Внеклассные формы организации обучения

В дополнение к уроку учебный процесс в школе осуществляется с использованием других форм. Дополняя и расширяя основную форму учебной работы, они являются ее компонентом. Сюда входят: тематические кружки, экскурсии, разделы, факультативы и предметы выбора, домашнее задание и т. д. Эти формы также называются внеклассными и внеклассными работами. Однако это разделение несколько произвольно, например, есть урок-экскурсия. Все эти формы работы расширяют и дополняют возможности учащихся учиться, они могут удовлетворить различные потребности учеников. У них нет строгих правил, поэтому они проходят в более расслабленной атмосфере по сравнению с уроком.

Практика школ доказывает, что наилучшие результаты воспитания полностью развитой личности могут быть достигнуты при правильном сочетании уроков с внеклассной работой. Уроки и внеклассные мероприятия должны быть связаны, дополняться, улучшать друг друга.

Строгие рамки урока и богатство программы не всегда позволяют ответить на многочисленные вопросы, которые интересуют детей, а затем внеклассные мероприятия приходят на помощь. В рамках внеклассной работы необходимо понимать организованную и целенаправленную учебную и воспитательную работу учеников, связанную с преподаванием, основанную на добровольных принципах и подготовленную в течение часов работы. Он расширяет и углубляет знания учащихся по предмету, активизирует образовательные мероприятия, способствует успешному изучению программных материалов.

Во внеклассной работе развиваются моральные чувства и нормы поведения, что создает благоприятные условия для эстетического воспитания.

Внеклассные мероприятия позволяют время для организованного и целенаправленного воздействия на учащихся, разумно организовать и заполнить их послезавтра, досуг, удовлетворить потребности в мероприятиях и тем самым оказать благоприятное влияние на поведение.

Цель работы: изучение особенностей внеклассных форм организации обучения.

На основании поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Раскрыть особенности внеклассного обучения в общеобразовательной школе.

2. Проанализировать формы организации внеклассного обучения.

4. Разработать программу внеклассного обучения универсальной формы.

3 стр., 1253 слов

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ...

... Раскрыть теоретические проблемы правового воспитания; 2. Выявить основы правового воспитания во внеклассной деятельности школьного педагога; 3. Изучить содержание, формы и методы правового воспитания во внеклассной работе; 4. Разработать практические рекомендации по правовому воспитанию старшеклассников. Теоретико-методологической основой ...

5. Рассмотреть программу специальной формы внеклассного обучения.

Объект исследования — процесс организации внеклассной работы в школе

Предмет исследования — внеклассные формы организации обучения.

Достижение поставленной цели и решения конкретных задач осуществлялось на базе комплексного подхода, в основе которого — описательный и сопоставительный методы. Основанием для применения названных исследовательских методов служили наблюдения, систематизация и обобщение добытых материалов.

Этапы исследования отражены в структуре работы, которая состоит из введения, трех глав и списка использованной литературы.

Во введении определяется актуальность темы, цель, задачи, которые необходимо решить в ходе работы, объект и предмет исследования.

В основной части рассмотрены особенности внеклассных форм организации обучения.

В заключении суммируются результаты исследования, обобщается исследуемый материал, рассматривается в основных разделах.

Глава 1. Теоретические основы внеклассного обучения

1.1 Особенности внеклассного обучения в общеобразовательной школе

Необходимость улучшения школьного образования определяет интенсивное изучение познавательной деятельности школьников, поиск путей формирования мотивов обучения.

Одним из способов создания мотивации является включение ученика во внеурочный процесс. Принимая во внимание практическое, образовательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы по обучению и воспитанию учеников, каждый учитель знает, сколько внеклассных работ дает и какой огромный потенциал заложен в нем.

Внеклассная работа в школе является неотъемлемой частью учебного процесса школы, основной образовательной программы, предназначенной для решения задач образовательной и внеклассной деятельности в комплексе, одной из форм организации деятельности учеников.

Непрерывность работы урок и после занятий не только стимулирует активность учащихся, но и способствует их участию в нем, но также объединяет мотивы образовательной и внеклассной деятельности, позволяет практически применять знания, навыки и навыки. Результатом соблюдения непрерывности является улучшение и консолидация знаний, навыков и навыков, полученных на уроке.

Цель внеклассной работы — развивать мотивацию детей к познанию и творчеству, способствовать личному и профессиональному самоопределению учеников, их адаптации к жизни в обществе и внедрению здорового образа жизни [5, с. 64].

Основные цели организации внеклассных мероприятий:

  • выявление интересов, склонностей, способностей и способностей учащихся в различных видах деятельности;
  • создание условий для развития каждого ребенка в выбранной сфере внеклассной деятельности;
  • формирование системы знаний, навыков, навыков учеников;
  • развитие творческого опыта, творческих способностей детей;
  • создание условий для учащихся для реализации приобретенных знаний, навыков, навыков;
  • расширить сферу общения между школьниками и обществом;
  • корректирующая работа с детьми, испытывающими трудности с обучением.

Внеклассная работа расширяет горизонты учеников, развивает их творческие способности и т. д. У учеников есть дисциплина и ответственность, любопытство по отношению к обучению, повышение эффективности на уроках, доброжелательность к учителям и их товарищам.

21 стр., 10177 слов

Курсовая работа внеклассная работа по окружающему миру

... курсовой работы изучить литературу по исследуемой проблеме; рассмотреть опыт работы по организации внеурочной деятельности по окружающему миру в начальной школе; организовать проектную деятельность с младшими школьниками при изучении предмета «Окружающий мир»; обосновать особенности организации внеурочной деятельности по окружающему миру ... формирует умения и навыки практического характера, вызывает ...

Вариантов организации системы внеклассной работы в школе может быть большое количество. В каждом конкретном случае необходимо исходить из задач, указанных в базовой образовательной программе школы, и касаться всех ее разделов (программа формирования универсальной учебной деятельности для учеников, программа формирования культуры здорового образа жизни и безопасный образ жизни и т. д.)

Существуют формы организации внеклассных мероприятий, таких как: кружки, секции, круглые столы, дебаты, олимпиады, конференции и т. д.

В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее разделение форм внеклассной работы: индивидуальность, круг, масса.

Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учеников, направленная на самообразование. Например, подготовка любительских спектаклей, моделирование и дизайн, подготовка тезисов и докладов. Это позволяет каждому ученику найти свое место в общем деле. Эта деятельность требует, чтобы учитель знал индивидуальные особенности учащихся этой возрастной категории.

Внеклассный рабочий круг помогает выявлять и развивать интересы и творчество в определенной области науки, прикладного искусства, искусства или спорта. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как клубы интересов и спортивные секции (предметы, технические, спортивные, художественные).

В кругах есть классы разных типов: обсуждение литературных произведений, экскурсий, лабораторных занятий, изготовление изделий ручной работы и т. д. Отчет о работе круга за год проводится в форме выставки, обзор или фестиваль детского творчества [11, с. 34].

Задачи организации внеклассной работы

Важной задачей внеклассных мероприятий является развитие способности учеников работать независимо от литературы и навыков практической работы.

Образовательным элементом внеклассных мероприятий является выполнение общественно полезных задач, в ходе которых ученики развивают чувство ответственного, бережного отношения ко всему.

По мнению В.А. Сухомлинского, логика образовательного процесса чревата опасностью изоляции и изоляции, поскольку она подчеркивается на каждом шагу (в противном случае невозможна): добиваться успеха своими силами, не надеясь на кого-то, и результаты оцениваются индивидуально; что школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками. Внеклассные мероприятия объединяют учеников в дружественные группы, связанные общими интересами и увлечениями. Это помогает преодолеть такие негативные черты характера, как изоляция, эгоизм, недисциплинированность. Внеклассная работа способствует расширению проблемы ранней профессиональной ориентации учеников.

Правильно поставить внеклассную работу в школе имеет большое образовательное и образовательное значение. Он расширяет горизонт и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобретать много полезных навыков и, следовательно, приближает образование и воспитание к жизни.

Внеклассная работа облегчает индивидуальный подход к ученикам, создает благоприятные условия для развития их независимости.

Во время уроков невозможно удовлетворить все запросы учеников. Внеклассная работа в связи с исследованиями служит эффективным инструментом, который мобилизует активность учащихся в поисках знаний и помогает лучше служить интересам всех [17, с. 81].

6 стр., 2557 слов

Дипломная работа управление социальным развитием организации

... теоретические аспекты управления социальным развитием; 2) провести анализ показателей экономической деятельности на примере исследуемой организации; 3) провести оценку качества системы управления социальным развитием в организации; 4) дать рекомендации по улучшению системы управления социальным развитием в организации. Работа имеет ...

Основные задачи внеклассной работы:

  • поощрение интереса к обучению;
  • развитие и совершенствование практических навыков;
  • развитие творческой деятельности, инициативы и инициативы учеников;
  • подготовка учеников к практической деятельности;
  • организация отдыха учеников в сочетании с эстетическим и нравственным воспитанием.

Важными требованиями для организации внеклассных мероприятий являются вовлечение всех школьников в нее с учетом их интересов и способностей; органическое единство образовательной и внеклассной деятельности; целеустремленность, общественно полезное направление, увлечение всеми внешкольными занятиями; повышение роли детей, органов детского самоуправления; школьное взаимодействие с внешкольными учреждениями, родителями.

Отличительной особенностью занятий после занятий должно быть добровольный выбор учеников в соответствии с их интересами. Задачи преподавателей включают в себя подготовку конкретных навыков, навыки обработки наиболее распространенных и доступных материалов для детей с использованием простейших орудий труда; формирование навыков, культуры, творческого отношения, независимости, дисциплины, умение планировать и организовывать свою работу и работу товарищей, проявлять самоуважение и самоконтроль; преподавание основных элементов графического чтения и письма, навыки использования простейшей графической документации, другими словами, всестороннее развитие и обучение учеников [13, с. 114].

Организация различных форм работы по интересам позволяет ученикам проявлять индивидуальные наклонности, открывать и развивать способности, получать первоначальные представления о характеристиках деятельности работников по определенным профессиям.

Одним из ведущих принципов организации внеклассной работы является связь с обязательными исследованиями по этому вопросу. Для внеурочной работы, направленной на развитие познавательного интереса к предмету, она должна основываться на активной независимой познавательной и практической деятельности учеников.

Специфика внеклассных мероприятий включает в себя большие возможности для обогащения содержания организационных форм и методов всей учебно-воспитательной работы, проводимой учителем. Внеклассные мероприятия, если они должным образом организованы и надлежащим образом подобраны, помогают учителю решать наиболее важные задачи образования и развития детей — связь обучения с жизнью, знание детей окружающего мира и последующее расширение их политехнического мировоззрения и обогащения меж предметных связей.

Внеклассные мероприятия представляют интерес для учеников, когда они связаны с жизнью и потребностями детей с точки зрения содержания и организационных методов, когда эти классы помогают лучше организовать свободное время, наполняют свободное время разнообразными творческими общественно полезными видами деятельности, интересная коллективная деятельность.

Вдумчивая организация внеклассной работы не только позволяет дополнить учебно-воспитательную работу, проводимую в классе, но и помогает сделать эту работу более значимой, чтобы увеличить интерес учащихся к выполняемым задачам.

Во внеклассных мероприятиях у учителя гораздо больше возможностей, чем на уроках, чтобы разнообразить виды работы, содержание и объем выполняемых детьми задач, методы и организационные формы выполнения каждой работы. Не менее важна способность варьировать количество учеников, участвующих в регулярной внеклассной деятельности, а также большую степень свободы в выборе порядка и продолжительности занятий.

11 стр., 5159 слов

Внеурочная деятельность школьников по географии

... систему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время. Целью данной курсовой является: отразить сущность понятия и значимость внеурочной деятельности по географии в ...

Все это помогает учителю лучше идентифицировать и в полной мере использовать интерес детей к технологии, к различным видам деятельности, дает больше возможностей для индивидуального подхода к каждому ученику, организации независимости школьников. Учитель привлекает к участию во внеклассных мероприятиях учеников, которым необходимо воспитательное влияние учителя, группы детей [8, с. 45].

Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся

Одной из важнейших задач внеклассной работы является развитие познавательного интереса. Без интереса учащихся к обучению даже методично построенный урок с изложением материала на самом высоком уровне с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желаемого результата. Как писал В. А. Сухомлинский, «все наши планы, все поиски и конструкции превращаются в пыль, если нет желания учиться».

Конечно, развитие познавательного интереса — задача не только внеклассной работы. Учитель не должен упускать из виду ее на любом уроке. Однако работа после работы имеет ряд функций, которые позволяют внести существенный вклад в решение этой задачи. Это возможность индивидуализации работы соучениками больше, чем на уроке, предоставляя каждому ученику возможность выбирать классы для его интересов, работать в темпе, соответствующем его желаниям и способностям. Большое значение имеет также тот факт, что эта деятельность не регулируется условием обязательного достижения некоторых заданных результатов, и при правильном подходе руководителя она обязательно успешна для ученика.

Для определенной части школьников главной задачей внеклассной работы является развитие познавательного интереса. Для тех, чей интерес является стабильным и глубоким, основной задачей может быть развитие творческих способностей. Это происходит, когда учащиеся сталкиваются с проблемами, требующими применения приобретенных знаний в новых условиях, стараются самостоятельно обнаруживать неизвестные законы и закономерности и т. д. В школьных классах задачи творческого типа должны составлять основу большинства занятий школьников.

В поисках путей развития творческих способностей школьников следует опираться на положение психологии, согласно которой способности проявляются не только, но и формируются в деятельности. Поэтому особое внимание следует уделять организации самостоятельной работы учеников, имеющих творческий характер.

Прежде всего, мы должны обратить внимание на то, что процесс творческого мышления связан со специальным мышлением — интуицией.

Если решение теоретической проблемы или практической проблемы возможно, выполняя последовательные логические шаги с использованием известных знаний, выполняя согласованные действия для применения доступных знаний, тогда мыслительный процесс, обеспечивающий такой путь решения, называется дискурсивным [8, с. 46].

Дискурсивный путь приобретения знаний характеризуется связными, последовательными рассуждениями, каждая последующая мысль, логически вытекающая из предыдущей, зависит от предыдущей и определяет последующую.

Участие школьников во внеклассной деятельности развивает их универсальные способности. В конце концов, они должны выпускать тематические газеты, создавать ремесла, украшать актовый зал, изучать песни и стихи, выступать в качестве хозяев, участников и т. д.

Кроме того, развиваются организационные навыки. Ученики учатся вступать в контакт со взрослыми, разговаривать с ними, находить искренние слова, чтобы узнать о своей жизни и работе, а затем поговорить об этом.

Ученики изучают много новых и полезных вещей для себя, открывают для себя много познавательных, необходимых. Новый и до сих пор неизвестный для ученика должен быть известен учителю. Это позволяет ему создавать ситуации для возникновения творческих проблем, решение которых возможно на основе знаний школьного предмета [8, с. 47].

1.2 Формы организации внеклассного обучения

Формы массовой работы являются одними из наиболее распространенных в школе. Они предназначены для одновременного охвата многих учеников, они характеризуются красочной, торжественностью, яркостью, большим эмоциональным воздействием на детей и подростков. Массовая работа чревата большими возможностями для активизации учеников.

При различении форм внеклассной работы следует исходить как от числа учеников, участвующих во внеклассной работе, так и от принципа систематического или эпизодического поведения.

Наиболее распространенным является следующее разделение форм внеклассной работы: индивидуальная, групповая, объединяющая и массовая. Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учеников, направленная на самообразование. Например: подготовка отчетов, количество любительских выступлений, подготовка иллюстрированных альбомов и т. д. Это позволяет каждому найти свое место в общем деле. Эта деятельность требует, чтобы учителя знали индивидуальные особенности учащихся посредством опросов, вопросников, изучения их интересов. Круг внеклассной работы способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства и спорта. Наиболее распространенными являются его формы, такие как круги и секции (предметные, технические, спортивные, художественные).

Занятия проводятся в различных классах: лекции, дискуссии по литературным произведениям, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные упражнения, встречи с интересными людьми и т. д. Отчет о работе круга за год проводится в форме вечера, конференцию, выставку, обзор [20, с. 116].

Схема 1. Формы и виды внеклассной работы

Единые формы работы включают детские клубы, школьные музеи и общества. Клубы дружбы, выходной, интересные встречи широко распространены. Они действуют на основе самоуправления, имеют свои имена, уставы. Работа клубов строится на секциях. Таким образом, в международных клубах могут быть секции: корреспондент, изучение истории, география, экономика, культура страны, с которой дети являются друзьями. Профиль клуба (литературная, молодая физика, химия, математика).

Целью политических клубов может быть изучение молодежного движения за рубежом, изучение истории политических доктрин и т. д. Общей формой являются школьные музеи. Согласно их профилю, они могут быть местной историей, историей, историей и литературой, естественной историей и искусством. Основная работа в школьных музеях связана с сбором материалов. Для этого есть походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться для занятий, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проводилась в контакте с государством, что должно было предоставить им научную и методическую помощь.

Формы массовой работы являются одними из наиболее распространенных в школе. Они предназначены для одновременного освещения многих учеников, они характеризуются красочной, торжественностью, яркостью, большим эмоциональным воздействием на детей. Массовая работа содержит большие возможности для активизации учеников. Таким образом, конкуренция, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении таких же разговоров, вечеров, утренников, только часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение выступлений, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сочувствие, связанное с участием в общем деле, является важным средством построения команды. Традиционной формой массовой работы являются школьные каникулы. Они посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелям культуры. В течение учебного года можно провести 4-5 праздников. Они расширяют горизонт, вызывают ощущение знакомства с жизнью страны. Широко используемые конкурсы, олимпиады, обзоры. Они стимулируют деятельность детей, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно организуются выставки, отражающие творчество школьников: рисунки, эссе, поделки [20, с. 123].

Обзор является наиболее распространенной конкурентной формой массовой работы. Их задача — обобщить и распространить передовую практику, укрепить профориентацию, организовать клубы и клубы, а также укрепить стремления к общему поиску.

Форма массовой работы с детьми — это классный час. Он проводится в течение отведенного времени и является неотъемлемой частью образовательной деятельности. Любые формы внеклассной работы должны заполняться полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что принцип взаимного обучения наиболее полно реализуется в ней, когда более старые, более опытные ученики передают свой опыт младшим детям. Это один из эффективных способов реализации образовательных функций команды.

Конкуренция, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого, наличия дружбы и взаимопомощи в большой (классной) команде детей. При проведении таких же разговоров, вечеров, утренников, только часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей или музеев, встреча с интересными людьми — участники становятся зрителями. Эмпатия, возникающая из-за участия в общем деле, чувство полезности для команды — важный способ объединения класса, клуба или клуба, представляющих интерес.

Традиционной формой массовой работы являются школьные каникулы. Они посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелям культуры, науке и т. д. Праздники могут быть интересными или фольклорными. В течение учебного года можно провести 4-5 праздников. Они расширяют горизонты детей и подростков, вызывают чувство принадлежности к жизни страны и мирового сообщества.

Широко используемые конкурсы, олимпиады, обзоры. Недавно стало популярным проведение интеллектуальных конкурсов и олимпиад, небольших научных и практических конференций среди учеников. Такая деятельность стимулирует деятельность детей и развивает инициативу. В связи с проведением конкурсов или рецензий обычно организуются выставки, отражающие творчество школьников: рисунки, композиции, изделия народных промыслов, изобретения, проекты и т. д. Школьные олимпиады организуются по предметам. Их цель — привлечь наибольшее количество детей с выбором самых талантливых и талантливых [23, с. 256].

Тематические круги. Они обычно создаются для учащихся средних и старших классов, но они также могут быть организованы для младших учеников, например, для изучения иностранного языка. Работа в кругах способствует развитию познавательных интересов учеников, формированию мотивации к познанию, положительно влияет на их отношение к учебе, улучшает качество образования и уровень обучения.

Экскурсия. Эта форма урока позволяет учащимся непосредственно наблюдать объекты и явления, изучаемые в их естественной форме, в их природной среде, в природе. Они обеспечивают реализацию дидактического принципа теории коммуникации с практикой (с жизнью).

Экскурсии могут быть: а) вводными, обобщающими, текущими; б) производство, естественная история, в памятных местах, в музеях и выставках (местная история, история, литература и т. д.); d) предварительный и окончательный; д) субъект и сложный (интерсубъективный).

Для детей младшего и среднего школьного возраста часто проводятся экскурсии к природе, чтобы наблюдать природные явления и объекты. Особый интерес для учеников представляют сложные экскурсии, когда их содержание позволит ученику пополнять свои знания в области нескольких академических предметов.

Метод проведения экскурсий хорошо развит в частной дидактике, поэтому мы будем рассматривать только общие рекомендации для их поведения.

Подготовка к экскурсии. Учитель предварительно знакомится с объектом экскурсии, мыслит цели и задачи, составляет план его проведения, проводит собрание и обучение с теми, кто будет руководить экскурсией, определяет маршрут, порядок и основные правила движения, проводит инструктаж по мерам предосторожности, определяет познавательные задачи для учеников во время экскурсии, проводит предварительную беседу соучениками о целях экскурсии и распределяет задачи перед экскурсией, координирует со учениками форму своего отчета о завершение заданий, а также — время и место в учебном процессе для использования результатов экскурсии. Если экскурсия для производства, то необходимо согласовать сопутствующего ответственного лица с предприятием, выяснить, сколько учеников может одновременно осмотреть объект и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто даст объяснения во время экскурсии: учитель или сопровождающее лицо с предприятия. Если учитель хорошо знаком с объектом экскурсии, лучше, чтобы объяснение он дал сам. Это позволит детям сосредоточиться на главном и избежать ненужных деталей. Если сопровождающее лицо дает объяснение, учитель должен заранее предоставить ему необходимые методические рекомендации о том, как провести экскурсию [21, с. 227].

При перемещении по территории предприятия и производственных объектов руководитель группы школьников должен сопровождаться сопровождающим, а учитель должен быть на месте закрытого и находиться под наблюдением всех учеников. Во время экскурсии вы должны прекратить объяснения, эскизы, сбор материалов и т. д. Во время экскурсии к постановке необходимо рассказать не только об объектах экскурсии, но и о рабочих, их квалификации, характере работа, которую они выполняют — это трудовое воспитание и профессиональное руководство учеников.

Глава 2. Внеклассные формы организации обучения

2.1 Разработка внеклассного обучения универсальной формы

Программа кружка художественного творчества

«Жар — птица»

Объяснительная записка

Программа разработана на основе программы «Изобразительное искусство 5-7 класс» и основывается на положениях Концепции общего среднего образования. Рассчитана на учащихся 5-7 классов общеобразовательных учебных заведений.

В контексте новых подходов к построению национальной системы образования особую актуальность приобретают дисциплины художественно-эстетического цикла. Общая художественное образование как подсистема школьного образования опирается на обще дидактические, а также специфические художественно-педагогические принципы.

Изучению изобразительного искусства, активизации познавательной деятельности учащихся способствуют не только уроки, но и внеклассная работа по предмету, составляющими которой является кружковая работа, проведение предметной недели изобразительного искусства, посещение художественных музеев и тому подобное.

Цель проведения занятий кружка по изобразительному искусству в основной школе заключается в личностном развитии учащихся и обеспечении их эмоционально-эстетического опыта во время восприятия окружающего мира и художественно-практической деятельности, интерпретации и оценке произведений изобразительного искусства, а также в формировании ценностных ориентиров, потребности в творческой самореализации и духовно-эстетическом самосовершенствовании.

Разработана программа ставит перед руководителями кружков следующие задачи:

  • раскрыть природные данные и творческие умения, заложенные природой в каждого ребенка;
  • привлечь детей к творчеству, пробудить и развивать интерес, художественный вкус, интерес школьников изобразительным искусством;

— способствовать развитию познавательной деятельности и творческой активности учащихся в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск при решении художественных задач.

Много внимания, на наш взгляд, необходимо уделить:

  • формированию у детей эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства;
  • целенаправленному формированию интересов и мотивации обучения;
  • формированию художественно-образного мышления как основы личности;
  • формированию целостного представления о национальной художественной культуре и ее место в мировой художественной культуре;
  • развитию у детей способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;
  • развитию сенсорных и интеллектуальных процессов, приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • развитию наглядно-образного, пространственного, колористического, композиционного мышления;
  • развитию творческого воображения и творческих способностей, вариативного мышления, инициативы, фантазии;
  • овладению интонационно-образным языком искусства на основе составления опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

Календарное планирование работы кружка художественного творчества «Жар-птица»

№ п/п

№занятия

Тема

Дата

Примечания

Тема 1. «Язык изобразительного искусства»

1

1.1

Путешествие в страну искусства

2

1.2

Рисунок — основа языка всех видов изобразительного искусства

3

1.3

Мир вокруг нас

4

1.4

Объем — основа языка скульптора

5

1.5

Скульптура «Портрет друга»

6

1.6

Черное и белое — основа графики

7

1.7

осенние настроения

8

1.8

перспектива

9

1.9

Цвет — основа языка живописи

10

1.10

Живопись — волшебное окно в мир

11

1.11

Оформление персональной выставки работ учащихся по теме «Язык изобразительного искусства».

Тема 2. «Цветное и пространственную среду человека»

12

2.1

Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр и жанр пейзажа.

13

2.2

Пейзаж в графике

14

2.3

Художники выражают свое представление красоты природы

15

2.4

Построение пространства в пейзаже

16

2.5

Колорит в пейзаже

17

2.6

Викторина «В мире искусства»

18

2.7

Посещение местного художественного музея

Тема 3. «Изображение человека и предметного мира»

19

3.1

Отношение художника к миру вещей (жанр натюрморта)

20

3.2

Отношение художника к миру вещей (жанр натюрморта)

21

3.3

Отношение художника к миру вещей (жанр натюрморта)

22

3.4

Натюрморт в графике

23

3.5

Натюрморт в графике

24

3.6

Натюрморт в графике

25

3.7

Вглядываясь в человека

26

3.8

Портрет в скульптуре

27

3.9

Образ литературного героя в скульптуре

28

3.10

Образ литературного героя в скульптуре

29

3.11

Портрет в графике

30

3.12

портрет одноклассника

31

3.13

романтический портрет

32

3.14

романтический портрет

33

3.15

романтический портрет

34

3.16

Представление о красоте человека

35

3.17

Представление о красоте человека

36

3.18

Оформление персональной выставки учащихся по теме «Цветовое и пространственную среду человека»

Тема 4. «Декоративно-прикладное искусство»

37

4.1

Декоративно — прикладное искусство

38

4.2

Салфетка «Цветы» или «Геометрическая»

39

4.3

Салфетка «Цветы» или «Геометрическая»

40

4.4

«Весна шагает»

41

4.5

«Весна шагает»

42

4.6

Композиция «Дерево жизни» или «Горшок»

43

4.7

Композиция «Песня» или «Ритм родного края»

44

4.8

Композиция «Праздник»

45

4.9

народная роспись

46

4.10

народная роспись

47

4.11

Оформление персональной выставки учащихся по теме

48

4.12

«Декоративно — прикладное искусство»

Тема 2. «Цветовая и пространственная среда человека».

Занятие 1. Тема 1. «Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр и жанр пейзажа».

Цель: познакомить с жанрами изобразительного искусства, возникшие при необходимости человека осмысливать свое отношение к миру природы. Рассмотреть анималистический жанр и жанр пейзажный. Научить высказывать суждения о своеобразии природы различных стран мира, родного края.

Содержание: гармония в естественной среде, взаимосвязь человека с природой, экология. Выдающиеся мастера и произведения анималистического жанра в мировой художественной культуре. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Виды изобразительного искусства, в которых он прослеживается.

Средства художественной выразительности, которые используют художники для передачи своего понимания красоты природы: композиция, линейная и воздушная перспектива, колорит.

Задача: обзор и анализ репродукций и слайдов.

Основные понятия: анималистический жанр, разновидности пейзажа (городской, архитектурный, индустриальный, архитектурный, фантастический, космический).

Место проведения: кабинет изобразительного искусства.

Занятия 2-3. Тема: «Пейзаж в графике».

Цель: научить передавать плановость с помощью линии.

Содержание: основные средства пространственного изображения. Плановость. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Техники эстампа: офорт, литография, линогравюра, монотипия. Декоративность эстампа, возможность иметь настоящее произведение искусства одновременно во многих домах. Характер языка. Значение линии, пятна. Черно-белые эстампы пейзажного искусства.

Задача: эскиз гравюры на линолеуме — «Таинственный город», «Праздничная улица «(изобразить городской пейзаж, обнаружив плановость, на конце урока обсуждения эскиза).

На втором занятии вырезания рисунке по эскизу на линолеуме. Выполнение оттисков.

Материалы: бумага с альбома, линолеум, резцы, бумага для оттисков.

Основные понятия: плановость, техники эстампа (офорт, литография, линогравюра, монотипия), эстампы.

Место проведения: кабинет изобразительного искусства.

Занятие 4. Тема «Пейзаж в живописи». «Художники выражают свое представление красоты природы».

Цель: познакомить школьников с несколькими разновидностями пейзажного жанра (героический, романтический, реалистический) продолжать формировать понятие о воздушной перспективе, колорит, линию горизонта, пространство, учить применять знания в творческих работах.

Содержание: понимание красоты природы художниками разных исторических периодов. Знакомство учащихся с несколькими разновидностями пейзажного жанра (героический, романтический, реалистический) с целью раскрытия разнообразия пейзажа, возможности различного понимания красоты.

Важнейшие средства художественной выразительности пейзажной живописи: воздушная перспектива, колорит, линия горизонта, пространство.

Задача: эскиз творческой композиции на тему «Архитектурный пейзаж» (пейзаж прошлого или будущего).

Материалы: бумага (небольшие листы для эскизов), мягкий карандаш, сангина.

Основные понятия: разновидности пейзажного жанра (героический, романтический, реалистический).

Место проведения: кабинет изобразительного искусства.

Занятие 5. Тема: «Построение пространства в пейзаже»

Цель: познакомить с выраженностью высокого и низкого горизонта, выяснить роль тона и цвета в изображении пространства.

Содержание: построение пространства как средство решения образа пейзажа. При изменении понимания прекрасного в природе меняется построение пространства. Сравнение эффекта комичности в героических пейзажах Пуссена с реалистичными пейзажами Саврасова, Шишкина.

Выразительность высокого и низкого горизонта.

Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива).

Задача: выполнение творческой композиции на тему «Архитектурный пейзаж» (пейзаж прошлого или будущего) по эскизу предыдущего занятия с учетом полученных на занятии представлениях об устройстве пространства.

Материалы: бумага, акварель, гуашь, пастель, кисти.

Основные понятия: высокий и низкий горизонт.

Место проведения: кабинет изобразительного искусства.

Занятие 6. Тема «Колорит в пейзаже».

Цель: научить работать по увлажненной бумаги, находить новые цвета, оттенки, применять знания в эскизах; развивать воображение.

Содержание: колорит как средство решения пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности (гамма мажорная, минорная).

Значение колорита в разные исторические периоды развития жанра пейзажа (классицизм, романтизм и импрессионизм).

Задача: сделать два небольших эскиза с различными колористическим решением пейзажа.

Материалы: бумага, акварель, кисти.

Основные понятия: гамма мажорная, минорная.

Место проведения: кабинет изобразительного искусства.

Занятие 7. Тема «Викторина» В мире искусства «.

Основные требования к знаниям и умениям.

Ученик умеет:

передавать настроение средствами живописи (художественных техник и приемов)

воспроизводить замысел композиции, используя цвет, мазки, пятна, линии, формы, их ритм в определенном формате.

Распознает:

  • жанры живописи, их особенности;
  • произведения живописи, их колорит (холодная, теплая гаммы);
  • монохромная живопись (настроение, насыщенность и светлота одного цвета).

Наблюдает:

по природным формам окружающей среды.

Сравнивает:

  • цвета (хроматические, ахроматические);
  • колорит и создан настроение произведений (реалистических и абстрактных).

Характеризует:

виды изобразительного искусства и их специфику.

Высказывает суждения о:

  • художественную выразительность форм;
  • средства и приемы организации композиции в определенном формате;
  • цветовые сочетания, цветовой контраст, нюанс;
  • ритм линий и пятен;
  • ассоциативная композиция и колорит.

Анализирует:

  • свои чувства и свое видение художественного произведения;
  • с помощью учителя результаты своей работы, достижения и недостатки, определяет пути совершенствования.

Соблюдает правила:

техники безопасности при работе с различными художественными материалами и инструментами.

2.2 Специальные формы внеклассного обучения

Программа фестиваля-конкурса детского творчества «Солнце за нас!»

Фестиваль-конкурс детского творчества «Солнце за нас» (далее — «Солнце за нас!», Или фестиваль-конкурс) — комплексный проект, который реализуется с целью содействия развитию детского творчества и поддержки талантливых детей и молодежи.

Всеукраинский фестиваль-конкурс детского творчества «Солнце за нас!» Открыт для партнерства.

ЦЕЛЬ КОНКУРСА:

Фестиваль-конкурс детского творчества «Солнце за нас!» Организуется и проводится с целью выявления и поддержки талантливых и ярких исполнителей, раскрытия и дальнейшего развития творческого потенциала детей.

ЗАДАЧИ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА:

  • Основной задачей фестиваля-конкурса «Солнце за нас!» Является поиск и выявление талантливых исполнителей среди детей и молодежи;
  • Популяризация народной, эстрадной музыки;
  • Фестиваль-конкурс предусматривает для конкурсанта-участника квалифицированную консультацию ведущих художников (членов жюри и независимых экспертов фестиваля-конкурса) для дальнейшего творческого развития;

— Фестиваль-конкурс ставит целью дальнейшее развитие таланта детей и молодежи, именно поэтому в своей программе «Солнце за нас!» Предусматривает совместное сотрудничество с ведущими детско-молодежными фестиваля-конкурса. Своим многолетним трудом эти фестивали-конкурсы остались «верными» основам классического развития ребенка, и всегда находились бок о бок с новыми тенденциями популярной эстрадной современной песни.

НОВШЕСТВА «Туризм» фестиваля-конкурса:

Оценка происходит сразу после показательного выступления конкурсанта по 12-ти бальной шкале.

Во время выступления конкурсант имеет возможность пообщаться с многоуважаемые члены жюри. Конкурсант получает не просто выступление (показ себя), но и бесплатную квалифицированную консультацию ведущих деятелей искусств.

В рамках «СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ», которую проводит фестиваль-конкурс «Солнце за нас!» Запланирован брифинг с участием СМИ — преподаватели, родители смогут задать вопросы, получить полезные советы, знания и навыки, обмен опытом и расширение представления о современном искусстве от высокопрофессиональных членов жюри, которые нужны каждому артисту начинающему для дальнейшего развития музыкальной карьеры.

Фестиваль-конкурс детского творчества «Солнце за нас!» Впервые предусматривает специальные призы победителям нашего конкурса — участие в фестивалях и проектах на льготных условиях.

НОМИНАЦИИ:

Эстрадный вокал — соло, дуэты, трио.

Эстрадные вокальные коллективы — шоу-группы, вокальные ансамбли.

Вокально — инструментальные группы

Рок-группы

К участию в конкурсе приглашаются дети и молодежь в возрасте от 5 — «25 и больше» лет.

Возрастные категории:

А — 5-6 лет

В — 7-8 лет;

  • С — 9-10 лет;
  • D — 11-13 лет;
  • Е — 14-16 лет;
  • F- 17-20 лет;
  • G — 20-25 лет;
  • «25 и больше»;
  • «Миx» — смешанная.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТИЮ:

Подробные условия участия в фестивале-конкурсе, отдельно для каждой номинации, читайте в разделе «Условия».

Фестиваль-конкурс детского творчества «Солнце за нас!» Внедряет новую концепцию проведения конкурса, а именно:

  • Общение — консультация для каждого из участников с многоуважаемые члены жюри;
  • «Брифинг с участием СМИ» для преподавателей и родителей;
  • Конкурсанты номинаций — «Эстрадный вокал», «Эстрадные вокальные коллективы», «Вокально инструментальные группы», «Рок-группы» должны подготовить 2 произведения, которые максимально раскрывают вокальные возможности конкурсанта, общим звучанием не более 7 минут, а также ряд вопросов к жюри для плодотворного общения;
  • Конкурсанты номинации «Авторская песня» представляют 1 номер звучанием не более 4 минут;

Технические требования:

Музыкальное сопровождение — фонограмма должен быть записан на флеш-носителе (или CD-R) с идеальным качеством звука.

Файлы на CD-RW или DVD не подходят для конкурсной и концертной программ!

Пожелания! По возможности, иметь фонограммы на резервном носителе.

Фонограммы должны быть на отдельном носителе (в отдельной папке) с указанием номинации, возрастной категории, названия произведения, названия коллектива или фамилии и имени исполнителя.

Музыкальное сопровождение — фонограмма должен быть записан на флеш-носителе (или CD-R) с идеальным качеством звука.

На главной странице в разделе «Новое место проведения! изложены технические возможности зала, благодаря которым Вы сможете улучшить свое выступление, подготовил VJing для своего выступления (по желанию).

Критерии оценки ЖЮРИ:

Подробные критерии оценки многоуважаемого жюри для каждой номинации прописано в разделе «Критерии оценки».

Общими требованиями являются: репертуар конкурсанта (по возрасту участника), техника исполнения, общее художественное впечатление, раскрытие образа средствами актерского мастерства.

Оценка будет проводиться по 12-балльной шкале, сразу после выступления конкурсанта.

НАГРАДЫ:

Диплом ГРАН-ПРИ конкурса и денежное вознаграждение!!!

Лауреаты I, II и III премии в каждой возрастной категории и в каждой номинации.

Каждый из участников конкурса получит «Диплом участника».

ДРУГИЕ НАГРАДЫ:

«Зрители ЗА» — диплом зрительских симпатий.

Заключение

Педагогический процесс не ограничивается преподаванием. Все, что осуществляется в школе с точки зрения проведения образовательной работы в нерабочее время в некоторых педагогических источниках, объединено одной общей концепцией — внеклассной учебной работой. В других источниках наряду с внеклассной учебной работой выделяется внеклассная работа по академическим предметам (тематические кружки, секции, олимпиады, выставки творческих работ и т. д.).

Внеклассные мероприятия связаны с работой с учениками классных учителей, школьных библиотекарей и всех других школьных работников, которые проводятся вне школьных часов, но не имеют определенного объективного характера (не нацеленного на изучение одного предмета).

Эта работа может быть выполнена в стенах школы или за ее пределами, но организована и проведена школьным персоналом.

В воспитательной работе в классе используются различные формы организации. В зависимости от степени пригодности определенных форм для решения образовательных проблем их можно подразделить следующим образом: 1) общие формы, универсальные, которые приобретают ту или иную ориентацию в зависимости от цели и содержания; 2) специальные формы, отражающие специфику только того или иного направления учебной работы и ее задач.

Существует форма работы, в которой школьники относительно неактивны, их основная деятельность: 1) прослушивание; 2) восприятие; 3) медитация; 4) понимание.

К формам работы с малообеспеченными школьниками относятся: 1) лекции; 2) отчеты; 3) собрания; 4) экскурсии; 5) посещение театров, концертов, выставок.

Другие формы работы требуют активного участия и деятельности самих учеников на разных этапах подготовки мероприятий и их поведения. К таким формам относятся: 1) круги; 2) олимпиады; 3) конкурсы; 4) викторины; 5) тематические вечера; 6) вечера отдыха; 7) выставки и музеи; 8) споры или дискуссии; 9) журналы.

Кружковая работа организуется учителем по своему определенному предмету. Она создает возможности для достижения более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создаваемой на основе общности интересов и духовных потребностей.

Тематические вечера и утренники имеют прежде всего познавательную направленность, посвящаются какой-либо одной специальной теме.

Вечера отдыха — это праздничные вечера, которые включают обычно художественную самодеятельность, аттракционы.

Конкурсы и в области спорта, и в области художественной самодеятельности, и по отдельным учебным предметам, вносят дух в жизнь школы и имеют следующие разновидности: 1) смотры; 2) турниры; 3) фестивали; 4) викторины; 5) состязания.

Предметные олимпиады также осуществляются на конкурсной основе по какому-либо предмету и есть эволюционный интерес к знаниям. Они проводятся в масштабе всей школы, района или города.

Туристическая работа — это организация и участие в секциях туризма, археологических кружках, включающих в себя туристические походы различного целевого направления и длительности, экспедиции.

Краеведческая работа при создании кружков, занимающихся работой с музеями, постоянным пополнением экспозиций, организацией тематических выставок.

Большую помощь во всех видах внеклассной работы оказывает школьная библиотека, которая устраивает тематические выставки книг, помогает в подборе необходимой литературы.

Таким образом, в рамках исследования изучены теоретические основы внеклассного обучения и рассмотрены формы внеклассного обучения, раскрыты особенности внеклассного обучения в общеобразовательной школе, проанализированы формы организации внеклассного обучения, разработана программа внеклассного обучения универсальной формы и программа специальной формы внеклассного обучения. Следовательно, цель работы достигнута.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vneklassnyie-formyi-organizatsii-obucheniya/

1. Алексеева Л.В. Внекласные занятия в школе / Л.В. Алексеева. — Москва, 2017. — 46 с.

2. Андрюшева Ю.С. Влияние внеклассной работы на развитие эмоциональной сферы личности школьника / Ю.С. Андрюшева // География в школе. — 2017. — № 6. — С. 42-45.

3. Алимова Ю.С. Воспитательная роль внеклассной деятельности школьника / Ю.С. Алимова. — М.: Просвещение, 2016. — С. 42-44.

4. Антимонов Н.А. Школьные походы по изучению рек, озер и болот родного края / Н.А. Антимонов. — М.: Просвещение, 2016. — 133 с.

5. Бариников А.В. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении / В.А. Барриников, В.А. Березина. — М.: Просвещение, 2018. — 225 с.

6. Баринова И.И. Внеурочная работа в школе / И.И. Баринова. — М.: Просвещение, 2008. — 157 с.

7. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб.: Питер, 2018. — 304 с.

8. Внеклассная работа в школе / Под ред. А.И. Прокофьевой. Воронеж, 2012.-244 с.

9. Внеклассная работа в начальных классах средней школы/ Под ред. А.А. Яковлева. М., 2014. — 230 с.

10. Вопросы внеклассной и внешкольной работы с детьми // Сборник статей. — М., 2016.-С. 17.

11. Герасимова Т.П. Методическое пособие по внеклассной деятельности / Т.П. Герасимова, О.В. Крылова. — М.: Просвещение, 2016. — 176 с.

12. Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. К.: Рад. школа, 2012. — 128 с.

13. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2017. — 480 с.

14. Дашко А.В. Внеклассная деятельность школьников / А.В. Дашко. — М.: Просвещение, 2015. — 368 с.

15. Душина И.В. Внеклассная деятельность в общеобразовательных учреждениях / И.В. Душина. — М.: Просвещение, 2017. — 509 с.

16. Жарков А.В. Развитие творческих способностей учащихся во внеклассных время занятий / А.В. Жарков. — М.: Просвещение,2016. -255 с.

17. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. М.: Просвещение, 2015. — 196 с.

18. Каптерова А.Б. Внеклассное образование и воспитание в школе / А.Б. Каптерова. — М.: Просвещение,2016. -329 с.

19. Крупская Н.К. Методика общественно полезной работы // Пед. соч.: В 10 т. — Т. З. — 375 с.

20. Матрусова И.С. Методика внеклассных занятий / И.С. Матрусова. — М.: Просвещение, 2018. — 256 с.

21. Новикова Л.М. Методика внеклассных занятий со школьниками / Л.М. Новикова. — М.: Просвещение, 2014. — 320 с.

22. Панфилов Т.С. Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 2019. — 268 с.

23. Педагогика: учеб. / под ред. Л.П. Крившенко. — М.: ТК Велби, 2015. — 432 с.

24. Рубчевский К.В. Роль внеклассной деятельности в социализации личности молодого человека / К.В. Рубчевский. — М.: Просвещение,2013. — 360 с.

25. Столяренко, A.M. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А.М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 423 с.

26. Ширкевич К.А. Взаимосвязь классной и внеклассной работы как средство повышения качества знаний и развития учащихся начальных классов. Дисс. канд. пед. наук. — М., 2019. — 172 с.