УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность темы. Проблема патриотизма играет особую роль в политической жизни современной России. Обусловлено это многими факторами, главными из которых являются последствия резкого перехода от одной общественно-политической системы к другой и соответственно от одной системы ценностей к другой. С учетом того, что патриотизм всегда занимал важное место в российской политической культуре, его недооценка в условиях трансформирующегося общества может иметь крайне негативные последствия. Во многом именно ценность патриотизма определяла и специфику российского национального характера, его менталитета и политической культуры.

Особенно большое значение проблема патриотизма имеет для политической культуры современной российской молодежи. Обусловлено это тем, что ее отношение к патриотизму формировалось в условиях радикальных реформ и последующего затяжного социокультурного кризиса, вызванного сменой парадигмы государственного целеполагания ценностных ориентации граждан.

Проблемам гражданско-патриотического воспитания за последние годы уделялось и уделяется немало внимания. Проведено достаточно большое количество социологических исследований по содержанию, проблемам и противоречиям в этой области. Принята третья по счету Государственная программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. Разработаны и реализуются подобные программы в регионах, проводится большое количество мероприятий патриотической направленности.

Следовательно, всестороннее изучение и формирование новых подходов утверждения патриотического и гражданского сознания является в настоящее время актуальной научно-практической задачей.

Данные обстоятельства актуализируют необходимость научного осмысления отношения к патриотизму различных социальных групп в российском обществе и особенно изучения места и роли патриотизма в политической культуре современной молодежи. В рамках выбранной темы, большое значение для нашего исследования имели работы по различным проблемам молодежи в российском обществе. Исследуя молодежь, как особую социально-демографическую группу общества, имеющую свои специфические социально-политические интересы и свойства, авторы делали акцент на ее социально-психологических особенностях, на специфике социокультурной мотивации ее политического поведения.

Рассматривая различные аспекты социальной адаптации и индивидуализации молодежи, ее политического воспитания, авторы выделяли и особую роль формирования патриотизма в решении данных задач. Однако большая часть данных работ характеризуется стремлением обосновать необходимость формирования новой демократической иерархии ценностей у молодежи, основанной на приоритете общечеловеческих и гуманистических жизненных ориентиров. Тем самым проблема патриотизма объективно отодвигалась на второй план и занимала подчиненное место среди других ценностей.

12 стр., 5727 слов

«Воспитание патриотизма в современном российском обществе»

... необходимость в реорганизации системы воспитания, переориентации ее на воспитание патриотизма, гражданственности, духовных, нравственных и волевых качеств личности и гражданина. Цель работы: изучить формы и методы воспитания патриотизма в современном российском обществе. Задачи исследования: раскрыть ...

противоречия

  • новыми требованиями к системе гражданско-патриотического воспитания школьников и отсутствием научно обоснованных подходов и методов изменения воспитательных систем образовательных учреждений;
  • высокими темпами обновления учебного процесса и неадекватно низкими темпами модернизации воспитательного процесса, обусловленными, в том числе, отсутствием научно-практических разработок по модернизации воспитательных систем;
  • высокой интенсивностью труда педагогов и недостаточной эффективностью воспитывающей деятельности, связанной с опорой на устаревшую научно-методическую базу воспитания;
  • необходимостью интеграции усилий школы, других социальных институтов, а также родителей для решения задач воспитания учащихся и отсутствием для этого эффективных подходов и методов организации совместной воспитывающей деятельности, научно-методической базы, учитывающей новые социально-экономические условия;

объективной необходимостью применения новых подходов и методов

организации управления системой гражданско-патриотического воспитания школьников в общеобразовательной школе и отсутствием научно-обоснованных средств управления развитием воспитательной системы.

проблема исследования,

Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования:, Гипотеза исследования

— объектами управления являются: целостная система гражданско-патриотического воспитания школьников как совокупность целей и планируемых результатов воспитания, форм и методов воспитывающей деятельности, педагогических кадров, материальной среды воспитания, а также инновационный процесс как целенаправленный отбор и внедрение новшеств для решения актуальных воспитательных проблем с учетом контингента учащихся, внутришкольной среды и внешней социокультурной ситуации;

— процесс управления развитием представлен как последовательность управленческих действий, реализуемых руководителями, педагогами, воспитателями и общественными советами, позволяющих обеспечить полноту, целостность, структурированность выявления проблем развития воспитывающей деятельности, целенаправленность и обоснованность отбора инноваций для их решения, системность изменений в воспитательном процессе;

— организационные механизмы обеспечивают сочетание коллективной и индивидуальной деятельности при реализации управленческих действий, внутрисетевое сотрудничество, реализуемые через специализированные целевые структуры управления и новые виды деятельности (экспертную, проектную, рефлексию);

— результатами нововведений в системе гражданско-патриотического воспитания являются система логически связанных изменений в целях, планируемых результатах, в содержании, средствах, методах, формах и условиях воспитательной деятельности с ориентацией на достижение стратегической цели системы гражданско-патриотического воспитания.

15 стр., 7477 слов

Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного ...

Актуальность курсовой работы. Объект курсовой работы - Предмет курсовой работы Цель курсовой работы Для достижения поставленной цели предполагается последовательное решение нижеперечисленных задач: изучить теоретические основы управления в системе дошкольного образования; рассмотреть роль управления в решении основных проблем современной системы дошкольного образования и ...

задач исследования:

1. Провести анализ современных процессов развития системы гражданско-патриотического воспитания общеобразовательной школы с точки зрения соответствия задачам модернизации образования, выявить проблемы, сдерживающие это развитие, в том числе связанные с управлением воспитывающей деятельностью.

2. Обосновать системно-целевой подход как теоретическую основу совершенствования управления системой гражданско-патриотического воспитания для решения выявленных проблем.

3. На основе системно-целевого подхода разработать модель управления системой гражданско-патриотического воспитания

4. Осуществить опытно — экспериментальную проверку эффективности модели управления системой гражданско-патриотического воспитания.

Состояние научной разработанности темы. Проблема гражданского, патриотического воспитания требует междисциплинарного подхода. Это предполагает политическую, нравственную и правовую характеристику личности, её мировоззренческой позиции. Поэтому различные аспекты данной темы рассматривается в трудах ученых, представляющих различные науки: социологию, демографию, социальную и политическую психологию, политологию, педагогику, государственное и муниципальное управление и право.

Ряд работ М.П. Бузского, А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, посвящен непосредственно понятию патриотизма, его сущности, структуре, функциям. В данных работах исследуются теоретико-методологические основы данного понятия и факторы, влияющие на формирование патриотизма в различных социально-экономических и социально-политических условиях [7, с. 11-13].

О.Ф. Жуковский [22]

Важнейшим направлением, в рамках которого осуществляется анализ проблем патриотизма, являются работы по политической социализации российской молодежи. Исследуя механизмы политической социализации, ее основные институты, специфику политической социализации на различных этапах формирования личности, авторы затрагивают (в числе других направлений) необходимость целенаправленного и последовательного патриотического воспитания подрастающего поколения. Отдельно можно выделить работы о роли СМИ в политической социализации и в патриотическом воспитании.

Ряд работ В.Е. Мусиной [41] посвящены проблемам патриотического воспитания российской молодежи. Автор исследуют роль патриотизма в формировании мировоззренческой позиции и гражданственности, в политической идентификации молодежи. Нельзя не согласиться с мнением большинства исследователей о том, что именно отсутствие должного патриотического воспитания стало одной из причин распространения политического и правового нигилизма, социальной аномии среди российской молодежи

Работы Ю. В. , С.Ю. Ивановой [26], посвящены различным аспектам государственной молодежной политики, в том числе и в области патриотического воспитания. Вместе с тем, анализ данных работ показал, что их авторы, рассматривая различные направления государственной молодежной политики, их результаты и существующие противоречия, недостаточно критично оценивают негативные последствия государственного воздействия в сфере патриотического воспитания.

10 стр., 4544 слов

Психолого–педагогические основы эффективности гражданского воспитания ...

... число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, ... неопатриотизма в России. Как патриотизм, так и неопатриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат ...

О.Ф. Жуковского

В качестве методов исследования использовались статистические и социологические методы обработки и интерпретации информации, в частности: экспертный метод, методы сравнительного и структурного анализа, использование элементов факторного анализа.

Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили:

  • анализа документов, нормативно-правовых актов, отчетов деятельности образовательного учреждения.
  • материалы исследований, опубликованные в научной и периодической печати.

Практическая значимость работы состоит в выявлении особенностей управления гражданско-патриотическим воспитанием учащихся МБОУ СОШ имени М.И. Калинина.

Полученные результаты исследования дают возможность прогнозировать эффективность управленческих решений, разрабатываемых образовательной организацией.

Научная новизна: разработанная модель управления гражданско-патриотическим воспитанием школы, которая может быть реализована в ОУ области.

Структура работы. Дипломный проект состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы ВКР, состояние научной разработанности темы, объект, предмет, цель, основные задачи ВКР, теоретическая, методологическая, эмпирическая база ВКР, а также научная новизна, практическая значимость и структура работы.

ГЛАВА I. Теоретические основы управления СИСТЕМОЙ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ школьников в условиях модернизации образования.

    1. Система гражданско-патриотического воспитания школы как ресурс духовно-нравственного развития детей в условиях модернизации образования.

Несмотря на относительно широкое освещение феномена патриотизма в историко-философской, психолого-педагогической, методической, научно-популярной и публицистической литературе проблема патриотического воспитания молодого поколения и, в частности, учащейся молодёжи, продолжает оставаться актуальной. Это особенно важно в современных условиях, когда происходит преодоление размытого за последнее десятилетия понимания патриотизма, негативных тенденций, лишающих молодого человека смыслообразующих ориентиров в жизни, а педагогов в созидании поколения ХХI века как людей культуры, граждан и патриотов России.

В условиях модернизации образования важнейшей концептуальной проблемой становится теоретическое осмысление феномена патриотизма, его миссии в современном российском обществе и, на этой основе, создание проектов, моделей, программ и технологий патриотического воспитания.

Таким образом, проблема патриотического воспитания учащейся молодежи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость на пути обретения нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, преодоления широкого распространённого равнодушия, цинизма, агрессивности как слагаемых комплекса ущербности и неполноценности нации.

Современное состояние патриотического воспитания в России во многом предопределено ее недавним историческим прошлым. В советский период отечественной истории естественное понимание гражданского, российского патриотизма, имеющего глубокие исторические кopни, было искусственно подменено «коммунистическим патриотизмом» с долей русского национализма, что проявилось в борьбе с космополитизмом как идеологией «мировой капиталистической системы» и в использовании таких понятий, как «интернационализм», «советский народ» нередко в эфемерных, политических целях. Феномен патриотизма постулировался в понятии «советский патриотизм и социалистический интернационализм», а основным направлением его воспитания у молодёжи было военно-патриотическое воспитание, сводившегося к подготовке учащейся молодёжи к службе в Вооружённых силах в условиях «холодной войны».

22 стр., 10711 слов

Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания ...

... по воспитанию старших дошкольников. Методы исследования: Практическая значимость исследования База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Структура работы: курсовая работа ... теоретически обосновать и экспериментально проверить использование этнопедагогических традиций в воспитании старших дошкольников в условиях детского сада. Гипотеза исследования: Задачи: ...

Вместе с тем мощная государственная поддержка советского патриотического воспитания, для чего под эгидой партийного аппарата использовались пропаганда, образование, культура, все средства информационного воздействия, способствовали достаточно высокому уровню патриотизма, воспитывали в естественной форме любовь и уважение к Отечеству, осознание подрастающим поколением своего гражданского долга, обязанности служить интересам страны и общества, прививали чувство коллективизма.

С разрушением идеологической оболочки декларативного патриотизма на волне переоценки ценностей «перестроечного периода» были утрачены, потеряны многие его корни. Этот негативный процесс, объективный в cилy глубинных катаклизмов во всех сферах жизни страны, связанный с разрушением, распадом советской команднo-административной системы, во многом был инициирован «перестроечной» конъюнктурой, политическими спекуляциями, внутренним, идущим «сверху» антикоммунизмом, который расшатал фундамент не только социалистического, но и общероссийского здания.

Наиболее опасными негативными процессами стали депатриотизация духовной жизни, размывание ценностно-мотивационного ядpa национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства и достоинства. Отечественная история, ее героические события, персоналии выдающихся деятелей, независимо от того, какой социальнo-политической ориентации они придерживались, утратили силу нравственного идеала как основы воспитания. В общественном сознании молодёжи и особенно в молодежной субкультyре получили широкое распространение апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, безответственность и немотивированная агрессивность, индивидуализм и эгоизм, утилитарное и корпоративное отношение к государству и социальным институтам.

Под воздействием обвальной вестернизации отечественной культуры и образования в сознании молодёжи утрачивает собственно российскую основу народный менталитет, стираются складывавшиеся веками национальные черты образа жизни россиян, являющиеся важнейшими механизмами её социокультурной идентификации. Вследствие этого увеличивается круг проблем, связанных с гарантией элементарных прав на образование, неприкосновенности и достоинства личности, сохранении основ российского общества и государства, защитой окружающей нас природной среды.

В связи со значительным ослаблением воспитательного потенциала Вооружённых Сил, значительно снизился уровень работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, что обнаружилось в устойчивой тенденции падения престижа военной службы.

25 стр., 12461 слов

Патриотическое и интернациональное воспитание, формы воспитания патриотизма

... торических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и граж данского мужества народа. [2,с. 112] Я считаю, что воспитание граж данственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность ...

Не достаточно реализуется воспитательный потенциал семьи как корневого социального института патриотизма в воспитании и социализации подрастающего поколения.

Объективные и субъективные социальные процессы в обществе существенно обострили национальный вопрос — важнейший фактор формирования патриотизма, что приводит к своеобразной дезориентации педагогов в выборе ценностей и смыслов воспитания патриотизма в образовательном процессе. Патриотизм стал трансформироваться, либо в национализм через утрату истинного значения и понимания интернационализма, либо в космополитизм, через гипертрофию общечеловеческих ценностей и утерю самобытного образа России как основы идентификационных механизмов человека культуры, гражданина, патриота.

Причина этого не только в отсутствии общей стратегии и резком ослаблении управления важнейшими звеньями и механизмами в процессе организации деятельности образовательных учреждений по патриотическому воспитанию молодежи. Фактически прекратилась целенаправленная разработка теоретических основ, coздaющих возможности инновациям, появлению новых технологий, перспективных методик, комплексного использования наиболее эффективных методов, форм и средств в патриотического воспитания в ХХI веке, остаётся за гранью научного переосмысления богатейший исторический опыт зарубежных стран, накопленный в этой сфере, а имеющиеся в образовательно-воспитательной практике модели необдуманно переносятся на отечественную почву воспитания.

В связи с этим все более неотложным становится решение целого комплекса проблем, накопившихся в сфере патриотического воспитания молодежи как важнейшего компонента процесса воспроизводства человека культуры, гражданина, патриота, что требует глубокого изучения и всестороннего анализа всех происходящих в российском обществе изменений, тенденций развития с учетом существующих и нарождающихся проблем и противоречий. Огромное значение приобретает поиск и разработка принципиально новых подходов к созданию качественно иных основ деятельности по формированию у подрастающего поколения служения Отечеству, учитывающей систему его ценностных ориентаций, потребностей и интересов на фоне современных тенденций общественного развития.

Патриотизм — это одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту, в осознании своего нравственного долга перед ним, в готовности к защите его интересов, а также проявления великодушия и толерантности в отношении других народов.

Патриотизм — это солидарность со страной и народом.

«Родина», «народ», «род», «родители», «родня», «родственники» — все это не просто однокоренные слова. Это своеобразное семантическое пространство существования патриотизма. Если человек любит своих родителей и свой род, значит, он любит и свой народ, свою большую и малую Родину. Одно без другого существовать не может, и именно эту цепочку можно назвать основой патриотического воспитания.

Патриотизм — это многоаспектное явление, по разному проявляющееся на различных уровнях социального пространства и представляющее собой сложный комплекс свойств и характеристик.

На сегодняшний день сложились следующие подходы к рассмотрению понятия патриотизма.

Духовно-ценностный, понимающий под патриотизмом любовь к Отечеству, готовность служить интересам своей родины, рассматривающий патриотизм как ценность, в основе которой лежит сакральная связь «прошлое – настоящее — будущее», нравственно-эмоциональная связь «личность – окружающие люди — родина», отражающие единство этнических, культурных, религиозных, эстетических, исторических характеристик в рамках понятия «Отечество».

11 стр., 5488 слов

Влияние стиля семейного воспитания на развитие и становление личности

... влияние на формирование личности ребенка. 4. Семейное воспитание., Стили семейного воспитания. Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на ... к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Выделяются два типа деформации семьи (Реан А.А.): структурная; ... интенсификация высшей нервной деятельности. В результате изменений нейроэндокринной системы на этом рубеже ...

Смыслообразующий, рассматривающий патриотизм как отражение духовной культуры индивида и общества в целом. Содержанием этого подхода является нахождение смыслов служения Отечеству, гордость и великодушие, верность и преданность ему.

Культурно созидательный, рассматривающий патриотизм с точки зрения с деятельности во благо Отечеству. Основой такого подхода выступает идея служения Отечеству, а целью воспитания в системе образования – трансляция данного социокультурного опыта разнообразными средствами педагогического процесса в единстве и многообразии его направлений и сфер (историко-культурного, правового, нравственного, эстетического, физического и др.).

Среди важнейших черт, характеризующих сущность патриотизма, выделяются следующие.

Во-первых, патриотизм представляет одну из наиболее значимых ценностей, присущую всем сферам жизни общества и государства, характеризующуюся высшим уровнем развития личности и проявляющуюся в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Он олицетворяет любовь к своему Отечеству сопричастность с его историей, культурой, достижениями в науке, экономике, военном деле и других сферах духовной и трудовой деятельности общества. Составляя духовнo-нравственную основу личности, патриотизм способствует формированию ее гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Во-вторых, патриотизм — своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическая опора его жизнеспособности, одно из базовых условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Он становится той идеей, которая способна трансформироваться в материальную силу, если она будет воспринята населением и станет внутренним убеждением, жизненным принципом российских граждан в современных условиях. По существу патриотизм является важнейшим социальнo-культурным, духовно мобилизационным ресурсом, освоение которого способно дать каждому городу, региону, а в перспективе и России в целом мощный стимул повышения социальной, профессиональной, творческой и иной активности граждан Российской Федерации.

В-третьих, патриотизм — это самое глубокое осознание, переживание своей родственности с Отчизной, своей укорененности в ее существовании, какие бы конкретные политические формы она не принимала. Он выступает делом совести каждого человека, его внутренним зовом и потребностью служения Отечеству. Это добровольная ответственность за страну, а контролером поведения и поступков выступает собственная совесть.

В-четвертых, патриотизму чужды национальный шовинизм и расовая дискриминация. Как тип национального сознания патриотизм состоит в том, что его носители признают равное право всех других народов на свободное развитие, национальнo-культурную самобытность, традиционный для них образ жизни, присущие им ценности, нормы, традиции и не считают возможным навязывать другим свои представления и национальные стереотипы.

11 стр., 5159 слов

Внеурочная деятельность школьников по географии

... (8). В настоящие время внеурочная деятельность по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать ...

Возрождение российского патриотизма в современных исторических условиях

является гарантом существования и продуктивного функционирования общества, усиления его культурно созидательного потенциала, духовного развития составляющих его личностей, установления конструктивного взаимодействия между разными народами в рамках мирового сообщества. Угасание патриотизма — признак кризиса социума; его искусственное разрушение — путь к уничтожению народа. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитательного воздействия, осуществляемого российским обществом и его различными институтами на современном этапе развития.

Интеграция патриотизма в образование основывается на системе сформировавшейся на протяжении многих веков культуры патриотизма и пространства её регулятивов (ценностей, идеалов, смыслов, символов, традиций, инноваций, стереотипов, образов и т.д.).

Культура патриотизма – феномен, созданный волей, разумом, душой и руками человека, существующий в виде духовных ценностей, символов, социальных традиций, разнообразных способов человеческой деятельности и общения. Она представляет собой совокупность достижений в области духовного производства, науки, искусства, морали, воспитания, а также предметов труда и творчества. Культура российского патриотизма – явление самобытное, духовно богатое, эмоционально насыщенное и идейно укреплённое. Её трансферт в конкретного человека составляет патриотическую культуру личности. В структуре патриотической культуры личности следует выделить ментальный уровень (образ отражаемой реальности), духовный уровень (сфера эмоционально – волевых регуляторов позиции человека в окружающей действительности), душевный уровень (сфера отношений, поведения, притязаний), психологический уровень (мотивы, потребности, стремления), позиционный уровень (реальная и актуальная статусно — ролевая перспектива развития).

Воспитание культуры патриотизма рассматривается как процесс целенаправленного воздействия на сознание и чувства учащихся и функционально ориентировано на формирование у них определенных установок, мотивов, понятий, принципов ценностей, идеалов, черт характера, поведения, деятельности и межличностного общения. Вместе с тем процесс образования в структуре педагогического процесса характеризуется активным присвоением учащимися патриотической деятельности и внутренне отражается в духовном развитии личности.

Особое значение в развитии культуры патриотизма имеют высшие регулятивы сознания, поведения и деятельности человека: идеи, идеалы, ценности, интегрирующие пространство «человек – общество — государство» взгляды, установки, позиции, знания отражающие беспристрастность событиям отечественного исторического процесса: гордость величественными свершениями и великодушие к реальностям свершившихся драматических событий, благоговение перед достижениями и богатствами отечественной культуры и теми выдающимися деятелями, которые стояли у истоков её созидания, развития и защиты. Среди наиболее значимых ценностей, тесно связанных с патриотическими, выделяются духовные, нравственные, интеллектуально-образовательные, социокультурные, исторические, социальнo-политические, профессионально-трудовые.

Транслятором культуры патриотизма выступает патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная система социальнo-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой чeлoвeкa к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать её интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.

13 стр., 6348 слов

Воспитание нравственных поступков старших школьников

... работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Нравственное воспитание школьников как педагогическая проблема Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии ... организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и ...

Патриотическое воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а так же подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.

Патриотическое воспитание в то же время является специфическим процессом целенаправленного взаимодействия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на личности учащегося, окружающий коллектив (группу людей), общество в целом.

В современном отечественном образовании патриотическое воспитание является системообразующим компонентом.

Его системообразующие признаки заключаются в следующем.

1. Патриотическое воспитание — это система, создающая и упорядочивающая системы смыслов, образов, интерпретации в образовательном процессе. Патриотические смыслы это неизменная основа личностного значения того или иного явления, события, вехи, этапа, эпохи отечественной истории, связанной с прошлым, настоящим и будущим того пространства, которое подвержено осмыслению.

Сегодня весьма обостряется проблема выявления и определения современной символики патриотизма. Как бы ни были дороги ветеранам, свидетелям войны, их символы, у молодежи уже иные символы, в которых выражается наша современность, ее формы переживания молодежью. А поэтому очень важно понять переход одной символики в другую, их внутреннее единство.

2. Патриотическое воспитание в системе образования конструирует социокультурные образцы социального действия (модели действительности и образы желаемого будущего), которым придается определённая форма.

3. Патриотическое воспитание — это репрезентативная система. С одной стороны, это «место встречи» индивида, коллектива, общества и государства, средство их взаимного отображения. С другой стороны, оно способно производить, наследовать и оформлять способы мышления, идеалы, образы, традиции, существующие в обществе в разных социальных группах, слоях и сообществах.

Обновленная система ценностей патриотического воспитания условно может быть разделена на главные сферы: духовнo-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость); нравственнo-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет); историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений); государственно — патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие и решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).

системы гражданско-патриотического воспитания

Мы исходим из того, что общей целевой функцией системы гражданско-патриотического воспитания является успешная социализация школьников, позволяющая воспроизводить и поддерживать базовые социальные и нравственные ценности, культурные нормы и традиции своего общества. Соответственно, результатом школьного воспитания можно считать присвоение ребенком определенной совокупности социально-нравственных ценностей. Опираясь на классификацию, предложенную Д.В. Григорьевым, в работе принимается трехуровневая шкала оценки результатов воспитания в школе: нижний уровень — приобретение знания о социальных и нравственных ценностях, средний — наличие опыта переживания и позитивного нравственного отношения к ценностям социума, высший уровень — опыт самостоятельного социального действия [21, с. 7].

Поскольку каждую значимую социальную и нравственную ценность можно сформировать в разных видах деятельности, очевидно, что необходимо создание воспитательного пространства и организация разнообразной воспитывающей деятельности для приобретения социального опыта.

Стратегической целью

— Создание условий для формирования жизнеспособной личности патриота в условиях модернизации российского образования.

Источниками требований к результату воспитания патриота, являются не только ФГОС, Концепция духовно-нравственного воспитания и иные федеральные нормативные акты, но и социальный заказ, предъявляемый родителями учащихся и социумом к гражданско-патриотическому воспитанию и его результатам, а также образовательная программа школы и Программа развития школы, содержащие отдельный раздел по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, отражающий его взаимодействие с другими подсистемами школы, учитывающий специфику контингента учащихся и возможности школьного и внешнего социокультурного пространства.

С учетом заявленного подхода к представлению результатов воспитывающей деятельности в школе, предполагается, что процесс гражданско-патриотического воспитания должен претерпеть существенные изменения. Во-первых, учащимся должен быть предоставлен максимальных выбор в видах деятельности, обеспечивающих воспитательный эффект, в количестве действующих в школе направлений внеурочной работы. Во-вторых, необходимо расширение организованного воспитательного пространства, как в самой школе, так и за ее пределами на базе и при взаимодействии с различными социокультурными институтами. В-третьих, должен стать более гибким и разнообразным набор форм и технологий воспитывающей деятельности, который будет максимально эффективным для каждого ребенка, позволит ему приобрести позитивный социальный опыт.

    1. Управление внедрением новой системы гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях модернизации образования.

Создание новой модели управления системой гражданско-патриотического воспитания школьников на основе системно-целевого подхода способно за счет существенных изменений в подходе к управлению системой ГПВ, в планировании и организации нововведений в воспитательную деятельность повысить ее эффективность.

В основе модели лежит представление о тесной взаимосвязи трех процессов, непрерывно протекающих в школе: учебно-воспитательного, инновационного и регулирующего их процесса управления, объединенных общими целями, единым пространством образовательного учреждения. Модель системно-целевого управления системой гражданско-патриотического воспитания школьников, разработанная на основе принятых теоретических оснований, представлена на рис.1

Чтобы обеспечить необходимые изменения процесса и результатов гражданско-патриотического воспитания, важно создание ряда ключевых ресурсов: кадровых (уровень компетентности педагогов и воспитателей, адекватный сложности задач воспитания; максимальная включенность в систему самообразования и обмена опытом; непрерывное профессиональное развитие), методических (банк методических разработок и диагностических материалов, методическая поддержка педагогов, создание авторских методических продуктов), информационных (необходимая полнота, открытость и доступность информации, многоканальность информационных потоков, включение результатов воспитания в открытый школьный доклад), мотивационных (система стимулирования учителей и воспитателей к совершенствованию воспитывающей деятельности и к саморазвитию, командная работа учителей и воспитателей в инновационных проектах, организация рефлексивного анализа инновационной деятельности), материально-технических (создание материально-вещественной среды для каждого вида деятельности учащихся и направления работы).

Рис.1. Модель управления внедрением системы ГПВ в ОУ., Важное значение в управлении играет ОСУ (рис. 1

Рис.1 1 . Организационная структура управлением системы ГПВ в ОУ.

Целевой блок

цель воспитания

Целевой блок 1

Рис.2. Модель процесса патриотического воспитания школьников

В качестве результатов воспитания В. И. Лутовинов [34] и Н.Ф. Талызина [46] называют личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры.

Под новообразованиями в психологии принято понимать психические и социальные изменения, возникающие на определенной ступени развития личности и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; а также обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Не вдаваясь в подробности характеристики новообразований на каждом возрастном этапе, относящемся к школьному возрасту отметим важную роль воспитания (в том числе гражданско-патриотического) в развитии этих новообразований, каждое из которых является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка.

Какие же изменения в сознании школьника, его отношении к среде, внутренней и внешней жизни — как личностные новообразования — могут происходить при условии целенаправленного и организованного процесса гражданско-патриотического воспитания? Анализ современных исследований по проблеме воспитания в целом и гражданско-патриотического воспитания в частности (Е.В. Бондаревская, Н. Бордовская, А.К. Быков, А.Н. Вырщиков, В.И. Лутовинов, Н.В. Ипполитова, В.А. Сластенин, Н.М. Снопко, Т.Е. Вежевич, В.В. Гладких, А. Реан, Е. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.), а также многолетний личный опыт гражданско-патриотического воспитания школьников позволили нам определить цели гражданско- патриотического воспитания школьников как следующие ожидаемые изменения в личности школьника в процессе гражданско-патриотического воспитания: формирование патриотического сознания на основе знания истории, культуры, традиций своего народа; – формирование чувства любви, сострадания и гордости за свое Отечество, верности своему Отечеству, готовности заботиться о нем; – формирование ценностного отношения человека к Отечеству, развитие мотивов и опыта служения Отечеству; – создание условий для успешной социализации школьников, саморазвития каждого из них как личности и индивидуальности, как субъекта гражданского и патриотического поведения и деятельности. Результатом гражданско-патриотического воспитания является гражданская позиция и патриотическая воспитанность школьника. Субъект-объектный блок модели определяется принципами и функциями гражданско-патриотического воспитания. Субъект осуществляет воспитательное воздействие по отношению к объекту и выстраивает субъект-объектные отношения. Такой характер взаимодействия соответствует философскому представлению о структуре деятельности вообще, и педагогической деятельности, в частности, хотя сам факт взаимодействие в системе «человек — человек» порождает субъект — субъектные отношения в целостном педагогическом процессе.

Отмечая ведущую роль педагога как субъекта процесса воспитания, Н.Е. Щуркова подчеркивает; что именно он ставит цели воспитания, определяет задачи, условия, содержание, средства, методы, формы и диагностики, выстраивает педагогическую тактику. Именно воспитатель должен предвидеть определенные результаты своей деятельности и процесса воспитания в целом. И в таком случае «школьник для него есть объект воспитательного влияния и продукт воспитания. Объявив школьника «субъектом», педагог предназначает школьнику судьбу дикого растения». Данное утверждение подтверждают примеры из истории педагогики (вспомним отрицательные стороны опыта свободного воспитания; реализации концепции Д. Дьюи.) когда была утрачена субъектная роль педагога в процессе воспитания. В силу сказанного роль школьного педагога в гражданско-патриотическом воспитании трудно переоценить. Его профессиональная и личностная направленность на реализацию целей гражданско-патриотического воспитания, на наш взгляд, является одним из определяющих факторов успеха этой деятельности. Если классный руководитель и учителя — предметники профессиональны и активны в организации гражданско-патриотического воспитания, то гражданские и патриотические ценности, убеждения и опыт гражданской и патриотической деятельности, сформированные у школьников, будут являться условием дальнейшей ориентации личности на самореализацию в жизни и профессиональной деятельности как патриота и гражданина.

В современных исследованиях уделяется большое внимание выстраиванию субъект-субъектных отношений между педагогом и школьниками как характеристика гуманистической направленности образования. Однако «перевод» субъект-объектных отношений в субъект-субъектные, по мнению ряда исследователей возможен лишь при определенных условиях: в конкретных образовательных учреждениях, при реализации конкретных программ и технологий и лишь по достижении школьниками старшего возраста. По мнению Липского и… маленький ребенок в силу психофизиологических особенностей своего возраста еще не может быть субъектом воспитательной деятельности и участвовать в ней наравне со своим воспитателем.

Как было сказано ранее в качестве объекта гражданско- патриотического воспитания — педагогического воздействия — мы рассматриваем школьника. Школьный возраст как определѐнный возрастной период жизни человека, посвященный обучению и получению образования, является периодом благоприятным для воспитания и развития. Включенный в разнообразные виды деятельности школьник осваивает, усваивает и присваивает разнообразные виды опыта. В ходе процесса его становления при благоприятных условиях внешней и внутренней среды и переходе к субъект-субъектному взаимодействию, происходит формирование ценностей, идеалов, убеждений, формируется мотивация и определенная (гражданско-патриотическая) направленность личности на служение Отечеству. Следует заметить, что формы воздействия на объект и взаимодействия с ним субъекта определяются особенностями того или иного возрастного периода в развитии школьника. Разнообразие субъектов гражданско-патриотического воспитания (государство, школа, семья, общественные организации, СМИ и др.) порождает известные противоречия в качестве и направленности целей деятельности и самой деятельности гражданско-патриотического воспитания, которые приводят школьников как объектов гражданско-патриотического воспитания к конфликту ценностей (школа и СМИ, школа и семья, семья и СМИ и др.).

Мы разделяем точку зрения исследователей, которые считают, что в современных российских условиях регулирование этих противоречий может осуществляться либо формированием и значительным усилением регулятивных возможностей институтов гражданского общества, которые должны выполнять эту же функцию, либо осуществляться на уровне синергетики, т.е. самоорганизации больших и сложных социальных систем. Как показывает педагогическая теория и практика по мере взросления число субъектов воспитания увеличивается, все они интегрируются в систему воспитательных факторов, а, субъектом самовоспитания становится сам воспитанник, но на более поздних возрастных этапах развития. По мнению исследователей, такая способность к самовоспитанию является одним из следствий деятельности предыдущих воспитателей и их. Содержательный блок является важнейшим в модели гражданско- патриотического воспитания школьников.

Принципы гражданско-патриотического воспитания школьников и содержание гражданско-патриотического воспитания школьников во многом определены в таких нормативных документах как Концепция патриотического воспитания граждан РФ, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» (три этапа).

патриотические чувства, сознание, отношения, оценки, гражданское поведение школьника.

следующие направления: Военно-патриотическое воспитание

Следует назвать и такую важную составляющую содержания гражданско-патриотического воспитания школьников как деятельность, в которую вовлечены школьники. Основными видами воспитывающей деятельности мы назвали познавательную, трудовую, художественную, общение, спортивную, ценностно-ориентировочную, общественную. Данная классификация обладает большими достоинствами, так как универсальна и позволяет решать задачи гражданско-патриотического воспитания в рамках всех представленных видов деятельности. Не смотря на заданность содержания и направлений гражданско-патриотического воспитания школьников социальным заказом и нормативными документами государства, сегодня идет активный поиск решения организационно-педагогических проблем ГПВ, и в частности проблемы его содержания. В соответствии с актуальными требованиями социального заказа, вся система образования призвана сегодня осуществить свою воспитательную функцию в направлении ГПВ . В рамках образовательного учреждения эта функция реализуется через: предметное содержание уроков, содержание деятельности организуемой классным руководителем с коллективом школьников, содержание деятельности предметных кружков и детских общественных организаций. Перечисленные нами ранее идеи составившие основу для определения содержания процесса воспитания сегодня: идея совместной деятельности педагогов и школьников, идея самоопределения, идея личностной направленности воспитания, идея коллективистской направленности соответствую общим задачам гражданско-патриотического воспитания и задачам гражданско-патриотического воспитания школьников, представленной в нашей модели. Организационно-деятельностный блок в модели структуры процесса гражданско-патриотического воспитания школьников занимает важное место. Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Основными характеристиками педагогической деятельности являются: субъектность, предметность, активность, целенаправленность, мотивированность, осознанность.

ГЛАВА II . ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО-ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В МБОУ СОШ ИМЕНИ М.И. КАЛИНИНА.

2.1. Анализ существующей системы гражданско-патриотического воспитания школьников в МБОУ СОШ имени М.И. Калинина.

В школе существует система работы по патриотическому воспитанию молодежи, в которую включен процесс обучения, внеклассная и внеурочная деятельность. В реализации мероприятий патриотической направленности задействовано образовательное учреждение, учреждения дополнительного образования, родители и педагоги, общественность, учреждения культуры и спорта, общественные организации. Школьная программа «Патриотическое воспитание на 2012-2017 годы» разработана в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, творческих объединений школьников. В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских школьников как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания. Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания в школе, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Свою лепту в дело патриотического воспитания вносит детская общественная организация ДОО и органы ученического самоуправления. Актив детской общественной организации и органов ученического самоуправления в течение всего года ведут тимуровскую работу с ветеранами – фронтовиками и тружениками тыла, участвуют в акции «Ветеран живет рядом».

Особое место в деятельности образовательного учреждения отводится «музейной педагогике». В школе создан музей, где собран материал о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, выпускниках школы, находящихся на службе Отечеству. В школе создана «Книга Памяти».

Школа принимает участие в многочисленных городских спортивно-массовых мероприятиях, среди которых — городской фестиваль «Президентские состязания», различные Первенства города по отдельным видам спорта: волейболу, баскетболу, футболу, мини-футболу, пулевой стрельбе, соревнованиям по легкой атлетике. Среди них также эстафеты, приуроченные к Дню Победы и Дню детства, соревнования семейных команд «Папа, мама и я – спортивная семья» и др. Команда девушек и юношей – баскетболистов в этом году заняли 1 место в городе.

На протяжении учебного года в образовательном учреждении проводились общешкольные спортивные мероприятия как соревновательного, так и оздоровительного характера, а именно: «Веселые старты», легкоатлетические эстафеты, «Неделя физической культуры», соревнования между классами по волейболу, баскетболу, футболу, пионерболу, по лыжным гонкам, легкой атлетике, семейные спортивные соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья». В число массовых спортивных мероприятий, в которых ежегодно принимают участие наши школьники, входят соревнования: «Лыжня России», «Кросс Наций» и множество других. Кроме того, в школе ежегодно проводятся такие массовые спортивные акции, как «Спорт против наркотиков», «День здоровья», «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам», «День бега». Ежегодно школьники принимают участие в городской осенней и весенней легкоатлетической эстафетах.

Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Основными факторами, негативно влияющими на здоровье, являются: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Поэтому в школе разработана и реализуется «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» и программа «Школа ЗОЖ». Цель Программ состоит в реализации всех возможностей образовательного учреждения для формирования психически здорового, социально-адаптированного человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой средствами рациональной организации учебной и внеучебной деятельности, просветительской работы, использования здоровье сберегающих технологий.

В целях развития социального партнерства, осуществления преемственности поколений выпускников, укрепления ресурсной базы в ОУ на протяжении многих лет проводится День родной школы. Для участия в празднике приглашаются не только бывшие ученики школ, добившиеся значительных успехов в жизни, но и представители депутатского корпуса, органов власти, работники культуры и искусства, другие почетные земляки. Ежегодно в День родной школы ОУ принимает до 100 и более гостей. В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» усиливается взаимодействие с семьей. Вышеперечисленные меры привели к изменениям в школьной системе образования, которые можно отнести к положительным эффектам:

  • больше информации стало появляться на школьном сайте и публикуются в сети Интернет публичные отчеты;
  • активизировалось создание при образовательном учреждении органов родительского самоуправления.

Учащиеся 5-9 классов объединены ДОО. Традиционно по итогам четверти проходит слет хорошистов на каждой ступени образования.

Проводится большая работа с ветеранами и тружениками тыла микрорайона. Школа является культурным центром микрорайона. Традиционно мы проводим праздник Масленицы, концерты ко Дню пожилого человека, Дню Победы.

Программа «Традиции» призвана формировать актуальность и развитие коммуникативной культуры учащихся, мотивацию познания и творческого самовыражения, является регулятором общения, обеспечивает такие условия и содержание деятельности, которые в наибольшей степени способствуют гармонизации подростков. Данная программа предполагает организацию учебно-воспитательной деятельности с учащимися, внеклассную работу. Формирование мировоззрения и овладения коммуникативной культурой предполагает осмысление самого себя, вечных вопросов человеческого бытия своего места в коммуникативном процессе. Это способствует развитию и совершенствованию всех видов речевой деятельности, развитию инициативы учащихся, желанию и умению выдвигать и воплощать идеи, осваивать новые области жизнедеятельности. В формировании мировоззрения большую роль играют фоновые культуры: гуманитарная, естественно-техническая, художественно-эстетическая, экономико-правовая и экологическая. Цель программы: формирование и развитие Человека-гражданина, способного к самореализации и самосовершенствованию.

Большую роль в гражданско-патриотическом воспитании школьников играет разработанная и реализуемая в настоящий момент «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». Духовно-нравственное воспитание – это организованная и целенаправленная деятельность педагогов и родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у детей, а также качеств патриота и защитника Родины. Традиции православной педагогики благотворно влияют на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Самым слабым местом в этой деятельности является семья. Именно в ней происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В школе сложилась определённая система работы по гражданско – правовому воспитанию. Традиционно проводятся такие мероприятия, как месячники правовых знаний, парламентские уроки, уроки и классные часы, посвящённые Дню Конституции. Проводятся мероприятия, посвящённые государственным символам России, правам человека. Учащиеся знакомятся с историей создания и содержанием «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции прав ребёнка», с Уставом школы, правилами поведения для учащихся. Основы законодательства изучаются в правовых разделах курса «Обществознание», начиная с шестого класса. Старшеклассники школы ежегодно занимают призовые места в городской и областной олимпиаде по праву. Принимают участие и в конкурсах по правовой тематике. Достаточное количество выпускников выбирают юриспруденцию в качестве своей профессии. Они поступают и успешно заканчивают соответствующие учебные заведения, продолжая затем работать в правоохранительных структурах. Однако в целом работа по правовому воспитанию проводится недостаточно системно. Поэтому актуальной была разработка и реализация подпрограммы «Я и закон». Цель данной подпрограммы — формирование у молодого поколения уважения к закону, формирование правосознания, убеждённости в защите своих прав и стремления к выполнению обязанностей.

Таким образом, в школе проводятся мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, разработаны различные программы, рассчитанные не на один год. Работа ведется во взаимодействии с органами исполнительной власти, а так же другими организациями и с родителями. Но существует ряд проблем в данном направлении, основные из них, а также предложения по их устранению, будут рассмотрены далее.

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов [37, с. 32]. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Организация воспитательного процесса испытывает некоторые трудности, связанные с малочисленными методическими разработками, организацией и планированием гражданско-патриотической работы.

Так, например, в реализации направления «Развитие системы поддержки талантливых детей» выявлены следующие проблемы:

  • требует роста результативность участия школьников в различных этапах Всероссийской олимпиады, а следовательно, уровень педагогической компетентности и мотивации учителей в выявлении и поддержке одаренных детей.

В соответствии с выявленными проблемами определены следующие задачи:

  • с целью более эффективной организации профильного обучения, повышения степени учебной мотивации обеспечить: целенаправленное создание и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов;

  • расширить блок дополнительного образования как один из элементов непрерывного профильного обучения;

  • повысить эффективность участия школьников в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников;

  • способствовать расширению охвата школьников олимпиадным движением путем повышения доступности первых этапов Всероссийской олимпиады школьников;

  • содействовать обеспечению результативности участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников учащихся ОУ;

  • продолжить работу по повышению квалификации педагогов в области организации обучения и воспитания одаренных детей и современных методик распознавания одаренности;

  • способствовать усилению ориентации олимпиад и конкурсов на учащихся средних и младших классов, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • сформировать систему стимулов для участия в олимпиадах и конкурсах учащихся средних и младших классов.

В реализации направления «Сохранение и укрепление здоровья школьников» выявлены следующие проблемы:

  • вовлечение трудных подростков, состоящих на различных видах профилактического учета, в систему дополнительного образования и в социально-полезную деятельность;

  • организация межведомственного взаимодействия по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия, а также – подростков, употребляющих наркотики;

  • частичное использование возможности таких форм профилактики востребованных современными подростками, как клубная и проектная деятельность, интерактивные технологии, творческие объединения правовой направленности, дискуссионные клубы;

  • недостаточность специальных медицинских групп для работы с детьми с ослабленным здоровьем;

  • недостаток специальной подготовки педагогических кадров, работающих в специальной медицинской группе (далее СМГ).

В соответствии с выявленными проблемами определены следующие задачи:

  • продолжить практику проведения итоговой аттестации выпускников 9 классов ОУ по физической культуре в форме регионального экзамена, а также промежуточную аттестацию учащихся 4-х и 10-х классов по физической культуре в форме зачета;

  • сохранить показатель вовлеченности обучающихся образовательного учреждения в физкультурно-спортивной деятельности на уровне 80% и более;

  • увеличить охват участников различных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, в ОУ до 80% и более;

  • продолжить работу по оснащению медицинских кабинетов необходимым оборудованием;

  • продолжить антинаркотическую профилактическую работу с учетом ориентиров, обозначенных в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, в том числе по созданию системы раннего выявления потребителей наркотических средств и развитию молодежного волонтерского антинаркотического движения;

  • продолжить работу по обеспечению ОУ квалифицированными педагогическими кадрами, компетентными в вопросах предупреждения негативных явлений в образовательной среде;

  • обеспечить выявление и ведение учета обучающихся, находящихся в социально опасном положении, не посещающих и систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в ОУ, проведение с ними системной индивидуальной профилактической работы;

  • закрепить за конкретными работниками ОУ функции по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися, включить в Уставы и локальные акты ОУ положения, регламентирующие организацию работы по профилактике правонарушений;

  • осуществлять внедрение в деятельность ОУ образовательных программ и проектов, способствующих формированию у обучающихся гражданской ответственности, законопослушного поведения, навыков здорового и безопасного образа жизни, позитивного бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми;

  • продолжить реализацию мероприятий по совершенствованию организации питания учащихся в ОУ;

  • совершенствовать материально-техническую, учебно-методическую и нормативную базы ОУ для качественного проведения уроков физической культуры, а также для занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в соответствии с требованиями государственной программы;

  • решить вопрос подготовки и переподготовки кадров по адаптивной физической культуре, реализации здоровье сберегающих технологий образовательного процесса в ОУ, а также по актуальным проблемам спортивно ориентированного физического воспитания;

  • повысить качество обучения по предмету «Физическая культура».

Выявлены следующие проблемы в направлении развития социального партнерства:

В соответствии с выявленными проблемами определены следующие задачи:

  • продолжить внедрение в практику работы ОУ проведение публичных отчетов, направленных на расширение открытости работы школы.

В МБОУ СОШ имени М.И. Калинина остро ощущается необходимость создания системы работы с родителями, организации реального сотрудничества педагогов и родителей. Поэтому в школе была разработана программа «Взаимодействие семьи и школы». Проблемы, выявленные по данному направлению:

  • низкий уровень посещаемости родителями учащихся родительских собраний, классных родительских собраний;
  • наблюдается тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка;
  • во многих семьях отсутствуют межличностные связи между детьми и родителями. Родители испытывают затруднения в установлении контактов с детьми.
  • родительские собрания в основном посещают мамы;
  • все чаще стали возникать конфликтные ситуации в отношениях родителей и детей, педагогов и родителей, учащихся и родителей.

Необходимо заметить, что работа по правовому воспитанию в МБОУ СОШ имени М.И. Калинина проводится недостаточно системно. Актуальность правового воспитания подрастающего поколения напрямую связана с преодолением сложившегося в последние десятилетия в обществе правового нигилизма, необходимостью повышения уровня правовых знаний населения, формированием внутренней потребности человека выполнять требования закона. Важным является и вопрос восстановления утраченного доверия граждан к правоохранительным органам.

Автором представленного исследования было проведено тестирование школьников, направленное на выяснение содержания понятия «Родина» «патриотизм», предпочтений в близком и отдаленном окружении подростков, представлений о будущем своего края и прочее. Тесты состояли из 10 вопросов. В исследовании принимало участие 185 подростков (выборочно) – учащиеся МБОУ СОШ имени М.И. Калинина (8-11 классы), сроки проведения – 22.01 – 02.02.14 г.

При анализе ответов обнаружилось, что большинство подростков (32%) хотели бы жить в Оренбурге и области, 16% в Бугуруслане и 80 % в стране. Интересно, что количество детей, предпочитающих для места жительства страну, несколько выше, можно, вероятно, предположить, что своеобразный «рейтинг» Оренбурга и области в глазах детей ниже, чем рейтинг России в целом. 52% детей не хотели бы жить в Оренбурге и области, а 20% – в стране. Цифры говорят о довольно установившемся и сформированном чувстве патриотизма у подростков.

Далее мы сделали попытку обобщить ассоциации подростков, соединенные с Оренбуржьем. Из ответов стало ясно, что Оренбургская область в первую очередь связывается (30%) с личными чувства дорогого, близкого, родного (ответы детей: дом, Родина, моя жизнь, родные, любимый город, здесь я родился, живу и умру).

50 % подростков отмечают красоту природы, топливные и другие ресурсы, а 15 % – исторических личностей (Пушкин, Пугачев, Даль).

Всего 5% подростков приводят негативные ассоциации – грязные города, грубые люди и прочее. Так, достаточно четко выделилась одна из причин негативного отношения к области – отрицательный, часто травматический опыт жизни в нем, вполне возможно, некоторые дети, выражая желание уехать, своеобразно «бегут» от неприятностей, сопровождающих их в Оренбуржье.

Такие представления о «малой родине», возможно, формируют и определенные ожидания в связи с его развитием. При характеристике перспектив Оренбуржья 50% подростков высказали уверенность в процветании увеличении области, 25 % высказали уверенность, что станет чище, безопаснее, благороднее. 25 % детей считают, что ничего не измениться, а, возможно, станет только хуже. Таким образом, обнаружилась еще одна причина желания детей покинуть область, а возможно, и страну – неверие в перспективу благоприятного развития событий. Ощущая опасность, человек бежит туда, где, по его предположениям, опасность меньше, где не так страшно. Как видно из результатов, таких подростков достаточно много, что, несомненно, связано с общими тенденциями настроений в Российском обществе.

Описанная выше особенность проявилась и в определении детьми понятия «патриотизм». 85% детей связывают его с любовью и уважением к Родине, чувством верности, преданности и долга, готовностью защищать ее. В то же время 15% не понимают этого, не думают об этом, или не знают. Подобного рода результаты показывают правомерность постановки вопроса об активизации патриотического воспитания в условиях школы и дополнительного образования, дети, осознающие свои связи с Родиной, являются своего рода потенциалом для примера, возможностью для подражания для подростков, чувствующих свою оторванность от «корней», малой Родины.

В целом необходимо заметить, что именно в подростковом возрасте впервые происходит осмысление себя как члена общества, своей роли в нем – и именно подобные особенности делают детей чувствительными к формированию чувства патриотизма, любви к Родине и ее народу.

Таким образом, в МБОУ СОШ имени М.И. Калинина не смотря на ряд принятых мер по повышению гражданско-патриотического воспитания существуют проблемы. К ним можно отнести: недостаточное финансировании программ, нежелание школьников и их родителей участвовать в общественной жизни школы и многие другие. Как видно из перечня проблем, обозначенных выше, решение задач становления и развития в нашей стране системы гражданского образования, отвечающей требованиям времени, требует сотрудничества и взаимопонимания всех сторон, заинтересованных в этом процессе: органов власти и управления, педагогов, общественных организаций.

2.2. Ход опытно — экспериментальной работы по апробации новой системы гражданско-патриотического воспитания школьников в МБОУ СОШ имени М.И. Калинина.

На основе модели управления внедрением новой системы гражданско-патриотического воспитания мы разработали план мероприятий, включающий:

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

Ресурсы

Анкетирование школьников, педагогов с целью изучения проблемы, мотивации к инновационной деятельности и изменениям в соответствии с ФГОС.

Декабрь 2013г

Заместители директора по ВР и ГПВ, школьный психолог

Включенность обучающихся и педагогов в решение проблемы школьного сообщества

Изучение методической литературы, информационный обмен, обзор публикаций по проблеме, изучение методических рекомендаций.

Декабрь 2013г

Заместители директора по ВР, НМР и ГПВ, зав. школьной медиатекой, администратор сайта

Информационно — аналитические материалы для формирования модели и разработки