История становления и развития системы дополнительного образования в России

В Российской Федерации исторически сложился уникальный социальный институт дополнительного образования детей, который существует уже более 90 лет. Претерпевая изменения на различных этапах развития российского общества, социальный заказ определял тенденции особенности как внешкольный работы, так и дополнительного образования детей(12.с.33-36).

дополнительный образование россия пособие

Система дополнительного образования детей Российской Федерации в её новом качественном состоянии развивается на протяжении более 15 лет. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Образование как процесс целенаправленной трансляции культурного наследия, поколениями людей, является важнейшим фактором развития общества. Чем выше это развитие, тем сложнее и эффективнее функционирующая в обществе система образования. История российского образования — яркое тому подтверждение. Изучение истории внешкольного образования, внешкольного воспитания является важнейшим условием становления и развития нового педагогического явления — системы дополнительного образования детей.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Имеющийся опыт работы внешкольного образования может быть использован и в настоящее время, поэтому выявление положительных методов и форм деятельности в истории дополнительного образования в настоящее время необходимо.

Актуальность данной проблемы и предопределила выбор нами темы исследования: История и теория дополнительного образования как института социализации детей и подростков.

Цель исследования: выявить основные этапы развития и становления системы дополнительного образования детей в России.

Объектом данной работы выступает система дополнительного образования детей в России как институт социализации.

Предмет исследования: процесс развития и становления системы дополнительного образования детей в России.

Задачи:

1. Выявить истоки возникновения и развития дополнительного образования детей в России.

2. Раскрыть содержание основных этапов истории становления и развития системы дополнительного образования детей в России.

2 стр., 998 слов

История воспитания детей в России

... уважение к старшим, взаимоподдержку и взаимопомощь, ответственность и т. д. Воспитание детей в современной России В настоящее время современная система российского образования не однозначна. Это связано с тем, что во много процесс ...

3. Изучить и описать опыт работы современного учреждения дополнительного образования детей

4. Разработать электронное пособие для студентов и преподавателей «История и теория системы дополнительного образования детей в России».

Гипотеза исследования: уровень развития системы дополнительного образования детей зависит от социально-экономических и социально-политических условий жизни общества, а также социального заказа на образование детей.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и исторической литературы по проблеме исследования, ретроспективный анализ, изучение передового педагогического опыта.

Практическая значимость исследования: полученные нами результаты могут быть использованы в процессе обучения студентов педагогических специальностей, на курсах повышения квалификации работников образования и культуры.

Глава 1. История дополнительного образования детей в России в 17-м

1.1 Истоки возникновения дополнительного образования детей как института социализации

Дополнительное образование детей — феномен и процесс свободно избранного ребенком освоение знаний, способов деятельности, ценностных ориентации, направленных на удовлетворение интересов личности, ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования.

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ (11,с.47).

Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов 20 века.

Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания).

Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России(12, с.34).

Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

Еще в середине прошлого века в трудах Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского были сформулированы идеи, имеющие непреходящее значение для теории дополнительного образования: общечеловеческое образование, подготовка к труду в жизни, свободная организация образовательного процесса. В середине XIX века интересные предложения по развитию внешкольной деятельности детей были высказаны Н.И. Пироговым. Он считал чрезвычайно полезным в учебных заведениях устраивать литературные беседы и тем самым способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.

В конце 19-го века при народных домах стали открываться первые клубы для детей. Многие из них были прообразами станций юных техников и натуралистов. В начале 20-го века были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительной работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и др.).

3 стр., 1174 слов

Дети, образование и будущее России

... страны; рост количества детей с наследственными заболеваниями; ограничение возможностей детей в получении полноценного образования, ... разработана федеральная комплексная программа "Дети России", которая в 1994 году ... жизнедеятельности общества, устремленных в будущее. См. Шурыгина И. И. ... веков накоплена огромная информация, доступ к которой затруднен консерватизмом общественной системы, образования, ...

Многие ребята с удовольствием учились рисованию, посещали библиотеку, участвовали в дискуссиях по прочитанным книгам(7, с.23).

На рубеже ХIХ-ХХ веков московское образование по праву слыло зеркалом российской школы, отражая практически все стороны. Сеть его учреждений представляла собой несколько типов учреждений: огромное разнообразие школ, училищ, лицеев, гимназий, институтов. Сеть образовательных учреждений города была децентрализованной. Основная масса горожан не имела возможности получить начальное и тем более среднее образование. Сочувствуя им, лучшие представители московской интеллигенции предпринимали шаги по созданию образовательных курсов для малограмотной молодежи. Особую популярность получили курсы на заводах Бромеля и Михельсона на Покровке для рабочих сахарного завода, при типографии печатников. Наибольшей популярностью пользовались Пречистенские рабочие курсы, основанные в 1897 году. В разные годы здесь преподавали И.М. Сеченов, И.Е. Репин, Е.Б. Вахтангов, выступали перед слушателями такие выдающиеся артисты, как А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Л.В. Собинов и др.(16, с.12).

Таким образом, возникновение внешкольного образования относится к концу XIX века, с момента возникновения кружков, курсов ликвидации неграмотности.

Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции: П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко, К.А. Фортунатова и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования. С этой целью стремились создавать благоприятные условия для развития как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества. Жизнь и разнообразные занятия в организованных ими клубах, несомненно, способствовала этому (7, с.45).

Идеи свободы и равенства, охватившие русское общество, нашли отражение и в области воспитания. Так, в 1906 году по инициативе К.Н. Вентцеля в Москве был открыт Дом свободного ребенка, а в 1905 году на окраине города, в Марьиной Роще, педагогом С.Т. Шацким основан первый «сеттельмент» (культурный поселок) на средства, выделенные владельцами крупных предприятий братьев Сабашниковых, Кушнеровых, Морозовой, по проекту А.У. Зеленко (архитектор по своей основной профессии) на окраине Москвы в Марьиной роще было построено клубное здание для детей. Педагогический коллектив состоял из талантливых выпускников Московского университета Е.А. Казимировой, К.А. и А.А. Фортунатовых. Л.К. Шлегер, Н.О. Массалитиновой. Дети посещали различные клубы. Каждый из которых имел свое название и самоуправление. Подростки учились ремеслу, пению, танцам, занимались астрономией, биологией, театральным творчеством, где помимо опытной школы находились трудовые мастерские и летняя колония. В 1908 году этот поселок был закрыт за попытку «ввести социализм в среду детей». В 1910 году Шацкий С.Т. создал аналогичное общество — «Детский труд и отдых», а в 1911 году — летнюю колонию «Бодрая жизнь». В ней ежегодно проводили лето 60-80 детей, которые посещали учреждения детского общества. Здесь Щацкий С.Т. вместе с сотрудниками в опытной работе проверяли идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества. Детский коллектив вместе с педагогами обсуждал все дела колонии. Творческому развитию способностей воспитанников содействовала разумная организация досуга детей по их желанию, она включала в себя игры, чтение, пение, драматический кружок и другие занятия(20).

2 стр., 891 слов

Социализация одаренных детей в образовательном учреждении

... одарённых детей относят к группе риска в связи с трудностями социализации и адаптации, как в самом образовательном учреждении, так в самом образовательном учреждении, так и ... комплексного проекта модернизации образования забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения. Формируются информационная ...

В 1912 г. в обществе « Детский труд и отдых» был создан проект, который включал в себя все возрастные группы детей и основные виды работы с ними. Сюда же входили клубы, мастерские, детские библиотеки и так называемая детская трудовая колония. Содержание, формы и методы новаторского социального воспитания были обобщены в монографии В.Н. Щацкой и С.Т. Щацкого «Бодрая жизнь», изданной в 1915г.

Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.

Организатором активного досуга московских детей был преподаватель из Тулы Георгий Константинович Ремизов. По его инициативе с 1909 года в садах и скверах стали проводиться детские массовые игры («Волки и овцы», «Гуси и волки», «Третий лишний» и др.), собиравшие до 400 человек детей и взрослых. К 1912 году в Москве действовало 24 площадки для игр. В дальнейшем Московская городская Дума предусматривала создание сети специально оборудованных площадок по типу стадионов с детскими спортивными школами. Кроме игр Ремизов проводил с детьми экскурсии, устраивал дальние походы и поездки.

С 1895 года в Москве работала Комиссия по организации подвижных игр на открытом воздухе (в 1909 году преобразована в Общество физического воспитания, которая считала игры основным методом физического воспитания детей)(16, с.23).

В предвоенные годы новым явлением в жизни средней школы было занятие спортом, который ранее признавался «неинтеллигентным» занятием. Создавались футбольные и теннисные клубы, стали возникать детские и молодежные гимнастические организации: «потешные» (в память детских игр Петра I), «соколы» (по типу чешских организаций) и «бойскауты» (по английскому образцу)(7, с.35).

Таким образом, развитие внешкольных учреждений в дореволюционный период показывает, что, возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов, форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики.

Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения как в потребностях самого ребенка, так и общества.

1.2 Развитие внешкольного образования в Советской России

Первые годы после Октябрьской революции стали временем расцвета внешкольного образования. Именно тогда стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, внешкольной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы.

11 стр., 5028 слов

Психолого-педагогические особенности внешкольного образования ...

... образование» употребляется в значении интегрированного процесса воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства. Создаваемое на основе внешкольных учреждений (деятельность которых в течение трех десятков лет ... выпускают стенгазеты, посвященные спектаклям и артистам, организуют "уроки театра". Как форму работы детские театры практикуют выезд из школы, принимают участие в проведении ...

После Октябрьской революции внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения. В Народном Комиссариате просвещения в ноябре 1917 года был создан отдел внешкольного образования. Основная задача отдела заключалась в развертывании культурно-просветительной работы. На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В ноябре 1917г. в Народном комиссариате по просвещению был создан специальный отдел внешкольного образования, основная задача которого заключалась в развертывании культурно-просветительной работы прежде всего среди неграмотного взрослого населения. В этот период формируется организационно-государственная структура управления внешкольными учреждениями. Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения России. Н.К. Крупская подчеркивала чрезвычайную важность внешкольной работы для правильного воспитания детей, создания условия для их всестороннего развития. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники. В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию(19).

После революции деятельность внешкольных учреждений начиналась в центральных станциях юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, станциях юных техников, детских спортивных школах, детских парках, домах культуры. Она была направлена на удовлетворение интереса детей к одной из отраслей знаний, организацию досуга школьников, оказание помощи в выборе занятий, обучение навыкам участия в общественной работе, развитие творческих и познавательных интересов.

Особый импульс развитию внешкольного образования, отделу внешкольных учреждений дал Первый Всероссийский съезд по просвещению, проходивший в Москве 25-28 августа 1918 года. На съезде работала внешкольная секция, разработавшая основные положения внешкольного образования.

В Москве в апреле 1918 года детям был передан особняк купца Свешникова, в котором открыт Дом ребенка «Пчелка». С этого Дома ведет свою историю современный центр дополнительного образования — Центр досуга и творчества «На Полянке».

В июне 1918 года открылась биологическая станция юных любителей природы. Организатором и бессменным руководителем на протяжении многих лет был впоследствии основоположник школьного курса биологии и методов ее преподавания Борис Васильевич Всесвятский. С первых же дней своего существования биостанция стала застрельщиком юннатского движения, она вела большую опытническую работу. На станции были организованы курсы для учителей, издавался «Листок юных натуралистов». В основе образовательной деятельности были экскурсионный и исследовательский методы(10, с.65).

Станция стала организационным и инструктивно-методическим центром юннатской работы в стране. Непосредственная работа с детьми, выполнение функций собственная внешкольного учреждения имели уже второстепенное значение.

31 стр., 15094 слов

Планирование воспитательной работы

... по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы . Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей ... планируется экскурсионная и туристическая работа и в дело включаются заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей и внешкольных учреждений. Структуре плановых мероприятий предпосылается ...

Особую ценность в разработке теории внешкольного образования представляет «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е. Н. Медынского, изданная в 1923 году. Это было одно из фундаментальных исследований, имеющих теоретико-методологический характер.

Е. Н. Медынский подошел к определению целей и содержания внешкольного образования, определяя его как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека. Крупной заслугой Е.Н. Медынского стала формулировка основных принципов внешкольного образования: общих принципов внешкольного образования, принципов построения систем внешкольного образования и принципов организации образовательного процесса.

Труды A.С. Макаренко А.П. Пинкевича З.И. Равкина и В.Н. Сороки-Росинского заложили основу для поступательного развития системы внешкольного образования, несмотря на наличие идеологических догм и постоянную практику, направленную на превращение внешкольных учреждений в придаток школы и пионерской организации. Их идеи были развиты в послевоенное время в трудах И.П. Иванова(11, с.78).

Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20-30-е годы XX века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Поражает уже само обилие форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы.

29 апреля 1923 года в Хамовническом районе Москвы на базе детского клуба «Трудовая коммуна» открылся первый в стране Дом пионеров. В 1920-е и 1930-е годы в Москве было продолжено создание подобных учреждений, число которых достигло тринадцати к 1939 году.

После принятия Советом народных комиссаров РСФСР постановления от 26 декабря 1932 года «О мероприятиях по развёртыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.», начался настоящий бум открытия новых детских внешкольных учреждений, в том числе домов и дворцов пионеров и школьников. Первый Дворец пионеров и октябрят был открыт в 1935 году в Харькове. В июне 1936 года в Москве в переулке Стопани открылся городской Дом пионеров и октябрят (позже переименованный в Дворец).

В 1930-е годы дворцы пионеров были открыты и в других городах(13, с.12).

К 1957 году в СССР было построено 2153 дворца и дома пионеров. К концу 1980-х годов в СССР работало свыше 3800 дворцов и домов пионеров.

В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями.

14 стр., 6729 слов

Сущность организации воспитательного процесса в учреждениях начального ...

... воспитательной работы; изучить технику планирования воспитательной работы; рассмотреть основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО; проанализировать современные социально-педагогические тенденции организации воспитательного процесса в начально-профессиональных учебных заведениях. В написании курсовой работы ...

В период 20-30-х годов идет интенсивное развитие теории воспитания, где ведущим и определяющим был целостный подход к личности воспитанников и процессу воспитания. Именно в это время были заложены основы теории социального воспитания, теории, исходящей из того, что «человек не воспитывается по частям», как писал А. С. Макаренко.

Следует отметить, что если до 20-х годов система внешкольного образования находилась в стадии поиска и становления, то в 30-е годы она получила свое научное обоснование как система внешкольного воспитания и внешкольной работы.

В начале 1936 года по решению бюро МГК ВКП(б) был открыт Московский городской дом пионеров и октябрят. К 1940 году существовали также городской Дом юных натуралистов, городская Детская экскурсионно-туристическая станция. Детский театр теней. Театр кукол, клубы юных автомобилистов и юных моряков. Кроме того, в районном подчинении в конце 1930-х годов насчитывалось 12 районных домов пионеров, 23 детских парка, 32 спортивные школы, 4 станции юных натуралистов, 8 детских экскурсионно-туристических станций и 17 станций юных техников. В 1936-1937 годах открываются детские спортивные школы и стадионы. Позже появляются и такие учреждения, как детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, дома детской книги, картинные галереи, киностудии(20).

К 1939 году в Москве работало уже 13 домов пионеров, 8 домов художественной самодеятельности, 12 технических станций, 29 детских парков, 26 музыкальных школ, 7 детских театров, 13 детских кинотеатров, 585 детских уголков по месту жительства, стадион «Юных пионеров».

К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств. В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ

С 1933- 34 учебного года в Москве стали организованно проводиться зимние каникулы учащихся. Зимой 1935-36 учебного года в городе прошел первый детский фестиваль искусств, в ходе которого было организовано бесплатное посещение школьниками театров, кино и музеев.

В конце 30-х — начале 40-х годов значительное внимание уделялось при этом оборонным вопросам — в связи с милитаризацией всей жизни страны в условиях жесткого военного противостояния, началом второй мировой войны. В городских и всесоюзных оборонных соревнованиях по стрельбе, прыжкам с парашютом участвовали многие сотни московских учащихся. Юные москвичи заняли на них первое место в стране (1940), стали первыми участниками военизированных игр. К концу 1940 года сеть внешкольных учреждений насчитывала в системе народного образования 1846 учреждений.

Первая половина 40-х годов была наполнена активной деятельностью ребят, педагогов и общественных организаций Москвы. Дети и педагоги городского Дома пионеров, районных домов откликались на все начинания в городе во имя конкретной помощи фронту. Ребята собирали: цветной металлолом, патефонные пластинки, подушки для госпиталей, шили воротнички, вязали перчатки, варежки. Это был труд ремесленных кружков(3, С.45).

11 стр., 5341 слов

Трудновоспитуемые дети и особенности работы с ними

... Типичные группы трудновоспитуемых и особенности воспитательной работы с ними В статье «Трудновоспитуемые» (1924) им дана достаточно образная и аргументированная типизация таких детей. По ... лидерского положения. Такой ребенок способен активно противодействовать работе воспитателей в обычных образовательных учреждениях. Он нуждается в специальном исправительном учреждении. Третья группа Под ...

В специфических условиях 40-х годов деятельность внешкольных учреждений была направлена на шефство над госпиталями, сбор лекарственных трав, выполнение заказов военных предприятий, овладение военным делом. Только в 1942-1944 годах пионеры и школьники выработали на полях колхозов и совхозов 589 млн. трудодней! В это же время ребята собрали 186 тыс. тонн лекарственных и других полезных дикорастущих трав и растений! Пионеры собрали сотни тысяч тонн металлолома.

Годы войны ярко продемонстрировали значение внешкольных учреждений в подготовке и развитии специалистов-профессионалов. Выдающийся летчик, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации А. И. Покрышкин так писал об этом в своих воспоминаниях: «Десятки тысяч широко известных специалистов, конструкторов, ученых, начинавших свой путь в технических кружках, внесли достойный вклад в развитие технического прогресса, а в годы Великой Отечественной войны с честью защищали свободу и независимость нашей Родины».

В послевоенный период формы и методы работы с детьми определялись задачами воспитания и перспектив развития школы. В этот период внешкольная работа становится предметом внимания органов народного образования всех уровней.

В послевоенные годы школьные комсомольские и пионерские организации стали все больше внимания уделять учебно-воспитательной работе: помогать школе и учителю добиваться прочных знаний у школьников, укреплять дисциплину и вовлекать учащихся в посильную общественно-полезную работу. В марте 1947 года ЦК ВЛКСМ принял постановление «Об улучшении работы пионерской организации». В 50-е годы по инициативе Мосгороно широко развернулась сеть палаточных туристских лагерей для старшеклассников. Это была одна из удачных форм воспитательной работы, основанная на самодеятельном отдыхе учащихся

В 1950-60-е годы сеть внешкольных учреждений продолжает расти. Впервые за всю историю народного образования в короткий срок была создана разветвленная и высокоразвитая инфраструктура внешкольных детских учреждений. В 1957 году в Москве имелось 16 детских парков и 4 детских городка при парках культуры и отдыха для взрослых, около 50 детских спортивных школ, 34 детские музыкальные школы. Городской клуб юных автомобилистов, городская станция юных натуралистов, городская экскурсионно-туристическая станция, 3 детских театра, 5 специальных детских кинотеатров, 89 детских библиотек, стадион юных пионеров, работали детские сектора при профсоюзных клубах(14, с.67).

В различного рода школьных кружках постоянно занимались свыше 100 тыс. учащихся. Особенно возросло количество технических кружков. Почти во всех школах имелись хоровые коллективы. Начиная с 1950 года в Москве ежегодно проводились школьные, районные и городские праздники песни. Из года в год улучшался отдых юных москвичей во время зимних и летних каникул.

Отдел школ и вузов МГК ВКП(6) 2 июня 1947 года провел специальное совещание, посвященное вопросу летнего отдыха школьников. В каждом районе была введена должность лагерного организатора. В 1957 году в пионерских лагерях отдыхало уже около 300 тыс. учащихся. Это стало возможным благодаря тому, что за десять послевоенных лет московскими предприятиями, учреждениями и профсоюзными организациями под Москвой было построено свыше 500 стационарных пионерских лагерей, расположенных в живописной местности.

7 стр., 3286 слов

Право ребенка на образование

... здоровья и нравственности ребёнка. - обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений, кроме дошкольных и учреждений начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих представителей ... Советом созданной незадолго до этого неправительственной организации Международный союз спасения детей Декларации о правах ребенка (Женевской). В 1959 г . была принята новая Декларация, которая ...

В 1957 году в Москве работало 150 городских пионерских лагерей. Дальнейший рост системы учебно-воспитательной работы в московских школах намечался в пятилетнем плане развития народного образования в Москве на 1956-1960 годы.

Во всех школах города проводились открытые комсомольские собрания и пионерские сборы. Несмотря на идеологическую окраску, жизнь пионеров и комсомольцев в послевоенной московской школе была наполнена самыми интересными и разнообразными делами. Ребята ходили в походы, знакомились с родным краем, участвовали в работе многочисленных кружков, занимались художественной самодеятельностью, спортом и т.п. Все это требовало упорядочения работы с кадрами, определения правового статуса педагогических работников и типов этих учреждений. Постановлением Совета Министров СССР «Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работникам внешкольных учреждений» (апрель 1952) была установлена единая номенклатура внешкольных учреждений, определено правовое положение их работников, намечены пути дальнейшего развития. Усиливается роль внешкольных учреждений как методических центров, укрепляются связи со школой и общественностью, педагогическими коллективами внешкольных учреждений, с наибольшей нагрузкой используется в воспитательной работе индивидуально-личностный подход, который органически дополняется и развитием самоуправления.

В 1953 году Министерство просвещения РСФСР утверждает единые Положения о внешкольных учреждениях в системе воспитания подрастающего поколения: содержание, формы и методы работы.

Большую помощь пионерским дружинам и отрядам в их работе оказывали внешкольные детские учреждения, прежде всего, дома пионеров. Пионерская и комсомольская работа в московских школах направлялась ЦК ВЛКСМ. В целом пионерские и комсомольские организации за послевоенное десятилетие сыграли большую роль в улучшении учебно-воспитательной работы школы.

В советской системе образования принципами внешкольной работы выступали:

  • массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам;
  • развитие их инициативы и самодеятельности;
  • общественно-полезная направленность деятельности;
  • разнообразие форм внешкольной работы;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Согласно официальной концепции народного образования, из школьных стен должны были выходить не просто грамотные, а всесторонне развитые люди, обладающие к тому же прочным марксистско-ленинским мировоззрением. Во всех школах под руководством пионервожатого, организатора внеклассной работы или завуча по воспитательной работе действовали октябрятские звездочки, пионерские дружины и комсомольские организации. Вместе с тем школьные общественные организации несли не только идеологическую нагрузку, но и играли важную культурно-образовательную роль, а кроме того, учили правилам общежития, труду и поведению в коллективе.

Практически во всех школах были открыты многочисленные кружки: юных техников, юных натуралистов, литературные, музыкальные, театральные; созданы политические клубы, клубы интернациональной дружбы (КИД).

К 70-м годам устоялись содержание и формы работы внешкольного учреждения. По мнению специалистов, внешкольное учреждение представляло собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом участников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора деятельности, формальными и неформальными отношениями между детьми и взрослыми, возможностью ребенка не зависеть от стереотипа мнения привычного окружения и выступать в новой роли. Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов(20).

Особую роль в воспитании учащихся играла ленинская тематика. Во многих школах существовали музеи, залы и уголки В. И. Ленина. В советский период сложилась целая система ритуалов празднования различных знаменательных дат и событий, в том числе и связанных с народным образованием, среди них День знаний. В подготовке Дня знаний участвовали и внешкольные учреждения, помогавшие в разработке сценария праздника, оформлении школы, проведении выставок и спортивных мероприятий.

Сложилась широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей, обеспечивающая развитие творческих способностей детей в той или иной области знаний, ведется большая массовая спортивная работа; содержательную, эмоциональную работу с детьми во вне учебное время проводят учреждения Министерства культуры. В педагогическую деятельность всех внешкольных учреждений включается пропаганда детской литературы, руководство детским чтением. Большую культ просветительскую и физкультурно-оздоровительную работу среди детей и подростков с учетом их возраста и интересов проводят парки культуры и отдыха, специализированные детские парки. Большую воспитательную работу с детьми проводят профсоюзы. Растет сеть клубов, станций и домов юных техников. К примеру, только в системе Министерства путей сообщения в 1975 году функционировало более 500 внешкольных учреждений. Огромную работу с детьми проводят учреждения Министерства речного и морского флота, ряда других ведомств.

Усилилась тенденция повышения ответственности предприятий, организаций, учреждений за организацию материально-технического обеспечения по своему профилю детско-юношеской деятельности в свободное время. Эта функция реализовывалась ими, как правило, посредством создания и развития сети различных типов внешкольных учреждений.

В эти годы постоянно увеличиваются ассигнования на внешкольные учреждения из государственного бюджета, создана разветвленная сеть внешкольных детских учреждений, которые проводят активную работу со школами, семьей, общественностью. Появляются новые формы работы с детьми, развивающие их познавательные интересы, формируется сознательное отношение к знаниям, науке. Широкое распространение получают технические клубы и кружки, в содержание работы которых входят радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, биохимия, генетика, космонавтика(13, с.34).

В этот период интенсивно развиваются кружки технического творчества, туристско-краеведческие, эстетического направления, физкультурно-спортивные, природоведческие. Появляются и профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли. Претерпевают изменения методы работы с детьми: в работе с ними используются проведение экспериментов, опытов, практических занятий; экскурсий, поход, экспедиция, работа с научно-популярной и общественно-политической литературой, подготовка рефератов, докладов, конкурсов, соревнований, выставок. Большую роль играют внешкольные учреждения в организации непрерывности процесса образования. Стремление к педагогически целесообразной организации досуга детей способствовало созданию множества клубов по интересам, детских площадок, комнат школьника по месту жительства, организации работы с детьми в разнообразных отрядах.

Непрерывность процесса образования детей проявляется и в летних формах работы: массовые мероприятия, смотры-конкурсы, клубы, профильные, туристские и спортивные лагеря и т.д.

Таким образом, 70-80-е годы стали периодом наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью социума. Именно в это время определились главные направления в содержании деятельности и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы воспитательной работы. Содержание основных видов деятельности удалось сориентировать на учет возрастных и личностных особенностей детей, а также сформировать своеобразную «индустрию» организации досуговой деятельности детей и молодежи.

Таким образом, история создания и развития внешкольных учреждений в СССР прошла несколько этапов. На первом этапе (1918-1939 гг.) происходило становление основных видов государственных внешкольных учреждений: станций юных натуралистов, техников и туристов, детской художественной студии, дома и дворца пионеров, детской железной дороги, детской спортивной школы. В ходе второго этапа (1939-1960 гг.) была разработана нормативно-правовая база системы внешкольных учреждений. Третий этап (1960-1984 гг.) характеризовался значительным количественным ростом учреждений и началом поиска новых направлений развития. В ходе четвертого этапа (1984-1992 гг.) формировались предпосылки к трансформации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования.

Глава 2. История и теория дополнительного образования детей в современной России

2.1 Становление системы дополнительного образования детей в конце 20-го — начале 21 века

В конце 90-х гг. внешкольные учреждения становятся одним из основных воспитательных институтов социума, усиливается их методическая роль в распространении педагогических знаний, в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Кроме того, усиливается их роль в координации всей воспитательной работы в социуме. Период 1989-1990гг. характеризуется качественно новым научно-практическим поиском путей совершенствования управления социально-педагогической деятельностью учреждения и его финансово-экономической основы. Стало очевидным, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений требуется предоставление им большей финансовой и хозяйственной самостоятельности в решении жизненно важных вопросов: в выборе содержательных видов деятельности, установлении структуры и штатного расписания, в вопросах оплаты труда(1, с.23).

Для решения возникших проблем стал необходимым экспериментальный поиск путей и средств модернизации организационно-экономического механизма, установление оптимальных путей развития внешкольных учреждений, разработка основ документационного обеспечения и установления нового правового статуса.

Эти проблемные стороны жизнедеятельности внешкольных учреждений особенно обострились в условиях реформирования экономики страны и перехода ее к рыночным отношениям в середине 80-90 годов.

Период начавшейся «ломки» устоев и властных партийных структур оказал значительное влияние на деятельность внешкольных учреждений как открытых социально-педагогических систем, в большей степени учитывающих факторы воздействия внешней среды, постоянно на них ориентирующихся и оперативно изменяющих содержание социально-педагогической деятельности.

В быстро меняющемся постсоветском обществе возникли потребность во введении нового направления образования — дополнительного. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с 1992 года начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей(15,с.14).

В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн. детей).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 752 в России была изменена номенклатура (типология) учреждений дополнительного образования детей(12, с.35).

Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.

При общем сокращении числа обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации контингент воспитанников учреждений дополнительного образования детей увеличивается. Так на 1 января 2008г. 10,9 млн. детей занимались художественным и научно-техническим творчеством, эколого-биологической, учебно-исследовательской деятельностью, физической культурой и спортом, туризмом и краеведением и т.п., что составило49,1% от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет (в 1997г. — соответственно 8,9 млн человек, или 28,7%).

Кроме того, заметно увеличилось количество объединений (кружков) учреждений дополнительного образования детей, организованных на базе других образовательных учреждений. Если в 1997г. насчитывалось 155 тыс. таких объединений (2,5 млн чел.), то в 2007г. — уже 240 тыс. объединений (3,7 млн чел.) (12,с.34-35).

Каждое образовательное учреждение, независимо от его организационно-правовой формы, типа и вида, является неотъемлемым элементом системы образования, вмести с органами управления образованием и совокупностью преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности.

В соответствии с Законом «Об образовании» учреждения дополнительного образования детей названы в ряду разных типов образовательных учреждений, деятельность которых регулируется основе уставом каждого конкретного образовательного учреждения. Основные задачи учреждения дополнительного образования:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественного от 6 до 18 лет;
  • адаптация к жизни общества;
  • формирования общей культуры;
  • организация содержательного досуга(9, с.4).

Учреждения дополнительного образования детей — социально-педагогическая система, которая создана обществом, функционирует на основе социального заказа, выполняет определенную миссию, оказывает широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности детей, обеспечивает учащимся свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам. Освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, формирование познавательных интересов, а также создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптация к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям.

Деятельность учреждения дополнительного образования детей-согласованное упорядочение различных видов деятельности педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающий), осуществляемой индивидуальными и совокупными субъектами (педагогическими коллективами отделов, клубов, иных творческих объединений), входящими в состав, структуру конкретного учреждения.

В настоящее время система дополнительного образования детей находятся в стадии развития, несмотря на многие сложности. Одновременно в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования. Решение этих задач во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое является важным фактором гуманизации всей системы образования. Дополнительное образование создает условия для развития уникальности личности, ее различных способностей. Именно в этой сфере возможно организовать личностно- равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность (12,с.34).

В качестве иллюстрации вышесказанного нами изучен и обобщен опыт работы одного из учреждений дополнительного образования детей г. Магнитогорска. История Правобережного центра дополнительного образования детей г. Магнитогорска началась с открытия Дома пионеров и школьников Правобережного района в 1976 году. В течение двух лет учреждение не имело своего здания, а кружки и секции работали на базе школ и детских клубов района. 29 октября 1978 года в день 60-летия Комсомола дети получили в подарок прекрасное здание на улице Галиуллина. Интерьер Дома пионеров создавался художниками «Художественного фонда», а в 1983 году по проекту архитектора Волобуева были возведены солнечные часы, ставшие местом паломничества многих мальчишек и девчонок. Начали работать 34 кружка, в которых занимались около тысячи ребят. В 1991 году Дом пионеров и школьников был переименован в Правобережный дом творчества для детей и юношества. А в 2000 году Центру присвоен его нынешний статус — МОУ ДОД «Правобережный центр дополнительного образования детей» г. Магнитогорска. В 2005 году на базе учреждения открыт межшкольный методический центр, реализующий проект ИСО.

В настоящее время Центр — многопрофильное, конкурентоспособное учреждение высшей категории, в котором занимаются 4491 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. В нем реализуется 119 образовательных программ, по которым работают 122 педагога.

«Правобережный Центр дополнительного образования детей» организует работу детских творческих объединений (кружков, секций, клубов, учебных групп, ансамблей, студий и др.) для воспитанников 6-18 лет. Работают детские творческие объединения по восьми образовательным направленностям: научно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, культурологической, естественно-научной. Кроме образовательной деятельности организуется также методическая и культурно-досуговая.

Основными направлениями деятельности Центра являются: развитие и реализация творческого потенциала участников образования, реализация личностно-развивающей воспитательной системы ПбЦДОД, использование возможностей социума в воспитательной системе и образовательной деятельности учреждения, реализация программы информатизации учреждения, использование современных педагогических технологий, реализация программы по профессиональному самоопределению и предпрофильной подготовки старшеклассников.

Образование в Центре ориентировано на раскрытие природных склонностей обучающихся, развитие их личностного и творческого потенциала, воспитание личности, нацеленной на самопознание, самообразование и самореализацию.

Более семи тысяч детей и подростков занимаются в 462 кружках и клубных объединениях. Каждый может найти себе дело по душе. Дети имеют в своем распоряжении теплицу, «живой уголок», детский кинотеатр «Солнышко», компьютерный класс, актовый и спортивный залы, тренажерный и танцевальный залы, игротеку, читальный зал, библиотеку и другие хорошо оборудованные кабинеты.

По просьбе родителей детей 4-7 лет в 1990 году в Доме творчества была открыта Субботняя Школа радости. В школе радости ребята учатся общаться друг с другом, на занятиях ИЗО, музыки поют красоту окружающего мира, укрепляют здоровье в плавательном бассейне. Психолог проводит коррекционную работу с детьми и просветительскую деятельность с родителями. В 1991 году впервые в Магнитогорске Правобережный Дом творчества совместно с образовательной фирмой «АРТ» открыл гимназию для дошкольников. Своей целью педагоги гимназии ставят целенаправленную психическую и практическую подготовку ребенка к школе. Дети 5-6 лет под руководством лучших педагогов занимаются творчеством и английским языком, учатся петь рисовать , плавать, читать и считать, грамотно говорить и фантазировать, участвуют в праздниках и игровых программах.

С целью с целью социальной защиты детей методистами Дома творчества в 90-х гг. были разработаны программы «Здоровье», «Летний отдых детей», «Одаренные дети» и другие.

В настоящее время Центр — базовое учреждение в районе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Совместно с районной и городской ГИБДД и администрацией района создан методический кабинет по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, который проводит ежегодно среди школьников района смотр агитбригад по ПДД, соревнования юных велосипедистов «Безопасное колесо», конкурс рисунков «Мы идем по улице», рейды по школам и другое. Все это способствует снижению детского дорожно-транспортного травматизма.

Лагерь дневного пребывания «Самоцветы» стал летний «визитной карточкой» Центра. Ежегодно, начиная с 1989 года, 300 детей отдыхают в нем летом, занимаются спортом и творчеством с замечательными педагогами. Девиз коммунарской методики «Все делать творчески, иначе зачем?!».

В учреждении разработаны и успешно внедряются программа «Личностно-развивающая воспитательная система» (лауреат VII областного конкурса воспитательных систем), проект «Программа информатизации центра». В 2008 году ПбЦДОД стал победителем конкурсного отбора образовательных учреждений дополнительного образования детей, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Грант губернатора Челябинской области получен за реализацию социального проекта «Город. Творчество. Дети».

В 2008 году Правобережный Центр дополнительного образования детей получил грант губернатора Челябинской области Сумина П.И. как учреждение, реализующее инновационные образовательные программы.

2008 год был годом 90-летия отечественной системы дополнительного образования детей. Таким образом, дополнительное образование прошло большой путь развития от отдельных кружков до целой системы учреждений, в которых обучаются, воспитываются и развиваются дети всех возрастов от дошкольников до молодежи.

2.2 Теоретические основы современного дополнительного образования детей как института социализации

В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование. Наиболее важные положения были выдвинуты в работах В.В. Беловой, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, О.Е. Лебедева, М.Б. Коваль, В.И. Панова, Г.Н. Поповой, А.И. Щетинской и др.

В Законе «Об образовании» дополнительное образование рассматривается, прежде всего, через образовательные программы, т. е. как сфера образования, реализуемая в различных учреждениях за пределами определяющих их статус основанных образовательных программ. В проекте Федерального Закона «О дополнительном образовании» используются следующие основные понятия.

«Дополнительное образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно- образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства»(17, с.54).

«Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности»(11,с.38.).

Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова предлагают следующие приоритетные идеи дополнительного образования:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о том как ребенок сам выбирает направления деятельности (художественной, технической, спортивной, экологической др.)Важно то, что ребенок, приходя в клуб, секцию, кружок, имеет право руководствоваться разными целями. Они могут быть не только образовательными, но и определяется стремлением быть вместе с друзьями, жаждой общения с новыми людьми.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. В дополнительном образовании ситуация иная: предмет или сфера деятельности «приближается» к ребенку. Ему дают возможность определить собственный образовательный путь, что по сути дела означает, что педагог, приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия реализации собственных интересов, развитие его индивидуальных способностей. Достижения и того и другого должны расцениваться по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими.