Индивидуальный подход в воспитании детей

Современный период возрождения Украины, ее государственности, экономики, образования, науки и культуры требует изменения взглядов на образование, образовательный идеал, воспитание личности. В Национальной доктрине развития образования целостная система образования рассматривается как один из основных путей реформирования образования.

Изменения и обновления образовательной парадигмы приводят учителей к современному пониманию образования как деятельности, основанной на саморазвитии, самосовершенствовании и их педагогической поддержке. Основная задача современной школы — воспитывать сознательных граждан Украины, обеспечивать условия для творческой самореализации, самоопределения личности. Это должно быть, по нашему мнению, ячейкой воспитательной системы.

«Воспитание» как педагогическая категория имеет свое лексическое наполнение и толкуется в зависимости от сферы использования с разными специфическими оттенками. Воспитание как процесс влияет на сохранение жизненной следующей между прошлым и грядущими поколениями, особенно в направлении усвоения разнородного опыта предшественников и использования его в осовремененном виде в условиях реальной жизни на конкретном историческом этапе, трактуется как взаимодействие того, кто воспитывает та воспитанника с целью целеустремленного формирования целостной личности и тому подобное.

Воспитание — это процесс влияния на личность, осуществляемый на протяжении ее жизни с целью передачи опыта представителей своего рода, этноса, народа, мировой общественности, чаще целеустремленный и планомерный, организованный путем взаимодействия воспитателя и воспитанника, во время которой происходит влияние на познавательную, мотивационную, эмоциональную, волевую и другие его сферы с целью развития мировоззрения (в том числе и научного), духовно-моральных, этических, деловых качеств.

Индивидуальность в человеке называется особенной, которая отличает его от других людей, а индивидуальность — это ярко выраженный набор присущих отдельному человеку характеристик, установленных природой или приобретенных ею в индивидуальном опыте. Интеллектуальные, волевые, моральные, социальные и другие качества личности могут быть особенными. К индивидуальным характеристикам относятся оригинальность восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, наклонностей, способностей и многое другое. Он во многом определяет процесс усвоения знаний, формирование всех качеств личности.

Глубокое знание индивидуальных особенностей ученика необходимо для решения двух заданий, взаимоувязанных между собой:

4 стр., 1921 слов

Образование и воспитание в Древнем Риме

... и перерабатывались в соответствии с ней. Цель работы – изучить воспитание и образование в древнем Риме. Задачи: 1. Изучить школьное образование и воспитание в древнем Риме. 2. Рассмотреть педагогические взгляды Катона, Цицерона, Сенеки, Квинтилиана. 1. Образование и воспитание в Древнем Риме Рим, по ...

1) индивидуализации — поддержки и развития единичного, особенного, своеобразного как потенциала личности;

  • социализации — адаптации в социальной среде и самореализации личности в нем.

Индивидуализация обучения — это система средств, которая способствует осознанию учащимся своих сильных и слабых способностей, поддержке и развитию идентичности для самостоятельного выбора собственной концепции. Индивидуализация способствует развитию самосознания, независимости и ответственности.

Глава 1. ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ, РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ

1 Процесс воспитания как система

В основе учебного процесса лежит деятельность студента как предмета в различных видах и формах. Генетически оригинал — это внешняя объективная деятельность, порождающая все виды внутренней умственной деятельности. Общую психологическую структуру деятельности характеризуют действия и операции, которые соотносятся с потребностями, мотивами, целями ученика; средства деятельности, ее результаты. Таким образом, образовательный процесс также включает компоненты: объективный, стимулирующий и мотивационный, смысловой, операционно-деятельностный, контрольно-регулирующий, оценочный и эффективный.

В образовании, как и в любом социальном процессе, теория предсказывает только среднее состояние. Отклонения от него в конкретных случаях могут быть значительными. Если они не контролируются и процесс не корректируется, можно получить результаты, далекие от цели. В связи с этим в учебном процессе всегда есть определенная последовательность корректировок, каждая из которых направлена ​​на возобновление своего оптимального курса.

Часть образовательного процесса, лежащая между двумя исправлениями, называется образовательной ситуацией. Образовательная ситуация как «сегмент» процесса содержит все структурные составляющие целостного процесса.

В основе ситуации — воспитательное действие, имеющее воспитательную задачу, адекватное содержание и методы обучения. Воспитательное действие не отождествляется лишь с влиянием педагога. В это понятие входят прямые и косвенные влияния. Среди них — влияния, организованные педагогом, влияние самой личности воспитателя, отдельного ученика, группы, коллектива; акт руководства самовоспитанием школьника. Существенным признаком воспитательного действия является наличие учебного задания. Образовательной ситуацией может быть откровенный разговор со студентами, спор, встреча, каникулы и тому подобное.

Образовательная ситуация является основным «сегментом» образовательного процесса, а сам образовательный процесс представляет собой взаимосвязанную цепочку развивающихся образовательных ситуаций. При таком понимании процесс воспитания является саморазвивающейся системой, в которой развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействия с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, является несколько больше, чем совокупность составляющих. Так преодолевается односторонность отделенных подходов к пониманию воспитания — психологического, социально-психологического, социологического, технологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

В процессе обучения различают смысловую и процедурную стороны, их единство становится заметным только при достаточно высоком уровне абстракции, позволяющем выйти за рамки тех конкретных обстоятельств, в которых осуществляется обучение. То есть представление о воспитательной деятельности воспитателя, классного руководителя — это еще не учебный процесс в целом. Чтобы увидеть в этой деятельности нечто неотъемлемое, необходимо провести педагогическую абстракцию. важно помнить, что на низкой фазе абстракции процесс обучения не отслеживается. Избыточная его стадия вызывает угрозу отрыва от действительности.

11 стр., 5471 слов

Врачебно-педагогический контроль при организации физического ...

... 5 минут. В целях контроля за результативностью педагогического процесса проводится проверка физической подготовленности ... деятельность занимающихся во время занятия, к его общей продолжительности. Усилия, которые преподаватель затрачивает на все виды педагогической деятельности, его задания и педагогические ... физических качеств. В практике физического воспитания в учебных заведениях используются ...

Процесс воспитания является сложной динамической системой. Какая-нибудь система не может существовать вне определенной среды и может быть понятной лишь во взаимодействии с ним. В соответствии с принципом иерархии образовательный процесс является лишь одной из составляющих социальной среды. Поэтому системный подход к анализу образовательного процесса обязательно предполагает изучение взаимодействия образовательного процесса как системы с окружающей средой. В свою очередь, каждая образовательная ситуация как элемент образовательного процесса сама по себе является системой. В то же время, будучи системным образованием, она исполняет роль элемента более широких систем (морального воспитания и др.).

Всему множеству элементов можно научиться, только если вся система зафиксирована в действии. А это значит, что необходимо определить их участие в процессе, то есть постоянно меняющееся с течением времени. Поэтому образовательный процесс рассматривается как динамическая система. Рассматривать процесс обучения в динамике — значит определять, как оно зародилось, развивалось и будет развиваться в будущем.

В современной теоретической педагогике существуют много критерии выделения (отделение) разных структур процесса воспитания. Самыми известными являются модели, построенные за критериями последовательности этапов (стадий) развития процесса во времени.

За критерием связи и зависимостей между компонентами, которые обеспечивают эффективность протекания процесса, выделяется такая последовательность его организации:

  • проектирование процесса, что включает определение цели и конкретных заданий воспитания;
  • определение содержания воспитания (организация трудовой, природоохранной, ценностно-сориентированной, художественной, спортивной и др.

деятельности);

  • формы, методы регуляции межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников;
  • контроль и подведение итогов, установки соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.

Последующая структура также основана на назначении последующих фаз процесса, но по другому критерию: критерию последовательности фаз и соответствующих педагогических действий. Она имеет ряд стадий:

  • ознакомление с общими нормами и требованиями;
  • формирование отношений;
  • формирование взглядов и убеждений;
  • формирование общей направленности личности.

Первый этап образовательного процесса — это осознание учащимися предлагаемых им норм и правил поведения. Чтобы вести себя правильно, нужно самому определять критерии поведения. А.С. Макаренко практиковал проведение с воспитанниками специальных бесед теоретического характера: о честности, отношении к посторонним, своих, государственных вещей, сдержанность, уважение к женщине, ребенку, человеку преклонных лет. Им была разработана даже теория поступков относительно общества. Подобные беседы разрабатывал и проводил с учениками И.о. Сухомлинского, большинство из которых отражено им в книгах по воспитанию школьников.

17 стр., 8024 слов

Формирование творческой личности учащихся

... формированию творческой личности, раскрыть процесс формирования творческой личности, дать определение творческой личности. Первая часть включает: введение, основные понятия, термины и динамику процесса творчества, предварительные сведения; Вторая часть содержит: основные положения учения о формировании творческой личности, методы описания творческих процессов, ...

Источники познания норм и правил поведения разные: слово учителя, его личный пример, пример других людей, интересная книга, статья в газете, журнале и тому подобное.

Многие системы образования уделяют этому этапу мало внимания, надеясь, что со временем ученики поймут, что, почему и зачем это нужно делать. Главное — начать действовать, то есть сформировать необходимое поведение. Чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с помощью телесных наказаний) быстро исправит состояние. С другой стороны, домашнее обучение в 1920-х и 1980-х годах допускало преувеличение этой фазы, давало преимущество методам вербального обучения в ущерб последующим фазам, требующим действий.

Второй этап обучения — это формирование у студентов апелляции к предлагаемым нормам и правилам поведения. важно, чтобы учащийся не только понимал и понимал, что ему говорят, показывают или просят сделать, но в то же время раскрывает свои чувства. В частности, если ему объясняют, как важно быть добрым, чутким и внимательным к людям, он должен испытывать одновременно чувство сожаления и соболезнования по отношению к тем, о ком учитель говорит ему, что ему нужно заботиться. Абстрактное понятие чести становится понятным, доступным, когда ученика спрашивают, как он отреагировал бы, если бы, например, была задета честь его любимой сестры. Чувство патриотизма легче разбудить, если направить внимание ученика на реальные изменения, происходящие в его семье, родном городе, городе. Следовательно, только совершенствуя чувства и полагаясь на них, педагог может привести ученика к действию.

Третьим этапом является формирование взглядов и убеждений. Формирование мнения — это этап восприятия, усвоения и превращения усвоенных норм в личную собственность. Это потенциальная готовность к действию. Убеждения — это твердые, принципиальные, мировоззренческие убеждения, которыми руководствуется ваша жизнь. Убеждение связано с действием. Убеждения человека раскрываются в его работе, отношении к работе, обязанностях, отношениях с людьми, различных поступках, действиях и тому подобном. Формирование убеждений является сложным процессом. Не все усвоенные концепции или хорошо сформированные идеи превращаются в убеждения. Самый надежный способ формирования убеждений — это организация опыта правильного поведения, создание ситуаций, требующих проявления позиции в действии, обучение совершению правильных действий.

Четвертый основной этап образовательного процесса — формирование общей направленности личности в процессе различных видов деятельности. Обучение деятельности, многократные повторения обеспечивают формирование навыков и привычек поведения, удовлетворяющих сформировавшимся убеждениям, то есть вырабатываются привычки такого поведения, которое становится нормой. Система привычных действий, поступков постепенно превращается в черту характера, черты личности. Чем больший вес в структуре образовательного процесса приобретает педагогически своевременная и хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность обучения.

19 стр., 9372 слов

Формирование у детей музыкально сенсорных способностей

... Б. М., Радынова О. П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения. Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться ...

1.2 Индивидуализация и дифференциация воспитания

Новые ориентации и ценности современного образования сделали необходимым понимание студента как индивидуальной реальности и как индивидуальную возможность.

Индивидуальность в человеке называется особенной, которая отличает его от других людей, а индивидуальность — это ярко выраженный набор присущих отдельному человеку характеристик, установленных природой или приобретенных ею в индивидуальном опыте. Интеллектуальные, волевые, моральные, социальные и другие качества личности могут быть особенными. К индивидуальным характеристикам относятся оригинальность восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, наклонностей, способностей и многое другое. Он во многом определяет процесс усвоения знаний, формирование всех качеств личности.

Глубокое знание индивидуальных особенностей ученика необходимо для решения двух заданий, взаимоувязанных между собой:

1) индивидуализации — поддержки и развития единичного, особенного, своеобразного как потенциала личности;

  • социализации — адаптации в социальной среде и самореализации личности в нем.

Индивидуализация обучения — это система средств, которая способствует осознанию учащимся своих сильных и слабых способностей, поддержке и развитию идентичности для самостоятельного выбора собственной концепции. Индивидуализация способствует развитию самосознания, независимости и ответственности.

Педагогическая поддержка заключается в общем с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему достигать позитивных результатов в учебе (О.С. Газман).

Основой педагогической поддержки являются отношения равенства, равноправия, уважения и доверия между учителем и учеником.

Индивидуализация предусматривает:

  • индивидуально ориентированную помощь ученикам в осознании собственных потребностей, интересов, целей учебы;
  • создание условий для свободной реализации нанесенных природой способностей и возможностей;
  • поддержку школьника в творческом самовыражении;
  • поддержку ученика в рефлексии.

Следовательно, педагогическая поддержка используется для помощи студентам в решении задач: диагностических, исследовательских, деятельностных, рефлексивных. Конечно, он не может заменить процесс обучения, основной способ получения подрастающими поколениями социального опыта, созданного человечеством на протяжении тысячелетий. В этом случае осуществляется индивидуальный подход, суть которого заключается в управлении развитием ученика, в основе которого лежит глубокое знание его личностных качеств и условий его жизни. Педагогика индивидуального подхода предполагает адаптацию форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям ученика с целью обеспечения ожидаемого уровня развития личности.

Под дифференциацией понимается такая форма индивидуализации, когда студенты, схожие по некоторым индивидуальным характеристикам, объединяются в группы для раздельного обучения. В педагогической литературе используются два термина: «внешняя дифференциация» и «внутренняя дифференциация». Сроком «внешняя дифференциация» помечают такую организацию учебного процесса, при которой для удовлетворения разносторонних интересов, способностей и наклонов учеников создаются специальные дифференцированные классы, школы. Термин «внутренняя дифференциация» применяют к такой организации учебного процесса, при которой развитие индивидуальности осуществляется в условиях работы учителей в обычных классах.

14 стр., 6603 слов

Общая одаренность и специальные творческие способности детей

... об основных направлениях исследований и практической работе по выявлению и развитию одаренных детей. Так, в нашей стране была восстановлена система исследований одаренности. Скорее, это было только разрешение на исследования проблем одаренности. Начинался романтический ...

Внешняя дифференциация учебы осуществляется за двумя направлениями:

  • путем создания классов и школ на основе специальных способностей, интересов и профессиональных наклонов учеников (профильные и специализированные учебные заведения, классы с углубленным изучением отдельных предметов);
  • путем создания школ и классов за определенным уровнем общего умственного развития учеников и состояния здоровья учеников (школы для одаренных детей и подростков, школы для детей с отклонением в здоровье, классы выравнивания).

Дифференциация начинается по большей части на старшей степени средней общеобразовательной школы и в 8-9 классах специализированных школ, лицеев, гимназий, колледжей, коллегиумов. Выделяют такие профили дифференциации: научный (филологический, физико-математический, биолого-технический, биолого-химический, историко-обществоведческий и другие); прикладной (агрохимический, сельскохозяйственный, химико-технический, экономический, физико-технический и другие), художественно-эстетический (музыкальный, изобразительный, вокальный, актерский, хореографический и другие); спортивный (за видами спорта).

Главным признаком дифференциации в этих учебных заведениях являются программы. Министерство образования и науки Украины разработало и предложило педагогам около 60 вариантов учебных программ для дифференциации учебы.

Важным направлением дифференциации является учеба одаренных, талантливых детей и подростков. Именно они в скором будущем обеспечат прогресс страны в науке, производстве, искусстве.

Понятие «одаренный ребенок» в педагогике трактуют, как способность достигать наивысших результатов в интеллектуальной и художественной отраслях; владение необычными психомоторными и специальными способностями; высокий уровень развития каких-нибудь способностей. Ученые выделяют три основных типа одаренности, которые следует учитывать в общеобразовательной школе: академическую (ярко выраженная способность к учебе); интеллектуальную (умение мыслить, анализировать, сопоставлять факты); творческую (нестандартно мыслить и видеть мир) (В.Юркевич).

Интерес к учебе одаренных, талантливых детей и подростков в мировой педагогике значительно вырос. Действует европейская ассоциация из высших способностей, главной целью которой является исследование и поощрение учебы одаренных. В ведущих странах мира еще на рубеже 50-60 лет появились школы для талантливых детей, которых учат по наиболее насыщенным программам. Масштабы и принципы организации учебы одаренных учеников в разных странах разные.

К одаренным принадлежат также и ученики, которые благодаря своим ярко выраженным способностям переступают 1-2 класса. Выделяют детей с «творческой жилкой», которые могут и не иметь формально высокого коэффициента умственного развития, но имеют блестящие способности в какой-нибудь деятельности. Умение нестандартно мыслить и действовать становится важным критерием отбора талантливых.

5 стр., 2431 слов

Традиции воспитания детей раннего и дошкольного возраста в иудаизме

... период у евреев не существовало особых образовательно-воспитательных институций. Воспитание детей осуществлялось в семейных и клановых рамках. В религиозной традиции система еврейского образования (существует не менее трех ... нет преодоления препятствия, которое, как экзамен в конце семестра, подводит итог нашей учебе, в данном случае – итог каждого нашего поступка. Йецер-ара нужен человеку, как ...

В Большой Британии находится Центр исследований одаренных детей. Действует ассоциация «Одаренным детям». Растет количество школ, где для одаренных учеников создаются специальные отделения и потоки с курсами интенсивной, расширенной и обогащенной учебы.

В Германии действует особенная служба консультаций по вопросам специальной учебы самых способных учеников, созданы общественные гимназии, в которых талантливые дети могут проходить курс учебы за 8, а не за 9 лет, как обычно.

Во Франции с середины 80-х годов в некоторых учебных заведениях появились классы для одаренных учеников. В начале 90-х годов в Страсбурге создана особенная школа для детей с ранним умственным развитием. В СССР, в Новосибирском отделении АН СССР, в 60-70 годах действовала детская математическая школа, была разработана долговременная комплексная программа «Талантливые дети».

Специальная учеба талантливых детей в Украине началась с 1991 года. Закон «Об образовании» предусматривает создание для развития способностей, одаренности и таланта профильных классов (с углубленным изучением отдельных предметов или начальной допрофессиональной подготовки), специализированных школ, гимназий, лицеев, коллегиумов, а также разных типов учебно-воспитательных заведений, объединений. Самым талантливым детям государство оказывает поддержку (стипендии, направления на учебу и стажировку к ведущим отечественным и зарубежным образовательным, культурным центрам).

Для детей, склонных к научному творчеству, созданная Малая академия наук Украины. В 27 ее территориальных отделениях учится около 30 тысяч учеников общеобразовательных школ и профтехучилищ. С ними работают ученые с более чем 35 высших учебных заведений образования и научных учреждений НАН Украины.

Важным направлением дифференциации образования является организация учебы детей, которые находятся на противоположном, чем одаренные дети, полюсе, — инвалидов и детей с негативными отклонениями в умственном развитию. Проблема отображает грустную реальность массового рождения детей с разными патологиями в результате наследственных болезней, алкоголизма и наркомании родителей.

В Украине есть система специальных школ для детей с отклонениями в здоровье (лесные школы, спецшколы).

Для части учеников регулярные занятия в них проводятся по обычным программам. Остальные дети и подростки учатся по облегченным общеобразовательным программам с акцентом на профессиональную подготовку.

Отдельным направлением дифференциации является компенсационная учеба, то есть дополнительные педагогические усилия относительно учеников, которые отстают в учебе, имеют слабую подготовку.

Формой компенсационной учебы являются классы выравнивания, укомплектованные на базе одной или нескольких начальных школ микрорайона детьми, которые на время вступления в школу оказались неподготовленными к систематической учебе в обычных условиях, а также учениками первого и второго классов, которые не успевают из основных предметов. Количество учеников в этих классах небольшое (16-20).

У них решаются задания формирования учебной мотивации, успешной адаптации к условиям школьной жизни, развития социально-моральных качеств. С помощью специальной методики (не требовать одновременного исправления нескольких недостатков, хвалить исполнителя, а критиковать выполнение, сравнивать сегодняшние успехи с вчерашними неудачами, не жадничать на похвалу, выделять какой-нибудь успех, ставить предельно конкретные и реальные цели) дети «выравниваются» в развитии и знаниях со своими однолетками из обычных классов и могут вместе с ними успешно продолжать учебу в средней школе.

5 стр., 2467 слов

Содержание, формы и средства внеурочной работы по обществознанию, ...

... деятельности по обществознанию. Сущность внеурочной деятельности в системе образования РФ Воспитание в школе должно осуществляться только в процессе совместной деятельности взрослых и детей и детей ... результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в системах ... недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по ...

Внутренняя дифференциация осуществляется во время уроков. Необходимость в ней тем более большая, чем более разнородным является состав учеников. Учеба здесь соглашается с возможностями разных групп учеников. Общая программа рассчитана на повышение уровня всех школьников.

Самой эффективной является групповая дифференциация. Во всех типах общеобразовательных учебных заведений ученики классов разделяются на группы. В такой группе ученик может более свободно выражать свои мнения, активнее принимать участие в решении учебных заданий в соответствии со своими интересами и способностями. Группы формируются учителем на основе уровня развития детей и пожеланий самих учеников: ученики охотно работают с одноклассниками, которые имеют похожие интересы, стиль работы, с которыми связанные дружескими отношениями.

В развитых странах групповая дифференциация имеет разные варианты: быстрые, средние и медленные группы (США); за уровнем программ и учебных заданий: повышенный (А), средний (Б), низкий (В) (Германия); за изучением отдельных учебных дисциплин, где работают «быстрые», «средние» и «медленные» группы (Франция); за распределением учеников одной параллели на классы в зависимости от способностей (Англия), распределение учеников класса на группы с целью соревнования (Япония).

Групповая учеба в целом педагогически оправдана. Однако всегда есть опасность сужения общего кругозора детей и подростков, которые работают в группах. Да, при распределении класса на сильных и слабых обычно возникает два варианта: либо больше внимания уделяется слабым, либо — сильным. Оба варианта могут нанести вред той или другой группе учеников.

Индивидуальная самостоятельная работа осуществляется по большей части с помощью дифференцированных заданий, которые учитывают особенности индивидуальности ученика. С этой целью в школах внедряется уровневая индивидуализация учебы, когда ученики, учась по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на разных уровнях, но не ниже общеобязательного базового уровня. Как правило, в учебных программах выделяют три уровня сложности материала: базовый, средний и высокий.

Глава 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

1 Возрастные и индивидуальные особенности ребенка

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.

10 стр., 4718 слов

Роль семейного воспитания в развитии личности

... воспитание детей по-прежнему оставалось очень жестким. Поворотным пунктом европейского общественного мнения по отношению к детству послужила книга Ж.-Ж. Руссо “Эмиль, или о воспитании”. Сравнительно-исторический ... Социальный характер формируется благодаря семейному воспитанию, важнейшими элементами которого могут ... неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка, порождая пассивность и ...

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А.Коменский, Д.Ж .Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затем Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе воспитания.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка — все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.

В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.

Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий.

Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет — прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опереживает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности.

Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.

Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.

Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра — лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства , смелость, решительность, уверенность в себе.

К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни . Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий голоного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50 %, зрительные на 80 % (А.Н.Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы от эмоционально- образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов . Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретение умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованной, носильный для них производительный труд, значение которого формирования и социальных качеств личности ни с чем не сравнимо.

Средний школьный возраст (от 11-12 до 15 лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V-IX) классы и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Развитие внутренних органов неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение. Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма.

Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организовано, чем восприятие младшего школьника.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — это специфическая избирательность.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждением.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Педагогам нужно нравственно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.

В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст — это период выработки мировоззрения. Убеждений, жизненного самоопределения и самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего.

У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к предметам. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Мышление старшеклассников отмечается более высокий уровень обобщения и абстрагирования.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только синзетивный период нравственной зрелости, но и новая обстановка : изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения.

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но заставляет практически решать многие непростые вопросы.

У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном — каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира.

Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.

Педагогический критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов :

  • Силу возбуждения и неуравновешенность ;
  • Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
  • Их подвижность.

Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту).

Дети — флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту).

Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка : он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций. Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.

2 Учет индивидуальных особенностей детей в воспитании

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского — великого чешского педагога — четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Н.К.Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «…Есть целый ряд способностей, -писала она, — которые нужны для громадного числа профессии, например , зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения… «. При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом , в дошкольном возрасте.

В работах Н.К.Крупская раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания.

Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.

Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении : более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

ВЫВОДЫ

Содержание воспитания — это то, что выплывает из богатства общественно-исторического опыта, стоимостей культуры и используется для потребностей воспитательного процесса, то есть это система ценностей мировой и национальной культуры, которую ученики должны усвоить, сберечь и развить в соответствии с поставленной целью и заданиями воспитания.

Содержание работы педагога заключается в поисковые совместно с воспитанниками лучших образцов культуры; организации разных видов совместной деятельности (познавательной, общественно полезной, трудовой, художественной, декоративно-прикладной, правовой, экологической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и др.), которая включает каждого ученика в активное взаимодействие с современной культурой.

В процессе совместной деятельности и общения стоимости культуры познаются, осваиваются, усваиваются и присваиваются личностью. Да, учась, ученик познает, открывает изучает истину; работая, он хранит, совершенствует, рисуя, — приобретает умение рисовать; выявляя милосердие, — становится милосердным, занимаясь физической культурой, — крепит и совершенствует свое тело, перебарывая трудности, становится мужественным и тому подобное. Деятельность позволяет проникнуть в глубину процесса, явления, образа, оценить их значение из позиций человеческой жизни, наполнить собственную жизнь достижениями культуры. Интеллектуальное, трудовое, моральное, эстетичное, физическое развитие всегда является новообразованием в личностной структуре, которое появляется в процессе активной деятельности личности, что направлена на конкретный объект: книгу, учебно-опытный участок, школьное поле, рисунок, здоровье, национальное богатство.

В процессе взаимодействия с действительностью у ребенка появляется возможность осознавать себя в окружающей реальности. Но эта возможность является потенциальной. Для того, чтобы она стала актуальной, необходимая помощь воспитателя в осмыслении и среды, и деятельности, и себя как «я», что владеет внутренним автономным миром.

Индивидуальность в человеке называется особенной, которая отличает его от других людей, а индивидуальность — это ярко выраженный набор присущих отдельному человеку характеристик, установленных природой или приобретенных ею в индивидуальном опыте. Интеллектуальные, волевые, моральные, социальные и другие качества личности могут быть особенными. К индивидуальным характеристикам относятся оригинальность восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, наклонностей, способностей и многое другое. Он во многом определяет процесс усвоения знаний, формирование всех качеств личности.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/individualnyiy-podhod-kak-pedagogicheskiy-printsip/

— Державна національна програма «Освіта» (Україна XXI століття).

— К., 1994.

— Баяновська М., Опаленик О. Понятійний аппарат «Концепції національного виховання». Проблеми післядипломної освіти.» — Ужг., 1996. — С. 42-44.

— Дубасенюк О. Теоретичні і методологічні основи виховної діяльності педагога. Автореферат докторської дисертації. — К., 1996.

— Заслуженюк В.С., Прискар В.В. Формування у школярів культури міжнаціонального спілкування/УПедагогіка і психологія, 1999, №2. — С.66-75.

— Етнонаціональний розвиток України. — К., 1993.

— Концепція національного виховання / «Рідна школа», 1995, №6.

— Опаленик О.В., Сагарда В.В. Оновлення системи виховання/ Нові технології навчання: Науково-методичний збірник. Вип.8 -К.:НМКВО,1992.-С.З-16.

— Опаленик О., Береш Г. Педагогічні основи формування національної самосвідомості студентів. — Львів, 1992.

— Ступарик Б. Про мету національного виховання в Україні/ «Педагогіка і психологія», 1996, №2. — С.87-94.

— Філіпчук Г. Українська етнокультура в змісті національної загальної та педагогічної освіти. Автореферат докторської десертації. — К.,1996.

11. Курс «Общие сведения о дидактике высшей школы», Фокин Ю. Г., 1996.

12. Макаренко А.С. Соч. т. 5, 1960.

13. Мельников А.Э., Рожков М.И., Успенский В.Б., Государственный экзамен по педагогике. — Ярославль, 1997.

14. Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1988.

15. Советский энциклопедический словарь / Гл. Ред. Прохоров А.М. — 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.- 1600 с., ил.

16. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.,т.26. — М., 1936.

17. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. — 1978.

18. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. — 1972

— Фромм Э. Душа человека. — М, 1992.

20. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994.