Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что детские лагеря являются неотъемлемой частью организации досуга детей во внеучебное время на протяжении долгих лет.
Дополнительному образованию детей в настоящее время уделяется большое внимание, поэтому детский досуг в каникулярный период становится одним из способов реализации дополнительного образования. Детский оздоровительный лагерь достаточно давно является привычным способом проведения летних каникул для детей и подростков. Однако на данный момент существует множество альтернативных вариантов организации отдыха и развития детей. В связи с этим возникает необходимость изучения роли детского оздоровительного лагеря в организации досуга детей и подростков.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы работы следующих авторов: Гурбина Е.А., Белов А. А., Сысоева М. Н., Тетерский С. В.
Объект исследования: деятельность детского оздоровительного лагеря.
Предмет исследования: организация досуговой деятельности с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере.
Цель исследования – изучить роль детского оздоровительного лагеря в организации досуга детей и подростков.
Задачи исследования:
1. дать характеристику детского оздоровительного лагеря;
2. определить специфику досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере;
3. изучить опыт практической деятельности МАУ «ДЗОЛ «Искорка» по организации досуга детей и подростков;
4. исследовать востребованность услуг МАУ «Детский загородный оздоровительный лагерь «Искорка» городского округа Рефтинский по организации досуга детей и подростков;
5. разработать занятие на тему «Специфика разработки мероприятий для детского оздоровительного лагеря»;
6. подготовить листы рабочей тетради по теме «Специфика разработки мероприятий для детского оздоровительного лагеря» для практической подготовки студентов.
Методы исследования: теоретический метод – исследование литературы; практический метод – анкетирование детей и подростков, анкетирование вожатых и воспитателей.
База исследования: Муниципальное автономное учреждение «Детский загородный оздоровительный лагерь «Искорка» городского округа Рефтинский (сокращенно МАУ «ДЗОЛ «Искорка»)
Практическая значимость: материал выпускной квалификационной работы может являться дополнительным материалом для изучения организации досуга в детском оздоровительном лагере и способах улучшения его эффективности и востребованности.
Организация летнего оздоровительного отдыха детей и подростков
... своих действиях. В своей работе по решению такой проблемы как «организация летнего отдыха детей», я применила системный ... 1. Подцель: оздоровление подцелиэксперты 12345 Оздоровительные лагеря с дневным пребыванием13121Оздоровление детей в лечебных учреждениях города31233Санаторно- ... образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их ...
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и двух приложений.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
1.1. Характеристика детского оздоровительного лагеря
Детский лагерь — это организация отдыха детей и оздоровления, в которую направляются дети в период каникул или иной период, предусмотренный режимом функционирования организации. На данный момент в России детские лагеря пользуются популярностью в связи с чем существует множество вариантов детских лагерей. Рассмотрим их классификацию1:
По времени деятельности:
- круглогодичные — работают в течение круглого года.
- сезонные — работают во время летних (летний лагерь), осенних, зимних (например, горнолыжные лагеря) и/или весенних школьных каникул.
- лагерь выходного дня
По месту проведения детские лагеря делятся на:
- стационарные — расположенные на одном и том же месте, в капитальных строениях-корпусах
- палаточные — могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток
- выездные — лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены — одно и то же, или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отдели или базы отдыха) в разных местах
По типу организации детские лагеря бывают:
- круглосуточные
- дневные
По содержанию программы пребывания: Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности) / Е. А. Гурбина. Волгоград: Учитель, 2017. С. 15.
- спортивные
- языковые (лингвистические)
- общеоздоровительные
- лечебно-коррекционные, санаторные
- культурно-познавательные
- с психологическими тренингами
- лагеря с учебной программой
- экологические лагеря
- лагеря для девочек, школа хороших манер
- трудовые лагеря
- художественные лагеря: театральные, кинематографические, музыкальные, цирковые, акробатические, танцевальные, с обучением изобразительному искусству и прочие1
Детский лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы(походники) и пионеры (дети до 15 лет).
Это самый распространённый способ организации детского отдыха в период летних каникул, как в России, так и на Западе.2 Детские лагеря имеют множество разновидностей и форм досуга, что позволяет выбирать для отдыха и развития детей наиболее удобный для них вариант. Например, детские оздоровительные лагеря располагаются за городом как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря. Направлены на отдых и оздоровление детей.
Лагеря дневного пребывания располагаются на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности) / Е. А. Гурбина. Волгоград: Учитель, 2017. С. 15. Белов А. А., Грошева Р. Н., Зиборова Ю. В. Кейс вожатого детского оздоровительного лагеря [учебно-методическое пособие] / А. А. Белов, Р. Н. Грошева, Ю. В. Зиборова. Москва: УЦ «Перспектива», 2012. С. 12. взрослых детей. Функционирует только в дневное время. В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.
Актуальность детского оздоровительного лагеря
... – летний – детский – оздоровительный – спортивный – досуговый – площадка – комплекс – центр – дача – городок (24; 16). За многие нашей в десятилетия стране и за ее пределами накопился самый опыт разнообразный организации летнего отдыха детей. две ...
Лагеря санаторного типа располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких санаторных лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте).
В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.1
Трудовые лагеря организованы для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа для детей).
Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь.2
Трудовые лагеря организуются и за рубежом. Их преимущество в том, что приезжающие в них ребята не только могут немного заработать за лето, но и серьёзно подтянуть знание иностранного языка. Есть лагеря, соединяющие эти две цели: по утрам дети учатся на курсах языка, а во второй половине дня работают. Таким образом, питание и обучение для них бесплатно.3 Сысоева М. Н. Организация летнего отдыха детей [учебно-методическое пособие] / М. Н. Сысоева. Москва: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2013. С. 5. Там же Там же
Лагерь выходного дня функционирует с вечера в пятницы до вечера воскресения. Но чаще, программа начинается с со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город. Продолжительность стандартного лагеря выходного дня обычно составляет не более двух дней. Начинается программа или в пятницу вечером, или в субботу с утра и длится до вечера воскресенья. Также существуют обучающие лагеря, они делятся на три вида:
- для неуспевающих по школьной программе учеников,
- для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические),
- для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы).1
За рубежом также организуются обучающие лагеря или летние школы. Обычно там учатся местные дети, однако их двери открыты и для иностранцев. 1Иностранцы могут в период летних каникул поучиться по программе средней школы в Европе, могут сдать экзамены для получения аттестата зрелости европейского стандарта.
Спортивный лагерь – один из видов детских лагерей, основное направление деятельности – это спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ).
Особенности воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере для школьников
... изучить организацию воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере; Ш изучить моделирование воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере; Ш отразить формы организации воспитательной работы в летнем лагере; Ш раскрыть практические основы воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере для детей. Практическая значимость, База исследования 1. Детский оздоровительный лагерь и ...
При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).
Лагерь актива формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым Сысоева М. Н. Организация летнего отдыха детей [учебно-методическое пособие] / М. Н. Сысоева. Москва: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2013. С. 8. в данной детской организации. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная смена.1
Семейный лагерь формируется на базе какой-либо общины или свободного объединения нескольких семей по интересам, вероисповеданию, территориальному или иному признаку. Поэтому семейный лагерь может быть спортивным, христианским, приморским и т. д. Часто реализуется за счёт того, что родители осуществляют аренду помещения, питание и развлечения для своих детей.
Профильный (тематический) лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, на туристский, экстрим лагеря и др.).
Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.
Профильный или тематический лагерь — форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена юных техников, туристовкраеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтёров, летняя профильная школа Сысоева М. Н. Организация летнего отдыха детей [учебно-методическое пособие] / М. Н. Сысоева. Москва: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2013. С. 9. по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся.
Тематические лагеря широко распространены за рубежом: программы разработаны на любой, даже самый взыскательный вкус. Особенно интересны такие лагеря для иностранцев: ведь чтобы выучить иностранный язык совершенно не обязательно сидеть на уроках и повторять грамматику, достаточно попасть в языковую среду. Программы тематических лагерей за рубежом идеальны для тех, кто хочет действительно полного погружения в языковую среду во время активного отдыха.
1.2. Специфика досуговой деятельности в детском оздоровительном
лагере
Воспитание, направленное на решение задач социализации ребенка в условиях лагеря, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование. Поэтому процесс социализации в оздоровительно-образовательном лагере необходимо рассматривать как социально-педагогическое явление, характеризующееся включенностью детей в различные виды деятельности, разнообразием социально значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов, в которые вступают дети, повышенной коммуникабельностью, коллективным характером деятельности. Здесь наиболее благоприятные условия для педагогического регулирования процесса социализации.
Кафедра социально-культурной деятельности
... Рассмотреть организацию деятельности подростков в детском оздоровительном лагере. 4. Составить тематическую программу организации летнего отдыха детей в условиях Детских оздоровительных лагерей. Теоретической базой исследования курсовой работы, Теоретические аспекты значимости курсовой работы, Практический аспект значимости курсовой работы, Структура курсовой работы: Глава ...
Обстановка лагеря, которая отличается от домашней — это ключевой фактор в определении программы и целей развития лагеря, одно из важнейших и редких свойств досуга в лагере, которое позволяет ребятам обрести опыт общения с природой. Именно это обуславливает некоторые ценности жизни в лагере.1
Рассмотрим более подробно навыки, которые дети и подростки получают в детском лагере.
1. Самостоятельность – опыт и обстановка совместного проживания детей дает им возможность познать способы жизни в группе сверстников вдали от дома, обучить детей поведению в коллективе, навыкам самостоятельной жизни, ответственности за свои вещи и своё поведение.
2. Культура развлечений и отдыха – приобретение навыков проведения отдыха, которые впоследствии станут сопровождать детей и подростков на протяжении всей жизни, это ценный и полезный опыт.
3. Демократия – дети попадают в среду созданного демократического общества с механизмом самоуправления, что позволяет ребенку почувствовать ответственность за решение и поступки коллектива.
4. Детская самодеятельность – участие в программах лагеря должно быть связано с интересами и потребностями ребенка, только в таком случае дети будут принимать активное участие в планировании и реализации идей лагерной жизни, что позволит повлиять на развитие творческих и спортивных навыков у ребенка, открытия новых способностей и талантов.
5. Дружба с взрослыми – взаимоотношения с вожатыми – это новый вид отношений с взрослыми для большинства детей. Хороший вожатый – это взрослый друг, такой вожатый, который любит детей, понимает их индивидуальность, оказывает им помощь, высказывает предложения, слушает и направляет их поведение, становится для них примером поведения.
6. Индивидуальное взросление и развитие – лагерь должен дать ребенку шанс раскрыть свои собственные потенциальные возможности, Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. / М. Е. Сысоева, Хапаева С.С. Москва: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2012. С. 8. испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое индивидуальное поведение.
7. Опыт здоровьесбережения – тренировка безопасного и здорового образа жизни, за счет формирование полезных привычек, мотивации, правильного примера поведения.
8. Развитие духовной жизни и ценностей – смена в детском лагере может стать для ребенка возможностью пересмотреть свои ценности и устои, чаще всего дети приходят к этому самостоятельно, а не с помощью учений.
Деятельность в детском лагере включает в себя множество форм, функций и свойств. Для более подробного изучения рассмотрим несколько направлений: эстетическое направление – развитие у детей и подростков чувства красоты и прекрасного, играет большую важную роль в воспитательном процессе.1
Особенности технологии театрализованных форм досуга детей и подростков
... наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора); разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности); создание и закрепление в игре положительных моделей поведения; конструирование ...
Задачи эстетической деятельности:
- пробуждать в детях чувство прекрасного;
- формировать навыки культурного поведения и общения;
- прививать детям эстетический вкус.
Виды деятельности:
- посещение кинотеатров, музеев, организаций;
- конкурсы;
- оформление отрядных уголков;
— Трудовая деятельность, трудовое воспитание – процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, Тетерский С. В., Фришман И.И. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие [научно-методическое пособие] / С. В. Тетерский, И.И. Фришман. Москва: Генезис, 2016. С. 25. развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.1
Основные формы работы:
- бытовой самообслуживающий труд (уборка постели, уход за одеждой и обувью, дежурство в столовой и в комнате);
- общественно значимый труд (уборка прилегающей территории);
Образовательная деятельность – деятельность по обучению и воспитанию детей и подростков, основные задачи образовательной деятельности:
- расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
- удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные виды деятельности:
- поездки, экскурсии;
- посещение кинотеатров, городские мероприятия, спортивнооздоровительные, профилактическая работа;
- психологические тренинги, мастер классы;
- Художественно-творческая деятельность – это особая сфера активности, в которой ребенок не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Задачи творческой деятельности:
- развитие креативности и фантазии;
- обучение творческим навыкам и способностям;
- социализация;
- самореализация.
Формы деятельности:
- изобразительная деятельность;
- творческие конкурсы; Тетерский С.
В., Фришман И.И. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие [научно-методическое пособие] / С. В. Тетерский, И.И. Фришман. Москва: Генезис, 2016. С. 25.
- концерты;
- выставки, ярмарки.
Досуговая деятельность – одна из ключевых форм времяпрепровождения, во-первых, досуговая деятельность занимает большую часть дня, во-вторых, с помощью досуговой деятельности вожатый может влиять на развитие детского коллектива, решает задачи и помогает отряду прийти к цели, в-третьих, любой вид деятельности в лагере при помощи игр и мероприятий можно преобразовать в досуг.1 Задачи досуговой деятельности:
- вовлечение детей в различные формы организации досуга;
- организация деятельности творческих мастерских;
- развитие временного детского коллектива (отряда).
Формы досуговой деятельности:
Игра – соединяет в себе элементы многих, самых разнообразных видов деятельности, воспитательное воздействие ее многосторонне. Дети участвуют в играх чаще всего на добровольных началах, без принуждения. Во время игры дети укрепляют свое здоровье, развиваются физически, у них улучшается координация движений, снимается усталость. Игра способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию. Взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность и честность воспитывает умело организованная игра. Одни игры помогают развивать память, внимание, наблюдательность, умение логически мыслить. Другие – технические игры – учат обращаться с различными инструментами, овладевать трудовыми навыками. Чувство юмора, общительность воспитывают игры-шутки, игрызабавы. Игры умные, увлекательные чаще оказываются более действенными в воспитании детей, чем слово. В зависимости от возраста игровая деятельность имеет свои специфические особенности, отличия по Тетерский С. В., Фришман И.И. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие [научно-методическое пособие] / С. В. Тетерский, И.И. Фришман. Москва: Генезис, 2016. С. 26. содержанию, форме, по методике организации и проведению игр. Рассмотрим несколько разновидностей игр в лагере:1
Дети и компьютерные игры
... и социально-культурной деятельности уделяют решению этой проблемы большое значение. О влияние компьютерных игры на развитие можно много дискутировать. Одни придерживаются мнения, что компьютерные игры негативно влияют на ребенка, на его здоровье, на его психику и ...
- игры на знакомство – проводятся в первые дни смены, направлены на знакомство детей и вожатых друг с другом;
- игры на взаимодействие – проводятся после того, как дети познакомились, но еще не вошли в стадию команды и общаются по группам;
- игры на сплочение – проводятся для объединения детского коллектива в крепкую команду, идущую к одной цели;
- игры на снятие тактильного барьера – проводятся для раскрепощения коллектива, улучшения коммуникации между мальчиками и девочками, налаживание доверительных отношений;
- игры на снятие эмоционального напряжения – чаще всего проводятся в случае кризисов в отряде, например, поражение на соревнованиях или серьезный конфликт в коллективе;
- ролевые игры – игры, к которых ребенок может почувствовать себя в той или иной роли, научиться в ней взаимодействовать, понимать других детей или просто развлечься.
Данный вид игр требует тщательной подготовки, чтобы провести игру качественно;
- развивающие игры – на внимательность, логику, мышление, сообразительность, реакцию и тд;
- игры «пятимянутки» – проводятся для смены деятельности, либо помогают занять отряд в ожидании мероприятия или ужина;
- игры с залом – проводятся на концертах для того чтобы дети «встряхнулись», пошумели и продолжили спокойно смотреть представление;
- игры розыгрыши – небольшие развлекательные игры-шутки для поднятия настроения;
- спортивные игры – подходят для снятия эмоционального напряжения, развивают физическую активность; Вожатский максимум: учебно-методическое пособие для педагогических отрядов Свердловской области.
Екатеринбург, 2010. С. 33.
- игры в автобусе – проводятся в дорогу, чтобы дети легко и непринужденно перенесли переезд;
— «Свечка» – вечернее мероприятие, которое проводится перед отбоем на различные темы. Она имеет свои особые правила поведения, которые устанавливает вожатый, проводится в тихой и уютной атмосфере в кругу перед горящей свечей, что помогает отвлечься от активного дня и настроиться на сон. «Свечка» имеет множество вариаций и методов проведения вне зависимости от ее цели, грамотно проведенная свечка может стать самым ярким воспоминанием ребенка о смене в лагере. Это одно из самых любимых мероприятий у детей. Рассмотрим классификацию свечки.
Специфика деятельности социального работника с детьми-инвалидами ...
... социального работника с детьми-инвалидами; Раскрыть особенности деятельности социального работника с детьми-инвалидами. Глава 1. Теоретические основы деятельности социального работника с детьми-инвалидами 1.1 Дети-инвалиды как объект деятельности социального работника Согласно «Декларации о правах инвалидов» инвалид ... и реабилитации детей-инвалидов рассмотрены в работах М.Б.Волковой, Н.И.Кузнецова, ...
- свечки на знакомство – проводятся в начале смены, на ней как правило дети рассказывают о себе или задают\отвечают на вопросы, поставленные вожатыми или детьми;
- тематические свечки – большая вариация различных свечек, например, это могут быть свечки и мечтах, семье, друзьях, мальчишник, девичник, на военную тематику, о родине, домашних животных и о любых других темах, подходящих под настроение детей либо тему дня;
- конфликтные свечки – направлена на решение конфликтов внутри коллектива;
- свечка анализ дня – проводится для подведения итогов дня, рефлексии, может быть совмещена с любой другой свечкой;
- прощальные свечки – проводятся в конце смены, для подведения итогов смены, одно из самых важных заключительных мероприятий, может повлиять на все впечатление ребенка о смене;
— Дискотека – вечернее развлекательное мероприятие, направленное на снятие эмоционального напряжения, тактильного барьера, привлечение к активному отдыху. Дискотека может совмещать в себе конкурсы, игры, флэш-мобы и многое другое. Пользуется большой популярностью у детей любого возраста.
Таким образом можно отметить, что любое отрядное дело, мероприятие имеет свою цель и влияет так или иначе на коллектив и ребенка. При грамотном совмещении всех видов деятельности в лагере получается незабываемая, полезная и интересная смена. Именно поэтому огромную роль в детском лагере играет программа детской лагерной смены, а на ее написание уходит множество времени.
Детские впечатления от лагеря — это впечатления от конкретной смены, в которой был ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному. Это неслучайно, ведь каждая летняя смена протекает по определенному сюжету, в своей тематике, которая пронизывает всю жизнь детей на протяжении отдыха в лагере. Каждая смена разрабатывается отдельно методистами и старшим вожатым. Они придумывают основную историю и сюжет, чаще всего он называется легендой, на основании которой в последствии разрабатываются все мероприятия и план работы. Очень важным, чтобы эта легенда была проста, понятна и в тоже время интересна детям всех отрядов и возрастов, находящихся в лагере. От того, насколько дети заинтересуются и проникнуться в тему смены, зависит их активность, включенность, творчество и впечатления от жизни в лагере. В соответствии с выбранной темой, методисты прописывают план — сетку, которая представляет собой таблицу, содержащей в себе план работы и мероприятий на каждый день с указанием времени, названия и отряды, участвующих в них. К план-сетке прикладывается разработка для педагогов с подробным описанием цели, задач и формой каждого мероприятия. Также в лагере работает художник-оформитель, который заранее разрабатывает тематической украшения. лагерной территории в соответствии и легендой смены, что способствует пробуждению интереса у детей. Рассмотрим более подробно основные составляющие план-сетки.
«Фундамент» – это то, с чего начинается написание программы: тема, актуальность, цели и задачи. Одна из самых сложных составляющих, так как придумать интересную, актуальную и необычную тему, которую возможно удачно донести реализовать в лагере достаточно трудно. Методист может потратить на данный этап иногда несколько часов, а иногда несколько недель. В выборе темы стоит опирать на то, что эта смена будет воспитывать в детях в первую очередь, например, патриотизм, любовь к искусству, науке, образованию, изучение народов мира или главные человеческие ценности, профориентация и тд. Далее основная цель может приобрести форму, например, компьютерная игра, космическая станция, лаборатория, страна, город, остров, другая реальность и тд. Из этого преобразуется новая тема для программы, которая уже имеет свои цели, задачи и средства реализации.
Особенности организации досуга детей и подростков
... теории и методики культурно-досуговой деятельности. Объект исследования - досуг детей и подростков. Предмет исследования - процесс организации досуга детей и подростков в клубах по месту жительства. Цель данного исследования - изучение особенностей работы клубов по месту жительства в организации досуга детей и подростков. Для ...
Легенда смены – история, с которой начинается смена. Она погружает ребенка в атмосферу лагеря, объясняет, как будет проходить смена и что его ждет. При написании легенды смены стоит опираться на простоту донесения, краткость формулировок.
Сюжет смены – ход событий, который развивается на протяжении смены, день за днем. В нем также присутствует завязка, как правило это первый, второй день, кульминация, развязка, последние два или три дня смены, в которой дети добиваются поставленной цели. Сюжет должен опираться на цели и задачи программы, также он должен быть интересным и разнообразным, в нем могут присутствовать неожиданные повороты и события.
Обще-лагерный уголок — информационный стенд отображающий ход и развитие смены, придумывается как правило вместе с художникомоформителем. Уголок должен соответствовать выбранной теме, на нем отображаются название и девиз смены, успехи и достижения отрядов за смену.
Экономическая модель смены – это экономическая система, помогающая отслеживать успехи каждого отряда в соревновании за лучший. Создается для стимулирования детей на активное участие в жизни отряда и лагеря. Экономическая модель также должна быть понятна и проста в реализации.
Словарь смены – тематические названия для наибольшего погружения в атмосферу смены. Например, в программе на тему виртуальной реальности дети могут стать игроками или хакерами, в научной учеными или учениками и так далее.
Личностный рост ребенка – обще-лагерная или внутри-отрядная система поощрения, разработанная для отслеживания успехов и достижений ребенка, для получения наглядного результата его развития за смену.
Органы самоуправления – прописанные особенности самоуправления лагеря, это может быть детский совет, или собрание капитанов, а также президент лагеря. Также направлено на большее вовлечение ребенка в активную деятельность, на развитие лидерских качеств.
Таблица основных мероприятий – отображение главных событий, на которых держится сюжет игры.
Программа – заключительный и один из самых сложных этапов, в котором расписывается тема каждого дня и все мероприятия, которые должны быть проведены. Также на каждый день ставятся свои мини цели и задачи, при выполнении которых дети достигнут главной цели программы. Главная сложность этапа – придумать новые мероприятия, которые будут интересны детям, которые привнесут в лагерь новые традиции и станут незабываемыми впечатлениями для детей. Также все мероприятия должны быть направленны на развитие детского коллектива либо личностного развития ребенка.
Написание программы летней лагерной смены имеет множество нюансов и сложностей, учитывается особенности, направленность и специфика лагеря. Время, потраченное на ее написание, может варьироваться от нескольких дней, до нескольких месяцев в зависимости от знаний и воображения методиста и качества план-сетки.
Детские оздоровительные лагеря имеют множество разновидностей и вносят весомый вклад в организации детского досуга. Для полноценной работы лагеря проводится огромная работа по формированию материального обеспечения, подготовке педагогического коллектива и программы смены.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
2.1. Опыт практической деятельности МАУ «Детский загородный
оздоровительный лагерь «Искорка» городского округа Рефтинский по организации досуга детей и подростков
Муниципальное автономное учреждение «Детский загородный оздоровительный лагерь «Искорка» городского округа Рефтинский (сокращенно МАУ «ДЗОЛ «Искорка») функционирует с 1980 года. Директором является Стафеева Лилия Витальевна. Лагерь находится в 100 километрах от города Екатеринбурга на берегу Рефтинского водохранилища и маленькой речки в уникальном по своей красоте уголке уральской природы. Живительный воздух, чудесный водоём, смешанный лес, создают прекрасные условия для отдыха и оздоровления.
Лагерь создан с целью осуществления, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочий органов местного самоуправления в сфере организации отдыха и оздоровления детей и подростков, развития творческого потенциала личности, охраны и укрепления здоровья воспитанников, формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, занятий спортом и туризмом, обеспечения полноценного питания и безопасной среды жизнедеятельности, а также для удовлетворения общественных потребностей в сфере отдыха, оздоровления, физической культуры и туризма. В процессе организации работы детского оздоровительного лагеря реализуются следующие задачи:
- обеспечение необходимых условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков;
- проведение комплексного оздоровления отдыхающих через систему санитарно-гигиенических мер, санитарное просвещение, организацию режима дня и предоставление полноценного, рационального, дробного и сбалансированного питания;
- организация психологически комфортного совместного проживания и общения;
- создание условий для толерантного и и уважительного отношения в детском коллективе;
- организация содержательного досуга детей;
- создание необходимых условий для реализации и удовлетворения творческих потребностей детей и подростков в области дополнительного образования;
- формирование общей культуры личности воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания дополнительных общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе;
- создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию, самоутверждению и самореализации личности;
- обучение, воспитание ребенка в интересах личности, общества, государства;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, приобщение к здоровому образу жизни;
- воспитание чувства патриотизма, человеческого достоинства, честности, милосердия, доброты и ответственности;
- обеспечение полноценного питания детей и льготного питания сотрудников;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья детей и подростков;
— На протяжении 39 лет деятельности в лагере систематически совершенствуется материально-техническая база, укрепляются традиции. В последние годы лагерь комплектуется на 100%. В летний период в лагере находится 1040 детей в возрасте от 6,5 до 17 лет.
До появления собственного пионерского лагеря профсоюзный комитет Рефтинской ГРЭС был вынужден направлять на отдых детей в пионерские лагеря других предприятий «Свердловэнерго». В связи с этим возникали проблемы нехватки мест, оплаты транспортных расходов. В следствии чего было принято решение о строительстве собственного лагеря. Заданием на проектирование предусматривалось создание возможности круглогодичного отдыха детей. Поэтому должны были строиться только капитальные здания по нормам зимнего содержания в полном комплекте, необходимом для активного отдыха, то есть наличие клуба, кинотеатра, здравпункта, спортивных сооружений, игровых площадок. Учитывая отдаленность расположения лагеря от поселка, снабжение питьевой водой предусмотрено от разведенной вблизи артезианской скважины, отопление за счет электричества. Пионерский лагерь был создан как подразделение Рефтинской ГРЭС, получил название «Искорка» и в 1980 году принял первых детей на отдых. За историю существования лагеря у руководства сменилось шесть директоров, последний из них – Стафеева Лилия Витальевна организует работу лагеря на протяжении семнадцати лет.
В настоящее время «Искорка» — это комплекс зданий и сооружений, направленных на создание условий для полноценного и качественного отдыха и оздоровления детей: благоустроенные спальные корпуса, крытый бассейн, клуб-столовая, медицинский пункт с приемной, процедурный кабинет, амфитеатр, электрокательная, прачечная, бактерицидная установка, артезианская скважина, водонасосная станция пожаротушения. Большое внимание уделено созданию безопасной среды жизнедеятельности: территория ограждена, налажен контрольно-пропускной режим, функционирует система видеонаблюдения, система охранно-пожарной сигнализации с выводом на Единый пульт управления, оперативное реагирование.
Для организации досуга детей имеется зрительный зал с гримерной, библиотека, ежегодно пополняется методическая база, детям предоставлены кружковые комнаты, класс хореографии, игротека, игровые комнаты для каждого отряда, стадион, спортивные и игровые площадки. В 2013 году лагерь приобрел статус автономного учреждения, что значительно расширило круг обязанностей и ответственности руководителя и специалистов учреждения. В связи с этим сотрудники учреждения постоянно занимаются повышением своей квалификации. В лагере постоянно совершенствуется материально-техническая база. Для выполнения поставленных задач привлекаются внебюджетные средства. При реализации программ летнего отдыха используются следующие принципы организации и содержания деятельности:
1. Принцип многообразия видов, форм и содержания, рассчитанные на доминирующие способности, интерес и потребности;
2. Принцип социальной активности;
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления;
4. Принцип свободы творчества;
5. Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий;
6. Принцип гуманизации отношений;
7. Принцип дифференциации образования;
8. Принцип сопричастности;
9. Принцип личной ответственности;
10. Принцип уважения и доверия;
11. Принцип безопасности.
Основные педагогические методы реализации программы:
- игровые методы;
- метод соревнований;
- метод положительного примера;
- метод создания «ситуации успеха»;
- метод КТД;
- метод формирования команды;
- метод здоровьесберегающих технологий.
Детский лагерь «Искорка» является популярным местом отдыха в каникулы среди детей и подростков Свердловской области, что обусловлено постоянной работой администрации над совершенствованием условий реализации программ смен; досуговой, творческой, оздоровительной, спортивной и образовательной деятельности; комфортного проживания детей и рабочего персонала.
2.2. Исследование востребованности услуг МАУ «Детский загородный
оздоровительный лагерь «Искорка» городского округа Рефтинский по организации досуга детей и подростков
Исследование было проведено на базе МАУ «ДЗОЛ «Искорка» методом анкетирования. Для этого было разработано две анкеты для детей, подростков и вожатых, воспитателей. В анкетировании приняли участие 100 человек, среди которых 60 детей и 40 вожатых, воспитателей. Цель исследования – изучение востребованности услуг по организации досуга детей и подростков в детском оздоровительном лагере (далее ДОЛ).
Количественный и качественный анализ ответов позволяет выяснить мнение респондентов о тех сторонах досуга и деятельности лагеря, которые позволяют оценить положительные и отрицательные аспекты работы и отдыха в ДОЛ. Анкетирование проводилось среди детей, подростков и вожатых, воспитателей, отдыхавших и работавших в МАУ «ДЗОЛ «Искорка» в последние три года.
Результаты анкетирования в целом показали высокий уровень удовлетворенности детей, вожатых и воспитателей уровнем и условиями реализации деятельности по развитию детей на протяжении летней смены. Рассмотрим подробнее результаты анкетирования детей и подростков. Было опрошено 60 детей в возрасте с 10 до 18 лет среди них 73,3% девушек и 26,7% юношей.
Из них в детском лагере провели 1 смену – 21,7%; 2-4 смены – 28,3%; 5-8 смен 41,7%, 9 и больше – 8,3%, что является отличным результатом для объективной оценки отдыха в ДОЛ и указывает на достаточно высокий уровень востребованности, так как из 60 респондентов 47 провели в лагере больше одной смены. Результат выбора наиболее предпочтительного вида досуга представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Предпочтительный отдых в летние каникулы
95% детей считают, что отдых в детском лагере помогает развитию их навыков, талантов и интересов и лишь 5% процентов говорят обратное. Этот результат доказывает высокую эффективность досуга в ДОЛ.
При оценке востребованности видов досуга в лагере, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа. В Таблице 1 приведены результаты от самого популярного вида досуга к менее популярному
Таблица 1
Оценка востребованности определенных видов досуга в ДОЛ
Вид деятельности % востребованности
Развлекательные мероприятия, игры, 78,3% дискотеки, свечки
Участие в творческих конкурсах и 66,7% мероприятиях
Участие в спортивных конкурсах и 46,7% мероприятиях
Сон и отдых 36,7%
Посещение кружков 26,7%
Стоит обратить внимание на то, что развлекательные мероприятия всегда направлены не только на социализацию, но и имеют образовательную и познавательную цель. В процессе игры дети могут примерять на себя любые роли и ситуации, что позволяет развивать самые различные навыки.
Результаты выбора наиболее популярных ценностей в лагере представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2. Выбор наиболее популярных ценностей в лагере
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что досуг в лагере наибольшую роль играет в социализации ребенка, а смена обстановки из домашней на незнакомую, вдали от родителей способствует развитию самостоятельности.
В вопросе о минусах отдыха в лагере 30% детей указали на их отсутствие, 16,7% жалуются на режим дня, правила поведения (сон час, не отпускают гулять одних и тд.), также среди минусов выделяют отсутствие личного пространства, конфликты, цены на путевки, разлука с друзьями и родителями, короткие смены, погода, отсутствие и наоборот большое количество свободного времени. Режим чаще всего не устраивает детей в лагере, но стоит помнить о том, что одна из целей детского лагеря – оздоровление детей, поэтому соблюдение режима, определенное сбалансированное питание – это неотъемлемая часть организации летней смены в лагере. Отсутствие личного пространства и конфликты позволяют детям научиться жить в обществе и взаимодействовать с ним. Недовольства детей отсутствием свободного времени, или на его излишество, может указывать на две проблемы. Во-первых, все дети привыкли к разным распорядка дня и разной степени активности, а во-вторых, это может быть связано с тем, что с детьми работали некомпетентные вожатые, неспособные сбалансировать правильно распорядок дня, что говорит о недостаточной подготовке педагогического состава на смене.
Для проведения идеальной смены респонденты предлагают: больше свободы для детей, изменение меню в столовой и режима дня. Но данные изменения не совместимы с целями детского оздоровительного лагеря.
Из респондентов этом году желают поехать в лагерь 86,7% что указывает на высокий уровень востребованности отдыха в ДОЛ.
Из результатов анкетирования детей и подростков можно сделать вывод, что каникулы, проведенные в лагере, являются актуальным видом досуга для них, и по ихмнению положительно влияют на развитие их личностных качеств.
В анкетировании приняли участие 40 вожатых и воспитателей в возрасте от 18 до 29 лет. Количество отработанных респондентами смен представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Количество отработанных респондентами смен
По данным результатам можно сделать вывод, что респонденты способны дать объективную оценку, так как имеют достаточный опыт, указывает на желание вожатых и воспитателей реализовывать организацию досуга с детьми в условия детского оздоровительного лагеря.
85% респондентов считают, что досуг в ДОЛ равноценно совмещает в себе отдых и развитие детей, 12,5% считают, что в большей степени досуг направлен на отдых, и 2,5% на развитие. Можно утверждать, что большинство вожатых и воспитателей понимают важность баланса между отдыхом и развитием и стараются его держать, что позволяет улучшить эффективность программ летних смен.
Результаты оценки эффективности досуга в ДОЛ по пятибалльной шкале представлены на Рисунке 4.
Рисунок 4. Оценка эффективности досуга в ДОЛ
Из данных можно сделать вывод, что 80% вожатых и воспитателей удовлетворены эффективностью досуга в ДОЛ в развитии детей и подростков.
На вопрос о востребованности досуга в ДОЛ на данный момент 97,5% респондентов дают положительный ответ.
При выборе сфер деятельности, в которых детский оздоровительный лагерь помогает развиваться ребенку в большей степени респонденты могли выделить несколько вариантов ответа, результаты представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Выбор сфер развития, наиболее эффективно реализующихся в ДОЛ
Сфера развития %
Социализация 90%
Творчество 80%
Спорт 45%
Самостоятельность 82,5%
Образование 12,5%
Среди наиболее часто встречающихся предложений респондентов о том, что может повысить востребованность и эффективность досуга в ДОЛ можно выделить:
- реклама для повышения востребованности
- развитие коммуникаций и технологий, чтобы соответствовать времени и актуальным интересам молодёжи
- тщательно разработанная программа смены
- кружки и секции, основанные на интересах детей
Среди проблем, с которыми сталкиваются респонденты в реализации детского досуга можно выделить:
- отсутствие заинтересованности у детей
- финансирование: нехватка ресурсов, технического оснащения
- однообразные мероприятия
Из ответов респондентов о том, чего не хватает для безупречной смены, были объединены и выделены следующие аспекты:
- более качественная подготовка и обучение педагогического состава
- оснащение: реквизиты, костюмы, канцелярия
- замотивированные на активный отдых дети
В этом году желают работать в ДОЛ 92,5% опрошенных воспитателей и вожатых.
В целом по результатам анкетирования можно утверждать, что досуг в ДОЛ является востребованным видом досуга. Но нуждается во многих доработках.
На основании проведенного исследования в организации детского досуга в ДОЛ были выявлены следующие проблемы:
— Недостаточный уровень подготовки педагогического состава. Из данной проблемы вытекает еще несколько достаточно важных проблем, таких как недостаточная степень эффективности разработанной программы летней лагерной смены, проблемы в реализации программы, удовлетворения потребностей детей, как следствие отсутствие заинтересованности у детей. Стоит отметить, что отсутствие заинтересованности у детей иногда может быть вызвано тем, что они едут в лагерь не по своему желанию, а потому что отправили родители, либо в их цели в лагере не входило участие в чем-либо, что очень часто встречается у подростков. Однако и таких детей чаще всего получается заинтересовать и привлечь к деятельности.
— Несоответствие времени, отсутствие современного оснащения. Данная проблема напрямую связана с отсутствием или недостаточностью финансирования. Существует множество современных, оснащенных новыми видами досуга, летних лагерей, но позволить себе отправить туда ребенка может не каждый. Муниципальные лагеря чаще всего не имеют возможности осовременить свой лагерь, из-за чего для многих детей детские лагеря становятся неинтересным способом проведения летних каникул.
С помощью предложенных респондентами идей для повышения востребованности отдыха в детском оздоровительном лагере были разработаны следующие пути решения проблем:
Введение высшего образования по специальности вожатый. Оно должно включать в себя множество дисциплин, от педагогики до актерского мастерства и режиссуры. Вожатый – это мастер на все руки, креативный, яркий, находчивый, стрессоустойчивый человек, обладающий лидерскими качествами. Не так просто овладеть данными навыками, но получение высшего образования, включающего в себя столько различных навыков, может стать эффективным методом решения поставленных задач. Более того, это помогло бы готовить настоящих специалистов своего дела, знающих нюансы профессии заранее. Дипломированные специалисты смогли бы развивать данное направление намного быстрее и качественнее, так как на настоящий момент вожатство воспринимается как подработка на лето.
Привлечение спонсоров, партнерские программы – это может помочь повысить уровень финансирования лагерей, что решает проблемы с недостаточностью ресурсов для реализации программы смены. Кроме этого, привлечение партнеров может эффективно отразиться на разнообразии программы смены, при привлечении посторонних коллективов, аттракционов, лагерь получает возможность реализовать смену более насыщено, а партнеры получают дополнительную рекламу для своих услуг.
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ
«СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТСКОГО
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ»
3.1 Конспект лекции на тему «Специфика разработки мероприятий для детского оздоровительного лагеря».
Цель лекции – изучение понятия «мероприятие», его целей, задач, приобретение навыков по разработке мероприятий для ДОЛ. \
Задачи занятия:
1. Расширение знаний о мероприятии в лагере
2. Применение знаний о конструировании мероприятий на практике
3. Развитие креативного мышления в разработке новых мероприятий
4. Закрепление полученных знаний и навыков
План занятия урока представлен в Таблице 3.
Таблица 3
План проведения занятия
Методы и Время
Структурный План деятельности План деятельности
средства этапа
элемент урока Педагога обучающихся
обучения урока 1. Организация Приветствует Приветствуют Беседа 5 начала урока обучающихся. педагога.
Проверяет Отмечают
присутствующих присутствие 2. Постановка темы Сообщает тему Слушают, вместе с Беседа, 5 и целей урока урока. преподавателем проблемно Формулирует цели пытаются поисковый метод
урока. сформулировать обучения
Сообщает план цели урока
изучения материала
План изучения: 1.
Лекция по теме
«Мероприятие в
лагере – цели,
задачи, функции,
основы написания
мероприятия» 2.
Работа в группах –
написание
мероприятия 3. Актуализация Актуализирует Слушают, Презентация, 15 опорных знаний знания. записывают в Беседа, Метод
Рассказ о понятии тетрадь основные закрепления
«мероприятие», понятия знаний
виды и формы
мероприятий. 4. Формирование Излагает учебный Слушают, Приобретение 25 новых понятий и материал: записывают в новых знаний, способов Лекция о основах и тетрадь лекция деятельности способах написания определения,
мероприятия задают вопросы
Делит аудиторию на Делятся на группы, Закрепление 30
группы по 5 человек, выполняют задания новых знаний,
дает задание: приобретение
Прописать цели, навыков
задачи, форму и
краткое содержание
мероприятия на
темы: 1. Борьба с
наркотиками 2.
Наука 3. День
России 4. День
семьи 5. День
памяти 5. Подведение Подводит итоги Слушают. Беседа 10 итогов урока занятия. Отвечает на Оценивают свою Закрепление новых
вопросы по теме деятельность на знаний
занятия. занятии, задают
Выдает домашнее вопросы.
задания.
Д/З: листы рабочей
тетради по теме урока
Мероприятие в лагере – одна из главных составляющих частей программы летней лагерной смены. От того, какими мероприятиями будет наполнена программа, зависит её эффективность. То есть, если сама программа имеет оригинальную тематику, интересную подачу, образовательную составляющую, но реализуется через однообразные, неинтересные, скучные или неэффективные мероприятия, то смена обречена на провал. Поэтому при написании мероприятия требуется тщательный подход.
Важно помнить, что мероприятия в лагере делятся на внутриотрядные и общелагерные. Общелагерные мероприятия обычно вносятся в программу смены и либо разрабатываются заранее методистами, либо разрабатываются вожатыми, которые ответственны за его проведение (зависит от внутреннего устройства лагеря) и во втором случае есть отличная возможность внести свой вклад в программу смены и подарить каждому ребенку в лагере свои идеи. Внутриотрядные мероприятия чаще всего не заносятся в программу за исключением обязательных (например, первая и прощальная свечка, беседы о войне в день памяти и т.д.) в остальных случаях в программе выделяется место под «отрядное время» и вожатый сам волен выбирать, что проводить для своего отряда. Но и в первом и во втором случае вожатому пригодится навык разработки и написания мероприятий.
Первое на что стоит обратить внимание при написании мероприятия – это цель. Цель определяет, основной посыл и смысл, что оно должно донести до детей – какую-то важную информацию, просто расширение кругозора или обсуждение какой-либо проблемы, обучение каким-либо навыкам, или оно направлено только на развлечение. Но эффективное мероприятие чаще всего совмещает в себе образовательные и развлекательные функции. Пример: цель мероприятия о ЗОЖ – пропаганда здорового образа жизни.
После формулировки цели следует постановка основных задач, с помощью которых мероприятие успешно реализует цель. Соответственно задачи прописываются приблизительно как план, по которому в последствии будет составлен алгоритм действий для достижения главной цели. Но также задачи могут включать в себя дополнительные критерии для того чтобы мероприятие было более полезным и интересным. Таким образом задачи играют направляющую роль в написании мероприятия. Пример задач для мероприятия по ЗОЖ:
1. Мотивация детей к ведению здорового образа жизни
2. Расширение знаний о здоровье и спорте
3. Формирование отрицательного представления о вредных привычках
4. Взаимодействие внутри отрядов, сплочение команд
5. Формирование активной жизненной позиции
Исходя из совокупности данных факторов выбирается наиболее актуальная форма проведения мероприятия. При выборе формы мероприятия также стоит обращать внимание на время, отведенное на проведение, количество участников (один отряд, возрастная группа, весь лагерь), нагрузка в течении дня (в загруженный день не стоит проводить сложные мероприятия и наоборот).
Существует множество форм, более того в написании нового мероприятия приветствуется уместное совмещение нескольких форм или разработка новой, уникальной формы мероприятия. Рассмотрим несколько вариантов:
1. Викторина – занимательное, интеллектуальное мероприятие, направленное на проверку и закрепление каких-либо знаний. На примере, который рассматриваем мы, викторина не самая подходящая форма, так как цель мероприятия подразумевает привлечение к активной деятельности.
2. Квест – мероприятие, проходящее по нескольким этапам, на каждом из которых участники выполняют определенные задания, обычно проводится на время, может включать в себя несколько форм мероприятий. Квест наиболее подходящая форма для нашего примера, так как его можно проводить на улице, этапы могут быть спортивными, в форме викторины, игры, выполнения заданий и так далее.
3. Концерт – одна из самых творческих форм мероприятий, обычно проходит на конкурсной основе. В данной форме дети имеют возможность показать свои мысли и свой взгляд на проблему, раскрыть ее со своей стороны, помимо этого концерт один из самых запоминающихся детских мероприятий и развивает у детей навыки постановки номеров, работы на сцене и тд. Концерты подходят практически на любую тему, но стоит помнить, что это большая и сложная работа для детей, поэтому не стоит проводить концерты часто.
4. Выставка – в лагере это обычно выставка поделок или рисунков, может проходить на конкурсной основе, опять же дети могут выразить свой взгляд на проблему. На нашем примере это мероприятие можно сделать дополнительным, как основное оно не подходит, так как не является активной формой деятельности. 5. Игра – форма деятельности в условиях смоделированной ситуации, направленная на развлечение, усвоение навыков, обучение и развитие. Игра имеет множество видов, подходящих под разные ситуации, рассмотри некоторые из них:
Игры на знакомство – проводятся в первые дни смены, направлены на знакомство детей и вожатых друг с другом.
Игры на взаимодействие – проводятся после того как дети познакомились, но еще не вошли в стадию команды и общаются по группам.
Игры на сплочение – проводятся для объединения детского коллектива в крепкую команду, преследующие одну одну цель.
Игры на снятие тактильного барьера – проводятся для раскрепощения коллектива, улучшения коммуникации между мальчиками и девочками, налаживание доверительных отношений.
Игры на снятие эмоционального напряжения – чаще всего проводятся в случае кризисов в отряде, например, поражение на соревнованиях или серьезный конфликт в коллективе.
Ролевые игры – игры, к которых ребенок может почувствовать себя в той или иной роли, научиться в ней взаимодействовать, понимать других детей или просто развлечься. Данный вид игр требует тщательной подготовки, чтобы провести игру качественно.
Развивающие игры – на внимательность, логику, мышление, сообразительность, реакцию и так далее.
Игры «пятиминутки» – проводятся для смены деятельности, либо помогают занять отряд в ожидании мероприятия или ужина.
Игры с залом – проводятся на концертах для того чтобы дети «встряхнулись», пошумели и продолжили спокойно смотреть представление.
Игры розыгрыши – небольшие развлекательные игры-шутки для поднятия настроения.
Спортивные игры – подходят для снятия эмоционального напряжения, развивают физическую активность.
Игры в автобусе – проводятся в дорогу, чтобы дети легко и непринужденно перенесли переезд.
После выбора формы мероприятия следует написание его наполнения. Если мероприятие проводится в форме викторины, то соответственно прописываются вопросы, в форме выставки прописывается тема и критерии для оценки работ. Если это квест, то прописывается количество этапов и их наполнение – где проводится этап, какую тему затрагивает, в какой форме проводится.
Например: Место: этап на футбольном поле
Тема: «Здоровое утро»
Наполнение: 1. Вопросы: как вы считаете, что обязательно делать утром? Каким должен быть завтрак? Во сколько лучше вставать? 2. Дети проводят зарядку
При выборе концерта прописываются критерии оценки номера, порядок номеров, конферанс, так же на концерт обязательно готовятся игры и интерактивы с залом, так как детям сложно сидеть на месте на протяжении всего концерта. Помимо этого, при подготовке концерта стоит проверить наличие нужной аппаратуры, порядок в зале, расстановку стульев, свет, звук и так далее.
При выборе проведения мероприятия в форме игры нужно обратить внимание на следующие моменты:
- Правила проведения игр: 1. Точно знать правила игры;
- 2. Игры должны быть интересными;
- 3. Уметь организовать игру;
- 4. Безопасность (не должно быть прутьев, осколков и др., соответствующая одежда, маленькие дети не должны носиться);
- 5. Заняты должны быть ВСЕ (если ребенок отказывается – назначить его ведущим);
- 6. Следует учитывать возраст и количество игроков;
- 7. Вожатый должен быть участником игры, а не сторонним наблюдателем. Когда игра надоест, он должен сменить игру, или усложнить ее, т.е. должно быть чередование подвижных и интеллектуальных игр.
Методика конструирования игр
Способы: 1. Салат – создание одного целого из нескольких элементов. 2. Перевирание – игра наоборот или игра на новый лад. 3. Пятый элемент – введение в игру нового элемента, слова, действия, правила, материала. 4. Бином фантазии – новая игра конструируется по двум составляющим, не имеющим отношение друг к другу (2 слова, словосочетание, например «барабанный бег»).
Методика: группа делится на 2 части, первая – придумывает 10 существительных, вторая – 10 прилагательных. Далее составляются словосочетания и обсуждается как можно играть в игру с таким названием.
Заключающим этапом в написании мероприятия будет подведение итогов и награждение участников. Это очень важный этап, так как дети должны видеть результат своих действий. Обычно за призовые места даются грамоты и сладкие призы, но не обязательно ограничивать себя в фантазии, в качестве призов могут быть самодельные кубки, которыми дети украсят свой уголок, это могут быть какие-то привилегии (например, возможность заказать любимые песни на дискотеку), поход, поездка или экскурсия если позволяют возможности лагеря и так далее. Главное, чтобы масштаб мероприятия соответствовал наградам, и дети получили оправданные заслуженные трофеи в свой отряд.
Помимо всего вышесказанного при написании авторского мероприятия необходимо учитывать:
Мероприятие должно быть новым!
Включите всю свою фантазию и креативность, привнесите в мероприятие что-то интересное и необычное, тогда дети с удовольствием в нем поучаствуют в нем. В детском лагере очень часто сталкиваются с проблемой однообразных мероприятий, не стоит этого допускать
Мероприятие должно быть полезным!
Дети должны получать отдачу, возможно в виде эмоций, готового результата, новых знаний, сплочения и тд. Мероприятие не должно проходить мимо, иначе дети просто заскучают, а это приводит к негативным последствиям.
Мероприятие должно быть безопасным!
Конкурсы, игры, квесты не должны вредить физическому и психологическому здоровью детей.
3.2 Листы рабочей тетради по теме «Специфика разработки
мероприятий для детского оздоровительного лагеря»
Уважаемый студент! Данные задания направлены на самостоятельную проверку и тренировку полученных вами теоретических знаний на лекции по теме «Специфика разработки мероприятий для детского оздоровительного лагеря». Постарайтесь быть креативными при выполнении данных задач.
Удачи!
1. Кратко запишите основные этапы написания мероприятия: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
2. Перечислите основные правила проведения игр: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
3. Что определяет цель мероприятия? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
4. Какую роль играют задачи мероприятия? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
5. Перечислите основные формы мероприятия: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
6. Перечислите основные виды игр: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
7. Сформулируйте цель мероприятия на тему «Безопасность на дороге» __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
8. Сформулируйте 5 задач мероприятия на тему «Безопасность на дороге» __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
8. Сформулируйте цель мероприятия на тему «Спорт – это сила» __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
9. Сформулируйте 5 задач мероприятия на тему «Спорт – это сила» __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
10. Объясните следующие способы конструирования игр: Салат – ___________________________________________________________ __________________________________________________________________ Пятый элемент – ___________________________________________________ __________________________________________________________________
11. Сконструируйте игру методом «Бином фантазии» и запишите ее правила: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
12. Сконструируйте игру методом «Перевирание» и запишите ее правила: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
13. Сконструируйте игру «Красный кабан» (метод Бином фантазии) и запишите правила: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
14. Сконструируйте игру «Смешная бутылка» (метод Бином фантазии) и запишите правила: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
15. Придумайте и пропишите свое общелагерное мероприятие на тему «Культура народов мира» __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Способ оценки: совместное обсуждение на занятии, разбор ошибок и предложение альтернативных вариантов
Критерии оценивания:
1. Активность
2. Креативность
3. Правильность формулировок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация детского отдыха и оздоровления имеет важное значение в социальной политике государства, так как создает условия для организованного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, реализации задач воспитания и развития, возможностей в каникулярное время активно и качественно продолжать дополнительное образование школьников, а также способствует решению проблем в сфере трудовой занятости, содействуя работающим гражданам в обеспечении их детей путевками в детские оздоровительные учреждения с финансовым участием государства.
Каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала
Каждый вожатый и воспитатель, приезжая на работу в детский лагерь должен понимать, что его главная цель не только развлекательная деятельность, но и передача новых знаний и навыков, внести позитивные изменения, стать для детей другом и наставником. Только в таком случае отдых в лагере будет полезным. Если вожатый или воспитатель не может мотивировать детей на деятельность, объяснить им для чего им участие в мероприятиях программы летней смены, заинтересовать в работе с коллективом, то скорее всего ребенок не получит пользы от проведенной смены.
Работа вожатого и воспитателя достаточно сложная и интересная, в некоторых лагерях должности вожатого и воспитателя имеют отдельные задачи и должностные обязанности, а в некоторых позволительно распределять обязанности самостоятельно внутри педагогического коллектива, что встречается достаточно часто и весьма эффективно сказывается на работе с детьми. В задачи вожатых и воспитателей входит организация соблюдения режима дня, дисциплина, работа с документами, отчетностью, охрана жизни и здоровья детей, организация досуга, формирование детского коллектива, решение конфликтных ситуаций, поддержание благоприятной атмосферы и хорошего настроения у детей, помощь и наставничество в участии в различных конкурсах и многое другое. Вожатый и воспитатель фактически живет и проживает с детьми 21 день, становится для них на это время мамой, папой, братом и другом, что является непростой задачей с эмоциональной стороны. Поэтому изучение организации детского досуга так интересно.
Детский оздоровительный лагерь занимает значимое место в организации отдыха детей и подростков в течение всего года. Детские лагеря имеют большую историю, но не остались в прошлом. Для современных детей лагерь также является популярным отдыхом в каникулы. Более того, в настоящее время детские лагеря в большинстве стараются реализовывать инновационные виды досуга, современные подходы к организации досуга, совершенствовать материальную и методическую базу.
Специфика досуговой деятельности в лагере включает в себя множество важных аспектов, регулируемых законами и нормами, что позволяет сделать отдых детей более эффективным и безопасным. В цели детского оздоровительного лагеря входит не только организация детского отдыха, но и воспитание, социализация детей, привлечение их к активному отдыху и оздоровлению. Современное понимание социальной роли организации отдыха в детском оздоровительном лагере связано с дополнительным образованием детей и подростков, направленных на их социальное развитие. В этом и состоит основной социально-педагогический смысл организации досуга в детском оздоровительном лагере.
В процессе проведения исследования была изучена специфика организации детского досуга в МАУ «ДЗОЛ «Искорка», на основе которой было проведено анкетирование среди детей и педагогического персонала лагеря. По данным исследования досуг в детском загородном оздоровительном лагере является востребованным в настоящее время. Были выделены некоторые проблемы для эффективной реализации смены, по которым были предложены пути решения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/bakalavrskaya/letniy-lager-dlya-detey/