Защита гражданских объектов и культурных ценностей во время вооруженного конфликта

Все нарушения подпадают под юрисдикцию государства, на территории которого было совершено преступление, или государства, гражданином которого является предполагаемый преступник (пп. «a» и «b» п. 1 ст. 16).

Для трех первых нарушений юрисдикция государства распространяется и на случаи, когда предполагаемый преступник присутствует на его территории (пп. «c» п. 1 ст. 16. В Протоколе ясно сказано, что граждане государств, не являющихся сторонами данного договора, не несут индивидуальной уголовной ответственности в силу положений Протокола, который не предусматривает обязательства по установлению юрисдикции в отношении таких лиц (пп. «b» п. 2 ст. 16).

Кроме этого, государства обязаны привлечь к суду или выдать любое лицо, обвиняемое в совершении нарушений в отношении культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой, или уничтожении культурных ценностей в крупных масштабах (ст. 18).

Предусматриваются также и обязанности общего характера в плане взаимопомощи в уголовных вопросах, в частности, проведения расследования, выдачи и получении доказательств (ст. 19).

В дополнение к санкциям, предусмотренным Конвенцией (ст. 28), государства — участники Протокола обязаны принять законодательные, административные и дисциплинарные меры, необходимые для пресечения следующих деяний, совершаемых умышленно (ст. 21):

  • любое использование культурных ценностей в нарушение Конвенции и Протокола, а также
  • любой незаконный вывоз, иное изъятие культурной ценности с оккупированной территории или передача права собственности на нее в нарушение Конвенции и Протокола.

В период ведения военных действий. Во втором Протоколе предпринимается попытка уточнить объем понятия «крайней военной необходимости», при наличии которой допускается отклонение от норм, гарантирующих уважение культурных ценностей, предусмотренных в ст. 4 Конвенции (ст. 6).

Так, отступление от обязательства воздерживаться от совершения враждебного акта против культурных ценностей со ссылкой на «крайнюю военную необходимость» может допускаться только при наличии следующих условий (п. «a» ст. 6):

  • культурные ценности по своему назначению превращены в военный объект, и
  • нет никакой практически возможной альтернативы для получения равноценного военного преимущества помимо той, которую можно получить в результате совершения враждебного акта против этого объекта.

Что касается использования этих ценностей в военных целях, ссылка на «крайнюю военную необходимость» допускается, только когда нет возможности выбрать между таким использованием и другим возможным методом для получения равноценного военного преимущества (п. «b» ст. 6).

10 стр., 4827 слов

Социальная ценность государства и права

... выборы, муниципальное самоуправлении ; усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности; возвышается независимое правосудие, обеспечивается ... разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той или иной территории. Выделяются две разновидности общества: 1. неразвитые ...

Решение о ссылке на крайнюю военную необходимость должно приниматься воинским начальником, командующим силами, равными по размеру батальону или большей численности или меньшими по размеру силами, если обстоятельства не позволяют действовать иначе (п. «c» ст. 6).

Когда это позволяют обстоятельства, направляется предупреждение (п. «d» ст. 6).

Кроме того, для сведения к минимуму опасности нападения, направленного против культурных ценностей или его последствий, надлежит принимать следующие меры предосторожности (ст. ст. 7 и 8):

  • сделать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются находящимися под защитой культурными ценностями;
  • принять все практически возможные меры предосторожности при выборе средств и методов нападения с тем, чтобы не нанести случайного ущерба находящимся под защитой культурным ценностям или, во всяком случае, свести его к минимуму;
  • воздерживаться от принятия решения о совершении любого нападения, которое, как можно ожидать, нанесет случайный ущерб находящимся под защитой культурным ценностям и которое было бы чрезмерным по сравнению с ожидаемым конкретным и прямым военным преимуществом;
  • отменить или приостановить нападение, если становится очевидным, что объект является находящейся под защитой культурной ценностью и что это нападение, как можно ожидать, нанесет вышеуказанный ущерб находящимся под защитой культурным ценностям;
  • вывезти движимые культурные ценности из мест, находящихся вблизи военных объектов, или предусмотреть надлежащую защиту на местах;

— В случае оккупации оккупирующая держава обязана запретить и предупредить любой незаконный вывоз, иное изъятие или передачу права собственности на культурную ценность, любые археологические раскопки, не продиктованные необходимостью охраны, учета или сохранения культурных ценностей, а также любые модификации или изменение вида использования культурной ценности, которые имеют целью скрыть или уничтожить свидетельства культурного, исторического или научного характера (ст. 9).

После окончания военных действий. Ни одно положение Протокола, касающееся индивидуальной уголовной ответственности, не влияет на ответственность государств по международному праву, в том числе на обязанность предоставить компенсацию (ст. 38).

Новые учреждения, созданные в соответствии с Протоколом 1999 г. Протокол 1999 г. предусматривает создание после его вступления в силу двух новых учреждений, а именно Комитета по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (раздел 5.1) и Фонда для защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (раздел 5.2).

Комитет по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Комитет будет состоять из двенадцати сторон, которые будут избираться на совещании государств-участников. Последние будут стремиться обеспечить справедливое представительство различных регионов и культур мира, заботясь о том, чтобы Комитет в целом включал в себя специалистов, компетентных в области культурного наследия, обороны и международного права (ст. 24).

16 стр., 7840 слов

Личность, право и государство

... основных прав человека. Основные права человека закрепляются в конституциях государств и составляют стержень правового статуса личности. В теории прав человека принято выделять поколения прав человека. Первое поколение составляют традиционные либеральные ценности: право на ...

На Комитет возлагаются, в частности, следующие функции:

  • предоставление, приостановление или отмена усиленной защиты в отношении культурных ценностей;
  • составление, обновление и распространение Списка культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой;
  • наблюдение и контроль за осуществлением Протокола;
  • рассмотрение докладов об имплементации Протокола, которые Стороны направляют в Комитет раз в четыре года, и представление замечаний по ним.

Государство — участник Протокола может запросить у Комитета (ст. 32):

  • международную помощь в отношении культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой, и
  • помощь в подготовке, разработке и претворении в жизнь законов, административных положений и мер, которые должны быть приняты в отношении этих ценностей в соответствии с п.

«b» ст. 10.

Фонд для защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Фонд учреждается как целевой в соответствии со статьями Положения о финансах ЮНЕСКО (п. 2 ст. 29).

Средства Фонда будут состоять из (п. 4 ст. 29):

  • добровольных взносов Сторон;
  • взносов, пожертвований и завещанного имущества:
  • других государств;
  • ЮНЕСКО или других организаций системы Организации Объединенных Наций;
  • иных межправительственных или неправительственных организаций;
  • государственных или частных органов или отдельных лиц;
  • любых процентных начислений на средства Фонда;
  • собранных средств и поступлений от мероприятий, организуемых в интересах Фонда;
  • всех других средств, разрешенных руководящими принципами, применимыми к Фонду.

Выплаты из Фонда будут использоваться лишь на те цели, которые будут определяться Комитетом в соответствии с руководящими принципами, сформулированными совещанием Сторон, для оказания финансовой помощи преимущественно в поддержку:

  • подготовительных мер, принимаемых в мирное время; и
  • чрезвычайных, временных или иных мер, принимаемых для защиты культурных ценностей в период вооруженного конфликта немедленного их возвращения после окончания военных действий.

Заключение

Несмотря на многообразие имеющейся международной нормативной базы в области охраны и защиты культурных ценностей, ее нельзя признать в необходимой степени эффективной. Проблема охраны и защиты культурных ценностей, а также возвращения их на родину по-прежнему стоит остро. Для более эффективной борьбы с правонарушениями (преступлениями) в отношении культурных ценностей на данный момент необходимо расширить и углубить как многостороннее, так и двустороннее международное сотрудничество государств в области борьбы с контрабандой культурных ценностей. Как уже было указано, основой двустороннего сотрудничества могут быть международные договоры, которые, как нам представляется, должны определять следующие основные (базисные) принципы взаимодействия государств:

11 стр., 5215 слов

Международное право в вооружённых конфликтах

... для народов вооруженных конфликтов. Действующие нормы международного права, регламентирующие ведение войны, распространяются как на международные вооруженные конфликты, так и в определенном объеме на вооруженные конфликты немеждународного характера. К международным вооруженным конфликтам относятся вооруженные столкновения между государствами, конфликты, в которых народы ...

  • должно быть единое понимание предмета, относящегося к культурным ценностям;
  • должен быть составлен перечень предметов, относящихся к культурным ценностям;
  • должны быть определены принципы межгосударственного взаимодействия по вопросам борьбы с контрабандой культурных ценностей;
  • должны быть установлены обязательства по возвращению незаконно перемещенных культурных ценностей;
  • должны быть установлены обязательства по предоставлению необходимой информации для проведения расследования соответствующим органам государств, подписавших договор;
  • должны быть разработаны механизмы совместной работы следственных органов государств для скорейшего проведения расследований по делам о контрабанде культурных ценностей.

В случае заключения подобных договоров возможно создание более эффективного механизма охраны и защиты культурных ценностей от незаконных на них посягательств.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/zaschita-kulturnyih-tsennostey-v-period-voorujennogo-konflikta/

Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Принята в г. Париже 14.11.1970 на 16-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV.- М., 1990. С. 506 — 513.

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Заключена в г. Гааге 14.05.1954. Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М.: Логос, 1993. С. 258 — 281.

Алексенко А.Ю. Международно-правовая защита культурных ценностей в период вооруженных конфликтов международного характера. Военно-юридический журнал, 2008, N 10.

Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010. — 606 с.

Егоров С.А. Актуальные проблемы права вооруженных конфликтов: Учебное пособие. М., 2010. – 238 с.

Котляров И.И. Международное гуманитарное право. М.: Юрлитинформ, 2003. – 304 с.

Кочешев С.П. Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта // Культура: управление, экономика, право. 2010. N 1.

Леншин С.И. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право: Монография. М: За права военнослужащих, 2009. — 240 с.

Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. — 432 с.

Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2010. — 624 с.

Международное право. Учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2010. — 624 с.

Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. М.: Юстицинформ, 2006. 256 с.

28

2

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Заключена в г. Гааге 14.05.1954. Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М.: Логос, 1993. С. 258 — 281.

6 стр., 2598 слов

Международная защита прав человека в период вооруженных конфликтов

... -абхазский вооруженные конфликты и др.). В вооруженных конфликтах немеждународного характера применяются следующие международно-правовые акты: ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., ст. 19 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей ...

Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Принята в г. Париже 14.11.1970 на 16-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV.- М., 1990. С. 506 — 513.

Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010. С. 98.

Кальсховен Ф. Ограничения методов и средств ведения войны. М., 1994. С. 31.

Мулинен, Ф. де. Право войны. Руководство для вооруженных сил. М., 1993. С. 102.

Там же.

Цит. по: Котляров И.И. Международное гуманитарное право. М.: Юрлитинформ, 2003. С. 78.

Там же.

Леншин С.И. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право: Монография. М: За права военнослужащих, 2009. С. 67.

Там же.

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I).

Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. — М., 1993. С. 134 — 182.

Международное экологическое право: учебник / Т.Г. Авдеева, А.И. Алиев, Р.Р. Амирова и др.; отв. ред. Р.М. Валеев. М.: Статут, 2012. С. 167.

Алексенко А.Ю. Международно-правовая защита культурных ценностей в период вооруженных конфликтов международного характера. Военно-юридический журнал, 2008, N 10. С. 52.

Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2010. С. 198.

Кочешев С.П. Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта // Культура: управление, экономика, право. 2010. N 1. С. 9.

Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 112.

Леншин С.И. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право: Монография. М: За права военнослужащих, 2009. С. 92.

Егоров С.А. Актуальные проблемы права вооруженных конфликтов: Учебное пособие. М., 2010. С. 31.