Реализация спортивно-оздоровительного направления во внеурочной деятельности

Курсовая работа

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Еще К.Д. Ушинский указывал на необходимость работы в этом направлении: «Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения». В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Поэтому важная роль в оздоровлении ребенка отводится современной школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные — значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению).

Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ — каковы условия спортивно-оздоровительного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности? Решение данной проблемы составляет ЦЕЛЬ исследования.

Объектом исследования является внеурочной деятельность младших школьников.

Предметом исследования является реализация спортивно-оздоровительного направления во внеурочной деятельности

В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

1. Выяснить сущность и значение внеурочной деятельности;

2. Рассмотреть понятие «спорт», «здоровье» с точки зрения разных наук, истории и современности;

3. Изучить опыт работы учителей начальной школы по реализации спортивно-оздоровительного направления во внеурочной деятельности

4. Разработать конспект внеурочного занятия;

  • Методы исследования: теоретический анализ литературы; изучение и анализ опыта работы.

Структура курсовой работы состоит из введения, четырёх параграфов, заключения, списка литературы.

1. Внеурочная деятельность как составляющая ФГОС НОО

Система образования — важнейшая социальная сфера общества, важнейший ресурс социально-экономического, политического и культурного развития государства. В проекте нового стандарта образования школа рассматривается как главный институт образования и социализации личности. Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. Важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

11 стр., 5315 слов

Теория социальной работы как научная дисциплина: объект и субъект ...

... что привело к формированию социальной работы как научной дисциплины. Представляется, что теория социальной работы- система деятельности по защите «слабых» общественных групп. Теория социальной работы состоит из социальных и психологических теорий. Как система научных знаний, социальная работа предполагает наличие двух качественно ...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. (15, стр. 180)

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

— к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. (19)

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения. (15, с. 152 ) Одним из приоритетных звеньев является внеурочная работа, внеклассная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. (15, с. 180) Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.

14 стр., 6755 слов

Формы внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками

... организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить, как конкретный способ организации их ...

Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и других. (7, стр.65)

Необходимо выделить требования стандарта к организации внеурочной учебной деятельности школьников:

  • Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю.
  • Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
  • Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.
  • Аудиторных занятий не должно быть более 50%
  • Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. (23)

Таким образом, внеурочная деятельность является созданием условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций в целом.

2. Характеристика спортивно — оздоровительного направления

Спортивно-оздоровительное направления во внеурочной деятельности в начальных классах — это формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальных классов, что является одной из приоритетных целей. Приобретаемые, на внеурочных занятиях по спортивно-оздоровительному направлению, знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до занятий, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. (18, стр. 144)

13 стр., 6451 слов

Педагогические пути и условия формирования самостоятельности ...

... формирования самостоятельности в деятельности младших школьников. Задачи : На основе теоретического анализа психолого – педагогических исследований по теме работы: 1. Раскрыть содержание понятия «самостоятельность» как свойства личности школьника; 2. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников, способствующие развитию у них самостоятельности. ...

Внеурочная деятельность по спортивно — оздоровительному направлению способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Предметом обучения в спортивно — оздоровительном направлении внеурочной деятельности в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Совершенствоваться эти качества будут в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса согласно ФГОС НОО. Образовательные учреждения должны предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий данного направления. (7, стр.77)

Тем самым, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения. (29) Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 30% отведённого оплачиваемого времени — 3 часа в неделю. Приобретаемые во внеурочном занятии, знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время. (5, стр. 192)

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе. Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы. (20, с. 56-58)

Таким образом, внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления в начальной школе является двигательной деятельностью с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

10 стр., 4743 слов

Особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов

... курсовой работы является профессиональная деятельность учителя начальных классов. Предметом исследования является структурные компоненты деятельности учителя начальных классов. Цель исследования - выявить особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов: Общение как основа педагогической деятельности; Приёмы обучения школьников начальных классов. Задачи исследования: Изучить ...

оздоровительный воспитание внеурочный школьник

3. Изучение опыта работы учителей начальной школы по реализации спортивно-оздоровительного направления

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Здоровый образ жизни пока не занимает 1 место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. С самого раннего возраста детей нужно учить ценить, беречь и укреплять своё здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, и тогда можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты физически.

Рассмотрим содержание работ учителей начальной школы по исследуемой проблеме.

Изучив и проанализировав опыт работы учителя начальных классов Н.И. Каменевой (г. Биробиджан, СОШ № 23) можно выделить, что учитель начальных классов, ставит перед собой основные задачи: формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки; обучать школьников доступным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, способствующим укреплению здоровья школьников; воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу, способствующую развитию познавательных способностей у школьников.

Поэтому многие учителя начальных классов детей учат: мыслить; находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей учебных дисциплин; здоровому образу жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности Н.И. Каменевой.

Учительская работа строится так, чтобы она способствовала развитию мыслительной деятельности учащихся, будила их инициативу, фантазию, творческий поиск, способствовала одновременно укреплению здоровья детей. Работа по традиционной системе обучения “Школа России” предполагает развитие гармоничной, благополучной личности, которое невозможно без сохранения физического, душевного и социального здоровья.

Особенности здоровьесберегающих технологий, используемых учителем начальных классов, позволяют решить одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников. При разработке здоровьесберегающих технологий учитель начальных классов опирается на приоритетные направления деятельности учреждения. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни: оздоровительная гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости; привитие детям элементарных гигиенических навыков; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие двигательных навыков); через спортивно — оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии. (6, с.135)

22 стр., 10778 слов

«Педагогическая диагностика в начальных классов»

... с этим определены три вида диагностики: начальная, текущая и обобщающая (итоговая). Начальная педагогическая диагностика (диагностика при постановке конкретных задач, в начале какого-то вида деятельности, в начальной стадии работы с детьми). Начальная диагностика связана с планированием и ...

Большую работу по сохранению здоровья детей учитель начальных классов проводит во внеурочное время. Занятия, в рамках программы кружка «Моё здоровье», по темам «Как вырасти здоровым», «Можно ли самому творить здоровье» (1-й класс), «Твоё здоровье и учебная нагрузка»(4-й класс); уроки здоровья «Урок Знайки»(2-й класс), «Ослепительная улыбка» 3-й класс), игры-путешествия, устные журналы, подвижные игры, спортивные соревнования, которые они проводят также способствуют достижению поставленной ими цели.

Учитель начальных классов О.В. Плотникова (г. Донецка, МБОУ СОШ №3) во внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности, использует методы профилактической медицины (упражнения для коррекции осанки, зрения и т.д.).

Внеклассная работа, проводимая учителем О.В. Плотниковой с обучающимися, включает выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий для физического совершенствования школьников. Учитель проводит данную работу в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в выходные дни и во время каникул. В своей деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся О.В. Плотникова использует следующие формы и методы:

1. Методы формирования сознания включают следующие формы деятельности:

  • внеурочные занятия, их проведение и тематику учитель начальных классов заранее предусматривает при составлении плана воспитательной работы;
  • беседы и диспуты проводятся с классом или индивидуально, они помогают проявить интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;
  • читательские конференции помогают не только расширить кругозор обучающихся, но и усвоить нормы и принципы нравственности;
  • мини-лекции используются как самостоятельная форма работы школьников, продолжительность которых не более 10-15 минут; для проведения некоторых лекций приглашаются фельдшер школы, сотрудники ГИБДД и пожарной службы.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:

  • педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
  • приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности;
  • регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
  • воспитывающие ситуации применяются с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;
  • тренинги помогают изменить негативные внутренние установки обучающихся, пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности помогают формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности. Поощрение применяются в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения.

4 стр., 1747 слов

Принципы организации лечебно-профилактической помощи детям. Понятие ...

... организации лечебно-профилактической помощи детям. Ведущим учреждением в оказании лечебно-профилактической помощи детям является детская поликлиника. Работает поликлиника с участковым принципом. Работа врача и медицинской ... деятельности врача-педиатра и медицинской сестры является санитарно-просветительная работа и правовая защита детей. ... определяет для каждого ребенка группу здоровья, поскольку от ...

4. Метод игровых ситуаций применяется, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать обучающимся на практике правила здорового образа жизни. Очень часто используются игровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного “вхождения” в конкретную ситуацию определенного содержания.

5. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся. Таким методом является внушение. Внушать — это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

6. Метод проектов. Исследовательские проекты (организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты (санитарные бюллетени о здоровом образе жизни).

Проанализировав опыт работы учителей начальной школы по спортивно-оздоровительному направлению во внеурочной деятельности, можно сказать, что каждый учитель начальных классов, использует различные методы и формы организации и взаимодействия с учащимися. (13, с. 42)

Учитель начальных классов Л.Н. Васильева (г.Киров, школа №7) считает, что здоровый образ жизни включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния — нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

Таким образом, учителя начальных классов, считают, что проблема здоровья детей сегодня крайне актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Мнение учителей начальных классов, что если и в школе, и в семье будут созданы благоприятные условия для сохранения здоровья, не будет причин для стрессов — это окажет положительное влияние и на состояние здоровья, и на уровень развития учеников.

5 стр., 2008 слов

Обучение детей составлению описательных рассказов

... или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру. Особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей знаний о структурных частях текста . ... Обучение детей составлению описательных рассказов с использованием реальных предметов в зависимости наглядного материала Такие занятия систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно ...

4. Разработка внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного направления

На данном этапе работы был разработан конспект внеурочного занятия (см. приложение №1).

Тема внеурочного занятия: Кто такой здоровый человек?

Целью занятия было: обобщить знания о здоровом образе жизни.

В ходе занятия также были сформулированы и задачи:

  • Образовательная: повторить режим дня;
  • обобщить знания о правильном питании;
  • составить характеристику здорового человека;
  • Развивающая: развивать интерес к спортивной деятельности, прогулкам на природе, участию в спортивных соревнованиях, подвижных играх.

Воспитательная: воспитывать у учащихся высокие нравственно-поведенческие качества: взаимопомощи, чувства коллективизма и товарищества; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

При разработке внеурочного занятия четко соблюдалась структура, учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы, потребности и возможности. Этапы выстроены логически начинается с организационного момента, основного этапа внеурочного занятия, закрепления и подведения итогов. Занятие выстроено так, чтобы учащиеся были активны и вели диалог учитель — ученик.

Содержание внеурочного занятия целенаправленно на решение поставленных целей и задач. Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями, содержание направленно на эмоциональный отклик детей. Содержание соответствует выбранной форме и возрасту учащегося.

Так же в ходе внеурочного занятия целесообразно использовать наглядность: презентация, дидактический материал, раздаточный материал. Образовательная среда организованна в соответствии с целями и задачами, оптимально рассчитано на 40 минут. Ход занятия будет, проходит по заранее заготовленному плану с четко распределенными ролями.

Были разработаны разные задания: составление пословиц и поговорок, составление режима дня, беседа о правильном питании, составление характеристики здорового человека и т.д.

Занятие планируется проводить, организуя детей в разных формах: фронтальная, индивидуальная.

Для индивидуальной организации предложены задания такие как: составление пословиц и поговорок, для фронтальной: составление режима дня, беседа о правильном питании, составление характеристики здорового человека и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению — это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

12 стр., 5892 слов

Особенности организации занятий для детей дошкольного возраста

... дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста Принцип развивающего обучения., Принцип воспитывающего обучения. Определяя содержание занятия, воспитатель намечает и воспитательные задачи, которые ... накопленных детьми знаний педагог формирует обобщенное представление о значении труда человека для общества. Принцип сознательности и активности детей в усвоении и ...

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления в начальной школе является двигательной деятельностью с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Учителя начальных классов, считают, что проблема здоровья детей сегодня, как никогда, актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Учителя начальных классов, считают, что если и в школе, и в семье будут созданы благоприятные условия для сохранения здоровья, не будет причин для стрессов — это окажет положительное влияние и на состояние здоровья, и на уровень развития учеников.

Разработанный конспект внеурочного занятия конкретизирует деятельность учителя по бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства младших школьников. В ходе планирования занятия были разработаны разные виды деятельности: составление пословиц и поговорок, составление режима дня, беседа о правильном питании, составление характеристики здорового человека и т.д. Воспитание у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.

Суть работы учителя начальных классов заключается в том, чтобы воспитать и развивать в каждом ученике свободную, талантливую, физически здоровую личность, обогащённую знаниями, готовую к созидательной трудовой деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sportivno-ozdorovitelnoe-napravlenie-vneurochnoy-deyatelnosti/

Официальные документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.12.2009 № 15785).

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010. — 84-86 с.

Стандарт

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М — во образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 6- 16 с.

Книги одного автора

5. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. — М.: Педагогика, 2009. — с.192

6. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. — М.: Просвещение, 2009. — с.135

7. Качашкин В.М. Методика физического воспитания.- М.: Просвещение, 2001. — с.307

8. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 2007 — с.543

9. Волина В. «Как себя вести». — «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.

Книги двух и более авторов

10. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность

11. физического воспитания студентов педагогических специальностей. — М.: Просвещение, 2010. — с. 305

12. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Кобзарь Б.С., Кумарина Ю.А., Кусый Ю.А. и др. под редакцией Онищука В.А. — К.: Род. шк., 2010. — с. 351

13. «Воспитательная работа в начальной школе» // С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. — ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

Книги без указания авторов на титульном листе

14. Внеурочная работа // Российская педагогическая энциклопедия. — М.: 2010. — с.151

15. Внеурочные учебные занятия // Российская педагогическая энциклопедия. — М.: 2010. — с.152

16. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Учебное пособие для студентов педагогический ин-тов. Под редакцией Данилова М.А. и Скатина М.Н. — М.: «Просвещение», 2003. — с.303

17. Возрастная и педагогическая психология. // под редакцией Петровского А.В. — М., Просвещение, 2010. — с. 431.

18. Выбор методов обучения в средней школе. // под редакцией Бабанского Ю.К.. — М., 2003. — с. 328

19. Теория и методика физического воспитания // под редакцией Б.А.

Ашмарина. — М.: Просвешение, 2007. — с.287Статьи из газет и журналов

20. Лосева О.А, Параничева Т.М. Физиолого-гигиенические предпосылки к организации обучения детей шестилетнего возраста//Начальная школа, 2009. — №7. — с. 56-58.

Интернет — источники

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sportivno-ozdorovitelnoe-napravlenie-vneurochnoy-deyatelnosti/

21. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

22. Свободная русская энциклопедия http://traditio-ru.org

23. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа

24. Архив документов

25. Сайт учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 г.Донецка Ростовской области Плотниковой О.В. http://plotnikova.ucoz.ru

26. Учебно-методический кабинет www.ped-kopilka.ru

27. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» www.festival.1september.ru

28. Начальная школа — детям, родителям, учителям. http://www.nachalka.com/

29. Экологическое образование детей и изучение природы России http://www.ecosystema.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Направление внеурочной деятельности, в рамках которого проводится данное занятие: спортивно-оздоровительное

Тема: Кто такой здоровый человек?

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизни

Задачи:

  • ѕ образовательная: повторить режим дня;
  • обобщить знания о правильном питании;
  • составить характеристику здорового человека.

ѕ развивающая: развивать интерес к спортивной деятельности, прогулкам на природе, участию в спортивных соревнованиях, подвижных играх.

ѕ воспитывающая: воспитывать у учащихся высокие нравственно-поведенческие качества: взаимопомощи, чувства коллективизма и товарищества; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с пословицами, макет Цветка Здоровья, карточки с режимными моментами, карточки по количеству детей с характеристикой здорового человека, чистые листы и цветные карандаши (для рисования).

Класс: 1

Ход занятия

I. Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята. Говорить друг другу «Здравствуй» — это значит желать здоровья. Начнём занятие с нашего девиза: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» (все вместе)

II. Сообщение темы внеурочного занятия.

  • Сегодня на занятии мы с вами поговорим о здоровье и попробуем составить характеристику здорового человека. Какой должен быть здоровый человек?

III. Основная часть

1. Составление пословиц и поговорок о здоровье. (Работа в парах)

— На уроках окружающего мира и на дополнительных занятиях мы говорили о здоровье. Давайте вспомним способы укрепления здоровья, а поможет нам в этом Цветок, да не простой. Он волшебный. Это Цветок Здоровья (на доску вывешивается круг — середина цветка).

Мы с вами будем вместе вспоминать, как можно укреплять здоровье и у нашего цветка будут добавляться лепестки и концу занятия у нас должен расцвести Цветок Здоровья, сейчас он пока закрыт. Чтобы цветок начал раскрываться, вспомним и составим пословицы о здоровье.

Болен — лечись, а здоров — берегись!

В здоровом теле — здоровый дух!

Если хочешь быть здоров — закаляйся!

Здоровье дороже золота.

Чистота — залог здоровья!

Ум да здоровье дороже всего.

Чеснок да лук от семи недуг.

Дети составляют на карточках пословицы о здоровье, прикрепляют на доску. Учитель переворачивает круг на доске, на нем надпись — Здоровье.

2. Составление режима дня. (Фронтальная работа)

  • Вот и начал раскрываться наш цветок, а лепестков то пока нет. Подскажите мне, какое слово пропущено у меня в стихотворении?

Каждый знает, что (режим) В жизни всем необходим.

— Это и будет наш первый лепесток. А что такое режим дня? Для чего его нужно соблюдать? Давайте все вместе составим режим дня (на доске в беспорядке карточки с режимными моментами, дети выходят по очереди и прикрепляют в нужном порядке на доску)

  • Подъём Водные процедуры Завтрак Дорога в школу Занятия в школе Дорога домой Обед Дневной сон Прогулка Приготовление уроков Ужин Спокойные игры Приготовление ко сну Сон

— Кто из вас выполняет режим дня? А у кого это получается не всегда? А есть ребята, которые вообще режим не соблюдают? А что мы можем сказать о человеке, который выполняет режим? Он какой? (организованный) Карточка со словом вывешивается на доску.

3. Беседа о правильном питании. (Фронтальная работа)

  • А теперь, ребята, добавьте слово в предложение: Правильное (питание) — необходимое условие для жизни человека. Вот ещё один лепесток нашего цветка! (добавляется — правильное питание)
  • Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья.

Правильное питание — условие здоровья, а неправильное приводит к болезням.

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться,

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

4. Знакомство с витаминами.

  • Ягоды, фрукты и овощи — основные источники витаминов. А витамины, очень нужны нашему организму. Смотрите, они пришли к нам в гости! (выходят дет, в руках — кружки с названием витаминов А, В, С и Д)

— Витамин А — витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке. Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в чёрном хлебе, в грецких орехах. Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. Есть в яйце, сыре, молоке, рыбе. Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в картофеле, чесноке, капусте, во всех ягодах и фруктах. Что ещё нам помогает сохранять здоровье? Минутку отдохнём, а потом вы мне подскажете.

5. Составление характеристики здорового человека.

  • Ребята, что же помогает нам здоровье сохранять? (спорт и закаливание).

— Спорт и закаливание — это следующие два лепестка у нашего цветка. Чтобы быть здоровым, человек должен это всё знать. Иными словами, обладать определённой культурой. Значит здоровый человек — это ещё и культурный человек (вывешивается на доску)

  • Каким должен быть человек, чтобы эти упражнения выполнять, не лениться? (Волевым)
  • Можно ли назвать человека здоровым, если у него ничего не болит, но он злой, обижает людей и животных? (Нет)
  • Мешают ли плохие мысли здоровью человека? (да)
  • Значит, здоровый человек каким ещё должен быть? (Добрым) вывешивается на доску. А у доброго человека всегда какое настроение? (Хорошее) Вот и последний наш лепесток у Цветка Здоровья — хорошее настроение

IV. Закрепление изученного материала

1. Индивидуальная работа с карточками.

— Вот и расцвёл наш Цветок Здоровья, посмотрите, какой он красивый. А чтобы этот Цветок не завял, нам ещё раз надо повторить, кто такой здоровый человек. На партах у вас лежат листочки, там написаны слова, вам надо подчеркнуть только те, которые относятся к здоровому человеку.

  • Здоровый человек — это сутулый, бледный, румяный, стройный, крепкий, неуклюжий, весёлый, грустный, грубый, ленивый, активный человек.
  • Если кто-то хочет добавить свои слова, допишите на этом же листочке.

— Мы составили характеристику здорового человека. Нарисуйте на своих карточках портрет этого человека. Конечно, все ваши портреты будут разными, но у них у всех должно быть что-то общее. Подумайте, чем ваши портреты будут похожи? ( улыбкой, осанкой, добрыми глазами, румянцем и др.)

По окончании работы учащихся, проводится выставка работ.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Для чего нужно иметь хорошее здоровье?
  • Закончите предложение: здоровье — это (хорошее самочувствие, независимость от лекарств, больше возможностей, что-то сделать и т.д.).