§ 4. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Ценностные ориентации личности поэтому не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями.
Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в процесс воспитания имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему гуманистических ценностных ориентаций, которые характеризуют ее мотивационно-ценностное отношение.
Чтобы ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего существования, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий.
социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
Психологический механизм интериоризации позволяет понять динамику духовных потребностей личности. Деятельность, осуществляемая личностью при определённых условиях, создает новые объекты, которые вызывают новую потребность. Если в педагогическую систему «учитель – учащийся» ввести определенные факторы, которые стимулируют самодеятельность воспитанника, то он будет находиться в условиях расширенного формирования духовных потребностей. Учащийся, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей деятельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их во внутренние состояния. Отобранный объект переходит в потребность, т.е. срабатывает механизм интериоризации.
Интериоризация личностью общечеловеческих ценностей в процессе осуществления учащимся оценочной деятельности помогает ему спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования и самовоспитания, и реализовать ее на практике. Новые объекты деятельности становятся новой потребностью — происходит экстериоризация. Характерной особенностью этого процесса является то, что здесь проявляется в своеобразной форме действие закона отрицание отрицания: одна потребность отрицает другую, хотя и включает ее в себя на более высоком уровне.
Мотивация деятельности личности в организации
... поведение и активность человека. Рассмотрению всех этих факторов и посвящена данная работа. 1. Мотивация деятельности личности в организации 1.1 Формы и факторы мотивации персонала в организациях ... стимулировании, теряет ценность и нематериальное стимулирование. Кроме системы материального стимулирования в организациях используется дополнительная система нематериальной мотивации сотрудников, ...
Восприятие и интериоризация личностью, перевод во «внутренний план» общечеловеческих ценностей и выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на уровне осознания (когнитивном).
В этом процессе активную роль играют эмоции. Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается многочисленными исследованиями. В них показано, что социальные ценности воспринимаются не только сознанием, рациональным мышлением, но прежде всего чувствами. Даже понимание общественного значения не просто «сопровождается», а «окрашивается» чувствами. Участие чувств определяет реальность принятия этого значения личностью, а не просто его понимание. Таким образом, интериоризация общечеловеческих ценностей требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного, рационального и практического (готовность к деятельности), социального и индивидуального в личности.
Такое единство характеризует достаточно высокий уровень развития ценностных ориентаций личности, что позволяет ей избирательно относиться к окружающим явлениям и предметам, адекватно воспринимать и оценивать, устанавливать не только их субъективную (для себя), но и объективную (для всех) ценность, т.е. ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.
Можно выделить два способа организации воспитания как целенаправленного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей. Первый заключается в том, что стихийно сложившиеся и специально организованные условия избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Такой способ организации процесса интериоризации общечеловеческих ценностей основывается на естественном усилении тех побуждений, которые по своему содержанию выступают как бы в качестве исходного момента (например, интерес к чтению).
Это предполагает стимулирование деятельности в основном изменением внешних условий воспитания.
Второй способ организации воспитания с целью интериоризации общечеловеческих ценностей состоит в усвоении воспитанником предъявленных ему в «готовом виде» побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам учащийся должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими. Это облегчает воспитаннику внутреннюю смысловую работу и избавляет его от стихийного поиска, связанного нередко со множеством ошибок. Данный способ опирается на содержательно-смысловую переработку действующей системы мотивов. Он предполагает ее стимулирование изменением внутриличностной «среды» через сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.
Общечеловеческие ценности иллюзия и реальность
... отрицают культуру, общечеловеческие ценности, противопоставляя им высоту христианского идеала. Они склонны создавать субкультуру, не чувствуют ответственности за состояние и развитие гражданского общества. ... по отношению к слабым: старикам, детям, инвалидам, религиозным меньшинствам и к самому маленькому меньшинству - отдельному человеку, который может оказаться беззащитным перед государством или ...
Полноценная организация воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей требует использования и первого и второго способов. Это связано с тем, что оба они содержат в себе достоинства и недостатки. Недостаточность первого способа состоит в том, что, даже организуя воспитание в соответствии с теми или иными психолого-педагогическими условиями, нельзя быть уверенными, что сформируются именно требуемые по содержанию гуманистические побуждения. Вот почему его необходимо дополнить вторым способом, согласно которому воспитанникам предъявляются требования, нормы поведения и идеалы, имеющие социальную ценность, объясняется их смысл и необходимость. В то же время недостаточность второго способа связана с возможностью чисто формального усвоения требуемых побуждений.
Воспитание, ограниченное предъявлением формальных требований, не учитывает, что их выполнение легко может оказаться внешним. С.Л.Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление к ним, а формирование внутренних устремлений, отвечающих моральным требованиям, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы нравственное поведение. Гуманистическое воспитание имеет в качестве внутреннего условия собственную нравственную работу воспитуемого. С достижением необходимого уровня развития мотивационно-ценностного отношения образуются механизмы саморегуляции и самоактуализации, которые создают новые возможности формирования гуманистической направленности личности.
§ 5. Движущие силы процесса воспитания
Обращение к движущим силам процесса воспитания позволяет понять его как процесс постоянного изменения, движения, развития. Важно учитывать, что в процессе своего развития ребенок входит в бесконечное число отношений со сложным миром окружающей действительности. Никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, так как изменяется сам ребенок, вступая в новые отношения; возрастают и усложняются социальные функции воспитательного процесса; постоянно изменяются требования к подрастающему поколению.
Движущей силой всякого развития является разрешение, преодоление внешних и внутренних противоречий. Разрешение противоречий становится тем механизмом, который и обеспечивает движение процесса воспитания.
Внешние противоречия, Интеграция
На разных этапах развития воспитания как процесса позитивную роль могут играть как интеграционные, так и дезинтеграционные тенденции. Так, на этапе становления системы интеграция способствует созданию личностно-развивающей среды, усвоению учащимися норм и способов деятельности и общения, служит своеобразным средством социальной защиты. В то же время на других этапах излишняя упорядоченность может сдерживать активность личности, ее возможности в самоопределении, развитии себя как творческой индивидуальности. В этом случае элементы стихийности несут в себе новизну, возможности свободного выбора и т.д.
Социальная адаптация как часть процесса социализации личности
... аспекта: биологический и психологический. Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Цель данной работы - рассмотреть социальную адаптацию как часть процесса социализации личности. 1. Место социальной адаптации в процессе социализации личности Термин «адаптация» (от лат. - приспособляю) ...
Самым нестабильным элементом процесса воспитания является ее субъект — человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Воспитание объективно сдерживает его автономность, так как надо выполнять нормы, принятые в школе, функциональные обязанности и т.д. Причины неприятия учеником или учителем «образа школы» могут быть различны: девиантные привычки, невысокий уровень культуры, индивидуализм, эгоизм. В этом случае преодоление противоречия способствует устойчивости воспитательного процесса, так как человек подчиняется традициям, авторитету и т.д.
В другом случае, например, наличие или появление в школе творческого, нестандартно мыслящего педагога или ребенка, дезинтегрирующий элемент стимулирует обновление воспитательного процесса. Наиболее ярко это противоречие проявляется в периоды интенсивного развития воспитательной системы, когда диапазон выбора видов и форм деятельности наиболее велик. В этом случае человек склонен подчиниться системе, ибо чувствует себя ее творцом. Развитие воспитательного процесса поэтому является условием развития личности.
В качестве элемента стимулирующего развития воспитательного процесса выступают социально-политическая ситуация, общественные ценности. Их резкое изменение способно разрушить сложившиеся цели и задачи воспитания. В то же время изменение политической и общественной ситуации заставляет коллектив школы самостоятельно определять ценностные ориентации, что делает воспитательную систему более индивидуальной, более устойчивой по отношению к меняющейся социальной среде.
Наконец, важным элементом дезинтеграции может стать ситуация, т.е. состояние процесса воспитания в определенный промежуток времени. Наиболее типичным является противоречие между ситуациями, складывающимися в учебной и внеучебной работе. Нередко интересно организованная деятельность после уроков, благодаря которой дети имеют возможность проявить себя как творческие личности, противоречит скучным урокам. И наоборот, познавательная деятельность на уроках, увлекательная для многих ребят, противоречит неинтересной, формально организованной внеурочной работе. И та и другая ситуации могут активизировать развитие воспитательного процесса.
К внешним противоречиям относятся противоречия, возникающие между целенаправленным, организованным воспитанием в школе и семье и стихийным влиянием социального окружения; между установками школы и устремлениями, патриархальными традициями семьи; между требованиями общества к подрастающему поколению и реальными условиями социально-экономического обеспечения, защиты семьи и детства. Внешние противоречия и особенности их разрешения могут существенным образом повлиять на характер процесса воспитания.
Внутренние противоречия
Успех разрешения такого противоречия будет зависеть от того, в какой мере воспитатель знает индивидуальные, психологические особенности своих воспитанников, их потребности, запросы, ценностные ориентиры и жизненные устремления.
Одним из основных источников развития человека как личности становится противоречие между потребностями и способами их удовлетворения. Если потребность удовлетворяется соответствующими предметами или действиями и в необходимом объеме, но противоречие снимается на ранних стадиях. В реальной жизни бывает так, что потребность удовлетворяется не сразу и не в полной мере.
Эстетическое воспитание в урочной деятельности
... становления личности в целом, но и развития всех сторон воспитания. Эстетическое воспитание в школе начинается еще с начальной школы в процессе изучения родного языка, подходящих возрасту литературных произведений, а также на уроках музыки, рисования, природоведения. На уроках учащиеся ...
К внутренним противоречиям относится и противоречие между новыми более сложными задачами, поставленными перед школьниками, и наличием прежнего опыта и мотивов поведения. В воспитании важно создавать такие противоречия – ситуации, которые были бы посильны для разрешения учащимися, соответствовали их возрасту, уровню воспитанности, пониманию задач воспитания.
§ 6. Закономерности и принципы гуманистического воспитания
Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.
В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром. Однако эти отношения опосредованы взрослыми людьми, семьей, коллективом, обществом. В то же время только анализ содержания развивающейся деятельности ребенка может объяснить ведущую роль воспитания, воздействующего на деятельность ребенка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего развитие его психики и сознания.
Закономерности и метапринципы воспитания.
природосообразность воспитания
Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы своего « Я» и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности к природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.
Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания — принцип его культуросообразности .
Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.).
Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и характер социализации.
Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода как метапринципа гуманистического воспитания.
Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход как метапринцип воспитания требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству — это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.
Педагог как организатор образования и воспитания личности
... сам процесс творения, создания произведения, отражающего его сущность, мысли, видение мира. Поэтому и является актуальностью на данном этапе развития общества то, что педагог не только организатор образования, но и воспитания социально-значимой личности. ...
персонализации педагогического взаимодействия
Принцип полисубъектного (диалогического) подхода предполагает преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Естественно, что при этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога, связанные с его отношением к учащимся, к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности.
Диалогизация педагогического процесса — это не возврат к «парной педагогике», поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач к постепенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции в обучении и появления отношений партнерства между ними. Перестройка форм сотрудничества, связанная с изменением позиций педагога и учащегося, приводит к возможности самоизменения субъекта обучения, самостоятельно прокладывающего себе пути саморазвития.
В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.
профессионально-этической взаимоответственности
Сущностная специфика выделенных метапринципов воспитания состоит не только в передаче некоторого содержания базовых знаний и формировании соответствующих им умений, но и в совместном личностном и профессиональном развитии участников процесса воспитания.
Метапринципы гуманистического воспитания — это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, представляя собой иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и реализуется только при условии осуществления всех остальных принципов.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ...
... становление правосознания старшеклассников. Предмет исследования: процесс правового воспитания старшеклассников в работе педагога через внеклассную деятельность. Цель исследования: раскрыть психолого-педагогические основы правового воспитания старшеклассников в деятельности школьного педагога. Гипотеза исследования: правовое воспитание старшеклассников к деятельности педагогов-воспитателей будет ...
В реальной педагогической практике, кроме указанных выше закономерностей и метапринципов воспитания, важно учитывать более частные принципы организации воспитательной работы, которыми учитель, воспитатель руководствуются в повседневной педагогической деятельности.
принцип воспитания детей в коллективе.
Коллектив воспроизводит для индивидуального сознания существенные характеристики и особенности, присущие общественной системе в целом. Будучи целесообразной формой организации образа жизни и деятельности учащихся, коллектив дает им богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личности. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности, товарищеская взаимопомощь и другие социально ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, формируются организаторские умения, навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее гармоничного развития.
принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой.
Необходимость связи процесса воспитания с производственной практикой обусловлена тем, что она является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности.
Соединение воспитания с трудом на общую пользу
Труд создает материальную основу для развития задатков и способностей, для формирования мировоззрения и морального облика личности. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако, как неоднократно подчеркивал А.С.Макаренко, труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в воспитании новых мотивов поведения. Воспитывают социальное и интеллектуальное содержание труда, его включенность в систему общественно значимых отношений, организация и нравственная направленность.
принцип эстетизации детской жизни
В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
Педагогическое управление направлено на развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей. На определенном возрастном этапе воспитанник в полной мере начинает проявлять себя как субъект деятельности, в том числе по совершенствованию себя как личности.
Начиная организацию детской деятельности со всемерного поощрения и развития инициативы и самодеятельности школьников, необходимо постоянно корректировать стиль отношений с ними в соответствии с их возрастающей самостоятельностью. В то же время следует избегать идеализации сил и возможностей детей, стихийности и самотека. В стремлении к развитию детского самоуправления необходимо ставить увлекательные цели и вызывать потребность в коллективной деятельности; отказаться от чрезмерной регламентации, ненужной опеки, администрирования, подавления инициативы, самостоятельности и творчества; опираться на доверие, разнообразить виды поручений; обеспечивать своевременную смену позиций руководства и подчинения.
«Музыкальное развитие ребенка в ДМШ и ДШИ, как средство ...
... актуальность работы вызвана требованиями к музыкальному уровню развития детей, как составляющая гармоничного развития их личности. Таким образом, целью данной работы является: Определить значение музыки в эмоциональном развитии Определить важность музыкального развития ребенка в ДМШ ...
уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.
Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А.С.Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.
согласованности требований школы, семьи и общественности.
Условиями осуществления этого принципа являются следующие: обеспечение системы в предъявлении требований; последовательное усложнение требований; закрепление и совершенствование ранее предъявлявшихся требований; настойчивость в предъявлении требования.
принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости.
принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.
На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется общественное мнение, которое выполняет регулирующие функции в системе коллективных и межличностных отношений. Сила и авторитет общественного мнения тем выше и влиятельнее, чем больше сплочен и организован ученический коллектив. Он складывается не сам собой, а под руководством учителей и в результате совместных целесообразно организованных коллективных действий.
Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе целостного педагогического процесса, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и умаление роли других неизбежно приводят к снижению эффективности педагогического процесса в целом.
При изолированном рядоположенном рассмотрении действия принципов процессов воспитания и обучения не раскрываются диалектика, взаимодействие и борьба противоположных сил и тенденций в целостном педагогическом процессе. Так, принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности и посильности; принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием управляющей роли педагога; принцип прочности и действенности результатов, в свою очередь, предполагает обеспечение сознательности и активности и т.д.
Вопросы и задания
1. Дайте определение понятий «воспитание» и «воспитательная работа».
2. Каковы цели и задачи гуманистического воспитания?
3. Дайте аксиологическую характеристику личности в контексте идей гуманистического воспитания.
4. В чем сущность мотивационно-ценностного отношения личности?
5. Раскройте сущность воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей.
6. Каковы движущие силы процесса воспитания?
7. Назовите ведущие закономерности и метапринципы процесса воспитания.
8. Охарактеризуйте основные требования частных принципов гуманистического воспитания.
7. В чем проявляется взаимосвязь принципов воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе?
Требования к личности менеджера и структура управленческой деятельности
... сформулировать эти условия в виде требований к знаниям и умениям менеджера. Целеполагание. понимать психологическую значимость и ... верхним уровнем администрации. Функциональная базируется на иных принципах, она возникла с развитием специализации работы, ... план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы ...