Введение
Учебная практика на логопункте при общеобразовательной школе является обязательным видом учебной работы.
Прохождение учебной практики на логопункте при общеобразовательной школе является необходимой основой для последующего прохождения практики в речевых центрах для детей с нарушениями речи, подготовки учителей-логопедов.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики на логопункте при общеобразовательной школе:
Общекультурные компетенции:
- способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности;
- способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером;
- готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья
Общепрофессиональные компетенции:
- способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ;
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
- способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии;
В области коррекционно-педагогической деятельности:
- способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
- готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;
- способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования;
— готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Методическая деятельность педагога профессиональной школы
... и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций. Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она ...
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:
- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
- применение современных средств оценивания результатов обучения.
1. Цели и задачи логопедической практики
логопедический документация кабинет ребенок
Цель практики: овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях логопедического пункта.
Задачи практики:
1. Закрепить и углубить теоретические знания, полученные при изучении курсов логопедии, психологии речи, детской и специальной коррекционной психологии, дошкольной и коррекционной педагогики и других смежных дисциплин; развить навыки синтезирования сведений из различных наук.
2. Определить специфику работы учителя-логопеда в условиях школьного логопункта.
3. Ознакомиться с состоянием коррекционно-учебной, коррекционно-воспитательной, психокоррекционной работы, с формами и методами взаимодействия специалистов разного профиля — логопед — врач — психолог.
4. Ознакомить с правилами комплектования логопедических групп, с практической реализацией комплексного подхода к преодолению речевых нарушений.
5. Овладеть методами, методиками, приемами психолого-педагогической и логопедической диагностики детей, научиться методам планирования и логопедического прогнозирования с учетом анализа индивидуальных особенностей развития.
6. Сформировать навыки самостоятельного планирования и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с разными формами патологии речи.
Для достижения данных целей в качестве базы практики была выбрана средняя общеобразовательная школа
Сроки проведения 04 апреля — 05 мая 2013 г.
2. Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета
Логопедический кабинет находится в здании начальной школы.
Кабинет эстетично оформлен, украшен комнатными растениями.
Площадь кабинета 20 кв. м., что соответствует параметрам. Кабинет хорошо освещен и имеет хорошую вентиляцию.
На двери кабинета имеется табличка с расписанием работы логопеда, его фамилией, именем и отчеством.
1. Оснащение кабинета.
Рабочий стол для логопеда.
Шкаф для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
Столы и стулья для детей и взрослых.
Настенное зеркало 50 х 100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, со специальным дополнительным освещением.
Стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула (для ребенка и для педагога).
Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, салфетки, вата.
Магнитофон
Секундомер.
Работа «Авторские системы обучения»
... — дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. Отсюда же вытекает цель моей курсовой работы – анализ авторских систем обучения. В этих условиях учителю, руководителю ...
Умывальник. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.
Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы.
Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка
Подставки для карандашей и ручек.
Медицинская аптечка.
2. Постоянное оформление кабинета.
Стандартная таблица прописных и заглавных букв
Настенная касса букв.
3. Схемы профиля артикуляционного аппарата.
Стенд «Схематический анализ звуков».
5. Календарь
6. Сменное оформление кабинета.
Стенд «Логопед советует».
4. Материал для работы над звукопроизношением.
- Набор пособий для работы над речевым дыханием.
- Пособия для автоматизации и дифференциации звуков (печатные издания, настольно-печатные игры, раздаточный и демонстрационный материал на все звуки, материал для работы над звукослоговой структурой и звуконаполняемостью).
- Звуковые дорожки, лабиринты
- Индивидуальные кассы букв и слогов
- Материал для работы над внеречевыми процессами.
1. Игры для развития:
- мелкой моторики;
- внимания;
- памяти;
- аналитико-синтетического мышления;
- ориентировки в пространстве.
6. Материал для работы над словарем.
- времена года;
- обобщающие понятия;
- профессии людей;
- детеныши диких и домашних животных;
- название частей целого предмета и др.
7. Материал для работы над лексико-грамматическим строем.
- набор предметных картинок для упражнений в изменении числа существительных и глаголов;
- схемы для ознакомления с предлогами;
- наборы картинок со словами антонимами и синонимами и др.
8. Материал для обучения рассказыванию.
- детская литература;
- материал (тексты) для закрепления звуков и грамматических категорий в пересказе;
- предметные и сюжетные картинки;
- серии картин.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/otchet/oborudovanie-logopedicheskogo-kabineta/
9. Материал для звукового анализа.
- касса букв и слогов;
- демонстрационный и индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа;
- демонстрационный материал для усвоения букв;
- пособия, игры для обучения чтению;
- магнитная азбука;
- звуковые линейки и др.
10. Материал для обследования интеллекта.
- счетный материал;
- разрезные картинки;
- картинки и тексты со скрытым смыслом;
- картинки-шутки (что неправильно);
- классификация (по цвету, форме, общей принадлежности к одной категории предметов).
11. Материал для развития сенсомоторных процессов
- мозаики;
- трафареты и др.
12. Методическая литература.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/otchet/oborudovanie-logopedicheskogo-kabineta/
В достаточном количестве и содержит теоретические и практические аспекты логопедии.
Анализ дидактического наглядного материала
2. Наглядный материал для работы над звукопроизношением расположен в отдельном ящике и сформирован по лексическим и грамматическим группам
3. Наглядный материал по развитию речи, систематизирован и сложен в специальные ящики.
Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими ...
... освещены особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проблема коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей подготовительной к школе группы, их речевых функций, средствами игровых приемов ...
4. Раздаточный материал и карточки с заданиями для индивидуальной работы изготовлены по количеству детей в группе.
Дидактические пособия систематизированы и сложены в специальные пронумерованные коробки. В каждом шкафу помещается общий список хранящихся в нем пособий.
Вывод
Логопедический кабинет отвечает следующим требованиям:
- Наличие достаточного количества дидактического материала и наглядных пособий;
- Соответствие содержания дидактического материала возрасту детей и характеру речевых нарушения учащихся;
Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:
- обследование речи:
- психических функций;
- развитие звуковой стороны речи;
- грамматической стороны речи;
- связной речи;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- методический материал;
- Соблюдение единого формата дидактических пособий;
- Правильное хранение дидактических пособий и эстетичность их оформления.
Логопедический кабинет оформлен просто и эстетично, содержит лишь ту информацию, которая в данный момент нужна для коррекционного процесса. В оформлении кабинета нашли отражение коррекционно-воспитательная работа, материалы по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Кабинет помогает учителю — логопеду расположить ребенка к занятиям.
В кабинете имеется все необходимое оборудование для проведения полноценной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оформлены уголки в помощь учащимся, педагогам и родителям. Для постоянного использования в кабинете есть магнитофон, компьютер, что значительно облегчает работу учителя — логопеда.
3. Анализ логопедической документации
Для фиксирования коррекционного процесса, который организуется и проводится на логопедическом пункте, необходимы следующие виды документации:
- Инструктивное письмо;
- Сборник приказов и инструкций;
- Должностные инструкции;
- Годовой план работы логопеда;
- Журнал обследования устной и письменной речи учащихся;
- Паспорт логопедического кабинета;
- Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий;
- График рабочего времени логопеда (циклограмма рабочего времени);
- Календарно-тематическое планирование на каждую группу;
- Речевые карты на каждого ребенка;
- Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг с аналитической справкой по результатам мониторинга);
- Годовой отчет специалиста о проделанной работе (в конце года).
- Общий план методической работы на учебный год.
- Перспективный план работы на учебный год.
- Ежедневные (поурочные) планы работы на каждую группу учащихся.
- Конспекты или подробные планы занятий.
- Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.
- Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).
- Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.
4. Речевая карта
В ходе обследования устной и письменной речи (с 1 по 15 сентября) логопед заполняет речевую карту на каждого ребенка. Тип и состав речевой карты зависят от возраста ребенка и структуры речевого дефекта.
Наблюдается три вида речевых карт:
1. Речевая карта на ребенка с ОНР;
2. Речевая карта на ребенка с дисграфией;
3. Речевая карта на ребенка с ФФНР или ФНР.
Речевая карта первого вида рассчитана на первоклассника с ОНР и содержит набор заданий, направленных на выявление данного вида речевого нарушения.
При необходимости она может быть дополнена приложением, состоящим из заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения ребенком, и тогда ее возможно использовать для обследования школьника с дисграфией (речевая карта второго вида).
Также ею можно воспользоваться на втором году обучения ребенка с ОНР, если коррекционная работа не завершена и необходимо обследовать уже письменную речь.
Третий вид речевой карты рассчитан на учащегося начального звена с фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием или имеющего фонетический дефект.
В речевой карте согласно Приложению 2 Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» отражаются следующие показатели развития ребенка:
1. Фамилия, имя, возраст.
2. Класс.
3. Домашний адрес.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (в момент обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
- а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.;
- какие части речи преимущественно употребляет;
- ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
- б) грамматический строй: типы употребляемых предложений;
- наличие аграмматизмов (привести примеры);
- в) произношение и различение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков;
- различение оппозиционных звуков;
- воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры);
- темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя-логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечается в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).
19. Приложения
Результат обследования занесён в речевую карту. Логопедическое заключение в просмотренных речевых картах соответствует речевому нарушению. Речевые карты находятся в отдельных файлах на каждого ребёнка и хранятся 75 лет.
5. Конспект фронтального логопедического занятия, проведенного студенткой на логопункте СОШ №2
Дата проведения: 19 апреля 2013 г.
Тема: Звукобуквенный анализ.
Цели :
1. Закрепить у детей понятие о звукобуквенном составе слова.
2. Формировать умение делить слова на слоги; де6лать звуковой и слоговой анализ.
3. Уточнить представление учащихся о звуках, буквах, деления их на гласные и согласные.
4. Активизация словаря.
5. Развитие фонематического слуха.
6. Развитие логического мышления.
Оборудование:, Речевой материал:, План занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть
3. Физкультминутка
4. Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- На занятии наши глаза внимательно смотрят на все (видят), наши уши внимательно слушают и все слышат, голова хорошо … (думает).
- Посмотрите на картинку, найдите предмет, изображенный на картинке, которая находится в 3-м ряду сверху, 4-ый слева.
- Машина.
- Правильно. Сколько звуков в этом слове?
- 6 звуков.
- Назовите их.
- м, а, ш, ы, н, а.
- Сколько букв?
- 6 букв.
- Назовите.
- м, а, ш, и, н, а.
- Почему мы говорим звук ы, а пишем букву и?
- Потому что жи — ши пиши с буквой и.
- Сколько слогов в этом слове?
- Три.
- Отхлопайте ритмический рисунок.
- Хл — хл — хл.
- Хорошо, что же мы с вами делали?
- Определяли звуки и буквы в слове машина.
- Правильно. Как же будет называться наша тема занятия?
- Звукобуквенный анализ.
2.
Основная часть.
- Молодцы! А как по-другому можно назвать машину? Вам поможет изограф, где это слово изображено с помощью букв, входящих в название этого слова. Какое слово получилось?
- Автомобиль.
- Сколько звуков в этом слове?
- Девять.
- Сколько букв?
- Десять.
- Почему звуков девять, а звуков десять?
- Потому что» ь» не обозначает звука.
- Отхлопайте ритмический рисунок слова «автомобиль».
- Хл — хл — хл.
- Какие автомобили вы знаете?
- «Москвич», «Волга», «Ока», «Жигули».
- Есть еще автомобиль, который выпусками раньше и назывался он «Победа».
Сейчас мы проведем звукобуквенный анализ слова победа, в этом нам поможет сказка С. Погорелова «Вот что с буквами случилось».
- Нарисовал карандаш лужайку, а на ней машину «Победа», под ней написал печатными буквами П о б е д а. (Ученик на доске выкладывает слово победа).
- Заглянул на лужайку ежик.
Понравилась ежику буква «п». Поставлю, — думает еж, ее перед своим домом. Хорошие ворота будут. Взял букву и ушел. (Ученик, у которого картинка с изображением ежа убирает букву «п»).
Пришел хмурый медведь, жаловаться стал: «Нет у меня сегодня. (обеда — подсказали буквы).
«Верно» — рявкнул медведь. Меду бы поесть.
Да на зиму запасти. Вот, кстати, и обруч для кадки». Взял он букву «о» под мушку и потащил на пасеку. (Ученик, у которого картинка с изображением медведя снимает букву «о», разбирает значение слов «кадка» и «пасека»).
На лужайку выпрыгнул зайчик. Дрожит, озирается. Налетел с перепугу на букву «б». Отскочила она, за рябину упала, а зайчик в лес убежал. (Ученик, у которого картинка с изображением зайца, снимает букву «б»).
Прилетел аист. Увидел вкусное слово — еда. А в траве и верно — еда, лягушек — сколько хочешь. Приладил аист к букве «е» палочку, получилась вилка. Поел аист и унес вилку с собой. (Ребенок снимает букву «е»).
Тут пришел баран. Заблеял обиженно: «Неправду говорят, что я глупый. Разве я глуп?» И видит он слово «да». Разозлился баран, разбежался, ударил букву «д» рогами. Она и рассыпалась на кусочки. (Ребенок снимает букву «д»).
Осталась последняя буква «а». Стоит одна — одинешенька. Что она без друзей сказать может только горько плакать: «А — а — а».
Давайте утешим букву А, вернем ей друзей. «Дети восстанавливают слово по буквам у доски, на листках из букв разрезной азбуки и записывают в тетрадях: а, да, еда, беда, обеда, победа.
Физкультминутка
Мы много работали, устали, нам нужно отдохнуть, мы проведем физкультминутку, в этом нам поможет стихотворение. Название которого вы узнаете составив слово из первых звуков названий предметов, изображенных на картинках (слон, волк, ежи, трамвай, огурцы, флажок, осы, розы) — СВЕТОФОР.
Три цвета есть у светофора
Они понятны для шофера
Красный цвет проезда — нет
Желтый цвет — готов к пути,
А зеленый цвет — кати!
- На какие две группы можно разделить эти предметы? (картинки на доске)
- Живые и неживые.
- На какие вопросы они отвечают?
- Кто? и что?
1. — Добавим букву А к словам. Жар (а), пар(а), рот(а), пол(а), сам(а), лес(а).
- Что изменилось?
- Количество звуков, букв, слогов. Изменилось значение слова (разбирается значение слов).
- Найдите к схемам подходящие слова.
а/а жара, пара, сама.
о/а рота, пола
е/а леса
2. Найди спрятавшиеся слово (ученикам раздаются картинки со словами: хлев — лев, щель — ель, укол — кол, столб — стол, зубр — зуб, коса — оса, полк — пол, волк — вол).
- Что изменилось?
- Количество звуков, букв, значения слов (разбирается значение слов).
ИГРА «Флот помог».
На доске.
П |
Е |
Н |
А |
||
М |
Е |
Т |
Р |
||
Ш |
А |
Р |
||
Б |
О |
Р |
||
Получаем слово: Флот.
Однажды последние буквы в этих словах поссорились со всеми остальными буквами и решили жить отдельно. Собрались они вместе, посовещались, составили слово: ФЛОТ.
Отправились они в дальнее плавание. Долго они плавали, путешествовали и ужасно соскучились по дому. Но когда они вернулись, то оказалось, что они забыли в каких словах они жили.
- Помогите, ребята, каждой букве отыскать родное слово! Дети подставляют в конец каждого слова буквы из слова ФЛОТ. Так, чтобы получились слова: шарф, пенал, метро, борт.
3. Итог занятия.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Получали новые слова, добавляя или убавляя одну букву. Узнали много новых слов.
- Молодцы! Вы хорошо работали на уроке.
6. Конспект индивидуального логопедического занятия, проведенного студенткой на логопункте СОШ №2, Дата проведения:
Тема: Дифференциация Ш-Щ.
Цели:
1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков «ш» и «щ», закрепление зрительного образа букв «ш» и «щ».
2. Формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Формирование навыков самоконтроля, интересов к занятиям.
Оборудование:, Речевой материал:, План занятия.
1. Органиционный момент.
2. Основная часть.
3. Физкультминутка.
4. Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Чтобы настроиться на рабочий лад, повторим чистоговорки.
Ша — ша — ша — наша Маша хороша.
Ши — ши — ши — есть у Маши ландыши.
- Какой звук встречался чаще всего?
- Звук «ш».
Ща — ща — ща — дождь идет я без плаща.
Ще — ще — ще — нет дождя а я в плаще.
- Какой звук встречается чаще всего?
- Звук «щ».
- Ты догадался, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии?
- Звуки «ш» и «щ».
2. Основная часть
Уточнение и сравнение артикуляции звуков «ш» и «щ» перед зеркалом.
Работа с артикуляционными профилями звуков. — Произнесите звук «ш». Ш-ш-ш.
- Покажи с помощью ладошек, как ведет себя язычок, когда мы произносим звук «ш»? Одна ладошка — язычок, другая — верхнее небо.
- Кончик языка приподнят к переднему краю верхнего неба и образует с ними щель.
- Поднеси ладошку ко рту. Что ты чувствуешь?
- Теплая воздушная струя.
- Звучит ли голос, когда мы говорим звук «ш»?
- Нет, голос не звучит.
- Произнесите звук «щ»
- Щ-щ щ
- Как ведет себя язычок, когда мы произносим звук «щ»?
- Кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель, воздушная струя идет через рот, голос не звучит.
Игра-звукоподражание «Кто наблюдательный»
Показ картинок с изображением дерева и яичницы на сковороде.
- Как дерево шумит ветками?
- Ш — ш — ш.
- Когда яичница жарится, как шипит масло?
- Щ — щ — щ.
Показ картинок в различной последовательности, ребенок произносит соответствующее звукоподражание и показывает положение языка ладошками.
Работа в тетради
- Запиши букву «ш» и букву «щ» в тетради. Чем они похожи и чем отличаются?
- Они состоят из трех крючков, но у буквы «щ» есть хвостик.
- Правильно. Ш и Щ — родные сестры,
Но у Щ есть хвостик острый.
(И. Блюмкин)
- А сейчас я расскажу тебе сказку.
Сказка «Буквы
— Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетели через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала вводу. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь — не ш — ш — ш, а щ- щ — щ (см. плакат).
А рыба эта с тех пор стала называться…. (щука).
На берегу в это время стояли две гласные буквы «а» и «я». Попросила их буква «щ» помочь \выбраться на берег. Буква «я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». Буква «а» смело вошла в воду и вытащила «щ» на берег. Тех пор буква» щ» не дружит с «я», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «ш», «щ», «а» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала. Заборчик получился такой: ша, ща, ша, ща….
Работа в тетради
- Запиши, какой заборчик получился, продолжите его до конца строчки, не ошибитесь. На следующей строчке построим другой заборчик.
Запись под диктовку слогов, проверка с хлопками, слоги ша, щу, ща, щи, ши, ще, аш, ащ, уш, ущ.
Динамическая пауза
- Шарик надуваем — ш-ш-ш (руки через стороны вверх),
Шарик выпускает воздух — щ-щ-щ (руки через стороны вниз).
Физкультминутка
Чтение стихов с движениями «Дерево».
- Дует ветер нам в лицо, (движение ладоней к лицу и обратно).
- Закачалось деревцо (руки вверх, покачивая вправо и влево).
- Ветер тише, тише, тише — (медленно опустить руки, присесть).
- Деревцо все выше, выше (встать\, поднять руки вверх, потянуться).
Игра «Два щенка»
- Два веселых шумных щенка прячут вещи по уголкам. Одного зовут Шарик, а другого — Щенька. Шарик тащит картинки, в названиях которых есть «ш», а Щенька — «щ». Давай поможем им разделить картинки (распределить карточки на две стопочки).
Картинки: щавель, шапка, щука, шуба, лещ, ландыш, ящик, клещи, мишка, вишни, щетка, рубашка.
Работа в тетради
- А буду показывать тебе картинки, а ты запиши букву в тетрадь — «ш» или «щ».
Ландыш-ш,
Лещ-щ,
Шуба-ш,
Щука-щ,
Ящик-щ,
Мишка-ш,
Шапка-ш,
Клещи-щ,
Щавель-щ,
Вишни-ш,
Щетка-щ
Рубашка-ш.
Игра «Добавь недостающую букву (слог)
- Давай поиграем, а буду кидать мяч и говорить слова.
Что не так в этих словах? Какой буквы не хватает?
Слова:…апка, …ука, …ум, …Авель, …ётка, …айба, пла…, малы…, ду…, ле…, бор…, ланды…
Добавьслог: ша или ща:
Да…., пи…, ка….ча…, ро…, на…, гу…
Добавь слог ши или щи:
Пи…, та…, ма…, ве…, кле…, малы…, ле…
3. Заключительная часть занятия
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Учились правильно произносить звуки «ш» и «щ», различать буквы «ш» и «щ».
- Молодец! Ты сегодня хорошо занимались.
Пароль на выход
- Выходя из класса, скажи одно слово со звуком «ш», другое — со звуком «щ».
7. Анализ фронтального логопедического занятия, проведенного учителем — логопедом на логопункте СОШ №2
Занятие проводилось в классе на логопункте СОШ №2.
Тема урока: «Дифференциация предлогов и приставок».
Материал занятия соответствует программе, речевым и возрастным особенностям детей. Используемый материал доступен для детей. Цели занятия поставлены правильно. Методы и приемы подобраны продуманно, учитывая специфику каждой задачи обучения.
На занятии присутствовало 10 детей. Использовалось много различного оборудования, наглядных пособий: предметные картинки, игра «Собери слово», ребусы. Использование игровых моментов создало у детей хороший эмоциональный настрой.
В занятии были использованы словесные, наглядные, игровые приемы.
В занятии можно выделить три основных этапа:
1. Оргмомент и постановка целей урока. Этот этап включал в себя настроить детей на урок и сообщить им цели и задачи урока.
2. Работа по теме. На этом этапе шло изучение нового материала, а затем закрепление его с помощью выполнения различных заданий и упражнений. На этом же этапе проводилась физминутка, она дала возможность детям отдохнуть. Далее проводилась игры — ребусы. Детям они понравились.
3. Итог занятия. Подведение итогов урока, чему научились, что нового узнали.
Логопед внимательно следила за речью детей, артикуляцией звуков. Замечания делала спокойно и тактично. В занятии использовала различные словесные приемы речевой образец, повторение, объяснение, указания, вопросы. Хорошо владеет коллективом детей, умело организовала их для работы. Ее речь доступна для детей, выразительна, эмоциональна.
Цели данного занятия были достигнуты. Во времени занятие выдержано.
8. Конспект фронтального логопедического занятия для 3 класса, проведенного учителем логопедом на логопункте СОШ №2
Тема: Дифференциация предлогов и приставок.
Цели:
1. Упражнять учащихся в различении предлогов и приставок, в правильном их написании и употреблении в речи.
2. Активизировать наблюдательность и внимание.
3. Совершенствовать навыки самоконтроля.
4. Формировать полноценные навыки общения.
Оборудование: таблицы, карточки, игра «Слово распалось», ребусы.
Ход занятия
1. Оргмомент и постановка целей урока
- Сегодня мы будем различать предлоги и приставки, правильно их писать и умело пользоваться ими в речи.
Вспомним, что такое предлог? Какие вы знаете предлоги? Как пишутся они со словами? Что такое приставка? Какие вы знаете приставки? Как они пишутся со словами?
— Вы заметили, что приставки и предлоги очень похожи друг на друга: по произношению, по звучанию, но разница их в написании. Предлог пишется отдельно, приставки — слитно со словом. Иногда дети допускают ошибки в написании предлогов и приставок.
А теперь, послушайте сказку, которая называется «Предлоги и приставки».
2. Работа по теме
1) Придумать и записать словосочетания. Обратить внимание, что с данными предлогами соотносятся определенные глагольные приставки.
Выделить предлоги, приставки: доехал до остановки, пройти под полоз по снегу.
2) Списать предложение, вставить подходящие по смыслу слова из скобок. Объяснить, где — предлог, где — приставка.
Теплоход (отплыл, подплыл) к причалу. В стакан (залили, налили) молоко. Дети (уехали, съехали) из лагеря. В лагерь они (пробыли, прибыли) две недели.
3) Устно: исправить ошибку в словах, подобрать к выделенным словам подходящую по значению приставку:
Картинку нужно вклеить на картон. Попробуй слезть на это дерево. Комар подлетел в комнату.
- А теперь, скажем так или не так?
Дед в печи, а дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки в речке, а караси у речки.
4) Графический диктант: предлог выделяем, а приставку: Стоит в лесу дерево. На верхушках шелестят засохшие листики. Дуб не успевает сбросить к зиме всю листву. Мороз убивает листья дуба прямо на деревьях.
5) Игра «Слово распалось» — разобрать слова по составу: поплыла, нашёл, поела, отплыл, влезла.
6) Физминутка.
7) Комментированное письмо: вставить между предлогом и словом подходящие по смыслу слова.
Поезд подошел к (ближней) станции. Солнце скрылось за (темной) тучей. Ребята хорошо отдохнули в (пионерском) лагере. Тропинка привела к (маленькому) дому лесника.
8) Самостоятельная работа по карточкам.
9) Работа у доски: вставить нужные предлоги и приставки:
Всадник …вязал лошадь …дерева. Легкий ветерок …дувает пыль …дороги.
Весело …бежали ручьи …оврагам.
10) Игры — ребусы. Немая игра.
11) Итог занятия.
Заключение
Основной задачей логопедической практики является ознакомление с организацией логопедической работы в образовательных учреждениях, с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета.
Логопедический кабинет оформлен просто и эстетично, содержит лишь ту информацию, которая в данный момент нужна для коррекционного процесса. В оформлении кабинета нашли отражение коррекционно-воспитательная работа, материалы по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Кабинет помогает учителю — логопеду расположить ребенка к занятиям.
В кабинете имеется все необходимое оборудование для проведения полноценной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оформлены уголки в помощь учащимся, педагогам и родителям. Для постоянного использования в кабинете есть магнитофон, компьютер, что значительно облегчает работу учителя — логопеда.
Логопедический кабинет отвечает следующим требованиям:
- Наличие достаточного количества дидактического материала и наглядных пособий;
- Соответствие содержания дидактического материала возрасту детей и характеру речевых нарушения учащихся;
Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:
- Соблюдение единого формата дидактических пособий;
- Правильное хранение дидактических пособий и эстетичность их оформления.
Основой организации логопедической работы в школе является годовой план работы логопеда. В нем отражены следующие основные вопросы:
- наличие анализа итогов работы за минувший год с указанием тех недостатков, устранение которых станет первоочередной задачей логопеда в новом учебном году;
- четкая формулировка основных задач учебно — воспитательной и коррекционной работы на новый учебный год и определение путей их реализации;
- организационно — педагогические мероприятия по осуществлению коррекционно-воспитательной работы.
Кроме годового плана у учителя — логопеда имеются и перспективные планы работы для каждой группы учащихся. При анализе этого вида планирования выяснилось:
- группы укомплектованы правильно — учтена степень и структура дефекта, соблюден возрастной принцип;
- полно дана характеристика проявления речевого дефекта, обоснована последовательность работы с этой группой;
- правильно подобраны наглядно — методические пособия.
Важнейшей задачей своевременной организации коррекционной работы с детьми является правильно организованный, точный, полный и своевременно проведенный учет детей, имеющих нарушения речи. Данные вопросы находят свое отражение в «Журнале учета детей с недостатками речи», «Журнале учета посещаемости логопедических занятий», в правильном комплектовании групп.
Подведение итогов деятельности логопеда отражается в годовом отчете. В нем отражено:
- состояние материально — технической базы логопедического пункта за отчетный период;
- учебно-коррекционная работа: охват учащихся логопедической помощью,
- итоги коррекционной работы логопедического пункта;
- мероприятия по пропаганде специальных логопедических знаний;
- формы самообразования и повышения квалификации.
При наблюдении и проведении занятий выяснилось, что цели логопедических занятий определены четко. Предлагаемый детям речевой материал соответствует теме занятия, возрасту детей и уровню их речевого развития. Приемы, используемые логопедом, способствуют достижению коррекционных целей занятия. Дидактический и наглядный материал соответствует целям и задачам занятия. Учащиеся активно участвуют в процессе обучения. На занятиях осуществляется индивидуальный подход к ребенку, основанный на знании его психофизических особенностей.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/otchet/oborudovanie-logopedicheskogo-kabineta/
1. Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.
3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.
4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. — М., 1991.
5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.
6. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогической комиссиях. — 2-е изд. М., 1984.
7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.
8. Логопедия/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. — 2-е изд. — В 2- х книгах. — М.: Просвещение, Владос, 1995.
9. Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. — М., 1975.
10. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2002.
11. Правдина О.В. Логопедия: Учеб. пособие для студ. дефектологических ф-тов пед. ин-тов. — М., 1973.
12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Книга для логопедов. — М., 1997.
13. Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. — М., 1994.
14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. и др. Основы логопедии. — М., 1989.
15. Флерова Ж.М. Логопедия. — Ростов н/Д, 2000.
16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. — М., 1989.
17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. М., 1989.
18. Фотекова Т.А. Тестовая диагностика младших школьников: методическое пособие для школьных педагогов/ Т.А. Фотекова. — М.: Аркти, 2003.
19. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1984.
20. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе (основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией)/ А.В. Ястребова Т.П. Бессонова — М.: Когито — Центр, 1996.