8
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №141 города Пензы
Аттестационная работа
Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»
Воспитатель: Миронова Н.Ю.
2012-2013 учебный год
Цель:
1. Вырабатывать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения.
2. Использование знаний и навыков безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста.
3. Закреплять знания о светофоре.
Задачи:
1 . Формировать сознательное отношение детей к соблюдению правил дорожного движения.
2 . Расширять знания детей об улице: дорога делится на две части — проезжую и тротуары.
3 . Расширять знания детей о правилах проведение на улице.
4. Знакомство с дорожными знаками.
Тема |
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения» |
|
Цели и задачи |
Цель: 1. Вырабатывать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения. 2. Использование знаний и навыков безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста. 3. Закреплять знания о светофоре. Задачи: 1. Формировать сознательное отношение детей к соблюдению правил дорожного движения. 2. Расширять знания детей об улице: дорога делится на две части — проезжую и тротуары. 3. Расширять знание детей о правилах проведение на улице. 4. Знакомство с дорожными знаками. |
|
Сроки и этапы реализации |
Сроки реализации: 2011 г. — 2014г. Этапы: 1. 0рганизационнно-подготовительный этап (2011 год)
2. Технологический этап (2012-2013 год)
3. Практическая деятельность 4. Рефлексивно-обобщающий этап (2014год)
перспектив дальнейшего развития. |
|
Перечень основных мероприятий |
1. Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-педагогической литературы. 2. Изучение передового опыта по проблеме. 3. Определение конкретных целей, задач 4. Определение основных ресурсов (материальных, программно-методических, кадровых).
5. Разработка модели системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения. 6. Разработка плана 7. Практическая деятельность 8. Подведение итогов работы. |
|
Целевые участники |
— дети старшего дошкольного возраста — родители. |
|
Ожидаемые конечные результаты |
1. Субъекты образовательного процесса: Ребёнок. Проявляет качества заинтересованного в безопасной жизнедеятельности человека, понимающего важность соблюдения правил дорожного движения для этого и охотно принимающего участие в мероприятиях связанных с формированием базы знаний по данной теме. Родители. Возрос интерес к формированию безопасности жизнедеятельности своих детей через знакомство с ПДД. Активное участие в совместных мероприятиях (праздниках, выставке рисунков, досугах, оформлении журналов и т.д.) 2. Предметно-пространственная среда Кружок «Дорожная азбука» Выставка рисунков Дидактические игры для развития представлений, Сформированное безопасное поведение и соблюдение ПДД. 3.Информационно-образовательный продукт. Методические рекомендации для родителей; Конспекты занятий с детьми, что формирует у детей старшего дошкольного возраста, основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения |
|
Краткое сведения
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка — научиться правилам жизни во взрослом мире — мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога.
Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста.
Основные причины дорожных нарушений:
- незнание дошкольниками элементарных правил;
- стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
- безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском — обязанность взрослых.
Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего — через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
Второй путь — познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых.
И, наконец — через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения.
Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Работа по теме посвящена — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.
В связи со сказанным выше возникла необходимость данной темы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».
Цель:
1. Вырабатывать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения.
2. Использование знаний и навыков безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста.
3. Закреплять знания о светофоре.
Задачи:
1 . Формировать сознательное отношение детей к соблюдению правил дорожного движения.
2 . Расширять знания детей об улице: дорога делится на две части — проезжую и тротуары.
3 . Расширять знание детей о правилах проведение на улице.
4. Знакомство с дорожными знаками.
Всю работу, по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения (Приложение 1).
Проект реализуется по двум направлениям :
1. Совместная деятельность с детьми (Приложение 4).
2. Взаимодействие с родителями (Приложение 5).
Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.
Транспорт.
Улица.
Движение транспорта и пешеходов.
Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
Правила поведения в транспорте.
Велосипед, самокат.
Загородная дорога.
Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма (Приложение 6).
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора…», «Бегут машины в ряд…»).
Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофор, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки, рисунки, викторины, конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов
Большое значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
- изготовление стендов с наглядной информацией;
- заочные и очные консультации;
- участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
- выпуск буклетов;
- тематические родительские собрания;
- обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;
- семейные конкурсы;
- анкетирование;
- совместный досуг родителей с детьми.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
- разработка перспективного плана, работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
- разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника (Приложение 7) детей в рамках проведения проекта:
1. Уровень формирование представлений
- о транспортных средствах;
- об улице (виды перекрестков);
- о правилах перехода проезжей части.
2. Знание дорожных знаков:
- предупреждающих;
- запрещающих;
- информационно-указательных;
- знаков сервиса.
3. Уровень культуры поведения детей
- на улице;
- в транспорте.
4. Знание правил поведения на железной дороге.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Нормативно-правовое:
- инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17.11.95 г.
- приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г.
«О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».
- закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.
- федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.».
2. Информационное:
- информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
- мультимидийные презентации,
- информация в СМИ
3. Организационное:
- сотрудничество с управлением ГИБДД,
- работа по управлению деятельностью участников проекта.
4. Материально-техническое:
- уголок безопасности в групповых помещениях;
- дорожно-транспортная площадка;
- выносные макеты дорожно-транспортных средств;
- игротека (Приложение 2);
- методические и дидактические пособия, картотека.
5. Методическое:
- теоретическая и методическая литература,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
- с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- выработка системы воспитательно-образовательной работы.
Предполагаемый результат:
- создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
- разработка перспективного плана, работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
- разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.
Сроки реализации: 2011 г. — 2014г.
- В Приложении 8 представлена фотопрезентация к проекту,
- в Приложении 9 — дидактические игры, которые помогут формированию у детей старшего дошкольного возраста базы начальных знаний по ПДД;
- приложение 10 — диограмма
Приложение
Приложение 1
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/attestatsionnaya/formirovanie-znaniy-o-pdd-u-starshih-doshkolnikov/
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. М.: АСТ, 1995.
3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
4. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
5. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
6. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. — М.: Мол. Гвардия. 1992.
7. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. М., 2001.
8. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
10. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
11. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. СПб.: ИД МиМ, 1997.
12. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
13. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
14. Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
15. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
16. Энциклопедия — школьнику. /Сост. Г.П. Яковенко, Н.Г. Яковенко. Киев: МП сканер.
Приложение 2
Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для детей старшего дошкольного возраста:
1. Дидактические игры:
1.1. “Законы улиц и дорог”
1.2. “Час пик”
1.3. “Транспорт”
1.4. “Дорожные знаки”
1.5. “Знаки на дорогах”
1.6. “Светофор”
1.7. “Мы идем и едем”
1.8. “Ловкий пешеход”!
1.9. “Перекресток”
1.10. “Назови знак”
1.11. “Слушай-запоминай”
1.12. “Угадай, какой знак”
2. Домино “Дорожные знаки”
3. Коллекция дорожных знаков и машин.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы — водители”, “Юный инспектор”, Наш город”
5. Альбом “Автотранспорт”.
6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”
7. Игра “Автошкола”
8. Обучающие игры по правилам дорожного движения: “Поездка по городу” (“В парке”, “К снежным вершинам”, “Круговое движение”, “Едем через переезд”, “Знаки обязательного направления”, “День веселых развлечений”, “За городом”, “Горная дорога”, “Автомагистраль”).
9. Дорожная грамота. Серия из 14 плакатов.
10. Пазлы и кубики с изображением различных марок автомобилей.
11. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.
12. Книжки-раскраски
Планирование работы старшей группы
ОКТЯБРЬ
Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Самостоятельная деятельность |
|||
Тема |
Непосредственно образовательная деятельность |
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах. |
||
Транспорт. Пр.сод. : Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт |
Составление описательного рассказа «Мой любимый вид транспорта». Конструирование «Автобус». Аппликация «Троллейбус» |
Беседы «Какие машины нужны человеку», «Профессия — шофер» Прогулка К проезжей части: «Транспорт на нашей улице», «К автостоянке Чтение М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице» Игры Дидактические: «Чудо-машина», «Найди по действию», «Подбери колеса». Строительные: «Гараж», «Улица с автобусными остановками». Подвижная: «Цветные автомобили». Игра-фантазия: «Все, наоборот», «На чем я путешествую». Сюжетно-ролевая: «Гараж |
Настольно- печатные игры;
|
|
Досуги, развлечения Театр картинок «Машины на нашей улице»; викторина «Транспортные средства» |
||||
Взаимодействие с родителями Папка-передвижка «Дорожно-транспортный травматизм» |
||||
НОЯБРЬ
Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Самостоятельная деятельность |
|||
Тема |
Непосредственно образовательная деятельность |
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах. |
||
«Улица» Пр.сод. :
|
Составление рассказа по картине «Улица города». Конструирование «Городок для любимых игрушек». Рисование «Улица города». Развитие элементарных математических представлений «Дома, в которых мы живем» |
Беседы «Участники дорожного движения», «Машины движутся в разные стороны» Прогулка К проезжей части: «Знакомство с улицей, на которой находится детский сад», Чтение С. Михалков «Моя улица», «Чудесный островок» Игры Дидактические: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось», «Близко — далеко», «Перекресток». Строительная: «Различные виды дорог». Подвижная: «Дома и номера». Игра-фантазия: «Что не так». Сюжетно-ролевая: «Автостроители» |
Настольно- печатные игры;
|
|
Досуги, развлечения Театр на столе «Антоша отправляется в путь» |
||||
Взаимодействие с родителями Составление фотоальбома «Наша улица» |
||||
ДЕКАБРЬ
Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Самостоятельная деятельность |
|||
Тема |
Непосредственно образовательная деятельность |
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах. |
||
«Движение транспорта и пешеходов» . Пр.сод. : Формировать понятие «правостороннее движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай |
Ознакомление с окружающим «Движение транспорта». Рассматривание картины «Обход транспорта». Рисование «Перекресток с потоком машин» |
Беседы «История правостороннего движения», «Опасные участки на дороге» Прогулка «К троллейбусной остановке, «На автобусную остановку» Чтение Я. Пишумов «Азбука города», Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино» Игры Дидактические: «Направо — налево», «Угадай, что изменилось». Строительная: «Трамвайное депо». Подвижная: «Встречные перебежки». Ситуации: «Мы выходим из трамвая», «Я перехожу проезжую часть». Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия» |
Настольно- печатные игры;
|
|
Досуги, развлечения Инсценировка «На лесном перекрестке» |
||||
Взаимодействие с родителями Консультация «Учите детей правильно обходить транспорт» |
||||
??????
Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Самостоятельная деятельность |
|||
Тема |
Непосредственно образовательная деятельность |
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах. |
||
«Светофор» Пр.сод. : Закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене |
Развитие элементарных математических представлений «На прогулку с Антошей». Лепка «Светофор». Рисование «Красный сигнал светофора». Ручной труд — изготовление светофора из бросового материала |
Беседы «История создания светофора», «Сигналы светофора» Прогулка К проезжей части: «К светофору» Чтение С. Прокофьев, Г Сапгир «Мой приятель — светофор», М. Пляцковский «Светофор» Игры Дидактические: «Светофор», «Включи сигнал», «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор». Строительная: «Мы — пешеходы». Подвижная: «Светофор». Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый сигнал светофора» |
Настольно- печатные игры;
Макет светофора |
|
Досуги, развлечения Досуг «Зеленый, желтый, красный» |
||||
Взаимодействие с родителями Папка-передвижка «Зимние забавы, дети и транспорт» |
||||
???????
Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Самостоятельная деятельность |
|||
Тема |
Непосредственно образовательная деятельность |
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах. |
||
«Дорожные знаки». Пр.сод. : Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход» «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход» |
Ознакомление с окружающим «Путешествие на перекресток». Аппликация «Знаки на нашей улице». Рисование «Наш город», «Перекресток» |
Беседы «Зачем нужны дорожные знаки» Прогулка К проезжей части: «К пешеходному переходу без светофора» Чтение В. Семерин «Запрещается — разрешается» Игры Дидактические: «Найди на плане», «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки». Строительная: «Постройка переходов». Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?» В. Семерин «Запрещается — разрешается» |
Настольно- печатные игры;
Дорожные знаки |
|
Досуги, развлечения Вечер загадок |
||||
Взаимодействие с родителями Конкурс «Лучший изготовитель дорожных знаков» |
||||
????
Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Самостоятельная деятельность |
|||
Тема |
Непосредственно образовательная деятельность |
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах. |
||
«Правила поведения в транспорте» Пр.сод. : Уточнить правила пользования общественным транспортом: Ожидать транспорт, нужно на специальной площадки, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить — с передней |
Развитие речи «Разговор о правилах поведения пассажиров». Составление рассказа по картине «Трамвайная остановка». Рисование «Люди входят и выходят» |
Беседы «В городском транспорте», «Зачем нужны правила пассажирам» Прогулка К проезжей части: «На автобусную остановку», «К трамвайной остановке» Чтение С. Михалков «Шел трамвай десятый номер», С. Маршак «Автобус номер 26» Игры Дидактические: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось», «Близко — далеко», «Перекресток». Строительная: «Различные виды дорог». Подвижная: «Дома и номера». Игра-фантазия: «Что не так». Сюжетно-ролевая: «Автостроители» |
Настольно- печатные игры;
|
|
Досуги, развлечения Кукольный спектакль «Петрушка едет в театр» |
||||
Взаимодействие с родителями Индивидуальные беседы «Как воспитывать примерное поведение при пользовании общественным транспортом» |
||||
??????
Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Самостоятельная деятельность |
|||
Тема |
Непосредственно образовательная деятельность |
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах. |
||
«Велосипед, самокат» . Пр.сод. : Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате |
Ознакомление с окружающим «Улица — не место для игр». Лепка «Самокат». Рисование «Велосипед со светоотражателями» |
Беседы Игры во дворе», «Безопасное поведение на улице» Прогулка Во дворе жилого дома: «На детскую площадку» Чтение И. Кончаловский «Самокат» Игры Дидактические: «Запрещается — разрешается», «Подбери цвет», «Далеко — близко». Ситуация: «Мне купили новый велосипед». Подвижные: «Озорной мячик», «Уроки катания на велосипедах и самокатах» |
Настольно- печатные игры;
|
|
Досуги, развлечения Спортивный праздник «Дорожная эстафета» |
||||
Взаимодействие с родителями Консультация «Ребенок во дворе» |
||||
???
Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Самостоятельная деятельность |
|||
Тема |
Непосредственно образовательная деятельность |
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах. |
||
«Загородная дорога» . Пр.сод. : Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд» |
Составление рассказа из опыта «Как я путешествовал». Коллективная аппликация «Железнодорожный переезд». Рисование «Голубой вагон бежит, качается…» |
Беседы «Правила необходимы везде», беседа о профессии обходчика Прогулка «Правила необходимы везде», беседа о профессии обходчика Чтение Б. Житков «Что я видел» Игры Дидактические: «Путешествие за город», «Чудо-техника», «Лабиринты». Строительные: «Магистраль», «Трасса». Подвижная: «Стоп». Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли». Сюжетно-ролевая: «Путешествие» |
Настольно- печатные игры;
Железная дорога |
|
Досуги, развлечения Вечер загадок |
||||
Взаимодействие с родителями Совместный поход в парк «Пешеходные туристы» |
||||
Приложение 6
АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, Вопросник для проверки знаний детей по теме «Дорожная азбука»
Фамилия, имя ребенка ________________ Возрастная группа ___________
Дата заполнения «_____»____________200 __ г.
«_____»____________200 __ г.
«_____»____________200 __ г.
Вопрос |
Ответ ребенка |
Балл |
|
Уровень сформированности представлений о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части. |
|||
1. Что такое улица? |
|||
2. Как регулируется движение на улице? |
|||
3. Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают? |
|||
4. Какие светофоры стоят на улицах города? |
|||
5. Для чего на светофоре устанавливается временной сигнал? |
|||
6. Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры? |
|||
7. Как называется человек, который регулирует движение на дороге? |
|||
8. Что помогает регулировщику управлять движением? |
|||
9. Где должны ходить пешеходы? |
|||
10. Что такое перекресток? |
|||
11. Где и как нужно переходить дорогу? |
|||
12. Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон? |
|||
13. Как обозначается пешеходный переход? |
|||
14. Какие пешеходные переходы ты знаешь? |
|||
15. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы |
|||
16. Где на проезжей части можно переждать поток машин? |
|||
17. Где должны ездить автомобили? |
|||
18. Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского транспорта? |
|||
19. Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь? |
|||
20. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди? |
|||
21. Что такое тормозной путь? |
|||
Знание дорожных знаков (с использованием наглядного материала — дорожных знаков) |
|||
22. Для чего нужны дорожные знаки? |
|||
23. Какие дорожные знаки ты знаешь? |
|||
24. Покажи и назови запрещающие знаки. |
|||
25. Покажи и назови информационно-указательные знаки. |
|||
26. Покажи и назови предупреждающие знаки. |
|||
27. Покажи и назови знаки сервиса. |
|||
Уровень культуры поведения детей на улице и в транспорте |
|||
28. Что такое общественный транспорт? |
|||
29. Какие ты знаешь правила поведения в транспорте? |
|||
30. Чего нельзя делать в транспорте? |
|||
31. Какие ты знаешь правила поведения на улице? |
|||
32. Чего нельзя делать на дороге? |
|||
33. Где можно кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках? |
|||
34. Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники? |
|||
Знание правил поведения на железной дороге |
|||
35. Какие ты знаешь правила поведения на железной дороге? |
|||
36. Что такое шлагбаум? |
|||
37. Для чего нужен семафор? |
|||
38. Как регулируется движение поезда и электричек? |
|||
Примечания:
ѕ Опрос проводиться в несколько этапов.
ѕ Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Фотопрезентация к проекту
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»
Приложение
Дидактические игры по ПДД
Угадай транспорт
Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Правила : называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т.е. получивший больше картинок с транспортом.
***
Дети сидят полукругом.
Педагог. Дети, мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется « Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.
Дом — чудесный бегунок
На своей восьмерке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
(Трамвай)
***
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
***
Что такое — отгадай:
Ни автобус, ни трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хотя колеса на резине. (Троллейбус)
***
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы —
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
(Грузовики)
***
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем! (Велосипед)
***
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут — положу,
Человеку я служу. (Подъемный кран)
***
К нам во двор забрался «крот»,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает. (Экскаватор)
***
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина. (Пожарная машина)
***
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь — сороконожка.
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет. (Поезд)
***
Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет — 5 плугов тащит. (Трактор)
***
Чтобы он тебя повез,
Не попросит он овес.
Накорми его бензином,
На копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (Автомобиль)
Играй, да применяй смекалку!
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Педагог читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)
***
Здесь дорожные работы-
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы»)
***
Никогда не подведет
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нем всегда свободная. (Знак «Подземный переход»)
***
У него два колеса и седло на раме
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(Знак «Велосипедное движение запрещено»)
***
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.
(Знак «Пешеходный переход»)
***
Я не мыл в дороге рук,
Поел Фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак « Пункт первой медицинской помощи»)
Подумай — отгадай
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила : необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Педагог. Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.
Вопросы:
- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
- Кто ходит по тротуару? (пешеход)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
- Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
- С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14лет)
- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Три)
- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
- Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз)
- Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)
- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)
Мы — водители
Задачи: помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков), видеть ее основные качества — образность, краткость, обобщенность; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.
Правила: придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получит фишку — зеленый кружок. Выигрывает тот, кто наберет большее количество кружков.
Материалы:
1) карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идет в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. — 6 вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта — 6 вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов);
2) кусок мела, если разветвленная дорога чертится, или полоска бумаги, изображающие такие дороги;
3) маленькая машина или автобус;
4)зеленые кружки — 30 шт.
Дети садятся вокруг большого стола, на котором раскладывается разветвленная дорога из бумаги.
Педагог ставит в начало дороги машину, называет игру и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя.
Педагог. Каждый водитель машины обязан знать, как она устроена, как ее заводить, чинить, как ею управлять. Надо не только быстро перевести людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий на дороге. Неожиданности могут быть разные:
То дорога разветвляется, и водителю надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут выскочить на дорогу. Вдруг пассажир, который едет рядом с водителем, почувствовал себя плохо и его нужно срочно доставить в больницу или в машине что-то внезапно сломалось, или закончился бензин.
Как поступить водителю? Может быть, спросить у прохожих, где можно починить или заправить машину? А если дорога пустынна и прохожих нет? Или прохожие не могут ответить на вопрос водителя? Как быть?
Ответы детей.
Конечно, вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чем он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы познакомимся сегодня и узнаем, что означает тот или иной знак.
Машина быстро мчится по дороге и вдруг…
Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению должно быть нарисовано).
Педагог напоминает, что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нем не должно быть ничего лишнего. Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладет его на месте остановки машины, а дети вместе с педагогом оценивают все варианты знаков, награждая зеленым кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Педагог ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки.
Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помогают водителям в работе. А вы, дети, когда будете гулять по улице или ехать в транспорте, обратите внимание на дорожные знаки, размещенные вдоль дороги, подсказывайте взрослым, что они обозначают.
Подведем итоги нашей игры и узнаем победителя.
Дети считают свои зеленые кружки. Педагог поздравляет победителей, отмечает наиболее активных детей, подбадривает робких и застенчивых.
Веселый жезл
Задачи: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
Правила : слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.
Детей делят на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила.
Педагог. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится.
Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила.
Дети. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зеленый сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.
« Слушай — запоминай»,
Было опрошено 24 чел. 2011г. — 5чел. — 21% 2012г. — 10чел. — 42% 2013г. — 15чел. — 63% (предполагаемый результат) 2014г. — 22чел. — 92%
2011году было опрошено 24 человека, результаты показали, что из 24 чел. лишь 5чел. — 21% имеют представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
2012 году из 24 человек только 10 чел. — 42% имеют представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части и имеют представления о дорожных знаков (с использованием наглядного материала — дорожных знаков)
2013 году из 24 человек только 15 чел. — 63% имеют представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части и имеют представления о дорожных знаков (с использованием наглядного материала — дорожных знаков),и предполагают, как вести себя на улице и в транспорте.
Проведя работу с детьми, с родителями, и педагогами дошкольного учреждения, предполагается результаты следующие, из 24 человек достигнут наилучших результатов 22 чел.- 92% среднего уровня.
Они будут иметь представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части, будут знать дорожные знаки (с использованием наглядного материала — дорожных знаков), будут знать, как вести себя на улице и в транспорте, а также узнают правила поведения на железной дороге.
Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье»
Каждый родитель должен своевременно обучить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным. Для этого надо так знакомить детей с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улице, чтобы они строго соблюдать их, став школьниками.
Только единые требования, предъявляемые к детям со стороны педагогов и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.
Мамы и папы! Всегда ли вы подаете ребенку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в трамвай, автобус, обхода этих транспортных средств на остановках?
Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям.
Учите ребенка:
- не спешить при переходе улицы;
- переходить дорогу лишь тогда, когда обзору ничто не мешает;
- прежде чем перейти, дождаться, чтобы транспорт отъехал от остановки;
— Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку приостановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина. Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть.
Большую помощь в закреплении у детей знаний правил дорожного движения окажут игры. Сделайте из кубиков и разноцветной бумаги дома, тротуары и мостовые, пешеходов, игрушечный транспорт. На таком макете вы можете с ребенком разыгрывать различные дорожные ситуации, благодаря которым он более прочно и осмысленно усвоит правила поведения на улице.
Детские художественные произведения с последующей беседой о прочитанном:
- «Скверная история», «Дядя Степа — милиционер» С. Михалкова,