Воспитание ребёнка в школе и семье

Сегодня семья играет определяющую роль не только в формировании личности ребенка, но и общества в целом. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитательной среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» и Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается, что в основу национального воспитания должны быть положены принципы единства семьи и школы, преемственности и единства поколений. Школа должна продолжать семейно-семейное воспитание, работать в тесном контакте с родителями, налаживать взаимосвязь между школой и семьей, потому что это — основа, предпосылка повышения активности обучения и воспитания.

Проблема взаимоотношений семьи и школы возникла относительно недавно в педагогике. К ХХ в. в зарубежной и отечественной педагогике существовало четкое разделение воспитания семейного и воспитания в учебном заведении.

Дети получают образование, воспитываются и учатся не только в школе. Их развитие продолжается и вне стен школы и прежде всего — в семье. Семья — один из главных воспитательных институтов, значение которого в формировании личности ребенка трудно переоценить. Только в семье, под руководством и с помощью родителей ребенок познает окружающий мир во всех его сложностях и многогранных проявлениях, здесь проходит ее общественное становления, формируется мировоззрение и эстетические вкусы.

Взаимоотношения школы и семьи имеют длительную историю. Как любая история начинается с первых шагов, а любое здание — с фундамента, так и становления человеческой личности берет начало в семье. Значение родителей в развитии личности ребенка переоценить невозможно, ведь родители составляют первую окружения ребенка, в котором она приобретает важный жизненный опыт, знания о себе и познает окружающий мир; здесь проходит ее гражданское становление, формируется мировоззрение.

Объект –процесс воспитания ребенка.

Предмет – специфика воспитания ребенка в школе и в семье.

Цель – провести теоретический анализ проблемы воспитания ребенка в школе и в семье.

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу и раскрыть сущность процесса воспитания;

2. Изучить приоритетные направления воспитания ребенка;

3. Провести анализ специфики взаимодействия семьи и школы как важной составляющей формирования личности ребенка;

10 стр., 4765 слов

Отношение к детям в семье: от древности до наших дней

... отношения в их историческом развитии, достижения и недостатки воспитания детей в различные эпохи. Внимательный анализ поможет нам разобраться в процессе эволюции семьи и предугадать её дальнейшее развитие. Кроме того, в современном варианте семьи отношение к детям ...

4. Рассмотреть проблему единства семьи и школы в улучшении учебно-воспитательного процесса и учебных достижений учащихся.

Методы работы – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания ребенка в семье и в школе, анализ и обобщение педагогического опыта по теме исследования.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vospitanie-v-shkole/

1. Багдасарьян И.С., Дмитриев А.А., Упоров Д.В. Межличностные отношения в семье: диагностика и управление. СПб.: Изд-во «ИП Никифорова», 2010. – 270 с.

2. Баринова Е.С. Исследование психологической культуры семьи сквозь призму семейных отношений // Карабанова О.А., Захарова Е.И., Чурбанова С.М. (ред.) Психологические проблемы современной семьи. Сборник тезисов — Москва — Звенигород, 30 сентября — 4 октября 2015 г. С. 312-320

3. Биде А. И. Процесс воспитания глазами ребенка / А. И. биде; Отв. ред. Г. В. Луценко // Педагогика и конкретные методики. — Черкассы: «Изюминка», 2006. — С. 109.

4. Бурмистрова Н. Рекомендации родителям будущих первоклассников. // Ребенок в детском саду, 2014, №4, с. 66.

5. Вислова А.Д. Семейная психология и педагогика. Нальчик: КБГУ, 2004. — 27 с.

6. Воронина О.И. Проблемы педагогического образования современных родителей дошкольников в системе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи // «Современная семья и проблемы семейного воспитания». Минск, 2008. С. 67-74

7. Докукина Е.М. Взаимодействие школы и семи в формировании нравственных основ поведения младших школьников. — М .: Институт педагогики АПН 1993. — 152с.

8. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. — 176 с.

9. Еремкина И.А. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка // I Региональная научно-практическая студенческая конференция «Проблемы теории и практики психологии развития». URL: http://econf.rae.ru/article/8004 (дата обращения: 24.11.2016).

10. Захарова Е.И. (ред.) Психологические проблемы современной семьи. Психологические проблемы современной семьи: материалы 4-й международной конференции. 21-23 октября 2009г., Москва: Тезисы конференции/Под ред. Е. И. Захаровой, О. А. Карабановой. — М.: МГУ, 2009. — 803 с.

11. Ивлева, В.В. Семейная психология [Текст] / В.В. Ивлева. – Минск: Современная школа, 2006. – 606 с.

12. Игошев Б.М., Ларионова И.А., Байлук В.В. (ред.) Семейная самореализация личности: семейное воспитание и самовоспитание студентов Часть 2. Материалы студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 16 марта 2005 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — Часть 2, — 78 с.

13. Макаренко А.С. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4. М.: Правда, 1987. — 575 с.

14. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. М.: Айрис-пресс, 2006 г., 144 с.

15. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. Волгоград: Учитель, 2010. -123 с.

7 стр., 3370 слов

Роль семьи и школы в воспитании и развитии ребенка

... адаптированности; Неразвитость чувства эмпатии; Попадание в группы трудных детей; Возникновение различного рода девиаций. Рассматривая проблему взаимодействия семьи и школы в воспитании детей, нельзя обойти вниманием такой вопрос, ... роль играет и такая заблуждение многих учителей, как то, что хорошую учебу ребенка, удовлетворительное (не говоря уже о высоком) материальное положение семьи ...

16. Мухаметзянова Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя: Автореф. дис. … Канд. пед. наук: 13.00.01 / Ф.Ш. Мухаметзянова. — Казань, 1995. — 207 с.

17. Обозов Н.Н. Психологическая компетентность отношений / Н.И. Обозов. — СПб. Школа практического психолога, 1995. — 33 с

18. Оржеховская В.М. Взаимодействие учебного заведения и семьи: стратегии, технологии и модели. — М .: Издательство «Точка», 2007. — 192 с

19. Пухов С.В. Психологические типы отношений в семье // Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23-24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2015. С. 80-89

20. Родительское собрание / Т. В. Виноградова. — М .: Изд. группа «Основа», 2006. — с. 237.

21. Рощевская Е. В. Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка // Материалы международной научно-практической конференции 20–21 января 2011 года. – Пенза – Витебск – Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. С. 90-95

22. Стожарова М. Как помочь родителям трудных детей? // Реб енок в детском саду, 2004, №2, с. 82.

23. Сурженко Л. Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик. СПб. Питер, 2011. — 240 с.

24. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / А. Сухомлинский — М.: Просвещение. — 1978. — 263 с.

25. Ткаченко И.В. Личностно развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология. М.: ≪КРЕДО≫, 278 с.

26. Уроки психологической культуры. Ростов-на-Дону, 2010. 28 с.

27. Цуркан Л. Формы работы с родителями / Людвига Цуркан // Директор школы. — 2010. — №5. — С.56-59.

28. Ширина А.И., Люднова С.И. Семьи бывают разными. Уметь работать нужно со всеми. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 111.

Общий объем:

Год: 2018