«Причины конфликтов в молодых семьях»

Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского»

Кафедра общей и социальной психологии

Направление подготовки

44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»,

профиль «Психологическое консультирование в образовании».

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА, На тему: «Причины конфликтов в молодых семьях», Работа выполнена студентом

Алдушиной Ксенией Дмитриевной

Научный руководитель

доктор психол. наук, профессор

Ансимова Нина Петровна

канд. психол. наук, доцент

Корнеева Елена Николаевна

Допустить к защите

Зав. кафедрой __________________В.А. Мазилов

«_____» ___________________ 20___ г.

Ярославль.

2018

Брачно-семейные отношения в обществе — важнейшая сфера существования, как для человека, так и для государства в целом.

Проблема конфликтности в молодой семье обладает особой значимостью.

Примерно 65-67% пар от всех брачующихся распадаются. Именно это побуждает исследователей уделять особое внимание молодым семьям.

На первом (начальном) этапе совместной уже семейной жизни пара проходит процесс превращения формально провозглашенного брачного союза в истинную семейную ячейку. Этот период является достаточно сложным. В это время происходит складывание совместных потребностей, интересов, вкусов, взглядов и пр.

4 стр., 1598 слов

Конфликтность как фактор агрессивности подростков

... Цель работы: изучить роль конфликтности как фактора агрессивности подростков. Объект исследования: агрессивность подростков. Предмет исследования: конфликтность как фактор агрессивности подростков 14-15 лет. Гипотеза: 1) для конфликтных подростков характерен высокий уровень агрессивности; 2) существуют различия в уровне агрессивности и конфликтности подростков, проживающих ...

Другими словами – это время объединения двух «я» в одно «мы». Прочность брака зависит от того, как каждый из супругов может адаптироваться к новой роли. Это является основой для дальнейшего развития семейных отношений.

Начальный этап брака – это время решения общих проблем:

  1. Распределение обязанностей (разделение труда);

  2. Решение жилищного вопроса;

  3. Деформирование личности;

  4. Решение финансовых, хозяйственных вопросов и пр.

Как известно, этот период брака самый сложный, потому что как таковая семья еще не сложилась и есть вероятность, что она не будет работать. Очень много семей распадаются именно в этот период времени.

Чтобы найти оптимальное решение таких проблем, необходимо знать, как развиваются эти типы конфликтов. Чтобы выработать правильный образ действий в таких конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое семейные конфликты и как люди соглашаются.

С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна.

В настоящее время резко повышается число разводов и повторных браков. А ведь не стоит забывать, что семья — это основная ячейка общества. Эта проблема не только межличностная, но и социальная. Поэтому исследования в этой области представляют большой практический интерес.

Цель исследования

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ изучаемой проблемы;

  2. Провести эмпирическое исследование причин возникновения супружеских конфликтов;

  3. Обобщить результаты исследования.

  4. Разработайте практические рекомендации для супругов, направленные на предотвращение конфликтов и эффективное поведение в конфликтных ситуациях.

Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования

Эмпирическое исследование проводилось на выборке из тридцати человек. Участвовали пятнадцать супружеских пар в возрасте от 22 до 30 лет и находящиеся в браке до пяти лет.

Исследование проводилось с ноября 2017 года до февраля 2018 года. Далее проводились подсчеты и интерпретация результатов.

4 стр., 1656 слов

Классификация социальных конфликтов

... их достижения. Главной целью классификации является помощь в объяснении конфликта и нахождении способов его разрешения. Разрешение социального конфликта - это преодоление основного противоречия в интересах сторон и устранение его на уровне причин конфликта. Решение конфликта ...

В качестве методов исследования использовались методики:

1.

2.Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ).

Для обработки результатов использовались математические метод

Итоговая квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, рекомендаций, списка использованной литературы и приложения.

Теоретическую базу исследования представили научные труды таких авторов как: Авакьян С.А., Колосова Н.М., Лучин В.О., Топорнин Б.Н., Федулова Л.В., Шувалов М.Н., и некоторых других исследователей.

    1. Понятие конфликт, типы конфликтов

Конфликт – это противостояние (столкновение) индексно противоположных:

-целей;

— мотивов;

— интересов;

— позиций;

— идей;

— мнений и пр.

Также концепций субъектов-соперников в ходе общения (коммуникации), взаимное отрицательное психологическое состояние 2 или более людей, которым характерны:

  1. Враждебность (эмоционально-личностное негативное отношение субъекта к другим субъектам или объектам)

  2. Отчужденность (прекращение близости, близких отношений с кем-либо)

  3. Негативизм в отношениях (специфическое поведение, когда человек высказывается или ведет себя демонстративно противоположно ожидаемому)

Конфликт – это резкое обострение противоречий (столкновений) 2-х и более людей в ходе решения определенной проблемы, которая обладает деловой или же личной значимостью для всех сторон конфликта[13].

Конфликт — социальное явление, заложенное в самой природе общественной жизни.

Участники конфликта — это отдельные лица, вовлеченные во все стадии конфликта, непримиримо оценивающие сущность и ход одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.

Примеры участников конфликта:

21 стр., 10151 слов

Конфликты в сфере управления

... служащих. Целью данной работы является исследование содержание, понятия, типовых ситуаций конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи: ... службе, законодательстве о противодействии коррупции и в нормативных правовых актах, относящихся к разным сферам государственного управления и корпоративной деятельности [21, с. 31 ...

— личности (в межличностном конфликте могут участвовать 2 человека и более);

— группы людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия, религия, творчество);

— организации (работники, работодатели);

— государства (на уровне экономики, политики, культуры и военный конфликт).

Источники конфликта – это обостренные противоречия между участниками конфликта, т.е. несовпадение: точек зрения, целей, подходов и способов решения проблемы и пр.[17].

Разногласия могут быть следующих видов:

  • Цели, интересы, позиции (субъективные мотивы участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами);

  • Мнения, взгляды, убеждения (несовпадение желаний и возможностей человека);

  • Личностные качества (между преподавателем и студенческой группой, между руководителем и подчиненными) ;

  • Межличностные отношения (между матерью и ребенком, между друзьями, группами);

  • Знания, умения, способности (компетентность участников конфликта);

  • Функции управления (между авторитарным стилем управления руководителя и стремлением некоторых подчиненных к инициативе и творчеству);

  • Средства, методы деятельности (неправильное распределение полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д.) ;

  • Мотивы, потребности (между соперничающими сотрудниками или между руководителями подразделений);

  • Понимание: интерпретация информации (оценивание возможностей конфликта, противника, решении е идти на конфликт);

  • Оценка и самооценка (необоснованная критика, принципиальность, прямолинейность и т.п.).

Черты характера, особенности поведения человека,

  • Стремление к доминированию, желания стать первым;

    10 стр., 4885 слов

    Конфликты в жизни человека и общества

    ... Там, где есть человек, всегда есть конфликты, ибо они -- постоянный спутник бытия и общественного развития. Распространенность конфликтов, их роль в общественной жизни привлекали внимание еще ... и как носитель активности, предпочтительнее использовать понятие «сторона взаимодействия» или «сторона конфликта». Таким образом, конфликт можно трактовать как столкновение разнонаправленных сил (ценностей, ...

  • Быть чересчур принципиальным;

  • Быть излишне прямолинейным в своих высказываниях, суждениях;

  • Необоснованная критика;

  • Плохое настроение (регулярное);

  • Консервативность мышления, взглядов, убеждений;

  • Желание сказать правду в глаза;

  • Желание быть независимым;

  • Излишняя настойчивость (навязчивость);

  • Несправедливая оценка;

  • Неадекватная оценка своих возможностей инициативы, особенно творческая (там, где это не нужно);

В литер

1. По проблемно-деятельностному признаку:

  • упр a вленческие конфликты,

  • педагогические конфликты,

  • экономические конфликты,

  • политические конфликты,

  • творческие конфликты,

  • супружеские конфликты [7] .

2. В з

  • внутриличностные конфликты,

  • межличностные конфликты,

  • межгрупповые конфликты,

  • межколлективные конфликты,

  • межпартийные конфликты,

  • межгосударственные конфликты [4] .

Межличностный конфликт — самый распространенный тип конфликта. Он возникает между различными личностями. Супружеские конфликты относятся к межличностным.

4 стр., 1905 слов

Конфликт в группе

... преследуют несовместимые цели или реализуют противоположные ценности. межгрупповой конфликт. В нем оппонентами являются конкурирующие группы или коллективы, а также ситуации, когда они преследуют ... основаниях. 1.2 Функции конфликта конфликт группа поведение Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, ...

4. Также конфликты бывают:

— отрытые,

— скрытые[15].

Табл.1

Х a р a ктеристика открытых и скрытых конфликтов.

Тип

Форма

Показатели

Открытые конфликты

Ссоры, скандала, драки и пр.

Открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и пр.

Скрытые конфликты

Внутреннее

Недовольство

Демонстративное молчание: резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии: бойкот взаимодействия в какой- то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в отношениях

5. В зависимости от сложности разрешения конфликты бывают:

— легкоразрешимые (конфликт, для которого найдено приемлемое для сторон решение),

— трудноразрешимые (конфликт, для которого не найдено приемлемое для сторон разрешение, как правило, разгорается из-за борьбы за удовлетворение основных потребностей) [9].

6. По основанию конфликты рассматриваются как:

— конструктивный (позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психологического процесса и служащий источником самосовершенствования личности),

— деструктивный [7] (конфликт, негативные последствия которого после завершения борьбы сторон в целом заметно превосходят его позитивные результаты).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что конфликт — это взаимное негативное состояние души 2 и более участников.

Характеристика конфликта:

— враждебность,

— отчужденность,

— негативизм в отношениях.

Причины несовместимости у участников конфликта:

  • взглядов,

  • интересов,

  • потребностей.

Конфликты делятся по:

  • степени остроты противоречий,

    17 стр., 8013 слов

    Конфликты молодой семьи

    ... неудачного брака (22, 59). На наш взгляд, изучение причин возникновения конфликтов в диаде “супруг-супруга” в молодой семье в период первичной адаптации является необходимым и очень важным. И в ... данной работе мы изучаем природу конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации. Сама ...

  • проблемно-деятельностному признаку,

  • степени вовлеченности людей в конфликт и пр.

Помимо вышеуказанной классификации конфликты бывают:

— открытыми и скрытыми,

— легкоразрешимыми и трудноразрешимыми,

— конструктивными и деструктивными.

В отличие от деструктивных конфликтов в супружеских отношениях необходимы конструктивно разрешенные конфликты. Следовательно, цель действий участников такого конфликта — изменить его характер: с деструктивного на конструктивный.

Конфликт возникает естественным образом во всех сферах повседневной жизни, на работе и дома. Поэтому конфликт присутствует всегда, и это сложная и значимая тема. Источников конфликтов достаточно много. Конфликт возникает, когда отдельные лица или группы не получают того, что им нужно или чего хотят, и преследуют свои собственные интересы. Конфликт — это столкновение противоположных действий конфликтующих сторон, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентаций. Лучше выявить конфликт на ранней стадии и прийти к взаимопониманию.

Концепция конфликта является противоречивой. Психологи и социологи дают различные значения. Конфликт можно выразить как процесс, когда восприятие (реальное или иное) приводит к нарушению желаемого состояния гармонии и стабильности во взаимозависимом мире. Укажем основные характеристики конфликта.

1. Конфликт-это процесс. Конфликт происходит поэтапно.

Первый этап это всегда непонимание. Другие этапы — это различия в ценностях, различиях во взглядах, различиях интересов и межличностных характеристик. Это также называется процессом, потому что он начинается с того, что одна сторона считает другую сторону противоречащей их интересам или наносящей им ущерб, и заканчивается конкуренцией, сотрудничеством, компромиссом или уклонением.

2. Конфликт неизбежен. Конфликт существует практически везде. Нет двух одинаковых лиц. Следовательно, они могут иметь индивидуальные различия. А различия могут быть из-за ценностей или иначе привести к конфликту. Несмотря на неизбежность, конфликт может быть сведен к минимуму, переадресован и/или разрешен.

3. Конфликт-это нормальная часть жизни. Отдельные лица, группы и организации имеют неограниченные потребности и разные ценности, но ограниченные ресурсы.

Таким образом, такая несовместимость неизбежно приведет к конфликтам. Конфликт — это не проблема, но если с ним не справиться, он становится проблемой.

4. Восприятие. Ситуацию нужно воспринимать по отношению к ней конфликтующих сторон, иначе ее не существует. В межличностном взаимодействии восприятие важнее реальности. То, что мы воспринимаем и думаем, влияет на наше поведение, отношения и общение.

8 стр., 3637 слов

Конфликт. Конфликтные ситуации. Способы разрешения

... – очень распространенная причина конфликта. Вместо того чтобы объективно оценивать ситуацию, люди акцентируются на тех взглядах, альтернативах и аспектах ситуации, которые, по их мнению, ... разрешения конфликтных ситуаций социальными объектами. Во втором случае изучаются психофизиологические особенности и характеристики отдельной личности, и их влияние на возникновение конфликта, динамику поведения ...

5. Оппозиция. Одна сторона в конфликте должна понимать или делать то, что другая сторона не любит или не хочет.

6. Взаимозависимость и взаимодействие. Должна быть какая-то реальная или воспринимаемая взаимозависимость. Без взаимозависимости не может быть никакого взаимодействия. Конфликт возникает только тогда, когда есть какое-то взаимодействие.

7. Стороны конфликта. Конфликт может возникнуть внутри одного человека, между двумя или более людьми, группами или между организациями.

8. Конфликт не является единообразным. он доступен с различными вкусами в зависимости от его серьезности и потенциала.

Конфликты могут быть разных типов. Мы перечисляем различные причины классификации конфликтов и их типы. На основе участия конфликты могут быть внутриличностными (конфликт с собой), межличностными (между двумя лицами) и организационными. Организационный конфликт, реальный или предполагаемый, бывает двух типов: внутриорганизационный и межорганизационный. Межорганизационный конфликт возникает между двумя или более организациями. Различные конкурирующие фирмы — хороший пример межорганизационного конфликта.

Внутриорганизационного конфликта является конфликт в организации, и может быть исследована на основе уровня (например, отдела, рабочей группы, индивида), и могут быть классифицированы как межличностные, внутригрупповые и межгрупповые. Межличностный конфликт, является ли он существенным или аффективным, относится к конфликту между двумя или более лицами (не представляющими группу, частью которой они являются) одной и той же или другой группы на том же или ином уровне в организации. В зависимости от объема конфликты могут быть значительными и эмоциональными.

Существенный конфликт связан с работой, а не с личностями, в то время как аффективный конфликт происходит от эмоций. Существенные конфликты могут быть связаны с фактами ситуации, методом или средствами достижения решения проблемы, целями или целями и ценностями. Следовательно, он включает в себя конфликт задач и конфликт процессов в своей области.

С другой стороны, аффективный конфликт (также называемый отношением или противоположностью благоприятному конфликту) касается межличностных отношений или несовместимостей, а также сосредоточивает внимание на эмоциях и разочарованиях между сторонами. Конфликт отношений входит в сферу аффективных конфликтов. Аффективный конфликт почти всегда мешает совместному принятию решений. По результатам конфликт может быть конструктивным или деструктивным, творческим или ограничивающим, позитивным или негативным. Деструктивные конфликты также известны как дисфункциональные конфликты, потому что такие конфликты мешают группе достичь своих целей.

Конфликт разрушителен, когда отвлекает внимание от других важных дел, подрывает моральный дух или подчинение. С другой стороны, конструктивные конфликты также известны как функциональные конфликты, потому что они поддерживают цели группы и помогают повысить производительность.

37 стр., 18242 слов

Конфликты в малых группах

... внимания к проблеме внутригрупповых конфликтов, я решила посвятить свою курсовую работу изучению конфликтов в малых группах. ... изучением внутриличностных, межличностных, групповых конфликтов (между неформальными малыми группами в составе одной общности), конфликтов в организациях ( ... Естественные – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях. Организованные – Спонтанные группы . Те и ...

Конфликт является конструктивным, если его результаты в разъяснении важных проблем и вопросов, результаты решения проблемы, вовлекает людей в решении вопросов, важных для них, приводит к реальному общению, помогает освободить эмоции, беспокойство, и стресс, укрепляет сотрудничество между людьми.

Конфликты, основанные на совместном использовании групп, могут быть распределительными и интегративными. Конфликт распределения рассматривается как распределение фиксированного количества положительных результатов или ресурсов, при котором одна сторона в конечном итоге выигрывает, а другая проигрывает, даже если она получит некоторые уступки. А интегративные группы, использующие интегративную модель, рассматривают конфликт как возможность интегрировать потребности и проблемы обеих групп и достичь наилучших результатов.

Урегулирование конфликтов — это принцип, согласно которому нельзя обязательно разрешить все конфликты, но обучение управлению конфликтами может снизить вероятность непродуктивной эскалации. Управление конфликтами включает в себя приобретение навыков, связанных с разрешением конфликтов, самосознания режимов конфликта, коммуникативных навыков в конфликтах и ​​построения основы для управления конфликтами в конкретной среде. Все члены любой организации должны уметь минимизировать конфликт и решать проблемы, связанные с конфликтом, прежде чем конфликт станет серьезным препятствием для общей работы.

1.2 Причины конфликтов в супружеских семьях

Первое, что нужно отметить в этой части нашего исследования, — это то, что бесконфликтных семей не бывает. Абсолютно все супружеские пары проходят стадию разногласий.

Молодые супруги, как правило, драматизируют противоречивые ситуации и думают, что только развод может решить такие проблемы. Конфликтный брак — это супружеский союз, при котором между супругами регулярно возникают ссоры, их интересы, потребности, цели не совпадают. И, как следствие, постоянные конфликты порождают продолжительные и достаточно сильные эмоциональные состояния[8].

В 80-85% семей наблюдаются конфликты. В зависимости от такие критериев, как частота, глубина и острота конфликта в семье, семьи делятся на:

— кризисные,

— конфликтные,

— проблемные,

— невротические[7].

По типам семьи р

Для них характерно острое противостояние интересов и потребностей супругов, кроме того, оно захватывает важные сферы семейной жизни. Позиции супругов друг к другу: непримиримые, враждебные позиции. Они не идут ни на какие компромиссы. Кризисные семьи это все те, что разводится или же живут на грани распада.

У супругов есть постоянные области, где их интересы и пр. сталкиваются. Последствия столкновений: длительные и сильные негативные эмоциональные состояния. Но при этом брак может сохраняться при помощи других факторов. Такие супруги могут уступить и пойти на компромисс в разрешении конфликта.

Для этой семьи характерно наличие: длительных трудностей, способных нанести ощутимый удар по стабильности брачного союза. Например, нерешенный жилищный вопрос, длительная болезнь супруга, нехватка средств и множество других проблем. В проблемных семьях вероятно обострение отношений, появление психических расстройств у одного или обоих супругов.

Основная роль в такой семье принадлежит не наследственным нарушениям психики супругов, а накоплению воздействия психологических трудностей, с которыми семья сталкивается на своем жизненном пути. У супругов наблюдается: повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу, повышенная агрессивность и пр.

Формы конфликтного поведения супругов:

— открытая (ссора, скандал и т.п).

— скрытая (внутреннее недовольство)[12].

Исследователи утверждают, что существует определенная связь между конфликтами и конфликтующими личностями. Есть люди, которые любят конфликты, испытывают от неприязни положительные эмоции. И, наоборот, есть люди, которые очень болезненно воспринимают конфликты и стараются их избегать.

Черты характера, которые могут обострить конфликт:

— злость;

— капризность;

— вспыльчивость;

— обидчивость и пр. [16].

Как правило, причиной конфликта является какая-то непростая проблема для супругов. Наиболее значимая роль конфликта в начальный период существования семьи. Это особый момент, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу[9].

На этом этапе чрезвычайно важно выявить причины конфликтов, а также найти пути и средства их возможного разрешения.

Основные проблемы семейных конфликтов:

  • Разные взгляды на семенную жизнь;

  • Нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью;

  • Пьянство одного из супругов;

  • Супружеская неверность;

  • Грубость, неуважительное отношение друг к другу;

  • Нежелание мужа помогать жене в домашних делах;

  • Бытовая неустроенность;

  • Неуважительное отношение мужа к родственникам жены и наоборот;

  • Различия в духовных интересах н потребностях н пр.

Рассмотрим классификацию причин супружеских конфликтов, которые были предложены А.И. Кочетковым и В.А. Сысенко.

Одна из наиболее частых причин супружеских конфликтов — эгоизм одного или обоих супругов. Эгоизм – один из самых главных врагов счастливой супружеской жизни. Если в паре оба эгоистичны, то такой союз называется буржуазной семьей.

Еще одна проблема — нежелание супругов уступать друг другу, искать компромисс. Пожалуй, это основное препятствие к согласию и семейной гармонии. Следует отметить, что уступать должны оба супруга, а не один.

Обращаем внимание на то, что основной причиной распада брачного союза может быть зависть к материальному благополучию.

Любая конфликтная ситуация сопровождается ссорами. Все ссоры накладывают на отношения свой отпечаток. Ссора раздувается:

— резкими словами,

— упреками,

— обвинениями.

За многолетние исследования специалисты вывели стратегии ведения семейного спора:

— Ведения культурного спора – это решение проблемы.

— Уважение супруга.

— Мирное завершение конфликтной ситуации.

Данные многочисленных социологических опросов позволяют сделать вывод о наиболее распространенных кризисных моментах первых лет супружеской жизни. Они, как выяснилось, похожи у большинства молодых семей.

Семейная атмосфера складывается из следующих элементов:

-дух семьи (психологический климат семьи, источник радости или неприятностей),

— характер отношений в семье (демократический, авторитарный, тоталитарный и.т.д.),

— общий стиль супружества (взаимоуважение, поддержка, понимание),

— тон супружества (доброжелательный, раздражительный).

Исследователи утверждают, что атмосферу супружеского конфликта можно почувствовать, только войдя в эту семью.

Внешние признаки конфликтов в семье:

— скованность,

— неуклюжесть движений,

— люди начинают сутулиться.

— взгляд отпущен в пол и пр.

Ученые до сих пор не могут найти черту, отделяющую романтическую любовь от «супружеской войны».

Одно из последствий супружеских конфликтов – развод.

Факторы, влияющие на рост разводов:

  • Низкая способность к социальной адаптации и недостаточная приспособляемость;

  • Плохое понимание партнера и нетерпимость по отношению к его поведению и потребностям;

  • Нежелание переносить трудности;

  • Чрезмерная властность одного из партнеров;

  • Сексуальная несовместимость.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными причинами конфликтов в молодых семьях являются нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность), биологическая несовместимость, неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими людьми, родственниками, несовместимость интересов и потребностей, наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного или обоих супругов.

    1. Психотравмирующие последствия супружеского конфликта

Конфликты создают травмирующую среду в семье, и в результате супруги приобретают целый ряд отрицательных черт личности. В так называемой конфликтной семье закрепляется негативный опыт общения, утрачивается вера в возможность существования нежных взаимоотношений между супругами, и появляются зачастую психотравмы [9].

Психологические травмы проявляются в форме переживаний:

  • Состояние полной семейной неудовлетворенности;

  • Семейная тревога;

  • Нервно-психическое напряжение;

  • Состояние вины.

Состояние полной неудовлетворенности семьи — следствие конфликтных ситуаций. Для таких конфликтных ситуаций характерно проявление заметного расхождения между двумя аспектами:

Первый аспект ожидания индивида по отношению к семье,

Второй аспект действительная жизнь[13].

Формы выражения состояния полной семейной неудовлетворенности:

  • Бесцветная жизнь;

  • Отсутствие радости;

  • Ностальгические воспоминания о времени до брака;

  • Жалобы окружающим на трудности семейной жизни;

  • Эмоциональные взрывы;

  • Истерики.

Проявлением семейной тревоги является крупный семейный конфликт.

Основное травмирующее переживание — нервно-психический стресс.

Причины нервно-психическое напряжения:

  • Создание для супруга ситуации постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения;

  • Создание для супруга препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;

  • Создание ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга.

Проявляется в следующих формах:

  • Люди становятся раздражительными;

  • Они пребывают в плохом настроении;

  • У них наблюдается нарушение сна;

  • Возможны приступы ярости [5] .

Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек чувствует себя:

  • Помехой для окружающих;

  • Виновником любого конфликта, ссор и неудач;

  • Он склонен воспринимать отношение других членов семьи к себе как обвинительное, укоризненное, хотя на самом деле это не так.

Американские врачи утверждают, что конфликтные ситуации в семье значительно ослабляют иммунную систему женщины. Женщины, которые конфликтуют со своей второй половинкой, более восприимчивы к инфекциям. В случае с сильным полом не остаются незамеченными даже конфликтные ситуации. Исследования показывают, что мужчины в конфликтных семейных ситуациях умирают от болезней сердца в 3,5 раза чаще, чем мужчины из обеспеченных семей.

    1. . Методы разрешения супружеских конфликтов

Разрешение конфликта относится к процессу поиска решения проблемы, которое удовлетворяет все стороны конфликта.

Есть два вида разрешения конфликта:

— полное разрешение конфликта;

— неполное разрешение конфликта.

Полное разрешение конфликта происходит в том случае, если устранены:

— все причины конфликтной ситуации;

— предмет конфликта.

В случае неполного разрешения конфликта устранены не все причины его возникновения. Неполное разрешение конфликта — это шаг на пути к полному разрешению конфликтной ситуации.

Технология разрешения супружеских конфликтов разнообразна. Структура техники: взаимосвязанные действия, которые составляют определенные стандарты поведения, которые в свою очередь дают возможность избежать конфликтных ситуаций, а также разрешить их.

Первое действие, создающее предпосылку для разрешения конфликтной ситуации, — это умение установить истинные причины конфликта. Здесь необходимо учитывать то, что истинная причина конфликта порой бывает завуалирована. Задача сторон конфликта – найти истинную причину. Конечно, без определенного знания психологии своей второй половинки это сделать будет очень тяжело. В том случае, если причина конфликта между супругами выявлена верно, то становится более понятной и сама конфликтная ситуация. Это поможет свою очередь найти способы решения конфликта[9].

Анализ ситуации «назревающего» конфликта предоставляет возможность направить семейный конфликт в конструктивное русло, а также найти способы и пути его решения, а может даже и вовсе предотвратить его возникновение.

Умение личности соблюдать принципы социальной дистанции – это очень надежный способ предотвращения супружеских, да и не только, конфликтов. Социальная дистанция отражает:

— социально-психологическую совместимость людей;

— близость людей;

— отдаленность людей.

Все это способствует установлению контакта между людьми и предотвращению многих конфликтов.

Другой не менее популярный метод предотвращения семейных конфликтов это следование правилу разнообразия.

Разнообразность интересов молодых супругов поможет найти совпадения между их интересами. Чем больше совпадений – тем больше ресурс сотрудничества. А значит меньше вероятность конфликта между супругами. В том случае, если интересы, которые связывают супругов, довольно-таки узки, то у них большая база предполагаемых конфликтов. Следовательно, предотвратить супружеские конфликты поможет сохраненная психологическая независимость супругов друг от друга. Для этого необходимо постоянно корректировать отношения, находить выходы из различных тупиковых ситуаций.

Есть и другой способ решения супружеских конфликтов – это уход от конфликтной ситуации. Но он не всегда эффективен.

Третий способ – сглаживание конфликта. Дейл Корнеги утверждает, что при помощи сглаживания конфликта его можно нейтрализовать. Партнеры должны уметь сотрудничать друг с другом. Отличительной чертой таких отношений является – психологическая близость партнеров.

Дейл Корнеги предлагает следующие методы:

  1. Метод обращения к значимости друг друга. «Давать людям возможность почувствовать их значительность».

  2. Метод исключаемой социальной демонстрации. «Не стоит демонстрировать перед своим партнером своих достоинств»[18].

Принципы разрешения конфликтов

A. Отделение людей от проблемы.

B. Предлагайте взаимовыгодные варианты.

C. Внимание интересам, а не позициям.

D. Используйте объективные критерии.

Элементы принципа

  • Не ищите единственный ответ;

  • Отделите поиск вариантов от их оценки;

  • Расширяйте круг вариантов;

  • Ищите взаимную выгоду;

  • Выясняйте, что предпочитает другая сторона.

Элементы принципа

  • Спрашивайте почему? А почему нет?;

  • Фиксируйте базовые интересы и их множество;

  • Ищите общие интересы;

  • Объясняйте жизненность ваших интересов;

  • Признавайте их интересы частью проблемы.

Элементы принципа

  • Будьте открыты для доводов другой стороны;

  • Не поддавайтесь давлению только принципу;

  • По каждой части проблемы объективные критерии;

  • Используйте справедливые критерии;

  • Используйте несколько критериев.

Пути разрешения конфликта:

компромисс (согласие во мнениях, достигаемое между людьми в чем-либо за счет их взаимных уступок),

сотрудничество (это стратегия поведения, при которой на первое место ставится не решение конкретной конфликтной ситуации, а удовлетворение интересов всех её участников),

при помощи внешнего воздействия (оказание помощи со стороны третьего лица).

Этапы разрешения конфликта путем компромисса:

  • Перевод конфликта с эмоционального уровня на интеллектуальный уровень;

  • Необходимо выравнивать позиции между оппонентами;

  • Устранить противоречие, а не ограничиваться примирением сторон;

  • Подготовка блока различных вариантов взаимных уступок;

  • Добровольный отказ субъектов конфликта отчасти объекта в пользу; своего оппонента с целью завладеть другой частью объекта.

Этапы разрешения конфликта путем

  • Для субъектов конфликта их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем:

  • Перевод конфликта с эмоционального уровня на интеллектуальный;

  • Необходимо выровнять позиции между оппонентами;

  • Устранить противоречие, а не ограничиваться примирением сторон:

  • Доброжелательное отношение субъектов конфликта друг к другу, взаимное уважение и готовность выслушать;

  • Заключение долгосрочного соглашения.

Этапы разрешения конфликта путем

  • Ликвидировать объект конфликта;

  • Устранить возможность вступления в контакт субъектов конфликта;

  • Заменить объект конфликта;

  • Привлечь к разрешению конфликта третьих людей.

Есть ещё один способ решения супружеского конфликта – психологическое консультирование. Психологическое консультирование представляет собой разработку рекомендаций по изменению отрицательных психологических факторов, которые усложняют жизнь партнеров, и является причинами конфликтов между ними.

Задачи психологического консультирования:

  • Индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к специалисту с целью решения сложных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтов;

  • Выявление конфликтных семей и проведение с ними консультаций;

  • Оказание помощи супругам в выявлении их ошибок и выборе правильного поведения в трудных ситуациях семейной жизни;

  • Обучение методам саморегуляции психического состояния.

Таким образом, конфликт это обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.

Обобщая вышесказанное, можно придти к выводу, что:

1. Конфликт представляет собой обоюдное отрицательное психическое состояние 2-х и более участников и характеризуется:

— враждебностью,

— отчужденностью,

— негативизмом в отношениях.

2. Причины несовместимости участников конфликта:

  • взглядов,

  • интересов,

  • потребностей.

3. Конфликты делятся по:

  • степени остроты противоречий,

  • проблемно-деятельностному признаку,

  • степени вовлеченности людей в конфликт и пр.

4. Основой конфликта, как правило, является определенная сложная для супругов проблема. Наиболее значимая роль конфликта в начальный период существования семьи. Это особый момент, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. На этом этапе чрезвычайно важно выявить причины конфликтов, а также найти пути и средства их возможного разрешения.

5. Конфликтные ситуации в семье значительно ослабляют иммунную систему женщин. Женщины, которые конфликтуют со своей второй половинкой, более восприимчивы к инфекциям. В случае с сильным полом не остаются незамеченными даже конфликтные ситуации. Исследования показывают, что мужчины в конфликтных семейных ситуациях умирают от болезней сердца в 3,5 раза чаще, чем мужчины из обеспеченных семей.

6.

8. В эмпирических исследованиях молодых семей практически не учитывались дисгармоничные отношения между супругами, что и стало предметом нашего исследования.

    1. Описание выборки и методик исследования

Эмпирическое исследование проводилось на выборке из тридцати человек. Участвовали пятнадцать супружеских пар в возрасте от 22 до 30 лет и находящиеся в браке до пяти лет. Как было описано в теоретической главе дипломной работы, именно данная категория супружеских пар попадает под формулировку: молодые семьи и именно этот возраст подвержен возникновению конфликтов в семьях в связи с незрелостью возраста и становлению профессионального роста супругов.

Цель исследования – изучить причины возникновения супружеских конфликтов в молодых семьях.

Для исследования причин супружеских конфликтов использовались следующие методики:

  1. Тест СОМО, методика С.В. Духновского.

Субъективная оценка межличностных отношений (СОМО) для диагностики и коррекции супружеских взаимоотношений.

Тест СОМО позволяет оценить,

Также он выявляет слабые места в структуре отношений с возможностью их дальнейшей коррекции.

Автор методики: Сергей Витальевич Духновский.

индикаторами дисгармонии межличностных отношений выступают напряженность, отчужденность, агрессивность и конфликтность между людьми.

Результаты

  • количество баллов от 0 до 3 – низкие значения;

  • количество баллов от 4 до 7 – средние значения;

  • количество баллов от 8 до 10 – высокие значения.

Высокие значения — говорят о наличии дисгармонии в межличностных отношениях: отсутствие единства, согласия с другими» людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами.

Средние значения — свидетельствуют о достаточной гармонии в отношениях.

Низкие значения — возможно, чрезмерно выражены сближающие чувства, такие как единство, общность между людьми, дружелюбие, добросердечие, признательность, уважение, любовь, что также говорит о дисгармонии в отношениях.

Низкие значения могут свидетельствовать и о том, что человек не замечает наличия трудностей, проблем в отношениях (не желает признавать их), либо о неискренности в ответах.

  1. Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ).

Разработан В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования — рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.

Значение и интерпретация итоговых шкал:

0-16 баллов — полная неудовлетворенность;

17-22 балла — значительная неудовлетворенность;

23-26 баллов — скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность.

27-28 баллов — частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность.

29-32 балла — скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность.

33-38 баллов — значительная удовлетворенность.

    1. баллов — практически полная удовлетворенность.

Значения итоговых баллов в диапазоне значений от 0 до 28 говорит нам о том, что в молодой семье присутствует конфликт. Именно конфликтная ситуация предполагает неудовлетворенность браком. И чем ниже значение итогового балла, тем сильнее выражен конфликт в семье.

2.2 Результаты эмпирических исследований

Для проведения теста СОМО использовали электронный вариант опросника (Рисунок 1)

 результаты эмпирических исследований 1

Рисунок 1. Электронный вариант опросника теста СОМО.

После прохождения теста электронная система выводит итоговый бал, а также содержательную интерпретацию результата (Рисунок 2):

 результаты эмпирических исследований 2

Рисунок 2. Итоговый балл прохождения теста СОМО

После прохождения теста, все результаты были занесены в таблицу для дальнейшей обработки результатов (Таблица 3).

Табл. 3

Сводная таблица результатов по методике СОМО

пол

отчужденность

интерпретация

напряженность

Интерпретация

конфликтность

Интерпретация

агрессия

Интерпретация

1

ж

3

низкая

4

средняя

7

средняя

10

высокая

2

ж

2

низкая

5

средняя

5

средняя

2

низкая

3

ж

5

средняя

4

средняя

3

низкая

9

высокая

4

ж

1

низкая

3

низкая

4

средняя

5

средняя

5

ж

3

низкая

4

средняя

5

средняя

8

высокая

6

ж

8

высокая

4

средняя

5

средняя

8

высокая

7

ж

3

низкая

7

средняя

6

средняя

9

высокая

8

ж

4

средняя

6

средняя

5

средняя

6

средняя

9

ж

5

средняя

8

высокая

5

средняя

3

низкая

10

ж

4

средняя

7

средняя

3

низкая

7

средняя

11

м

8

высокая

4

средняя

7

средняя

5

средняя

12

м

5

средняя

7

средняя

3

низкая

3

низкая

13

м

5

средняя

7

средняя

4

средняя

7

средняя

14

м

3

низкая

6

средняя

6

средняя

2

низкая

15

м

8

высокая

3

низкая

5

средняя

2

низкая

16

м

4

средняя

6

средняя

3

низкая

2

низкая

17

м

3

низкая

5

средняя

7

средняя

2

низкая

18

м

3

низкая

5

средняя

7

средняя

8

высокая

19

м

4

средняя

6

средняя

8

высокая

3

низкая

20

м

4

средняя

5

средняя

7

средняя

8

высокая

21

м

8

высокая

8

высокая

7

средняя

5

средняя

22

м

9

высокая

6

средняя

3

низкая

3

низкая

23

м

9

высокая

8

высокая

4

средняя

7

средняя

24

м

9

высокая

9

высокая

6

средняя

2

низкая

25

м

9

высокая

9

высокая

5

средняя

2

низкая

26

ж

9

высокая

8

высокая

3

низкая

2

низкая

27

ж

9

высокая

9

высокая

7

средняя

2

низкая

28

ж

8

высокая

8

высокая

7

средняя

8

высокая

29

ж

8

высокая

9

высокая

8

высокая

3

низкая

30

ж

8

высокая

9

высокая

7

средняя

8

высокая

Данная методика позволяет выявить такие показатели, как отчужденность (Рис.3), напряженность (Рис.4), конфликтность (Рис.5) и агрессия (Рис.6).

Рисунок 3. Показатели отчужденности в отношениях

Согласно диаграмме, примерно одинаковое количество человек имеют низкий и средний уровень отчужденности. Это может быть связано с демонстрацией зависимости, конформности с целью избежать одиночества и «ненужности».

Средние значения — человек чувствует себя хорошо среди людей, стремится устанавливать близкие, чувственные, доверительные отношения с другими людьми.

Низкие значения возможно демонстрация зависимости, конформности с целью избежать одиночества и ненужности. Возможно, стремление подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

Рисунок 4. Показатели напряженности в отношениях

Согласно диаграмме большинство людей имеют средний уровень напряженности в отношениях. Это может говорить о том, что человек не задумывается о том, как складываются его отношения, возможно, он не замечает действительного отношения к нему других людей. Средние значения могут свидетельствовать о большом количестве социальных контактов, не обладающих достаточной глубиной и значимостью, отношения носят преимущественно поверхностный характер.

Рисунок 5. Показатели конфликтности в отношениях

Согласно диаграмме, большинство человек имеют средний уровень конфликтности в отношениях. Это может говорить о том, что человеку присуще компромиссное поведение, несдержанность в излиянии дружелюбия, нерешительность. Избегание конфронтации между людьми, возможно, из страха быть отвергнутым.

Рисунок 6. Показатели распределения уровня агрессии

Согласно диаграмме, уровень агрессии среди испытуемых распределился примерно одинаково. Низкие значения – демонстрация мягкосердечия, альтруизма, гиперсоциальности..

Высокие значения — тенденция (стремление) подчинить себе других, доминировать над ними, эксплуатировать их.

Средние значения — в отношениях выражено стремление занять позицию «на равных».

Рисунок 7. Итоговый был по тесту СОМО испытуемых

Итоговый балл по тесту СОМО высчитывается как сумма баллов, набранных по четырем шкалам и интерпретируется следующим образом:

  • 4-16 баллов низкое значение;

  • 17-28 баллов – среднее значение;

  • 29-40 баллов – высокое значение.

Как видно из диаграммы подавляющее большинство респондентов имеют среднее и высокое значение итогового балла. Таким образом , можно сделать следующий вывод: у половины пар есть наличие дисгармонии в межличностных отношениях: отсутствие единства, согласия с другими людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами. Следовательно, в данных парах существует конфликт в межличностных отношениях.

По высоким показателям методики СОМО можно сделать вывод, что на первом месте находится индикатор агрессия (30 %), на втором месте отчужденность (15 %), третье место разделили между собой напряженность и конфликтность (5 %).

Отсюда можно сделать вывод, что данные индикаторы дисгармонии являются причинами конфликтов в молодых семьях, соответственно, чем выше данные показатели, тем менее удовлетворенны супруги.

На следующем этапе нашей работы мы обратились к статистической обработке данных, а именно к корреляционному анализу Спирмена, который позволяет сделать выводы относительно наличия или отсутствия статистически достоверных взаимосвязей между изучаемых нами показателей. Полученный анализ позволяет сделать вывод о наличии положительной статистически достоверной взаимосвязи между отчужденностью и напряженностью ( r = 0.595 при р ≥ 0,001), т.е. чем выше показатели отчужденности, тем выше показатели напряженности (приложение № 3).

Результат: r

Критические значения для N = 30

N

p

0.05

0.01

30

0.36

0.47

Ответ: Н 0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

Это может быть связано с тем, что травмирующие события свидетельствуют об утрате чувства эмоциональной связи между неприемлемыми событиями и переживаниями по их поводу, хотя реальность этих событий осознается. Отчужденность свидетельствует о росте напряженности в отношениях, стремлении отмежеваться от супруга (супруги), необходимости внутренней дистанции между приемлемой или неприемлемой частями «своего Я». Отчуждение расширяет возможности человека, создавая ему условия для осмысления своих поступков.

По остальным показателям статистически достоверной взаимосвязи обнаружено не было, т.е. отчужденность, конфликтность и агрессия не влияют друг на друга.

Таким образом, выделенные нами элементы не влияют на уровень конфликтности.

Для проведения теста на изучение удовлетворенности браком мы использовали онлайн-опросник (рис. 8)

Результат  1

Рисунок 8. Удовлетворенность браком (электронный опросник)

После проведения опросника мы свели результаты в общую таблицу и получили следующие результаты (Таблица 4).

Табл. 4

Удовлетворенность браком

пол

балл

интерпретация

1

ж

30

скорее удовлетворенность

2

ж

28

частичная удовлетворенность

3

ж

32

скорее удовлетворенность

4

ж

35

значительная удовлетворенность

5

ж

43

практически полная удовлетворенность

6

ж

34

значительная удовлетворенность

7

ж

21

значительная неудовлетворенность

8

ж

34

значительная удовлетворенность

9

ж

26

скорее неудовлетворенность

10

ж

37

значительная удовлетворенность

11

м

38

значительная удовлетворенность

12

м

36

значительная удовлетворенность

13

м

32

скорее удовлетворенность

14

м

30

скорее удовлетворенность

15

м

30

скорее удовлетворенность

16

м

31

скорее удовлетворенность

17

м

32

скорее удовлетворенность

18

м

43

практически полная удовлетворенность

19

м

45

практически полная удовлетворенность

20

м

32

скорее удовлетворенность

21

м

18

значительная неудовлетворенность

22

м

19

значительная неудовлетворенность

23

м

24

скорее неудовлетворенность

24

м

25

скорее неудовлетворенность

25

м

18

значительная неудовлетворенность

26

ж

17

значительная неудовлетворенность

27

ж

19

значительная неудовлетворенность

28

ж

18

значительная неудовлетворенность

28

ж

19

значительная неудовлетворенность

30

ж

24

скорее неудовлетворенность

Результаты распределились следующим образом (Рисунок 10)

Рисунок 10. Удовлетворенность браком

Исходя из результатов теста, мы видим, что примерно третья часть опрошенных имеет неудовлетворенность браком или скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность. Именно эта категория молодых пар нас интересует.

Для того чтобы исследовать связь между уровнем удовлетворенности браком и индикаторами дисгармонии, мы провели статистическую обработку данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (Рисунок 11).

Коэффициент корреляции между массивом данных «уровень удовлетворенности браком» и массивом данных «итоговый балл по индикаторам дисгармонии» равен – (-0.495) (Приложение 4).Для расшифровки результата просмотрим таблицу 5.

Таблица 5. Значения коэффициента корреляции

Значение коэффициента корреляции r

Интерпретация

0 < г <= 0,2

Очень слабая корреляция

0,2 < г <= 0,5

Слабая корреляция

0,5 < г <= 0,7

Средняя корреляция

0,7 < г <= 0,9

Сильная корреляция

0,9 < г <= 1

Очень сильная корреляция

Интерпретировав результат, можно сказать, что корреляционная связь является средней и обратной. Следовательно, мы можем говорить об отрицательной связи удовлетворенности браком и индикаторами дисгармонии. Т.е. наличие высоких показателей таких характеристик как: отчужденность, конфликт, агрессия находится в обратной связи со степенью удовлетворенности браком в молодых семьях. Что интересно, связь является отрицательной, т.е. чем выше показатели дисгармонии, тем менее удовлетворены супруги отношениями в семье. Именно эмоции, как положительные, так и отрицательные дают семьям и супругам ощущения взаимоважности.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующий вывод:

  1. У половины пар есть наличие дисгармонии в межличностных отношениях: отсутствие единства, согласия с другими людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами. Следовательно, в данных парах существует конфликт в межличностных отношениях.

  2. Третья часть опрошенных имеет неудовлетворенность браком или скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность.

3. Проведя корреляционный анализ между степенью удовлетворенностью браком и индикаторами дисгармонии, мы установили, что они связаны отрицательно. Таким образом, дисгармония в отношениях молодых супругов действительно может выступать в качестве причины неудовлетворенности браком и, как следствие – конфликтов в семье.

4. По высоким показателям методики СОМО можно сделать вывод, что на первом месте находится индикатор агрессия (30 %), на втором месте отчужденность (15 %), третье место разделили между собой напряженность и конфликтность (5 %).

Гипотеза нашего исследования в целом подтвердилась.

Эмпирическое исследование и полученные результаты позволили разработать практические рекомендации для супругов, направленные на предотвращение конфликтов и эффективному поведению в конфликтных ситуациях, что является практической значимостью данной работы.

Заключение

Конфликт – это противостояние (столкновение) противоположных: целей; мотивов; интересов; позиций; идей; мнений и пр., а также концепций субъектов-соперников в ходе общения (коммуникации), взаимное отрицательное психологическое состояние 2 или более людей, которым характерны: враждебность, отчуждённость, негативизм в отношениях.

Участники конфликта — это отдельные лица, вовлеченные во все стадии конфликта, непримиримо оценивающие сущность и ход одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны (личности; группы людей по определенному признаку; организации; страны).

Источник конфликта – это противоречие, которое возникает между участниками конфликта. Источники конфликта – это обостренные противоречия, т.е. несовпадение: точек зрения, целей, подходов, способов решения проблемы и пр.

Конфликты делятся по:

  • степени остроты противоречий,

  • проблемно-деятельностному признаку,

  • степени вовлеченности людей в конфликт и пр.

Помимо вышеуказанной классификации конфликты бывают:

— открытыми и скрытыми,

— легкоразрешимыми и трудноразрешимыми,

— конструктивными и деструктивными.

В отличие от деструктивных конфликтов в супружеских отношениях необходимы конструктивно разрешенные конфликты. Поэтому цель действий участников такого конфликта изменение его характера: из деструктивного в конструктивный.

В зависимости от такие критериев, как частота, глубина и острота конфликта в семье, семьи делятся на:

— кризисные,

— конфликтные,

— проблемные,

— невротические

Формы конфликтного поведения супругов:

— открытая.

— скрытая.

Черты характера, которые могут обострить конфликт:

— злость;

— капризность;

— вспыльчивость;

— обидчивость и пр.

Виды психотравмирующих переживаний:

  1. Состояние полной семейной неудовлетворенности.

  2. Семейная тревога.

  3. Нервно-психическое напряжение.

  4. Состояние вины.

Разрешение конфликта относится к процессу поиска решения проблемы, которое удовлетворяет все стороны конфликта.

Есть два вида разрешения конфликта:

— полное разрешение конфликта,

— неполное разрешение конфликта.

Полное разрешение конфликта происходит в том случае, если устранены:

— все причины конфликтной ситуации,

— предмет конфликта.

В случае неполного разрешения конфликта устранены не все причины его возникновения.

Структура техники разрешения конфликта: взаимосвязанные действия, которые составляют определенные стандарты поведения, которые в свою очередь дают возможность избежать конфликтных ситуаций, а также разрешить их:

— умение установить истинные причины конфликта.

— анализ ситуации.

— поиск путей решений.

Попытавшись провести корреляционный анализ между степенью удовлетворенностью браком и индикаторами дисгармонии, мы установили, что корреляционная связь средняя и обратная.

Полученный анализ по методике СОМО позволяет сделать вывод о наличии положительной статистически достоверной взаимосвязи между отчужденностью и напряженностью , т.е. чем выше показатели отчужденности, тем выше показатели напряженности. Это может быть связано с тем, что травмирующие события свидетельствуют об утрате чувства эмоциональной связи между неприемлемыми событиями и переживаниями по их поводу, хотя реальность этих событий осознается. Отчужденность свидетельствует о росте напряженности в отношениях, стремлении отмежеваться от супруга (супруги), необходимости внутренней дистанции между приемлемой или неприемлемой частями «своего Я». Отчуждение расширяет возможности человека, создавая ему условия для осмысления своих поступков.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. А именно, что отчужденность, агрессия, напряженность и конфликтность влияют в средней степени на уровень удовлетворенности браком среди испытуемых.

Практические рекомендации для супругов, направленные на предотвращение конфликтов и эффективному поведению в конфликтных ситуациях.

1. Дайте партнеру высказать все свои претензии. Необходимо помнить, что человек в состоянии эмоционального возбуждения плохо воспринимает информацию и может неадекватно реагировать на ситуацию.

2. Попросите партнера спокойно обосновать претензии и сообщите, что вас больше интересуют факты, а не эмоции в качестве аргументов.

3. Сдерживайте эмоциональную агрессию спокойным состоянием и говорите с партнером на фоне положительных эмоций. Эмоции как психоэнергетическое явление передаются от одного человека к другому. Отрицательные эмоции затихают под воздействием положительных эмоций.

4. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Неприязненное отношение к клиенту или к партнеру может заставить вас уйти от решения проблемы. Это грубейшая ошибка. Причина ее — ваши эмоции. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Определите вместе с партнером проблему и сосредоточьтесь на ней.

5. Следите за тем, чтобы у вас или у вашего партнера не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить.

6. Старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете, и побуждайте к этому партнера.

7. Избегайте неясностей. Если вам что-нибудь непонятно, просите объяснить. Если что-то непонятно оппоненту, дайте объяснение сами.

8. Научитесь правильно слушать. Проявляйте при этом заинтересованность и уважение к говорящему. Проявляйте сочувствие и дайте ему понять, что он услышан и понят. Слушайте внимательно, не прерывая и не осуждая. Время от времени передавайте услышанное своими словами, чтобы показать, что вы следите за ходом изложения.

9. Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виноватых и не объясняйте создавшееся положение — ищите выход из него. При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и партнер должны быть удовлетворены взаимно. И оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным.

10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.

11. Очень важно в конфликте погасить всплеск отрицательных эмоций. Вам нужен спокойный обмен мнениями по обсуждаемой проблеме. Такой обмен должен вестись на равных.

12. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушить отношения. Выразите свое уважение и расположение партнеру и выскажите соглашение по поводу возникших трудностей. И если вы сохраните отношения и дадите партнеру сохранить свое лицо, то вы не потеряете его.

  1. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с.

  2. Алёшина Ю.Е. Удовлетворённость браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. Автореф. дисс. – М.: Изд-во Моск. ун-та, — 1985. – 18 с.

  3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 120 с.

  4. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — М.: Народное образование, 2005.- 142 с.

  5. Андреева Т. В. Психология семьи. СПб: Речь, 2004.- 244 с.

  6. Антокольская М.В. Семейное право.- М.: Юристъ, 2002. – 336 с.

  7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М.:, Смысл, 2003. – 545с.

  8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И . Конфликтология. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.

  9. Артамонов Е.И., Екжанов Е.В., Зырянов Е.В.и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для студентов высш. учебн. заведений / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред. Е.Г.Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

  10. Ахола Т., Фурман Б. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. – СПб.: Речь, 2001. – 160 с.

  11. Барнер Р. Словарь социальной работы. – М., 1994. — 346 с.

  12. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005. – 160с.

  13. Берг В. Карьера-суперигра. Нетривиальные советы на каждый день. — М.: «Интерэксперт», 2003. – 272 с.

  14. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России. – М.: ИНФРА-М, 2003.-334с.

  15. Вершинин М.С. Конфликтология. — СПб, Изд-во Михайлова В.А.. 2001. -64 с.

  16. Водзинский Д. И., Кочетов А. И., Кулинкович К. У. и др. Семейно-бытовая культура. Сб./ Под ред. Д.Водзинского. – Минск, 1987.-106 с.

  17. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Тандем, 2001.

  18. Гулина М.А. Психология социальной работы / Под ред. М.А.Гулиной. – СПб, Питер, 2002. – 352 с.

  19. Дармодехин С.В. Семья и государство. — М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. — 207 с.

  20. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., ЧеРо, 2000. – 144 с.

  21. Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с.

  22. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы /Под ред. И.Г.Зайнышева. – М., Владос, 2002. – 240 с.

  23. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. — М.: Академия, 2004г.- 224с.

  24. Карвасарский Б.Д. Психотерапия /Под. ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб, Питер, 2002.- 544 с.

  25. Климов Е.А. Общая психология. — М.: ЮНИТИ, 2000. – 511 с

  26. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

  27. Курасов Ю.М., Камышанова Т.В. Семья в современном обществе: проблемы и пути их решения/ Под ред. Ю.М. Курасова, Т.В. Камышановой. — Волгоград, Перемена, 2007. – 214с.

  28. Мариновская И.Д., Цветков, В.Л. Гришин А.А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001. – 410 с.

  29. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3. – М.: Просвещение, Владос, 2004.

  30. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – СПб, Центр прикладной психологии, 2002. – 191 с.

  31. Обозов Н.Н. Психология субъекта отношений и общения. – СПб, Центр прикладной психологии, 2000. – 314 с.

  32. Посысоев О. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования (учебник для ВУЗов).

    Москва. Власос Пресс 2004.

  33. Райгородский Д.Я. Диагностика семьи. Методики и тесты. Учебное пособие по психологии семейных отношений / под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2004. – 736 с.

  34. Светлов В. А. Аналитика конфликта. — СПб., «Росток», 2001. – 512 с.

  35. Светлов В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. — СПб., «Питер», 2005. – 540 с.

  36. Светлов В. А. Управление конфликтом. — СПб., «Росток», 2003. – 136 с.

  37. Скотт Д.Г . Конфликты и пути их преодоления». – М.: Внешторгиздат, 2002. – 189 с.

  38. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. – 1985. — № 4. – С. 83 – 92.

  39. Сысенко В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 198 с.

  40. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки — М: ЦСП, 2003. — 342 с.

  41. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. М., 2003. – 412 с.

  42. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.

  43. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб, Питер, 2003. – 656 с.

  44. Юрчук В.В. Современная психология общения женщины с мужчиной. – Минск: Современное слово, 2000. – 384 с.

Сводная таблица результатов тест СОМО

пол

отчужденность

интерпретация

напряженность

интерпретация

конфликтность

интерпретация

агрессия

Интерпретация

итоговый балл

интерпретация

1

ж

3

низкая

4

средняя

7

средняя

10

Высокая

24

средняя

2

ж

2

низкая

5

средняя

5

средняя

2

низкая

14

низкая

3

ж

5

средняя

4

средняя

3

низкая

9

Высокая

21

средняя

4

ж

1

низкая

3

низкая

4

средняя

5

Средняя

13

низкая

5

ж

3

низкая

4

средняя

5

средняя

8

Высокая

20

средняя

6

ж

8

высокая

4

средняя

5

средняя

8

Высокая

25

средняя

7

ж

3

низкая

7

средняя

6

средняя

9

Высокая

25

средняя

8

ж

4

средняя

6

средняя

5

средняя

6

Средняя

21

средняя

9

ж

5

средняя

8

высокая

5

средняя

3

низкая

21

средняя

10

ж

4

средняя

7

средняя

3

низкая

7

Средняя

21

средняя

11

м

8

высокая

4

средняя

7

средняя

5

Средняя

24

средняя

12

м

5

средняя

7

средняя

3

низкая

3

низкая

18

средняя

13

м

5

средняя

7

средняя

4

средняя

7

Средняя

23

средняя

14

м

3

низкая

6

средняя

6

средняя

2

низкая

17

средняя

15

м

8

высокая

3

низкая

5

средняя

2

низкая

18

средняя

16

м

4

средняя

6

средняя

3

низкая

2

низкая

15

низкая

17

м

3

низкая

5

средняя

7

средняя

2

низкая

17

средняя

18

м

3

низкая

5

средняя

7

средняя

8

высокая

23

средняя

19

м

4

средняя

6

средняя

8

высокая

3

низкая

21

средняя

20

м

4

средняя

5

средняя

7

средняя

8

высокая

24

средняя

21

м

8

высокая

8

высокая

7

средняя

8

высокая

31

высокая

22

м

9

высокая

6

средняя

3

низкая

3

низкая

21

средняя

23

м

9

высокая

8

высокая

4

средняя

7

средняя

28

средняя

24

м

9

высокая

9

высокая

6

средняя

2

низкая

26

средняя

25

м

9

высокая

9

высокая

5

средняя

2

низкая

25

средняя

26

ж

9

высокая

8

высокая

3

низкая

2

низкая

22

средняя

27

ж

9

высокая

9

высокая

7

средняя

2

низкая

27

средняя

28

ж

8

высокая

8

высокая

7

средняя

8

высокая

31

высокая

29

ж

8

высокая

9

высокая

8

высокая

3

низкая

28

средняя

30

ж

8

высокая

9

высокая

7

средняя

8

высокая

32

высокая

Приложение 2

Приложение 3

Подсчет ранговой корреляции между показателями отчужденности и напряженности:

Было выполнено:

1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d 2 );

4) Подсчитана сумма квадратов;

5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции r s по формуле: Результат  2

6) Определены критические значения.

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А ранг В)

d 2

1

3

5.5

4

5

0.5

0.25

2

2

2

5

9.5

-7.5

56.25

3

5

15.5

4

5

10.5

110.25

4

1

1

3

1.5

-0.5

0.25

5

3

5.5

4

5

0.5

0.25

6

8

21

4

5

16

256

7

3

5.5

7

18.5

-13

169

8

4

11

6

14

-3

9

9

5

15.5

8

23

-7.5

56.25

10

4

11

7

18.5

-7.5

56.25

11

8

21

4

5

16

256

12

5

15.5

7

18.5

-3

9

13

5

15.5

7

18.5

-3

9

14

3

5.5

6

14

-8.5

72.25

15

8

21

3

1.5

19.5

380.25

16

4

11

6

14

-3

9

17

3

5.5

5

9.5

-4

16

18

3

5.5

5

9.5

-4

16

19

4

11

6

14

-3

9

20

4

11

5

9.5

1.5

2.25

21

8

21

8

23

-2

4

22

9

27.5

6

14

13.5

182.25

23

9

27.5

8

23

4.5

20.25

24

9

27.5

9

28

-0.5

0.25

25

9

27.5

9

28

-0.5

0.25

26

9

27.5

8

23

4.5

20.25

27

9

27.5

9

28

-0.5

0.25

28

8

21

8

23

-2

4

29

8

21

9

28

-7

49

30

8

21

9

28

-7

49

Суммы

465

465

0

1822

Результат: r s = 0.595

Критические значения для N = 30

N

p

0.05

0.01

30

0.36

0.47

Ответ: Н 0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

Приложение 4

Расчет корреляции Спирмена по тесту удовлетворенности.

Было выполнено:

1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d 2 );

4) Подсчитана сумма квадратов;

5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции r s по формуле: Результат  3

6) Определены критические значения.

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А ранг В)

d 2

1

24

19

30

15

4

16

2

14

2

28

13

-11

121

3

21

11.5

32

19.5

-8

64

4

13

1

35

24

-23

529

5

20

8

43

28.5

-20.5

420.25

6

25

22

34

22.5

-0.5

0.25

7

25

22

21

8

14

196

8

21

11.5

34

22.5

-11

121

9

21

11.5

26

12

-0.5

0.25

10

21

11.5

37

26

-14.5

210.25

11

24

19

38

27

-8

64

12

18

6.5

36

25

-18.5

342.25

13

23

16.5

32

19.5

-3

9

14

17

4.5

30

15

-10.5

110.25

15

18

6.5

30

15

-8.5

72.25

16

15

3

31

17

-14

196

17

17

4.5

32

19.5

-15

225

18

23

16.5

43

28.5

-12

144

19

21

11.5

45

30

-18.5

342.25

20

24

19

32

19.5

-0.5

0.25

21

28

27

18

3

24

576

22

21

11.5

19

6

5.5

30.25

23

28

27

24

9.5

17.5

306.25

24

26

24

25

11

13

169

25

25

22

18

3

19

361

26

22

15

17

1

14

196

27

27

25

19

6

19

361

28

31

29

18

3

26

676

29

28

27

19

6

21

441

30

32

30

24

9.5

20.5

420.25

Суммы

465

465

0

6720

Результат: r s = -0.495

Критические значения для N = 30

N

p

0.05

0.01

30

0.36

0.47

Ответ: Н 0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.