Личность преступника всегда была одной из центральных проблем криминологии. История этой науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут в настоящее время как раз по поводу личности преступника. В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее, чтобы не допустить больше преступных действий. Все эти вопросы имеют большое практическое значение.
Изучение личности преступника, «почерка» индивидуального преступного поведения позволяет найти и общие криминологические закономерности, определяющие характер и другие показатели преступности и разрабатывать меры противодействия ей. В настоящее время в научном плане ощущается потребность в разработке концептуальных основ криминалистического исследования личности преступника, а также в рассмотрении на новом уровне существующих сегодня проблем использования информации о личности преступника при раскрытии и расследовании преступлений.
Объектом исследования курсовой работы является личность преступника во всем ее многообразии.
Предметом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, раскрывающих сущность личности преступника, механизм ее формирования и существования.
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе собственных изысканий, анализа и обобщения достижений отечественной криминологии рассмотреть теоретические основы объяснения личности преступника. В соответствии с этим предусматривалось решение следующих задач: охарактеризовать основные закономерности зарождения, возникновения и развития учений о личности преступника в российской криминологической науке; проанализировать современные исследования личности преступника; сформировать понятие личности преступника; определить структурные подходы к изучению личности преступника.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в российской криминологии личности преступника не всегда уделялось достаточного внимания. Традиционно научные исследования концентрировались вокруг проблемы преступности. Но все яснее и яснее становится очевидность приоритетов личностных подходов в понимании преступности и противодействия ей. За последние годы было мало работ, посвященных общетеоретическим вопросам, касающимся личности преступника, если не считать ряд исследований личности отдельных видов преступников. Многие теоретические и практические вопросы до настоящего времени оставались неразработанными или нуждающимися в дальнейшей углубленной научной проработке.
И СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
... теме. Особенности курсовых работ (проектов) в зависимости от курса обучения проявляются в постепенном усложнении объектов и методов исследования (проектирования). ... курсовой работы; фамилию, имя, отчество студента и номер учебной группы; фамилию, имя, отчество, ученую степень, ученое звание научного руководителя; название города, в котором находится учебное заведение; год написания работы. Содержание ...
Эта тема вызвала у меня интерес и с практической точки зрения, так как я, служу в МО МВД России «Куртамышский» Курганской области участковым уполномоченным полиции, имею непосредственное отношение к личности преступников. Изучив весь материал темы, мне представляется возможным полученные знания использовать для дальнейшего углубленного познания личности преступника, теоретических проблем предупреждения и профилактики преступлений.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
личность преступник социальный биологический
Глава I. История отечественных теорий о личности преступника
§ 1. Личность преступника по представлениям дореволюционных юристов
К вопросам криминологии в России стали обращаться во второй половине XIX века. Среди тех, кто обращался к этим вопросам, можно назвать таких общественных деятелей и ученых, как Радищев (1749 — 1802).
Он рассматривал преступность как социальное явление, связывал ее причины, состояние и динамику с характером общества, с процессами, которые в нем происходят. Говоря о путях борьбы с преступностью, он подчеркивал предпочтительность предупреждения преступлений наказанию за их совершение. Радищев указывал на необходимость надлежащего изучения преступности и практики борьбы с ней, призывал правительственные органы к организации статистического учета преступлений на основе развернутых криминологических показателей, систему которых он специально разработал, за что справедливо считается основателем русской уголовной статистики.
В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский связывали преступность с явлениями социального, экономического характера.
Классики марксизма — ленинизма исходили из концепции развития и смены общественно-экономических формаций, закономерностей социального развития, обуславливающих общественное сознание и социальное поведение.
Герцен (1812 — 1870) указывал, что преступления вызываются условиями жизни людей и, прежде всего, их экономическим положением. «Причины преступности, — писал он, — заложены в антагонистическом характере общества, в его делении на богатых и бедных, всесильных и бесправных».
Герцен так же, как и Радищев, считал, что главное в борьбе с преступлениями не наказание, а их предупреждение, опирающееся на социальные преобразования.
Ряд исследователей преступности в царской России (Тарновский, Фойницкий, Гернет) высказали много идей о борьбе с преступностью, трактуя ее причины с позиций личностных характеристик преступников. Значительное число работ в то время в России было посвящено статистическому анализу преступности.
Социальные конфликты в современной России: причины, особенности и формы развития
... и от власти. Социальные конфликты в современной России отличаются особой остротой и частым ... установления его возможных причин и последствий. Социальные конфликты в современном российском обществе органически ... и расширяется. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они ... место оказываются не просто равновеликими личностями, обладающими одинаковыми правами и притязаниями ...
Направлением, которое перешло на новые методологические позиции в изучении преступности, было левое крыло социологической школы уголовного права России (М.Н. Гернет, М.М. Исаев, Н.Н. Полянский и др.).
Представители этого направления, показав методологическую ограниченность теории факторов, ее неспособность вскрыть действительные причины преступности, сделали вывод о том, что только на основе диалектического метода можно дать адекватное теоретическое описание преступности. Криминалисты-социологи левого крыла не только ясно осознавали, что преступность есть определенное состояние социального организма, но и старались в своих исследованиях раскрыть внутреннюю связь, существующую между эмпирическими закономерностями преступности и социально-экономическим устройством общества.
Выдающихся юристов того времени — профессоров уголовного права, какого направления они бы ни придерживались (классического, социологического, антропологического), объединяет общность взглядов на основные причины преступления и задачи наказания, стремление выработать радикальные с их точки зрения меры, обеспечивающие более или менее эффективную борьбу с преступностью (например, работы Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого, М.Л. Чубинского и др.).
Таким образом, можно сделать вывод, что российская юридическая наука в прошлом мало внимания уделяла личности преступника. В основном она касалась определения возраста наступления ответственности, осознания умысла и тому подобное.
§ 2. Учение о личности преступника в 20-30-е годы
Изучение преступности продолжалось и в первые годы существования советского государства. Анализ состояния преступности, ее причин, личности преступника проводился органами юстиции, МВД, работниками государственного аппарата, научными сотрудниками, общественностью и студентами.
Первые шаги в деле изучения личности правонарушителя сделал Петроградский криминологический кабинет, образованный в 1918 году по инициативе Петроградского Совета, в 1922 году аналогичный кабинет образован в Саратове.
Работа Саратовского губернского кабинета криминальной антропологии и судебно-психиатрической экспертизы велась в трех направлениях:
изучение преступника и преступности;
изыскание наиболее рациональных методов перевоспитания преступников;
производство экспертиз для судебных органов уголовного розыска и для администрации исправительного дома.
Обследование преступников велось по криминально-диагностической карточке, которая включала социологическое, психологическое, физическое и медицинское обследования. Особое внимание обращалось на нервную систему и психопатические аномалии. Целью социологического обследования было выявить социальный облик преступника.
Возникновение Московского криминологического кабинета связно с проведенным в апреле 1923 года обследованием арестных домов Москвы. Материалы обследования оказались настолько интересными и ценными, что напрашивался вывод о необходимости организации постоянного изучения личности преступника и преступности. В связи с этим в 1923 году при Административном отделе московского Совета был создан кабинет по изучению личности преступника и преступности. Социологическое обследование предполагало «выяснить сложный социологический процесс создания антисоциальной личности, внезапного катастрофического ее образования или, наоборот, постепенного разрастания в ней антисоциальных навыков». Выяснялись условия детства правонарушителей, причины повторного совершения преступлений. Заключение социолога давало материал для правильного выбора меры наказания для обвиняемого.
Характеристика социологических направлений в криминологии
... мысли; выявить различные концепции причин преступности; характеристика биологических направлений в криминологии; характеристика социологических направлений в криминологии; систематизировать всю информацию, касающуюся данной темы и сделать соответствующие выводы. Основной акцент в изучении и исследовании данной темы, ...
В отечественной криминологии 20-30-х гг. XX в. исследователи в основном опирались на идеи о преступности как о социальном явлении, порожденном классовым неравенством (А.А. Герцензон, М.Ю. Козловский, П.И. Стучка, А.С. Шляпочников и др.).
С целью объединения криминологических исследований постановлением СНК РСФСР от 25 марта 1925 года был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника, сотрудники которого участвовали в экспертизе Уголовного кодекса РСФСР 1926 года. По существу, он стал первым в стране центром изучения преступности, в составе института действовали четыре секции: социально-экономическая, пенитенциарная, биопсихологическая и криминалистическая. В 1931 году институт был реорганизован в Институт уголовной и исправительно-трудовой политики.
К числу наиболее серьезных теоретических исследований этого периода в первую очередь относятся труды М.Н. Гернета, А.А. Герцензона, Д.П. Родина, В.И. Куфаева, Е.И. Тарновского, В.И. Халфина, А.С. Шляпочникова и др.
М.Н. Гернет — автор ряда монографических работ: «Моральная статистика» (1922), «Преступность и самоубийство во время войны и после нее» (1927), «Преступность за границей и в СССР» (1931).В.И. Куфаев написал книгу «Юные правонарушители», выдержавшую три издания (1924, 1925, 1929).
Е.И. Тарновский известен как автор глубоких статей: «Движение преступности в РСФСР за 1922-1923 гг.» (1924), «Основные черты современной преступности» (1925) и др.А. А. Герцензону принадлежал ряд работ: «Изучение Московской преступности» (отчет за 1926 год).
Им опубликован первый советский курс уголовной статистики, выдержавший четыре издания (1935-1948).
В.И. Халфин написал работу «Размеры преступности в РСФСР» и др.
Государственный институт по изучению преступности и преступника в 1931 году по идеологическим соображениям был ликвидирован. В ЦСУ закрыли отдел моральной статистики. Официальная позиция состояла в том, что преступность в СССР вызвана двумя причинами: пережитками прошлого в сознании людей и капиталистическим окружением. Изучение каких-либо иных факторов объявлялось ненужным и вредным. Многие сотрудники были репрессированы. На долгие годы (с 1930 по конец 50-х годов) криминологические исследования были, по существу, преданы забвению.
§ 3. Учение о личности в российской криминологии в 60-х годах XX века
Причины преступности
... причин преступности состоит в том, что многообразие их проявлений заключено в экономической, идеологической, политической, социально-психологической, ... проблеме существования преступности. Другими словами, причинами преступности называется совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности ...
В конце 50-х годов с развенчанием периода культа личности положение дел с проведением криминологических исследований изменилось к лучшему. Заметно оживилась деятельность по изучению преступности и её причин кафедр уголовно-правового цикла юридических факультетов университетов и институтов.
После длительного перерыва исследования личности преступника в нашей стране возобновились в начале 60-х годов. Одним из первых этим стал заниматься А.Б. Сахаров. Анализ личности преступника осуществила в своей монографической работе Н.С. Лейкина. Эти труды сохранили и сейчас свою актуальность, хотя они были написаны в то время, когда криминология еще только возрождалась. Н.С. Лейкина и А.Б. Сахаров рассматривали личность преступника еще во многом на уровне субъекта преступления в рамках уголовного права, но им же уже был виден иной подход к этой проблеме. Начало этому положила монография А.Б. Сахарова «О личности преступника и причинах преступности в СССР», вышедшая в начале 60-х годов XX в. Хотя понятие личность преступника он рассматривал в уголовно-правовом смысле, однако перечень проблем, поставленный им (социальная сущность личности преступника, антиобщественная позиция личности, ее влияние на положение индивида в обществе, причины антиобщественного поведения), свидетельствовал о том, что речь шла уже не о субъекте преступления, а о личности преступника в криминологическом понимании. Анализ работы А.Б. Сахарова позволяет увидеть некую типологию и выделить привычного и случайного преступника. Эта концепция личности преступника еще во многом связана с учением о субъекте преступления, но в ней впервые после многолетнего перерыва осуществился переход к личности преступника с сущностных позиций, проводился её анализ с применением знаний психологической науки, учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, поставлен вопрос о необходимости типологии.
В самом начале 60-х годов, были опубликованы первые теоретические труды по проблемам криминологии: С.С. Остроумова «Преступность и ее причины в дореволюционной России» (1960), А.А. Герцензона «Предмет и метод советской криминологии» (1962), Г.М. Миньковского, В.К. Звирбуля «Предупреждение преступлений» (1962) и др. В дальнейшем к наиболее крупным теоретическим трудам относятся работы А.А. Герцензона «Введение в советскую криминологию» (1965), В.Н. Кудрявцева «Причинность в криминологии» (1968), И.И. Карпеца «Проблема преступности» (1969), Н.Ф. Кузнецовой «Преступление и преступность» (1969), А.М. Яковлева «Преступность и социальная психология» (1970), М.И. Ковалева «Основы криминологии» (1970), В.К. Звирбуля «Деятельность прокуратуры по предупреждению преступлений» (1971), Г.А. Аванесова «Теория и методология криминологического прогнозирования» (1972), А.С. Шляпочникова «Советская криминология на современном этапе» (1973) и др.
Глубокое объяснительное значение имеют исследования личности преступника, проводимые Ю.М. Антоняном. Он избрал монографический метод изучения проблемы, что позволило ему углублённо изучать небольшое число преступников, являющихся типичными представителями искомых групп, с помощью психологических методов. По его мнению, преступник как социальный тип личности отличается от нормотипического человека тем, что он общественно опасен. В личностной структуре преступника он выделял элементы, являющиеся психологическими предпосылками преступного поведения. Следует отметить некоторое противоречие в его подходе к пониманию личности преступника. С одной стороны, под такой личностью он склонен видеть лицо, совершившее преступление. С другой — говорит о необходимости изучения генезиса личности со стадии процесса её формирования, то есть понимает личность преступника и в более широком смысле: как личность, обладающую большей степенью вероятности совершения преступления.
Личность преступника как объект криминологического исследования Студент(ка)
... -правовой классификации преступлений. Автор доказывает, что исследования личности преступника следует развивать по следующим направлениям: теоретическим – определение личности преступника как социального явления; практическим – на основе анализа конкретных направлений преступности с учетом ...
Задачам расширения психологических знаний о личностных предпосылках преступного поведения, методах их выявления и параметрах оценки, о закономерностях устранения и мерах по предупреждению его формирования служит исследование криминогенной сущности личности преступника А.Н. Пастушени. Исследовав психологический аспект этих проблем, он пришёл к выводу о том, что личность индивида, совершающего преступление, имеет специфическую качественную особенность психического склада, которая выражает её криминогенную сущность. Под сущностью криминогенной потенции личности он понимает совокупность её криминогенных склонностей. Указанная особенность психического склада выступает внутренней предпосылкой антиобщественного поведения липа при определённых условиях или воздействиях на него и выражается в совокупности психических свойств, которые являются существенными в детерминации такого поведения.
В рамках антропологии преступления касается вопросов личности преступника и Л.В. Кондратюк. Основа его подходов заключается в признании духовности основной специфической чертой человека, отличающей его от животного мира.
Трагедию человеческой экзистенции он видит в том, что присущая личности духовность не является совершенной в реальных проявлениях воли и сознания. Анализ работы Л.В. Кондратюка приводит к выводам о том, что личности преступника в различной степени и объёме присущи деструктивные свойства, содержащие в себе агрессию, захват или обман. Он, не соглашаясь со сложившимся теоретическим постулатом, усматривающим в насилии, обмане, незаконном захвате лишь способ совершения преступлений, представляет их мотивационной структурой личности преступника. Главным в мотивации может выступать один из элементов рассматриваемого набора, но в той или иной мере присутствуют все.
Подводя итог изложенного можно сделать вывод, что советские криминологи считали, что их предшественники лишь задумывались над сущностью преступности, ее происхождением, причинами, но преимущество отдавали изучению личности преступника, а преступность рассматривали в основном как субъективно-личностный феномен.
§ 4. Современные исследования личности преступника
Современный этап характеризуется более углубленным исследованием разнообразных проблем преступности, в частности, проблем личности преступника, проблем причин преступности. Много внимания сейчас наша наука уделяет проблемам прогнозирования преступности.
В последние годы происходит интенсивное развитие социально-психологических исследований в криминологии, направленных на углубленное изучение свойств и признаков лиц, совершающих преступления, причин и механизмов индивидуального преступного поведения (М.Ю. Антонян, М.И. Еникеев, Г.Х. Ефремова, М.М. Коченов, В.В. Гульдан, Е.Г. Самовичев, А.Р. Ратинов, А.М. Яковлев и др.).
Личность преступника
... отличаться по качеству и эффективности. Личность преступника - это совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, которые являются причинами и условиями совершения преступлений. Личность преступника отличается от личности законопослушного человека, находящегося в ...
Благодаря этим исследованиям в настоящее время имеется возможность использовать в практике борьбы с преступностью научно обоснованные и достоверные данные о природе, мотивах и причинах совершения тяжких насильственных преступлений против личности и других правонарушений.
Большую роль в координации криминологических исследований, объединении усилий ученых страны в разработке теоретических положений и практических рекомендаций для улучшения борьбы с преступностью играет Российская криминологическая ассоциация, созданная в 1991 году.
Помимо криминологов, упомянутых выше, значительный вклад в развитие криминологии внесли: С.Б. Алимов, С.П. Бузынова, В.Г. Демин, Г.И. Забрянский, Н.П. Косоплечев, И.П. Кондрашков, И.М. Мацкевич, В.В. Панкратов, В.Д. Пахомов, Э.И. Петров, Г.М. Резник, В.А. Серебрякова, А.П. Сыров и другие научные сотрудники криминологических секторов Института государства и права РАН, Института проблем укрепления законности и правопорядка, НИИ МВД Российской Федерации и др.
Признанием заслуг в области создания теоретических основ криминологии и организации борьбы с преступностью явилось присуждение в 1984 году Государственной премии СССР И.И. Карпецу, В.Н. Кудрявцеву, Н.Ф. Кузнецовой, А.Б. Сахарову, A. M. Яковлеву.
В конце XX века стали высказываться гипотезы о «космическом программировании» поведения каждого человека на Земле. Э.Р. Мулдашев пишет вслед за рядом восточных ученых, Николаем Рерихом, Еленой Блаватской о существовании физического мира и тонкого мира, а также о том, что все души являются частью всеобщего информационного поля: «Существуют также торсионные поля, т.е. поля кручения. Проявлением торсионных полей в физическом мире является инерция. Проявлением торсионных полей в тонком мире является душа — энергетический сгусток в виде полей кручения. В пределах этого закрученного пространства (души) содержится информация о функционировании человеческого тела (астральное тело) и о процессе мышления (ментальное тело).
Процесс мышления вызывает закручивание пространства: добрые мысли закручивают пространство в одном направлении, злые мысли — в противоположном направлении».
Так все — таки, следует ли криминологу в таком случае ограничиваться только изучением того, что формируется в человеке, живущем в обществе, то есть исследованием личности преступника? Или надо учитывать более глубокую природу человека и того, что в нем заложено? Человек совершает преступление, будучи таким, каков он есть. И, конечно, при формировании личности значимы его «материальные задатки», то, каков у человека генотип, красив человек или он уродлив от рождения и т.п. У людей в зависимости от этих факторов бывает разная среда общения, разные жизненные пути. Одни люди импульсивны, другие тщательно взвешивают свои поступки. Не ввяжется в коллективную драку физически слабый человек, и не удавалось встретить удачливого мошенника с низким уровнем интеллектуального развития. В детерминации преступности несомненно участвуют и биологические, и социальные особенности человека, и иные, если они есть.
Связь памяти с личностью человека
... 1. Общее представление о памяти человека 1.1 Память человека Память -- это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с ...
Не случайно в уголовном судопроизводстве проводятся судебно — психологическая, судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и иные экспертизы, при изучении преступности, ее детерминации и причинности осуществляются междисциплинарные и комплексные исследования преступников.
Современный период перехода страны на рельсы рыночной экономики, сопровождающийся развалом экономики, политическими и социальными конфликтами, и, как следствие, — ростом преступности, с одной стороны, осложняет изучение личности преступника, а с другой — объективно обязывает ученых совместно с практиками и специалистами смежных наук начать новый виток исследования.
Глава II. Личность преступника
§ 1. Понятие личности преступника. Соотношение понятий личность преступника и лица, совершившего преступление
Для более глубокого понимания изучаемых проблем необходимо рассмотреть личность преступника, ибо преступления совершаются конкретными людьми. Вопрос о личности преступника является одной из наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем. Значимость этой проблемы выражается, прежде всего, в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Так, можно сказать, что преступление и преступник являются теми составляющими организма преступности, изучение и познание которых способно дать криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.
Отечественные ученые считают, что личность преступника представляет собой систему социальных и психических свойств, образующих ее общественную опасность, которая детерминирует совершение преступления.
Личность преступника представляет собой «совершенно определенный тип личности, называемый в криминологии личностью преступника».
О личности преступника можно говорить лишь в том случае, если человек совершил преступление, то есть стал субъектом преступления в смысле уголовного закона. Личность преступника отличается от личности непреступника общественной опасностью, которая представляет собой систему свойств личности в виде криминогенных потребностей, интересов, эмоционально — волевых деформаций и мотивации, которые породили соответствующее преступное поведение.
Характер и степень личностной общественной опасности адекватны характеру и степени общественной опасности совершенного лицом преступления, предшествующим судимостям, элементам случайности либо, напротив, злостности содеянного. Общественная опасность носит не всеобъемлющий характер, а проявляется в некоторых ориентациях и мотивациях, например корыстной или насильственной.
Такая криминогенная ориентация личности определяет содержание её общественной опасности и её преступного поведения. Общественная опасность личности преступника как ее социальная сущность дает основание выделить подобную личность в виде качественно отличной от личности других граждан и определяется не только характером содеянного, но и местом, которое занимает преступное поведение и его мотивация во всей системе личностных качеств и поведения субъекта в целом, соотношением социально значимых отрицательных и положительных свойств личности. Общественная опасность личности формируется чаще всего до момента совершения преступления.
Биологическое и социальное в личности человека
... быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека. 2. Соотношение биологического и социального в личности человека Как мы уже оговаривали, центральное место в психологической науке занимает проблема психического ...
Кассационным определением Верховного Суда РФ от 31.08.2005 по делу N 47-005-55 приговор по делу «К» о неправомерном завладении автомобилем, а также умышленном причинении смерти «Б», в покушении на лишении жизни «С» оставлен без изменения, поскольку наказание осужденному назначено с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о его личности, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств и является справедливым и соразмерным совершенным преступлениям.
Криминология, изучая личность преступника, вырабатывает научные и практические методы борьбы с преступностью. Ведь эффективность этой
борьбы не может быть высокой без глубокого знания того, кто и почему совершает преступления. Изучение личности преступника необходимо и для определения причин совершения преступлений.
Изучение личности преступников помогает выявить также типовые особенности субъектов и ситуаций совершения преступления, что необходимо для организации предупредительной работы на уровне отдельных видов преступности и категорий преступников. Негативные свойства психологии преступника порождают мотивацию, которая и становится причиной совершения деяния. Мотивы порождены потребностями и интересами личности, которые актуализируют и конкретизируют мотивы поведения.
Криминологическое изучение личности преступника проводится на разных уровнях:
изучение на индивидуальном уровне направлено на установление характерных свойств (особенностей) личности конкретного преступника. Оно имеет большое значение в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, а так же индивидуальной профилактики;
изучение личности преступника на групповом уровне, в данном случае изучаются категории и типы преступников, выделяемые как по сходству совершаемых преступлений, так и по содержанию личностных социально-значимых свойств субъектов деяний;
изучение личности преступника как своего рода совокупного «субъекта преступности» в целом, такой подход дает возможность раскрыть наиболее общие свойства личности преступника, ее элементы, структуру, определить причины и условия преступности и линию мер ее предупреждения. Обобщенная характеристика личности преступника интегрирует только те признаки, которые присущи понятию «преступник» вообще, отграничивают любое лицо, совершившее преступление, от других граждан.
Хотя личность преступника сходна с личностью законопослушного гражданина разнообразными позитивными свойствами, например, семьянина, человека, увлеченного каким-либо полезным занятием, спортсмена и пр. В личности преступника, таким образом, противоречиво взаимодействуют общеопасные и просоциальные свойства, которые также должны учитываться при назначении наказания и его исполнения, ибо они составляют социально-психологическую базу его исправления, не допускающего рецидива.
Можно сделать вывод, что личность человека представляет собой систему социально-психологических свойств и качеств, в которых отражены связи взаимодействие человека с социальной средой посредством практической деятельности.
Следует различать понятия личность преступника и лицо, совершившее преступление, или субъект преступления, которые, на первый взгляд, похожи, но по своей сути и содержанию различны. Если говорить сразу о разграничении данных понятий, то «субъект преступления» как уголовно-правовая категория по своей сути и содержанию уже понятия «личность преступника. Субъект преступления, представляет собой понятие правовое и определяет юридическую характеристику лица, совершившего преступление.
Вместе с тем субъект преступления как уголовно-правовое понятие ограничено только признаками (физическое лицо, возраст, вменяемость), которые необходимы для наступления уголовной ответственности в отношении лица, совершившего общественно опасное деяние. Сами же признаки субъекта преступления нашли свое законодательное закрепление в соответствующих статьях уголовного закона.
Однако, рассматривая субъект преступления как физическое вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста, которое совершило общественно опасное деяние, следует заметить, что данное понятие самым тесным образом связано со многими институтами уголовного права, являясь как бы связующим звеном. При этом субъект преступления отражает лишь предусмотренные в уголовном законе признаки из многочисленных свойств лица, совершившего общественно опасное деяние. С признаками субъекта преступления закон связывает не только наступление уголовной ответственности, но и применение судом соответствующего наказания.
Таким образом, «субъект преступления» как уголовно-правовое понятие по своему содержанию более конкретно по отношению к понятию «личность преступника», так как ограничено законодательными признаками (физическое лицо, вменяемость и возраст), которые имеют уголовно-правовое значение для лица, совершившего преступное деяние. Вместе с тем, несмотря на очевидность самого положения, что субъектом преступления может быть лицо, которое совершило преступление, а «личность преступника» — более емкое понятие, тем не менее, точки зрения на этот счет в юридической литературе самые разные и спорные. Встречающееся в литературе отождествление понятий «личность преступника» и «субъект преступления», свидетельствует, по существу, о необоснованном упрощении данной проблемы, на самом же деле все обстоит гораздо сложнее. И здесь нельзя не согласиться с мнением что лицо, совершившее преступление, является преступником, а личность преступника, как и любая личность, вообще, представляет собой не что иное, как совокупность признаков и свойств, которые присущи человеку и составляют его индивидуальность.
Некоторые ученые особо отмечают, что понятия «субъект преступления» и «личность преступника» имеют различные функции. При этом первая характеризует одно из условий уголовной ответственности, а вторая отражает индивидуализацию уголовного наказания. Понятие «субъект преступления» отвечает на вопрос, кто может нести ответственность за совершенное преступление. Понятие же «личность преступника» дает ответ, какую ответственность должно нести лицо, совершившее преступное деяние.
В заключении делаем вывод, что для криминологии главное в личности преступника — ее природа и сущность, источники, пути, формы и механизмы формирования ее антиобщественных черт, те особенности, которые во взаимодействии со средой или пред преступной ситуацией порождают преступное поведение, иными словами, все-то о преступнике, что может объяснить совершение преступления. Результаты такого изучения являются основой для разработки криминологией проблем профилактики преступлений.
§ 2. Структура личности преступника
Правовой основой для рассмотрения лица как личности преступника является совершение им преступления. Кроме того, это понятие обязательно включает в себя не только правовые признаки субъекта преступления, но охватывает и социальную сущность человека. Эта сторона личности преступника может быть выяснена лишь при системно-структурном анализе ее признаков, свойств и качеств. То есть вопрос о структуре личности — это вопрос о тех качествах, признаках, связях, образующих преступное поведение, которые объединяются в ряд элементов. Преступное поведение характерно для личности, как правило, на отдельном этапе ее жизни. Нет «преступной личности», а тем более не может быть таковой, постоянно характерной для одного и того же человека. Допустимы в связи с этим следующие оценки: один человек еще не стал преступной личностью, хотя поведение его имеет общественно опасный характер, другой был преступной личностью, но перестал быть ею, третий — и не был и не будет таковой.
При изучении механизма преступного поведения следует исследовать структуру личности преступника. Структура личности преступника отвечает на вопросы: из чего складывается личность преступника; какие признаки, свойства, связи характеризуют его. Иными словами, речь идет о криминологической характеристике личности преступника.
В книге «Личность преступника», представляющей коллективный труд ученых А.Б. Сахарова, А.А. Гарцензона, В.Н. Кудрявцева, А.М. Яковлева, выделены три категории признаков, составляющих структуру личности преступника. На сегодняшнем уровне разработки структура личности с точки зрения ее криминологической характеристики включает:
) социально-демографические и уголовно-правовые признаки;
) социальные проявления (главным образом отношения, имеющие место в различных сферах общественной жизни);
) нравственные свойства.
Ряд ученых добавляют и четвертую категорию: психологические особенности.
Так, социально-демографические признаки (возраст, образование, профессия, местожительство и т.д.) в некоторой степени определяют положение личности в различных сферах общественной жизни и вместе с этим являются основными факторами формирования и развития нравственных свойств человека. Нравственно-психологические качества являются, несомненно, отражением социальных условий жизни индивида, того, каким влияниям и воздействиям он подвергается, в какой социальной роли он выступает и как ее выполняет. Социально-демографические признаки включают такие характеристики, как пол, возраст, образование, социальное происхождение и положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению и т.п. Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Образовательный и интеллектуальный уровни определяют характер преступления. Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников. Криминологическое значение имеют данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности, месте жительства и т.д.
В структуре личности преступника важное место принадлежит его нравственной и психологической характеристике. Эти признаки позволяют познать внутреннее содержание личности — его мировоззренческие и нравственные черты и свойства, взгляды, убеждения, ценностные ориентации и т.п. Мировоззренческая позиция определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности.
Характеристику личности преступника дополняют его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства. К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, объем знаний, широта взглядов, содержание и разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт и т.д.
Эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как сила, уравновешенность или подвижность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды и т.д. Волевые свойства включают: способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и другими чертами.
Для характеристики личности преступника существенное значение представляют его социальная роль и социальный статус.
Под социальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.
Социальная роль связана с социальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо личностью и ее окружением.
Взаимодействие всех сторон личности достаточно ярко проявляется в случаях преступного поведения. Человек становится субъектом преступного деяния под влиянием неблагоприятных внешних условий и воздействий (которые он иногда создает сам или же «отыскивает» их вследствие своих нравственно-психологических свойств).
Это влияние, а также реакция на него зависят от нравственных взглядов, свойственных индивиду, от его интеллектуальных и эмоциональных свойств. Иными словами, речь идет здесь не столько о простом комплексе признаков, сколько об определенной системе, создающей структуру личности преступника. В рамках этой системы рассматривается связь и зависимость ее элементов. Наиболее важной в понимании специфики личности преступника является уголовно-правовая характеристика. Именно она отражает степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяет выделить наиболее существенные признаки лиц, совершивших преступления. К числу таких признаков относятся: направленность и мотивация преступных действий, длительность, интенсивность преступной деятельности и наличие судимостей за нее, ролевое участие в конкретном преступлении, степень подготовленности (организованности) к преступлению, отношение к его последствиям.
Таким образом, структуру личности образуют три подсистемы, включающие, в свою очередь, более легкие подсистемы и компоненты личностных свойств субъекта преступления. Это социально-демографическая, социально-ролевая (функциональная) и социально-психологическая. Вместе с тем, все многообразие этих качеств личности можно, в конечном счете, свести к двум моментам: во-первых, это отношение к различным социальным и моральным ценностям, таким как закон, труд, собственность, семья, другие люди и прочее; во-вторых, уровень, характер и социальная значимость и оценка испытываемых лицом потребностей и притязаний, а также избираемые им способы их удовлетворения (законные, незаконные, преступные).
Нельзя также упускать из виду интеллектуальные, волевые, эмоциональные характеристики личности, аномалии психических проявлений, состояние физического здоровья.
§ 3. Соотношение социального и биологического в личности преступника
Соотношение социального и биологического в личности привлекает значительное внимание ученых. Специфическим для криминологии основанием интереса к социально-биологической и социально-психиатрической проблематике выступает необходимость более глубокого объяснения насильственной преступности, рецидива, преступности несовершеннолетних, неосторожной преступности, связанной с использованием источников повышенной опасности, а также потребность в дальнейшем повышении эффективности всех видов и форм предупреждения преступлений на основе максимальной увязки их с личностными особенностями преступников.
Вопрос о социальной и биологической сущности преступника был дискуссионным на протяжении всей истории развития криминологии. Таковым он остается, в общем-то, и сегодня. Фундамент биологической теории преступности составляет так называемая уголовно-антропологическая теория. Сущность уголовно-антропологической теории, развитой ее основателем итальянским профессором судебной медицины Ломброзо, опубликовавшем свои работы в 70-х годах XIX века, будучи обобщенными в книгах «Преступный человек», «Преступление, его причины и средства лечения» сводилась к следующему: преступление, по его мнению, есть биологическое явление, подобное рождению, смерти и другим неизбежным явлениям и процессам. Поэтому причины преступного поведения он искал в самой природе человека, преступление по Ломброзо есть проявление особых свойств человеческой природы, ими обладает не каждый человек, а только люди «преступного» типа. Ломброзо считал, что человек, обладающий серией особых анатомо-физиологических и психических свойств, совокупность которых делает его «прирожденным преступником» — фатально обречен на совершение преступлений.
Антропологи, поддерживающие его, по внешним признакам пытались выделить преступников из массы людей и активно искали в людях атавистические черты «человека-дикаря», качества характеризующие «нравственное помешательство» или эпилепсию. По Ломброзо, для убийцы характерен стеклянный, холодный взгляд, большой длинный нос, развитые скулы, большие выдающиеся челюсти. Для вора — маленький лоб, блуждающие глаза, сдвинутые брови, редкая борода, оттопыренные уши, кривой или курносый нос. Насильнику присущи блестящие глаза, изнеженные черты лица, курносый нос. Насильнику присущи блестящие глаза, изнеженные черты лица, вздутые губы, женственные движения, разбитый и сиплый голос, приросшие мочки ушей. В своем «открытии» Ломброзо не был оригинален. Еще в XVIII столетии пользовались широким распространением «физиогномистика» Лафатера, который доказывал, что по внешним чертам лица человека возможно определить его характер и наклонности.
Несколько позднее в Европе пользовалась известностью «френология» Галля, из которой выходило, что по особенностям черепной коробки человека можно определить его внутренний мир, наклонности и способности. Теория «прирожденного преступника» Ломброзо встретила скептическое отношение современников ученого. Согласно ее будущего преступника, по остроумному замечанию одного из критиков, нужно было лишь «измерить, взвесить и. повесить», т.к. этот человек самым своим рождением фатально обречен на совершение преступлений. Под влиянием критики Ломброзо сам изменил свои взгляды, отойдя от чисто биологического объяснения преступности, признал существование наряду с «прирожденным» также и тип «случайного» преступника, поведение которого обусловлено не только биологическими, но и социальными факторами. Среди них он отмечал климатические, географические и другие.
Ученики Ломброзо — Горофало и Ферри, сохранив в основе учение своего учителя, придавали гораздо большее значение социальным факторам.
Так теория «клинической криминологии», автором которой являлся Горофало, в книге «Критерии опасного состояния» объяснил преступность неким «опасным состоянием личности», а позднее французский ученый Пинатель описал клинические проявления такого состояния. В зависимости от степени выраженности клинической картины, преступная способность может быть незначительной, средней и повышенной.
Наличие и степень выраженности опасного состояния диагностируется по силе влияния биологических факторов на социальные и социальных на биологические по принципу «больше — меньше». Предрасположенность к преступлению по Пинателю связана с биологической структурой личности, проявление которой возможно при определенных условиях. Тем самым он обосновал возможность мер безопасности к лицам, находящимся в опасном состоянии.
В основе теории немецкого психиатра Кречмера лежит понятие о различии в конституционном строении тела человека. По его мнению, люди разной физической конституции отличаются и различным психологическим складом. Различному сочетанию этих свойств соответствуют и разные типы поведения. Определенные варианты такого сочетания дают нам типы преступного поведения. Теория конституционного предрасположения к преступности нашла своих последователей в лице таких ученых как Шелдон, супруги Глюк и других.
В ХХ столетии по мере накопления научных знаний о человеке появляются новые теории, объясняющие преступное поведение, то деятельностью желез внутренней секреции, т. н. эндокринная теория, то аномальным набором хромосом у лиц, совершающих насильственные преступления (хромосомная теория).
Например, исследования на животных показали, что у агрессивных обезьян уровень одного из гормонов — серотонина ниже, чем у пассивных.
Оказалось, что и у людей, совершающих преднамеренные насильственные преступления, тоже наблюдался недостаток злосчастного гормона.
В 70-х годах нашего столетия американскими генетиками были выявлена лишняя 47-я хромосома (вместо 46 в норме) у отдельных людей. Возникло предположение о «хромосомной преступности», которое не было сколь значительно подтверждено в те годы. Другое направление биологических и биосоциальных воззрений на преступное поведение связывает его не с антропологической или физиологической, а психологической структурой личности. В основе этих концепций лежит психоанализ Фрейда. Согласно
Фрейду, преступление есть внешнее проявление глубинных подсознательных психических процессов (инстинктов), данных человеку от рождения. Среди них инстинкты разрушения и насилия, сексуального влечения, страха смерти, жестокости и агрессивности. Подсознательное стремление к удовлетворению указанных инстинктов и наклонностей сталкивается с правовыми, моральными, социальными ограничениями и запретами. Однако когда активность сознания ослабевает, эти «затаившиеся» инстинкты и влечения прорываются наружу и зачастую в виде преступлений. К фрейдизму примыкает и теория психопатологических причин преступности, сторонники которой утверждают, что преступник — либо психопатологическая личность, либо умственно отсталый человек. Существуют и другие научные факты, объясняющие поведение людей биологическими (в том числе и наследственными) факторами.
Криминология должна исходить из единства социального и психологического, их постоянного взаимодействия. Только такой взвешенный подход позволяет поставить на научную почву изучение личности преступника. Не менее важен вопрос о соотношении биологического и психологического в личности преступника. Важная роль психического в поведении преступника еще не означает, что биологическое играет такую же важную роль. Наличие психических аномалий у преступников не должно отождествляться с наследственностью. Значительная их часть носит приобретенный характер (алкоголизм, травмы, часть психопатий и т.д.).
Вместе с тем, согласно современным научным данным предрасположенность к алкоголизму, наркомании, психопатии может быть связана и с наличием хромосомных нарушений, особенностей нервной системы, нарушений обмена веществ и т.п. Во взаимодействии с антисоциальными средовыми влияниями формирования и жизнедеятельности личности они заключают в себе реальную возможность более быстрой и глубокой психопатизации личности.
Психопатичная же личность опять-таки под влиянием неблагоприятных условий воспитания и общения способна быстрее криминализироваться и главным образом в направлении насильственной преступности; она труднее поддается исправлению. В то же время и психика и природные влечения «причастны» к любому поведенческому акту, в том числе и к противоправному. У человека без твердых социальных позиций его природные влечения могут проявляться в антиобщественных формах поведения: половой инстинкт — в изнасиловании; активно — оборонительный рефлекс — в посягательстве на личность; инстинкт самосохранения — в дезертирстве и т.д.
Личностные качества человека, проявившиеся в преступном деянии, свидетельствуют не о каких-то дефектах психики, а о конкретных нравственно-психологических пороках (жадность, жестокость, социальный негативизм и др.), хотя новые факты и данные порой заставляют задумываться и об «особых свойствах», ответственность за которые, по-видимому, следовало бы поискать и в наследственности. Сторонники социологического направления в криминологии (Кетле, Ван-Гомель, Лист, Дюркгейм, Сатерленд, Селлин и другие) ставят преступное поведение в зависимость от самых разных социальных факторов. К ним они относят: климат, географическую среду, времена года и суток, развитие техники, дегуманизирующие человеческие отношения, урбанизацию и миграции населения, соревнование в достижении материальных благ, неудовлетворенность массовой культурой и досугом, алкоголизм и наркоманию, бедность, этническо-психологическую несовместимость и многое другое.
В современной отечественной криминологии преобладает компромиссная точка зрения, суть которой довольно точно выразил Е.П. Емельянов: «Только определённый состав экономических, идеологических, социальных, биологических факторов даёт реакцию, называемую преступлением… причина преступности — это синтез различных явлений социального и биологического свойства.».
При этом, хотя и признаётся определённая роль биологических факторов в преступном поведении человека, основная роль отводится не им, а социальной среде.
Современная криминология не признаёт понятия «преступной личности», но учитывает наличие определяемых биологическими особенностями индивидуальных склонностей, которые, в свою очередь, могут способствовать или препятствовать воздействию негативных факторов общественной жизни, формирующих человека <#»justify»>Вместе с тем отечественная криминология в настоящее время исходит из того, что при любой природной основе различные социальные условия (воспитание, образование, окружение, образ жизни и т.п.) способны выработать как нравственно отрицательный облик личности и именно социальные условия являются определяющими в формировании личности, в том числе и личности преступной.
§ 4. Значение и основные направления изучения личности преступника в практической деятельности органов внутренних дел
Изучение личности преступника в системе органов внутренних дел осуществляется в двух основных направлениях: научном и практическом.
Для изучения личности преступника в практических целях используются в основном те же источники и методы получения и обработки информации, которые применяются в целях анализа преступности и ее причин.
Источниками информации о личности преступника для органов внутренних дел служат: статистические отчеты; документы первичного учета; материалы уголовных дел и другие документы, содержащие сведения о преступлении и преступнике; лицо, совершившее преступление; потерпевший; члены семьи преступника, другие родственники, друзья, окружение по месту жительства и месту работы.
Существует несколько источников использования данных статистики в криминологических исследованиях:
материалы ведомственной статистики (МВД, прокуратуры, суда);
результаты специальных криминологических исследований, полученные на основе уголовно-статистического анализа, в результате обработки данных криминологических опросов, а также различных документов;
данные других отраслей статистики (экономической, демографической, социально-культурной);
Наиболее распространенным способом сбора криминологической информации является метод статистического наблюдения. Он позволяет выделить общие типичные черты преступности и преступников, которые проявляются в форме статистических закономерностей. Основными формами статистического наблюдения являются отчетность и специально организованные статистические исследования.
Широкое распространение при сборе криминологической информации получили методы конкретных социологических исследований преступности и преступника.
При проведении таких исследований для сбора криминологической информации широко применяются: опрос (анкетирование, интервьирование), наблюдение и социальный эксперимент.
Изучение личности преступника должны дополнять признаки, которые можно разделить на четыре группы:
) признаки, характеризующие направленность посягательств (по видам совершаемых преступлений);
) признаки, характеризующие устойчивость антиобщественного поведения (по повторным преступлениям, по рецидиву, по правонарушениям, совершенным во время отбывания наказания и после его отбытия);
) признаки, характеризующие соучастие в преступной деятельности;
) признаки, характеризующие степень общественной опасности преступников и совершенных ими преступлений (по мерам наказания, примененного к ним).
Изучение личности правонарушителей (как преступников, так и иных) применительно к ситуациям индивидуально-профилактической работы рекомендуется проводить по схеме, отражающей следующие основные сведения:
. О преступном и ином противоправном поведении (когда, где и за что лицо привлекалось к уголовной и административной ответственности, какие меры наказания или взыскания были назначены, где отбывало наказание и как характеризовалось в этот период).
. Об обстоятельствах, обусловивших преступное и иное противоправное поведение (что было причиной каждого правонарушения, в отношении кого они были совершены и по каким мотивам, были ли связаны правонарушения с пьянством, употреблением наркотиков, конфликтами в семейно-бытовой и других сферах, какие условия способствовали либо облегчили совершение правонарушений).
. О социально-демографических свойствах и ведущих отношениях личности (возраст, образование, семейное положение, состав семьи, отношение к труду, к общепринятым ценностям, исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям).
Изучение личности преступников по социально-демографическим признакам преследует цель выявить статистические связи этих признаков с признаками, характеризующими общественную опасность преступников (внутренние статистические связи) и с аналогичными характеристиками населения (внешние статистические связи).
. Об индивидуально-психологических и иных особенностях личности.
При этом обращается внимание на развитие интеллекта (уровень умственного развития, запас знаний и т.п.); черты характера (замкнутый или общительный, легкомысленный и т.п.); волевые качества (настойчивость, решительность и т.п.); потребности и интересы (в признании и одобрении, в защите от страха и неустроенности и т.п.); особые наклонности и привычки антиобщественного характера (к азартным играм, употреблению спиртных напитков и т.п.); признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, знание обычаев и нравов криминальной среды и т.п.); заболевания и физиологические особенности (алкоголизм, туберкулез и т.п.).
. Об условиях жизни, работы и ближайшем окружении (характеристика членов семьи, сложившихся семейно-бытовых отношений, жилищные условия, материальная обеспеченность, круг общения и т.п.).
Глубокое и всестороннее изучение личности преступника имеет большое значение для индивидуализации наказания, определения оптимального варианта исправительного воздействия на осужденного, организации и тактики профилактической работы с конкретными правонарушителями. В последнем случае в поле зрения правоохранительных органов, и прежде всего полиции, попадают не только уже состоявшиеся преступники (те, кто совершил преступление), но и лица, от которых, судя по их антиобщественным действиям, противоправному поведению, можно ожидать совершения преступления.
Таким образом, значение знаний о личности преступника в практической деятельности ОВД, бесспорно, велико. Прежде всего, такие знания вооружают всех работников ОВД и граждан, включенных в создание и совершенствование правовой системы, достоверными юридико-психологическими знаниями, позволяющими лучше понимать юридико-психологические зависимости, а также пути влияния на них. Кроме того, такие знания способствуют разработке психологически обоснованных путей повышения эффективности решения профессиональных задач, стоящих перед работниками ОВД и их специалистами, а также деятельности по укреплению правопорядка другими органами, организациями и лицами. Знания о личности имеют важнейшее значение в практической деятельности работников ОВД. Они необходимы сотрудникам, так как они помогают формировать общий подход к изучению личности преступника, отрабатывать алгоритм психологического анализа ситуаций, составлять психологические портреты преступников, находить истоки преступной деятельности в особенностях индивидуального жизненного пути человека, оказывать неоценимую помощь в раскрытии преступлений. Это обусловлено, прежде всего, тем, что познание свойств, качеств, отношений лица, совершившего преступление, является по существу определяющим в работе правоохранительных органов вообще и органов внутренних дел в частности.
Заключение
В заключение, хотелось бы отметить, что задачи, которые ставились в начале курсовой работы, выполнены, и можно сделать ряд заключительных положений:
В аспекте познания сущности личности преступника проведен анализ исторических путей развития отечественного учения о криминогенной личности. Изучены и систематизированы исследования личности преступника в российской науке. Работы ученых социологического направления позволили собрать статистическую информацию, дающую возможность в современных условиях, интерпретировать и объяснять личность преступника и ее поступки.
Изучение личности преступника в 20-30-е годы XX века, создание специальных кабинетов по ее исследованию имели определенное научное и практическое значение. В ряде работ того времени делались выводы, существенные и сегодня. Так, были заложены основы научной криминологической типологии личности; были сделаны выводы, что для воздействия на любого преступника можно найти воспитательные и исправительные формы, было разработано учение о влияния среды на личность и т.п.
Послевоенное возрождение исследований личности преступника, связанное с именами А.Б. Сахарова, Н.С. Лейкиной, А.А. Герцензона, В.Н. Кудрявцева, И.С. Ноя, A. M. Яковлева и других, дало направление последующим работам уже в современную эпоху.
Проанализированы современные исследования личности преступника. Они позволили выделить основные подходы к изучению отдельных сторон такой личности. Началось исследование бессознательных процессов в психологии преступника. Особенно полно представлены результаты обследования отдельных категорий таких лиц (убийц, расхитителей, насильников, неосторожных преступников) в монографических трудах Ю.М. Антоняна, который на основе тщательного исследования психологии таких лиц сделал важные выводы об основном отличии личности преступника — общественной опасности. Значимы и выводы А.Н. Пастушени о предпосылках преступного поведения, методах их выявления, параметрах оценки. Существенным вкладом в науку явились результаты труда Л.B. Кондратюка, касающиеся духовной стороны личности преступника.
Все это подготовило возможность комплексного исследования и объяснения личности преступника в целом, создания учения о личности преступника на современном уровне.
Под личностью преступника в науке криминологии следует понимать динамическое состояние лица, определяемое совокупностью различных негативных факторов, внешних и внутренних, социальных, биологических, психологических, представляющее собой идеальную модель, отличающуюся от других людей такими особенностями, как отчуждение от нормальных связей, отношений, ценностей, более низкий уровень образования и культуры, более низкая нравственность, выражающаяся в признании возможности использования криминальных средств достижения целей, а также сочетание таких психологических черт, как гипертрофированная импульсивность, ригидность, тревожность, паранояльность. Личность преступника в криминологии изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления, причем учитывается соотношение биологического и социального в ней. Выделение же личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально-психологического).
Исходя только из юридического критерия, личность преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако такого определения явно недостаточно, поэтому юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием социально-психологическим, в соответствии с которым личности преступника присуща та или иная степень антиобщественной направленности или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.
Личность преступника — это совокупность негативных социальных и личностно-структурных психических качеств, образующих ее общественную опасность, которая детерминирует совершение преступления. Личность преступника — основное звено механизма преступного поведения, ее особенности порождающие такое поведение, составляют особый объект предупреждения.
Структура личности преступника — это упорядоченное взаимодействие свойств, характеризующих правонарушителя. Структура личности преступника формируется, из следующих признаков:
) социально-демографических признаков;
) уголовно-правовых признаков;
) социально-ролевых;
) нравственно-психологических признаков;
) биофизиологических признаков.
Вопрос о социальной и биологической сущности преступника был дискуссионным на протяжении всей истории развития криминологии. Таковым он остается, в общем-то, и сегодня. Отечественная криминология в настоящее время исходит из того, что при любой природной основе различные социальные условия (воспитание, образование, окружение, образ жизни и т.п.) способны выработать как нравственно отрицательный облик личности и именно социальные условия являются определяющими в формировании личности, в том числе и личности преступной.
Знания о личности имеют важнейшее значение в практической деятельности работников ОВД. Они необходимы сотрудникам, так как они помогают формировать общий подход к изучению личности преступника, отрабатывать алгоритм психологического анализа ситуаций, составлять психологические портреты преступников, находить истоки преступной деятельности в особенностях индивидуального жизненного пути человека, оказывать неоценимую помощь в раскрытии преступлений.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/struktura-lichnosti-prestupnika/
1. Законы, нормативные правовые акты и иные официальные документы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 — ФКЗ) [Текст] // Российская газета. 1993. — 25 декабря. — № 237 — 2009. — 21 января. — № 7.
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ, в ред. от 2 ноября 2013 года [Официальный текст] // М.: Проспект, КНОРУС, 2013. — 160с.
.Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.08.2005 года по делу № 47-005-55
II. Книги, монографии, учебники, учебные пособия
1.Аванесов Г.А. Криминология [Текст]: учебник / под ред. Г.А. Аванесова. Изд.5-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 480с.
2.Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений [Текст] / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов — М.: Юристь, 1996. — 172с.
.Алексеев А.И. Криминология [Текст]: курс лекций / А.И. Алексеев. М.: Щит-М, 1998. — 342с.
.Криминология: конспект лекций [Текст]: учебное пособие / под ред. Н.В. Васильчиковой, В.В. Кухарук. М.: Юрайт-издат, 2009. — 144с.
.Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями [Текст] / В.П. Емельянов, Саратов: Саратовский государственный университет, 1980. — 97с.
.Журавлев Г.Т. Ковалевская Е.В. Криминология [Текст]: учебно-практическое пособие/ Г.Т. Журавлев. Е.В. Ковалевская. М: МЭСИ, 2007. — 128с.
.Кивич Ю.В. Лебедев С.Я. Предупреждение преступности органами внутренних дел. [Текст]: лекция. Ю.В. Кивич. С.Я. Лебедев. М., 1998. — 128с.
.Кондратюк Л.В. Антропология преступления (микрокриминология) [Текст]: Издание Л.В. Кондратюк. — М.: Норма, 2001. — 344с.
.Криминология [Текст]: учебник / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунева. — 2-е изд. — М.: Волтерс Клувер, 2004. — 297с.
.А.Н. Пастушеня. Криминогенная сущность личности преступника: методология познания и психологическая концепция. [Текст] / А.Н. Пастушеня. Монография. Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 1998.12 п. л.
.Селянин А.Б. Криминология [Текст] / А.Б. Селянин. М: Аллель, 2011. — 32с.
III. Статьи, научные публикации
1.Кудрявцев В.И. Преступность и нравы переходного общества [Текст]: статья/ В.И. Кузнецова. М.: Гардарика, 2002. — 237с.
.Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? Сенсационные результаты научной гималайской экспедиции [Текст] / Э.Р. Мулдашев. М.: Нева, 2008. — 474с.
.Осипов С.А. Преступниками рождаются или становятся? [Текст] / С.А. Осипов // Публикация в ЗАО «Аргументы и факты». — 18.11.1998. — № 47.
. Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.08.2005 года по делу № 47-005-55. Официальный Интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: #»center»>Приложения
«____»______________ 2013 г.
План-ГРАФИК
выполнения курсовой работы
Тема: «Теория личности преступника»
Курсант:
№ п/пХарактер работы (главы, параграфы, их содержание) Примерный объем выполнения (в %) Срок выполненияОтметка руководителя о выполнении1. Введение5 %до 04.11.2013 г. 2. Глава 1. История отечественных теорий о личности преступника40%, из них: до 20.11.2013г. 3. §1. Личность преступника по представлениям дореволюционных юристов10 % до12.11.2013 г. 4. §2. Учение о личности преступника в 20-30-е годы10 %до 16.11.2013г. 5. §3. Учение о личности в российской криминологии в 60-х годах ХХ века. 10 %до 19.11.2013г. 6. Глава 2. Личность преступника40 %, из них: до 10.12.2013г. 7. §1. Понятие личности преступника. Соотношение понятий личность преступника и лица, совершившего преступление10%до 25.11.2013г8. §2. Структура личности преступника10%до 30.11.2013г9. §3. Соотношение социального и биологического в личности преступника10%до 05.12.2013г10. §4. Значение, основные направления изучения личности преступника в практической деятельности органов внутренних дел10%до 10.12.2013г11.Заключение10 %до 12.12.2013г. 12. Список использованной литературы5 %до 13.12.2013г.