Психологические исследования и практические наблюдения показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода нарушения поведения, среди которых агрессивность занимают одно из ведущих мест. Р. Бэрон и Д. Ричардсон утверждают, что «агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения» [1, с. 53].
Поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказать поведение человека в будущей взрослой жизни. Ребенок в детстве, оценивавшийся сверстниками, как агрессивный, став взрослым, скорее всего, будет оцениваться окружающими так же. Ситуация осложняется тем, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни (А. И. Захаров, 1982; Г. Крайг, 2001).
Своевременное выявление детей, которым характерны признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения их неблагоприятного развития. Особенно актуально решение этой задачи применительно к младшему школьному возрасту, т. к. в этот период личность ребенка находится на стадии своего становления и использование профилактических и коррекционных мер является наиболее эффективной.
В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивности существенно возрос. Проблематика агрессии и агрессивного поведения является предметом исследований ученых разных стран, среди которых наибольшим признанием пользуются работы А.Адлера, А.Бандуры, А.Басса, Л.Берковица, Р.Бэрона, К.Лоренца, Д.Ричардсона, З.Фрейда, Э.Фромма.
Сущности проявления агрессии у детей и агрессивности как свойства личности, профилактике и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста посвящены работы отечественных ученых И.В.Дубровиной, В.В. Бойко, М.И.Панфиловой, В.Г. Степанова, Р.В. Овчаровой, Г.М. Алексеевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Н.Я. Безбородовой, С.А.Колосова, А.А. Романова, Т.Г. Румянцевой, Т.П.Смирновой и др.
Следовательно, учёные подчёркивают значимость профилактики и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Однако практика показывает, что преодоление агрессивных форм поведения у детей сложный и долговременный процесс. Недостаточная разработанность этой проблемы приводит к тому, что в настоящее время большинство родителей, имеющих детей с нарушением поведения, оказываются не подготовленными ни теоретически, ни практически к решению этой проблемы. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что они вызывают у окружающих открытую неприязнь к детям и неприятие их в целом. В то же время именно взаимодействие с родителями, готовыми понять и принять ребенка, дает ему возможность почувствовать внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много негативных эмоций, и с которыми самостоятельно он не в состоянии справиться.
Исследования: «Профилактика агрессивного поведения у старших ...
... по профилактике агрессивного поведения старших дошкольников. Гипотеза исследования: вероятно, что профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного ... предпринять своевременные меры. Проявления агрессивного поведения, сложившегося в детстве, сохраняется и развивается, ... психологии проблема агрессивного поведения у детей достаточно полно рассматривается в работах следующих ученных: ...
Разрешение возникшего противоречия между необходимостью осуществлять профилактику и коррекцию агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработкой данной проблемы на практике, определило актуальность настоящего исследования: «Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с агрессивными детьми».
В соответствии с темой работы была определена проблема исследования: каковы пути обучения родителей и коррекции агрессивного поведения младших школьников наиболее эффективны.
Объектом исследования выступает агрессивное поведение детей, а его предметом — основы обучения родителей эффективным способам взаимодействия с агрессивными детьми.
Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста; разработать методические рекомендации родителям по взаимодействию с агрессивными детьми.
С учётом цели исследования были определены следующие задачи:
- раскрыть природу и структуру агрессии и агрессивного поведения в исследованиях ученых;
- дать характеристику проявлений агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста;
- показать роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей;
- выявить основные пути обучения родителей взаимодействия с агрессивными детьми;
- разработать и апробировать методические рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивными детьми.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ современной психологической, социально — педагогической, литературы научно-исследовательского, методического и справочного характера; изучение отечественного и зарубежного опыта педагогов и психологов по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей; наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Опытно-педагогическая работа была проведена на базе МОУ СОШ №8
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были использованы авторские методики и рекомендации родителям, которые помогут выработать модели эффективного взаимодействия с агрессивными детьми.
Полученные данные обобщены и представлены в выпускной квалификационной работе, которая состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1 Теоретические основы обучения родителей эффективным способам взаимодействия с агрессивными детьми
1.1 Понятие агрессивное поведение в современных психологических исследованиях
За последнее десятилетие во всем мире, особенно в России, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятием агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство, так как агрессивные наклонности в поведении появляются уже у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста
... диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста. Объект исследования: поведение детей дошкольного возраста. Предмет исследования: проявления агрессивности в поведении дошкольников. Гипотезы исследования 1. Причины проявления агрессивности в поведении ...
Сама по себе тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной педагогике и психологии. Чтобы определить пути воспитания агрессивного ребенка, необходимо иметь четкое представление о состоящих характеристиках понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия происходит от латинского слова «aggression» — нападение. В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова агрессии дается определение: «Острая неприязнь, вызывающая враждебность». (С.И. Ожегов и Н.Е. Шведова. Толковый словарь русского языка // Российская академия наук. Институт русского языка. — М.: АЗЪ, 1993 — с. 16)
В психологическом словаре агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.) (Психологический словарь, 1997).
Анализ зарубежных исследований Р. Бэрон, Д. Ричардсон, К. Бютнер, Генри Пагенс, Гейл Линденфилд, Д. Майерс, Д. Фонтана, А. Фромм и др., позволяет сделать вывод о том, что единого определения агрессии нет.
Большинством ученых принимается следующее определение: агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия ассоциируется со злонамеренным поведением.
Отечественные ученые В.А. Ситаров, В.Г. Маралов рассматривают агрессию как действия человека, характеризующиеся демонстрацией превосходства в силе или применении силы к другим людям, нанесение им ущерба.
С.С. Степанов трактует агрессивность как механизм преодоления препятствий, которые возникают на жизненном пути.
Л.М. Семенюк рассматривает агрессивное поведение не как врождённую реакцию, а как одну из «форм поведения, обусловленную социальными связями и отношениями, хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью» (20, с.17).
А.А. Реан предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия — это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» (Реан А. А., 1999, с. 218) «Агрессивность — это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии, которое в зависимости от воздействующих факторов может приобретать конструктивный (социализированный) или деструктивный характер.
С. Л. Соловьева считает, что между агрессивностью как свойством личности и агрессивным поведением не существует взаимнооднозначного соответствия. При наличии определенных диспозиционных характеристик личности и внешних факторов свойство агрессивности реализует в агрессивном поведении. Анализируя структуру свойства агрессивности, автор выделяет факторы, контролирующие агрессивность и, напротив, стимулирующие ее. Основным фактором, сдерживающим агрессивность, являются:
Социальная работа за рубежом: многообразие социальных теорий и действий
... Ричмонд, автор ставшей классикой для теории социальной работы книги «Социальные диагнозы», которая вышла в 1917г. ... предопределили многообразие моделей и форм социальных теорий и действий. И это третий вывод. Наконец, ... за него) определила многие нынешние формы социальной поддержки. Но религиозные нормы со временем становятся образом жизни, частью культуры, традиций, общественной морали и поведения ...
- адекватное отражение действительности;
- эмпатия, чувство вины;
- контроль над эмоциями и поведением.
К факторам, стимулирующим агрессивность, С.Л. Соловьева относит:
- повышенную восприимчивость к агрессивности, готовность интерпретировать ситуацию как угрожающую;
- снижение уровня эмпатии, эмоции гнева;
- снижение контроля над эмоциями и поведением, импульсивность.
В научно-методической зарубежной и отечественной литературе нет четкого определения понятию «детская агрессивность». Чаще всего под агрессией понимают такое состояние ребенка, при котором он силой стремиться получить то, что хочет, или при помощи силы реагирует на неприятности. Агрессия часто используется ребенком в качестве доступного средства при решении сложных ситуаций.
В психологическом словаре агрессивное поведение это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. (Большой психологический словарь, 2003).
Агрессивное поведение ребенка, по мнению Г. Степановой, выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль посредством слов.
Теория 3. Фрейда объясняет возникновение агрессии врожденными механизмами. Согласно этой теории источником возникновения этой агрессии поведения является инстинкт борьбы, присущий всем животным, в том числе и человеку. В последнее время исследования генетики, доказывают, что генетическая программа определяет поведение ребенка. Американскими учеными обнаружен ген семейной предрасположенности к агрессивности, и согласно данным Н. Голдшита, от 40 до 60% личностных характеристик определяются генетическим кодом. 3. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (3. Фрейд, 1989).
К.Лоренц полагает, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. К.Лоренц утверждает также, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместными с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.
Новый взгляд на истоки и причины агрессивного поведения у людей сформировался в XX в. и был связан с теорией фрустрации. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Фрустрационная теория рассматривает агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс. Агрессия — это реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. В рассматриваемой теории под фрустрацией понимается блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения. Возникающие в данный момент, агрессивные действия, могут быть направлены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, в отношении которых могут совершаться безнаказанно агрессивные действия. Авторы этой теории считают, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Теория базируется на 4 основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение.
Вербальная агрессия
... действует хуже слов и криков и является категорией вербальной агрессии. Иными словами, замкнутость – это такой способ поведения, когда все мысли, чувства, мечты и надежды человек ... Вербальная агрессия – это проблема построения отношений. Когда супружеская пара сталкивается с реальной проблемой по поводу реального жизненного факта, например, если встает вопрос о воспитании ответственности у детей ...
Л. Берковиц, представитель когнитивной теории агрессивности, ввел новую, дополнительную переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, — гнев как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. Во-вторых, он признает, что агрессия не всегда является доминирующий реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться. С позиции когнитивной теории поведении все-таки можно контролировать (цит. по Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997).
Но, как доказал Д. Зильманн, в отдельных ситуациях агрессия бывает импульсивной и плохо поддается контролю рассудка.
Ещё одна точка зрения на происхождение агрессивного поведения была представлена в теории социального научения. Эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление.
Наиболее известным представителем теории социального научения является А.Бандура. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения».
По его мнению, повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам модели агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации. А.Бандура утверждает, что для появления агрессии помимо фрустрированности субъект должен иметь пример для обучения и подражания.
Агрессия, приобретаемая посредством:
- биологических факторов (гормоны, нервная система);
- научения (непосредственный опыт, наблюдения).
Агрессия провоцируется:
- воздействием шаблонов (возбуждение, внимание);
- неприемлемым обращением (нападки, фрустрация);
- побудительными мотивами (деньги, восхищение);
- инструкциями (приказы);
- эксцентричными убеждениями (параноидальнами убеждениями).
Агрессия регулируется:
- внешним поощрением и наказанием (материальное вознаграждение, неприятные последствия);
- викарным подкреплением (наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других);
— механизмами саморегуляции (гордость, вина).
По мнению А.Бандуры, научение посредством наблюдения оказывает даже большее воздействие. При наблюдении формируется «представление о том, как выстраивается поведение, а в дальнейшем его символическое выражение может служить руководством к действию».
Кроме того, названная теория утверждает, что человек научается и более эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней становятся эти действия. Другим важным элементом этой теории является социальное подкрепление к наиболее распространенным относятся поощрение и наказание.
А.Бандура выделяет три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание и (или) ослабление или усиление негативного отношения со стороны других. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других. И, в-третьих, человек может сам себе назначать поощрения и наказания. Выделяют следующие виды агрессии:
«Коррекция агрессивного поведения детей»
... агрессии. Умение замечать и выявлять детей и подростков, имеющих отклонения в поведении. Причины возникновения агрессивного поведения. Понимать как можно и нужно оказывать помощь и поддержку детям страдающими агрессивными проявлениями, уметь корректировать агрессивное поведение детей ... тем, что возможно ранее ребенок, скорее всего, подвергался физическим наказаниям дома, унижениями оскорблениям. В ...
Враждебная агрессия — это действия, совершаемые для того, чтобы причинить кому-либо боль, вред. Этот вид агрессии вызывается сильными неприятными переживаниями (чрезмерная боль или дистресс).
Ненависть, ярость, мстительность тоже могут быть средствами самозащиты, но они носят деструктивный характер. Деструктивная враждебность способствует формированию отрицательных черт характера таких, как: драчливость, хулиганство, трудность и т.п.
Физическая агрессия проявляется в применении физической силы против субъекта или какого-либо объекта: удары, кусание, разрушительные действия по отношению к вещам и т.п. Иногда физическая агрессия может выражать в символической форме: бессловесные угрозы (например, кулаки).
Устная агрессия проявляется в оскорблениях, неприятных репликах, использовании в речи бранных слов. Негативное чувство в данном случае выражаются через вербальные реакции. Л.М. Семенюк выделяет формы проявления словесной агрессии: отрицательные отзывы, выражение отрицательных эмоций в форме брани, обиды, ненависти, когда эти высказывания не служат для простого описания эмоционального состояния, оскорбления: угрозы, упреки, крики.
Прямая агрессия выражается в действиях, непосредственно направленных на объект или субъект. Косвенная агрессия характеризуется опосредованными действиями, направленными на другое лицо (злобные сплетни, шутки), а также действиями, носящими неупорядоченный характер (топание ногами, битье кулаками по столу и другим объектам в момент вспышки гнева).
Д.И. Фельдштейн, И.А.Фурманов отмечают, что агрессия может проявляться в разных формах: Негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета или руководства. Данное поведение может проявляться у детей в форме сопротивления, стремления сделать все наоборот.
Склонность к раздражению проявляется во вспыльчивости, грубости, резкости при малейшем возбуждении. Обида — зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Вандализм — разрушительное отношение ко всему окружающему. Подозрительность — связана с осторожностью и недоверием к людям, обусловленная убеждением, что окружающие люди намерены причинить вред.
Таким образом, анализ зарубежных и отечественных исследований Р. Бэрон, Д. Ричардсон, К. Бютнер, Генри Пагенс, Гейл Линденфилд, Д. Майерс, Д. Фонтана, А. Фромм, Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейн, А.А. Реан, С.Н. Ениколопова и др., позволяет сделать вывод о том, что единого определения агрессии нет. Большинством ученых принимается следующее определение: агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Действия и поступки, совершаемые субъектом в агрессивном состоянии, могут рассматриваться как средства достижения определенной цели, способ удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении, механизмы самозащиты, способы психологической разрядки. Анализ категорий агрессивного поведения позволяет нам сделать вывод, что агрессия может проявляться в самых разнообразных формах.
1.2 Характеристика проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста, совпадают с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6—7 до 9—10 лет.
Забота о детях в славянских семьях
... любви к нищим до государственной политике заботы о детях. Проявлять заботу о малолетних сиротах стала не община, а семьи, и после смерти родителей решается проблема ... Но вот наступал срок ребёнку появиться на свет. Древние славяне верили, что рождение, как и смерть, нарушает невидимую границу ... лес или в тундру, чтобы никому не повредить. Да и у славян рожали обычно не в доме, а в другом помещении, ...
В этот период, как отмечают А.А. Люблинская, Н.А.Талызина, А.М. Прихожан, А.А.Смирнов, В.С.Мухина, П.М.Якобсон, И.Ю. Кулагина и.др., происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Ведущей в младшем школьном возрасте, как считают Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- рефлексия, анализ, внутренний план действий;
- развитие нового познавательного отношения к действительности;
- ориентация на группу сверстников.
Способность ребенка контролировать свое поведение увеличивается с возрастом, что связано с изменениями, происходящими в эмоциональной сфере, которая является его мощным регулятором. Эмоциональный мир ребенка имеет ряд возрастных особенностей, которые накладывают отпечаток на поведение ребенка. Опираясь на исследования П.М. Якобсон, В.С. Ротенберг, В.С. Бондаренко, можно выделить ряд характерных возрастных особенностей проявления эмоций у детей младшего школьного возраста:
- эмоции выражаются непосредственно, носят выразительный характер;
- появляется глубина чувств (привязанность, дружба);
- преобладает бодрое, жизнерадостное настроение;
- острые, устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей и сверстников;
- импульсивность, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
Импульсивность свойственна младшим школьникам. Основными признаками импульсивного поведения ребенка являются: нетерпеливость; легко-возникающие и быстропроходящие обиды; вспыльчивость, несдержанность; легкомысленность, беззаботность; нелюбовь к однообразной, скрупулезной работе; жажда новых впечатлений, перемен. Появление в поведении отрицательных эмоций является признаком его эмоционального неблагополучия. Главным из них, по мнению И.В. Дубровиной, Б.И.Кочубей, Е.В. Новиковой, является агрессивность.
Взаимоотношения между детьми в семье (сиблинговые отношения)
... детей в семье (нечто общее в отношении к ним со стороны других членов семьи, например, выраженное в обращении «дети»; наличие коммуникации между братьями и сестрами, совместных интересов, претензий на общие ресурсы; 2) признание родителями ... девиантные, асоциальные формы поведения). Единственный ребенок одновременно оказывается самым старшим и самым младшим в семье, поэтому «собирает» характеристики ...
Исследования ученых Й. Раншбург, Эди Ле Шан, П. Поппер, Н.Н. Авдеевой, А.И. Захарова и др. показывают, что агрессивные действия можно наблюдать у детей с самого раннего возраста. Вспышки злости могут проявляться уже на первом году жизни, когда ребенок находится в ситуации фрустрации из-за каких-либо неудач. В данном возрасте, как утверждают ученые, злость еще не настоящая, так как в ней отсутствует ее важнейший компонент — намерение причинить ущерб. Агрессивные действия носят импульсивный бесцельный характер. Основные формы, в которых проявляются в этот период вспышки гнева — это крик, кусание, брыкание.
В годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться, как утверждают Б.Спок, Р. Ричардсон, Д.Крэч: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему. На втором году жизни возрастает активность ребенка. Подчас это стремление к независимости — знаменитое «Я сам!» выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей.
К двум годам реакции гнева становятся более целенаправленными и проявляются в реакции нападения, применении детьми физического нападения, разрушительных действиях. Разрушительность свойственна всем маленьким детям, т. к. в раннем возрасте она носит непреднамеренный характер: дети не осознают, что вещи легко ломаются. С возрастом характер разрушительных действий меняется и может приобрести целенаправленный характер. Дэвид Фонтана выделяет три причины преднамеренной детской разрушительности:
1. Ребенка может разочаровать объект, который не делает того, что ребенок хочет. В гневе он разбрасывает игрушки, предметы, вызвавшие у него разочарование. Частые повторения таких разрушительных действий могут привести к формированию чувства разочарования.
2. Естественное любопытство, побуждающее ребенка исследовать предмет. Детское экспериментирование над объектами окружающего мира, иногда взрослыми расценивается как проявление жестокости: ребенок отрывает крылья у жука, раздавливает червяка и т. п. Дэвид Фонтана утверждает, что до 5-6 лет проявления детской жестокости не являются выразителем его чувств и объясняет это проявлением эгоцентричности, так как 5-6 лет ребенок не осознает, что окружающие чувствуют боль так же, как и он.
3. Стремление досадить другому человеку. Характерной особенностью протекания агрессивных действий является их кратковременный характер, дети не могут в раннем возрасте долго сердиться.
К трем годам жалобы на проявление агрессивного поведения детей звучат настойчивее. В этот период дети 2-3 лет попадают в детские сады, где начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс поддержания и развертывания действий, направленных на другого.
В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения взрослых к тем или иным формам поведения. Если они относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии
Воспитание детей в разных типах семей
... к ребенку в семье. Требования родителя к ребенку — неотъемлемая часть воспитания. Существуют: требования-обязанности - обязанности ребенка в семье, требования-запреты, предписывающие, что ребенок не должен делать в семье. За ... либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного и неустойчивого типов характера; д). чрезмерность санкций. Для этих родителей характерна ...
К четырехлетнему возрасту увеличивается влияние на поведение ребенка окружающей среды. Очень важным в это время является проявление агрессивности, которое выражается в игровых формах. Дети изображают в своих играх «плохих» героев, милиционеров, преследующих грабителей, великанов.
Как отмечает И.А.Фурманов, в этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт», и в это же время ребенок сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским «нельзя», ребенок испытывает сильнейшую депривацию, и воспринимает ее как отвержение со стороны родителей. Если возникающий конфликт не разрешается, то у ребенка появляются агрессивные действия.
B.C. Мухина, Ю.В. Егошкин рассматривают агрессию как новообразование персоногенеза. Авторы считают, что не всегда агрессия выступает как негативное явление. В агрессивном поведении детей выделяют два аспекта: враждебные действия с целью нанесения ущерба и реакцию живого организма на фрустрацию.
К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более «социализированных» форм (оскорбление, борьба).
В младшем школьном возрасте агрессия чаше проявляется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Инициаторами агрессии в младшем школьном возрасте являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все более организованным. Формирование группировок, как утверждают, Т.П. Смирнова, Н.Д.Левитов, Г.Д. Бреслав, заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышение своих возможностей. Вследствие этого исчезает страх наказания за проявление агрессии, появляется желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной агрессии резко возрастают среди учащихся начальной школы. Инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивная, направленная на желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие, остается неизменной.
Исследования ученых Г.М. Алексеевой, Г.Паренс, Г.Д.Хузеевой, Р.Кэмпбелл показали, что у детей в возрасте от 7 до 11 лет можно наблюдать в среднем по 9 агрессивных актов в час. 29% из них составляют непосредственные ответные реакции на нападение противоположной стороны. Причем эта доля остается практически постоянной, изменяется лишь в зависимости от пола и составляет 33% у мальчиков и 25% у девочек.
В исследованиях С.Ф. Сироткина, В. Элисеос, Д. Фонтана установлены половые различия степени агрессивности, которые начинают уже проявляться на втором году жизни. Установлено, что мальчикам свойственны прямые формы физической агрессивности. У девочек агрессивность чаще проявляется в форме демонстративности, эгоцентричности и носит отсроченный, опосредованный характер. Функция пола в проявлении агрессивности, как считает С.Ф. Сироткин, имеет динамический характер и до конца не изучена. Агрессивность рассматривается автором как комплексное свойство психики, связанное с разрушением объекта. К четырем годам фрустрация, неудачи вызывают у мальчиков и девочек разную реакцию: первые дерутся, а вторые визжат. С возрастом число проявлений агрессии у мальчиков возрастает, а у девочек уменьшается. Эту динамику связывают с различием социально одобряемого людьми поведения, либо с отношением детей к санкциям. С возрастом увеличивается количество социализированных форм агрессии, а проявляемая агрессивность все больше приобретает враждебную окраску. При переходе к юношескому возрасту у мальчиков устойчиво доминируют физическая агрессия и негативизм, а у девочек — негативизм и вербальная агрессия
В исследовании Вагенас Элисеос выявлена особенность проявления агрессивности у российских детей (в отличие от греческих), которая выражается в инфантилизме. Дети стремятся решить конфликтную ситуацию при помощи взрослых. Мальчики чаще прибегают к открытой агрессии, защищая себя, а девочки склонны к принятию вины и самообвинениям.
Анализ динамики агрессивности у детей с 4 до 9 лет показал возрастание способности находить выход из конфликтной ситуации. Этому способствует усвоение правил поведения, а также страх наказания, социального неодобрения. Проявлению агрессивности у детей способствуют негативные свойства личности ребенка: снижение самооценки и чувствительности к давлению со стороны взрослых. Более активные дети используют агрессивность для самозащиты, а у более слабых наблюдается проявление тревожности. Состояние фрустрации и беспомощности ребенка, психологического дискомфорта часто приводят к непреднамеренным агрессивным действиям, проявляющимся в упрямстве, негативизме, драчливости, гневе. В более позднем возрасте на первый план выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием игрушками или вещами. Удержание его становится грубым захватом, отпускание может превратиться в стремление дать волю эмоциям (Эриксон Э., 1993)
Итак, агрессивное поведение ребенка, по мнению Г. Степановой, выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль посредством слов в детском возрасте. Наиболее распространенными формами проявления агрессии у детей являются: упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования, желание обидеть, унизить, оскорбить, неумение понять интересы другого, разрушительные действия.
Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу становится серьезной проблемой. Агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера, поэтому детям необходима помощь в усвоении норм и правил. Степанов С.С. считает, что агрессивность — это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он формируется и растет. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивности детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних.
1.3 Влияние семьи на проявление агрессивности у детей
Для того чтобы осмыслить феномен детской агрессивности, обратимся к анализу факторов, обуславливающих ее развитие. Ученые разных стран высказывают разные причины агрессивного поведения детей. Анализ зарубежных исследований Р. Бэрон и Д. Ричарсон (1997) позволил выделить в качестве основных источников знания модели агрессивного поведения: семью, взаимодействие со сверстниками и примеры средств массовой информации (масс-медиа).
Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, поскольку семья как определенная социальная общность выступает, прежде всего, как конкретная система связей и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей.
Особенности семьи, способствующие возникновению отклонений в поведении школьника отражаются в имеющихся классификациях семей, где часто появляются агрессивные дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Остановимся на них подробнее.
Г.П. Бочкарева выделяет:
1) семью с неблагоприятной эмоциональной атмосферой, где не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;
2) семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений;
3) семья, с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививается социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
А.Е. Личко выделяет четыре типа неблагополучных ситуаций в семье:
1) гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни ребенка до семейной тирании;
2) гипоопека, нередко переходит в безнадзорность;
3) ситуация, создания «кумира» семьи. Для нее характерно постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
4) ситуация, создания «золушек» в семье.
Автор отмечает, что начиная с 80-гг. 20 века появилось много семей, где родители уделяют преимущественное внимание себе, а не детям. В этой связи отмечено увеличение количества черствых и жестоких детей и подростков.
Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению агрессивных детей:
1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточным высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи по себе не формируют трудных детей, но все же они создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;
2) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держаться оппозиционно, подчас конфликтно — демонстративно;
3) нравственно неблагополучные семьи. Члены такой семьи отличаются различием в мировоззрении и принципах организации семьи, стремлением достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого;
4) педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития.
В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и Д.И. Исаев считают, что решающим фактором, который формирует отрицательные личностные черты, являются неправильное семейное воспитание. Они выделяют три типа неправильного воспитания и степень выраженности этих признаков обуславливает характер воспитательного воздействия.
В.И.Гарбузов выделил три типа негативных отношений родителей к ребенку:
1. Отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения).
Он формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, «стены» за которую можно спрятаться. Так, Г. Эберлейн определяет агрессивность как «отчаяние ребенка, который ищет признания и любви.
2. Гиперсоциализация (сверх требовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность.) Он вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной волевой личности, но приводит к негативным результатам — озлобленности, стремлению делать запретное «исподтишка. Также, родители, предъявляя завышенные требования к ребенку, не учитывают его особенностей и возможностей. И отсюда, как отмечает А.И. Захаров, чрезмерная загруженность ребенка занятиями, которые не соответствуют возрасту и интересам ребенка и приводит к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение.
3. Гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверх заботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать).
Она нарушает нормальное развитие личности, предоставляя ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляции. Такие дети чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны, постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).
Бэрон Р., Ричардсон Д., 1998, Лешли Д., 1991, Раншбург Й., Поппер П., 1983, Кэмпбелл Р., отмечают, что существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями семейного руководства.
Так, Раншбург И., и Поппер П. выявили, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует появления агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.
Д. Лешли, указывает, что дети, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений, провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.
Если родители постоянно используют ограничение потребностей ребенка, чрезмерный контроль за их поведением, то тем самым вызывают сдерживаемый гнев ребенка, особенно это касается активных и подвижных детей. Интерес в этом плане представляет высказывание американского педагога Эди Ле Шан: «Из-за стремительных перемен в общем стиле жизни и лучшего понимания потребностей детей мы стали часто превращаться в родителей, которые воспитывают своих детей иначе, чем были воспитаны сами» (Э. Ле Шан Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. — М., 1990).
Зарубежные авторы Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Р. Дрейкус считают, что вседозволенность, и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности ребенка. В случае вседозволенности родители проявляют безразличие к времяпрепровождению ребенка, в качестве основных методов наказания используют нотации, бранные слова и угрозы. Причиной использования силовых дисциплинарных методов родителями большинство специалистов считает негативизм родителей и особенно матери: враждебность, отчужденность, холодность.
Одной из версий, объясняющих враждебное отношение к детям, Росс Кэмбелл, Ле Шан, Джейн Нельсен и др., считают отсутствие любви. «Родители, не испытавшие любви в детстве, какими бы хорошими они ни старались быть, приходят в ярость, когда ребенок молит о любви. Почти невозможно, стать заботливым человеком тому, кто в детстве никогда не испытывал заботы».
Основным источником агрессивного поведения является наблюдение насилия, совершаемого взрослыми. В силу природной подражательности, дети стремятся копировать поведение взрослых, в том числе и проявление физического насилия по отношению друг к другу. Отсюда наиболее важной проблемой, указывают А.Бандура, А.Фромм, М. Гулдинг и Р.Гулдинг, является научение агрессивному поведению. На первом месте здесь стоит влияние взаимоотношений родителей, ссоры и драки между ними, а также агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Позитивная эмоциональная связь между родителями и детьми облегчает подражание. Этот вид научения агрессивному поведению чрезвычайно характерен как в детском, так и в подростковом возрасте.
Ч. Минтон, Д. Каган и Р.Левин, отмечают, что у ребенка часто имеет место тенденция к индетификации с отцом, когда он старается уподобиться агрессору, вести себя так, чтобы избежать наказания. Следует подчеркнуть, что роль модели для подражания может выполнять не только поведение родителей, но и их взгляды, система ценностей и отношений. Это «идеальная модель» может быть представлена опосредованно — домашние беседы, рекомендации почитать ту или иную книгу, посмотреть тот или иной фильм, похвала того или иного образа поведения. Представляется, что сочетание таких различных способов поведения агрессии, как само агрессивное поведение родителей, одобрение или агрессивное поведение других, может дать даже больший эффект, чем принятие родителями агрессивного поведения их детей при одновременном неагрессивном поведении их самих.
Результаты исследований Д. Добсона, Р.Бэрона позволяют утверждать, что влияние отца и матери на агрессивность у мальчиков связана с различными факторами. Так, отцы агрессивных детей характеризуются значительной агрессивностью по отношению к окружающим их лицам (как к родственникам, так и к посторонним), часто применяют физические наказания по отношению к сыновьям. У матери фактором, наиболее влияющим на агрессивность детей, является терпимость к их агрессивному поведению.
Родители высоко агрессивных детей часто сами проявляют враждебность и бывают непоследовательными в вопросах обучения детей правилам и нормам поведения. Значительной работой в области социализации агрессии в семье является исследование Паттерсона и его сотрудников из Орегонского центра по исследованию социального научения. (1976).
Эти исследователи рассматривают семью как систему, в которой все ее члены взаимодействуют между собой, влияют и реагируют на поведение других. В семьях с высоко агрессивными детьми взаимодействие членов семьи часто приобретает вид расширяющейся спирали, «провоцирования», которое поддерживает и усиливает агрессивные способы поведения. Если один из членов семьи реагирует враждебно, другие начинают делать что-то такое, что увеличивает вероятность дополнительных враждебных проявлений.
В исследованиях Паттерсона дети с трудностями поведения, как правило, не реагировали на попытки взрослого повлиять на их поведение как мягкими мерами, словами, так и неодобрением, запретами. Одной из причин этого может быть то, что в детстве, видимо, их родители непоследовательно применяли и поощрение, и наказание, реагировали грубо в одних случаях, не замечая такого же поведения в другой раз (Парки Слейби, 1983; Паттерсон, 1976).
Проблеме влияния стиля семейных отношений на развитие ребенка большое внимание уделяется и в нашей стране. Характер семейных отношений во многом зависит от культурного, социально-экономического и политического уровня развития страны. Изменения, связанные с резким падением благо состояния людей, общий политический и экономический кризис привел нас к семейному кризису. В исследованиях И. А. Невского, В.В. Трифонова, В. Л. Леви, И. Климонтович и др. установлено, что эмоциональное неблагополучие ребенка, формирование различных поведенческих девиаций связано с дисгармоничными семейными отношениями.
Острой сегодня является проблема распада семьи. Процент разводов по отношению к заключенным бракам в России составляет в среднем от 30% до 50% из-за чего ежегодно около 700 детей лишаются одного из родителей. Анализируя характер семейных дисгармоний, И. Климонтович выделяет «семью-театр», в которой лишь сохраняется внешняя видимость благополучия. Постепенно у детей, воспитывающихся в таких семьях снижается уровень жизненной защищенности. Распространены сегодня и такие семейные дисгармонии как «третий лишний». Ребенок в таких семьях является помехой, родители занимаются воспитанием от случая к случаю, как правило, при таких взаимоотношениях у детей формируется комплекс неполноценности, неуверенность в себе. Массовым явлением для современных семей является воспитание единственного ребенка, которому отдается вся любовь и внимание, в отдельных семьях ребенок является единственным способом ее спасения. В таких случаях ребенку присваивается роль «кумира». Анализируя этот факт, В. Леви отмечает, что вместе с вниманием к единственному ребенку родители передают и тревожность, агрессивность, потребность властвовать и подчинять. Это происходит потому, что воспитывая одного ребенка, родители, по сути остаются неопытными. Неизрасходованный инстинкт заставляет даже подрастающего ребенка продолжать считать маленьким и всячески его опекать. Эти действия родителей вызывают у детей чувство протеста.
Анализ исследований и результатов опроса родителей, имеющих детей младшего школьного возраста показывает, что одной из попыток сдержать агрессивное поведение является применение физических наказаний. Дисциплина и наказание — один из сложных вопросов. Существуют разные подходы к применению наказаний как средства воспитания детей. Известный во всем мире американский доктор Б. Спок считает, что большинство даже хороших родителей бывает вынуждено изредка наказывать своих непослушных детей, что объясняется их взглядами на дисциплину, в основе которых зачастую лежит способ прямого переноса на своих детей методов, усвоенных из собственного детства.
В формировании отрицательных качеств личности большую роль доктор Допсон отводит подражанию наблюдаемых образцов поведения. Он является сторонником взвешенного применения телесных наказаний, с учетом возраста и ситуации. Мы не можем согласиться с мнением Д. Допсона, что ребенок понимает, какие чувства движут в момент наказания родителями — любовь или ненависть. Часто к наказанию родители прибегают даже в том случае, если ребенок уже раскаялся в содеянном проступке.
Рос Кэмпбелл, считает данные действия родителей прямым способом вызова гнева, горечи, обиды. В отношении телесных наказаний выступает против, так как считает их антигуманным средством воспитания, ведущего к унижению личности ребенка.
Во многих работах американских ученых (Белл, Маркус, Минтон, Левин) показано, что наказания, вызывают у детей агрессию, протест.
В исследованиях И. А. Фурманова, Бэрон Р., Ричардсон Д. установлено, что родители, применяющие физические наказания способствуют закреплению агрессивных действий у ребенка, в тоже время отсутствие наказания за проявление агрессии воспитывают чрезмерную агрессивность.
Физическое наказание — антипедагогическое средство воздействия на ребенка. Л.Ф. Островская в своих исследованиях рекомендует исключить те наказания, которые причиняют ребенку физическую боль, вызывают страх, подавляют его волю. Автор считает вполне эффективными в отношении детей такие формы наказания, как порицание, замечание в строгом тоне, временная холодность в общении с провинившимся ребенком, лишение удовольствия, лакомств, любимых игр, отмена обещания и т. д..
Детский психиатр М. Буянов обращает внимание всех взрослых на общую закономерность: жестокость взрослых является источником жестокости детей. Избиения детей родителями приводит к появлению в их поведении озлобленности, агрессивности, изменению отношений к своим родным, деформации личности. Наказание принуждает ребенка делать то, что он не хочет делать, причиняя боль, разрушает доверие и отчуждают от взрослого. Психолог С.С. Степанов считает, что насилие не лечится насилием.
В исследованиях В.Л. Леви также высказывается предостережение об опасности использования всякого рода наказаний, т. к. они обладают внушающим действием: раз наказали, значить есть за что. Ругая ребенка, взрослые зачастую используют оскорбляющие его чувство собственного достоинства слова. Оценки, типа: ненормальный, изверг, бестолочь и т. п., представляют собой прямое, внушение. Всякое утверждение ребенком понимается однозначно. Оценивая, таким образом ребенка, мы внушаем ему самооценку.
Постепенно ребенок начинает грубить, делать все назло. Эти действия ребенка В. Л. Леви рассматривает как самозащитные. Ребенок защищается от своей беспомощности перед взрослыми. Чтобы избежать острых углов в воспитании ребенка, взрослые должны принять закон, предложенный В.Л Леви: «Каждый день с ребенком начинать радостью, заканчивать миром. »
Следующим фактором, влияющим на проявление детьми агрессии, является взаимодействии со сверстниками. Установлено, что общение с агрессивными сверстниками способствует научению агрессивным формам поведения. Агрессивных детей сверстники обычно избегают или игнорируют, поэтому наблюдается тенденция объединения агрессивных детей с такими же агрессивными сверстниками. В силу природной подражательности, дети стремятся копировать поведение других, в том числе и проявление физического насилия по отношению друг к другу. Зарубежные психологи Р.Дрейкурс, В.Оклендер, Р.Джонс подчеркивают опасность обучения агрессии на живых примерах, т.к. силовые методы воспитания становятся неотъемлемой частью поведения детей на разных возрастных этапах.
Особенности взаимодействия детей отражены в исследованиях М.И. Лисиной и А.Г. Рузской, но акцент авторами сделан на выделении форм общения и их характеристике. Проблема общения с агрессивными сверстниками авторами не затрагивается. Интерес в этом плане представляют исследования В.А. Сидорова и В.Г. Маралова, где установлено несколько типов детей: общительно-дружелюбные, для которых не характерна агрессивность; общительно-враждебные: характерны проявления враждебности, особенно в конфликтных ситуациях и доминирующие формы поведения; необщительно-дружелюбные: неуверенные, тревожные дети, с преобладанием подчинительных форм поведения; необщительно-враждебные: для таких детей характерна агрессивность, недоброжелательность, подозрительность, неуверенность, тревожность, чувство собственной неполноценности.