Формы воспитательной работы в школе. Их классификация и характеристика

Воспитательная работа в школе занимает важное место. Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях на современном этапе не является чем-то обособленным. Обособленным от учебы, от всей той жизни, которая постоянно соприкасается с каждым человеком, не исключая ребенка.

Воспитание подрастающего поколения — процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание; формирование жизненных планов школьников, подготовка к семейной жизни и др.

Для осуществления воспитания в школе необходимо решение следующих задач: определение содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Поэтому важно осознать, что сегодня надо говорить не о мероприятийной деятельности, а о воспитательной деятельности, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности, то есть процесс воспитания происходит непрерывно — в урочной и неурочной деятельности.

Подготовка учителя к занятиям по любому предмету предполагает в обязательном порядке обдумывание воспитательной направленности каждого урока. Внеурочная деятельность школьников уже всецело несет воспитательное предназначение. Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки учебных программ и проводимые школой во внеучебное время для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся.

Целью воспитательной работы в школах Республики Казахстан является воспитание патриота Казахстана; конкурентоспособной, поликультурной личности с высоким уровнем гражданского, национального, исторического самосознания, с развитым интеллектом, творческими способностями в освоении общечеловеческих ценностей; умеющего оперативно решать трудные жизненные вопросы.

В данной работе нас интересует, в каких формах проводится воспитательная работа в школе. Форма — внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов и средств, которые выбирает педагог, чтобы реализовать воспитательную цель.

4 стр., 1795 слов

Воспитательные колонии

... курсовой работы является изучение основ деятельности и воспитательно-исправительного потенциала воспитательных колоний в России. Глава 1. Воспитательные колонии в России 1.1. Порядок отбывания наказания в воспитательных колониях Воспитательные колонии ... предусмотрены только в воспитательных колониях, с тем чтобы создать ... воспитательного воздействия на них5. Вновь поступившие в воспитательную колонию ...

Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы: традиционные (классный час, беседа и подобное); нестандартные (КВН, поэтический кросс и др.); комплексные (фестиваль, например).

Объект исследования: процесс организации воспитательной работы в школе.

Предмет исследования: формы воспитательной работы, их содержание и классификация.

Цель: исследовать разнообразие форм воспитательной работы в школе.

Задачи:

  • изучить литературу по теме исследования;
  • рассмотреть теоретические основы воспитательной работы в школе и ее форм;
  • дать полное определение понятию «форма воспитательной работы»;
  • изучить классификацию форм воспитательной работы в школе;
  • охарактеризовать современные формы воспитательной работы в начальной школе.

Методы исследования: изучение научной литературы, анализ практического опыта; составление характеристики и выделение классификационных признаков.

1. Теоретические основы воспитательной работы в школе и определения ее форм

1 Сущность и направленность воспитательной работы в школе

Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Определение сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество характеризовало, исходя из своих социальных установок на стабильность.

Сегодня в педагогической литературе не найти столь по-разному определяемого термина, как «воспитание». В буквальном смысле «воспитание» — это вскармливание, питание ребенка. [1]

Рассматривая различные определения понятия «воспитание», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей:

  • целенаправленность воздействий на воспитанника;
  • социальную направленность этих воздействий;
  • создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

Необходимо отметить также некоторую двойственность понятия «воспитание» — в классической педагогике воспитание определялось в широком и узком смысле слова. В первом случае воспитание предполагало влияние на человека всех формирующих его факторов и в этом смысле отождествлялось с социализацией.

Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание — вечная категория, так как оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, его содержание и сущность меняются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями, общественными отношениями, противостоянием идеологий.

В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у ребенка систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности).

13 стр., 6365 слов

Внеклассная работа по физическому воспитанию

... школе), а также спортсмены и тренеры спортивных обществ. Кроме организации практических занятий, коллектив (кружок) физической культуры вместе с учителями, привлекает учащихся к работе по ... школы.[4] 1.4 Формы внеклассной работы 1.4.1 Прогулки, экскурсии, походы Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное и воспитательное ... укреплении детского коллектива, в воспитании чувства дружбы и ...

В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, т.е. включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Процесс воспитания не охватывает всевозможные влияния на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка.

Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на учащихся предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как регулирование основных отношений в обществе. Оно должно способствовать самореализации человека, достижению идеалов, культивируемых в обществе. Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и они присваиваются индивидом в процессе воспитания.

Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида социальный вектор. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности. Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности.

В своем единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.[2]

По мнению Л.И.Новиковой, большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура, включающая в себя цели. Ее деятельность обеспечивает их реализацию, создает среду системы и обеспечивает управление ею.

«С одной стороны, она — система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в- окружающую среду, через ее отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения)».

Педагоги школы осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность, способствующую решению воспитательных задач. Эта деятельность не ограничивается воздействием на ученика. Она предполагает как учет особенностей окружающей ребенка среды, так и активное воздействие на эту среду. Когда речь идет о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эта педагогическая деятельность называется воспитательной работой.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся и предусматривает также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка.

Целью воспитательной работы школы является создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального и валеологического подхода, организации КТД во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы. При планировании воспитательной работы на новый учебный год педагогический коллектив школы опирается на поставленные цели и задачи, традиции школы, особенности педагогического коллектива, интересы и потребности учащихся и родителей.

11 стр., 5158 слов

Внеурочная деятельность как средство развития познавательного ...

... том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. В сфере школьного воспитания и социализации имеет ...

Направления и условия воспитательной работы в школе

  • формирование воспитательного пространства, целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, обеспечение единства его важнейших составляющих — воспитания и обучения, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
  • определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учётом конкретных возможностей и специфики каждого ОУ;
  • организация всестороннего изучения детей, их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых механизмов наблюдения за учащихся,
  • сохранение и анализ полученной информации (социальной, психолого-педагогической, медицинской);
  • повышение роли психолого-педагогической службы в формировании классного коллектива, индивидуальных занятий с уч-ся, проведения профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;
  • обеспечение вариативности воспитательной системы, обновление педагогических и психологических технологий;
  • усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание обществоведческих материалов, помогающих детям понять себя, мотивы своего поведения, проектировать свою жизнь;
  • достижение реальной индивидуализации содержания, методов и форм образовательной деятельности, её открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приёмов учебной и внешкольной работы, развивающей творческие интересы и способности детской личности;
  • планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального компонента;
  • ориентация детей на общеловеческие ценности, охватывающие основные компоненты жизнедеятельности и развития личности и образующие основу воспитания;
  • активное использование воспитательного потенциала ОУ для формирования у детей высоких гражданских качеств, патриотизма, любви к Отечеству, семье, уважения к согражданам;
  • воспитание в духе демократии, свободы, личного достоинства;
  • развитие школьного самоуправления, участие детей в деятельности различных творческих объединений;
  • эстетизация ОУ, жизнедеятельности детей, создание условий для их самовыражения в художественной деятельности, различной клубной и досуговой деятельности;
  • закрепление в штатном расписании школы должности психолога, соц.

педагога, медика, специалистов, обеспечивающих развитие системы дополнительного образования детей, развитие и совершенствование института классных руководителей;

  • создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских объединений, активизация деятельности родительских комитетов, советов.[3]

«Любая воспитательная работа, по мнению Таланчук Н.М., должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, т.е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива».

14 стр., 6852 слов

Кружковая работа младших школьников как форма внеурочной деятельности ...

... вовлечь детей в общественно-полезную деятельность по охране природы. Внеклассная работа позволяет соединять познавательное и занимательное и овладевать прочными знаниями. Как известно, ... природы. Задачами курсовой работы являются: - изучение литературы по теме исследования; - раскрытие основных понятий данной проблемы, изучение наиболее распространенных форм внеклассной работы по «Окружающему ...

Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:

  • изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;
  • программирование воспитательных воздействий;
  • реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;
  • анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:

  • сплочение коллектива;
  • формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;
  • развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:

  • социальная помощь семье;
  • взаимодействие с педагогическим коллективом;
  • коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
  • нейтрализация негативных воздействий социума;
  • взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

В воспитательной работе основное место занимает деятельность педагога, который реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т.п.

Воспитательная работа является важнейшим компонентом воспитательного процесса, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна актуальной педагогической ситуации, зависит успех педагогической деятельности школы.[4]

Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание — высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.

Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой , в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает педагогу ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности. как сейчас говорят.

Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу, для этого важно понимание, в каких формах ее возможно проводить.[5]

2 Понятие «форма воспитательной работы» в педагогической литературе

воспитательный работа школа начальный

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы.

В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т. п.

Говоря о форме воспитательной работы, прежде всего имеется в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.[6]

Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.).

Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Как считает В.С. Безрукова, педагогическая форма — это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Но организация, по мнению большинства педагогов, не единственная функция формы.

Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса.[7]

Форма по своей сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу. Примером этого является трансформация конкурсов веселых и находчивых «Что, где, когда» в конкурсы по предметам, в конкурсы профессионального мастерства и т.п. В связи с этим следует говорить о непротиворечивости формы и содержания, а не об их единстве.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собрать такую коллекцию не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми.

Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников.

Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

Составим следующую схему (в соответствии с рисунком.1):

Рисунок 1. Форма воспитательной работы

Итак, форма воспитательной работы — это ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.

1.3 Классификация форм воспитательной работы

Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы, количество которых трудно исчисляемо. Для систематизации необходима классификация форм воспитательной работы.

Предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы предполагает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.[9]

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие.

Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В.С.Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Впоследствии сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие.

Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы.

Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников.

Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продолжительны эти отношения, сколько времени говорит педагог и сколько ученик, как часто используется в воспитательной работе данная форма.

По времени проведения все формы можно разделить на:

  • кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
  • продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
  • традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.[10]

Можно различать формы по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая:

  • организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
  • деятельность организуется на основе сотрудничества;
  • инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на

результатом является информационный обмен;

  • результатом является выработка общего решения (мнения);
  • результатом является общественно значимый продукт.

По количеству участников формы могут быть:

  • индивидуальные (воспитатель — воспитанник);
  • групповые (воспитатель — группа детей);
  • массовые (воспитатель — несколько групп, классов).

Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Так, например, школьный кооператив — одна из комплексных форм трудовой деятельности, включающая в себя индивидуальные, групповые и коллективные формы воспитательной работы.

Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в нашей школе была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, позволяют пережить счастливые минуты единения. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.[11]

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Выделяют пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические. Все они с успехом применяются педагогами нашей школы.

Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и т.д. главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п. мудро поступают классные руководители, когда организуя деятельность школьников, предусматривают моменты молчания. Например, в походе, во время привала, ученики отдыхают, глядя в небо и слушая все вместе и одновременно каждый в одиночестве классическую музыку. Это и есть момент обогащающего молчания.

Трудовые формы внеурочной работы. Это разные виды работ в школе от ежедневного дежурства по классу до ремонта школы, разбивки цветников и ухода за ними, ухода с памятниками и т. д. это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник или праздник.

Игровые (досуговые) формы работы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особое внимание на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.[12]

1.4 Пути создания новых форм воспитательной работы

Итак, формы воспитательной работы не поддаются точному подсчету. Зачастую выделяют «старые, традиционные» и «нетрадиционные или обновленные». Выделим пути обновления так называемых «старых» форм:

Во-первых, это избегание банальностей, тщательный отбор тематики мероприятий, чтобы она была актуальна для детей.

Во-вторых, это поиск оригинальных методических решений при использовании «старой» формы (например, провести празднование Нового года у живой елочки в зимнем лесу).

В-третьих, вовлечение учащихся в разработку и проведение мероприятия сделает его творческим и увлекательным для детей (даже если нам самим оно таковым не покажется, но свое мнение мы можем оставить при себе).

Наконец, в-четвертых, возможно моделирование комплексных форм воспитательной работы (фестивалей, конференций, форумов).

Ведь они могут включать в себя различные композиции привычных нам простых форм работы.

Существует несколько путей создания новых форм воспитательной работы. Приведем примеры некоторых из них: комбинирование нескольких форм в одной; перенос форм из одной отрасли в другую; модифицирование известных организационных действий; внесение в воспитательные формы нового содержания. Разработанные пути позволили нам разработать модель создания новых форм (таблица 1).

Таблица 1.

Модель создания новых форм воспитательной работы (ВР)

Типы форм ВР

Комбинированные формы воспитательной работы

Формы воспитательной работы, которые переносятся из других отраслей

Совершенствующие (модификационные) формы воспитательной работы

Формы воспитательной работы, имеющие новое содержание

Пути создания форм ВР

В основе данного способа лежит создание новых форм воспитательной работы в результате сочетания (соединения) нескольких уже известных форм

Создаются в значительной степени стихийно и чаще происходят на эмпирической основе. Так, организационные формы психологической работы могут включаться в педагогический процесс

За основу берется уже всем известная форма и совершенствуется за счет того, что вносится что-либо новое, оригинальное, необычное. В результате данная форма воспринимается как новая

Создаются в результате организации игр, КТД, мероприятий и др., имеющих новое содержание, новую информацию. В процессе их проведения каждый ребенок оказывается в условиях современной жизни

Примеры форм ВР

Психологический классный час «Кодекс чести класса», Тренинг для учащихся 4-го класса «Скоро я стану пятиклассником»; экскурсия в лес «Конкурс лесных репортажей»

Игры «Корзина грецких орехов», «Необитаемый остров», «Полет на Луну»; тренинги; драматизации; деловые игры; исследования.

«Мыльная феерия»; «Аукцион талантов»; «Тропа испытаний»; «Воздушный хоккей»; «Собиратели дождя»; «Прогулки на Фудзияму»

Игра «Шоу-бизнес»; «Конкурс лесных репортажей»; «Семья — семь Я»; «Кис-пресс»; «Синема»; «Выбор молодых»

Проведение внеклассных мероприятий, игр, классных часов и других форм воспитательной работы с включением в них новых современных элементов улучшает межличностные отношения в классном коллективе, способствует развитию важнейших коммуникативных, организаторских умений. Непосредственно подготовка к воспитательному делу воспитывает доброжелательное отношение к своим товарищам, развивает взаимовыручку.

Использование новых форм воспитательной работы позволяет педагогу повысить эффективность педагогического процесса, является важнейшим условием формирования таких качеств, как уверенности в себе, целеустремленности, выдержки, терпения настойчивости, а так же формирует в детях ответственность, инициативность, самостоятельность. Новые формы воспитательной работы вызывают интерес у детей к мероприятию и повышают их активность. В итоге усиливается мотивация поведения, и формируются навыки деятельности младших школьников.

Для применения новых форм воспитательной работы требуется их поиск и внедрение в воспитательный процесс. Можно прибегнуть к совершенствованию известных форм (при этом появляется тот или иной уровень новизны) и внедрению их в воспитательный процесс. Для этого мы предлагаем воспользоваться разработанной нами моделью создания новых форм воспитательной работы.

2. Характеристика некоторых форм воспитательной работы, используемых в практике начальной школы

1 Обобщенная характеристика форм воспитательной работы

Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все формы воспитательной работы. Отметим лишь некоторые из них, действующие во всех видах совместной деятельности педагогов школы и учащихся, которые являются наиболее распространенными:

  • традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;
  • дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
  • национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;
  • телевизионные: “Тема”, “Счастливый случай”, “КВН”;
  • коллективно творческие дела: эстафета “Ромашка”, кольцовка;
  • нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;
  • импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.[15]

Форму воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации — главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).

Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

словесно — логические

образно — художественные

трудовые

игровые

психологические

Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.

Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше.

Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок — концерты, дискотеки, “тусовки” неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.[16]

Положительно воздействует на детей совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые формы воспитательной работы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Для успеха дела при использовании различных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу).

На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку, но перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллективных дел.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм влияние его на детей более заметно, так как на него в большей мере обращено внимание школьников. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.[17]

К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся.

Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого, наличия дружбы и взаимопомощи в большом (классном) коллективе ребят. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей или музеев, встреча с интересными людьми, — участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, чувство полезности для коллектива служит важным средством сплочения коллектива класса, кружка или клуба по интересам.

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, науки и др. Праздники могут быть и познавательно-развлекательными или фольклорными. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор детей и подростков, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества.

Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. В последнее время стало популярным проводить интеллектуальные конкурсы и олимпиады, малые научно-практические конференции среди учащихся 2-4 классов. Такие мероприятия стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с проведением конкурсов или смотров обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки, изобретения, проекты и др. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Их цель — вовлечь наибольшее количество детей с отбором наиболее талантливых и одарённых.

Наиболее распространённой и доступной формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности как классного руководителя, так и всего учебного заведения.

2.2 Исследование обновленных форм воспитательной работы в начальной школе

Покажем исходные формы воспитательной работы, которые содержат элементы новизны, оригинальности и вносят данную составляющую в воспитательную работу с младшими школьниками.

Аукцион талантов. Данная деловая игра моделирует экономическую деятельность. В качестве продаваемой вещи может быть настоящий ценный приз (кукла, торт, билет в кино) или приз шуточный, но памятный: пуговица от костюма директора школы, шарж. Расплачиваться за право получить этот приз придется своими талантами. Ребята могут петь, танцевать, читать или показывать какие-нибудь трюки. За представление им выплачиваются «необычные деньги». Покупает вещь тот, кто больше сможет за нее заплатить этих денег.

Веселый экзамен, или азбука человеческих знаний. Экзамен чаще всего сдают индивидуально, в исключительных случаях — коллективно. Необходимо приготовить красивые экзаменационные билеты, на которых написано только одно слово, например, помидор, компьютер, НЛО. Учащиеся готовят выступление о данном предмете. В ответе могут присутствовать как научные факты, так и стихи, песни, разыгрывания. Награда предполагается так же «веселая». Вместо отметки «отлично» могут быть выданы 5 конфет.

Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Эта форма работы позволяет ребятам и взрослым в живой, непринужденной обстановке обмениваться своими знаниями, мнениями, догадками. Она учит ставить вопросы, доказывать и опровергать, вести коллективный поиск истины, мобилизуя знания, полученные из разных источников. Вот несколько тем:

1. Есть ли жизнь внутри Земли?

2. Какими будут города и села в будущем?

  • Возможна ли передача мыслей, чувств, приказов на расстоянии?

Воздушный хоккей. При игре в воздушный хоккей остаются те же самые правила, что и в настоящем хоккее. Вместо настоящих клюшек будут играть маленькими пластмассовыми, а вместо шайбы будет воздушный шарик. Таймы будут продолжаться по 10 минут. Создайте 2 команды, которые придумают интересные названия. Игрокам нельзя трогать шарик руками и ногами, нельзя играть за пределами площадки, нельзя использовать силовые приемы. За это последует удаление с поля на одну минуту. Пригласите веселого комментатора и приготовьте приз победителю.

Защита сумасбродных проектов. Группы детей создают собственные проекты, которые нужно придумать, разрекламировать и т.д. Проблемы для проектов могут быть на первый взгляд нелепыми, например, «замена городских автобусов на дирижабли», «Изъятие из русского алфавита буквы «Ы». Дети не боятся выдвигать самые смешные, неординарные и экстравагантные идеи. Жюри оценивает оригинальность, умение аргументировано защищать свои идеи.

Кис-пресс. «Кис-пресс» — это газета для кошек. Именно для кошек, а не про кошек. Разницу можно определить уже по названиям рубрик. В газетах про кошек пишут, чем кошек кормить, чтобы у них лучше была шерсть, о том, как уберечь мебель от кошачьих когтей и т.д. В газете для кошек можно открыть следующие рубрики.

1. «Кетленд» (рассказы о международных событиях).

2. «Муртервью» (интервью со знаменитыми кошками).

  • «Кошкономика» (заметки об экономических проблемах).

  • «От котюр» (новости высокой моды).

В отличие от обычных газет, информация в «Кис — пресс» подается от имени самих кошек. Корреспонденты смотрят на мир кошачьими глазами.

Так классической, традиционной формой внеклассной работы является классный час. В программе отмечается, что даже такую форму можно усовершенствовать, внося в нее вышеприведенные элементы.

В 4 классе предлагается провести классное собрание на темы «Дежурство учащихся по школе и по классу», «Наши читательские умения», «Наш класс в жизни школы». Эти собрания являются классическими, но стоит внести в них, что-то новое, оригинальное и данное мероприятие воспринимается иначе. Так на собрании «Наш класс в жизни школы» ребята создают портретную галерею «Герои нашего класса». Учащиеся пишут самохарактеристику и рисуют автопортрет. На собрании, где подводятся итоги дежурства, ребята выпускают газету, в которой запечатлено мнение класса о своем дежурстве и мнение школы о выполненном поручении. Коллективно создается редколлегия: оформители, журналисты, корреспонденты. К концу дежурства совместными усилиями выпускается газета.

В начальной школе непросто провести нравственный классный час. Ребятам трудно выслушивать нравственные назидания. В программе представлены нравственные классные часы на темы: «Я люблю, ты любишь, мы любим», «Мои мечты, мои желания». «От улыбки хмурый день светлей». Ребята заранее изготовляют коллаж улыбок звезд и фотомоделей. В ходе мероприятия работает группа над сочинением «Улыбчивые истории». Все истории, написанные ребятами, помещаются на коллаж с улыбками. Часть детей готовится к защите фантастических проектов «Земля без улыбки. Во что она превратится?»

Одной из форм воспитательной работы с детским коллективом является информационный час. В начальной школе он должен расширять кругозор детей, знакомить их с газетами, журналами, формировать пытливость ума. В программу вошли следующие информационные часы: «Газета нашей школы. Что в ней можно прочитать?», «Это интересно знать». Ребятам предлагается найти ответы на

Когда впервые появился карандаш? На чем писали люди до появления бумаги? Какими будут города и села в будущем? Существует ли снежный человек? В качестве примера приведем сценарий «Конкурса лесных репортажей» (см. Приложение)

Применение новых форм воспитательной работы, требует от учителя большей подготовки, но с приобретением опыта проведения мероприятия с элементами новизны, на его разработку времени будет тратиться меньше. Выбор новых форм воспитательной работы должен быть обусловлен выбором целей и задач и условиями учебно-воспитательного процесса.

Теперь рассмотрим чуть подробнее каждое из предлагаемых нами комплексных мероприятий.

Фестиваль (франц. festival — празднество, от лат. festivus — веселый, праздничный), массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театр, кино, эстрады.

Во-первых, это большой общий праздник, на который собираются все и который может длиться один или несколько дней. Во-вторых, фестиваль — стимул к дальнейшему динамичному развитию, запуск нового содержательного этапа. Среди участников инициируется творчество, рождение новых идей. В-третьих, фестиваль содействует активному взаимодействию всех участников. Это возможность продемонстрировать свои достижения и увидеть достижения и «лицо» других объединений. Наконец, в-четвертых, это яркое эмоциональное событие, где все участники заряжают друг друга энергией, позитивным

Важной составляющей фестиваля является его Открытие — яркий запуск и Закрытие — своеобразная эмоциональная и содержательная точка. Эмоциональная линия события предполагает развитие по нарастающей, может обладать несколькими пиками, но самыми высокими из них должны быть открытие и закрытие. Причем эмоциональный накал закрытия превосходит атмосферу открытия. Именно открытие и закрытие задают атмосферу праздника. Следовательно, площадка для их проведения должна вместить всех желающих, яркость и содержательность музыкального и художественного оформления позволит создать необходимый настрой. Все выступления участников требуют качественной подготовки, здесь же предполагается произнесение приветственных и поздравительных речей. Особой задачей открытия является ориентирование участников в предстоящем событии, для чего оглашается расписание и режим работы в течение фестиваля, представляются площадки и участники мероприятий. Открытие и закрытие могут проходить в форме линейки, торжественного собрания, шествия, шоу-программы.

Следующий важный компонент фестиваля — работа демонстрационных площадок, где учащиеся, а также учащиеся и педагоги или учащиеся и родители могут представить результаты своего социального, художественного, научного творчества. Оптимальными для этого формами могут стать выставки, мастер-классы, презентации.

Несмотря на то, что фестиваль в первую очередь предполагает демонстрацию достижений, а не соревнование участников, весьма важны мероприятия, имеющие конкурсную основу. Конкурс может проходить между отдельными участниками, творческими группами. Конкурс позволяет педагогам неголословно транслировать нормы и стандарты деятельности. В этом смысле важно участие учителей в подобных мероприятиях, однако, за рамками конкурсной программы. Их особая миссия состоит в демонстрации образцов.

Награждение участников является не только важной составляющей фестиваля, но и его отличительной чертой. Праздничный характер события предполагает, что «подарками» должны быть охвачены все его участники. В этом случае система призовых мест должна быть заменена системой номинаций. Тогда жюри и организаторам удастся подчеркнуть достоинства каждого выступления, каждого участникам.

Еще один участник воспитательного события — это гости. Гостями могут стать родители и другие родственники (бабушки и дедушки, братья и сестры и т.д.), учителя-предметники и администрация учреждения, учащиеся младших классов, учащиеся другой школы или учреждения дополнительного образования, с кем дружит классный коллектив и т.д. Гости могут не только присутствовать на мероприятиях, но и принимать активное участие в них (например, в качестве членов жюри).

Наличие гостей на фестивале подтверждает тот факт, что класс, школа открыты для сотрудничества.

Воспитательное событие предполагает активное использование символики воспитательной организации: а) в художественном оформлении праздника и оформлении призов может использоваться эмблема; б) на мероприятиях может выноситься флаг, исполняться гимн и другие песни, наделенные особым значением для участников; в) участники могут носить особую форму; г) на мероприятиях могут звучать традиционные слоганы и лозунги.

Также в рамках фестиваля возможна организация клубных мероприятий, ведь у участников возникает желание просто пообщаться друг с другом, повеселиться и отдохнуть. Такие моменты могут быть организованы с помощью чаепитий, капустников, вечеров песни или вечеров общения. Возможен даже просто совместный поход на какой-то тематический фильм или в театр. Отличительным моментом здесь будет отсутствие жесткой организации, хотя каждый клубный вечер должен иметь свою программу.

Важным моментом, о котором нередко забывают организаторы внеурочной деятельности, является оформление итогов праздника. Оно создает некий шлейф последействия по завершению праздника: обмена впечатлениями о произошедшем, осмысления достижений, рождения новых идей. Итоги праздника могут быть оформлены в виде стенда, газеты. Продуктивной формой является коллективный просмотр видеозаписей праздника.

Конференцию и форум как комплексные формы мы охарактеризуем менее полно, поскольку ряд общих моментов (открытие и закрытие, участие гостей, конкурсные программы и прочее) сохраняется при изменении общего контекста.

Конференция (позднелат. conferentia, от лат. — confero — собираю) — съезд, совещание, собрание членов каких-либо организаций, представителей организаций или государств, ученых. В школе, классе конференция может стать местом представления учащимися своих учебных достижений, результатов индивидуальных исследовательских и проектных работ, обсуждения «спорных» вопросов современной науки и техники. Наиболее сообразна конференция для лицейской модели образования.

Элементами конференции могут стать пленарные заседания, работа секций, конкурсы работ, проблемные «круглые столы», выставки-экспозиции, презентации проектов, представление сборников работ, мастер-классы и мастерские. Кроме того, как мы уже говорили ранее, возможны и мини-олимпиады, интеллектуальные игры и викторины совместно с родителями, увлекательные лабораторные работы, конкурсы для креативных групп и ученических конструкторских бюро и многое другое.

Для младших школьников конференция может представлять собой представление своих учебных и творческих работ. Для учащихся средней школы это, кроме того, возможность содержательной самопрезентации и самореализации. Для учащихся старших классов (в том числе 8-9-х классов) конференция может стать пространством для исследовательского поиска на доступном уровне. Проблематика такой конференции может касаться как научных, так и социальных проблем. Она определяется заранее для того, чтобы участники познакомились с актуальными социальными проблемами в соответствующей сфере, подготовили доклады. В процессе обсуждения проблем предлагаются различные варианты решений. По итогам конференции выносится решение, разрабатывается проект деятельности в данном направлении на определенное время. Он предполагает определение общей стратегии и комплекса проектов, позволяющих реализовать решения ученической конференции в практике.

Форум (лат. forum) — в городах древнего Рима главная городская площадь — рынок и центр политической жизни. В переносном значении — центр, средоточие чего-либо (выступлений, высказываний и т.д.), широкое, представительное собрание.

Форум становится не только делом класса или школы, но и микрорайона, в котором находится школа, а возможно, что и села, города. Разумеется, в форуме принимают участие все субъекты образовательного процесса, однако на доступном им уровне. Например, для учащихся младших классов он может включать небольшие трудовые и творческие акции, а для старшеклассников и педагогов — проведение круглых столов и дискуссий.

Форум как наиболее «широкая» форма кроме элементов конференции и фестиваля может включать следующие особенные составляющие: работа тематических демонстрационных и интерактивных площадок, проведение встреч и переговоров, создание новых / изменение существующих структур, процедура выработки и принятия официального решения, рекомендаций форума. На форуме возможна организация круглых столов и переговорных площадок с представителями власти, бизнеса, родительскими комитетами, общественными организациями.

Тематика форума определяется одной проблемой — той, с которой в первую очередь связывается миссия воспитательной организации. Разумеется, ключевой вопрос может быть разбит на более локальные проблемы, которые будут обсуждаться. При подготовке к форуму создается общий проект решения актуальной проблемы и схема необходимой для этого организационной структуры. В ходе форума проект обсуждается, вносятся дополнения, изменения в исходные документы. По завершению форума участники выносят ряд решений, на основе которых разрабатывается комплекс проектов. Для воплощения этих решений создаются инициативные группы. Кроме того, осуществляется информирование местного сообщества с помощью СМИ. Результатом форума становятся принятые участниками идеи дел и планы действий, договоренности о партнерстве и сотрудничестве, обращения к жителям микрорайона, города.

Таким образом, комплексные формы воспитательной работы позволяют объединить усилия педагогов, детей, родителей и других заинтересованных участников, наполнить из жизнь целостными, яркими событиями, воплотить в реальность творческий подход и одновременно сберечь силы педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми.

Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников.

Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

Любая форма воспитательной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся или взрослые, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Мы считаем, что особенно целесообразным представляется использование комплексных форм. Дело в том, что жизнь класса и школы часто оказывается насыщена мелкими мероприятиями, которые проходят чуть не каждый день и весьма утомляют как детей, так и взрослых. Эффективность такой «педагогики мероприятий» представляется весьма сомнительной. В то время как в теории воспитательных систем (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова и др.) давно уделяется существенное внимание идее событийности и повседневности в практике воспитательной работы. Именно разумное сочетание нечастых воспитательных событий и спокойных повседневных дел, предполагающих подготовку к событиям и отдых после праздников, задает ритм жизни школы. Представляется продуктивным создание цикла воспитательных событий — ключевых дел. Такой цикл школьных ключевых дел поможет упорядочить внеучебную жизнь всех учащихся и педагогов. Однако представляется целесообразным создание цикла ключевых дел и для одного класса. Тогда классный руководитель сможет упорядочить свою работу, объединить множество мелких и порой неэффективных мероприятий в несколько воспитательных событий.

Ключевое дело предполагает коллективный характер организации деятельности, направлено на реализацию содержания воспитания, сообразного целям и культуре воспитательной организации. Число ключевых дел не должно быть большим — всего 6-8 воспитательных событий.

Разработка цикла воспитательных событий должна осуществляться с учетом ряда идей. Во-первых, важно связать содержание и тематику воспитательного события с содержанием обучения школьников. Предположим, в течение четверти (полугодия или года) учащиеся выполняли мини-исследования по биологии, творческие работы по географии, писали сочинения и эссе по литературе и т.д. Так почему бы нам не провести совместно с учителями-предметниками конференцию для класса, где каждый сможет продемонстрировать свои достижения? Кроме того, в рамках этой конференции могут быть проведены мини-олимпиады, интеллектуальные игры совместно с родителями, увлекательные опытные работы и прочие дела.

Во-вторых, при отборе дел необходимо как опираться на существующие традиции, сложившуюся официальную и неофициальную субкультуру, так и внедрять новое содержание и способы взаимодействия. То есть совершенно не обязательно каждый год придумывать новый цикл дел. Сами ключевые дела могут повторяться год за годом, а вот их содержание и внутренние конструкты могут каждый раз изменяться.

В-третьих, педагогу необходимо предусмотреть наличие конкретных ролей и функций в рамках воспитательного события для каждого его участника (каждого школьника в классе, родителя, учителей-предметников, самого классного руководителя, возможно, приглашенных гостей и администрации).

То есть событие должно состояться для каждого и обеспечить необходимые воспитательные эффекты. Тогда не придется организовывать ряд мероприятий для каждой категории участников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sovremennyie-formyi-vospitatelnoy-rabotyi-kursovaya/

1. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. — М.: Владос, 2003

2. Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

  • Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос-Пресс, 2005.
  • Волков Б.С.

Младший школьник: Как помочь ему учиться. — М.: Академический Проект, 2004.

5. Горбачева Л.Г. Словарь современных форм воспитательной работы // Воспитание школьников. — 2001. — № 8. — С. 20-27.

6. Гроголь Н.В. Игровая педагогика как средство воспитания в урочное и неурочное время // Білім берудегі менеджмент. Менеджмент в образовании. — 2005. — № 2. — С. 170-177.

7. Дик Н.Ф.. Работаем по-новому. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

8. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07 2007г. № 319-III

  • Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. — М., 1993.

10. Каражигитова Т.А. Личностно — ориентированное обучение — современный подход к реализации в практике работы школ // Білім берудегі менеджмент- 2005. — № 2. — С. 193-196.

11. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! — М.: Новая школа, 1996.

12. Концепция развития образования РК до 2015 года. // Казахстанская правда от 26.12.2003.

13. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. — М., 2001.

14. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научной трактовки. — Новосибирск: НГПИ, 2001

15. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. -М., 2005.

16. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. — М., 2001.

17. Побежимова З.А. Комплекс игр и упражнений по развитию художественно-коммуникативных способностей учащихся: Учебно-методическое пособие /З.А. Побежимова; Мин-во образования и науки РФ; Орен. гос. пед. ун-т — Оренбург: изд-во ОГПУ, 2005. — 28 с.

  • Степанов Е.Н.. Воспитательный процесс: изучение эффективности. — М.: Просвещение, 2011.
  • Таланчук Н.

М. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения: Вопросы теории. — М.: АРС, 2007.

  • Титова Е. В. Если знать, как действовать. — М.: Просвещение, 1993.

Приложение

Конкурс лесных репортажей

Форма: экскурсия.

Цель: показать богатство и красоту леса; дать начальное представление об охране окружающей среды.

Задачи: формировать ответственное отношение к окружающей среде;

Развивать воображение, наблюдательность

Воспитывать умение вести себя в лесу в соответствии с нормами.

Возраст: 10-11 лет

Место проведения: лесная поляна.

Ход мероприятия

Проводится предварительная работа с детьми во время беседы «Как нужно вести себя в лесу».

Мы пришли с вами на эту замечательную опушку не спроста. Посмотрите вокруг, как здесь красиво, как легко дышится. Принюхайтесь к запаху леса.

А сейчас садитесь в кружок на лужок и послушайте такую загадку:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (Лес)

А вы загадки о лесе или о тех, кого мы можем встретить в лесу, знаете? Загадайте.

Любите ли вы бывать в лесу, ребята? Почему?

А кто из вас видел в лесу медведя?

Да, действительно, сейчас не только медведя, но не встретишься в лесу «лицом к лицу» с зайчишкой, лисой, с белкой и с каждым годом зверей и птиц становится все меньше и меньше.

Ребята, а что вы знаете о красной книге?

Нередко и взрослые и дети, когда идут в лес портят все, к чему прикасаются: ножиком надрезают кору на дереве, оставляют после себя кучи мусора, который разносится ветром, в речки бросают банки, стекло.

А вы, ребята, знаете как себя нужно вести в лесу?

И если мы будем хорошо себя вести, то лес откроет перед нами все тайны.

Ребята, а вы умеете слушать лес? Однажды мальчик пошел в лес послушать пенье птиц, шелест листвы. Мальчик, когда пришел домой, написал стихотворение:

Гога по лесу ходил,

Гога лесу говорил:

Покажи мне птичек,

Пеночек, синичек.

Гога рот свой закрывал,

Тихо, тихо он шагал…

И запели птички —

Пеночки, синички!

Ребятки, если мы научимся слушать лес, видеть его чудеса, если мы с ним подружимся, то лес станет самым лучшим нашим другом. А для этого нужно быть добрым и по доброму относится ко всему, что в лесу живет и растет. Это нужно помнить всегда.

Недавно мы с вами говорили о том, что такое репортаж с места событий.

Его готовят для информационной передачи специальные бригады журналистов и операторов. Сегодня я предлагаю вам попробовать свои силы в репортерском деле. Итак объявляется конкурс на лучший репортаж из леса.

Мы с вами уже говорили о том, что нужно знать некоторые секреты репортерского дела. Давайте их вспомним:

  • Нужно найти интересную тему для репортажа. Ее нетрудно придумать, еще лучше взять из жизни.
  • Нужно определить жанр репортажа. Это может быть простое информационное сообщение, а может журналистское расследование, интервью со знаменитой личностью с последующим комментарием.
  • Для успеха репортажа нужно составить яркий и оригинальный текст. В нем можно использовать специальные термины и характерные выражения, используемые журналистами.

Сейчас я предлагаю вам погулять по лесу и поискать возможные темы для репортажа, можно разделиться на подгруппы по 2-3 человека. (Учитель помогает детям сформулировать темы: «Заготовка на зиму нового урожая шишек», «Муравьиное новоселье в районе березового пня», «К норе крота ведут таинственные следы», «Рок концерт городских ворон над еловыми зарослями».

Вторая часть мероприятия заключается в следующем. Нужно выбрать обаятельного ведущего. Когда все репортажи будут приготовлены, можно начинать сам конкурс. Он может проходить в виде программы «Время» или ТСН или любой другой телевизионной передачи. Ведущий усаживается за стол, устанавливаются микрофоны и начинается веселое общение с аудиторией зрителей, занимательный обзор лесных, полевых, речных событий. Ведущий подводит свою речь к первому репортажу и со словами «передают наши корреспонденты» предоставляет слово первой журналисткой бригаде. В конце всей передачи передается как всегда прогноз погоды и ведущий прощается со зрителями.