Введение
Данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных тем психологии личности и профессиональной деятельности – изучению личностных факторов профессиональной деятельности психологов — консультантов, которые оказывают влияние на успешность их профессиональной деятельности.
В связи с социальными, экономическими и политическими преобразованиями, которые произошли в последнее время в современном обществе, требования, предъявляемые к специалистам любой профессиональной сферы, особенно если она связана с человеческим фактором, стали очень высоки.
Любая профессия имеет перечень так называемых профессионально важных качеств, наличие которых у специалиста обеспечивает ему возможность выполнять свои профессиональные задачи на соответствующем уровне. Также имеются и качества, которые препятствуют специалисту эффективно справляться со своими профессиональными обязанностями, если таковые ему присущи.
В настоящее время одной из значимых проблем, стоящих перед отечественной наукой и практикой, является повышение уровня профессионализма и успешности профессиональной деятельности психологов, развитие их компетенций. В последнее время эти вопросы все чаще становятся предметом научной рефлексии в исследованиях отечественных и зарубежных авторов: А.Ф. Бондаренко, Г.С. Никифорова, Н.В. Самоукиной, Л.М, Митиной, Е.А. Климова и др.
Это связано с тем, что в последние годы все более возрастает потребность в профессиях так называемой помогающей сферы, к которой и относится профессия психолога. Дело в том, что все ускоряющийся темп жизни, высокая стрессогенность и конфликтность общества, увеличение плотности населения, давление СМИ и социальных стереотипов вызывают у человека стресс, который, если не предпринимать никаких действий, приводит к серьезным психосоматическим нарушениям. Чем серьезнее проблема, тем труднее индивиду решить ее самостоятельно. Поэтому количество людей, обращающихся за помощью к психологам, сегодня постоянно растет.
Перед психологом стоит важная задача – помочь человеку, обратившемуся к нему за помощью, предоставив пространство для разворачивания его картины мира, его уникальной субъективности, способствуя развитию его неповторимой индивидуальности.
Выполнить такую нелегкую задачу по силам только психологу – профессионалу, обладающему важными, с точки зрения выполнения профессиональных задач, качествами и умениями.
Изучение личностных факторов профессиональной деятельности психолога — консультанта позволяет оптимизировать пути совершенствования специальной и психологической подготовки специалистов в высших учебных заведениях, разрабатывать коррекционные и развивающие программы, способствующие повышению навыков и компетенций психологов, снижению уровня профессионального выгорания и профессиональной деформации, качественно проводить профотбор и профтестирование, что в конечном итоге повышает эффективность профессиональной деятельности специалиста.
Этические нормы в профессиональной деятельности психолога
... позволяющие регламентировать и контролировать деятельность специалистов разных областей. Этические принципы психолога описаны в этическом кодексе психолога и являются обязательными для всех психологов-практиков. В зависимости от сферы трудовой деятельности профессиональная этика подразделяется на ...
Вот почему изучение личностных качеств психолога – консультанта, оказывающих влияние на эффективность его профессиональной деятельности, справедливо можно считать актуальной темой исследования, важной и с точки зрения науки, и с точки зрения практики.
Итак, цель данной исследовательской работы – изучить личностные особенности психолога — консультанта, влияющие на успешность его профессиональной деятельности.
Объект исследования – личность психолога — консультанта как субъекта профессиональной деятельности
Предмет исследования – личностные факторы профессиональной деятельности психолога — консультанта
Цель, объект и предмет определили задачи исследования:
- изучить особенности профессиональной деятельности психолога — консультанта;
- определить специфику личностных факторов психолога — консультанта, влияющих на успешность его профессиональной деятельности;
- эмпирически изучить личностные особенности психолога — консультанта
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что психологи — консультанты обладают определенными индивидуально – психологическими характеристиками, которые способствуют эффективному выполнению профессиональных задач, а именно такими характеристиками как сочетание в поведении качеств, свойственных как экстравертам, так и интровертам, а также эмоциональная стабильность.
В исследовании использовались такие методы исследования, как анализ и синтез научной литературы по проблеме, методы психодиагностики и математической статистики
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении и расширении представлений о личностных факторах психологов — консультантов, оказывающих влияние на успешность их профессиональной деятельности
Материалы данного исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций и системы психогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья психологов — консультантов, повышения их профессиональной компетентности.
Фрагмент работы для ознакомления
1.1 Психолог как субъект профессиональной деятельности
Сегодня, в связи с социально – экономическим развитием общества, профессиональная принадлежность индивида стала не только его личной характеристикой, но и обеспечивает ему принадлежность к тому или иному профессиональному сообществу.
Поэтому, когда мы говорим о профессии как общности, то речь идет не об организации, а о группе людей, сходных по профессиональной направленности и опыту людей.
Люди, объединенные по признаку профессиональной принадлежности, считаются членами определенного профессионального сообщества, социальной группы, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует, взгляды и ценности которой принимает.
Проф деформация психолога-консультанта и способы ее преодоления
... психолога – консультанта и способов ее преодоления. Задачи исследования: 1. Дать характеристику понятию профессиональной деформации. 2. Изучить особенности профессиональной деятельности психолога- консультанта. 3. Выявить особенности профессиональной деформации психологов – консультантов. 4. Изучить способы преодоления профессиональной деформации психологов – консультантов. Методы исследования: ...
В данное профессиональное сообщество входят следующие категории:
Таблица 1 — Склонности, предпочтения и выраженные способности для профессий типа «Человек – Человек»
1.2 Требования, предъявляемые к личности психолога – консультанта
Психология и психолог привносят в жизнь общества гуманность, индивидуальность, возможность самораскрытия и саморазвития каждой личности.
Поэтому совершенно оправданно, что к личности самого психолога предъявляются достаточно жесткие требования.
Личностные и профессиональные характеристики, необходимые для успешного выполнения тех или иных задач, в определенной профессии рассматриваются в специальных профессиограммах.
Рассмотрим более подробно профессиограмму профессии «психолог — консультант».
Таблица 2 — Классификационная карточка профессии «психолог — консультант»
2.1 Этапы и методы исследования
Итак, цель данной исследовательской работы – изучить личностные особенности психолога — консультанта, влияющие на успешность его профессиональной деятельности.
Объект исследования – личность психолога — консультанта как субъекта профессиональной деятельности
Предмет исследования – личностные факторы профессиональной деятельности психолога — консультанта
Цель, объект и предмет определили задачи исследования:
2.2 Анализ результатов
Итак, были рассмотрены результаты, полученные по тесту Айзенка по параметрам экстраверсии – интроверсии и эмоциональной стабильности и психотизма. Результаты по шкалам представлены в таблице 3 и диаграмме 1.
Таблица 3 — Выраженность экстраверсии – интроверсии и эмоциональной стабильности – психотизма у психолога — консультанта
Таблица 4 — Личностный профиль психолога — консультанта
Таблица 5 — Особенности сформированности компонентов способности к эмпатии психолог — консультанта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем, связанных с профессиональной деятельностью психологов — консультантов – изучению личностных особенностей, которые оказывают влияние на успешность выполнения профессиональных задач.
Сегодня требования, предъявляемые к специалистам профессий типа «человек – человек», особенно высоки. Еще более высокие требования предъявляются к психологам, так как данная профессия все более и олее распространяется во всех сферах жизнедеятельности общества.
Поэтому, если психолог- -консультант не обладает определенными характеристиками, необходимыми для данной профессиональной области, то он не сможет эффективно решать поставленные перед ним профессиональные задачи.
Существуют специально разработанные профессиограммы, где, исходя из специфики деятельности психолога — консультанта, разработаны психологические профили, содержащие ряд индивидуально – психологических характеристик, необходимых для данных специальности в различных сферах, а также ряд противопоказанных характеристик.
Профессионально важные черты психолога
... профессиональные психологи (14 человек), а также студенты-выпускники факультета психологии МГОПУ пятого курса вечернего отделения (38 человек), обучающиеся по специальности "психолог-консультант", ... продуктивности коммуникативной деятельности психолога. В качестве объекта исследования выступает профессиональная коммуникативная деятельность психолога. Предметом исследования является влияние ...
Список литературы [ всего 27]
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/trebovaniya-k-lichnosti-psihologa-konsultanta/