психогенный заболевание невроз дети
Актуальность избранной темы
Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз — излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть — если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно ( само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы.
Гипотеза : Патогенность значимых детско-родительских отношений в семьях детей больных неврозами во многом обусловлена непоследовательностью проводимых родителями воспитательных мероприятий.
Объектом исследования
Цель: Совершенствование работы по выявлению детей склонных к невротизации и организации педагогического процесса, позволяющего предупредить развитие неврозов. Цель определила задачи исследования:
- Изучение специальной медико-психологической литературы, посвященной проблеме развития неврозов, у детей от 6 до 10 лет.
- Выбор психодиагностических методик.
- Определение параметров выборки.
- Определение методов качественно-количественного анализа результатов психологического тестирования.
- Анализ и интерпретация психологического тестирования.
- Выработка рекомендаций по ранней диагностике неврозов и профилактики невротических состояний.
Методы исследования:
Теоретические:
Эмпирические:
Тест «Личностная шкала проявления тревоги», адаптированная Т.А. Немчиным.
Тест «Автопортрет — телесное состояние»
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Тест «несуществующее животное»
Взаимоотношения между детьми в семье (сиблинговые отношения)
... 1) сформированность взаимоотношений детей в семье (нечто общее в отношении к ним со стороны других членов семьи, например, выраженное в обращении «дети»; наличие коммуникации между братьями и ... которые возникают у ребенка в сиблинговых отношениях, их психотравматизирующий потенциал. В контексте системного подхода к работе с семьей в исследованиях М. Боуэна, С. Минухина, В. Тоумена подчеркивается ...
Тест «графическая самооценка»
Тест «отношения с родителями»
Личностный опросник Айзенка (EPI)
Этапы исследования:
- I этап включает в себя формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования.
- II этап представляет собой предварительный системный анализ объекта исследования.
- На III этапе происходит развертывание рабочих гипотез
— IV этап включает в себя принципиальный (стратегический) план исследования.
Теоретической основой работы, Практическая значимость работы, Описание выборки., Структура дипломной работы:, Ключевые слова:
Невротичность, тревожность, неблагополучные семьи, темперамент, психотравмирующее воздействие, неврозы страха, неврозы навязчивых состояний, фобический невроз, депрессивный невроз, истерический невроз, неврастения, ипохондрический невроз, невротические расстройства сна, телесное состояние, аутоагрессивность.
1. Понятие и особенности неврозов и невротических расстройств у детей младшего школьного возраста, .1 Понятие невротических расстройств у детей и подростков
Неврозы — психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными не психотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации [5,с.26]. О происхождении детских неврозов специалист в области детской психиатрии и медицинской психологии В.И. Гарбузов высказывал свое мнение. Он считал, что «путь в невроз» начинается с подавления темперамента. Ребенок, который действует вопреки темпераменту (поскольку он оказывается подавленным), терпит неудачи, теряет уверенность в себе. При сохранении психогении вырастают новые патологические особенности личности: тревожность, сомнение, робость [17,с.54].Далее может происходить обрастание личности и другими особенностями: нерешительность, несамостоятельность, внушаемость, мнительность, недоверчивость.
Если продолжать эту линию, то можно заметить, как ребенок становится замкнутым, одиноким, тревожным. Так формируется «предневрозный характер», на базе которого в дальнейшем при неблагоприятных условиях формируется невроз [7,с.43]. Для понимания этиологии и клиники неврозов детского возраста важную роль сыграли работы отечественного психолога, видного специалиста в области детских и подростковых неврозов А.И. Захарова, по мнению которого детский невроз — это психогенное заболевание формирующейся личности, которое затрагивает значимые аспекты развивающейся личности, систему ее отношений в семье, со сверстниками и другими взрослыми [5,с.54].
Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6 — 7-летнего возраста . До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости. Анализ литературы способствовал выявлению факторов неврозов, проиллюстрированные нами в табл. 1.
Шизоидное расстройство личности
... расстройство личности F60.6 Астенический тип психопатии Зависимое расстройство личности F60.7 Шизоидное расстройство личности, Определение., Эпидемиология., Клинические особенности. Хотя шизоидные личности ... «шизофрения» или «шизоидная личность» были направлены с предварительными диагнозами «невроз тревоги» или « ... торможения, неспособность к концентрации на работе, проблемы характера, тенденции к ...
Таблица 1. Факторы влияющие на этиологию неврозов
ФакторыКлассификация факторовПроявления факторовВнутренние факторы, Однако ведущим причинным фактором является психотравмирующее воздействие
Собственно патогенезу неврозов предшествует этап психогенеза, во время которого происходит психологическая переработка личностью психотравмирующих переживаний, зараженных отрицательным аффектом (страх, тревога, обида и др.).
В этом процессе участвуют защитно-компенсаторные психологические механизмы (переключение, подавление и др.) [4,с.53]В случаях относительной силы и стойкости отрицательного аффекта, слабости механизмов «психологической защиты», наличии способствующих внутренних и внешних условий происходит психологический «срыв», ведущий к «срыву» высшей нервной деятельности в результате установленных И.П.Павловым физиологических механизмов «перенапряжения нервных процессов и их подвижности». Последующими нейрофизиологическими исследованиями Н.И.Гращенкова(1964), П.К.Анохина (1975) [14,с.33] показан многоуровневый характер патодинамической функциональной системы при неврозах, в которой наряду с корковыми механизмами участвуют механизмы лимбико-ретикулярного комплекса и гипоталамуса.
В общей психиатрии в нашей стране основными формами неврозов считаются:
неврастения (астенический невроз),
истерия (истерический невроз)
невроз навязчивых состояний.
Номенклатура неврозов в Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти (1975) была предложена (Ковалев В.В., 1976, 1979) рабочая классификация неврозов у В связи с недостаточностью этих 3-х основных форм неврозов, а также учитывая детей и подростков, которая объединяет все основные клинические формы этих заболеваний в детском и подростковом возрасте.
Выделены две подгруппы неврозов:
- общие неврозы (психоневрозы), характеризующиеся преобладанием общеневротических психических и вегетативных расстройств,
системные неврозы.
Таблица 2. Подгруппы неврозов
Подгруппа психоневрозовПодгруппа системных неврозовневрозы страханевротические тикиистерический неврозневротическое заикание, невротический расстройства сна, невротическое отсутствие аппетитневроз навязчивых состояний.невротический энурез и энкопрездепрессивный неврозпатологические привычные действия детского возраста (сосание пальцев, кусание ногтей, яктацию, мастурбацию, трихотилломанию).неврастения и ипохондрический невроз,
Проявления неврозов у детей отличаются большим своеобразием, которое связано с незавершенностью, рудиментарностью симптоматики, преобладанием соматовегетативных и двигательных расстройств, слабостью или отсутствием личностного осознания имеющихся нарушений. Эти особенности объясняют преимущественно моносимптомный характер невротических расстройств и статистически достоверное преобладание системных невротических нарушений (Козловская Г.В., Лебедев С.В., 1976).
Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов
... для работы с детьми- инвалидами, имеющими отклонения в развитии», Л.К. Грачева «Программа работы с семьями, имеющих детей- инвалидов». Элементы научной новизны и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: Сформированы теоретические представления об инвалидности как социальной проблеме. ...
2 Теории неврозов и причинах их возникновения. Механизм развития невроза
Причиной неврозов редко бывают внезапные и тяжелые травмы (смерть близких людей, опасные для жизни ситуации, стихийные бедствия, неожиданные несчастья).
Невротические реакции обычно возникают при относительно слабых, но длительно (или многократно) действующих раздражителях, приводящих к постоянному эмоциональному напряжению, внутренним конфликтам, к разладу с самим собой. В качестве типичных, имеющих наибольшее патогенетическое значение для возникновения невроза в современной психиатрической литературе обычно рассматриваются события, порождающие неопределенность положения, представляющие угрозу для будущего или требующие принятия трудных альтернативных решений. [21,с,23], исключающей реализацию мотивированного поведения (фрустрация).
Основы понимания патофизиологической природы невротических состояний заложил И. П. Павлов [2,с.33] Согласно П. К. Анохину (1968) [30,с.78] в отличие от взглядов И. П. Павлова, центральным механизмом происхождения неврозов является не борьба основных нервных процессов возбуждения и торможения, а конкуренция двух систем возбуждения, опосредующих два целостных, но взаимоисключающих вида деятельности. Условное торможение, по П. К. Анохину, возникает как результат столкновения двух систем возбуждения [18,с.88] Согласно этим представлениям, разные формы невротических расстройств можно гипотетически связать с истощением тормозных систем на уровне внутрикорового (меж- и внутриполушарного) или корково-подкоркового (прежде всего кортико-лимбического) взаимодействия [Гельгорн Э., Луфборроу Дж., 1966; Симонов П. В., 1981]. [18,с.73]
Первое направление представлено психоаналитической
1.3 Роль семьи и родителей в формировании нервной патологии у дошкольников и у младших школьников
С точки зрения авторов классических направлений психотерапии (Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Юнга и др.), основополагающим фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его взаимоотношений в детстве со своими родителями. Так, Э. Фромм, исследуя проблему становления личности в современном обществе, отмечал, что характер ребенка является слепком с характера родителей и развивается в ответ на их характер [13,c.44]. К.Хорни полагала, что травмирующие переживания в семье способствуют формированию у ребенка особого склада характера, который она называет базальной тревожностью (неразрывно связанной с базальной враждебностью).
В данном случае у ребенка развивается чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти. Как считает автор, чем больше ребенок скрывает недовольство своей семьей, например, путем подчинения установкам родителей, тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир, приобретая таким образом убеждение в том, что мир в целом опасен и страшен. [14, с.144-145]. К. Юнг в своей работе указывает на решающую роль семьи и родителей в формировании личности ребенка. [17, с.57]. По мнению Юнга, на развитие у ребенка нервной патологии сильное влияние оказывают психическое состояние, проблемы и образ жизни его родителей, а также атмосфера в семье и методы воспитания. Родители почти всегда являются либо прямыми инициаторами невроза у ребенка, или по крайней мере его важнейшими компонентами [17, с.76].
Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
... теоретических подходов социальной работы в разрешении проблемы. Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как объект социальной работы Детство ... семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальная защита детей сирот и детей, ...
В. Сатир (1992), обобщив опыт своей психотерапевтической работы, выделила два типа семей — «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменения неизбежны — и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как неотъемлемую часть бытия».
Выделяются два типа деформации семьи (Реан А.А.):
структурная
психологическая
Таблица 3 Типы деформации семьи
Типы деформацииХарактеристика деформацииСтруктурнаяНарушение ее структурной целостности семьи, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей.ПсихологическаяНарушение системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п.
Как структурная, так и психологическая деформация семьи оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка.
2.Внутренне неблагополучные семьи., Типы внутренне неблагополучной семьи.
- Недоверчивая
- Легкомысленная семья
- Хитрая семья
- Семьи, ориентированные на успех ребенка
- Псевдовзаимные семьи:
- Псевдовраждебные семьи
- Семьи известных людей
- Семьи состоятельных людей
- Семьи с недееспособными членами.
Для любого типа неполной семьи характерны из-за дефицита мужского влияния:
- нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское)
- менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек)
- затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола
- становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.
Ситуация неблагополучия в семье рассматривается в работе в качестве особой модели отношений, представляющей собой «поле риска» для ребенка в силу фрустрации одной из важнейших его потребностей — потребности в безопасности. Отсутствие семейного благополучия порождает у ребенка переживания незащищенности, неуверенности, недоверия к себе и окружающим, провоцируя переживание любой затруднительной ситуации как кризисной, угрожающей самооценке личности ребенка, сохранности целостности его «Я» [24, p.43].
К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями —
Особенности правового регулирования дополнительных мер государственной ...
... исследования является правовое регулирование дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Предметом исследования является механизм реализации правового обеспечения семей, имеющих детей и право на государственную материальную поддержку. Целью исследования дипломной работы является анализ и обобщение материнского капитала, и социальная поддержка семей, имеющих детей. ...
- тревожные
- мнительные
Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.
4 Виды и особенности неврозов у дошкольников и младших школьников
Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс, и степени воздействия стрессового фактора. В раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. В.Е. Каган (1985) подчеркнул, что чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализованы его реакции, тем более при стрессе нарушаются функции внутренних органов. В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:
- соматовегетативный (0-3 года),
- психомоторный (3-7 лет),
- аффективный (7-11 лет),
- эмоционально-идеаторный (11-17 лет).
Неврозы страха
Основными проявлениями неврозов страха являются страхи сверхценного содержания, т.е. предметные страхи, связанные с содержанием психотравмирующей ситуации и обуславливающие особое сверхценно-боязливое отношение к объектам и явлениям, которые вызвали аффект страха. Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Течение неврозов страха, согласно исследованиям Н.С.Жуковской (1973), может быть кратковременным и затяжным (от нескольких месяцев до 2-3 лет).
Невроз навязчивых состояний
Отличается преобладанием в клинической картине ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию больного, который сознавая их необоснованный болезненный характер, безуспешно стремится их преодолеть. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии).
В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз).
Часто встречаются смешанные навязчивости.
Обессивный невроз
фобическом неврозе
Обычный Невроз, Депрессивный невроз
Объединяет группу психогенных невротических заболеваний, в клинической картине которых ведущее место занимает депрессивный сдвиг настроения. В этиологии невроза основная роль принадлежит ситуациям, связанным с болезнью, смертью, разводом родителей, длительной разлукой с ними, а также сиротству, воспитанию нежеланного ребенка по типу «золушки», переживанию собственной неполноценности в связи с физическим или психическим дефектом.
Истерический невроз
Психогенное заболевание, характеризующееся разнообразными (соматовегетативными, моторными, сенсорными, аффективными) расстройствами невротического уровня, в возникновении и проявлении которых ведущая роль принадлежит психогенетическому механизму условной приятности или желательности для больного данных расстройств. Указанный механизм обеспечивает патологическую защиту личности от трудных для нее ситуаций.
Особенности неврозов у детей и подростков
... при живых родителях» [1], что приводит к огромным темпам увеличения неврозов у детей и подростков. Неврозы в детском и подростковом возрасте выступают как расстройства формирующейся личности: ... немедленных действий по исследованию, профилактике и лечению неврозов у детей и подростков. Изучению особенностей неврозов у детей и подростков посвящена данная работа. 1. Понятие невроза в современной науке ...
Неврастения (астенический невроз), Ипохондрический невроз.
Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.
Системные неврозы
У детей встречаются несколько чаще общих неврозов.
Невротическое заикание
Психогенно обусловленное нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, которые участвуют в речевом акте. У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы.
Невротические тики
Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера.
Невротические расстройства сна
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. В их этиологии играют роль различные психотравмирующие факторы, особенно действующие в вечерние часы. Клиника невротических расстройств сна выражается нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями.
Невротические расстройства аппетита (анорексия)
Группа системных невротических расстройств, характеризующихся различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.).
Невротический энурез
Психогенно обусловленное неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а также идентичная семейная отягощенность. Клиника невротического энуреза отличается выраженной зависимостью от ситуации. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи.
Уважение ребенком родителей Уважение родителей детьми
... подчинится. В результате, у детей остаются лишь воспоминания об истериках родителей, а не о проведенных счастливых детских годах в совместных играх и беседах. Уважение и все другие высшие проявления у человека проявляются ...
Невротический энкопрез
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет.
Обычный невроз навязчивых состояний, Депрессивный невроз
Объединяет группу психогенных невротических заболеваний, в клинической картине которых ведущее место занимает депрессивный сдвиг настроения. В этиологии невроза основная роль принадлежит ситуациям, связанным с болезнью, смертью, разводом родителей, длительной разлукой с ними, а также сиротству, воспитанию нежеланного ребенка по типу «золушки», переживанию собственной неполноценности в связи с физическим или психическим дефектом. [25p.26]
5 Психические особенности развития неврозов у дошкольников и младших школьников
В клинической психологии стало общепризнанным, что невроз является результатом нарушения развития личности и проявляется в изменениях системы отношений человека с окружающими людьми. Согласно психоаналитической традиции, основную роль в формировании невроза играют более конкретные факторы, а именно нарушение эмоциональных взаимоотношений между растущим ребенком и его родителями. В ортодоксальном психоанализе осталась неопределенной роль, которую играют в развитии невроза взаимные отношения между родителями. [5p.36]
Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность).
Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание) [15, p.76].
Если справедливо представление о том, что невроз ребенка развивается в результате определенных эмоциональных проявлений его родителей, то выборка семей, в которых есть больной неврозом ребенок (такие семьи мы будем условно называть неврозогенными), окажется отличной по каким-то психологическим параметрам от аналогичной выборки семей со здоровыми детьми. Подобная постановка эксперимента дает возможность сравнить между собой степень различий здоровых и неврозогенных семей по разным психологическим характеристикам, включая супружеские и детско-родительские отношения [17, p.23].
Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д. [24, p.43].
Методы исследования супружеских отношений
... межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельства, товарищества, родственные, любовные, дружеские, семейные, супружеские, деструктивные. Наибольшая избирательность и включение различных уровней характеристик личности происходит в дружеских, семейных и супружеских отношениях. В многочисленных научных исследованиях супружество ...
6 Содержание и особенности индивидуальной и групповой психотерапии
Вид самой первой психологической помощи ребенку, чаще всего требуемый в повседневности, очень прост: нужно всего лишь пресечь избыток воздействия, прекратить навязывание ему чего бы то ни было, в том числе воли старших и общения с ними, и выждать, когда у него восстановится потребность в общении со взрослыми.
Если взрослый смог оставить ребенка в покое, вторым его шагом в плане психологической помощи должен быть непременный критический пересмотр всех своих отношений. Невозможно сформировать в ребенке правильное отношение к любой трудности, в том числе и к чисто психологической, если окружающие его взрослые люди не навели порядка в сфере своих отношений, если там хозяйничает стихия некорректированных представлений, установок и тенденций, в том числе беспардонность в отношении к детям, самонавязывание, бесцеремонное обращение с ними. Этот пересмотр — с учетом информации, как возникают отклонения, — даст возможность не повторить психогенных воздействий [21, c.46].
Музыкотерапия -, Театротерапия.
2. Эмпирическое исследование неврозов у дошкольников и младших школьников, .1 Гипотезы и задачи исследования
Гипотеза : Патогенность значимых детско-родительских отношений в семьях детей больных неврозами во многом обусловлена непоследовательностью проводимых родителями воспитательных мероприятий.
Объектом исследования
Цель: Совершенствование работы по выявлению детей склонных к невротизации и организации педагогического процесса, позволяющего предупредить развитие неврозов. Цель определила задачи исследования:
- Изучение специальной медико-психологической литературы, посвященной проблеме развития неврозов, у детей от 6 до 10 лет.
- Выбор психодиагностических методик.
- Определение параметров выборки.
4. Определение методов качественно-количественного анализа результатов психологического тестирования.
5. Анализ и интерпретация психологического тестирования.
- Рекомендовать из определенных выше задач педагогам и родителям методы ранней диагностики неврозов и профилактики невротических состояний.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования :
сравнительный метод;
- констатирующий эксперимент;
- тестирование;
методы первичной и вторичной обработки данных
Методики исследования:
- Тест «Личностная шкала проявления тревоги», адаптированная Т.А. Немчиным.
Тест «Автопортрет — телесное состояние»
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Тест «несуществующее животное»
Тест «графическая самооценка»
Тест «отношения с родителями»
Личностный опросник Айзенка (EPI)
Этапы исследования:
- I этап включает в себя формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования.
- II этап представляет собой предварительный системный анализ объекта исследования.
- На III этапе происходит развертывание рабочих гипотез
- IV этап включает в себя принципиальный (стратегический) план исследования.
Описание выборки:
В исследовании участвовали дети в возрасте от 6- 10 лет с личностным развитием </keywords/k3110.shtml> по психопатическому типу — 30 человек. Мальчиков — 16 человек, девочек — 14 человек.исследуемой группе </keywords/k3093.shtml> были дети с комбинированными диагнозами: например, невротическое развитие личности </keywords/k3406.shtml> на органическом фоне или расстройства поведения и сердечно-сосудистые, неврологические заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д.
2 Описание используемых психодиагностических методик, Тест «несуществующее животное», Показатели и интерпретация:, Положение рисунка на листе:, Положение рисунка ближе к верхнему краю листа:, Положение рисунка в нижней части, Центральная смысловая часть фигуры, Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент).
характер соединения ног с корпусом
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры:, Контуры фигуры., Общая энергия., Оценка характера линии
ü Название
Личностная шкала проявления тревоги
40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревожности,
25-40 бал лов свидетельствуют о высоком уровне тревоги,
15-25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне
5-15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне
0-5 баллов — о низком уровне тревожности.
Тест «автопортрет — телесное состояние
Тест «Автопортрет — телесное состояние», используемый нами в работе с больными детьми как дополнительное средство целостной оценки <#»justify»>В ходе выполнения теста, испытуемым предлагается 5 утверждений с которыми они должны согласиться, или опровергнуть:
Тест Айзенка
Предназначен для диагностики нейротизма, экстраверсии — интроверсии и психотизма. Опросник является реализацией типологического подхода к изучению личности. В ходе тестирования, испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов («да» или «нет»).
Значимый ответ оценивается в 1 балл. Затем, с помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей, определяется тип темперамента испытуемого. В данном тесте присутствует шкала лжи и в случае если результат по данной шкале превышает 4 балла, ответы можно считать недействительными.
Методика графической самооценки.
Испытуемому предлагается оценить себя по определенной шкале выраженность различных качеств: рост, физическое здоровье, психическое здоровье, память, внимание, настроение, характер и т.д.