Структура философского знания (6)

Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI-V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания, накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии. С развитием общества знания накапливались и начинали отделяться от философии, науки о человеке выделились последними. В настоящее время идёт разделение наук (например: из генетики выделяется такая самостоятельная наука, как генная инженерия), в то же время идёт и обратный процесс — интеграция наук (например: биофизика, биохимия), происходит объединение философии с математикой, медициной и т.д. Самые серьёзные открытия делаются на стыке различных наук.

К середине XIX века сложилась ситуация, когда перед философией в острой форме возникает вопрос о том, что же остаётся на долю самой философии. Если отвечать на этот вопрос одним словом, то это — мышление. Мышление, его происхождение, его сущность, его истинные формы, его приёмы, способы и методы.

В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество, окружающая среда — смысл и цель философии.

1.Философия как вид знания. Специфика философского знания.

Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте, достигнув своей классической формы в Древней Греции.

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъектно-объектных отношений, а рост естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом и об отношении человека к миру) и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным, отъединенным и от мифологического, и от религиозного мировоззрения.

История развития философии, если познакомиться с ней в плане отношения всеобщего и частнонаучного знания о природе (см. главу III), также свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. История показывает, что философия, по крайней мере с онтологической и гносеологической своей стороны развивалась путем, аналогичным пути естественных наук.

5 стр., 2362 слов

История и философия науки длительность курса

... Институт (указать название) Кафедра (указать название) Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки: «___________________» тема Материал подготовил: аспирант ___ года обучения кафедры________________ ... Приложение №3). По возникшим вопросам обращаться к: Сахаровой Марии Викторовне , к. филос. н., доцент общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук МГПУ: SakharovaMV ...

Итак, в двух моментах своего генезиса: на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием.

Генетический аспект научности философии дополняется структурным аспектом. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе; эта информация поступает к ней по многим каналам связи: концептуальной, мезотеоретической, операциональной и др. На этой базе формируется и изменяется, совершенствуется универсальная картина мира, разрабатываются философские представления о системности бытия, о пространстве, детерминизме, о познавательных субъектно-объектных отношениях, о всеобщих принципах, методах познания и т.д. В содержание философского знания входят отдельные фундаментальные понятия естественных наук («атом», «вещество» и т.п.), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания (пример — «закон сохранения и превращения энергии»).

Кстати, наличие целого слоя таких естественнонаучных представлений в философии нередко дает повод вообще отрицать ее специфику и считать, будто она есть не что иное, как совокупность наиболее значимых результатов естественных наук. Но так или иначе, а присутствие в ее составе и функционирование в ней естественнонаучных данных есть один из признаков ее научности.

В структурном плане, со стороны собственно философских понятий и средств познания, философия тоже имеет немало моментов, говорящих о ее научности и вхождении, по крайней мере, в некоторых отношениях, в сферу научного знания.

Каковы же характерные черты, или признаки, научного знания?

Познание обычно сравнивается с практической и ценностно-оценочной деятельностью. Познание — это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности (несколько иное определение: это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации об объектах).

Знание же — это результат познания.

Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науки, если она отвечает определенным критериям.

Для мифологического и религиозного знания характерна вера в сверхъестественное, сверхприродное. Такая вера отсутствует в науке.

Критерии научности следующие:

1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых).

При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхлриродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.

6 стр., 2788 слов

Функции философии в научном познании

... субъект познания должен реализовать в своем исследовании (методологический аспект). Изучая наиболее общие закономерности бытия и познания, философия выступает в качестве предельного, самого общего метода научного исследования. Этот ... функциями. Таким образом, важнейшее предназначение философии в культуре — понять не только каков в своих глубинных структурах и основаниях наличный человеческий мир, но ...

2) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Принцип достаточного основания гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение — справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» (Лейбниц Г. В. Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т. 1. С. 418); судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения — критичность и рациональные принципы познания.

3) Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.

5) Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле «интерсубъективности»).

Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной критерий истины иной. Истинность не вытекает из общезначимости, а наоборот, истинность требует общезначимости и обеспечивает ее.

Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии природы), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех философских системах, имеющих соответствующую проблематику.

Из приведенных соображений можно сделать вывод о том, что философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания. Ее предметная специфика как вида научного знания — в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

Данное положение вытекает из сопоставления философии прежде всего с естественными, а не с общественными науками, а потому надо, видимо, считать, что философия в отмеченных отношениях — естественная наука, она входит (частью своей) в комплекс природоведческих дисциплин.

Вместе с тем, она и обществоведческая дисциплина. Философия изучает также и общество, а в нем — соотношение коллективного (общественного) сознания и общественного бытия, специфику социального познания и т.п. Философия тесно связана с частными общественными науками — правоведением, экономической наукой, политологией и др., обобшая под определенным углом зрения данные этих наук. Предметно-содержательное взаимопроникновение философии и обществоведческих наук позволяет считать философию также и обществоведческим знанием.

4 стр., 1688 слов

Знание, познание и его формы

... мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о ...

Из этого не следует, однако, положение, будто философию надо относить, в целом, к обществоведческому циклу научных дисциплин. Не следует, тем более, ссылаться на «традицию», сложившуюся в недавнем прошлом, когда философия зачислялась в штат кафедр общественных наук в вузах; на то были свои политические соображения, а складывавшаяся ситуация вела к деформации преподавания философии, выхолащиванию из нее собственно философской проблематики.

Но философия, между прочим, такая же общественная, как и естественная наука. Более того, она несводима ни к первому, ни ко второму видам научного знания.

Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4. во многом субъективно — несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8. имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10. в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

11. опирается на категории — предельно общие понятия;

12. неисчерпаемо по своей сути;

13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

9 стр., 4013 слов

Философия права в системе наук. Этапы развития. Право как форма и мера свободы

... философской концепции права. Степень развитости философии права и ее место в системе наук зависят от общего состояния философии и юриспруденции в ... обществе. Имеют также значение степень развитости и места в обществе политики, идеологии, религии, научного знания, междисциплинарных связей. В ...

Философия — это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

2.Структура философского знания.

С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, как бы сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля, можно назвать метафизикой (буквально то, что «идет после физики»).

Метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Ее еще иногда называют «теоретической» философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже. О составе философской метафизики до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (теории познания) и аксиологии (всеобщей теории ценностей).

В отличие от традиционного — в марксистском понимании метафизика (как учение о неизменных началах бытия) противопоставлялась диалектике (как учению об универсальности процессов развития).

Онтология, Аксиология,, Теория познания

Если попытаться в более краткой и образной форме выразить взаимоотношения между тремя разделами метафизики, то онтология может быть понята как философское учение об истинных основаниях бытия; гносеология — как учение об основаниях бытия истины; а общую аксиологию можно трактовать как учение о бытии истинных ценностей.

Приведем простейший пример для иллюстрации различия в этих метафизических ракурсах видения предмета. Предположим, мы созерцаем березу, растущую на берегу реки. Если мы задаемся вопросами о причинах возникновения березы, о соотношении случайного и необходимого в ее бытии, о ее конструктивных функциях в рамках окружающего ландшафта, то в данном случае наше видение березы будет онтологическим. Мы оказываемся здесь центрированными на закономерностях существования березы как таковой. Если же мы интересуемся проблемами типа: «А каково соотношение чувственного и рационального в нашем постижении березы?» или «Доступна ли нам в актах восприятия сущность березы самой по себе?», — то в этом случае наш ракурс исследования предмета будет теоретико-познавательным.

Но, глядя на березу, можно отнестись к ней с аксиологических (ценностных) позиций, абстрагируясь равно и от онтологического, и от гносеологического ракурсов ее видения. Береза на берегу реки может выступить для нас символом: чистоты, России и т.п. Впрочем, можно отнестись к той же березе и сугубо эстетически, просто наслаждаясь ее красотой. Наконец, человеческое ценностное отношение к березе может быть совершенно утилитарным, если прозаически прикидывать, сколько из нее может получиться дров.

Ясно, что жесткие границы между тремя разделами метафизики можно провести лишь в абстракции, все разделы метафизики наличествуют в философии с самого ее начала. Тем не менее первоначально оформляется онтология (в рамках европейской традиции — уже у древних греков); позднее, начиная с 16—17 вв., начинается бурное развитие гносеологии (сам термин появился в середине 19 в.).

В современной философии аксиология является, пожалуй, ведущим разделом метафизики, оказывая активное воздействие и на онтологическую, и на гносеологическую проблематику.

9 стр., 4375 слов

Проблемы и основные концепции современной философии науки

... критицизма, в преобладании убеждений над разумом." Поль Рикёр "Философия и проблемы демократии" Филocoфия науки как диcциплина, наpяду c филocoфиeй иcтopии, лoгикoй, мeтoдoлoгиeй, пpeдcтавляeт ... филocoфии матeматики, мeдицины. Ocoбoe мecтo занимают филocoфcкиe пpoблeмы coциальнo-гуманитаpнoгo знания. 2. Наука как пoзнаватeльная дeятeльнocть, как coциальный инcтитут, как ocoбая cфepа культуpы ...

Постепенно, по мере развития человеческой культуры, науки и техники внутри философии формируются другие разделы, чаще всего в прямой зависимости от предметных областей, на которые она направляет свое внимание. Направленность философии на сферу социальных отношений и закономерностей исторического процесса ведет к возникновению социальной философии; правовых отношений и правового сознания — к появлению философии права. Потребность философского осмысления закономерностей религиозного опыта приводит к созданию философии религии; научный и технический прогресс привели к формированию столь бурно развивающихся сегодня отраслей философского знания как философия науки (или эпистемология) и философия техники. Сегодня можно также говорить о таких сложившихся разделах философии как философия языка, философская антропология (философское учение о человеке), философия культуры, философия хозяйства и т.д.

В целом же, процесс дифференциации (разделения) философского знания пока явно преобладает над процессами интеграции, учитывая общую тенденцию развития культуры. Однако на протяжении всего ХХ столетия, особенно начиная с его второй половины, стала отчетливо проявляться и противоположная — синтетическая — тенденция, связанная с возвращением к фундаментальной метафизической проблематике и фундаментальным ходам философской мысли, выработанным в истории.

Основные типы философского мировоззрения. Личностное начало в философии.

По отношению к научному знанию можно выделить натурфилософский и позитивистский типы мировоззрения ( см. выше ).

Может быть религиозная, а может быть и светская, атеистическая философия в зависимости от того, как решается в той или иной философской системе вопрос о божественном бытии. Возможны варианты художественного философствования, подчас со зримыми проявлениями иррационализма, как это было свойственно, скажем Ф.Ницше, и, наоборот, подчеркнуто рационалистические доктрины типа гегелевской философской системы.

В русле онтологических исканий можно выделить идеалистические и материалистические философские системы в зависимости от природы начала, полагаемого в фундамент бытия. Попытки избегнуть жесткой конфронтации между материализмом и идеализмом приводят к дуалистическим, когда в основе мира постулируется наличие двух диаметрально противоположных начал ( Р.Декарт ), или пантеистическим, когда материя и дух сливаются в единой субстанции (Б.Спиноза ), философским системам. В зависимости от числа начал, полагаемых в основу существующего, могут быть монистические (одно начало), дуалистические (два противоположных начала), и плюралистические (множество начал) разновидности философских систем. В русской философии была предпринята попытка синтезировать позитивные элементы монистического, пантеистического и дуалистического онтологического подходов в рамках концепции монодуализма (С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, С.Я.Грот), когда два противоположных начала (дуализм) образуют нерасторжимое единство (монизм) и нуждаются друг в друге для своего органического проявления.

Во взглядах на природу и характер связей мирового целого можно выделить детерминизм, признающий закономерную упорядоченность сущего и индетерминизм разных видов, где эта упорядоченность подвергается сомнению.

7 стр., 3325 слов

История и философия науки» : «Понятие собственности в философии и науке

... Большой интерес для философии хозяйства представляет категория собственности. Современный исследователь проблем философии собственности Л.А. Тутов справедливо отмечает, что философское осмысление собственности предполагает ее анализ ... и она приобретает наличное бытие. Собственностью могут быть как вещи, так и знания, науки, таланты. Последние становятся собственностью лишь через опосредование духа, ...

Свои разновидности, как известно, существуют среди идеализма и материализма. Есть идеализм объективный, постулирующий наличие объективного идеального начала мира в виде Бога, Абсолютной идеи, Мировой Души, Мировой Воли (неоплатонизм, разные виды религиозной философии, абсолютный идеализм Гегеля и т.д.).

Ему противостоит идеализм субъективный (или солипсизм в другой терминологии), признающий очевидную реальность лишь собственных переживаний и идей (Беркли , Фихте ).

В свою очередь, материализм может быть наивным, свойственным ранней греческой философии, механистическим, диалектическим, естественнонаучным и т.д.

Если теперь обратиться к гносеологическим философским исканиям, то можно выделить эмпиристскую и рационалистическую линии в решении фундаментальных теоретико-познавательных проблем в зависимости от того, признается ли главным источником и проверочной инстанцией наших знаний опыт или же, напротив, разум. Может быть и особый — скептический — вариант воззрений на познавательный процесс и философию в целом, когда отрицается сама возможность достижения какого-либо истинного знания о мире и человеке.

Карла Маркса, В.Дильтея

Философия — лучшая школа самостоятельной и творческой мысли, неоценимая помощь личности, которая хочет разумно, свободно и ответственно формировать мировоззрение и пролагать свой жизненный путь. Многообразие философских систем соответствует разнообразию человеческих характеров, где каждый может найти близкую ему духовную тональность. При этом гениальные философские озарения, равно как и гениальные философские заблуждения — это лишь путеводные вехи постижения бесконечного Космоса и погружения в космос собственной души. Философия не предлагает окончательных решений, а приобщает к бесконечному и вечному; не дает успокоения, но всегда приглашает в новую дорогу.

При этом философия — это вовсе не царство бесконечного идейного плюрализма, где можно говорить все, что заблагорассудится. В ней есть глубинное единство многообразного, абсолютно необходимые общие результаты и постулаты, которые могут дать твердую опору в жизни и принести непосредственную практическую пользу.

3. Познавательная ценность философии, философия и вне научное знание

что наука, как и философия, родилась в Древней Греции (математика,

раннее научно-техническое знание, начала научной астрономии).

Временем

бурного развития естествознания, появления все новых наук о природе и

обществе стала затем эпоха раннего капитализма (XVI—XVIII века), как и

античность, отмененная глубоким переворотом, расцветом культуры. В XVII веке

статус зрелой научно-теоретической области получила механика, составившая

затем базу всей классической физики. Дальнейшее развитие наук пошло

нарастающими темпами. Наука стала важ­нейшим фактором научно-технического

прогресса, цивилизации. Ее социальный престиж в современном мире очень высок.

А что можно в этом отношении сказать о философии?

Сопоставление познавательных возможностей философии и конкретных наук,

выяснение места философии в системе человеческих знаний имеет давние традиции

в европейской культуре. Философия и наука выросли из одного корня, затем

11 стр., 5214 слов

Представления о душе в религии, философии и науке

... мира и начинает существовать в иномирии. Но это чудесное настолько сильное, что именно оно создало мир и наблюдает за ним. 2. Понятие души в философии Душа начала рассматриваться в качестве философского <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F> понятия, доступного ...

отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились.

Обращение к истории познания позволяет установить их неразрывную

диалектическую связь, взаимовлияние, конечно, также подверженное историческим

изменениям. В соотношении философии и специального научного знания различают

три основных исторических периода, а отчасти и типа, способа отношений:

  • первоначальное совокупное знание древних, именовавшееся «философией» и

обращенное к самым разным предметам. Наряду со всевозможными конкретными

наблюдениями, выводами практики, начатками различных наук оно охватывало

обобщенные размышления людей о мире и о себе, которым в будущем предстояло

развиться в философию в более специальном, собственном смысле этого слова.

Первичное знание заключало в себе одновременно пранауку и прафилософию. По

мере развития той и другой, в процессе формирования собственно науки и

философии постепенно уточнялась их специфика, четче определялось родство и

различие познавательных функций;

  • специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение

от совокупного знания (так называемой «философии»).

Одновременно шло развитие

философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками.

Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в

XVII—XVIII веках. Новые разделы знания возникают и в наше время и будут, надо

думать, формироваться в последующие периоды истории. Причем рождение каждой

новой дисциплины в какой-то мере повторяет черты исторического перехода от

донаучного, протонаучного, первичного философского изучения предмета к

конкретно-научному;

  • формирование теоретических разделов целого ряда наук, их постепенная

интеграция, синтез.

В рамках первых двух периодов конкретно-научное знание, за исключением

сравнительно небольшой его части, носило опытный, описательный характер.

Кропотливо накапливался материал для последующих обобщений, но при этом

ощущался «дефицит» теоретической мысли, умения видеть связи различных

явлений, их единство, развитие, общие закономерности, тенденции. Такого рода

задачи в значительной мере падали на долю философии, которая должна была

умозрительно, нередко наугад строить общую картину природы (натурфилософия),

общества (филосо­фия истории).

Дело это, понятно, далеко не простое, потому

не­удивительно, что, как отмечал Ф. Энгельс, наряду с гениальными догадками,

было наговорено немало вздора, да иначе и быть не могло. При всем том

философская мысль выполняла важную миссию формирования и развития общего

миропонимания.

Начавшийся в XIX веке третий период переходит затем в XX век. Это время,

когда многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся лишь в умозрительной

философской форме, наука уверенно взяла на себя. А попытки философов решать

эти задачи прежними способами оказываются все более наивными, безуспешными.

Все яснее сознается, что универсальную теорети­ческую картину мира философия

должна строить, не чисто умозри­тельно, не вместо науки, а вместе с наукой,

8 стр., 3788 слов

Эволюция понятия «материя» в философии и науке

... знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы. В данной контрольной работе мы рассмотрим эволюцию понятия «Материя» в философии и науке. ... 2. История возникновения понятия «материя» в философии Трудно назвать такую философскую ... на становление научного знания. Атомистическая ... сыграли взгляды Демокрита ...

на основе обобщения конкретно-научных знаний. Это остро ставит на повестку

дня проблему научности самой философии.

Первую попытку обрисовать круг задач философии перед ли­цом уже возникших и

вновь формирующихся конкретных наук в свое время предпринял Аристотель. В

отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области

явлений, он определил философию в собственном смысле слова («первую

философию») как учение о первопричинах, первоприпципах, са­мых общих началах

бытия. Ее теоретическая мощь представлялась ему несоизмеримой с возможностями

частных наук. Философия вызывала восхищение Аристотеля, знавшего толк и в

специальных науках. Он называл эту область знания «госпожой наук», считая,

что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В

размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение

философской мысли и специальных дисцип­лин по уровню их теоретической

зрелости. Такая ситуация сохра­нялась в течение многих веков. Аристотелевский

подход надолго утвердился в сознании философов. Гегель, следуя той же

традиции, наделил философию титулами «королева наук» или «наука наук».

Отголоски таких представлений можно услышать еще и сегодня.

В то же время в XIX, а еще резче в XX веке — на новом этапе развития знаний —

зазвучали противоположные суждения о вели­чии науки и неполноценности

философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение

позитивизма, поставив­шее под сомнение познавательные возможности философии,

ее научность, одним словом, развенчивающее «королеву» в «служан­ки». В

позитивизме был сформулирован вывод о том, что фи­лософия — это «суррогат»

науки, имеющий какое-то право на существование в те периоды, когда еще не

сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки

познава­тельные притязания философии объявляются несостоятельными.

Провозглашается, что зрелая наука — сама себе философия, что именно ей

посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы,

мучившие умы в течение столетий.

Среди профессиональных философов различных стран такие взгляды сегодня уже не

очень популярны. Но они еще бытуют среди специалистов конкретных областей

знания и практики, выдвигающих в заслугу своей позиции примерно такие

аргументы:

у философии нет ни одной своей предметной области, все они со временем попали

в ведение конкретных наук; у нее нет экспери­ментальных средств и вообще

надежных опытных данных, фактов, нет четких способов отличить истинное от

ложного, иначе споры не растягивались бы на века. Кроме того, в философии все

расплыв­чато, неконкретно, наконец, не видно ее воздействия на решение

практических задач. О какой же научности можно тут говорить?!

Между тем приведенные доводы можно опровергнуть. Изучение вопроса убеждает в

том, что такой подход, его называют «сциен-тизм» (от лат. scientia — наука),

связан с неоправданной пере­оценкой социальной миссии науки (которая,

бесспорно, очень ве­лика); с видением только положительных ее сторон и

функций, ошибочным представлением о науке как о якобы универсаль­ном духовном

факторе человеческой жизни, истории. Этот под­ход продиктован еще и

непониманием специфики философии, ее особых, не сводимых лишь к научно-

познавательным задач. Вме­сте с тем с позиций мудрости, защиты гуманизма,

нравствен­ных ценностей осуществляется убедительная критика культа

кон­кретно-научного знания (его технико-экономических эффектов), ограниченной

и опасной для судеб человечества сциентистской и техницистской ориентации.

Как видим, вопрос о познавательной ценности философии был поставлен довольно

резко. А как реально обстоит дело с научностью (ненаучностью) философского

миро­воззрения? Это, по-видимому, не праздный вопрос.

третий аспект — философия и вненаучное знание. При этом вненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку, «альтернативную науку»), куда входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки». магия, колдовство и т.д.

Говоря о соотношении философии и «заблуждающегося разума», следует, на наш взгляд, рассматривать последний в качестве момента развития научного знания и философии. Причем с исторической точки зрения этот момент является необходимым в силу самого характера процесса познания, и он свойствен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Отношение философии и паранауки. Отметим, что некоторые авторы, особенно это касается представителей и приверженцев концепции «постмодернизма», призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т.д.. лишь бы они оказывали терапевтическое воз действие на современное больное общество и индивидов. Они полагают, что статус научного миропонимания в современном обществе не выше, чем любого функционального мифа, и выступают, по существу, за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведет к интеллектуальному анархизму. Более того, при таком подходе научного сообщества к псевдонауке, который ширится в современном мире, мы можем уже достаточно скоро оказаться свидетелями победы суеверия над научным мировоззрением.

Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества и индивида. Это потому, что паранаука действительно выполняет некоторую психо- и интеллектуально-терапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. Ведь в трудную минуту всегда легче обратиться к Богу, астрологу, колдуну и т.д., чем к разуму и научному мировоззрению, ибо упование на трансцендентные силы связано лишь с верой и ожиданием свыше какого-то блага. А это освобождает индивида от необходимости делать свой собственный, порой трудный, выбор и от ответственности за положение дел и сравнительно легко обеспечивают душевный комфорт. Между тем строгие научные выводы, обращенные к разуму и совести личности, мало кому приносят счастье и душевное спокойствие, ибо возлагают ответственность за поступки на самого человека.

Что же касается рационалистической и научной философии, то ее статус, общекультурное значение и просветительская функция, по нашему мнению, несовместимы с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно обрушиваются на голову современного человека. Это требует от представителей данной философии более активного распространения научного миропонимания. И дело тут не в каких-то мировоззренческих амбициях, а в том, что игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные

последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами тут могут служить и инквизиция, и религиозный фанатизм, и фундаментализм, и фашизм, и, что хорошо известно нашим читателям, лысенковщина, гонения на кибернетику, генетику и т.д. Поэтому современное научное и культурно-интеллектуальное сообщество не должно смотреть на засилье псевдонауки со снисходительной усмешкой, ибо оно в таком случае улыбается своей собственной нравственной ущербности.

Заключение

Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда — смысл, цель философии.

Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия — это поиск истины.

Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

философия

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/struktura-filosofskogo-znaniya/

1. Николаева Л.С., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Философия: экзаменационные ответы. — Ростов-на-Дону, 2002 г.;

2. Автономова Н.С.миф: хаос и логос // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — Москва, 1999 г.;

3. Голубенцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов-на-Дону, 2001 г.;

4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. — Москва, 2001 г.;

5. Основы современной философ. — СПб, 1997 г.;

6. Кохановский В.П., Яковлев В.П. Философия. Учебник для ВУЗов. — Ростов-на-Дону, 2004.

Содержание

Введение

1.Философия как вид знания. Специфика философского знания.

знания.

3. Познавательная ценность философии, философия и вне научное знание

Заключение

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/struktura-filosofskogo-znaniya/