Cоциальный туризм

Туризм рассматривается как одна из доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.

В настоящее время на долю международного туризма приходится 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта 1 .

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, способствует гармонизации отношений между странами и народами, заставляет власть, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Путешествия, экскурсии, другие виды занятий туризмом – это широкая сфера реализации конституционных прав российских граждан: на отдых и свободу передвижения, на восстановление и укрепление здоровья, на пользование учреждениями культуры и доступ к культурному, природному наследию, на познание и свободное получение информации, на социальную защиту. Конституция РФ указывает, что Россия является социальным государством (ст. 7) 2 .

Туризм — сложная, многосторонняя социально-экономическая система, которая имеет ряд составляющих, находящихся в органическом единстве 3 . Туризм — экономическая категория, форма предпринимательской деятельности, бизнеса, отрасль рыночной экономики. Однако при этом туризм имеет другую, социальную составляющую, является социальной категорией. Эти стороны – составляющие туризма, органически взаимосвязаны, предполагают друг друга, и не могут быть противопоставлены друг другу.

Туризм как категория бизнеса прежде всего связана с предложением туристских услуг, их производством и реализацией. Но предложение товаров, услуг не существует само по себе, в отрыве от спроса на них, который неразрывно связан с потребностями, доходами населения, их структурой, продолжительностью отпуска, социальными выплатами государства. В этом иная, социальная составляющая туризма.

13 стр., 6262 слов

Благосостояние населения и социальная политика Российской Федерации

... и благосостояния российского населения; Выявление современных социальных проблем; Исходя их результатов анализа уровня и качества жизни российского населения, выявить возможные перспективы и приоритетные направления развития социальной политики в Российской Федерации; Предметом исследования являются благосостояние и социальная политика, ...

Предложение туристских услуг не может существовать без спроса, следовательно, туризм как экономическая категория не может существовать без туризма как социальной категории, не может иметь какие-то приоритеты. Положение о туризме — прежде всего как экономической категории — в России появилось не случайно. Оно возводит в правило положение, которое сложилось в российской экономике, в том числе и в туризме, в 1990-е годы. Отечественная экономика в эти годы утратила социальную направленность, переход к рынку не имел социальной ориентации. В экономике в целом, в том числе и туризме, стали преобладать чисто коммерческие, рыночные начала.

Целью данной работы является описание проблемы социального туризма в Российской Федерации в контексте его развития как общественного, саморазвивающегося и самоуправляющегося законодательно стимулируемого туристского предпринимательства с четко обозначенными социальными ориентирами.

1. Теоретические основы социального туризма

1.1. Понятие и развитие социального туризма

В конце ХХ века, в процессе перехода к постиндустриальному обществу, в ведущих странах мира наметился переход к новому этапу развития туризма. В этот период наметился, в частности, переход от «общества рабочего времени» к «обществу свободного времени», от «рынка производителей туристских услуг» к «рынку потребителей туристских услуг» 4 . Поэтому в ведущих странах мира явно наметилось возрастание социальной стороны, социальной составляющей туризма.

В последнее время в мире осуществляются определенные инициативы в сфере социального туризма. Цель развития этой сферы — предоставление возможности наибольшему числу людей проводить отпуск внутри своей страны или за рубежом и восстанавливать здоровье и трудоспособность с минимальными затратами. В последнее время этот вид туризма становится доступен людям различных социально-профессиональных категорий. Его услугами пользуются и пожилые, и молодые люди с различными отклонениями здоровья. Социальный туризм характеризуется:

  • активным подключением разного рода социальных организаций (пенсионных фондов, трудовых советов, профсоюзов и др.);

  • разнообразием финансовой поддержки (займы с низкими процентными ставками, субсидии, налоговые льготы и др.);

  • использованием достижений в социальной сфере, повышающих уровень жизни и стандарты здравоохранения.

Современный человек стал восприимчив к новым болезням, обусловленным индустриальным развитием (метаболические болезни, нарушения кардиовестибулярного аппарата, различные психические расстройства).

Путешествия в места, отличающиеся от привычной среды обитания, отдых на курортах у моря, в горах или в сельской местности оказывают очень сильное физическое воздействие и могут вылечить или предупредить разные недуги. Групповые же поездки могут оказать социальную терапию социально изолированным людям.

Комитет присоединенных членов Всемирной туристской организации (далее – ВТО) в целях адаптации оздоровительного и социального туризма к новым потребностям индустриального общества создал рабочую группу под названием «Оздоровительный туризм», которая призвана определять программы этого вида туризма во всем мире.

10 стр., 4837 слов

Государственные социальные внебюджетные фонды

... работы составляет использованной литературы включает 24 источника. 1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов Бюджетный кодекс Российской Федерации предоставляет право создавать государственные внебюджетные фонды как фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов ...

В развитии социального туризма важное место, кроме ВТО, занимает Международное бюро социального туризма (IBST), созданное в Брюсселе в 1963 г. Оно объединяет национальные туристские организации, вовлеченные в социальный туризм в основном из индустриальных стран. Хартия этой организации, принятая на Генеральной ассамблее в Вене в 1972 г., провозгласила фундаментальные принципы социального туризма. Эти принципы в дальнейшем были отражены в Манильской декларации ВТО (1980) и Акапулькской хартии ВТО (1982).

Теоретики и практики социального туризма в странах Европы и Америки стремятся учитывать тенденции развития современной экономики, туризма, обусловленные переходом к так называемому постиндустриальному, информационному обществу (или обществу с новой экономикой).

В этом обществе существенно возрастает роль гуманизации, социологизации экономики, общественной жизни в целом.

В России проблемы организации и регулирования социального туризма, пути его совершенствования также являются предметом исследований и дискуссий (В.А.Квартальнов, И.О.Сердобольская, И.Д. Черникова, др.).

Деятельность по организации социального туризма в Российской Федерации регламентируется положениями Федерального Закона РФ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» 5 .

социальный туризм

К основным видам социального туризма относят:

  • Детско-юношеский туризм (охватывает туристско-краеведческую деятельность среди детей и подростков);

  • Самодеятельный (спортивно-оздоровительный) туризм — путешествия, осуществляемые туристами на свои средства, а также при поддержке государства и общественности, с использованием активных способов передвижения различной сложности;

  • Лечебно-оздоровительный туризм — туристские путешествия граждан остро нуждающихся в рекреации и лечении;

  • Экологический и культурно-познавательный туризм — туристские посещения памятников природы, истории и культуры, охраняемых природных территорий, туристских территорий, объектов природного и культурного наследия;

  • Семейные путешествия, туризм для молодежи и ветеранов;

  • Туризм для инвалидов, лиц с ограниченной дееспособностью;

  • Туристские поездки зарубежных соотечественников.

Поддержка социального туризма относится к приоритетным направлениям государственного регулирования туристской деятельности.

Статья 8 Федерального Закона №132 указывает на то, что отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера 7 .

Существует ряд определений, раскрывающих специфику оказания туристских услуг целевой аудитории (целевому рынку) социального туризма:

Социальный тур, Базовый стандарт доступности социального тура

Участник социального туризма

Организация социального туризма

1.2. Особенности развития социального туризма в РФ

Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последние несколько лет вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Отметим также, что современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

3 стр., 1015 слов

Роль социальной революции в общественном развитии

Таким образом, в марксизме всемерно подчеркивается прогрессивная роль социальных революций: 1) социальные революции разрешают многочисленные противоречия, медленно накапливающиеся в период эволюционного развития, открывают больший простор для прогресса производительных сил и ...

адресный социальный туризм

Организация туризма в условиях плановой экономики имела свои неоспоримые преимущества. Вся эта отрасль фактически имела ярко выраженную социальную ориентацию. Мероприятиями адресного туризма охватывались различные социальные, возрастные и профессиональные группы населения; из их числа более 3/4 получали путевки за счет средств социального страхования бесплатно или по льготной цене — 30-50% от стоимости путевки. Однако в связи с этим реализация значительной части туристского продукта выходила за пределы рыночных отношений. В условиях остаточного принципа финансирования возникали трудности с восстановлением материально-технической базы, что привело к высокой степени износа основных фондов.

В 1991г. в СССР путешествовали по стране 300 млн. туристов; в 1997г. — 15 млн. Таким образом, произошло 20-кратное сокращение. В 1991 году реализацией туристских программ внутри страны занимались 1,5 тыс. бюро путешествий и экскурсий, 1,5 млн. профсоюзных и комсомольских комитетов. Ежегодно вводилось несколько десятков новых объектов социального туризма 8 .

Среди ряда специалистов в отрасли имеет место точка зрения, что социальный туризм в России — третьеразрядный его сектор.

Растущие цены на продукты питания, транспорт, различные услуги, а также прекращение дотаций туристских учреждений и их недостаточное финансирование, скорее полное прекращение со стороны различных ведомств сделали туристские услуги недоступными для большей части населения. Внутренний туризм пришел в упадок из-за отсутствия или низкого развития туристской инфраструктуры, резко возросших цен, в особенности на транспорт, несоответствия качества ценам туристских услуг в сравнении с западными странами, плохой организацией, отсутствия условий безопасности и стабильности. Количество путешественников на внутренних маршрутах резко снизилось. Так, общее число санаториев и учреждений отдыха сократилось на 40%. Значительное сокращение в структуре средств размещения коснулось туристских баз, общее количество которых сократилось на 51%, соответственно уменьшение койко-мест произошло в среднем в 2 раза. 9

Потребности населения в активном туризме, лечебном отдыхе, культурно-познавательных мероприятиях и услугах удовлетворяются лишь на 5-6 %, в результате большая часть предприятий обслуживает туристов, выезжающих за рубеж, и, соответственно, выводящих финансовые ресурсы за границу.

В результате всего этого значительные ресурсы социального туризма оказались омертвленными, сужается география туристско-оздоровительных маршрутов, сокращается число объектов экскурсионного показа.

4 стр., 1677 слов

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в

... -патриархальный уклад, система крепостного труда и хозяйствования. Состояние сельского хозяйства. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные, и новые, ...

Все это свидетельствует о том, что многие учреждения отдыха в период рыночных преобразований не смогли приспособиться к переменам, в результате многие были закрыты и прекратили свое существование. Положение продолжает ухудшаться. Это связано и со значительным уменьшением с 2003 г. ставки налоговых платежей в фонд социального страхования, с 5,4% от фонда заработной платы до 3,6%. Вызывает беспокойство и воздействие на соответст-вующий сегмент социального туризма замена льгот многим категориям населения с 1 января 2005 г. на денежную компенсацию.

По данным английского журнала «Экономист», Россия занимает 55-е место в мире по уровню реальных доходов, 101-е место – по уровню качества жизни. 10 11 Туризм на чисто коммерческих, рыночных началах для большинства населения недоступен. Потребность населения в нормальном отдыхе, укреплении здоровья, лечении стала одной из наименее удовлетворяемых среди основных потребностей. Чтобы существенно изменить сложившееся положение, необходим подъем социального туризма.

Рекомендации ВТО, а также Международного бюро социального туризма указывают, что в национальных интересах поддерживать оптимальное соотношение 4:1. То есть на одного уезжающего путешествовать за границу должно приходиться четверо путешествующих на внутренних туристских маршрутах. Помимо прочего, это способствует улучшению условий для недорогого въездного туризма, т.е. для дополнительного притока валюты. В России же, напомнил, выступая на парламентских слушаниях, профессор И. Зорин, соотношение 1:15. На одного, отправляющегося по российскому маршруту, приходится 15 наших граждан, отбывающих в туристские поездки за рубеж. Сравнительно с оптимальным показателем — негативное расхождение в 60 раз.

не является «серьезной составляющей бизнеса», более того, «работает он плохо».

Состояние, темпы и тенденции развития туристской индустрии не в полной мере соответствуют формированию социального государства.

Государственная политика в сфере туризма предполагает прежде всего создание правовой базы, позволяющей туризму нормально функционировать как равноправной отрасли в условиях рынка.

С начала 90-х годов, по мере формирования в экономике России рыночных отношений, государство предприняло ряд попыток регулирования туристской отраслью, что выразилось в создании и принятии в ряда федеральных законов и других нормативно-правовых актов, в которых конкретизировались вопросы внутреннего туризма (в основном спортивного, экологического, а также туристских мероприятий в системе оздоровительного отдыха) 12 .

Важнейшим событием в области туризма стало принятие в 1996 г. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Данный закон имел огромное значение, так как был призван ликвидировать «белые пятна» в правовом туристском пространстве. Настоящий закон впервые определил принципы государственной политики, направленные на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, который регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ. В норме закона было заявлено, что туризм является отраслью экономики, которой придается одно из первенствующих значений; сформулированы цели и принципы государственного регулирования туристской деятельностью 13 .

Повседневная практика уже через год показала, что данный закон не может эффективно работать по причине своей несовершенности. Например, по мнению действительного члена Академии туризма М. И. Маринина, «…в российском законе нет ни целей, ни задач развития туризма, зато много декларативных и формальных статей. По сути, это не что иное, как популистские лозунги о мнимой государственной поддержке абстрактной туристской деятельности как «одной из основных отраслей экономики РФ» 14 . Кстати, этого не отрицали и сами государственные чиновники, имевшие отношение к принятию закона. Так, например, А. Соколов, возглавлявший Комитет Госдумы по туризму и спорту говорил: «Да, это пока декларация, но за эту декларацию стоило бороться. Теперь перед нами следующий этап – довести до сознания всех, от кого зависит функционирование отрасли (в том числе, к сожалению, и до высоких государственных лиц, что туризм – это серьезная и престижная сфера, которая может давать крупные и быстрые доходы в бюджет)»15 .

По существу никакого развития правовых норм и реальной поддержки (ни организационной, ни финансовой) виды туризма, объявленные федеральным законом, особенно социальный туризм, не получили. Наоборот, введение нового Налогового кодекса в 2001 г. дало ощутимые приоритеты выездному туризму, поскольку услуги, оказываемые за рубежом, налогообложению НДС не подлежат.

Предложенная в законе система государственных стандартов была разработана на основе традиций туризма доперестроечных времен и не отвечает принципам современного туризма, терминологическая и предметная база стандартов устарела. Специалисты туристского бизнеса отмечают и другие недостатки настоящего закона, которые существенно тормозят развитие этой отрасли.

Существенным недостатком Закона является и то, что он плохо защищает отечественный туристский рынок от и ностранных туристских компаний, которые создают свои представительства в нашей стране, но налогов в российский бюджет не платят, создают дополнительную конкуренцию российским турфирмам, предлагая напрямую свой турпродукт по более низким ценам. Такое положение может значительно усугубиться, если Россия вступит в ВТО (Всемирную Торговую Организацию), когда некоторые нормативные акты этой организации будут распространяться и на нашу страну, как это принято в международной практике.

Данный закон нуждается в серьезной доработке и существенных дополнениях. Многие специалисты считают, что Закон «Об основах туристской деятельности…» не может быть основополагающим, и следует разработать и принять новый Закон «О развитии туризма в Российской Федерации», в котором будут четко сформулированы цели и задачи пути развития туризма как сложного межотраслевого социально-экономического комплекса, в котором участвуют все отрасли экономики страны и многомиллионные массы российских и иностранных граждан 16 .

2. Анализ развития социального туризма

Согласно предварительным данным в России действуют более 24 тыс. туристских предприятий 17 .

После известного кризиса 1998 года, серьезно ударившего по всем сферам экономики, в том числе и по туристической отрасли, в Российской Федерации насчитывалось 9,2 тыс. курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров – 398,5 тыс. и вместимостью 1 143 тыс. мест, из них около 40% приходилось на гостиничные средства размещения. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составлял 36%.

В 2000 году гостиницы России обслужили 16,6 млн. граждан страны, санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха — 8,5 млн. чел. 18 Всего в Российской Федерации в 2000 г. насчитывалось 9,1 тысячи курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров — 472,1 тысячи и вместимостью 1100 тысяч мест, из них около 40% приходилось на гостиничные средства размещения. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составлял 42%.19

Основные тенденции спроса на внутреннем рынке заключались в сохранении приоритетов на традиционные виды отдыха — пляжный на Юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный. В то же время заметно, как постепенно возвращался интерес к культурно-познавательному туризму и разновидностям специализированного туризма, таким, как охота, рыбалка, а также событийный и экологический туризм.

В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции. Вместе с тем меры по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только восстановлением гостиничного фонда. При ежегодном выделении федеральных средств на формирование базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры проблема разработки необходимого количества инвестиционных проектов может быть решена в течение четырех лет, что потребует приблизительно 66,0 млн. руб. 20

Для успешного развития социального туризма в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь, на развитие инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и, в частности, малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах.

Особенности развития туризма в России во многом обусловлены социокультурными изменениями, происходившими в стране после 1990 года. Иностранные граждане получили возможность свободно передвигаться по территории России, а российские выезжать за границу. Небольшие частные туристские фирмы стали во множестве появляться и в крупнейших городах, и в далекой провинции. Общий экономический кризис этих лет существенно повлиял на структуру и динамику российского туризма. В итоге резко сократился спрос на преобладавшие прежде путешествия и отдых внутри страны (социальный туризм) и столь же резко увеличился спрос на ранее весьма немногочисленные поездки в зарубежные центры туризма (см. рис. 2.4.).

Динамика развития предприятий туризма показывает, что происходит сокращение числа мест размещения (см. рис. 2.1.) 21 . Так, общее число санаториев и учреждений отдыха сократилось на 40%. Значительное сокращение в структуре средств размещения коснулось туристских баз, общее количество которых сократилось на 51%, уменьшение койко-мест произошло на 11000. Все это свидетельствует о том, что многие учреждения отдыха в период рыночных преобразований не смогли приспособиться к переменам, в результате многие были закрыты и прекратили свое существование.

Рис. 2.1. Динамика основных показателей гостиниц и аналогичных средств размещения в Российской Федерации в 1999-2003 гг. (номерной фонд).

Рис. 2.2. Динамика основных показателей гостиниц и аналогичных средств размещения в Российской Федерации в 1999-2003 гг. (единовременная вместимость).

Рис. 2.3. Динамика основных показателей гостиниц и аналогичных средств размещения в Российской Федерации в 1999-2003 гг. (использование номерного фонда).

Рис. 2.4. Динамика основных показателей въездного и выездного туризма в Российской Федерации в 1999-2004 гг..

Современное развитие туризма в России характеризуется наличием противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

Ситуация на общероссийском туристическом рынке характеризуется следующими тенденциями:

  • снижается спрос на групповые поездки и активизируется индивидуальный туризм;

  • пользуются повышенным спросом автобусные маршруты;

  • растет предложение для семейных туристов в количестве 5-6 человек;

  • растет предложение специализированных туров;

  • развлекательный компонент в инсентив — туризме в последнее время заменяется образовательным.

На конъюнктуру внутреннего туристского рынка влияют в основном следующие факторы:

  • Большая доля транспортной составляющей в общей стоимости туров, делающая неконкурентоспособным предложение на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными поездками;

  • Недостаточное использование системы скидок на транспорт и размещение ориентируют внимание российских туроператоров на иностранные рынки;

  • Значительный рост стоимости предложения на внутреннем рынке, достигшей международного уровня при более низком качестве обслуживания, что также стимулирует переориентацию спроса на зарубежные поездки;

  • Уменьшение общей подвижности населения; более чем в 2 раза увеличилась доля населения, проводящая отпуск на даче, у родственников и знакомых; до 60 % населения проводит отпуск дома;

  • Разрушение системы руководства туристской отраслью, что привело к ее распаду на отдельные звенья, потере координации деятельности объектов, ликвидации региональных маршрутов;

  • Недостаток квалифицированных кадров менеджеров, способных работать в новых экономических условиях.

На сегодняшний день в России действует несколько негосударственных организаций, профессионально занимающихся проблемами развития социального туризма:

ВНТО . В целях расширения сферы социального туризма, в Российской Федерации в 1997 году было создано Всероссийское народное туристское общество (ВНТО).

ВНТО создано для решения актуальных профессионально туристских проблем, в числе которых:

  1. расширение сферы социального туризма, в основе которого — доступный отдых, свободное передвижение, рациональный досуг, познавательная деятельность тружеников, слабо защищенных слоев населения;

  2. использование средств государственного и внебюджетного страхования для организации отдыха и туризма школьников, трудящихся, ветеранов войны и труда, малоимущих граждан;

  3. формирование единой методологии народного туризма, реализуемого посредством программ краеведения и обучения, практических проектов по освоению туристского пространства России, возрождение туристских маршрутов, создание новых рабочих мест;

  4. продвижение законодательной базы народного туризма — подготовка и внесение в установленном порядке на рассмотрение Госдумы проектов, законов, регулирующих туристскую деятельность.

В рамках ВНТО действует система профессиональных ассоциаций (гильдия экскурсоводов, ассоциации музеев, туристских клубов, гильдии краеведов), которые заключают коллективные договора с ассоциацией туроператоров на формирование туристского продукта и условия его распространения на рынке, а также договора на абонементное обслуживание с ассоциациями потребителей (детскими фондами, клубами молодежи, ветеранов, студенческими ассоциациями) в режиме социального партнерства. ВНТО представляет скидки и гарантии участникам договоров и ассоциаций.

Средства от членства в обществе используются на возрождение гостиничных, ресторанных, санаторных цепей, межрегиональных туристских маршрутов, путешествий и экспедиций, особенно героико-патриотической и культурно-исторической ориентации: героико-патриотической экспедиции «Россия — Родина моя»; национальных маршрутов: «Пушкинский меридиан», «Сибирский казачий путь», «Путь из варяг в греки», «Великие реки России», «Национальная туристская тропа»; национальных программ: «Золотое наследие Руси», «Славянская письменность», «Русские монастыри».

На базе Российской международной академии туризма (РМАТ) и Всероссийского народного туристского общества создано Анимационное Агентство «Альма-Матер Тур» которое занимается разработкой и внедрением программы выездных учебных занятий, позволяющей слушателям Академии наглядно изучать туристскую отрасль на примере различных предприятий, работающих в сфере туризма. Помимо этого, данная система обучения призвана повысить интеллектуальный и культурный уровень учащихся РМАТ, организовать их досуг, расширить кругозор. С точки зрения возрождения российского туризма система выездных учебных занятий способна повысить уровень развития социального туризма которому в данный момент уделяется большое внимание.

Российская Ассоциация социального туризма.

РАСТ осуществляет свою программу наиболее полного удовлетворения потребностей населения в полноценном отдыхе и укреплении здоровья, развития семейного и молодежного туризма в тесном взаимодействии с центральными и местными органами законодательной и исполнительной власти, правительством, региональными профсоюзами.

Комиссия по туризму для людей с ограниченными жизненными возможностями.

Пешеходный туризм,

Горный туризм,

Спелео туризм,

Авто-мото туризм,

Вело туризм,

Конный туризм,

Лыжный туризм,

Водный туризм,

Парусный туризм.

В настоящее время видами социального туризма, культивируемыми в России различными категориями ЛОЖВ, являются:

Таблица 2.1.

Вид туризма

Кол-во

регионов

Основная форма мероприятий

1

Пешеходный туризм

20

Слеты, соревнования, походы, туриады

2

Авто-мото туризм

12

Соревнования, путешествия, пробеги, ралли

3

Водный туризм

10

Походы, соревнования, туриады

4

Велоколясочный туризм

6

Путешествия, соревнования, пробеги

5

Велотуризм

2

Соревнования, походы

С 2000 по 2004г. было проведено 9 Всероссийских туристских мероприятий:

Таблица 3

Год

Место проведения

Вид туризма

Вид

мероприятия

Кол-во команд

1

2001

Республика Башкортостан

Водный

Пеший

Скалолазание

Соревнования

6

2

2002

Московская область

Пеший

Велоколясочный

Велосипедный

Фестиваль

12

3

Республика Карелия

Водный

Туриада

7

4

2003

Московская область

Пеший

Велосипедный

Фестиваль

12

5

Пермская область

Водный

Соревнования

10

6

Западный Кавказ

Пеший

Туриада

20 чел. из 5 регионов

7

2004

Московская область

Велосипедный

Соревнования

2

8

Тюменская область

Пеший

Соревнования

10

9

Москва

Спелео техника

Ориентирование по тропам

Фестиваль

11

В конце 2003 — начале 2004 г. были проведены предварительные переговоры о вступлении комиссии по туризму для ЛОЖВ в международную туристскую организацию для лиц с ограниченными жизненными возможностями, («Общество доступного гостеприимства» (SATH).

Вступление комиссии в вышеназванную организацию даст доступ к информационным ресурсам и «высоким» технологиям в сфере туризма для «особых категорий населения» за рубежом, позволит наладить горизонтальные туристские обмены и т.д.

В настоящее время в России программы социальной поддержки населения средствами туризма осуществляются Фондом социального страхования РФ (ФСС). Нормативным документом, определяющим объем расходов ФСС на реализацию программ, относящихся к сфере социального туризма, является Закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год», принятый Госдумой 17 декабря 2004 г и одобренный Советом Федерации 24 декабря 2004 года.

Закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» предусматривает утверждение бюджета фонда на 2005 год по расходам в сумме 190 млрд. 798 млн. 598 тыс. 700 руб. /из них на обязательное социальное страхование 155 млрд. 680 млн. 972 тыс. 900 руб.

В текущем году фонд осуществляет оплату стоимости путевок продолжительностью пребывания не более 21 дня в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории России, стоимости проезда междугородним транспортом к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки, финансирование расходов на предоставление инвалидам реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг в пределах средств, предусмотренных законом «О федеральном бюджете на 2005 год» и перечисленных в фонд в сумме 14 млрд. 223 млн. 448 тыс. 900 руб., включая административные расходы в сумме 375 млн. 306 тыс. рублей

детского социального туризма.

Самой крупной структурой, финансирующей социальный детский туризм, является Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), в бюджет которого из года в год закладывается статья расходов на оздоровление и санаторно-курортное лечение детей.

Финансирование Фонда социального страхования РФ имеет одну важную особенность: выделяемые денежные ассигнования всегда остаются в пределах Российской Федерации, т.е. оплачиваются путевки только в собственные здравницы и лагеря. А это говорит о том, что наибольшим спросом пользуется внутренний туризм.

Рынок детского туризма характеризуется такими направлениями, как отдых, оздоровление и лечение, экскурсионные туры для школьных групп по России (Москва, Санкт-Петербург, «Золотое кольцо» и т.д.) и за рубежом (Чехия, Венгрия, Словения, Италия и другие страны Европы), а также отдых и обучение за границей (Турция, Италия, Греция, Кипр, Великобритания).

Пользователями зарубежного туризма, как правило, являются частные лица, приобретающие туры для своих детей, и предприятия, имеющие возможность оплачивать туры для детей своих сотрудников за счет собственной прибыли.

На сегодняшний день на рынке детского туризма работает довольно значительное число туристских фирм, организующих летний детский отдых как в России, так и за рубежом.

Как отмечают специалисты, занимаясь такого рода бизнесом, трудно рассчитывать на высокую норму прибыли. Нормальная рентабельность может быть достигнута только за счет больших объемов продаж или работы с собственными лагерями. Поэтому в последнее время многие туроператоры по внутреннему туризму, как правило при расчете цены путевки, предусматривают минимальную единичную прибыль, а совокупная прибыль обеспечивается за счет больших объемов продаж. Туроператоры, вкладывая средства в восстановление и модернизацию основных фондов для детского отдыха, стараются приобретать эти лагеря в собственность или арендовать их на длительное время. Но в то же время спрос на детский отдых является самым стабильным. По статистике туристских фирм, занимающихся детским, семейным и молодежным туризмом, примерно 80% их клиентов — дети, 15% — семьи, 5% — молодежь.