Воля представляет собой, прежде всего, социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения, который выражается в побуждении к волевым действиям, и непосресдтвенно совершается на основе социально сформированных понятий и представлений. Самосознание личности и его влияние на формирование жизненного пути сегодня является одной из важных задач в изучении психологии личности.
Дело в том, что формирование индивидуального сознания современного человека в основном строится по принципу освоения накопленного богатого культурного опыта, а также череду собственных открытий, иначе освоение будет поверхностным и формальным
Процесс становления современной личности включает в себя, поэтому как неотъемлемый компонент формирование сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности, которая под влиянием внутренних и внешних факторов участвует в формировании своего жизненного пути в социуме.
Таким образом, личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого.
Актуальность данной работы состоит в том, что сегодня связь самосознания и уровень овладения им позволяют субъекту, как можно более эффективно воздействовать при помощи воли на формирование своего жизненного пути.
Объектом исследования является волевая сфера личности.
Предметом исследования является процесс влияния волевой сферы на поведение личности.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между волевой сферой и её влиянием на поведенческую активность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие личности и воли
2. Выявить взаимосвязь воли и самосознания
3. Определить взаимосвязь воли и мотивации
4. Проиллюстрировать использование взаимосвязи воли и мотивации
Данная работа по своей структуре состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретико – методологические основы исследования воли и самосознания личности . Во второй главе рассматривается влияние воли на организацию поведения. В заключении подведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования.
Личность и ее формирование
... личности 440 руб. Реферат Критерии сформированной личности 280 руб. Контрольная работа Критерии сформированной личности 210 руб. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Концепция Л. И. Божович ...
Глава 1. Теоретико – методологические основы исследования воли и самосознания личности
1.1 Понятие личности и воли
Поведение человека не определяется инстинктивными импульсами, а опосредуется сознанием личности, ее ценностной направленностью. Воля индивида системно организует все его психологические процессы, трансформируя их в соответствующие волевые состояния, обеспечивающие достижение поставленных целей. Как социально обусловленное психическое образование воля формируется в социальной практике, трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми, условиях систематического социального контроля над социально значимым поведением личности. Формирование воли — переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности.
Понятие «личности» в современной науке чрезвычайно многопланово, так как личность является объектом для изучения в ряде наук, таких как философия, социология, психология, этика, эстетика, педагогика. Каждая данных наук изучает личность именно в своем специфическом аспекте. Сегодня также существуют очень близкие к личности понятия, такие как: «человек», «индивидуальность» и «индивид».
Однако их коренное отличие состоит в том, что личность понятие более широкое и включает в себя значительно больше аспектов, которые связаны непосредственно с социумом. Дело в том, что жизнь и деятельность человека очевидно обусловлены единством, а также постоянным взаимодействием биологического фактора и социального, при непременного ведущей роли социального фактора.
Это происходит потому, что никакой личный опыт индивидуума не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировалось логическое мышление, а также самостоятельно сложилась система понятий. Поэтому, люди последующих поколений начинают строить свою жизнь в мире явлений и предметов уже созданных их предшествующими поколениями. Следовательно, участвуя в труде, а также в различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те самые специфические способности, которые уже в целом сформировались у человечества на определенном этапе развития цивилизации.
Сознание человека и общение через речь не передаются людям при рождении как биологическая наследственность, а формируются прижизненно и при этом на постоянной основе.
Деятельность человека осуществляется системой действий. Действие — структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Действие является произвольным, преднамеренным, психически опосредованным актом. Преднамеренность проявляется в том, что перед каждым действием субъект предварительно решает, что сформированный им психический образ действия и будущего результата-цели соответствует его собственному мотивационному состоянию; действие приобретает для субъекта личностный смысл, у субъекта формируется целевая установка. Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий — характер и последовательность операций. Операция — структурная единица действия. В сложной деятельности отдельные действия выполняют роль операций. Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия.
Приступая к той или иной деятельности, человек предварительно ориентируется в ее условиях, обследует обстановку в целях выработки плана действий. При этом устанавливаются отношения между элементами ситуации, определяются их значение, возможности их комбинации для достижения цели.
Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека
... творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах: 1) принципе материалистического ... генетически. Известный советский физиолог П. К. Анохин показал, что действия животных и человека определяются их потребностями. Например, недостаток воды в организме ...
Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средствах называется ориентировочной основой деятельности. Эффективность деятельности человека зависит от содержания ее ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентировочной основой, которая специально формируется при обучении индивида.
При осуществлении деятельности субъект вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, достигаются определенные промежуточные результаты, значимость которых подвергается эмоциональной и логической оценке. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также навыками и умениями субъекта деятельности.
Поэтому в науке используется, так понятие «индивид» используется в отношении человека как биологического организма, носителя общих генотипических наследственных свойств вида, а понятие «личность» используется для открытия его социально-психологической сущности.
Таким образом, личность формируется в результате постоянного усвоения человеком разнообразных общественных форм сознания, а также поведения, анализа общественно-исторического опыта, так как личностью мы становимся только под влиянием жизни в социуме на основе процессов обучения, общения и воспитания.
Сегодня в науке существует множество понятий личности. Наиболее корректными из них, несмотря на то, что они делают акцент на разные аспекты личностной проблематики, так Ананьев Б. Г. определяет личность — субъект труда, познания и общения. Кон И. С. Рассматривает личность как специфическую интеграцию социальных ролей. Ковалев А. Г. определяет личность как сознательного индивида, занимающего определенное место в обществе и выполняющего определенную общественную роль.
Человек в процессе своей деятельности, даже при работе на конвейере, когда человек является лишь функциональной единицей, тем не менее он обладает определенными способностями к деятельности и претендует на уникальность всегда, в следствие качественной специфичности и индивидуального подхода к процессу управления.
Нужно отметить, что именно личность является особым целостным образованием. Многие психологи по мере изучения личности предлагали различное описание структур личности Э. Берн, 3. Фрейд, В. А. Ядов К. Юнг, и другие.
В отечественной психологии сегодня наиболее наглядной для изучения является структура личности, данное Платоновым К. К.
Платонов выделяет в личности четыре ключевых и две наложенных подструктуры.
Во-первых, это подструктура направленности личности.
Она включает в себя такие осознанные мотивы как: потребности, мировоззрение, убеждения, интересы, идеалы, а также неосознанные мотивы, такие как влечения и установки. Данная подструктура всегда формируется прижизненно в основном с помощью воспитания.
Во-вторых, это подструктура опыта. К данной структуре относятся умения, навыки и привычки, а также знания, которые формируются всегда прижизненно, в основном с помощью обучения.
Язык в становлении личности человека
... понятия "язык" и "речь", отделили социальное от индивидуального, исторически развивающуюся систему языка и особую деятельность человека. Язык как ... и оценок, этики и эстетики, веры и убеждений, концепции времени и пространства. Разграничение языка и речи необходимо учитывать при обсуждении роли ( употребления, назначения, использования ) языка в человеческом обществе, в становлении личности, ...
В-третьих, это подструктура форм отражения, которая включает в себя различные психические процессы, такие как ощущение, память, восприятие, а также мышление и воображение, и кроме того внимание, а также эмоционально-волевую сферу как специфическую особую форму отражения.
В отличие от первых подструктур эта является врожденной, однако продолжает развиваться прижизненно.
В-четвертных, это биологическая подструктура. Данная подструктура включает в себя половые, возрастные особенности личности, свойства темперамента, а также патологические изменения. Данная структура тоже претерпевает постоянные изменения в ходе жизни человека, она тесно связана с состоянием здоровья, а также особенностями жизнедеятельности.
Таким образом, если анализировать структуру личности, то можно отчетливо видеть, что все ее подструктуры оказываются под подавляющим влиянием общества.
Формирование личности в процессе своего развития в социуме называется социализацией. Социализация представляет собой такой процесс, где формирования личности происходит в определенных общественных условиях, под воздействием которых происходит процесс усвоения человеком определенного социального опыта. В дальнейшем человек преобразует свой социальный опыт в формировании собственных ценностей и ориентаций, а затем, избирательно вводит в систему своего поведения те нормы, а также шаблоны поведения, которые в данный момент приняты в обществе или социальной группе.
Таким образом, особенности нравственности и индивидуального поведения, убеждений человека в значительной мере определяется тем набором норм, которые в данный момент приняты в обществе.
Сложная структура личности в этом процессе накладывается на структуру сознания, которое объединяет сознательные и бессознательные компоненты в ходе восприятия окружающего мира, а кроме того и самосознание, которое подразделяется на самопознание и самоотношение.
1.2 Воля и самосознание
Самосознание является одной из фундаментальных проблем психологии. С помощью самосознания человек не только выделяет себя из окружающего мира, но и противопоставляет себя ему.
Субъект осознает себя как личность, оценивает свои особенности и определенным образом относится к себе. Причем осознание себя происходит не как осознание чего-то абсолютно обособленного от окружающего мира, а в многообразном отношении с ним.
По словам И.И. Чесноковой, в «каждый акт самосознания вовлекаются не только отдельные психические процессы в различной их комбинации, но также и вся личность в целом — система ее психологических свойств, особенности мотивации, приобретенный опыт на разных уровнях обобщения, наконец, эмоциональное состояние личности в данный момент»
Самосознание выступает необходимой предпосылкой и условием самоопределения. Через самоопределение происходит реализация самосознания. В самоопределении личности проявляются основные характеристики индивидуальности человека. Поскольку самоопределение личности проистекает из ее самосознания, то отличительные особенности самосознания, представленные в различных теориях, находят отражение при описании самоопределения.
Рассматривая основные точки зрения на природу и особенности самосознания и самоопределения, мы учитывали их взаимосвязь и обусловленность определенными факторами.
Биологическое и социальное в личности человека
... быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека. 2. Соотношение биологического и социального в личности человека Как мы уже оговаривали, центральное место в психологической науке занимает проблема психического ...
Так в зарубежной психологи в психоанализе 3. Фрейда «Я» рассматривается как связанная организация психических процессов в личности. К «Я» прикреплено сознание. Сознание психоанализ не считает сутью психики, а рассматривает как ее качество, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать. Сознание является «поверхностью психического аппарата», т.е. одной из функций системы, которая ближе всего к внешнему миру. «Я» — это та психическая инстанция, которая производит контроль над всеми процессами. На «Я» существенное влияние оказывает бессознательное.
С точки зрения 3. Фрейда, «индивид представляет собой психическое «Оно» в основном бессознательное». «Я» является измененной частью «Оно». Изменение происходит вследствие прямого влияния внешнего мира. «Я» ориентируется на влияния внешнего мира и старается приспособиться с целью удержания баланса между воздействием подсознания и внешних факторов.
Психоаналитические взгляды на природу самосознания прослеживаются и при описании самоопределения личности. Психоанализ относится к теориям так называемого «крайнего детерминизма», согласно которым личностное самоопределение невозможно.
Теория идентичности Э. Эриксона считается теорией умеренного детерминизма. Э. Эриксон, продолжая считать бессознательное фундаментом личности, не отрицает влияние окружающей среды, наиболее выраженное на первых четырех стадиях психосексуального развития и уменьшающееся с развитием сознания.
Важным вкладом Э. Эриксона в изучение личностного самоопределения является разработка проблемы идентичности. Последняя представляет собой «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру с соответствующими формами поведения».
Важнейшим механизмом формирования идентичности, по Э. Эриксону, являются последовательные идентификации ребенка со взрослым. Достижение идентичности обеспечивает чувство непрерывности опыта взрослой жизни.
Р. Берне рассматривает самосознание как совокупность установок, направленных на себя. В соответствии с его пониманием Я-концегщия состоит из трех основных элементов:
1. Когнитивная составляющая – представления человека о себе, образ Я.
2. Оценочная составляющая — совокупность оценочных характеристик личности и связанных с ними переживаний.
3. Поведенческая составляющая Я — концепции.
Он описал Я — концепцию в виде иерархии. На ее вершине располагается глобальная Я — концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Она подразделяется на Я — сознающее и содержание Я.
К сознающему Я относится самооценка, к содержанию Я — образ Я. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению, поэтому Берне рассматривает глобальную Я-концегщию как совокупность установок индивида на себя.
Берне выделяет 3 основные модальности установок:
1. Реальное Я — установки, связанные с восприятием своих актуальных характеристик.
2. Зеркальное Я — установки, связанные с представлением человека о том, как его видят другие.
3. Идеальное Я — установки, связанные с представлением индивида о том, каким бы он хотел стать.
Самоопределение личности в рамках данной теории, можно рассматривать как реализацию совокупности установок на себя.
Таким образом, исследователи видят источники формирования самосознания личности и ее самоопределения как в структурах, детерминирующих личность (бессознательное, социальное окружение), так и в самой личности либо находили компромисс, опираясь на обе указанные составляющие, которые соотносились в определенной степени в зависимости от того, какой из них придавалась большая значимость.
Личность, самосознание личности
... личность психология индивидуальность Понятие самосознания личности, этапы его развития. «Я-концепция» Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку ... личностью Личность в психологии Личность -уровень развития в социальной среде. Личностью чел не рождается, а становится, благодаря этой социальной среде. Личность формируется благодаря жизни человека ...
В структуре самосознания необходимо выделить:
1. Осознание как близких, так и отдаленных целей или мотивов своего «Я».
2. Осознание человеком своих реальных и желаемых качеств («Я — Реальное» и «Я — Идеальное».
3. Познавательные или когнитивные представления о самом себе.
4) Эмоциональное, а также чувственное представление о себе.
Таким образом, на основании выделения данных мотивов для самосознания можно констатировать, что самосознание, в свою очередь подразделяется на Самопознание, или интеллектуальное отношение к самому себе, и самоотношение, или эмоциональное отношение к самому себе.
При анализе динамической структуры самосознания личности используются два понятия: «Я — текущее» и «Я — личностное». «Я — текущее» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, или непосредственные процессы деятельности самосознания. «Я — личностное» — это уже устойчивая структурная схема самоотношения, или ядро синтеза «текущих Я». Таким образом, в каждом акте самосознания одновременно выражаются элементы как самопознания, так и самоотношения.
Развитая личность всегда нуждается в определении смысла своего существования, а самосознание непосредственно открывает человеку возможность его личностной реализации в виде не просто достигнутой суммы знаний, а именно реализованной мысли и способа бытия.
Смысл «Я» образуется как отношение собственных качеств, свойств с мотивами и целями субъекта и приобретает с развитием личности свою глубину и многомерность благодаря переплетению деятельностей субъекта — в столкновениях одних потребностей и мотивов с другими, в столкновении потребностей и мотивов, мотивов и целей с такими интегральными личностными образованиями, как совесть, воля или гордость, другими человеческими качествами.
Это отношение может быть позитивным («Я» — условие, способствующее самореализации), негативным («Я» — условие, препятствующее самореализации) и конфликтным («Я» — условие, в одно и то же время и способствующее, и препятствующее самореализации).
Самоотношение выступает «стержнем» всего процесса саморегуляции поведения. Зависящая от особенностей самоотношения социальная активность личности, ее развитие создает предпосылки к развитию многообразия интересов и потребностей личности в самых различных сферах.
Самооценка — оценка личностью самой себя — является одним из важнейших аспектов образа «я».
Таким образом, человек включается в деятельность и общение и там черпает важные ориентиры для своего поведения: всё время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями.
Кроме того, в таком взаимодействии личность познаёт качества другого человека и получает сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Можно сказать, что человек смотрится, как в зеркало, в другого человека.
При этом у каждого человека имеется свой круг референтных лиц, с которыми он сравнивает себя, прежде всего, мнение которых для него значимо, оценки которых для него чрезвычайно важны. Именно эти люди оказывают наибольшее влияние на формирование его интересов, ценностных ориентаций, идеалов, на основе которых в свою очередь складывается его «идеальное я».
Самосознание как проблема философии
... философский вопрос проблемы самосознания. Философски осмысленное самосознание человека и имеет в своей основе представление о нем как об уникальной ... целого - недоступно ни одной конкретной науке; только философия и искусство обладают способностью "схватывать" целое - ... ориентировки человека в окружающем его внешнем мире, то самосознание есть ориентировка его во внутреннем мире личности. Самосознание ...
Впоследствии, осуществляя самооценку, личность уже сравнивает себя, своё «реальное я» с эталоном — своим «идеальным я» и в зависимости от результатов такого сравнения оказывается довольной или недовольной собой.
Этот психологический механизм похож на своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как оценивает себя человек в той или иной конкретной ситуации, каково его самочувствие, удовлетворён ли он своими качествами.
Самооценка может быть неадекватной — заниженной или завышенной, что оказывает значительное влияние на регуляцию поведения, уровень притязаний личности и её самоуважение.
Самооценка определяет уровень притязаний – то есть желаемый уровень самооценки личности (и образа «я» в целом), который проявляется в степени трудности целей, которые человек ставит перед собой.
Формирование уровня притязаний связано, во-первых, с учётом и оценкой человеком своих прошлых успехов и неудач, во-вторых, с предвосхищением на этой основе будущих успехов и неудач.
В ситуации выбора, как правило, уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур лёгкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на дoлжной высоте свою самооценку.
При этом в случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, а при неуспехе — соответственно снижается.
Если же человек хочет повысить свою самооценку, то при выборе им степени трудности очередной цели возникает конфликт между двумя стремлениями — повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, с одной стороны, и снизить притязания, чтобы избежать неудачи — с другой. Такие люди выбирают самые трудные или самые лёгкие цели, т.к. в первом случае возможная неудача будет оправдана исключительной трудностью задачи, а во втором риск неудачи минимален.
Поскольку люди не всегда чётко осознают и адекватно оценивают свои прошлые успехи и неудачи, уровень притязаний личности может быть неадекватным. Например, невысокая оценка себя и своих возможностей приводит к устойчивой потере уверенности в успехе — так, что человек оказывается более озабочен не тем, чтобы добиваться успехов, а тем, чтобы избегать неудач.
Таким образом, ситуация развития личности и самосознания описывается при помощи действия трех основных элементов:
1. Объективных причин.
2. Особенностей субъекта (внутренних условий).
3. Действия принципа детерминизма (внешних условий).
Данные составляющие жизненной ситуации всегда действуют в единстве.
Начинается процесс развития личности и самосознания с овладения собственными моторными действиями, заканчивается же овладением всем своим существом в целом, когда субъект может использовать даже свою личность как инструмент в деятельности.
Чем больше субъект обретает, чем более всеобщим он становится, тем большую ответственность несет за свои действия, за то, каков он, чем наполняет свою жизнь и личность, за своих «ближних» (семью, друзей) и «дальних» (коллег, государство, народ, человечество в целом).
Связь памяти с личностью человека
... 1. Общее представление о памяти человека 1.1 Память человека Память -- это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с ...
Процесс переосмысления собственной жизни проходит через весь жизненный путь, определяя мотивы действий и внутренний смысл задач, которые он решает в жизни.
Личность проявляется, свершается и формируется в своих деяниях. Таким образом, развитие личности и самосознания – процесс по сути своей бесконечный, так как объективный мир очень богат и субъект не может вобрать в себя все его содержание.
Глава 2. Влияние воли на организацию поведения на примере реализации косметической продукции
2.1 Взаимосвязь воли и мотивации в ходе приобретения товара или услуги
Прежде всего, следует отметить, что мотивация — внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.
В настоящее время в современной психологии понятие мотивации трактуется по-разному. Существует множество подходов и концепций к определению содержания и структуры данного феномена.
Например, некоторые авторы определяют мотивацию, как определенную совокупность факторов, которые определяют поведение личности. Следующий подход указывает, что мотивация является процессом психической регуляции деятельности человека. Также некоторые авторы отмечают мотивацию, как побуждение к деятельности.
В отечественной психологии изучение мотивации начинается только с 60-х гг.- и исследования принадлежат Леонтьеву. Его теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека. Мотивация имеет источник в деятельности. В структуре деятельности и мотивации принцип изоморфизма — соответствия. Мотивация изменяется, когда изменяется развивающаяся система деятельности. Теории несовершенны, и идет изучение мотивации в наши дни.
Проблема мотивации человека как одна из центральных проблем психологии личности и деятельности достаточно широко представлена в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Однако интерес к ней не только не ослабевает, но даже усиливается.
Проблема мотивации тесно связана с характером, который представляет собой совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения. Понятие «характер» использовалось Фрейдом с момента становления психоанализа. В частности, в работе «Толкование сновидений» он апеллировал к таким понятиям, как «невротический характер » и «комплекс характера». В работе «Три очерка по теории сексуальности» он дал следующее определение воли: «То, что мы называем « характером » человека, создано в значительной степени из материала сексуальных возбуждений и составляется из фиксированных с детства влечений, из приобретенных благодаря сублимированию и из таких конструкций, которые имеют своим назначением энергичное подавление перверсных, признанных недопустимыми душевных движений».
Формирование уровня притязаний связано, во-первых, с учётом и оценкой человеком своих прошлых успехов и неудач, во-вторых, с предвосхищением на этой основе будущих успехов и неудач.
В ситуации выбора, как правило, уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур лёгкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на дoлжной высоте свою самооценку.
Женщина и карьера
... представлениями о карьере, т.е. рассматривают ее как продвижение по службе, преуспевание. Женщины разделяют два понятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществляется "здесь и сейчас", а карьера является ... широком смысле попытку человека освободиться от круга обязанностей, которые противоречат его индивидуальным потребностям. Это относится не только к женщинам, но и к мужчинам. Если ...
При этом в случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, а при неуспехе — соответственно снижается.
Если же человек хочет повысить свою самооценку, то при выборе им степени трудности очередной цели возникает конфликт между двумя стремлениями — повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, с одной стороны, и снизить притязания, чтобы избежать неудачи — с другой. Такие люди выбирают самые трудные или самые лёгкие цели, т.к. в первом случае возможная неудача будет оправдана исключительной трудностью задачи, а во втором риск неудачи минимален.
Поскольку люди не всегда чётко осознают и адекватно оценивают свои прошлые успехи и неудачи, уровень притязаний личности может быть неадекватным. Например, невысокая оценка себя и своих возможностей приводит к устойчивой потере уверенности в успехе — так, что человек оказывается более озабочен не тем, чтобы добиваться успехов, а тем, чтобы избегать неудач.
Таким образом, ситуация развития личности и самосознания описывается при помощи действия трех основных элементов:
1. Объективных причин.
2. Особенностей субъекта (внутренних условий).
3. Действия принципа детерминизма (внешних условий).
Данные составляющие жизненной ситуации всегда действуют в единстве.
Начинается процесс развития личности и самосознания с овладения собственными моторными действиями, заканчивается же овладением всем своим существом в целом, когда субъект может использовать даже свою личность как инструмент в деятельности.
2.1 Использование взаимосвязи воли и мотивации в продажах косметических услуг
С помощью эмоций, мотивации, памяти, интересов, обучающих методик формируются потребности или отношение, т.е. возникает потребность человека в какой-либо услуге. Рассматривая взаимосвязь самооценки женщины и её удовлетворение своим внешним видом организаторы косметических услуг сегодня используют целый ряд методик, которые позволяют им успешно завоевывать рынок.
В процессе принятия решения о покупке косметической продукции важную роль играют два фактора:
1. Идентификация себя с героем на оформлении салона, совпадающим с «Идеальным Я».
2. Качество оформления салона.
3. Широкий выбор косметических средств и процедур.
Если все эти мотивационные составляющие удовлетворяют клиента на эмоциональном уровне, то вероятность совершения покупки услуги очень высока.
Сейчас в этой сфере организаторы стремятся вместе соединить два мотива:
Во-первых, желание женщины быть красивой, привлекательной, а во-вторых, желание заботиться о своем здоровье.
Женщины, когда приобретают косметическую услугу, хотят удовлетворить свои потребности во власти, причастности, любви, успехе, самоуважении, социальные потребности. Инстинкты, которые положены в мотивацию клиенток при покупке декоративной косметики, проявляются также и в запахе, форме упаковки, и ее цвете.
Покупательницы очень часто ассоциируют приобретение помады для губ, тени, туши, тональные крема, карандаши для глаз с подарком самой себе, и способом себя порадовать. Эти мотивы уже заложены в производстве декоративной косметики с лечебным эффектом.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно самооценка и восприятие своего телесного «Я» являются ключевым стержнем для мотивации покупателей косметических услуг, которая основана, прежде всего на желании нравиться окружающим, иметь успех в обществе, соответствовать образу идеальной женщины. При покупке данных услуг эмоциональная сфера оказывает большое внимание на принятие решения.
Для женщины фактор внешнего вида является очень важным в процессе самооценки и нуждается в постоянной стимуляции для создания эффекта адекватной самооценки, что влияет, в свою очередь, на уровень самооценки.
В рамках теории мотивации на рынке косметических услуг нужно учитывать ряд факторов, которые являются специфическими. Рекламодатель должен так преподнести косметический продукт, чтоб клиент, не задумываясь, приобрел его. Покупатели отвергают или принимают товары, работы, услуги в зависимости от того, в какой степени они соответствуют их потребностям, стилю жизни.
Каждый продавец не застрахован от того, что даже приложив массу усилий, может не убедить потребителя сделать покупку. Знание внутренних факторов, мотивирующих поведение потребителя, и учет их роли при разработке и продвижении товаров – абсолютная необходимость для существования и выживания на рынке в жестких условиях конкуренции. На рисунке 1 можно посмотреть, какие внутренние факторы и как влияют на поведение женщин в ходе принятия решения о покупке.
Рисунок 1. Влияние внутренних факторов на поведение потребителей.
Раскрывая данную схему, отметим следующее, очень важно четко представлять этапы процесса, при котором с помощью эмоций, мотивации, памяти, интересов, обучающих методик формируются потребности или отношение, т.е. возникает потребность в услуге. Затем, потребитель начинает искать информацию об интересующей его услуге. Поиск может быть внутренним (человек обращается к своей памяти, опыту) или внешним (советы знакомых, реклама и т.д.).
Потом потребитель выбирает различные варианты и осуществляет покупку. После покупки индивид оценивает покупку.
В данном случае собственное ощущение телесного «Я», информация о об этом остается в памяти потребителя. Если же потребность после покупки неудовлетворенна, то человек начинает все заново со стадии поиска информации о товаре.
В данной схеме, применительно к рынку косметических услуг применимы следующие этапы использования мотивационных моделей:
Во-первых, это пробные покупки, за пробными покупками начинаются первые покупки, которые постепенно формируют потребность в косметическом товаре, и затем этот товар покупается повторно. После серии повторных покупок у клиента формируется лояльность к торговой марке и наступает эффект удержания, одним из способов долговременного удержания может быть снижение цены на товары уже пользующиеся спросом, увеличивается объём реализации и учащается количество покупок, увеличивается средняя потребительская корзина. Однако этот процесс необходимо стимулировать появлением различных новинок, чтобы процесс удержания потребителя был более прочным и простимулированным к росту потребления.
Для определения уровня зависимости самооценки и стремления воспользоваться услугами косметического салона были опрошены 25 женщин в возрасте 25 – 45 лет. Именно в этом возрасте женщина наиболее активна в социальном плане, а также в ориентации на карьерный рост. Необходимо отметить, что были опрошены женщины превалирующим уровнем дохода как средним, так и выше среднего.
Было проведено интервью в ходе которого были заданы вопросы:
1. Как часто вы пользуетесь услугами косметического салона?
2. Когда вы предпочитаете посещать косметический салон?
2. Как часто вы остаетесь довольны услугами косметического салона?
3. Насколько меняется ваше настроение и поведения от качества посещения косметического салона?
Опрос показал, что салоны посещают 97% женщин, причем из них 76% ежедневно, а 9% – 4-5 раз в неделю, около 7% – 2-3 раза в неделю, а 5% – раз в неделю и даже реже. Данные этого опроса представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Частота посещения косметических салонов женщинами.
Высокая частота обращения к услугам косметического салона отмечались во всех возрастных группах. Оказалось, что чаще всего посещение салонов популярно среди женщин 36-45 лет. Самым востребованным оказалось посещение салона по утрам — 90% женщин, а 75% считают посещение салона минимум 2 раза в неделю. С наибольшей периодичностью менялись потребности в зависимости от результата посещения салона у 80%. Лишь 20% опрошенных отметили, что посещение салона не влияет на их дальнейшее настроение и поведение.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно настроение и совпадение идеального «Я» и результата посещения косметического салона влияет на самооценку женщины, что в дальнейшем сказывается на её настроении и как следствие поведении.
Заключение
Процесс становления личности включает в себя такой неотъемлемый компонент как формирование самосознания. С помощью самосознания человек выделяет сам себя из окружающей среды, а также ощущает себя как носитель своих физических, а также психических процессов и состояний, выступает для себя как «я», которое связано с «другими» в процессе взаимодействия.
Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий.
Важно, чтобы комплекс мер маркетинга для определенного товара четко соответствовал внутренним мотивам потребителей, вот тогда проявится эффект синергии: образ товара и его полезность, а также позиционирование соединятся с сформированными внутренними мотивами покупателей, и произойдет воздействие, будет создан стимул для приобретения товара.
Женщины, когда приобретают косметику, хотят удовлетворить свои потребности во власти, причастности, любви, успехе, самоуважении, социальные потребности. Инстинкты, которые положены в мотивацию клиенток при покупке декоративной косметики, проявляются также и в запахе, форме упаковки, и ее цвете.
Покупательницы очень часто ассоциируют приобретение помады для губ, тени, туши, тональные крема, карандаши для глаз с подарком самой себе, и способом себя порадовать.
Сейчас производители стремятся вместе соединить два мотива: Во-первых, желание женщины быть красивой, привлекательной, а во-вторых, желание заботиться о своем здоровье.
Эти мотивы уже заложены в производстве декоративной косметики с лечебным эффектом. Что касается применения различных BTL технологий (сэмплинг, мастер классы по макияжу) стимулирует женщин на покупку декоративной косметики. С помощью бесплатной раздачи пробников косметики, потребительница может определить, на сколько ей подойдет то или иное средство. Но, в общем, понятие о качестве декоративной косметики – понятие расплывчатое, для каждой покупательницы это свой индивидуальный набор свойств и характеристик.
Реклама декоративной косметики должна быть эмоциональной, чувственной, красивой.
Реклама, направленная на молодое поколение, должна быть забавной, романтичной, отображать жизненные ситуации, знакомые каждой девушке.
Желательно, чтобы реклама престижной декоративной косметики осуществлялось знаменитостью, и такая реклама затрагивала мотивы во власти, успехе.
Мотивация покупателей декоративной косметики основана на подсознательных инстинктах: желании нравиться окружающим, иметь успех в обществе, соответствовать образу идеальной женщины. При покупке данных товаров эмоциональная сфера оказывает большое внимание на принятие решения.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/volya-kak-protsess-soznatelnogo-regulirovaniya-povedeniya/
1. Берне P. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1996. 422 с.
2. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. М. 2006
3. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. М. 1983
4. Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 336 с.
5. Костылева, Т. Косметический рынок: вчера, сегодня, завтра / Т. Костылева // Аплодисменты. — 2010. — № 14. — С. 12-13.
6. Кохут, Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности/Х.Кохут. — М.: Когито-Центр, 2003. – 308с.
7. Левин, К. Динамическая психология: избранные труды/К.Левин. — М.: Смысл, 2001.-570с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 352 с.
9. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).
М., 2000 г.
10. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.,2002.
11. Орлов,А.Б. Психология личности и сущности человека: пардигмы, проекции, практики: Учеб. пособие /А.Б.Орлов. М. : Академия, 2002. -272с.
12. Петровский А.В. Быть личностью. Мир Психологии. 1996 г.
13. Первин Л. Психология личности: Теория и исследования/Л.Первин, О.Джон.-М., 2001.-607с.
14. Платонов К. К. «Структура и развитие личности» М., 1986.
15. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007. – 653 с.
16. Психология личности: Хрестоматия: в 2т./Ред. -сост.Райгородский Д.Я.-2-е изд.,доп.-Самара:БАХРХ-М,2000.-Т.1 Зарубежная психология.- 448с. Т.2:Отечественная психология.-554с.
17. Ратанова ,Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. — метод. пособие / Т.А. Ратанова,Н.Ф. Шляхта.-Изд.-2-е ,испр.-М.: МПСИ: Флинта, 2000.- 264 с.
18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сошание. Человек и мир. СПб: Питер, 2003. 512 с.
19. Столяренко, Л. Д.Психология личности [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Д. Фрейд 3. У «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани. 2008 г.
20. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие. — М.: Проспект, 2009.
21. Шарков Ф. И. Реклама в коммуникационном процессе: Учебник. 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.
22. Чеснокова И.И. Проблема самосо шания в психологии. М.: Наука, 1978. 144 с.
23. Хьелл,Л. Теории личности/Л.Хьелл, Д.Зиглер.- Спб., Питер Пресс, 1997. — 608с.
24. Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М.: Медиум, 1996.