Интерес и необходимость исследования «виртуальной реальности» обусловлен преимущественно тем, что она оказывает огромное воздействие на общественную и индивидуальную жизнедеятельность людей.
Обращение к проблеме «виртуальной реальности» настоятельно диктуется соображениями, связанными с особенностями ее разработки в современном научном знании. Исследование этой проблемы осуществляется представителями различных областей науки, ведется с помощью различных ее методов. «Виртуальная реальность» является предметом изучения физиков, математиков, механиков, специалистов инженерной технологии, предметом социологии, социальной антропологии, социальной психологии и других наук. В результате такого всеохватывающего анализа обогащается представление о различных аспектах и гранях этого феномена, обеспечивается много- и разносторонность его видения.
Философия играет в процессе этого познания специфическую роль, оказывает на его направление и характер существенное влияние. Строго говоря, философия определяет общественную необходимость и теоретическую значимость проблемы, организует и формирует взгляд на «виртуальную реальность», разрабатывает идеи, категории и принципы, совокупность которых служит стержнем и теоретическим фундаментом для исследований данного явления.
Проблемы «виртуальной реальности» актуализируют также глубинные процессы трансформации общественных наук, пытающихся разработать достоверную модель социального развития. Эти трансформации прослеживаются в попытках в той или иной мере переосмыслить гносеологические основания и логику развития современного общественного бытия, проанализировать детерминанты, которые определяют его конкретные формы.
Для современной социально-философской науки проблемы «виртуальной реальности» в какой-то степени являются ключевыми, поскольку они затрагивают практически все узловые пункты социально-философской теории. В философском осмыслении «виртуальной реальности» можно выделить несколько основных групп проблем:
- онтологических – связанных с историческим анализом «реальности» и «виртуальной реальности»;
- гносеологических – проблема познания сознания и языка;
- социологических – влияние «виртуализации» на человека и общество.
Актуальность темы реферата определяется следующими обстоятельствами:
- первое, явно недостаточной разработанностью и дискуссионностью проблемы «виртуальной реальности» в современной российской социально-философской литературе;
- второе, настоятельной необходимостью определить философско-методологические основания для обще- и специально-научных исследований «виртуальной реальности»;
— – третье, необходимостью использования историко-философских и социально-философских представлений о «виртуальной реальности» в реальной педагогической практике системы образования Российской Федерации.
Философские проблемы социально-гуманитарного познания
... теоретического разума социальный мир становится объектом научного познания. Теоретическое социально-гуманитарное знание, которое высказывается о человеке и о формах его жизнедеятельности ... с этим и проблема методологии социального познания. Проблема методологии гуманитарного познания. Чем социогуманитарное знание отличается от знания естественнонаучного типа? Почему знание о человеческом мире ...
Объект исследования, Предмет исследования.
Цель и задачи исследования. Целью работы является обоснование историко-философских и социально-философских оснований исследования категории «виртуальная реальность», выявление особенностей проявления противоречий развития феномена «виртуальная реальность» в процессе формирования современного научного знания.
I. Историко-философский анализ понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность» с античного периода до XX века.
Начиная с античности, в литературе развиваются две линии в определении смысла понятий на основе корня «Vir(t)» / «Вирт» /. Эти традиции можно обозначить как «платоновскую» (проблематика реальности и ее образа) и «аристотелевскую» (проблемы соотношения актуального и потенциального).
Значительная часть философов стремится связать современную трактовку понятия «виртуальная реальность» с содержанием понятия «virtus» (от лат. – потенциальный, возможный, мнимый).
возможности
В IV в. до н.э. появляется мысль о том, что мир состоит из абсолютно неделимых и недопускающих возможность дальнейшего дробления элементарных частиц, которые различаются внешними формами, размерами, положением и порядком, и пустоты. Эта мысль принадлежит Демокриту и становится основой материалистической философии, называемой «атомизм» (плотные и неделимые частицы – атомы).
По Демокриту, все существует по необходимости. В этом смысле категория возможности должна быть рассмотрена в связи с категорией необходимости. Возможность появления чего-либо – это абсолютная необходимость. Позднее Эпикур, последователь Демокрита, вводит в атомизм принцип свободного отклонения атомов от происходящего в силу необходимости прямолинейного движения. Этим принципом Эпикур дает объяснение столкновений между атомами. Благодаря спонтанным отклонениям появляется бесконечное количество возможностей появления новых вещей.
Аристотель дал картину взаимосвязи мировых начал (возможности и действительности) через призму доминирующих категорий античной философии: материи и формы. Материя – это 1) лишенность формы (или отсутствие бытия), 2) возможность этой формы как действительного бытия. Он указывает: то, из чего все возникает, есть материя, а поскольку всякое возникающее может быть, а может и не быть, то «эта возможность и есть у каждой вещи материя». Возможность или «бытие в возможности» есть, согласно Аристотелю, среднее между отсутствием бытия и действительным бытием. Действительным, по Аристотелю, становится только то, что обладало возможностью стать действительным. Таким образом, материя – это возможность, а форма – это действительность, кроме того, Аристотель еще говорит и о материи как о действительности, т.е. осуществленной возможности. По Аристотелю, возможность существования вещи имеется всегда, она не возникает заново, а лишь реализуется в соединении с формой. С одной стороны, Аристотель, создав систему категорий, подробно рассмотрев каждую из них, показав связь возможности с реальным существованием вещей, совершил своего рода прорыв в философии. С другой стороны, утверждая вечное существование возможности в вещи, закрыл возможность возникновения принципиально новых вещей, т.е. таких, форма которых не встречалась раньше.
Философия права Гегеля
... возможным. Целью работы является изучение сущности философии права Г.В.Ф. Гегеля. 1. Концепция и методология философии права Г.В.Ф. Гегеля «Философия права» Гегеля (1770—1831) — одна из наиболее знаменитых работ во всей ... Таким образом, гегелевская диалектика создает возможность оперировать диалектическими категориями в области науки о государстве и. праве. Право не является статичным элементом. Оно ...
виртуальное
В истории философии после Аристотеля только Гегель всесторонне рассмотрел категории возможности и действительности. Для Гегеля эти категории содержат в своем соотношении в снятом виде всю лестницу предшествующих категорий, а действительность понимается как сущность во всех ее многообразных проявлениях. Возможность у Гегеля оказывается важным понятием, она есть сама действительность и некий внутренний закон инобытия сущности в явлении. Гегель говорит, что действительность есть прежде всего возможность, а «возможность есть то, что «существенно для действительности, но существенно таким образом, что есть вместе с тем только возможность». Однако для верной оценки взглядов Гегеля на возможность и действительность необходимо учитывать то, что он стоит на позициях абсолютного идеализма. Гегелевская действительность – это прежде всего «рефлектированная абсолютная идея», которая имеет свою сущность, внешнее и внутреннее проявление. На первый взгляд, бытие абсолютной идеи кажется единственно реальным одноуровневым образованием. Одноуровневое – потому, что, сколько бы ни было видимых уровней-этапов, все они сводятся к конечной реально существующей сущности – абсолютной идее. Однако эта «одноуровневость» не так проста: сущность предстает перед нами в виде целой иерархической системы категорий и определений.
Гегелевская категория «сущность» фиксирует «совокупность, ансамбль отношений тождества, различия, противоречия и основания в их взаимосвязи и взаимообусловленности». Сущность, по Гегелю, порождает явления, их и свое инобытие, явление существенно. Решая проблему перехода возможности в действительность, Гегель определил действительность как реализовавшуюся возможность и как источник формирования новой возможности, подчеркнул необходимость наличия достаточных условий для реализации возможности и поставил вопрос о соотношении реальной , абстрактной и формальной возможности, впервые четко определив различия между ними. Реальная возможность выступает как совокупность условий, в которых осуществляется развитие и познание данного предмета или явления. В практической деятельности, подчеркивает Гегель, следует руководствоваться именно реальной возможностью, т.к. она находится в определенных связях, отношениях с действительностью, коренится в ее реальных закономерных процессах. Формальная возможность сопоставима с невозможностью, т.к., по мнению Гегеля, она всегда находится вне связи с конкретным содержанием действительности и ей всегда можно противопоставить реальную возможность.
Введенное Гегелем понятие абстрактной возможности является существенным вкладом в развитие данной категории, но оно практически тождественно понятию формальной возможности. Кроме того, в развитии предмета он видел не множество, а всего лишь одну реальную возможность, что привело его к отрицанию многообразия путей развития и к непризнанию наличия борющихся возможностей. Эта ошибка гегелевской философии возможности была исправлена марксистско-ленинской философией. Если же рассматривать гегелевскую философию на предмет виртуальной реальности, то, с точки зрения некоторых методологов виртуальной реальности, именно Гегель задал импульс виртуализаторской деятельности: сконструировал реальность, задал предметность, принципы и язык описания – создал грандиозную Модель, имеющую многослойную сложную динамичную структуру.
Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации ...
... процесс деятельности социального педагога, направленный на отбор одной из них, позволяющей обеспечить достижение наиболее оптимального варианта решения. По своей сущности процесс реализации социально-педагогической технологии – это целенаправленная последовательность действий социального педагога ...
В марксистско-ленинской философии действительность связана с материей, объективной реальностью, со всем воспринимаемым миром вещей и свойств, которые существуют вне нас и независимо от нашего сознания. Возможность рассматривалась классиками марксизма как объективное свойство материи, как сторона развивающейся действительности. Возможность выражает объективно обусловленные предпосылки новой действительности, закономерный процесс развития. По словам Ленина, «…действительная жизнь, действительная история включает в себя … различные тенденции». Эти тенденции и порождают самые различные возможности развития предметов и явлений. На основе анализа природных и общественных явлений Маркс, Энгельс и Ленин показали, что действительность предшествует возможности исторически и логически, что возможность выражает собой тенденцию закономерного развития предметов, клеточку их будущих состояний. Классики марксизма дали четкое научное определение реальных, абстрактных и формальных возможностей. Реальная возможность – та, которая возникает закономерно в процессе развития, обусловлена необходимыми связями, сторонами, причинами, для ее реализации уже есть все необходимые предпосылки в данных конкретных условиях.
Виртуальная трансформация философии К.Маркса, на наш взгляд, должна также опираться на понятия возможности и действительности, сущности и явления (система «превращений», модификаций экономических сущностей), а также на его диалектический метод (от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и далее к практике), позволяющий исследовать объективную природу общества в его развитии, преодолевая внешнюю видимость явлений. Виртуальность заложена и в понятии труда, как сущности человека (человек создает себя и свою сущность, живет тем, чего еще нет), и в определении объективного закона исторического развития (экономические законы имеют характер тенденций, поэтому развитие общества не является строго детерминированным, а есть свободный процесс реализации возможностей в заданных пределах).
Другой аспект рассмотрения «виртуальности по Марксу» должен быть связан со вторым значением virtus – мнимый, воображаемый, иллюзорный. В «Капитале» Маркс 1) ставит целью разоблачить идеологические иллюзии буржуазной экономической науки, принимавшей видимое за сущность; 2) показывает двойственность основных экономических категорий (товар, деньги, труд, стоимость); 3) раскрывает природу фетишизации и иллюзорности капиталистических производственных отношений.
Определение действительности как реально существующего, как совокупности бесконечного многообразия конкретных предметов и явлений, находящихся в состоянии непрестанного движения и развития, является широко распространенным в советской философской литературе. Его придерживались И.Грудинин, Т.А.Казакевич, В.А.Сидоркин, М.В.Мостепаненко. А.В.Бодаков, Ю.К.Плетников, В.П.Чертков, С.Ф.Поволоцкий, О.С.Зелькина не соглашаются с таким определением и выделяют два значения действительности: 1) действительность как выражение единства совокупности всех бесконечно многообразных явлений внешнего мира – широкое значение, взятое вне связи с категорией возможности; 2) действительность как осуществленная возможность, выражающая то, что уже возникло, – узкое значение. С таким разделением также не согласны ряд ученых, т.к., во-первых, такое понятие действительности явно путают с понятием материи (сознание также обладает реальным существованием), во-вторых, оба значения отражают и мир в целом, и конкретные предметы, в-третьих, оба значения касаются осуществленной возможности (т.е. нет необходимости выделять эти два значения действительности).
Человек и виртуальная реальность
... возможность выбрать между разными способами отображения местности. Летний и зимний варианты были основаны на реальных фотографиях. 2. «Виртуальная реальность» в наши дни В данный момент технологии виртуальной реальности ... перемещается в виртуальную среду, в которой человек начинает проводить все больше времени. виртуальный реальность психологический человек 1. «Виртуальная реальность» сквозь века ...
Существует и другое определение, согласно которому действительностью является не все реально существующее, а лишь то, что необходимо и закономерно (А.К.Сухотин).
В данное определение не включены случайность и несущественное, что обедняет данное понятие и отождествляет его с демокритовской абсолютной необходимостью. С точки зрения А.П.Шептулина, действительностью правильно считать реально существующее единство необходимого и случайного, внутреннего и внешнего, сущности и явления. А.М.Минасяном и В.Х.Арутюновым в 1960-х гг. предложено рассматривать действительность, по меньшей мере, в четырех аспектах:
1. Действительность как объективная реальность.
2. Действительность как единство природы, общества и сознания.
3. Действительность как необходимость, совпадающая с ней в своем развертывании.
4. Действительность как единство сущности и явления, как реализованная возможность.
По поводу классификации возможностей в советской философской литературе также встречались разногласия. Основа классификации – различение реальных, абстрактных и формальных возможностей. Однако, например, А.П.Шептулин предлагает ввести также понятия обратимых и необратимых, сосуществующих и исключающих возможностей, возможностей сущности и явления. Кроме того, ряд авторов предлагают ранжировать реальную возможность как конкретную и как абстрактную, выделять абстрактно-формальную возможность, прогрессивные и реакционные возможности (Н.М.Маковка, А.П.Шептулин, Б.К.Рейнфельдт).
Относительно условий реализации возможностей интересные решения предлагали Б.М.Кедров, А.М.Минасян. Если Гегель в своих работах дал необходимую для реализации возможностей схему, основанную на предмете, деятельности и условиях, то в ХХ в. реализацию возможностей философы видят в следующем соотношении: «1) объективно существуют возможность и действительность с последующим переходом первой во вторую при определенных условиях; 2) субъект заинтересован в реализации одной из возможностей течения данного процесса при устранении или предупреждении остальных возможностей; 3) процесс познания направлен на выяснение различных возможностей протекания данного явления, исходя из познанной необходимости, ему присущей, и на определение условий, обеспечивающих протекание данного явления в нужном для практики направлении». Другой вариант такой схемы более тесно связан с вопросом борьбы возможностей: 1) в каждом явлении необходимо вскрывать и учитывать и положительные, и отрицательные возможности, что предполагает добиться реализации возможности с наибольшей степенью вероятности; 2) чтобы обеспечить благоприятные условия для реализации данной возможности, необходимо устранить все противостоящие, «мешающие» возможности; 3) нужно открывать и учитывать те внутренние и внешние возможности, которые способствуют осуществлению данной возможности; 4) надо находить и целенаправленно создавать новые возможности для ускорения процесса реализации данной возможности; 5) поскольку в общественной жизни возможности реализуются только в процессе трудовой деятельности людей, то необходима организованная, последовательная, творческая борьба за осуществление желаемых реальных возможностей.
Информация в сети Интернет: возможности, риски и угрозы
... пространство. Все эти и многие другие аспекты виртуальной реальности могут стать предметом специального исследования. Информационное общество, век электронных технологий, глобальная информационная сеть Интернет, виртуальная реальность, ... и социальные группы. Оно увеличивает интеллектуальные и эмоциональные ресурсы человека, его познавательные, творческие и коммуникативные возможности. ...
Советские философы, в частности В.П.Тугаринов, в связи с появлением важных открытий в биологии, физике, математике предлагали рассматривать возможность в рамках соотношения «случайность-возможность-вероятность-необходимость».
Действительно, с ходом НТП понятие возможности раскрывается, развивается: в середине 60-х гг. ХХ в. физики начинают говорить о неких виртуальных частицах, которые возникают на разных этапах взаимоперехода возможности в действительность. Эти виртуальные частицы характеризуются единством возникновения и уничтожения, бытия и небытия. Они переходят из виртуального состояния в действительное лишь при сообщении взаимодействующим частицам энергии. Физики предположили при этом, что такого рода виртуальные состояния (совр. – реальности) возникают на различных уровнях развития материи. На наш взгляд, с развитием науки и технологий понятие возможности приобрело новый смысл, открылась его новая сторона, связанная с виртуальностью. Дальнейшие разработка и развитие научно-философской парадигмы, основанной на понятии «виртуальный», позволит изучить такие объекты, о которых, с одной стороны, нельзя сказать, что их нет, т.к. они существуют в интерактивной среде; с другой, что они есть, т.к. они не существуют в действительности (т.е. они существуют только «здесь и сейчас»).
Виртуальная парадигма позволит также строить особые виртуальные модели объектов, дающие возможность более эффективно воспроизводить и познавать многогранный и бесконечный мир.
Постклассическая философия использует уже непосредственно понятие «виртуальная реальность» и обозначает с его помощью некую совокупность объектов следующего уровня по отношению к реальности низлежащей, порождающей их. Эти объекты равноправны с порождающей реальностью (константной) и автономны; как только они произведены, они исчезают. Таким образом, ВР в постклассической философии вводится через противопоставление субстанциальности и потенциальности, т.е. виртуальный объект существует не субстанциально, но реально, и в то же время не потенциально, а актуально. По мнению С.С.Хоружего, ВР – это недо-возникающее событие, недорожденное бытие. В современной философской литературе это направление активно разрабатывается Центром виртуалистики при Институте человека РАН. Главное основание направления – признание полионтичности бытия, в его рамках исследователи Центра виртуалистики производят некий пересмотр истории философии, часто заменяя категорию возможности новой категорией «виртуальность». На базе данного Центра активно и успешно развивается виртуалистика как особый междисциплинарный подход, основанный на полионтичной парадигме, позволяющий, по мнению представителей лаборатории виртуальных исследований, изучать тот или иной объект не в абсолютном метафизическом смысле, а в развитии, уникальности. Этот подход, с точки зрения его методологов, не заменяет диалектику, но претендует стать дополнительным методом изучения объекта в рамках отношения константной и виртуальных реальностей. До этого философия и науки о человеке развивались применительно к одной (константной) реальности.
Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической ...
... т.к. может послужить отправной точкой дальнейших исследований и лечь в основу базиса теории влияния компьютерных игр на психику человека. Единственная классификация компьютерных игр, разработанная психологом, которую мы имеем на сегодняшний ...
В современных философских исследованиях виртуальная реальность обретает свое место. Сегодня виртуализм – это, во-первых, симуляция бытия; во-вторых, актуальное существование онтологически равноправных объектов, порожденных константной реальностью; в-третьих, это следствие осмысления соотношения мысленного, видимого и объективного миров – трех очевидных пространств бытия человека.
В последнее десятилетие виртуальная реальность оценивается в трех направлениях: 1) концептуализация революционного уровня развития техники и технологий; 2) принцип полионтичности, или идея множественности возможных миров; 3) признание относительности «реального» мира. Эти направления активно сосуществуют в сегодняшней социально-экономической реальности.
Итак, проанализировав понятие виртуальности как категорию возможности в ее новом более развитом состоянии в истории философии и современных исследованиях, можно выделить два основных подхода к объяснению последней. Во-первых, это традиционный подход, определяющий виртуальность как нечто скрытое, готовое к проявлению, актуально существующее. «Традиционная» виртуальность основывается на понятийной матрице: «возможность – виртуальность – действительность». Такая виртуальная реальность – промежуточная категория: Н.Кузанский называет ее possest (возможность – бытие), С.С.Хоружий – недо-бытие. Данный смысл виртуальной реальности имеет следующие теоретические посылки: 1) виртуальная реальность порождена константной реальностью; 2) виртуальная реальность существует актуально; 3) виртуальная реальность автономна, «живет» в своем времени, пространстве по своим законам; 4) виртуальная реальность – интерактивна.
Второй смысл виртуальной реальности связан с компьютером. В данной системе координат виртуальная реальность – это некое киберпространство, основанное на синтетических возможностях компьютерных технологий – симуляторов. Основные черты компьютерной виртуальной реальности заключаются в том, что 1) это оптимизированный, более естественный для возможностей человека способ ориентации в мире информации; 2) это способ антропологизировать информацию, придать ей топологическую определенность, чтобы человек мог привычным образом оперировать данными как вещами; 3) это стимулирование воображения и возможность преодолеть ограниченность существования (например, выйти за пределы времени, тревоги, смерти и т.д.); 4) операции с компонентами виртуальной реальности потенциально идентичны операциям с реальными инструментами и предметами; 5) это возможность дистанционного манипулирования объектом и создания замещающих моделей; 6) работа в виртуальной среде сопровождается эффектом легкости, быстроты, носит игровой характер; 7) в результате взаимодействия пользователя с компьютерной виртуальной реальностью возникает ощущение его слияния с машиной в единый организм; 8) воздействие виртуальных предметов воспринимается человеком аналогично «обычной реальности».
Компьютерная виртуальная реальность нашла очень широкое функциональное применение в производственно-компьютерном дизайне и проектировании, системах телеприсутствия (Интернет, виртуальное рабочее место, дистанционное управление и т.д.), учебно-тренировочных системах, психотерапии.
Особенно востребован сегодня феномен виртуальной реальности (и в традиционном смысле, и технологическом) в социально-экономической практике. Итак, что, по мнению современных исследователей, представляет собой виртуальная экономика?
Философия культуры
... Сорокин провел грандиозную систематизацию совр. цивилизационных концепций. 2. Философия культуры Канта философия культура шиллер кант В критической философии Канта человек, как известно, существо двойственное; он одновременно ... Наука не способна проникнуть в жизненный мир, так как подменяет живую реальность выдуманными абстракциями. Для жизненного мира, постигаемого не наукой, а особой философской ...
В конце ХХ в. экономисты и философы обратили внимание на процессы раздвоения финансового капитала на действительный и фиктивный. В этом смысле виртуализация экономики рассматривалась ими в связи с переходом к постиндустриальным технологиям развития денежного рынка. Примерно в одно и то же время (в конце 90-х гг.) появились работы Ю.М.Осипова (МГУ) «Теория хозяйства» и Дж.Сороса «Алхимия финансов». В первой из этих книг виртуальная экономика связывается с ноофетишизмом в целом и с финансовым фетишизмом в частности. В книге Дж.Сороса исследуется теория рефлексивности, предполагающая, что мыслительная деятельность участников рынка придает ему характер неопределенности. В результате этого, по мнению автора, «рынок в ряде случаев принимает виртуальный характер, не подпадающий под действие обычных законов», прежде всего в сфере его финансовых институтов. Российский исследователь И.Г.Корсунцев в учебном пособии «Прикладная философия: субъект и технологии» также делит современную экономику на реальную и виртуальную (финансовую), называя последнюю слабо связанной с первой. Он пишет, что «развитие финансовой экономики происходит в результате действия двойных рефлексивных обратных связей, характерных для мыслящих участников ситуаций, являющихся принципиально виртуальными и дестабилизирующими». Еще более бескомпромиссной является точка зрения А.П.Потемкина – известного автора статей по экономике в российской прессе. Он считает, что «финансовый рынок все менее и менее связан с реальным сектором. В России, хотя и недавно вступившей на путь рыночных преобразований, процесс расхождения между производством и финансовым рынком зашел далее всего. Взаимосвязь между ними почти полностью отсутствует» . По его мнению, главной особенностью российской виртуальной экономики является «резкое ослабление обычных причинно-следственных связей, прежде всего на финансовом рынке… Детерминизм все чаще уступает место индетерминизму» (там же).
С точки зрения Д.В.Иванова, виртуальная экономика – это экономика образов, имиджей, симуляций, именно на ее основах строится современная социальная организация.
Другой подход к определению виртуальной экономики связан с развитием информационной эпохи индустриальной экономики. На современном этапе развития общества наблюдается стремительный рост социально-экономического значения информации: по мнению специалистов, «индустрия обработки информации играет для промышленно развитых стран ту же роль, которую на этапе индустриализации играла тяжелая промышленность». Нельзя сказать, что информационный ресурс отсутствовал или недооценивался раньше, например, в советской плановой экономике (отраслевые институты технико-экономических исследований, крупные вычислительные центры на базе Госснаба, Госплана и др.), однако сегодняшнее вступление России на путь экономических и социальных реформ требует от всех экономических агентов функционировать в едином информационном пространстве. В этих целях российское правительство в 1995 г. приняло закон «Об информации, информатизации и защите информации». Вступление в мировое информационное пространство может происходить только на основе развитых технологий. Современные достижения в области компьютерных и коммуникационных технологий (компьютеры пятого поколения, НИТ как технологии, основанные на соединении средств вычислительной техники, средств связи и оргтехники) вызвали виртуализацию хозяйственной деятельности. Под виртуальной хозяйственной структурой понимается «гибкое внутри- и межорганизационное образование, создаваемое временно для эффективного использования ключевых материальных и не материальных ресурсов». Виртуализация включает следующие составляющие: виртуальный прозрачный электронный рынок, имитация реальной жизни и бизнес–процессов, внутри- и межорганизационные сети с использованием гибких форм разделения труда. Существование таких виртуальных предприятий возможно только в условиях открытого «киберпространства». Разработка исследования виртуальной организации хозяйственной деятельности, как фундамента виртуальной экономики, требует не только достаточной технологической основы, но и решения проблем философского, психологического и юридического характера.
Виртуальная психология: определение предметной области и выявление ...
... растут. Сеть стала посредником с особыми свойствами, а в сетевой виртуальной реальности возникли «виртуальные сообщества», - миры, сформированные Интернет-общением и обладающие специфическими психологическими ... данный момент наблюдается значительное отставание методического и эмпирического арсенала российских виртуальных психологов. Во многом данное отставание обусловлено тем, что философы не ...
II Виртуальная реальность: критический обзор концепций и дефиниций
Во взглядах на виртуальную реальность можно обозначить две крайние позиции: одна из них сводит виртуальную реальность исключительно к техническому, другая − к психическому феномену. Остальной спектр мнений находится между ними. В результате анализа многообразия концептуальных представлений выделяются: компьютерно-техническая виртуальная реальность, психологическая виртуальная реальность, эстетическая виртуальная реальность, социальная виртуальная реальность, виртуальная реальность как «недород бытия», виртуальная реальность как результат превращения, виртуальное как бытие в небытии, виртуальное как уровень небытия в бытии, виртуальное как подмена одного типа бытия другим, виртуальная реальность диалога.
технического
Технологии виртуальной реальности направлены на создание иллюзии присутствия человека в сконструированном мире. Чтобы добиться эффекта погружения в виртуальную реальность, пользователь должен получить ощущения от внешних стимулов и раздражителей, продуцируемых техническими средствами. Первыми появились устройства, которые воздействуют на зрение и слух человека, поскольку эти два канала восприятия являются наиболее информативными. В настоящее время также довольно успешно развиваются технологии имитации тактильных ощущений. Виртуальные устройства, передающие запах и вкус, переживают стадию своего начального развития.
Технические системы, порождающие виртуальную реальность, воздействуют и на рецепторы глубокой чувствительности: передают пользователю мышечные инерционные и вибрационные ощущения, неотличимые от реальных. Воздействовать на внутренние мышечные ощущения, напрямую не связанные с физическими действиями, гораздо сложнее, но уже имеет место опыт вживления в мышечную ткань пользователя миниатюрных электронных устройств, управляемых компьютером. Сегодня для массового использования пригодны лишь аудиовизуальные системы виртуальной реальности. Однако очевидно, что в будущем виртуальный мир для рядового пользователя приобретет дополнительные измерения.
психологическом
Заслуживают особого внимания труды Н.А. Носова − одного из основоположников так называемой виртуалистики, в рамках которой осуществляется построение полионтичной картины мира. Н.А. Носов выделяет специфические свойства виртуальной реальности: автономность, актуальность, интерактивность, порожденность, вводит обобщенное понятие для событий виртуальной реальности − «виртуал» − со следующими свойствами: непривыкаемость, объективированность, спонтанность, фрагментарность, а также измененность статусов телесности, личности, сознания, воли.
Психологические представления о виртуальной реальности базируются на основании концепции «конструирования реальности» человеческим сознанием, когда субъективные переживания воспринимаются в качестве объективной реальности. Стоит отметить, что ряд исследователей полностью отождествляют субъективную реальность с виртуальной реальностью, что лишает последнюю свойственной ей специфики.
В качестве своеобразного ключа в виртуальные миры предлагается рассматривать явление, известное под названием «осознанные сновидения». В последние десятилетия данное явление рассматривалось П. Гарфилдом, С. Лабержем, Х. Рейнголдом, П. Толи. Все они доказывают возможность непосредственной трансформации человеком образов сновидения, что, по их мнению, должно свидетельствовать о существовании возможного диалога с содержанием сна.
Таким образом, концептуализация виртуальной реальности в психологическом направлении осуществляется как теоретическое обобщение исследуемых психологических явлений.
социальной виртуальной реальности
эстетическую
Онтологическое
«недорода бытия»
виртуальной реальности диалога
бытия в небытии,
уровне небытия в бытии
результат превращения
подмена одного типа бытия другим типом,
Рассмотрение множества концепций виртуальной реальности, подводит к выводу: трактовок виртуальной реальности может быть, в принципе, сколь угодно много. Каждый исследователь пытается создать свою концепцию виртуальной реальности. Такое многообразие мнений не проясняет понятие «виртуальная реальность», а, напротив, переводит его в ранг неопределяемых понятий. Однако, несмотря на все многообразие типов виртуальной реальности, и различных подходов к ее интерпретации, во множестве представленных концепций виртуальная реальность всегда связывается с сознанием человека и обязательно предполагает его участие. Все вышеуказанные интерпретации базируются на признании существования двух или более типов онтологически самостоятельных реальностей, не сводимых друг к другу.
III. Виртуальная реальность и человеческая культура: интеграционный процесс и его последствия.
Обсуждая вопросы содержания понятия виртуальной реальности, мы пришли к утверждению, что к настоящему времени данное понятие стало ярким общенаучным феноменом и междисциплинарным научным подходом в приложении к разнообразным объектам и процессам. Данную же главу, исходя из целей, поставленных в начале работы, посвятим вопросу о влиянии стремительно развивающихся компьютерных технологий и несущих на крыльях своего развития именно компьютерную ВР, на человеческую цивилизацию и в частности на человеческую культуру. Действительно, в научных кругах все чаще высказывается мнение о возникновении виртуальной цивилизации и формировании киберкультуры. В контексте данного мнения Н.А. Носов задает вопрос: ”Аналогично тому, как печатный станок и часы
привели к тому, что теперь все читают и пишут, регулируют свою жизнь почасам, не приведет ли к этому компьютеры?”
Чтобы обоснованно отвечать на поставленный вопрос, необходимо рассмотреть понятие “культура” с точки зрения философии культурологии, искусства. Вообще зафиксирована чрезвычайная многозначность понятия: насчитывается до 500 его определений.
Культура понимается, прежде всего, как все то, что создано самими людьми, человечеством. Это дополняет естественную природу и поэтому называется второй природой. Крупнейший социолог ХХ века П. Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь свои институтов. Поясняя свое понимание культуры как совокупности значений ценности и норм, которые пользуются люди в обществе,
П.Сорокин приводит пример: “В классной комнате преподаватель и студенты являются личностями, совокупность этих личностей вместе с нормами их отношений, составляет общество классной комнаты, не только научные и другие идеи, которыми они обладают и обмениваются, но и книги, доска, мебель, лампы и сама комната представляет собой культуру этого общества” Он же подчеркнул: “Любая организованная группа обладает культурой. Более того ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать . без культуры.”
Зигмунд Фрейд тоже не ограничивался тем, что культура – это просто все то, что создано людьми, а вводил уточнение, что созданное людьми должно служить двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми. Отсюда напрашивается вывод, что наряду с культурой существует антикультура – та часть созданного людьми, которая направлена против человека и против общества. Конечно, антикультуру можно рассматривать и как часть культуры, но необходимо иметь в виду неоднородность культуры по ее значению для отдельных людей и в всего человечества в целом, выделять прогрессивные и реакционные проявления культуры. Очевидно, что все это может быть оценено достаточно обоснованно только в результате конкретного анализа конкретных ситуаций.
Для более полного рассмотрения соотношения культуры и ВР необходимо помнить, что наряду с духовной существует и материальная культура: культура быта, культура местожительства, культура топоса (жилища), дома, деревни, города, культура отношения к собственному телу, физическая культура. Материальная культура не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству. Она характеризует материальную деятельность людей с точки зрения ее влияния на развитие человека, на раскрытие и использование способностей, творческих возможностей человека. Именно этим интересен образ жизни людей и способов их деятельности. В этом отношении вполне приемлемо такое определение культуры: культура – это система последовательных правил деятельности, передающихся от прошлого к будущему, от содеянного к будущим деяниям.
Наряду с тем, что производят люди на той или иной стадии развития общества, особенно важно знать, как каким образом они производят соответствующие вещи и продукты, т.е. очень важно знать саму культуру их производства. Культура является особым аспектом всего многообразия материальной и духовной деятельности людей. По объему охватывающих предметов и процессов понятия “культура” и “человеческая деятельность” одинаковы, совпадают, но по содержанию человеческой деятельности они отличаются. В понятии культура деятельность характеризуется с точки зрения ее влияния на развитие самого человека и выявление его способностей. Культура – это человекоформирующий феномен, создаваемый самими людьми и существующей в виде особого аспекта жизни общества. Культура проявляется и в предметных результатах человеческой деятельности, и в разнообразных (правовых, моральных, религиозных, эстетических и др.) нормах, выполнение которых общество требует от всех индивидов. Чтобы быть полноправным членом своего общества (“быть культурным”) человек должен овладевать культурой этого общества, формировать свой внешний облик и духовный мир в соответствии с ее требованиями.
Имея в виду общую характеристику культуру, вернемся к вопросу о ее соотношении с ВР. В самое последнее время установилась тенденция отождествления ВР со всей человеческой культурой и общественным сознанием в целом. Так Е.В. Ковалевская пишет об этом так: “Изобретение письма, книгопечатания, театра, кино, и, наконец, компьютерной ВР – вехи на пути виртуализации нашей жизни, отхода от реальности данного нам мира и выхода в другие (иные) виртуальные реальности”
Далее Ф.Г. Майленова утверждает: “Строго говоря, всю духовную жизнь человечества можно представить себе как один огромный виртуальный мир со своими обитателями, иерархией, законами”.
В будущем, полагает Н.А. Носов, “ киберкультура имеет все шансы стать полноценной культурой, освоив особый, виртуальный способ понимания и объяснения мира. Основанием для такого вывода служит то, что идея виртуальности становится все более признанной в весьма различных отраслях науки и практики, а также то, что имеются социальная потребность в новых способах объяснения мира и овладения им”. Далее указывается на уже существующие материальные плацдармы виртуальной цивилизации. “Это не только тренажеры и игровые компьютеры, но и структуры, охватывающие большие социальные ниши. Прежде всего, это конечно, сеть Интернет. Без подключения к сети Интернет человек просто оказывается информационно “обесточенным”. Интернет сам по себе представляет собой беспрецедентное явление, но примечательное с виртуальной точки зрения: будучи анархичной по структуре и не имея собственно руководящих структур, обладает очень высокой степенью самоорганизации. Интернет создает, по мнению одного из разработчиков сетевого проекта “smart connection” Э. Гурова, “виртуальное сообщество людей”, превращая тем самым современную культуру в новый тип культуры – “глобальную деревню”, где нет границ для коммуникаций”.
Утверждая, что “новая виртуальная цивилизация с ее киберкультурой и виртуальной психологией начинает разъедать и заменять собой новоевропейский тип культуры”, Н.А. Носов приводит поразительный факт создания в Японии целого виртуального города с населением в 10 тыс. человек. В системе, имитирующей город, используется новейшая компьютерная графика, усиливающая реализацию виртуальной среды.
Каждый владелец компьютера может стать жителем этого города, выбирая себе внешний вид из предлагаемых 1100 вариантов. Жители города вступают в браки, развлекаются, общаются, выбирают правительство и т.д.
С появлением более мощных каналов связи, протоколов, серверов на Интернет может быть переложены многие функции: телефона, телевидения, почты. Причем все это становится интерактивным, с использованием виртуальной реальности.
Создан даже специальный язык VRML (Virtual Reality Modeling Language) для общения в виртуальными мирами, создаваемыми в Интернет с использованием WWW.
При использовании данного языка могут быть описаны все аспекты доступа и взаимодействия с этими виртуальными мирами. Язык VRML дает возможность объектам самим рисовать себя. Таким образом, с помощью такого языка все не только перемещаются по виртуальному миру, но и общаются с другими людьми.
Несколько другое понимание данного вопроса у П.Е. Солопова: “У ВР есть дополнительные признаки, отличающие ее от других проявлений культуры. Такой подход представляется более обоснованным и плодотворным. ВР – часть культуры, но не вся культура виртуальна. Тем более трудно согласиться с тем, чтобы считать всю культуру ВР”. Далее он продолжает: “Люди и раньше и особенно теперь в рамках своей обычной вполне реальной жизни все больше общаются с ВР. Причем отдельные субъекты настолько тесно сталкиваются с ВР, что перестают отличать имитацию действительности от самой деятельности. Но все же это не означает, что всю духовную и материальную жизнь людей, всю культуру следует рассматривать в качестве ВР. Надо отметить, что определение ВР может быть отнесено ко всей культуре и назначению чисто формально. Но в каждом случае таком рассмотрении общественного сознания и культуры не исчерпывает всего богатства их содержания, будучи приемлемым лишь в качестве одного из многих аспектов соотношения материального и идеального, объективного и субъективного. В культуре каждого общества много относительного и случайного, с общей точки зрения необязательного, обусловленного субъективными пристрастиями людей. Но для каждого общества его культура, сложившаяся в силу многих объективных и субъективных обстоятельств, которая существует как единая и целостная система. Ей (культуре) люди в своей массе вынуждены подчиняться как объективной для них реальности, которая не может быть заменена какой-либо произвольно созданной ВР. В этом смысле культура не может быть тождественна ВР”.
Тем не менее, сторонников становления виртуальной культуры становится все больше: “То, что виртуалистика – одно из направлений современной культуры – очевидно. Более проблемным представляется придание виртуалистики такого значения для всей культуры современности, чтобы говорить о качественно новом этапе ее развития. Конечно, вся культура и наиболее значимая часть ВР неразрывно связана с человеком, его деятельностью и психикой, сознанием. С определенными оговорками можно сказать, что культура как виртуальность строится на различии реальности и ирреальности. Реальность все время сопровождается тем, что сверху нее, сбоку, под ней, но не она сама. Появляются вещи, которые существуют, если мы хотим, чтобы они существовали. Если я вижу в комнате черта, то он есть. И это будет культурная виртуальность или, что то же самое, реальность культуры”.
Учитывая все высказанные мнения о соотношении культуры и ВР в настоящем и будущем, можно сделать вывод, что человечество постепенно переходит от письменной культуры к экранной, от индустриальной цивилизации к информационной. Пути интеграции ВР и культуры наметились, и они достаточно широки, так как охватывают или будут охватывать очень широкие сферы деятельности человека.
Теперь стоит задача оценить последствия данного процесса. В исследуемой литературе широкий спектр мнений: от поклонения радужным перспективам открывшихся возможностей ВР до крайне мрачных “романов- предупреждений”. Например как отмечают специалисты в области создания виртуальных сред А.А. Степанов и С.Ю. Желтов: “.усиливающийся эффект правдоподобия компьютерной ВР открывают новые возможности по реализации психологических и психофизических способностей человека”.
Совершенно иначе к этому процессу относится А.И. Воронов: “Фактическим символом информационного общества может стать обессмысливание бытия через информационные схемы-сюжеты, логически и целостно представляющий собой своего рода мозаику”
Он приводит в качестве примера сюжет книги Э. Тоффлера: “Cдвиг власти. Знание, богатство и насилие на пороге ХХ века”, созданной в 1990 году. Автор этого произведения обращает внимание, что из четырех ветвей власти, главной становится власть информации. Будущее Э. Тоффлер описывает, как общество компьютерных пользователей, максимально обезличенных и отдаленных друг то друга. Он же ставит вопрос для информационного общества – что будет, если кто-то выдернет вилку из розетки. Таким образом, человек информационного еще более удаленный от ординальной реальности, чем человек общества индустриального, лишенный личного опыта реальности, такой индивидуум по Э. Тоффлеру будет управляем не только властью насилия и богатства, но гораздо более стихийными процессами в мировой информационной сети. Большое значение в виртуальной культуре А.И. Воронов уделяет СМИ: “СМИ . становится культовым учреждением подобного общества, главным стрежнем новой мифологии. Результатом этого может стать рождение класса адептов информационно-игровой культуры, основным лейтмотивом которого будет идея наслаждения информацией” А.И. Воронов считает, что современный человек оказался практически не готов к применению электронно-информацинных технологий, предложившим “старый как мир метод имитации истины”. Он предполагает в недалеком будущем в плане самого худшего варианта формирование нового человека Homo-medium, который будет характеризоваться истощенной нервной системой и внутренней безликостью, а так же совершенной неспособностью поставить фильтры для входящей информации.
Но подобная удручающая перспектива прогнозируется далеко не всеми исследователями. Вот, например, мнение П.Е. Солопова: “Виртуальные миры могут соответствовать и не соответствовать действительному миру. Они могут и не искажать действительность, а, напротив, служить средством более глубокого, проникновения в нее с целью опять же ее усовершенствования, в частности, улучшения собственной человеческой жизни. Да и СМИ это могут. Все зависит от характера общества . Разве нам действительный мир не включает познающих в себе людей, их сознание и познание и использование результатов познания в обустройстве человеческой жизни, и разве возможно современная жизнь без СМИ? Нет, конечно. Просто надо учитывать противоречивую роль того, другого и третьего, различать истину, заблуждение и ложь, соответствие и несоответствие сознания объективным законам природы и общества. При этом всегда большинство людей различают компьютерный и иллюзорный миры.”
Заключение
Подводя итоги можно говорить, что поставленные цели работы достигнуты. Представлены и проанализированы различные подходы к содержанию понятия ВР с античного периода до XX века, приводится обзор соответствующих концепций и диффиниций, проанализированы различные подходы к изучению мнений исследователей данного вопроса о путях интеграции ВР и человеческой культуры, о последствиях этого интеграционного процесса.
Исходные философские представления о «виртуальной реальности» были созданы в античной философии с VI века до н.э., в которой реальность, как правило, отождествлялась с различными видами вещества и их комбинациями. Огромную роль в философию, опирающихся на изучение философских представлений о бытии, реальности, существовании, внесли представители немецкой философии И. Кант, Г. Гегель.
Проведенный нами обзор концепций и дефиниций приводит к заключению, что существующие исследования виртуальной реальности не привели к системным обобщениям как содержательного, так и концептуального характера. Проблема виртуальной реальности часто обозначена фрагментарно, поскольку в отдельно взятых работах рассматриваются лишь некоторые ее аспекты. В частности, исследователи чрезвычайно мало внимания уделяют разработке таких основных онтологических характеристик, как пространство и время.
Понятие ВР охватывает многие области знаний и во многих ВР ныне интегрируется с компьютерными технологиями. Конечно, у каждого процесса есть как свои положительные, так и отрицательные стороны. Так Н.А. Носов считает, что “.пока основной упор в развитии киберкультуры делается на киберсекс, вампиризм и насилие, скорее на отрицательные явления культуры, на антикультуру, чем на подлинную культуру, направленную на возвышение человека”. “Но в будущем, – полагает Н.А. Носов, – киберкультура имеет все шансы стать полноценной культурой, освоив особый, виртуальный способ мышления, понимания и “объяснения мира”. В этом смысле с ним согласен и А.И. Воронов: “Вхождение ВР потребует от нас духовной трезвости, чтобы сохранить имеющиеся потенциал культуры”
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/virtualnoe-byitie-v-filosofii/
1. Антология мировой философии. – т.1,ч. 2., М., 1969.
2. Бабенко В.С. Две книги о виртуальной реальности // Виртуальная реальность и современный мир. – М., 1997.
3. Воронов А.И. Философский анализ понятия виртуальная реальность. Дис. канд. филос. наук – С.-Пб., 1999.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
5. Лосев А.В. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э. – М. , 1979.
6. Майленова Ф.Г. В виртуальном мире современных нравственных ценностей и убеждений // Виртуальные реальности. – М. – 1998.
7. Носов Н.А. Виртуальная психология. – М., 2000.
8. Носов Н.А. Виртуальная цивилизация // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. – М., 1995.
9. Опенков М.Ю. Виртуальная реальность: Онто-диал. подход: Дис. . д-ра филос. наук.- М., 1997.
10. Солопов П.Е. Философские проблемы виртуалистики. – М., 2000.
11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.,1992.
12. Степанов А.А., Желтов С.Ю. Принципы формирования компьютерных виртуальных пространств // Виртуальные реальности. – М.,1998.
13. Фалько В.И. Философия вируальности: подходы и принципы, проблемы и перспективы. – М., 2000.