурного досуга 20–45 мин (в зависимости от возраста детей).

Во время физкультурного досуга необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Важно подбирать материал так, чтобы каждый ребенок использовал свой двигательный опыт, проявлял творчество, умел преодолевать препятствия. Во время физкультурного досуга дети участвуют в интересных, увлекательных играх, забавах, аттракционах, соревнуются в ловкости, быстроте, силе, выносливости, танцуют, отгадывают загадки, поют. При проведении досугов надо стремиться к созданию атмосферы дружелюбия, веселья, неподдельной радости, обстановки, в которой дети выполняли бы задания непринужденно, с удовольствием. Очень важно при подборе заданий учитывать индивидуальные особенности и подготовленность отдельных воспитанников. Детям, слабее владеющими двигательными навыками, следует предлагать задания доступные, соответствующие их возможностям. Необходимо, чтобы все дети активно участвовали в играх и упражнениях. К проведению досугов следует готовиться заранее: отобрать содержание, составить программу, продумать организацию. В теплое время года целесообразно организовывать пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

10 стр., 4702 слов

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении ...

... ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере. Индивидуально-дифференцированный подход нацелен в ... занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей; обсуждаем результаты совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной ...

Прогулки по маршруту и экскурсии организуются 1 –2 раза в неделю в парк или лесопарковую зону. Во время их проведения контролируется соответствие погоде обуви и одежды, в солнечную погоду обязательны панамки. Продолжительность прогулок или экскурсий для детей старшего дошкольного возраста не превышает 30 – 40 мин в один конец. Длина пути для 6 – 7 – летних детей составляет не более 1,5 – 2,0 км в один конец, для детей 4 – 5 лет – не более 1,0 – 1,5 км. После каждых 10 – 15 минут пути устраиваются остановки для отдыха продолжительностью 5 минут. По прибытии в парк детям раздают физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи) для активной деятельности. Используются также доступные подручные материалы. Кроме того, с детьми проводятся подвижные игры. Перед возвращением осуществляется переход к более спокойной деятельности Экскурсии организуются с целью наблюдения за окружающей природой. Исходя из решения воспитательно–образовательных задач, экскурсии повторяются в одни и те же места. На конечном пункте делается привал на 20 30 мин. Во время отдыха проводятся необходимые наблюдения за живой природой, беседы, дидактические игры, дети вместе с воспитателем собирают отдельные виды растений. При организации прогулок по маршруту или экскурсий воспитатель обеспечивается питьевой бутылированной водой для детей, одноразовыми стаканчиками и медицинской аптечкой. Физкультурные праздники являются своеобразной формой показа достижений детей в различных видах движений, в проявлении таких качеств, как ловкость, быстрота, ориентировка в пространстве, инициативность, настойчивость, находчивость, смелость. Физкультурные праздники дошкольников могут проходить в виде соревнований между группами, перемежающимися веселыми играми, плясками, песнями, отгадыванием загадок, аттракционами. Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими переживаниями, вызывает приподнятое настроение, надолго остается в памяти. Физкультурные праздники в детском саду целесообразно организовывать не менее 2 раз в течение года: в середине года – зимний праздник (его, как правило, связывают с проводами зимы); летний праздник можно провести в период выпуска детей в школу или приурочить ко Дню физкультурника, Дню защиты детей. Физкультурные праздники следует организовывать на открытом воздухе и лишь в отдельных случаях – в физкультурном зале, бассейне. Длительность праздника не должна превышать полутора часов. Содержание программы праздника зависит от сезона года, от условий, в которых он будет проводиться, а также от подготовленности детей, от творчества и фантазии взрослых, принимающих участие в подготовке. В программе зимнего праздника должны преобладать физические упражнения и игры, характерные для зимних условий (катание с гор на санках, ледянках, элементы игры в хоккей, игры–эстафеты на льду, на снегу и т.п.).

29 стр., 14110 слов

Использование дидактических игр в работе по автоматизации звуков ...

... звукопроизношения у дошкольников; - экспериментальное исследованиеиспользования дидактических игр в работе по автоматизации звуков у дошкольников; - обобщение и систематизирование полученных сведений; - разработать рекомендации для родителей, воспитателей и логопедов по использованию дидактических игр в работе ...

Летний праздник включает различные веселые игры, соревнования в беге, прыжках, метании, катании на велосипедах, самокатах, роликах; упражнения с мячами, скакалками и другими предметами; элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон), игры–эстафеты, веселые аттракционы (бег в мешках, перетягивание каната и др.).

Сценарий физкультурного праздника следует продумывать и составлять заранее. В нем предусматривается такое чередование разнообразного материала, которое обеспечит достаточную физическую и эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными возможностями и подготовленностью детей. Подготовка к физкультурному празднику, как и к любому другому, должна вестись в процессе всей работы с детьми. Игры, упражнения, разнообразные построения разучивают постепенно на физкультурных занятиях, во время прогулок и повторяют на утренней гимнастике. Однако некоторые игры, аттракционы могут быть включены в программу праздника без предварительного ознакомления с ними, как сюрпризный момент. При этом следует стремиться к тому, чтобы движения, на которых основаны эти игры, были сравнительно легки для выполнения. Например, проведение с небольшой группой детей таких игр–аттракционов, как «Кто скорее переоденется?», «Бег в мешках», «Кто скорее?» (бег в больших галошах с зонтиком), вносит оживление, доставляет радость, удовольствие не только их участникам, но и всем присутствующим на празднике. При подготовке к празднику назначается ведущий из взрослых (воспитатели, родители), продумывается порядок участия разных групп, команд детей, а также взрослых. Ведущий должен стремиться к тому, чтобы праздник проходил живо, интересно. Он поддерживает активность всех детей, эмоциональную атмосферу. Старшим дошкольникам доступны и интересны несложные командные соревнования. Важно приучать их сопереживать успехам и неудачам друг друга, поддерживать хорошие взаимоотношения с товарищами. Следует заранее продумать формы поощрения детей. Наиболее целесообразны в воспитательном отношении коллективные награды. Они помогают сплочению детей, воспитанию у них чувства дружбы и коллективизма. Дети должны активно участвовать в подготовке к физкультурным праздникам. Они вместе с воспитателями и родителями могут приготовить различные поделки для украшения площадки, зала, где будет проходить праздник, расчистить площадку, залить каток, ледяные дорожки, горку, помочь взрослым подготовить костюмы для отдельных персонажей, расставить различные пособия и т. п.

В режим детской жизни, как форма физкультурно–оздоровительной работы, входит День здоровья. Его рекомендуется проводить не реже 1 раза в квартал. В этот день отменяются все учебные занятия, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В теплое время года вся жизнь детей выносится на открытый воздух, в холодное – пребывание дошкольников на открытом воздухе по возможности удлиняется. В День здоровья организуются простейшие туристские походы, прогулки за пределы участка детского сада: на стадион, в парк, в лес, на луг, к реке, озеру, на берег моря и т. п. Во время пеших походов наиболее целесообразно продвижение в одну сторону в течение 30 – 40 мин. Общая продолжительность похода не должна превышать 2 – 2,5 ч. На привале в соответствии с целью похода либо организуется активный отдых (игры и упражнения в природных условиях, загорание, купание, игры–забавы), либо осуществляется ознакомление детей со знаменательными местами, с событиями, со знаменитыми людьми родного города, села, поселка, с представителями разных профессий и т. п. Воспитатель со своими помощниками (не менее двух взрослых: няня, медсестра, заведующая детским садом, кто–либо из родителей, старшие сестры и братья) заранее продумывают маршрут и содержание похода, готовят вместе с детьми необходимое оснащение (рюкзаки, корзины, пакет неотложной медицинской помощи, фляга с питьем и т. п.), соответствующую одежду, обувь, головные уборы – желательно яркие, одного цвета для всей группы, чтобы легко было отличить своих, эмблемы, отличительные флажки для дежурных, обеспечивающих безопасность перехода через проезжую часть улиц, дорог. Желательно проводить поход в виде увлекательной тематической игры, одной из задач которой является развитие навыков самоорганизации, таких качеств, как дисциплинированность, дружелюбие, чувство товарищества. В День здоровья целесообразно организовывать несложные соревнования (например, «Самые ловкие, быстрые», «Мы молодцы – мы выносливые», «Веселая гимнастика», «Поиграем вместе с мамой (папой, бабушкой и дедушкой)», «Встречаем наших друзей – воспитанников соседнего детского сада, школьников, юных спортсменов, шефов»).

27 стр., 13398 слов

«Подвижные игры как средство двигательной активности детей ...

... подвижных игр на двигательную активность у детей 6-7 лет. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования поможет в решении оздоровительных, ... состояния ребенка. В последние годы проведено значительное число экспериментальных работ, в которых изучалась суточная двигательная активность дошкольников, велись поиски наиболее рациональных двигательных режимов. ...

Соревнования должны быть тщательно организованы, обеспечены объективным и справедливым судейством. На примере улучшения результатов в ловкости, выносливости, силе, быстроте и в технике движений разных видов следует показывать и пояснять детям роль систематического повторения упражнений, значение таких качеств, как упорство, настойчивость. Несмотря на игровую форму соревнований, дошкольников приучают к серьезному и ответственному отношению к ним, полному и осмысленному проявлению физических и волевых усилий.

2.4. Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Не следует забывать, что, несмотря на высокую эффективность вышеперечисленных мероприятий, самостоятельная двигательная деятельность детей остается одним из важнейших элементов режима дня. Данный вид деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДДУ, но в большем объеме он реализуется во вторую половину дня. Для обеспечения достаточной двигательной активности детей широко используются оборудование спортивных площадок, физкультурные пособия на участках, велосипеды, самокаты, роликовые коньки, мячи, скакалки, такие игры, как серсо, кегли, кольцеброс, городки. Один из основных видов деятельности детей дошкольного возраста на прогулке – сюжетно–ролевая игра, а также игры в «лошадки», «прятки», «жмурки», «догонялки», всевозможные игры с мячом – «штандер», «поймай мяч», футбол, волейбол. На активную двигательную деятельность в режиме дня выделяется не менее 3,5 – 4 ч в день. При самостоятельной двигательной деятельности дети в значительной степени сами регулируют свою физическую нагрузку, сменяя более интенсивные движения менее интенсивными и делая паузы. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов детей. Однако воспитатель внимательно следит за состоянием детей, осуществляя индивидуальное руководство их деятельностью. Некоторым детям он предлагает отдохнуть, предупреждая чрезмерное их перегревание и усталость; малоподвижных, наоборот, побуждает к движению. Детям с низким уровнем физической подготовки воспитатель помогает в освоении сложных движений, вселяя в них уверенность в своих силах, если надо, предлагает свою помощь в трудные для них моменты. Деятельность детей все больше насыщается играми и упражнениями, требующими интенсивного движения, проявления ловкости, быстроты, самостоятельного выбора способа действия, определенных волевых усилий, смелости, находчивости.

Активная двигательная деятельность наиболее целесообразна во время прогулок как утром, так и вечером. Воспитатель следит за тем, чтобы на прогулке дети играли в разные игры: подвижные, строительные, сюжетно–ролевые, чтобы они участвовали в спортивных играх. Для развертывания самостоятельной двигательной деятельности необходимо иметь достаточное количество скакалок, мячей, обручей и др. Для упражнений с этими предметами отводятся определенные места, чтобы дети не мешали друг другу. Движения, которые дошкольники используют в самостоятельной деятельности, становятся значительно разнообразнее и сложнее: включаются бег с ловлей и увертыванием, метание, лазанье, прыжки. Утром до завтрака возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Нередко такие игры насыщены весьма интенсивными движениями. Хорошими средствами организации детей, введения их в обычный ритм являются подготовка к утренней гимнастике и участие в ней. В утреннее время педагогу удобно уделить внимание и отстающим в движениях воспитанникам. Учитывая их индивидуальные особенности, с одними он играет в мяч, другим показывает приемы прыжков со скакалкой и т.д. В старшей группе дети уже могут самостоятельно организовывать хорошо знакомые им подвижные игры («Ловишки», «У медведя во бору»), упражнения и спортивные игры (баскетбол, футбол, бадминтон).

Педагог предлагает детям самостоятельно объединяться в небольшие группы для подвижной игры по интересам, помогает выбрать ведущего, напоминает правила, поощряет продолжение начатой игры, стимулирует участие в ней спокойных, застенчивых воспитанников. Необходимо заботиться о целесообразной смене разных видов деятельности, активизации одних детей и снятии излишнего возбуждения у других. Руководство всеми видами двигательной активности детей воспитатель сочетает с формированием у них нравственно–волевых качеств, положительных форм взаимоотношений, развитием речи, умственным и эстетическим воспитанием.

2.5.Работа с семьей.

Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и увлечений. Об этом воспитатель должен постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Содержанке занятий родителей с детьми во многом зависит от их общих интересов, желания заниматься теми или иными подвижными и спортивными играми и упражнениями, участвовать в тех или иных состязаниях. Однако родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными. Необходимо разъяснять им значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми, исходя из особенностей их развития, теми упражнениями, которые получаются хуже.

Советы по дозировке упражнений педагог дает с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников, подчеркивает, что необходимо учитывать самочувствие ребенка. Родителям не следует стремиться к нагрузкам, значительно превышающим те, которые указаны в программе. Важно, чтобы тренированность ребенка возрастала постепенно.

Для предупреждения у ребенка переутомления от активных занятий физической культурой родителям следует вести контроль за его самочувствием (сон, аппетит, частота пульса, желание упражняться).

Вялость, раздражительность, плохой аппетит, беспокойный сон, слабость, головокружение – симптомы непосильной физической нагрузки. При их появлении нагрузку нужно снизить. В то же время надо иметь в виду, что тренировочный эффект имеют лишь те занятия, в которых дети испытывают некоторое утомление, где им приходиться проявлять определенные волевые усилия, настойчивость.

Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к детям, во взаимосвязанной работе дошкольного учреждения и семьи. Занятия физкультурой дома представляют собой форму индивидуальной работы родителей с детьми. Она осуществляется на основании рекомендаций и методических советов воспитателя, предлагаемых в виде заданий на дом.

Гармоничное развитие ребенка невозможно без обеспечения адекватной двигательной активности. Упражнения скелетных мышц обеспечивают поддержание высокого уровня обменных процессов, что повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, инфекции, позитивно влияет на регуляцию физико–химических процессов в тканях. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, внимания, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности и выработке характера.

Известно, что общая двигательная активность должна составлять не менее 50% от суточного времени или 70 – 80% от времени пребывания в ДДУ. Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневные занятия ребенка физической культурой.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В МДОУ С. ЯСТРЕБОВКА

3.1. Подготовка исследования.

Было проведено исследование на базе МДОУ с.Ястребовка Марксовского района Саратовской области, с детьми младшей и старшей группы в количестве 15 человек.

Цель исследования: выявить особенности организации физкультурно-оздоровительной системы в дошкольном учреждении.

Задачи исследования:

1. Определить исследования различных форм двигательной деятельности в режиме дня дошкольного возраста.

2. Проведение и анализ результатов эмпирической части исследования.

3. Выявить влияние организации физкультурно-оздоровительной системы в МДОУ с.Ястребовка на детей., Далее определены методы исследования.

1. Общая характеристика форм физкультурно-оздоровительной работы и их использование в режиме дня.

2. Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания.

3. Анкетирование родителей.

4. Беседа с родителями.

3.2. Проведение исследования.

С целью выявления организации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ с.Ястребовка Ммною была использована работа О.А. Скорлуповой «Контроль как один из этапов диагностики физкультурно-оздоровительной работы». Контроль предназначен для оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста. В период с младшего возраста до старшей группы в течение дня. Во время исследования присутствовали: воспитатель, медицинский работник, инструктор физкультуры помогавшие и поддерживающие дисциплину.

Исследование проводилось в групповой форме в

Для определения уровня физической работы ребенка. Упражнения были подобраны с учетом возрастных особенностей, программы, физического развития ребенка, состояния здоровья, физической подготовленности (Таблица 1, 2).

Таблица 1

Физкультурные праздники: 60 – 90 минут – 2–3 раза в год

Таблица 1

6 – 8 мин

Зал, группа, музыкальный зал

Воспитатель

Ежедневно. В теплое время года – на открытом воздухе. Комплекс составляется на 1–2 недели. Включение дыхательных упражнений обязательно.

2

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

2 раза в день (на утренней и вечерних прогулках)

20 – 25 мин

Площадка

Воспитатель

На прогулке используется 1 подвижная игра, 2 игровых задания упражнения (закрепление основных движений).

3

Физкультурное занятие

2 раза в неделю 20 – 25 мин

Зал, площадка

Воспитатель

Занятия могут проводиться по подгруппам

4

Бодрящая гимнастика

После дневного сна

6 – 8 мин

Группа, спальня

Воспитатель

Используются коврики для босохождения

5

Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе

Ежедневно

Группа

Воспитатель

Под руководством воспитателя. Продолжительность и содержание варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

6

Физкультурный досуг

20 – 30 мин

Зал

Воспитатель

Проводится 1 – 2 раза в месяц

7

Физкультурный праздник

30 мин

Зал, площадка

Воспитатель

Проводится 2 – 3 раза в год

8

День здоровья

Группа, площадка, зал

Воспитатель

Не реже 1 раза в квартал. В этот день отменяются все остальные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями

Использование различных форм двигательной деятельности в режиме дня детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)

№ п/п

Формы

Время в режиме дня

Место проведения

Кто проводит

Особенности организации

1

Утренняя гимнастика

Утро

8 – 10 мин

Зал, группа, музыкальный зал

Воспитатель

Ежедневно. В теплое время года – на открытом воздухе. Комплекс составляется на 1–2 недели. Включение дыхательных упражнений обязательно.

2

Физкультминутки

Во время занятий 1 – 3 мин

Группа

Воспитатель

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий могут проводиться 1 – 3 раза по 1 – 2 мин.

3

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

2 раза в день (на утренней и вечерней прогулках) 25 – 30 мин

Площадка

Воспитатель

На прогулке используется 1 подвижная игра, 2 игровых задания упражнения (закрепление основных движений).

Могут использоваться спортивные игры и упражнения

4

Бодрящая гимнастика

После дневного сна 8 – 10 мин

Группа, спальня

Воспитатель

Используются коврики для босохождения

5

Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе

Ежедневно 30 мин

Группа

Воспитатель

Под руководством воспитателя. Продолжительность и содержание варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

6

Физкультурный досуг

30 45 мин

Зал

Воспитатель

Проводится 1 – 2 раза в месяц

7

Физкультурный праздник

30 – 40 мин

Зал, площадка

Воспитатель

Проводится 2 – 3 раза в год

8

День здоровья

Группа, площадка, зал

Воспитатель, врач

Не реже 1 раза в квартал. В этот день отменяются все остальные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями

3.3 Диагностика физкультурно-оздоровительной работы, В начале нашего исследования:

По диагностической карте «Физическое развитие» можно проследить организацию оздоровительной работы в детском саду. Возраст детей средний и старший дошкольный возраст.

Так в среднем возрасте проходил адаптационный период ( перевод из ясельной группы), дети часто болели. Благодаря физическим упражнениям и хорошей организации физкультурно-оздоровительного досуга, легко прошел адаптационный период. Стали активно с интересом выполнять физические упражнения, радоваться успехам, общие показатели основных движений улучшились, хорошо овладели навыками: ползание, лазание, бросание, метание, ловля.

После проведения физкультурно-оздоровительной работы мы видим улучшение состояния физического здоровья. Подведя итоги диагностирования мы сделали вывод, что в среднем дошкольном возрасте результаты физического развития оказались следующими: 15 человек – 100%.

  • Ходьба, бег – хорошо 80%, удовлетворительно – 20%.
  • Прыжки – хорошо 60%, удовлетворительно – 40%.
  • Лазание и ползание – хорошо 70%, удовлетворительно – 30%.
  • Метание – хорошо 70%, удовлетворительно 30%.

А в старшем дошкольном возрасте.

  • Ползание, лазание – хорошо 90%, удовлетворительно 10%.
  • Бросание, ловля – хорошо 100%, удовлетворительно 0%.
  • Метание – хорошо 100%, удовлетворительно 0%.
  • Передвижения с техническими средствами – хорошо 90%, удовлетворительно 10%.

3.3 Беседа и анкетирование родителей

Здоровьесберегающие мероприятия для улучшения показателей уровня физического развития детей после проведенной беседы, анкетирования ( приложение 1) и работы с родителями пришли к выводу, что можно повысить физическое развитие в следствии следующих причин:

1. Плохая материальная база, нет стадиона, нет физкультурного зала (нет достаточного оборудования и инвентаря), нет оборудования физкультурной площадки.

2. Не привлечение к дням здоровья, физкультурным досугам, праздникам родителей.

3. Отрицательный пример взрослых: курение, алкоголь.

4. Малое проведение экскурсий, походов, прогулок за пределы МДОУ.

5. Не соблюдение режима дня родителями вне МДОУ.

6. Не проводятся занятия по плаванию.

7. Нет секционных занятий., Повышение физкультурно-оздоровительной работы зависит от многих факторов, влияющих на детей.

1. Положительные примеры сверстников.

2. Создание благоприятных условий для занятий двигательной активностью детей.

3. Роль педагогического коллектива МДОУ в решении задач развития физкультурно-оздоровительной работы.

4. Агитация и пропаганда физической культуры в МДОУ.

5. Физкультурные праздники и массовые спортивные выступления.

6. Организация и проведение дней здоровья в МДОУ.

Беседа с детьми выявила, что им нравится заниматься физическими упражнениями (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, метание), спортивными играми, игры с мячом, народные подвижные игры.

С учетом результатов нами сформулированы рекомендации родителям и воспитателям по выявлению влияния двигательных навыков на физическое здоровье ребенка.

1. Выполнение зарядки после сна.

2. Закаливание, водные процедуры, воздушные ванны.

3. Занятие в спортивных секциях.

4. Активный двигательный досуг, катание на велосипедах.

5. Плавание и посещение детей с родителями спортивных площадок.

6. Спортивные праздники.

7. Привлечение родителей для совместной работы по физическому воспитанию детей.

8. Физ. минутки разучивать с родителями.

9. Народные подвижные игры.

10. Повышение двигательной активности путем музыкально-эстетического воспитания на физических занятиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.

Овладеть законами физического развития, использовать их для физического воспитания важнейшая задача теории и практики физического воспитания.

Оздоровительная физкультура в детском возрасте это часть системы оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой и музыкальных занятий, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.

При проведении занятий с дошкольниками физические упражнения следует подбирать с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций. Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Они могут быть местными и общими, традиционными и нетрадиционными.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с нормативными документами в области дошкольного образования и физической культуры.

Качество образования дошкольников в области физической культуры обеспечивается созданием хороших условий для занятий детей физическими упражнениями, профессиональной компетентностью педагогов, организующих их двигательную деятельность, а также содержанием программ, используемых в дошкольном учреждении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/organizatsiya-fizicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov/

1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе- M.: Просвещение 2007.- 230с.

2. «Дошкольная педагогика» для пединститутов 1 часть. — M.: Просвещение 2007. — 220с.

3. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А.. «Физическое воспитание дошкольников». Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2006. — 220с.

4. Антонова, Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. — (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

5. Волошина, Л. Будущий воспитатель и культура здоровья.Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.

6. Змановский, Ю.Ф. Здоровый дошкольник. Дошкольное воспитание. 1995, № 6, с. 11-17.

7. Нестерова, Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе. «Начальная школа», 2005. — № 11. С. 78.

8. Ощепкова, ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста. «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.

9.Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении.Методист.-2005.-№4.-С.61-65.

10.Халемский Г.А. Школа — территория здоровья . Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46.

11.Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.

Приложение 1, Анкета для родителей

1. Кто из Вас занимается спортом?

2. Есть ли у Вас дома спортивный снаряд?

3. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию?

4. Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня?

5. Соблюдает ли ребенок этот режим?

6. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?

7. Соблюдает ли ваш ребенок правила личной гигиены?

8. Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания?

9. Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия?

10. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком: мама, папа, вместе?

11. Гуляете ли вы с ребенком после д/с?

12. Гуляет ли ваш ребенок один?

13. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

подвижные игры

спортивные игры

настольные игры

конструирование

просмотр телепередач

чтение книг

музыкально-ритмическая деятельность