1. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ В РОССИИ
1.1 Понятие и сущность экономических институтов
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности
Определения институтов можно также найти в работах по политической философии и социальной психологии. Например, категория института является одной из центральных в работе Джона Ролза «Теория справедливости».
Под институтами следует понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности
Институты:
- это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что
касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций;
— и система жизни общества, которая слагается из совокупности
Институты – господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.
Очевидно, что ключевую роль в обеспечении средне- и долгосрочных темпов экономического роста играет экономическая политика. Ухудшение ее качества в последние годы вызвано, прежде всего, увеличением государственных расходов, повышением тарифов так называемых естественных монополий, ренессансом бюрократического регулирования, расширением размеров нерыночного сектора, неспособностью справиться с «голландской болезнью», повышением реального курса рубля. В результате совокупные издержки ведения экономической деятельности в стране повышаются, российский бизнес теряет конкурентоспособность, объемы производства сокращаются. Продолжают расти лишь потребление, торговля, импорт, процветающие благодаря реальному укреплению рубля.
Социальные установки общества по отношению к лицам пожилого и ...
... ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов психологической работы с пожилыми людьми. ...
Главной причиной замедления экономического роста выступают, поэтому не «сезонные или циклические колебания» и не «исчерпанность потенциала роста, основанного на текущем платежеспособном спросе», а недопустимо быстрый рост внутренних издержек. В этой связи ответственная экономическая политика должна быть направлена, прежде всего, на сокращение размеров нерыночного сектора в экономике и снижение реального курса рубля (не смешивать с девальвацией номинального валютного курса).
Для формирования системы экономических институтов и системы отношений существуют базовые, теоретические, общие для любых государств основы.
1) Ключевым процессом,
2) Экономический порядок в деятельности экономических институтов необходимо понимать как задачу непрерывного формирования рамочных условий с позиции порядка, а не регламентирования. Отсюда следует рассматривать рыночную экономику как непрерывную деятельность по созданию и совершенствованию законов, нормативно-правовых актов.
3) Деятельность экономических институтов в рамках
4) Основные формы, и элементы деятельности экономических институтов следующие:
- система планирования и
управления (централизованная, децентрализованная); - законодательство о частной собственности;
- механизм ценообразова ния;
- расчет производственных
результатов; - сопоставление системы
рыночной экономики с централизованно управляемой экономической системой и т.п.
5) Для обеспечения эффективности функционирования экономических институтов рыночной экономической системы должны быть сформированы основные элементы правового порядка, такие как:
- конкурентное законодательство;
- денежно-кредитное законодательство (например, двухуровневая банковская система);
- правовое законодательство;
- эффективное государственное управление и др.
6) Любые экономические институты как элементы рыночной экономической системы рано или поздно сталкиваются с различными проблемами, такими как, возрастающая доля государственных расходов в общественном продукте, внедрение принципа конкуренции, возрастающая концентрация, экологические проблемы, безработица, сочетание политической власти с экономическим развитием и т.п.
7) Социальное обеспечение и социальное уравнивание являются существенными конститутивными элементами социальной рыночной экономики, которая интегрируется с системой (структурой) системы социального обеспечения, основные принципы: например, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование по безработице и социальное пособие, страхование по уходу в случае болезни и старости и другое.
Экономические функции государства в рыночной экономике
... 2. Экономические функции государства Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Экономические функции современного государства довольно ...
Кроме того, в деятельности экономических институтов органично встраиваются основные принципы формирования системы социального обеспечения6
- принцип индивидуализма имеет приоритет перед принципом
социальности; - принцип страхования имеет приоритет перед принципом обеспечения;
- принцип субсидиарное имеет приоритет перед принципом
солидарности и т.п.
8) Государство в рыночных экономических системах
- системная политика;
- структурная политика;
- процессная политика, причем в рамках различных (часто меняющихся, сочетающихся и конфликтующих) политико-экономические концепций (например, концепции, ориентированные на предложение и спрос, социально-экономическое регулирование и т.п.).
9) Гарантом от слишком дорогих ошибок выступает развитие государственно-общественных и общественных форм управления, развитие форм самоуправления, местного самоуправления.
10) Деятельность любого
То есть, с одной стороны, к рыночным институтам относят некие организационные формы, а, с другой, — способы, нормы и правила взаимодействия хозяйственных субъектов, оформленные договорами.
Институты в любой экономической системе предопределяют процесс принятия решений. Поэтому в первую очередь следует выяснить, какие институты играют ведущую роль в рыночной экономике, как они возникли и изменялись, как взаимосвязаны между собой. Весьма важным, в особенности для экономики переходного периода, представляется различие внешних институтов как фундаментальных предпосылок рыночного хозяйства и внутренних институтов, создаваемых корпорациями в ходе их развития. Внешние институты образуют свод основополагающих норм и правил, на базе которых возможно осуществление рыночного хозяйства. Это институты, которые гарантируют и защищают права собственности, обеспечивают ответственность, свободу и обязательность выполнения договоров, составляют основу рыночной экономики, будучи вместе с тем производными элементами общеправового демократического и свободного государственного порядка.
Все экономические институты по функциональности условно можно поделить по уровням хозяйствования:
- домашнее хозяйство (
экономический институт семьи, экономика семьи); - экономика предприятия,
учреждения, организации; - экономика региона,
муниципального образования региона в рамках регионального и государственного устройства;
-экономика
Социальные институты общества
... удовлетворяющие основным потребностям общества. По мнению М.С.Комарова, социальные институты представляют собой ценностно - нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, ...
В этих заданных рамках возникают многочисленные непосредственно рыночные (внутренние) институты, которые делают возможными связи, сделки между субъектами, снижают степень неопределенности и риска, то есть представляют собой формы приспособления хозяйствования к внешним институтам. Их формирование шло снизу вверх и продолжалось длительное время, подвергаясь испытаниям на прочность, эффективность и соответствие интересам хозяйственных субъектов. Функционирование внутренних институтов постоянно осуществляется под двойным контролем: правовым — со стороны государства — и экономическим — со стороны рынка.