«Технология педагогического общения»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АСТРАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Исторический факультет

кафедра педагогики и непрерывного профессионального образования

Мухина Инна Игоревна

«Технология педагогического общения»

Курсовая работа выполнена в рамках изучения дисциплины

«Педагогика»

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: История и обществознание

Научный руководитель: доцент кафедры

педагогики и непрерывного

профессионального образования

Хафизуллина Ильмира Наильевна

Астрахань – 2015

Технология педагогического общения — это создание условий для полноценного проявления и соответственно развития функций личности учеников. Технология общения направление деятельности педагога, которая определяет его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Педагогическое общение предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

В наше время реализация технологий педагогического общения в обучении и воспитании актуальна. Целью работы является освещение вопроса технологии педагогического общения в учебно-воспитательном процессе.

В своей работе я предлагаю рассмотреть технологии педагогического общения, так как они очень важны в моей будущей профессии. Также, в данной курсовой работе раскрыто понятие «технология педагогического общения», приведена характеристика этапов педагогического общения, основные трудности, которые испытывает педагог в общении.

6 стр., 2538 слов

Труд учителя и его педагогическое образование в контексте задач ...

... среднего педагогического образования форм взаимодействия с учреждениями среднего профессионального образования, реализующих программы среднего профессионального образования. Особое ... знаний). В условиях внедрения компьютерных технологий учитель может освободиться от многих видов ... образование и общество и школа развития одаренных. школа, формирующая способность личности к познанию, творчеству, труду, ...

Объект педагогического исследования – технология педагогического общения.

Предмет педагогического исследования – применение технологий педагогического общения в учебно-воспитательном процессе на примере проведения у первоклассников урока труда.

Работа состоит из теоретической части, посвященной сущности понятия педагогического общения и практической, основанной на применении технологии педагогического общения на уроке технологии у первоклассников.

Цели и задачи курсовой работы:

— Дать определение понятия педагогическое общение.

— Охарактеризовать этапы и стадии педагогического общения.

— Выявить основные трудности, которые испытывает педагог в общении.

— Сформулировать рекомендации, для преподавателей по организации педагогического общения.

— Проиллюстрировать применение технологий педагогического общения на примере проведения урока труда у первоклассников.

Педагогическое общение — межличностное взаимодействие педагога и ученика, опосредующее освоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Которое осуществляется знаковыми средствами и направленно на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение — неотъемлемый элемент педагогической деятельности; без него невозможно достижение целей обучения и воспитания.

Цель педагогического общения передача общественного опыта, знаний, умений, навыков от педагога учащимся, обмен личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.

Функции педагогического общения:

  • контактная — устанавливает контакт выступает как состояние готовности к приему и передаче учебной информации;
  • побудительная — стимулирует активность учеников, направляющая его на выполнение тех или иных учебных действий;
  • эмотивная — побуждает в ученике нужные эмоциональные переживания («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.

Информативная; воспитательная; функция познания людьми друг друга; функция организации и обслуживания предметной деятельности; открытие ребенка на общение; соучастие; возвышение личности ученика.

Педагогическое общение ориентировано на достоинство человека как важнейшую ценность общения, честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

Общение является важнейшим профессиональным «инструментом» деятельности педагога.

10 стр., 4527 слов

Доклад : «Педагогическое мастерство педагога»

... педагога. Только творчески работающий учитель может успешно обучать и воспитывать детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой педагогический опыт. Вопросы педагогического мастерства ... работы они применяют полученные ранее знания, умения и навыки, постепенно развивая своё педагогическое мастерство. 3. Личностные качества педагога, ... - выработка оптимального стиля в учебно-воспитательной ...

Педагогическое общение, имеет свои особенности и подчиняется общим психологическим закономерностям и включает коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение — взаимодействие субъектов педагогического процесса, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, взаимовлияние на деятельность.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связывают с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге; зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, наблюдательности, «сенсорной остроте»; от умения учитывать репрезентативную систему собеседника; от умения слушать, понимать учащегося, воздействовать на его убеждения; от внушения; от эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты.

Эффективность общения зависит от личностных качеств учащихся (психологических установок, социального статуса учащегося, возрастных и половых характеристик, общительности или замкнутости).

К внутренним факторам педагогического общения относятся особенности самого учителя. Учитель должен быть естественен прост в общении, требователен без придирчивости, внимателен и чуток по отношению к ребенку. Сопереживать другому человеку, быть расположенным к детям, сердечным, гуманным, внимательным и искренним, наблюдательным.

Структура педагогического общения

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап).

2. Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).

Этот период иногда называют «коммуникативной атакой»,

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой систе­мы общения на предстоящую деятельность.

Стили педагогического общения:

1. Свободно-либеральный стиль общения характеризуется попустительством, фамильярностью и анархией. Это наиболее «вредный» и разрушительный для дела стиль. Он порождает неопределенность у учащихся, вызывает у них напряженность и тревогу.

2. Либеральный стиль («плывущий плот») — педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, устраняется от ответственности за происходящее, об его авторитете не может быть и речи.

3. Авторитарный стиль («разящие стрелы»).

Педагог лаконичен, его тон начальственный, он явно не терпит возражений. В его устах даже благодарность звучит как команда и порицание: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидал от тебя такого!». Такой педагог единолично определяет направление деятельности груп­пы, указывает, кто и с кем должен сидеть, работать; пресекает всякую инициативу. Основные формы его взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор.

4. Демократический стиль («возвращение бумеранга»).

Педагог опирается на мнение коллектива, развивает у учащихся самоуправление, учитывает индивидуальные способности. Основные способы общения: просьба, совет, ин­формация, стремление включить всех в активную работу. Такой стиль общения стимулирует учащихся к успешной познавательной деятельности.

11 стр., 5025 слов

«Педагогическое общение как основа педагогической деятельности»

... качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе. В психолого-педагогической литературе эта проблема, как правило, рассматривается в связи со стилем педагогической деятельности. Существует несколько классификаций педагогических стилей, базирующихся ...

5. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Этот стиль характеризуется увлеченностью педагога совместной творческой деятельностью с учащи­мися. О таких педагогах говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!».

6. Общение на основе дружеского расположения предполагает увлеченность общим делом. Педагог выступает в роли наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

7. Общение-дистанция. Суть данного стиля педагогического общения в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важ­ного ограничителя фигурирует дистанция: «Вы не знаете — я знаю». Это один из самых распространенных типов педагогического общения. Постоянно прослежи­вается дистанция во всех сферах: в обучении со ссылкой на авторитет и профес­сионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

8. Общение-устрашение— крайняя форма общения-дистанции. Она соеди­няет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль на уроке создает атмосферу нервозно­сти, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность.

9. Общение-заигрывание — стиль общения, вызванный стремлением заво­евать ложный, дешевый авторитет. Причинами проявления этого стиля являются, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой — отсутствие навыков профессиональной деятельности. Оба последних стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.

К основным трудностям педагогического общения относятся:

— неумение наладить контакт с учениками (психологические барьеры).

— неумение управлять общением учащихся на уроке.

— неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач.

— непонимание внутренней позиции ученика.

— трудности в речевом общении и передачи собственного эмоционального отношения к учебному материалу.

Неумение наладить контакт с учениками возникает из-за национального различия, возрастных различий (чаще всего возникают у подростков).

Низкого уровня эмоциональной само регуляции педагога. Низких профессиональных умений педагога. Доминирования, антипатии. Несовпадения установок (учитель настроен на урок, а класс раздражен, не собран, это затрудняет работу учителя).

Боязни класса. Отсутствия контакта с учениками. Педагог учитывает только информа­ционные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции общения. Негативной установки на класс. Боязни педагогических ошибок, подражания.

10 стр., 4743 слов

Особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов

... деятельность учителя начальных классов. Предметом исследования является структурные компоненты деятельности учителя начальных классов. Цель исследования - выявить особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов: Общение как основа педагогической деятельности; Приёмы обучения школьников начальных классов. ... разовьет индивидуальные качества ученика. У хорошего учителя приоритеты в ...

Для преодоления психологических барьеров В. А. Кан-Калик предлагает следующие пути:

1. Попытаться зафиксировать, нет ли у вас перечисленных выше барьеров в общении с учащимися.

2. Проанализировать те стороны вашего общения с учениками, которые, больше всего импонируют им, а также те, которые вызывают неудовлетворенность.

3. В процессе общения со школьниками стараться уходить от стереотипов, явно мешающих успешному взаимодействию.

4. Прибегать к рефлексивным методам анализа своей деятельности («Каким видят меня школьники?»).

5. Стараться не выяснять отношения с детьми, лучше анализировать, как они развиваются; устранять нежелательные элементы, ведущие к образованию барьеров.

Психологические барьеры в общении возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться учителем. Зато школьники воспринимают их сразу. Но если барьер укрепляется, то и сам педагог начинает чувствовать дискомфорт, тревогу нервозность. Это состояние становится устойчивым, мешает плодот­ворному контакту с детьми и, в конечном счете, сказывается на различных аспектах жизнедеятельности педагога. Соответственно, осознание и устране­ние барьеров в педагогическом общении — важная задача не только для профессиональной деятельности, но и для всей жизни учителя.

Барьеры в общении могут вызвать возникновение конфликтов в педагогическом взаимодействии.

Общение в педагогическом процессе является средством решения индивидуальных задач, социально педагогическим обеспечением воспитательного процесса. А также способом организации взаимоотношений учителя и ученика, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

Педагогическое общение – это взаимодействие учителя и ученика, содержанием которого является: обмен информацией, осуществление воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Н. В. Кузьмин отмечал, что педагогическая деятельность по сути является совместной, это деятельность, которая строится по законам общения.

К видам технологий педагогического общения можно отнести:

— умение передать информацию

— понять состояние ученика

— организация взаимоотношений с детьми

— искусство воздействия на партнера по общению

— искусство управлять собственным психическим состоянием.

Без умения передать информацию учитель не сможет научить детей необходимому материалу, так как ученики его не будут слушать. В лучшем случае будут заниматься своими делами, а в худшем, учитель попадает у учеников в так называемый «черный список учителей».

23 стр., 11467 слов

Каждый учитель должен осознавать своё призвание

... работа не претендует на полноту и требует дальнейшего изучения. Раздел 1. Психологический анализ педагогической деятельности 1.1. Организация контроля над учебной деятельностью Каждый учитель должен осознавать свое призвание: призвание ... преподаватель должен ознакомиться с результатами усвоения изученного материала и ... ученика, ... уроках диагностики знаний 5. Реализовать контроль над учебно-педагогической ...

Во время проведения урока очень важно понять состояние ученика для избежания конфликтных ситуаций. Возможно, что ученик не настроен на урок по каким-то причинам. Не стоит расспрашивать такого ученика на уроке, все внимание во время опроса учебного материала нужно уделять остальным ученикам. А ученика раздраженного или подавленного лучше после урока задержать и наедине спросить, что с ним произошло.

Для организации взаимоотношений с детьми нужно смоделировать предстоящее общение в процессе подготовки к уроку или мероприятию. После организовать само общение. Далее управлять самим общением в педагогическом процессе. После проведения урока проанализировать осуществленную технологию общения и смоделировать новую для решения другой педагогической задачи.

Искусство воздействия на партнера по общению в педагогической деятельности необходимо для построения хороших отношения с учениками. Нужно достичь взаимопонимания между учителем и учениками. Завоевать внимание учеников. Только в этом случае учитель сможет проводить занятия почти без проблем.

Уметь управлять собственным психическим состоянием для учителя очень важно. У любого учителя могут возникнуть различные проблемы в жизни. Но во время проведения урока, нужно стараться о них забыть. Срываться на учеников из-за своих проблем ЗАПРЕЩАЕТСЯ!!! Дети не виноваты в личных проблемах учителя, и это нужно понимать.

Советы по организации педагогического общения.

  1. Рассчитывая на внимание учеников нужно помнить, что не стоит тратить лишних усилий на громкую речь.

  2. Тон распоряжений и приказов впитывается детьми и переносится ими в общение между собой. Поэтому его стоит избегать.

  3. Речь учителя становится интересной, когда смысл слов умышленно не соответствует способу словесного действия, которым он пользуется, произнося слова.

  4. Учитель должен быть помощником ученика

  5. Бывают ситуации, когда учитель должен оставить детей в покое, не приставать к ним и ничего от них не требовать. Это необходимо учесть

  6. После проведения урока нужно измерить каждую конкретную ситуацию с помощью вопросов: За что боролся учитель? Как на цель его борьбы реагируют ученики? В чем учитель видит сопротивление? Насколько изобретательно он ведет наступление?

  7. Если на уроке учитель видит и знает, что верно и неверно, хорошо и нехорошо, интересно и неинтересно, то дети приучаются ориентироваться лишь на его одобрение и не научаться контролировать себя сами по объективным показателям.

  8. Терпимо относиться к ошибкам и шалостям детей.

    17 стр., 8377 слов

    Развитие разговорной речи глухих учащихся первого класса

    ... существенной повышает активность детей в овладении разговорными навыками. Цель исследования: повысить эффективность работы по развитию разговорной речи глухих учащихся 1-ого класса на различных уроках (ППО, развития речи). ... были привлечены ученики первых классов школы № 18 для детей с недостатками слуха (г. Рязань). Глава I Развитие разговорной речи в системе обучения глухих учащихся языку I.1 ...

  9. Никогда не делайте замечание всем участникам беспорядка, а только одному. Устраивая проработку всему классу или его части, учителя часто невольно помогают детям объединиться в плохих делах.

  10. Ученическое равнодушие часто появляется лишь потому, что тот интерес, с которым учитель готовил урок на самом деле никак не проявляется в учительском поведении, поэтому ученики оказываются неспособны «заразиться» учительским интересом, или хотя бы отнестись к нему уважительно.

  11. Пользоваться наблюдением с помощью языка действий.

  12. Позволять детям угадывать, находить решение, выход или направление, куда надо двигаться.

  13. Однообразно ровная тишина на уроке свидетельствует о неблагополучии, поэтому необходима организация двигательной внешней активности учеников.

  14. Необходимо организовывать во время урока задания на совместную работу учеников.

  15. Смена дел на уроке открывает уровень компетентности учеников, что создает впечатление как о талантливом и сообразительном классе, в котором каждому хочется поработать.

  16. Учитель должен быть талантливым, так как ученики, увидевшие его талант, станут талантливее и сами.

  17. Не упрекать, не ворчать, не проявлять недовольство.

  18. Проявлять интерес к ученикам.

  19. Дружественный настрой учителя часто толкает его на несдержанность советов, объяснений, то есть излишнюю щедрость в оказании помощи на выполнение работы вместо ребенка.

  20. Речь должна соответствовать литературно-языковым нормам.

  21. Речь педагога должна быть образной и эмоциональной.

  22. Учитель должен уметь владеть чтением по лицу.

  23. Понимать личность ученика, его психическое состояние.

  24. Составляйте устную и письменную характеристику учащихся, которая отражает аспекты его внутреннего мира.

  25. Умейте выяснить индивидуальные предпочтения возможности ученика, трудности, с которыми он столкнулся.

  26. Стройте индивидуализированную программу.

    19 стр., 9292 слов

    «Формы и методы рефлексий на уроке.» учебно-методический материал

    ... необходимо для достижения успешной учебной деятельности. I. Теоретические основы организации рефлексивной деятельности учащихся 1.1 Сущность рефлексивной деятельности Переход от образования, ориентированного ... материала, введением в содержание системы учебно-проблемных заданий; в учебном процессе учитываются индивидуальные психологические особенности личности и особенности рефлексивной деятельности ...

  27. Показывайте личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира ученика.

  28. Не стоит за каждым отрицательным поступком ученика видеть отрицательные мотивы.

  29. Будьте предусмотрительны и корректны.

  30. Организовывайте совместную деятельность с учениками.

  31. Стремиться точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или группу учащихся.

  32. Старайтесь ощущать психологическую атмосферу в классе.

  33. Необходимо научиться видеть себя глазами детей.

  34. В общении с детьми штампы не допустимы.

  35. Старайтесь не допускать негативных установок к ученикам.

  36. Чаще хвалите учеников и одобряйте их деятельность.

  37. Не скрывайте от детей своего отношения к ним.

  38. Перед каждым уроком совершайте коммуникативную подготовку

  39. Анализируйте процесс вашего общения с учениками.

  40. Обращайте внимание на взаимоотношения с коллегами.

  41. Думайте над построением взаимоотношений с трудными школьниками.

Ученики во время обучения должны:

получить знания о организации рабочего места;

знать наименования ручных инструментов, материалов и правила работы с ними.

правила безопасного поведения при работе инструментами;

  • уметь организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

эстетично оформлять изделие прямыми стежками и их вариантами, проявлять элементы творчества;

  • под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве;

осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий.

  • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

вышивать швами «вперед иголку» и «назад иголку» по прямой линии.

8 стр., 3577 слов

» Понятие педагогического общения. Его структура. Требования ...

... педагогического общения и взаимодействия, связана с тем влиянием, которое он оказывает на становление личности детей, на возникновение конфликтных ситуаций, споров и разногласий между участниками педагогического процесса, сказывающихся на его ведении и усвоении материала. ...

безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

План урока.

Программа: знакомство с детьми, беседа по видам вышивки, изучение начальных швов.

Материалы, оборудование и инструменты: образцы различных готовых вышивок и иллюстрации; образцы ткани, применяемые в технике вышивания; образцы ниток, применяемые при вышивании; иголки в ассортименте; нитковдеватель; булавки; игольница; наперсток; ножницы; распарыватель; пяльцы; сантиметровая портновская лента; линейка; угольник; плотная бумага для узоров; картон для трафаретов; миллиметровая бумага; копировальная бумага; альбом для узоров; карандаши ТМ; цветные карандаши; фломастеры; шкатулка для хранения мелочей.

Порядок проведения занятия:

  1. Знакомство с классом, по схеме:

— Меня зовут

— я увлекаюсь

  1. Демонстрация готовых работ, образцов и иллюстраций.

  2. Познакомить учеников с правилами техники безопасности при вышивании и организацией рабочего места.

При планировке рабочего места обычно учитывается, что расположить в зоне оперативного труда, при этом средства труда всегда должны находиться под рукой. Инструменты следует размещать в зоне оперативной работы на уровне досягаемости рук.

Во время работы нужно сидеть прямо, так чтобы расстояние между корпусом и столом составляло 10-15 см, а расстояние от глаз до работы 25-30 см.

Правила безопасности при ручных работах

1. Ножницы нужно класть, сомкнув лезвия и передавать только кольцами вперед.

2. Хранить иголки и булавки в шкатулке, воткнув их в игольницу.

3. Сломанные иглы выбрасывать, только завернув в бумагу.

4. Нельзя брать в рот иглы и булавки, вкалывать их в одежду и бросать на пол.

4. Ознакомить учеников с правилами запяливания ткани в пяльца при вышивании.

Большое кольцо пялец положить на стол, на него ткань лицевой стороной вверх, затем малый обруч и вдавливаем его, после чего разравниваем ткань по направлению долевых нитей, следя за тем, чтобы рисунок не перекосился. Делаем это с силой, но в то же время аккуратно, так как если переусердствовать, то можно сломать пяльцы. Если ткань очень тонкая, то по краям до запяливания, накладывают лоскут, оставляя середину с рисунком.

Если полотно ткани для запяливания необходимо увеличить, то при соединении ткани с дополнительным лоскутом швы делают на лицевую сторону.

5. Знакомство с инструментами и материалами для вышивки

Для вышивки применяются различные натуральные, искусственные, синтетические и смешанные нитки. Например, ирис, мулине, шелковые №65, хлопчатобумажные №60, №80, №10, шерстяные нитки, льняные нитки и др.

На тонких тканях вышивают мулине, шелком, на плотных тканях вышивают хлопчатобумажными, мулине, шерстью, ирисом, синтетическими нитками.

Существуют блестящие нитки, металлические для специальной вышивки под названием люрекс. (показываю образец с данной вышивкой)

К материалам так же относятся бисер, пайетки, тесьма, шнур, сутаж и т. д.

Ножницы могут быть нескольких видов: канцелярские, маникюрные, партновские.

Распарыватель – инструмент для распарывания ручных и машинных швов.

Приспособления: сантиметровая лента, булавки, подушечка для игол, пяльца, калька для переводо рисунка на ткань, карандаш.

6. Изучение начальных швов. Шов «вперед иглу»

Игла вкалывается в ткань, закрепляется и выводится на лицевую сторону. При этом стежки и расстояние между ними должны быть одинаковы. Для ускорения работы можно набирать на одну иглу одновременно несколько стежков. Направление стежка с права налево. На иголку следует набирать и пропускать 5, 6 ниток ткани. Министерство образования и науки российской федерации 1

Самоанализ урока

Класс 1 Б количество присутствующих 26 количество по списку 26

Тема урока:

Тип урока и его структура:

Краткая психолого-педагогическая характеристика группы:

— количество учащихся 26 человек

— присутствующих – 26 человек

— активность учащихся на уроке – первую часть урока слушали объяснение, на второй части урока осваивали начальные швы

— организованность и подготовленность к уроку – все ученики были подготовлены к уроку, принесли нужные материалы и инструменты.

Цели урока:

Образовательная – расширять кругозор учащихся в процессе изучения темы;

Развивающая – развивать у учащихся умение вышивать начальные швы;

Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышению интереса к рукоделию;

Практическая – научить учащихся выполнять начальные швы.

Методы обучения: рассказ, демонстрация, практическая работа.

Знакомство с классом. Классу меня представила классный руководитель данного класса. После я предложила детям прежде чем начать занятие для начала сначала со всеми познакомиться. Я попросила каждого ученика по очереди вставать с места, называть свое имя и увлечения. При этом я сохраняла позицию нахождения в центре класса, наблюдая за всеми учениками одновременно.

Демонстративные материалы: образцы различных готовых вышивок и иллюстрации; образцы ткани, применяемые в технике вышивания; образцы ниток, применяемые при вышивании; иголки в ассортименте; нитковдеватель; булавки; игольница; наперсток; ножницы; распарыватель; пяльцы; сантиметровая портновская лента; линейка; угольник; плотная бумага для узоров; картон для трафаретов; миллиметровая бумага; копировальная бумага; альбом для узоров; карандаши ТМ; цветные карандаши; фломастеры; шкатулка для хранения мелочей.

Психологическая атмосфера на занятии. Дети были заинтересованы уроком, они были в восторге от вышитых работ. Объяснение слушали внимательно. Но было видно, что они были утомлены, так как технология у них по расписанию пятым уроком.

На первом уроке мне удалось произвести положительное первое впечатление на учеников. Удалось реализовать все поставленные задачи урока.

План урока.

Программа: научить детей переводить рисунок на ткань.

Материалы, оборудование и инструменты: карандаш, копировальная бумага, калька с узорами и булавки.

Порядок проведения занятия:

  1. Рассказать ученикам о способах перевода рисунка на ткань.

Приступая к вышиванию нужно предварительно выбрать рисунок. Существуют разные способы перевода рисунка на ткань:

Первый способ – перевод рисунка на ткань через копировальную бумагу. На ткань накладывают рисунок, переведенный на кальку, чтобы рисунок не двигался, его прикрепляют булавками. Потом осторожно под него подкладывают копировальную бумагу и острым карандашом обводят контуры рисунка.

На темные ткани подбираем светлую копировальную бумагу, на светлые темную.

Следующий способ – перевод рисунка через стекло и лампу (на просвет) при помощи стекла и света. Для этого под стекло помещают сильный источник света, на стекло укладывают рисунок. На рисунок кладут ткань. Все закрепляют булавками и аккуратно переводят отточенным карандашом.

  1. Практическая работа – перевод рисунка на ткань.

Самоанализ урока

Класс 1 Б кол-во присутствующих 21 кол-во по списку 26

Тема урока:

Тип урока и его структура:

Краткая психолого-педагогическая характеристика группы:

— количество учащихся 26 человек

— присутствующих – 21 человек

— активность учащихся на уроке – после объяснения осваивали перевод рисунка на ткань с помощью учителя

— организованность и подготовленность к уроку – три человека были не готовы к занятию, я им предложила заменить ткань бумагой

Цели урока:

Образовательная – расширять кругозор учащихся в процессе изучения темы;

Развивающая – развивать у учащихся умение переводить рисунок на ткань;

Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышению интереса к рукоделию;

Практическая – научить учащихся переводить рисунок на ткань.

Методы обучения: рассказ, демонстрация, практическая работа.

Демонстративные материалы: копировальная бумага, калька с узорами, ткань и булавки

Психологическая атмосфера на занятии. Класс утомлен, так как по счету у них это пятый урок, от урока отвлекались. Во время объяснения темы было тяжело перекричать класс, но я, не обращая внимания на шум в классе продолжала объяснять тему, ученики сами успокоились. Во время практической части каждый ученик стремился чтобы все внимание было обращено только на него, я старалась помочь каждому в объяснении темы урока.

Все поставленные задачи урока реализованы.

План урока.

Программа: научить детей технике выполнения швов «назад иглу» и «строчка».

Материалы, оборудование и инструменты: нитки мулине, ткань хб, иголка, пяльцы.

Порядок проведения занятия:

  1. Объяснить ученикам технику выполнения шва «назад иглу».

Само название говорит, что стежки выполняются назад от прокола иголки и выводятся под тканью впереди сделанного стежка. С лицевой стороны он напоминает шов вперед иглу. Выполняют его с права налево. Закрепляют нитку в ткани, вкалывают иголку вперед, набирая на нее 8-10 нитей ткани. После этого иглу направляют назад и вкалывают позади рабочей нити. Направляют иголку по изнанке вперед, выводят ее на лицевую сторону и вкалывают сзади рабочей нити. Так продолжают до конца шва. По лицевой стороне иголка возвращается назад, а по изнанке вперед. Стежки должны быть одной длины. Министерство образования и науки российской федерации 2

  1. Объяснить ученикам технику выполнения шва «строчка».

С лицевой стороны шов похож на машинную строчку, а с изнанки напоминает шов «за иглу». Плотно прилегающие стежки образуют непрерывный контур. Нитки прикрепляют, вкалывают иголку назад от себя захватывая и от ниток выводят ее наизнанку с изнанки 4, 5 швов.

  1. Практическая работа – выполнение швов «назад иглу» и «строчка».

Самоанализ урока

Класс 1 Б количество присутствующих 26 количество по списку 26

Тема урока:

Тип урока и его структура:

Краткая психолого-педагогическая характеристика группы:

— количество учащихся 26 человек

— присутствующих – 26 человек

— активность учащихся на уроке – после объяснения выполняли «шов вперед иглу»

— организованность и подготовленность к уроку – все ученики были готовы к уроку

Цели урока:

Образовательная – расширять кругозор учащихся в процессе изучения темы;

Развивающая – развивать у учащихся умение переводить рисунок на ткань;

Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышению интереса к рукоделию;

Практическая – научить учащихся выполнять новые швы.

Методы обучения: рассказ, демонстрация, практическая работа.

Демонстративные материалы: образцы с вышивкой швов «назад иглу» и «строчка».

Психологическая атмосфера на занятии. Рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения. Учащиеся трудятся с полной отдачей.

Все поставленные задачи урока реализованы.

Педагогическое общение ведущий компонент в организации учебно-воспитательного процесса.

В своей курсовой работе я дала определение понятия педагогическое общение, охарактеризовала этапы и стадии педагогического общения, выявила основные трудности, которые испытывает педагог в общении. Дала советы преподавателям по организации педагогического общения.

Для написания курсовой работы я проводила уроки труда у первоклассников, используя технологии педагогического общения. На первом уроке мне удалось произвести положительное первое впечатление на учеников и реализовать все поставленные задачи урока.

На втором занятии класс был утомлен, так как по счету у них это пятый урок, от урока отвлекались. Во время объяснения темы было тяжело перекричать класс, но я, не обращая внимания на шум в классе продолжала объяснять тему, ученики сами успокоились. Во время практической части каждый ученик стремился чтобы все внимание было обращено только на него, я старалась помочь каждому в объяснении темы урока. Не смотря на все трудности мне удалось выполнить поставленную задачу, соответствующую плану урока.

На третьем занятии была создана рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения. Учащиеся трудились с полной отдачей. Все поставленные задачи урока реализованы.

При проведении занятий были использованы следующие технологии педагогического общения: передача информации, понимание состояния ученика, организация взаимоотношений с детьми, управление собственным психическим состоянием. Для взаимодействия с детьми я выбрала демократический стиль общения.

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса — Мн, 1990.

  2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1997.- №4.

  3. Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1995.- №4.

  4. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1996.- №5.

  5. Бурлаков А.В. Психологическое сопровождение личностного и профессионального роста педагога // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996г. Кемерово, 1996. — С. 252-256.

  6. Вавилова Л.Н. Личностная ориентация в повышении квалификации: анализ первого опыта // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996г. – Кемерово, 1996. — С. 263-268.

  7. Грибоедова Т.П. Личностно-ориентированный подход в системе повышения квалификации // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996г. – Кемерово, 1996. — С. 259-261.

  8. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.

  9. Гусинский Э.Н. Образование личности. — М.: Интерпракс, 1994.

  10. Давыдова Е.С. Проблема перехода на личностно-ориентированную подготовку специалистов // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996г. – Кемерово, 1996. — С. 250-252.

  11. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.

  12. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

  13. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.

  14. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994.

  15. Каган М. С. Мир общения, М., 1988.

  16. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

  17. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.

  18. Петровская Л. А. Компетентность в общении.

  19. Реан А. А. Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности педагогического коллектива. Л., 1988. 1988.

  20. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

  21. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Просвещение, 1999.

  22. Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.

  23. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

  24. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2002.

  25. Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. — №3.

  26. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  27. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Министерство образования и науки российской федерации 3