ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы изучения развития внимания у детей дошкольного возраста связана с тем, что именно в данном возрасте происходит формирование познавательных процессов, и от степени развития внимания в этот период жизни человека зависит его восприятие окружающего мира в будущем.
Педагоги, психологи, родители обеспокоены тем, что в наше время, когда созданы практически все условия для развития внимания у ребенка, все равно существует ряд проблем. Детям тяжело удерживать внимание, так как педагог при всем желании не может уделить внимание каждому ребенку в необходимом ему количестве. Ребенку трудно сосредоточиться на образовательной деятельности, потому что у него отсутствует интерес. Здесь уже проблема в родителях, которые не могут занять ребенка ничем, кроме как современными компьютерными технологиями. Вместо того, чтобы уделить время на общение с ребенком, родители, ссылаясь на свою занятость, вручают ему планшеты, телефоны. Таким образом, он не мешает им заниматься своими делами. Из этого следует, что проблема развития внимания была актуальна с давних времен, так как еще К.Д. Ушинский в своей книге «Воспитать ребенка как?» говорит, что: «…чтобы возбудить наше внимание, предмет должен представлять для нас новость, но новость интересную, т. е. такую новость, которая или дополняла бы, или подтверждала, или опровергала или разбивала то, что уже есть в нашей душе». [17]
Большой вклад в разработку проблемы воспитания внимания внесли отечественные и зарубежные психологи Б.Г. Ананьев, В. Вундт, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Т. Рибо, С.П. Рубинштейн.
В настоящее время вопросами воспитания внимания у детей дошкольного возраста занимаются Е.Ю. Власова, Е.И. Дьяченко, Л.В. Маранцева, С.В. Мхитарян, В.В. Перевертайлова и т.д.
В статье 2.6. ФГОС ДО говорится, что: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)…».[1] Значит, можно сделать вывод, что развитие внимания осуществляется в наибольшей степени в области «Познавательное развитие». Но, не стоит забывать, что в процессе развития и воспитания детей происходит интеграция всех областей.
Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
... которых ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии - это улыбка и плач. В первые недели жизни крохи ... уровень мышечного тонуса в степени развития сенсорно-двигательного аппарата Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и ... ребенка. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются, и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ...
В психологии все познавательные психические процессы, а именно: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение – взаимосвязаны между собой. Для того, чтобы познакомиться с предметом, ребенок его обследует: рассматривает, трогает, обнюхивает, пробует на вкус. Ребенок ищет способы действия с этим предметом и запоминает всю полученную информацию. В процессе выполнения всех этих действий ребенок заинтересован, увлечен, сосредоточен. Это позволяет сделать вывод о том, что внимание делает психические процессы полноценными.
Таким образом, изучив материал по развитию внимания был сформирован аппарат исследования.
Проблема исследования: каковы наиболее эффективные условия развития внимания детей младшего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс формирования внимания младшего дошкольника.
Предмет исследования: условия развития внимания младшего дошкольника.
Цель исследования: изучение особенностей формирования внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть понятие о внимании, о его видах и свойствах.
2. Изучить основные закономерности развития внимания у детей дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностики изучения внимания у детей младшего дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации по развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ понятийно терминологической системы.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ
1.1. Понятие о внимании, виды, свойства
Внимание – это сосредоточенность нашего сознания на каком-либо объекте при одновременном отвлечении от остальных.
Внимание – один из механизмов деятельности. Любая деятельность требует сосредоточенности вне зависимости от того, какая она: теоретическая или практическая. Если человек был невнимателен к теории, практика не осуществится в полном объеме.
Русский театральный режиссёр и педагог Станиславский подметил: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создает крепкую связь с объектом». [12]
К примеру, общение человека с собакой. Когда человек хочет погладить ее, есть два варианта реакции собаки. Если она настроена дружелюбно, то она начнет ласкаться и играть с человеком, или она будет настроена агрессивно – будет рычать, щелкать зубами, показывать свой оскал. В этих случаях, поведение человека будет тоже разным: либо он будет продолжать играть с собакой, не задумываясь о последствиях, либо он сконцентрирует свое внимание на опасности, которая ожидает его.
«Младший школьный возраст»
... ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе. В последнее время обучение есть и в дошкольном возрасте, ...
У внимания есть определенные функции:
1. Тормозит ненужное и активизирует нужные процессы;
2. Способствует целенаправленному отбору информации;
3. Контролирует и регулирует деятельность.
Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее — на собственные мысли, чувства и переживания. Зрение и осязание относится к внешнему вниманию, а слух и обоняние – к внутреннему.
Выделяют следующие виды внимания:
1. Непроизвольное (непреднамеренное);
2. Произвольное (преднамеренное);
3. Послепроизвольное.
Человек рождается с непроизвольным вниманием. Она не зависит от нашего сознания или желания. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.
Вот некоторые объекты, привлекающие к себе непроизвольное внимание:
1. Яркие световые явления (молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет);
2. Неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус);
3. Что-то новое (новое платье у подруги, проехавшая машина новой марки, изменившийся цвет и выражение лица человека, с которым только что разговаривали и пр.);
4. Предметы и явления, вызывающие у человека эмоциональное удивление, восхищение, восторг (картины художников, музыка, различные проявления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки, ласковый штиль или грозный шторм на море и пр.), при этом многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.
Внимание человека может привлекать все, что для него интересно и важно. [5]Флориста привлечет на витрине книжного магазина книга о цветах, визажист не сможет пройти мимо магазина косметики, внимание педагога привлечет группа подростков, гуляющих на улице.
Кроме силы и неожиданности раздражителей, непроизвольное внимание может быть вызвано и контрастом раздражителей. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание. Педагоги часто пользуются этими переходами как средством овладения вниманием учащихся. Если педагог вдруг снизит силу голоса или же замолчит на минуту, то невольно обратит на себя внимание учеников.
Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимание на запах пищи, на звон ложек и вилок, на вид тарелки с едой.
Произвольное внимание – это когда человек ставит себе определенную цель и прилагает усилия, старания для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения и он прилагает усилия (сам, по своей доброй воле) это намерение осуществить.
Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развивалась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовую деятельность.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Развитию и укреплению произвольного внимания способствуют:
1. Осознание человеком значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание.
2. Интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным;
3. Постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания;
Психические состояния в профессиональной деятельности человека
... видов профессиональной деятельности можно выделить такие факторы, влияющие на определенные компоненты психического состояния в профессиональной деятельности человека, как ... психический процесс может перейти в психическое состояние, например, процесс восприятия художественной картины, может перейти в довольно сложное психическое состояние под впечатлением от этой картины. Связь психических состояний ...
4. Словесный отчет, что уже сделано и что еще нужно сделать;
5. Определенная организация деятельности. Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроизвольное внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Например, чтобы решать математическую задачу (писать сочинение), надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание. Однако иногда решение задачи становится для человека столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем — все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности и его уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки и пр. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное или послепроизвольное (постпроизвольное).
[5]
Выделяют 6 свойств внимания:
1. Сосредоточенность;
2. Устойчивость;
3. Избирательность;
4. Объем;
5. Распределение;
6. Переключение;
7. Рассеянность (мнимая и подлинная)
Сосредоточенность – удержание внимания на одном моменте при отвлечении на все остальное.
Например, когда студент пишет конспект, он не реагирует на заданный ему вопрос, для того чтобы не потерять мысль, которую ему надо изложить в тексте. Из этого можно сделать вывод, что студент сосредоточен на мысли, которую ему надо закончить.
Устойчивость – длительное удержание внимания на предмете или деятельности.
Специальные опыты показывают, что при бесцельном и пассивном смотрении на неподвижный предмет невозможно сохранить полное напряжение внимания больше 5 секунд.
Совсем иначе обстоит дело, когда вы смотрите не на неподвижную карту, а на киноэкран, на котором развёртывается действие фильма. В этом случае вы можете долгое время следить за ходом действия без всяких колебаний внимания. [15]
Избирательность – связано с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.
Например, вся семья едет в машине. Папа сидит на рулем, включена музыка, мама рядом рассказывает что-то, дочка на заднем сидении подпевает песню. Несмотря на то, что есть много отвлекающих моментов, папа все равно следит за дорогой, потому что это первое на что он должен обращать внимание в данный момент.
Объем – количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно.
Важнейшим средством для увеличения объёма внимания является выработка уменья воспринимать большими комплексами, т. е. видеть целую группу предметов как одно целое, как «один объект». Увеличение объёма внимания есть не что иное, как расширение участка с оптимальной возбудимостью. Это расширение происходит благодаря слиянию, объединению в одну систему процессов возбуждения, вызываемых одновременно действующими раздражителями.
Некоторые виды деятельности требуют возможно большего объёма внимания. Например, производительность работы наборщика в значительной мере зависит от того, какое количество знаков он может схватить сразу при взгляде на текст, с которого производится набор. Ещё важнее широта объёма внимания при наблюдении в боевой обстановке, где нередко исключена возможность длительно рассматривать объекты, а необходимо мгновенно заметить, узнать, сосчитать их. Большой объём внимания безусловно необходим лётчику.
Диагностика познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. ...
... интеллектуальных и творческих способностей детей 1.1Выявление и развитие творческих способностей детей Обучающиеся в процессе освоения общеобразовательной программы, концертной деятельности, ... Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности: ... ребенка во времени. 4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста ... нными (например: изображение ... Десять разных незаверш ...
Распределение – умение выполнять две и более деятельности одновременно.
Практика показывает, что распределение внимания возможно. Мало того, жизнь на каждом шагу требует от вас распределения внимания. Нельзя, например, записывать объяснения учителя в классе, если не уметь распределить внимание. Учитель не прерывает своего изложения на то время, пока ученик записывает сказанную им мысль. Он продолжает говорить дальше, и ученик должен, записывая одну мысль, в то же время внимательно слушать дальнейшее изложение. Записывание всегда несколько отстаёт от речи учителя, и внимание записывающего должно распределяться между тем, что он записывает, и тем, что говорится в данный момент. [15] Если понаблюдать за самим собой, то можно заметить, что внимание распределяется часто в повседневной жизни в обыденных занятиях: женщины часто готовят и при этом говорят по телефону, водитель во время вождения машины может внимательно слушать пассажира и следить за дорогой, соблюдая правила дорожного движения.
Переключение – сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Некоторые люди могут легко и быстро переходить от одной деятельности к другой и сразу же начинают выполнять её с полным вниманием. Это люди, у которых внимание подвижное, гибкое. Для других переход от одного дела к другому связан с некоторым усилием: им нужно некоторое время, чтобы «собраться с мыслями», «войти в работу». Это люди с мало подвижным вниманием. [15] Например, быстро переключать внимание приходится врачу, оставшемуся на ночном дежурстве: в больницу может поступить человек с ножевым ранением, у кого-то начнется сердечный приступ, а у третьего приступ астмы.
Рассеянность – неспособность сосредоточиться на чем-либо. Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная.
Мнимая рассеянность — это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете. Мнимая рассеянность — результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад.
Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному.
Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. [14] Например, некоторые воспитатели становятся рассеянными из-за большого потока информации: в группе двадцать пять детей, каждому что-то нужно, также нужно донести какую-либо информацию до родителей, а заведующая загружает дополнительной работой в связи с какой-нибудь очередной проверкой или мероприятием.
1.2. Основные закономерности развития внимания у детей дошкольного возраста
Как изучает ребенка воспитатель
... особенностей ребенка, мы выделяем следующие функции: Изучение детей воспитателем детского сада имеет практическую направленность на понимание причин их поведения, определение их склонностей, создание условий для их ... время игровой деятельности, выполнение режимных действий, на прогулке, в процессе которых ребенок может максимально проявить себя. Это возможно объяснить тем, что дети развиваются ...
С самых первых дней жизни у ребенка преобладает непроизвольное внимание: он обращает внимание на резкий звук, реагирует на яркий свет. Появляется «Комплекс оживления» — первая социальная реакция ребенка на взрослого, которая проявляется в улыбке, движении ручек, ножек. Малыш пусть и не долго, но слушает взрослых, хоть и не понимает, что они говорят. Потом малыш задерживает внимание на предметах, которые ему интересны, чаще всего на те, которые предназначены для взрослых людей и которые трудно достать. Самый главный объект внимания у младенца – это мама: ее запах, голос, движения, лицо. Важно, чтобы в первые полтора года жизни ребенка рядом находилась в первую очередь мама. Поэтому ученые рекомендуют отдавать ребенка в детский сад в полтора года.
В раннем возрасте ребенок идет в детский сад и знакомится социальной действительностью и предметным миром. В его жизни появляется воспитатель и много сверстников. Поэтому развитие внимания зависит здесь буквально от всего: от ходьбы, речи, сенсорных эталонов, окружающих его людей. [16] Ведь ребенку, чтобы достать игрушку, которая ему нужна, необходимо приложить немалые усилия: он должен дойти до неё или озвучить свое желание. Ранний возраст – это сензитивный период для развития речи. Поэтому важно в этот период много общаться с ребенком: беседовать, читать стихотворения, сказки, комментировать речью свои действия. Дети обращают внимание на яркие цвета, звуки, интересные предметы. Сенсорика тесно связана с речью: когда ребенок играет с игрушками из необычного материала, происходит развитие моторики рук. Чем мельче предмет, тем мельче моторика. В головном мозге есть речевой центр, который находится рядом с центром, отвечающим за движение пальцев рук. Они взаимосвязаны, поэтому часто говорят, что «речь находится на кончиках пальцев».
В раннем возрасте начинает развиваться произвольное внимание.
Вот наступает дошкольное детство – период от 3-ех до 7-ми лет. Ведущим видом деятельности становится игра. Именно благодаря игре развиваются психические процессы, речь, внимание. Занятия в возрастных группах длятся по-разному – чем старше возраст детей, тем занятие длиннее. В соответствии с СанПиН продолжительность занятий составляет:
1. В младшей группе – 15 минут;
2. В средней группе – 20 минут;
3. В старшей группе – 25 минут;
4. В подготовительной группе – 30 минут.
Это связано с тем, что с возрастом у детей становится более устойчивое внимание, но им тяжело удерживать его дольше положенного времени.
Внимание в дошкольном возрасте имеет определенные особенности:
1. Носит непроизвольный характер (детей привлекают необычные, звучащие игрушки);
2. Внимание и интерес неразделимы (поэтому воспитатели начинают каждое занятие с игрового сюрпризного момента, чтобы вызвать заинтересованность у детей);
3. Ребенок запоминает и воспроизводит непроизвольное (например, какие-то природные явления: дождь, гром, молния; поездку всей семьей в зоопарк);
4. Внимание неустойчиво, мал его объем, слабо его распределение и переключение (дошкольник не может одновременно писать и слушать, как, например, школьник; дошкольнику также тяжелее переключиться с одной деятельности на другую).
Закономерности внимания в дошкольном возрасте заключаются в том, что:
1. Развивается произвольное внимание (по мере взросления у дошкольника развиваются волевые качества и он может сосредоточиться на каком-либо объекте);
2. Развиваются все свойства внимания.
Как результат развития внимания происходит формирование самоконтроля деятельности и поведения ребенка. Он усваивает нормы поведения в обществе, распределяет свою деятельность на время занятия, формируются культурно-гигиенические навыки.
Для успешного развития внимания необходимо соблюдать условия, такие как:
1. Интерес к объекту и деятельности
2. Игровая мотивация через игру;
3. Развитие воли и произвольности поведения.
В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать разные виды деятельности: игровую, трудовую, изобразительную, конструктивную, учебную.
В младшем дошкольном возрасте детям трудно выполнять одну деятельность долго, поэтому занятия и игры длятся не более 10-15 минут. Малыш может сосредоточиться на каком-либо предмете, но стоит сверстнику показать более яркий или функциональный предмет, то внимание переключается. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. Ребенку трудно переключить внимание по требованию взрослого. Но воспитатель пытается направить его внимание. Он постоянно напоминает: «Будь внимателен», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Сосредоточенность на объекте или деятельности будет зависеть от индивидуальных особенностей и интересов. Если малыш любит рисовать, то он может настолько увлечься рисунком, что не сразу услышит взрослого.
Для того, чтобы удержать внимание ребенка дольше, будет лучше, если на занятии воспитатель будет сопровождать свой рассказ не только картинками и иллюстрациями, но и реальными предметами. На занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности нежелательно прерывать увлекшегося ребенка физкультминутками – это может нарушить весь процесс творчества.
В средней группе дети могут выполнять какую-либо деятельность более продолжительно по времени — увеличивается устойчивость и сосредоточенность внимания. Если ребенку интересна деятельность или задание от взрослого, то он может довести дело до конца. Постепенно обогащаются ролевые диалоги и ролевые действия, поэтому игры могут продолжаться до 30 минут. Ребенка начинают привлекать игры с правилами (дидактические и подвижные).
Это является важнейшим показателем развития внимания. Соблюдая правила, ребенок также воспитывает в себе волевые качества.
В старшем дошкольном возрасте внимание колоссально меняется. Занятия длятся 30 минут, игры могут затянуться на час, при этом дети сосредотачивают свое внимание на ролях и действиях без помощи взрослого, воспитатель только наблюдает со стороны. Это связано с тем, что жизненный опыт обогащается и они включают в игры те социальные и семейные моменты, которые отложились у них в памяти. Ребенок может слушать рассказы, сказки, стихотворения от взрослых более сосредоточенно и иногда даже без наглядного материала. На занятиях дети могут рассматривать иллюстрации около 10 минут. Возрастает объем и распределение внимания — ребенок может действовать с несколькими предметами сразу (например, в режиссерской игре ребенок действует с несколькими игрушками).
У старших дошкольников в какой-либо деятельности часто присутствует соревновательный момент: ребенок осознает свои пробелы во внимании и стремится стать лучше сверстника.
Именно в старшем дошкольном возрасте явно наблюдается развитие послепроизвольного внимания: ребенок выполняет какую-то деятельность и спустя время может вернуться к ней. [20] Например, он делает аппликацию по собственной инициативе, но не успевает доделать. После прогулки, обеда, тихого часа он не забывает об аппликации и садится заканчивать свою работу.
И все равно на протяжении всего дошкольного детства ведущим вниманием остается именно непроизвольное. Развитие произвольного внимания целиком зависит от взрослых, которые находятся рядом с ребенком.
Выводы по главе 1
Итак, внимание – это направленность и сосредоточение сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других. Выделяют следующие виды внимания у человека: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание появляется раньше всех: практически с первых дней жизни. Произвольное внимание свойственно только человеку, это отличает нас от животных.
У внимания есть свойства: избирательность, объем, распределение, сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, рассеянность. В детском саду на занятиях и в игровой деятельности воспитатель развивает эти свойства.
В связи с тем, что в бездеятельном состоянии внимание не проявляется, есть только одно средство развития внимания – деятельность. Специальная организованная деятельность в детском саду развивает произвольность внимания и волевые усилия. В результате многократных упражнений на внимание у детей развивается наблюдательность.
В начале младшего дошкольного возраста внимание ребенка обусловливается его интересом к предметам и выполняемым с ними действиями. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной деятельности, поэтому воспитатель организует процесс обучения через игру.
Основной процесс развития внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя свое внимание на предметы и явления.
Несмотря на то, что дети к старшему дошкольному возрасту начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим. Поэтому педагог должен поддерживать внимание детей через элементы игры, частую смену деятельности и практические задания.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностики изучения внимания у детей младшего дошкольного возраста
Диагностика в детском саду – это проверка знаний и умений детей, целью которой является получение данных о развитии ребенка. Если в результате выявляются недочеты, организуется работа по исправлению пробелов в развитии.
Важность проведения диагностирования отмечают специалисты в области дошкольного образования: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.С. Мухина,Е.А. Стребелева и др. [6]
Диагностика проводится 2 раза в год: в сентябре и мае. В начале года младшей группы педагог знакомится с детьми и делает на основе диагностики выводы: что не вызовет затруднений у малышей, что им будет сложно. Обязательно учитываются индивидуальные особенности детей, ведь у них всех разные интересы. В конце года выявляется, что дети усвоили в процессе воспитательно-образовательной работы, воспитатель оценивает эффективность своей работы в течение года и составляет работу по коррекции пробелов и недочетов.
Вся диагностика должна проходить в игровой форме, т. е. педагог ставит для себя дидактическую задачу, а перед ребенком – игровую, чтобы малыш не чувствовал, что его оценивают и обстановка была неловкой и давящей.
Методика «Найди и вычеркни» (Р.С. Немов).
[8]
Цель: исследование продуктивности и устойчивости внимания.
Ребенку демонстрируют карточку. На ней в случайном порядке представлены изображения несложных фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флаг (могут быть другие фигуры).
[Приложение 1] Воспитатель объясняет ребенку задание:
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в данной диагностике дает ребенку поручение находить и различными методами зачеркивать какие-либо два различных предмета, к примеру звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие указания.
Методика «Зрительный диктант» (Т.Д. Марцинковская).
[4]
Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые рисунки (не по порядку).
Показатели:
- Для малышей 2—2,5 лет — найти два повторяющихся рисунка;
- Для малышей 3—4 лет — найти две повторяющиеся картинки;
- Для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.
Объяснение: «Вот тут, на табличке, рисунки. Взгляни и закрой все однообразные (к примеру, домики).
Как можно быстрее. Постарайся все сделать правильно».
Скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты.
Методика «Времена года». [7]
Цель: исследование сосредоточенности внимания, наблюдательности.
Ребенку демонстрируют картинку [Приложение 1] и просят, взглянув на данную иллюстрацию, назвать, какое время года изображено на каждой части предоставленного рисунка. За отведенное время — 2-3 минуты — малыш должен не только назвать времена года, но и обосновать свой ответ, выделив признаки каждого сезона.
Оценка результатов:
10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов — ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Методика «Парные картинки». [11]
Цель: изучение умения у ребенка концентрации внимания на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.
Процедура проведения: перед ребенком выкладывают иллюстрации (либо предметы).
Такой же набор есть и у взрослого. Ребенку предъявляют иллюстрации, дают найти аналогичную и объяснить, что на ней изображено.
Критерии оценки:
Ребенок верно объяснил, что изображено на картинах, и нашел пары — 2 балла.
Ребенок верно назвал 3—5 изображений, но испытывал сложности в процессе выполнения задания — 1 балл.
Ребенок назвал меньше 3-х изображений на картинах, не сумел подобрать пары — 0 баллов.
Методика «10 слов» (А.Р. Лурия).
[13]
Цель: изучение произвольного внимания, наблюдательности, активности внимания, памяти.
Стимульный материал: 10 слов для запоминания (для младших дошкольников слова должны быть короче и проще в произношении).
Воспитатель объясняет ребенку суть задания: «Сейчас я буду называть слова. Слушай внимательно, не отвлекайся. Когда я закончу читать, повтори слова, которые запомнишь». Слова читаются медленно, четко, правильно.
Критерии оценки: подсчитывается число слов, воспроизведенных ребенком. На этом делается вывод, какой уровень развития у ребенка внимания и памяти.
Таблица 1: Оценка результатов методики «10 слов»
Уровни развития |
Возраст |
|
Дети 3-4 лет |
Дети 4-5 лет |
|
Низкий уровень |
До 2 слов |
До 3 слов |
Средний уровень |
3-4 слова |
4-6 слов |
Высокий уровень |
Более 4 слов |
Более 6 слов |
Методика «Чего не стало?» [9]
Цель: исследование объема, избирательности, распределения внимания, памяти и наблюдательности.
Ход: перед ребенком раскладывают 6 игрушек и спрашивают у малыша их названия, потом ребенок закрывает глаза, а педагог убирает две игрушки. «Игрушки хотят сыграть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глаза, нужно будет определить, каких игрушек нет».
Критерии оценки:
Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки либо не понял объяснение — 0 баллов.
В Протоколе записывается, сколько игрушек смог запомнить ребенок.
Оценка результатов:
Высокий уровень —8—12 баллов.
Средний уровень —5—7 баллов.
Низкий уровень — 0—4 балла.
Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов).
[8]
Цель: изучение сосредоточенности, устойчивости внимания. Кроме того, в помощью этой методики определяется уровень развития наблюдательности ребенка и умение излагать свои мысли.
Вначале ребенку демонстрируют иллюстрацию. [Приложение 1] На ней изображены необычные явления с животными и предметами. Во время рассматривания картинки педагог рассказывает ребенку суть задания:
«Внимательно взгляни на данную иллюстрацию и скажи, все ли тут располагается на своем месте и верно нарисовано. Если ты увидишь здесь что-то необычное и неправильное, то укажи на это и разъясни, почему не должно быть так. Потом расскажи, как все должно быть на самом деле».
В начале малыш элементарно называет все нелепости и показывает их на иллюстрации, а вслед за тем разъясняет, как на самом деле должно быть.
Время на выполнение задания – пять минут. За это время малыш обязан подметить как возможно более абсурдных явлений и объяснить, что не так, почему и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов:
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (5 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл – очень низкий.
2.2. Рекомендации по развитию внимания у детей младшего
дошкольного возраста