Военно-социальная работа

Введение

Особое место в качественной службе войск и сил флота занимает морально-психологическое обеспечение. Его важнейшим компонентом является военно-социальная работа. Она призвана обеспечить социально-правовой режим деятельности Вооруженных Сил, предусмотренный Конституцией, законодательством Российской Федерации.

Однако объективные условия воинской деятельности в нашей стране за последние годы кардинальным образом изменились. В связи с этим возрастает необходимость усиления военно-социальной сферы деятельности военных кадров.

Актуальность

В изучении проблем военно-социальной направленности специалисты выделяют ряд направлений. Прежде всего, имеются научные труды, посвященные изучению социальной сферы (Анисимов В.М., Боенко А.В., Железняк Л.Ф., Ковалевский В.Ф., Панин И.Н., Феденко Н.Ф. и др., Кузнецовой И.В.).

Важнейшим объектом научных исследований является военно-социальная направленность офицерского состава, побудительные мотивы их деятельности на различных этапах своей службы (Григорьев А.А., Сенокосова Ж.Т., Нечаев В.Я., Платенов К.К., Пономаренко Н.А., Шеляга В. В. и др.).

[1]

Исходя из этого, целью данной дипломной работы является изучение качества, проводимой военно-социальной работы.

Задачи :

1) выявить сущность и содержание военно-социальной работы;

2) определить сферу деятельности военно-социального работника;

3) изучить нормативно-правовую базу социальной защиты военнослужащих;

4) ознакомиться c зарубежным опытом военно-социальной работы в странах Европы и США.

5) раскрыть проблемы использования зарубежного опыта социальной защиты военнослужащих в отечественной практике.

6) выявить актуальные проблемы обеспечения Вооруженных Сил в РФ;

7) пронаблюдать изменение льготной политики в отношении военнослужащих;

8) ознакомиться с процессом и способами оказания социальной помощи представителям младшего офицерского состава и служащим военного духового оркестра на примере воинской части 3480 Внутренних войск Министерства Внутренних дел РФ ЗАТО г. Северск.

9) определить качество (уровень удовлетворенности) оказания социальной помощи представителям младшего офицерского состава и служащим военного духового оркестра воинской части 3480 Внутренних войск Министерства Внутренних дел РФ ЗАТО г. Северск.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотезы исследования:

Предполагается, что законодательство РФ предоставляет равную социальную поддержку представителям младшего офицерского состава и военнослужащим духового оркестра воинской части 3480. ( что существует различие в объеме получаемой социальной помощи между )

4 стр., 1905 слов

Формы социальной — культурной деятельности

... и будущем. Глава 2. Формы социально-культурной деятельности 2.1 Понятие формы социально- культурной деятельности Форма социально-культурной деятельности (СКД) - внутренняя структура содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, ... формы работы с мужчинами (конкурсы, спортивно-военные эстафеты, проводы в армию); 3. По семейному положению: формы работы ...

Так же военные удовлетворены качеством проводимой в части военно-социальной работы.

Практическая значимость, Теоретическая значимость и научная новизна

Также впервые проведена оценка качества проведения военно-социальной работы среди служащих военного духового оркестра. Ранее исследование проводилось на представителях младшего офицерского состава. [17]

Дается теоретическое обоснование использованию инновационного междисциплинарного подхода к решению проблем. Кроме того, в рамках дипломного исследования разработаны и обоснованы критерии оценки эффективности комплексной помощи военнослужащим и членам их семей.

В качестве методов исследования выбраны, Положения, выносимые на защиту:

1) Младшему офицерскому составу и служащим военно-духового оркестра военной части 3480 оказывается равная социальная поддержка.

2) Военные удовлетворены деятельностью военно-социальной работы и способами реализации их прав и льгот.

Глава 1. Специфика военно-социальной работы

1.1 Сущность и содержание военно-социальной работы

Социальная работа — как особый вид деятельности подчинена достижению определенных общественно-значимых целей. Правильное понимание этих целей имеет большое значение, поскольку они направляют деятельность социальных структур, координируют ход социальной работы, предопределяют ее содержание и способы. Достижение поставленных целей является критерием действенности усилий, предпринимаемых субъектами военно-социальной работы.

В общем плане цель — это сознательно представляемый, запланированный результат деятельности.

Цели социальной работы многообразны. Они могут быть главными и второстепенными, конечными и промежуточными, перспективными и ближайшими. Содержание целей в каждом конкретном случае зависит от объективно существующих условий их реализации, наличествующих возможностей субъектов военно-социальной работы и применяемых средств для их достижения.

Главная цель военно-социальной работы состоит в том, чтобы создать социальные условия, позволяющие военнослужащим, гражданскому персоналу, эффективно решать возложенные на них обязанности. Под условиями в данном случае понимается та материальная и духовная среда, обстановка, в которой протекают жизнь и деятельность военнослужащих, их семей, гражданского персонала.

Создание таких условий предполагает решение целого ряда задач, важнейшими из которых являются:

  • своевременное и полное обеспечение военнослужащих положенными им по закону материальными благами, всеми видами довольствия;
  • четкая организация службы и быта всех категорий личного состава, предоставляющая необходимые возможности для профессиональной самореализации, повышения образовательного и культурного уровня, полноценного отдыха и нормальной семейной жизни;
  • строгое соблюдение в воинских коллективах принципа социальной справедливости, гарантированная защита каждого военнослужащего от грубости, произвола, попрания его законных прав, унижения личного достоинства;
  • поддержание на должном уровне престижности воинского труда, всемерная защищенность его общественным мнением.

Эти и другие факторы в своей совокупности составляют комплекс условий, обеспечивающих достойную жизнь военнослужащих, их благоприятное социальное самочувствие, высокую служебную активность. Наличие этих условий, с одной стороны, не ведет к порождению острых социальных проблем в воинских коллективах, а с другой, помогает военнослужащим самостоятельно справляться с возникающими трудностями социального характера. [6]

14 стр., 6750 слов

Социальная работа с малообеспеченными семьями

... работы с малообеспеченными семьями. В написании работы можно выделить следующие задачи: Рассмотреть малообеспеченные семьи как объект социальной работы; Определить причины малообеспеченности; Изучить виды и методы социальной работы с малообеспеченными семьями; Рассмотреть направления социальной работы с малообеспеченными семьями; Изучить опыт работы. 1. Теоретические аспекты социальной работы с ...

Суть социальной работы заключается в удовлетворении социальных потребностей людей. Поскольку структура человека многомерна, включает в себя биологическую, психологическую, социальную составляющие, постольку и многоаспектны его материальные, духовные и социальные потребности. Это обстоятельство обусловливает наличие комплекса целевых установок в военно-социальной деятельности командиров, воспитательных и иных органов военного управления, военно-социальных структур и их должностных лиц. Цели, образующие этот комплекс, включают в себя: социальную защиту, социальную помощь, социальную реабилитацию и стабилизацию. Сюда относятся также развитие в воинских коллективах духа гуманности, воспитание войскового товарищества, взаимного внимания и уважения, высокой требовательности, увеличение степени самостоятельности военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, попавших в трудную жизненную ситуацию, способность контролировать свою жизнь, более эффективно решать возникающие социальные проблемы, оказание материальной и иной помощи остронуждающимся военнослужащим и их семьям и другие.

Военно-социальная работа призвана удовлетворять потребности и интересы той или иной части военного социума, а так же служить целям его упрочения, развития. Через реализацию этой задачи она должна способствовать повышению боеготовности и боеспособности войск (сил), обеспечению возможности каждого военнослужащего наилучшим образом трудиться на порученном ему участке.

Таким образом, цели военно-социальной работы отражают ее конструктивный характер и многоплановое содержание. Они направлены на создание необходимых социальных условий для нормальной жизнедеятельности военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, активизации собственных сил клиентов для решения трудных социальных задач, оказание помощи тем, кто не в состоянии сам справиться со своими жизненными проблемами. [21]

Цели военно-социальной работы реализуются путем решения ряда задач, составляющих содержание социальной практики.

Главной из таких задач является обеспечение социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил.

Социальные гарантии представляют собой условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться установленными Конституцией и другими законами правами и свободами.

Источник этих гарантий — государство. Оно законодательно закрепляет права военнослужащих, условия прохождения ими военной службы, их материальное обеспечение.

4 стр., 1815 слов

Социальная работа с семьей

... и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них ...

Государственные гарантии — главное условие эффективной социальной защиты военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала. Дальнейшее совершенствование и воплощение в жизнь действующего законодательства должно способствовать укреплению этих гарантий, расширению сферы их действия, конкретизированию механизмов их практической реализации.

Обеспечение функционирования социальных гарантий в войсках возложено на командиров, воспитательные и другие органы военного управления, военно-социальные структуры. В их обязанности входит разъяснение личному составу социальной политики российского государства, ведение работы по недопущению нарушений социальных прав военнослужащих, активное поддержание и защита их справедливых социальных требований, непосредственное участие в удовлетворении социальных нужд и запросов военнослужащих.

Военно-социальному работнику важно точно знать содержание этих гарантий, быть способным в пределах своей компетенции осуществлять меры по обеспечению их действенности.[22]

Одна из актуальных задач военно-социальной работы — выработка предложений и рекомендаций к законодательно-нормативным актам в интересах решения социальных проблем в армии и на флоте.

Министерство обороны РФ, его Главное управление воспитательной работы активно участвуют в деятельности по подготовке и совершенствованию законодательной базы, позволяющей защищать интересы людей, принадлежащих к военному ведомству. Так, при непосредственном участии органов военного управления был разработан Закон РФ, принятый в 1998 году, «О статусе военнослужащих», определяющий права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. [44]

Выработка и внесение предложений в разного рода нормативные акты, осуществляется на всех уровнях войскового и флотского организма.

В военной части, например, выработка предложений командованию по социальным вопросам возлагается на офицера по социальной работе и профилактике правонарушений. Эти предложения вырабатываются на основе изучения реального состояния дел в социальной сфере, потребностей различных категорий военнослужащих и находят свое отражение в приказах, распоряжениях, указаниях командиров и начальников. Комплекс таких предложений может служить базой для формирования социальных программ, рассчитанных на решение крупных военно-социальных задач.

Необходимо, чтобы вырабатываемые предложения носили конкретный характер, учитывали как потребности военнослужащих, так и реальные возможности их удовлетворения.

Приоритетной задачей военно-социальной работы является оказание консультативной помощи командирам, штабам, органам воспитательной работы по социальным проблемам.

Цель консультирования — расширить область осведомленности субъектов и клиентов военно-социальной работы о возможностях и путях решения возникающих социальных вопросов.

Войсковой опыт показывает, что сфера консультирования охватывает, как правило, следующие вопросы: толкование нормативно-правовых актов в отношении социальных прав и льгот военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала; пределы компетенции, правах и обязанностях органов военного управления, должностных лиц в социальной сфере; механизмы, пути и способы решения социальных проблем в условиях Вооруженных Сил.

12 стр., 5851 слов

Социальная работа с военнослужащими и членами их семей

... приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия /18, с. 354 – 357/. 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ 2.1 Социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей В Уставе внутренней службы ...

Метод консультирования широко применяется также в работе с личным составом, семьями военнослужащих, гражданским персоналом, общественными институтами, различного рода комиссиями, создаваемыми в частях и соединениях.

В консультировании используются индивидуальные беседы военно-социальных работников, выступления в подразделениях в часы воспитательной работы с разъяснением прав и льгот военнослужащих, участие в инструктивно-методических занятиях с руководителями групп общественно-государственной подготовки, информировании личного состава. В этих же целях в Домах офицеров, библиотеках, клубах воинских частей создаются специальные консультационные пункты.

Квалифицированная консультативная помощь командирам, штабам, органам воспитательной работы, другим субъектам военно-социальной сферы, личному составу является важнейшей предпосылкой компетентного решения социальных проблем в воинских коллективах. [21]

Главная задача военно-социальной работы состоит в проведении координационно-методической деятельности по социальным вопросам.

Смысл этой деятельности заключается в том, чтобы согласовать, упорядочить социальные меры различных органов военного управления, структур военно-социальной работы, их должностных лиц, направить их разнообразные силы и средства в единое русло, привести в соответствие с реально существующими потребностями военнослужащих.

Особую значимость имеют постоянное поддержание целенаправленной и согласованной деятельности всех субъектов военно-социальной работы, оперативное реагирование на изменения социальной ситуации в частях (на кораблях), подразделениях, обеспечение динамической стабильности системы военно-социальной работы в любых условиях ее функционирования. [26]

Роль руководителей участия должностных лиц штабов, родов войск и служб, общественных организаций, советов и комиссий в социально-правовом обеспечении деятельности войск и сил флота выполняют органы воспитательной работы, заместители командиров по воспитательной работе.

Решение социальных вопросов может осуществляться через приказы, распоряжения, указания командования, планирование военно-социальной работы, рекомендации воспитательных органов и военно-социальных структур.

Координация в военно-социальной области тесно связана с оказанием методической помощи тем, кто призван решать социальные проблемы военнослужащих, их семей, гражданского персонала. Для этого в войсках и на флотах используются занятия по командирской и общественно-государственной подготовке, индивидуальные и групповые беседы по методике социальной работы, ознакомление с передовым опытом решения социальных проблем, проведение инструктивно-методических занятий и другие формы работы. Важная роль принадлежит методическим классам военно-социальной и правовой работы, а также создаваемым в подразделениях уголкам правовых знаний.

В военно-социальной работе имеет место задача установления и поддержания взаимодействия с государственными органами и общественными организациями по вопросам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала.

В военно-социальном пространстве действуют три основных субъекта социальной деятельности — государственные органы, общественные объединения и органы военного управления. В данной связи объективно возникает необходимость налаживания их делового взаимодействия.

13 стр., 6075 слов

Технология работы с семьями социального риска

... технологиях в работе с семьями «группы риска», ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик. Объект исследования - семья «группы риска». Предметом исследования - технологии социальной работы с семьей «группы риска». Целью исследования является изучение технологий социальной работы с семьей «группы риска» ...

Суть его заключается в рациональном сочетании усилий государственных и негосударственных служб, органов и организаций, интеграции их в единую систему военно-социальной работы.

Социальное взаимодействие организуют и осуществляют командиры, органы воспитательной работы, социальные работники. Значение при этом имеют личные контакты военного командования и должностных лиц военно-социальных структур с представителями соответствующих администраций на местах, взаимное информирование о социальной обстановке в войсках и местах их дислокации, совместные действия по изысканию дополнительных источников для решения социальных проблем военнослужащих и их семей.

Поддержание тесного взаимодействия с государственными органами федерального и местного уровня, общественными объединениями и организациями позволяет в нынешних сложных социально-экономических условиях более успешно решать многие социальные проблемы. В том числе проблемы обустройства войск, реализации предусмотренных законодательством льгот военнослужащим, их семьям, адаптации и профессиональной переподготовки, увольняемых в запас, материальной помощи нуждающимся и т.д. [35]

Специфической задачей военно-социальной работы является социальное воспитание военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала.

Средствами военно-социальной работы, как свидетельствует практика, могут эффективно решаться вопросы формирования у воинов необходимых социальных качеств, навыков полноценной жизнедеятельности в военном социуме, самостоятельного решения социальных проблем.

Активная военно-социальная работа способствует формированию у личного состава представлений о разумных социальных потребностях, понимания условий и возможностей их удовлетворения, смягчению социальной напряженности в воинских коллективах в обстановке социальных трудностей.

Военно-социальная деятельность, постоянная забота об удовлетворении социальных нужд и запросов военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, реализации их законных прав и льгот создают ту благоприятную обстановку, в которой у человека укрепляются чувства социальной защищенности, глубокой веры в торжество справедливости, развивается социальное самосознание.

Таким образом, военно-социальная работа является важным средством, направленным на удовлетворение материальных и духовных потребностей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала, на строгое соблюдение правовых норм, регламентирующих права, свободы, обязанности и ответственность.[37]

Цели и задачи военно-социальной работы многогранны и многоплановы. Их практическая реализация является непременным условием создания в воинских коллективах стабильной социальной обстановки, эффективного выполнения каждым военнослужащим своих обязанностей и, следовательно, представляет собой приоритетную сферу деятельности всех органов военного управления, структур военно-социальной работы, их должностных лиц.

1.2 Обязанности военно-социального работника

Новым явлением в военном строительстве современной России стало введение в Вооруженных Силах института социальной работы, которое привело к появлению новой профессии военно-социального работника. В 1995 г. в органах воспитательной работы были созданы структуры, непосредственно ориентированные на организацию и ведение социальной работы среди военнослужащих. Ведущая роль в подготовке военно-социальных работников принадлежит кафедре военно-социальной работы и морально-психологического обеспечения Военного университета. [50]

13 стр., 6139 слов

Социальная работа с семьями «группы риска»

... социальной защиты в России и за рубежом. 3. Определение понятийного аппарата исследования и теоретических основ социальной работы с семьями «группы риска». 4. Проведение констатирующего эксперимента. 5. Апробация отдельных технологий социальной с семьями ...

В армии роль военно-социального работника выполняет офицер по социальной работе и профилактике правонарушений (из приказа Министра обороны Российской Федерации № 226 от 6 июля 1995 г.).

[31,стр.19]. Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка (корабля 1 ранга) отвечает за состояние и организацию социальной работы, проведение воспитательных мероприятий по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений в полку (на корабле).

Он подчиняется заместителю командира полка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе.

Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка (корабля 1 ранга):

  • изучает социальные процессы среди военнослужащих и гражданского персонала полка (корабля), вырабатывает и участвует в реализации предложений командиру по предупреждению негативных социальных явлений;
  • обязан знать нужды, запросы военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала, информировать о них командира полка (корабля), совместно с другими должностными лицами принимать меры по своевременному разрешению социально-бытовых проблем;
  • отвечает и лично проводит работу по разъяснению приказов и директив Министерства обороны Российской Федерации по социальным вопросам;
  • организует взаимодействие и оказывает помощь общественным организациям, действующим в полку (на корабле) в их работе по социальной защите военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала и разрешению социально — бытовых проблем;
  • обязан знать состояние воинской дисциплины в полку (на корабле), вырабатывать предложения командиру по ее укреплению, оказывать помощь командирам подразделений в проведении воспитательных мероприятий по предупреждению правонарушений;
  • участвует совместно с помощником командира полка (корабля) по правовой работе в правовом воспитании личного состава, формирования у него дисциплинированности и послушания, укрепления единоначалия;
  • совместно со штабом полка (корабля), командирами подразделений анализирует и несет ответственность за обобщение и внедрение передового опыта работы по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений;
  • участвует в обучении должностных лиц полка (корабля), командиров подразделений практике и методике индивидуально-воспитательной работы с личным составом, укрепления воинской дисциплины и правопорядка.

Военно-социальный работник должен знать:

  • законодательные и иные нормативные акты по социальной работе с военнослужащими, членами их семей, гражданским персоналом;
  • организацию анализа и разработки военно-социальных программ;
  • вопросы обеспечения социальных прав военнослужащих и членов их семей;
  • проблемы социального обеспечения воинского труда и быта;
  • работу общественных организаций и институтов по социальным проблемам;
  • психологию, социологию, специфику работы в различной социальной среде воинских коллективов и членов семей военнослужащих, гражданского персонала;
  • основы общей и семейной психологии;
  • формы и методы военно-социальной работы, информирования личного состава;
  • нормы семейного, трудового, жилищного законодательства;
  • основы уголовного и гражданского права;
  • основы уголовного и гражданского процессуального права;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы в воинских коллективах. [31]

Военно-социальный работник должен уметь (в области социальной работы):

13 стр., 6480 слов

Социальная защита военнослужащих

... основные источники правового регулирования социальной защиты военнослужащих. Во второй главе говориться об отдельных видах социальной защиты военнослужащих, таких как: пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семьи; государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих. Так же, ...

  • компетентно работать с документами, регламентирующими жизнедеятельность воинского коллектива;
  • поддерживать связь с местными органами государственной власти и управления, общественными организациями, трудовыми коллективами, совместно с ними решать вопросы социальной защиты военнослужащих, членов их семей;
  • информировать военнослужащих о практике применения нормативных документов в повседневной жизни;
  • осуществлять постоянное изучение запросов и настроений личного состава, участвовать в разрешении просьб, жалоб и заявлений военнослужащих;
  • заботиться о соблюдении принципов социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала при организации их труда и быта;
  • осуществлять социальные мероприятия по улучшению морального и материального стимулирования различных категорий военнослужащих, гражданского персонала;
  • постоянно заботиться о социально-бытовом, торговом и медицинском обеспечении военнослужащих и членов их семей;

— поддерживать связь с местными органами государственной власти и управления, общественными организациями, совместно с ними решать вопросы социальной защиты военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. [7]

1.3 Нормативная база правовой и социальной защиты военнослужащих

Конституция РФ определяет правовую основу военно-социальной работы. Статья 7 Конституции РФ содержит один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики. [11]

В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются законы «О статусе военнослужащих» (ФЗ-76 от 27 мая 1998 год), «О воинской обязанности и военной службе» (ФЗ-53 от 28 марта 1998 год), «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» (ФЗ-4468-1 от 12 февраля 1993 года), «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов» (ФЗ-64 от 2 апреля 2001 года), «О ветеранах» (ФЗ-5 от 12 января 1995 года), «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (ФЗ-52 от 28 марта 1998 года).

Во исполнение этих законодательных актов принято более 50 Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других документов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их предоставления. [15]

11 стр., 5331 слов

Социальная защита инвалидов

... ИНВАЛИДОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 1 Правовое регулирование социальной защиты инвалидов В ст. 2 Закона о социальной защите инвалидов указывается что, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам ... военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по ...

Созданная законодательная база является основой для проведения работы по социальной защите человека в военной форме.

Важным моментом в законотворческой практике нашего государства стало законодательное определение статуса военнослужащих. Это понятие включает в себя совокупность определенных законодательством прав, свобод и обязанностей граждан, находящихся на военной службе, а также уволенных в запас. Составной частью этого законодательного пакета являются льготы компенсирующие военнослужащим ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, обусловленных особенностями военной службы. Под льготами для военнослужащих понимаются предусмотренные федеральным законодательством права и преимущества различного характера, а также освобождение (полное или частичное) от установленных государством обязанностей для других категорий граждан Российской Федерации. [16]

Создана система судебной защиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решении, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. и последовавших затем разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993г. военнослужащие являлись наименее защищенной в правовом отношении категорией граждан. Они могли подавать жалобы на действия воинских должностных лиц, ущемляющих их права, только по команде в порядке подчиненности. Устранение такого положения существенно расширило возможности правовой защиты военнослужащих.

Таким образом, законодательство Российской Федерации нацелено на повышение социальной защищенности военнослужащих, повышение стабильности их социального положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы. [37]

Военно-социальная работа — средство социальной и правовой защиты.

Обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, согласно статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).

Закон также определяет, что в реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членам их семей могут также содействовать общественные объединения. Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, в которой говорится: «Государство гарантирует социальную и правовую защищенность военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшения условий службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагаются на органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного управления и командиров (начальников)». [36]

В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты Го-сударственной Думы по труду и социальной политике, по обороне, по делам ветеранов, по безопасности.

Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих. По инициативе комитета регулярно проводятся парламентские слушания по этим проблемам.

В Совете Федерации вопросами социальной защиты военнослужащих в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны. При Президенте Российской Федерации созданы и действуют Комиссия по правам человека, Временная наблюдательная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан, Совет по социальной политике, другие органы, которые также вносят свой вклад в решение социальных проблем военнослужащих.

В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ, которое согласно статье 15 Федерального закона «Об обороне» несет ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, организует обеспечение Вооруженных Сил материальными средствами и услугами по их запросам, руководит деятельно-стью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, решает другие вопросы на основе и во исполнение принятых Государственной Думой и утвержденных Президентом России законов. [45]

Важное место в системе органов исполнительной власти, за-нимающихся решением проблем социальной защиты военнослужащих, принадлежит Министерству труда и социального развития, в рамках которого создан и функционирует Департамент по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Значительную роль в обеспечении социальных гарантий во-еннослужащих занимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Согласно статье 7 Федерального закона «Об обороне» в их функции входит обеспечение потребностей Вооруженных Сил в материальных средствах и других ресурсах и услугах по их заказам; обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях для граждан в связи с воен-ной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей. [46]

Вопросами социальной защиты этих категорий граждан в Российской Федерации занимаются также многочисленные общественные объединения — советы, фонды, ассоциации и т. п. Сегодня в нашей стране зарегистрировано более сотни общественных организаций, которые приоритетным направлением своей деятельности считают социальную защиту военнослужащих, ветеранов и инвалидов военной службы, а также членов их семей. Налаживание конструктивного сотрудничества с этими неправительственными организациями, общественными объединениями, координация их усилий в деле обеспечения социальной защиты военнослужащих относятся к числу важнейших задач военно-социальной работы. [34]

Непосредственно в рамках Вооруженных Сил военно-социальная работа организуется Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об обороне» Министерство обороны заказывает и финансирует производство и закупку продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил, обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала армии и флота, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. [45]

С помощью правовых средств министр обороны через Генеральный штаб, своих заместителей, главнокомандующих видами ВС, начальников главных и центральных управлений обеспечивает строгое и точное выполнение в войсках (силах) законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а также собственных решений по социальной защите военнослужащих на основе выделяемых Министерству обороны материальных и денежных средств, и, прежде всего — из федерального бюджета. [23]

Социальная и правовая защита подчиненных — важнейшая забота командира. Определяющую роль в организации и проведении военно-социальной работы непосредственно в войсковых частях и подразделениях играют соответствующие командиры (начальники).

Основные направления деятельности командиров (начальников) по обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных заключаются в организации правовой подготовки личного состава: обеспечении сбережения и правильного использования финансовых и других материальных средств, их рачительного расходования в интересах социальной защиты военнослужащих; организации работы по разрешению жалоб и заявлений военнослужащих; осуществлении контроля за исполнением законодательства о социальной защите.

Юридические полномочия командиров и начальников в области военно-социальной работы широки и многообразны. Являясь единоначальниками, они несут личную ответственность за все стороны жизни вверенных им частей и подразделений, за материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Они обязаны принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных, создавать условия для их культурного рос-та и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, при необходимости ходатайствовать за них перед вышестоящими начальниками.

Главенствующая роль в организации военно-социальной работы непосредственно в войсках принадлежит командиру полка. Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир части издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир в изданных им актах указывает конкретных исполнителей законов и что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и другой порядок действия подчиненных при их вы-полнении. Так, в соответствии со статьей 91 Устава внутренней службы ВС РФ командир полка утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени; принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава; рассматривает и утверждает раскладку продуктов на неделю, организует ежедневный контроль за качеством приготовления и полнотой выдачи пищи, еженедельно лично проверяет качество приготовления пищи. [33]

Не менее важное место в обеспечении социальной защиты подчиненных занимают издаваемые командиром части ежедневные приказы по строевой части. Этими приказами реализуются многие права и льготы военнослужащих: предоставление отпусков, производство дополнительных денежных выплат, направление на учебу, на лечение и т. п. Обязанности по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих возлагаются и на других должностных лиц. Например, начальник штаба полка согласно уставным обязанностям составляет график отпусков военнослужащих полка и контролирует его выполнение. Он обязан постоянно знать наличие людей, наличие и состояние материальных средств, повседневно руководить их учетом в полку; организовывать и не реже двух раз в год проводить проверку наличия материальных средств, а так же их хранения непосредственно в подразделениях. Согласно статье 97 Устава внутренней службы ВС РФ заместитель командира полка по воспитательной работе отвечает за действенность работы по социально-правой защите военнослужащих, за социально-правовое обеспечение. На него возлагается обязанность организовывать и проводить работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, знать их нужды и запросы, принимать меры к своевременному разрешению обоснованных жалоб и заявлений, а также восстановлению нарушенных прав. В целях решения социальных проблем личного состава зам. командира по воспитательной работе обязан поддерживать связи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями. [42]

Широкий круг обязанностей по реализации социально экономических прав военнослужащих возлагается на заместителя командира полка по тылу, который отвечает за торгово-бытовое обеспечение личного состава и состояние казарменно-жилищного фонда. Он обязан организовывать своевременное обеспечение материальными средствами и доброкачественным питанием личный состав, доведение положенных норм материальных средств до каждого военнослужащего; правильную эксплуатацию и своевременный ремонт всех жилых и нежилых зданий; банно-прачечное обслуживание подразделений полка. В его обязанности также входит постоянная забота о внешнем виде личного состава, своевременной выдаче обмундирования его подгонке и ремонте. На командира роты возлагается обязанность своевременно обеспечивать военнослужащих роты положенным довольствием заботиться о быте своих подчиненных и вникать в их нужды, следить за соблюдением ими правил личной гигиены. Командир взвода согласно уставу обязан заботиться о быте подчиненных и вникать в их нужды. За упущения в исполнении этих обязанностей предусмотрена юридическая ответственность. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ подчеркнуто, что командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав и законных интересов военнослужащих, несут установленную законом ответственность. [33]

Важнейшим средством обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих является осуществление их правового воспитания, совершенствование правовой подготовки. С одной стороны, хорошо зная свои права, военнослужащие увереннее себя чувствуют при отстаивании своих интересов, имеют возможность требовать соблюдения своих прав и льгот от соответствующих органов и должностных лиц. С другой стороны, знание права должностными лицами, которым вменена в обязанность реализация этого законодательства, также в значительной степени повышает гарантии социальной защищенности военнослужащих. Очень часто именно в недостаточной правовой подготовке как командиров и начальников, так и подчиненных коренятся причины многих социальных проблем военнослужащих. Командир (начальник), какую бы должность он ни занимал, должен выступать профессиональным исполнителем законодательства о социальной защите военнослужащих, спе-циалистом, знающим приемы и правила реализации законных прав подчиненных, обладать соответствующими навыками исполнения нормативных актов по этим вопросам. В свое время генерал М.И. Драгомиров требовал от офицеров: «…Будьте сами рабом закона, и ваш подчиненный станет таким же». Сегодня этот принцип актуален, как и прежде. [23]

На практике правовое воспитание осуществляется, с одной стороны, путем разъяснения и изучения действующего законодательства, а с другой — практическим воздействием на сознание и чувства людей при организации службы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов. Основными средствами правового воспитания являются правовая пропаганда, правовое обучение, правовое самообразование, а также поддержание твердого уставного порядка; личный пример командиров (начальников); правильная дисциплинарная практика; своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений; правоохранительная деятельность органов военной юстиции; личное участие военнослужащих в работе по укреплению законности и правопорядка.

Не менее важным направлением деятельности командиров (начальников) по обеспечению социальной и правовой защиты подчиненного личного состава является работа по рассмотрению и разрешению жалоб, заявлений и предложений военнослужащих. Эта работа регулируется в настоящее время главой 5 Дисцип-линарного устава ВС РФ, а также Инструкцией о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и приеме посетителей в воинских частях и учреждениях, утвержденной приказом министра обороны.

Указанными нормативными актами запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир подлежит привлечению к ответственности в соответствии с законодательством. Командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Законодательство определяет командиру трехдневный срок на рассмотрение предложения (заявления, жалобы).

Если жалоба будет признана обоснованной, командир обязан немедленно принять меры по ее удовлетворению, а также по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан.

Предложения, заявления и жалобы считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству. Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в жалобе, доводится до сведения военнослужащего, подавшего жалобу, со ссылкой на нормативный акт и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка об-жалования принятого решения.

Установлены следующие сроки принятия решений по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих: в воинских частях — не позднее 7 дней со дня поступления; в управлениях округов, флотов и в Министерстве обороны — в срок до 15 дней со дня их поступления. В случае если для разрешения жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки раз-решения жалобы могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему жалобу. [15]

При рассмотрении жалобы, не допускается разглашение командиром (начальником) или другим лицом, принимающим участие в ее рассмотрении, сведений о личной жизни военнослужащего без его согласия.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что социальная и правовая защита граждан является ключевой функцией социального государства, провозглашенного Конституцией Российской Федерации. Острота социальной ситуации в стране, в Вооруженных Силах РФ требует от органов военного управления, воинских должностных лиц принятия конкретных мер по смягчению и предотвращению негативного влияния неблагоприятных социальных факторов на социально-правовой статус военнослужащих. Осуществление социальной и правовой защиты вооруженных защитников Отечества — необходимое и существенное условие поддержания на должном уровне боевой готовности и боеспособности войск, важнейший фактор воспитания личного состава.

Глава 2. Зарубежные модели построения военно-социальной работы с военнослужащими

Для повышения популярности и престижности службы в вооруженных силах важное место отводится вопросам социального обеспечения личного состава. Вместе с тем многие военнослужащие западных армий полагают, что система их социально-правовой защиты все еще далека от совершенства. В первую очередь это касается проблем, возникающих при увольнении из рядов вооруженных сил, в частности, вопросов трудоустройства и проблем обеспечения жильем. В настоящее время военное руководство стран НАТО активно ищет пути их решения. [48]

2.1 Военно-социальная работа с военнослужащими в Европе

2.1.1 Военно-социальная работа с военнослужащими во Франции

Одна из отличительных черт политики в области переподготовки военнослужащих Франции заключается в том, что цикл «комплектование -обучение-переподготовка» рассматривается как единое целое, предполагающее возможность для военнослужащих не только успешно осуществлять свою службу в армии, но и добиться успеха при возвращении в гражданское общество в рамках своей второй карьеры.

Другой особенностью политики в этой области является значительная дифференциация работы по социальной помощи военнослужащим для каждого вида войск. Например, в ВМФ создана структура под названием «Мобильность во флоте», объединяющая пять управлений переподготовки. По каждому из таких управлений координацию осуществляет офицер-консультант по данному региону. Персонал этих управлений изыскивает возможности трудоустройства в непосредственном контакте с предприятиями (более 4000 различных компаний прибегают к услугам структуры «Мобильность во флоте»).

Ответственность за переподготовку личного состава возложена на созданный в 80-х г. департамент профессиональной мобильности (MMP-Mission pour la Mobilite Professionnelle), который под руководством управления военного и гражданского персонала разрабатывает и определяет совместно с различными видами войск политику переподготовки личного состава. В MMP работает 30 человек. Он координирует работу восьми межармейских центров переподготовки по всей территории Франции. ММР выделяет им средства на профессиональное обучение персонала центров, документацию и услуги внешних агентств, обеспечивающих ориентацию и сопровождение. Персонал центров (6-7 человек) поддерживает тесные отношения с предприятиями в своих регионах, устанавливает отношения и осуществляет обмен информацией с министерствами труда, народного образования, финансов и промышленности.

2.1.2 Особенности военно-социальной работы в Германии

Социальная защита военнослужащих Германии осуществляется по трем основным направлениям:

  • забота о материальном обеспечении военнослужащих;
  • гуманизация армейской жизни, повседневной деятельности военнослужащих;
  • забота о судьбе военнослужащих после увольнения их из рядов вооруженных сил.

При призыве новобранца на действительную военную службу за ним бронируется, согласно законодательству, его прежнее рабочее место. Солдаты срочной службы по окончании курса начальной подготовки (3 месяца) имеют право на обучение в профессиональных школах бундесвера, а также на заочное в гражданских вузах во внеслужебное время. Военнослужащие по контракту могут приобрести в учебных заведениях бундесвера гражданскую специальность или закончить гражданский вуз. Военнослужащим, уволенным из рядов ВС и не работавшим до призыва в бундесвере, оказывается помощь в поиске работы в зависимости от навыков и наличия гражданской специальности.

Предусмотрена существенная материальная помощь лицам, уволенным из вооруженных сил. По окончании контракта подписавшие его военнослужащие получают не облагаемое налогом единовременное денежное вознаграждение, величина которого зависит от срока службы. Помимо этого они получают в течение 6-36 месяцев облагаемое налогами пособие в размере 75% последнего оклада военнослужащего. Офицеры, закончившие во время службы вуз (их обучение оплачивается бундесвером), получают данное пособие не более двух лет по окончании контракта.

Большое внимание командованием бундесвера уделяется военнослужащим, уволенным по сокращению штатов. Так, в ходе предстоящего сокращения численности ВС Германии около 5 тыс. кадровых военнослужащих должны быть уволены до достижения ими пенсионного возраста. По планам Министерства обороны Германии, военнослужащим, достигшим 48-50-летнего возраста и изъявившим желание досрочно уволиться из ВС, будет предоставлена возможность получения пенсии в полном объеме. Помимо этого им будет выплачено единовременное денежное пособие, не превышающее 12 тыс. евро. [10]

2.2 Особенности военно-социальной работы в США

Успех социальной защиты определяется наличием и качеством законодательной базы. Вопросам социальной защиты военнослужащих и ветеранов вооруженных сил США, членов их семей придается первостепенное значение и Конгрессом, и администрацией. Предложения по соответствующим проектам новых законов и поправкам к действующим законодательным актам готовятся Министерством обороны США и проходят предварительную экспертизу в Главном счетном управлении. Законодательство США предусматривает периодическую «ревизию» системы выплат военнослужащим с тем, чтобы увязать порядок и условия добровольного найма на военную службу с уровнем жизни в стране и конъюнктурой на рынке рабочей силы. С этой целью Конгресс США специальным решением ежегодно повышает им базовые оклады, надбавки на питание и жилье. В структуре органов исполнительной власти США вопросами социальной защиты как действующих, так и бывших военнослужащих занимается Министерство обороны. С этой целью в его составе созданы управления кадров, статистики и пенсионного обеспечения. Отдельные вопросы также решает Министерство здравоохранения и социального обеспечения. В соответствии с законодательством США американские граждане, прослужившие на действительной военной службе не менее срока, установленного для курса подготовки новобранца (180 и более дней) и уволенные не по причине недостойного поведения, подпадают под категорию «ветеран» и получают право на пользование определенными льготами. Для уволенных по инвалидности минимальные сроки службы не устанавливаются. Вопросами льгот и привилегий ветеранов вооруженных сил США занимается Министерство по делам ветеранов.